Журнал учета трудовых книжек — это реестр, содержащий информацию о движении основного кадрового документа работника (поступления, выдачи, оформления дубликата или вкладыша). Содержанием реестра нередко интересуются проверяющие в ходе проведения контрольных мероприятий.
Что это за книга и как она выглядит
Кадровик или иное лицо, уполномоченное документировать прием и увольнение работников, должен заносить данные из трудовых книжек и вкладышей к ним в специальный журнал регистрации трудовых книжек. Его форма утверждена приложением №3 к Постановлению Минтруда России от 10.10.2003 № 69.
Обязанность работодателя иметь такой реестр прописана в Постановлении Правительства от 16.04.2003 № 225. Ее приобретают в магазинах либо распечатывают самостоятельно, переплетают и пользуются. Выбирая, как назвать регистр: журнал регистрации трудовых книжек или журнал учета трудовых книжек, рекомендуем скопировать в точности название, приведенное в Постановлении Минтруда № 69.
Первым делом надо подписать книгу. Достаточно указать наименование организации и название журнала, а в нижней части вписать дату начала и окончания ведения.
Важно помнить о требованиях к книге учета. Журнал движения трудовых книжек должен иметь твердый переплет и быть прошнурованным. Все страницы следует пронумеровать, а затем заверить у руководителя. Начальник не только подписывает документ, но и уточняет количество пронумерованных и прошнурованных листов в нем. Печати (при наличии ее в организации) на страницах не нужны.
Какие данные фиксируются
Заполняется книга только в двух случаях:когда человека принимают на работу и когда увольняют. Среди обязательных сведений в ней:
- порядковый номер регистрируемой записи;
- дата приема человека на работу (цифрами);
- данные сотрудника;
- должность, на которую принят гражданин;
- наименование службы или отдела, куда он принят;
- реквизиты приказа о приеме на работу;
- подпись лица, подтверждающая получение или выдачу документа.
Нюансы при заполнении
Обычно у кадровиков не возникает сложностей при ведении учета. Но есть моменты, которые надо помнить:
- фамилия, имя и отчество сотрудника всегда надо заносить в неизменном виде, никаких сокращений не допускается;
- если работника назначают на новую должность, эти сведения не переносятся;
- в случае увольнения работника в графе 12 вписывают последний день работы. Но если бумаги отправляются бывшему сотруднику почтой, то в поле надо записать дату пересылки, дополнительно приложить уведомление о необходимости явиться за книжкой, согласие адресата на пересылку, квитанцию об отправке;
- если увольняющийся не явился лично за документами, поле для подписи остается незаполненным; если работник по каким-то причинам отказывается получать документ — сюда вписывают реквизиты Акта об отказе в росписи, который прилагается к реестру;
- графа 10 заполняется всегда, а следующая, как правило, никогда.
- если необходимо исправить какую-то запись, неверное зачеркивается, а ниже записывается корректