Зона катастрофического затопления

  • автор:

Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения

О зонах затопления, подтопления

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2014 года N 360

О зонах затопления, подтопления *

(с изменениями на 7 сентября 2019 года)

________________
* Наименование в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171..
Правительство Российской Федерации
(Преамбула в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:
Положение о зонах затопления, подтопления;
(Абзац в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной им предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Положение о зонах затопления, подтопления

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 апреля 2014 года N 360

(с изменениями на 7 сентября 2019 года)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок установления, изменения и прекращения существования зон затопления, подтопления.
(Пункт в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

2. Границы зон затопления, подтопления устанавливаются в отношении территорий в соответствии с требованиями согласно приложению.
(Пункт в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

3. Зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее — предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).
(Пункт в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

4. При подготовке предложений учитываются:

а) материалы, полученные в результате геодезических и картографических работ, выполненных в соответствии с законодательством Российской Федерации о геодезии и картографии, а также данные обследований по выявлению паводкоопасных территорий;
(Подпункт в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

б) данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности на пунктах государственной наблюдательной сети;

в) данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности из фондовых материалов гидрологических и гидрогеологических изысканий под размещение населенных пунктов, мелиоративных систем, линейных объектов инфраструктуры, переходов трубопроводов, мостов;

г) данные проектных материалов, подготовленные в целях создания водохранилищ;

д) сведения, содержащиеся в правилах использования водохранилищ;

е) расчетные параметры границ затоплений пойм рек, определенные на основе инженерно-гидрологических расчетов;

ж) параметры границ подтоплений, определенные на основе инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий.

5. Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.
(Пункт в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

6. Заявление в виде файла в формате XML с приложением предложений и сведений о границах зон затопления, подтопления (далее — заявление) перед направлением в Федеральное агентство водных ресурсов подлежит согласованию:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 года N 444; в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

а) с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (его территориальными органами), Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальными органами) — при установлении границы зон затопления, подтопления;
(Подпункт в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

б) с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды — при установлении границы зон затопления;
(Подпункт в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

в) с Федеральным агентством по недропользованию — при установлении границы зон подтопления.
(Подпункт в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

7. Документы, указанные в пункте 6 настоящего Положения, могут быть представлены непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и должны быть рассмотрены соответствующими органами в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
(Пункт в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

8. В согласовании заявления может быть отказано в случае, если представленные предложения не соответствуют требованиям к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, предусмотренным приложением к настоящему Положению.
(Пункт в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

9. Отказ в согласовании заявления может быть обжалован в судебном порядке.

10. В случае принятия решения о согласовании заявления на графическом описании местоположения границ зон затопления, подтопления проставляется отметка, которая заверяется печатью и подписью уполномоченного должностного лица соответствующего органа, указанного в пункте 6 настоящего Положения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 года N 444; в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

11. Согласованное заявление либо отказ в его согласовании передается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации непосредственно или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

12. В случае непредставления в срок, указанный в пункте 7 настоящего Положения, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласованного заявления либо отказа в его согласовании заявление считается согласованным.
(Пункт в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

13. После согласования заявления орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет его в Федеральное агентство водных ресурсов непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

14. В установлении, изменении зон затопления, подтопления Федеральным агентством водных ресурсов может быть отказано в следующих случаях:
(Абзац в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

а) отказ в согласовании заявления соответствующими органами, указанными в пункте 6 настоящего Положения;
(Подпункт в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

б) представленные предложения не соответствуют требованиям к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, предусмотренным приложением к настоящему Положению.
(Подпункт в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

15. Отказ в установлении, изменении зон затопления, подтопления может быть обжалован в судебном порядке.
(Пункт в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

16. Пункт утратил силу с 18 сентября 2019 года — постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171..

17. Федеральное агентство водных ресурсов (его территориальные органы):

а) в течение 5 рабочих дней со дня издания акта, указанного в пункте 3 настоящего Положения:
вносит сведения о зонах затопления, подтопления в государственный водный реестр;

направляет (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) копию акта, указанного в пункте 3 настоящего Положения, в орган местного самоуправления городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются зоны затопления, подтопления;

направляет в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) сведения о зонах затопления, подтопления для внесения в Единый государственный реестр недвижимости;

б) в течение 5 рабочих дней со дня получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости о зонах затопления, подтопления представляет указанные сведения в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
(Пункт 17 в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

18. Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

18_1. Границы зон затопления, подтопления на местности не обозначаются.
(Пункт дополнительно включен с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171)

19. Границы зон затопления, подтопления могут быть изменены в порядке, предусмотренном настоящим Положением, по следующим основаниям:
(Абзац в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

а) возникновение аварий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, сложившихся вследствие прохождения половодья, дождевого паводка повторяемостью один раз в 100 лет и реже, сложной ледовой обстановки, пропуска вод в катастрофически большом количестве. При этом изменение границ зон затопления, подтопления осуществляется не реже одного раза в 10 лет;
(Подпункт в редакции, введеной в действие с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171.

б) внесение изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий.

20. Зоны затопления и подтопления прекращают свое существование одновременно с прекращением существования водных объектов.

Федеральное агентство водных ресурсов в течение 5 рабочих дней со дня исключения сведений о зонах затопления и подтопления из государственного водного реестра направляет указанную информацию в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
(Пункт дополнительно включен с 18 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 года N 1171)

Приложение к Положению. Требования к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления

Приложение
к Положению о зонах
затопления, подтопления
(В редакции, введеной в действие
с 18 сентября 2019 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 сентября 2019 года N 1171. —
См. предыдущую редакцию)

Требования к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления

1. Зоны затопления устанавливаются в отношении:

а) территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) с учетом фактически затапливаемых территорий за предыдущие 100 лет наблюдений;

б) территорий, прилегающих к устьевым участкам водотоков, затапливаемых в результате нагонных явлений расчетной обеспеченности;

в) территорий, прилегающих к естественным водоемам, затапливаемых при уровнях воды однопроцентной обеспеченности;

г) территорий, прилегающих к водохранилищам, затапливаемых при уровнях воды, соответствующих форсированному подпорному уровню воды водохранилища;

д) территорий, прилегающих к зарегулированным водотокам в нижних бьефах гидроузлов, затапливаемых при пропуске гидроузлами паводков расчетной обеспеченности.

2. Зоны подтопления устанавливаются в отношении территорий, прилегающих к зонам затопления, указанным в пункте 1 настоящих требований, повышение уровня грунтовых вод которых обусловливается подпором грунтовых вод уровнями высоких вод водных объектов. В границах зон подтопления устанавливаются:

а) территории сильного подтопления — при глубине залегания грунтовых вод менее 0,3 метра;

б) территории умеренного подтопления — при глубине залегания грунтовых вод от 0,3-0,7 до 1,2-2 метров от поверхности;

в) территории слабого подтопления — при глубине залегания грунтовых вод от 2 до 3 метров.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 апреля 2014 года N 360

Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

1. В Положении об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года N 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 16, ст.1921; 2009, N 18, ст.2248; N 43, ст.5080; 2011, N 29, ст.4493; N 47, ст.6660; 2013, N 24, ст.2999):

а) в пункте 3:
в абзаце втором после слова «прогнозирование» дополнить словами «негативного воздействия вод, а также»;
в абзаце четвертом слова «контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» заменить словами «надзора в области использования и охраны водных объектов»;

б) абзац второй пункта 4 дополнить словами «, зон затопления, подтопления»;

в) в абзаце пятом пункта 6 слово «водоотведении» заменить словами «сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты»;

г) в пункте 10:
в абзаце третьем:
после слов «водоохранных зон» дополнить словами «, зон затопления, подтопления»;
слово «водоотведении» заменить словами «сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты»;
в абзаце четвертом после слов «водоохранных зон» дополнить словами «, зон затопления, подтопления»;
в абзаце шестом слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных вод»;
в абзаце восьмом после слов «водоохранных зон водных объектов,» дополнить словами «зон затопления, подтопления,»;

д) в пункте 14:
в абзаце втором после слов «водоохранных зон,» дополнить словами «зон затопления, подтопления»;
в абзаце третьем:
после слов «, находящихся в федеральной собственности,» дополнить словами «зон затопления, подтопления,»;
после слов «водоохранных зон водных объектов,» дополнить словами «зон затопления, подтопления,»;
слова «контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» заменить словами «надзора в области использования и охраны водных объектов»;

е) в абзаце втором пункта 16 слова «сточных вод и (или) дренажных вод» заменить словами «сточных, в том числе дренажных, вод».

2. В Положении о ведении государственного водного реестра, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года N 253 «О порядке ведения государственного водного реестра» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 19, ст.2357; 2009, N 18, ст.2248; 2011, N 9, ст.1246; 2012, N 43, ст.5875; 2013, N 52, ст.7215):

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Каждую весну тема затоплений и подтоплений становится актуальной. Поэтому сегодня поговорим о том, что такое зоны затопления и подтопления, как, кто и зачем их организует.

Что такое зоны затопления и подтопления? Их отличия

Зоны затопления и подтопления (далее — ЗЗП) относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на всех видах документации, разрабатываемой при планировании развития территорий. Это необходимо для того чтобы на данных территориях соблюдался определённый режим в целях предотвращения негативного воздействия на них. Это важно, поскольку затопление может привести не только к большим имущественным потерям, но и человеческим жертвам.

Для начала разберёмся, чем же отличается затопление от подтопления. Разница в том, что подтопление территории происходит за счёт того, что поднимаются из-под земли грунтовые воды. При затоплении же вода появляется не «снизу», а «сверху», то есть в результате впадения осадков или разлива водоёмов.

Зона возможного и катастрофического затопления

Важные определения понятий, касающиеся затопления, можно посмотреть в ГОСТе по чрезвычайным ситуациям. В нём зона возможного затопления определяется как территория, которая может быть покрыта водой в случае, например, если водоём выйдет из берегов или в случае разрушения гидротехнического сооружения (плотины, ГЭС, дамбы и пр.). Если в такой зоне предположительно могут погибнуть люди или повреждено имущество, то такая зона именуется зоной возможного катастрофического затопления.

Установление зон затопления и подтопления

Вопрос об установлении границ ЗЗП регулируется Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления». В Приложении к нему устанавливается, в отношении каких территорий должна быть установлена ЗЗП. Ведь в отношении не всех территорий целесообразно устанавливать ЗЗП. Это делается в отношении только тех территорий, которые входят в группу риска. В основном к ним относятся территории, которые прилегают к различным водным объектам (водотокам, водохранилищам, естественным водоёмам) и затапливаемые с определённой периодичностью или при определённом уровне воды. Среди зон подтопления выделяют различные уровни в зависимости от глубины залегания грунтовых вод: чем глубже под землёй грунтовые воды, тем менее опасен уровень подтопления.

В Постановлении также определяется порядок установления зон ЗЗП. Вкратце рассмотрим его.

Орган исполнительной власти субъекта РФ готовит заявление об установлении ЗЗП. Проект установления границ должен содержать текстовое и графическое описание границ ЗЗП. Оно должно быть согласовано одним из перечисленных в Постановлении органов в зависимости от того, является ли устанавливаемая зона зоной подтопления и затопления (МЧС), зоной затопления (Росгидромет) или зоной подтопления (Роснедра). После согласования заявления оно утверждается Росводресурсы. Срок согласования – 15 дней. После согласования границ ЗЗП Росводресурсы направляет сведения об этом в Росреестр и МЧС, а сведения об этом вносит в соответствующий реестр. ЗЗП считаются определёнными с того момента, когда соответствующая запись будет внесена в кадастр недвижимости. Затем также данная информация должна быть отображена в градостроительной документации. Росводресуры может отказать в определении границ ЗЗП только в случае, если заявление не было согласовано, либо если территория не соответствует установленным в Постановлении требованиям.

Использование территории в зонах затопления и подтопления

В границах ЗЗП установлен особый режим использования территории. В связи с этим на данных территориях запрещается:

1) размещать новые населённые пункты и объекты кап. строительства без средств обеспечения защиты от затоплений;

2) использовать сточные воды в целях регулирования плодородия почв;

3) размещать кладбища, скотомогильники, свалки различных видов отходов;

4) распылять химикаты против вредителей с воздуха.

Кроме того, собственник водного объекта обязан осуществлять меры, препятствующие затоплению территории, а также ликвидации их последствий, если вдруг такое произошло.

Определение границ зон затопления и подтопления

Определение границ ЗЗП – сложный процесс, требующий учёта многих факторов. Для того чтобы правильно спрогнозировать, какая территория может быть затоплена, каковы её размеры, необходимо произвести расчёты, используя при этом различные данные. Существуют различные методы расчёта границ ЗЗП. Наиболее используемыми являются картографическое моделирование и математическое моделирование. Методики расчёта не закреплены в каких-либо нормативных актах. Методику выбирает профильный специалист, который участвует в подготовке проекта при определении ЗЗП. Также существуют такие методы, как вероятностно-статистический и экономический (последний применяется для оценки возможного материального ущерба). Методику можно применять как при подготовке документов на установление границ ЗЗП, так и у ситуациях уже наступившего наводнения.

Каждый метод имеет свою область применения. Картографический метод не отличается точностью, зато является более простым и быстрым в применении. При таком методе используются данные о рельефе местности и особенностях водоемов. При построении математических моделей анализируется большее количество данных, что обеспечивает его большую точность. Но некоторые данные зачастую получить трудно, поэтому для предварительной оценки зачастую используется картографический метод.

Чтобы иметь хотя бы общее представление о том, как это происходит, приведём пример. Представим, что нам нужно определить границы затопления территории, прилегающей к реке. При этом можно использовать так называемый «пойменный подход». Он заключается в том, что при анализе мы будем использовать данные о пойме – это территория, которая обычно затапливается во время выхода реки из берегов (весной или в период длительных дождей). Сведения о ширине поймы можно взять из постов в Гидрологических ежегодниках. Однако гидропосты (точки наблюдения за состоянием реки) расположены друг от друга слишком далеко. Чтобы получить на выходе более точные данные, делим расстояние между гидропостами пополам и определяем в этой точке ширину поймы как среднее значение между шириной поймы на гидропостах. На местах, где таких постов нет, применим метод линейной интерполяции (если для Вас это просто набор букв – не растеривайтесь, значит, вы юрист до мозга костей). При этом также следует учесть следующие данные: как часто при паводках уровень воды превышает критический, насколько мощные обычно паводки в данной местности, как долго вышедшая из берегов вода не уходит и пр. Проанализировав данные, специалисты могут определить примерные границы территории, которая в следующий раз будет заполнена при розливе реки.

Однако ситуации затопления происходят не только на природных объектах, но и на гидротехнических сооружениях. В таких случаях картографического метода уже недостаточно, нужно прибегать к помощи формул. Чтобы определить границы ЗЗП при прорыве плотины, необходимы такие исходные сведения, как объем водохранилища; глубина воды перед плотиной (глубина прорана); ширина прорана, или участка перелива воды через гребень плотины; средняя скорость движения волны прорыва (попуска) — V, м/с; расстояние от плотины (водоема) до объекта (например, прилегающие к водохранилищу населённые пункты, заводы). При помощи формул можно вычислить высоту волны, дойдёт ли она до находящихся рядом объектов.

Расчёты по формулам – довольно специфическая деятельность. Интересующимся этой тематикой рекомендуем обратиться к следующим материалам:

Если ситуация затопления всё-таки наступила, не смотря на все предпринятые меры, необходимо произвести расчёт возможных негативных последствий. Данный вопрос урегулирован Приказом Ростехнадзора от 29.03.2016 N 120 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)». Методика применяется для расчётов возможных человеческих и имущественных потерь социального ущерба. В Методике описаны методы математического моделирования, методы детальной оценки, планшетный метод оценки вероятностного вреда. В ней приведены конкретные формулы, необходимые для расчёта ущерба со всеми необходимыми показателями и значениями.

Таким образом, работа с ЗЗП – довольно сложная и комплексная деятельность, требующая усилий различных органов власти и высококвалифицированных специалистов в различных областях. Это неспроста, поскольку наводнение – это серьёзное стихийное бедствие, которое может обернуться пагубными последствиями для тех, кто попал в зону его поражения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *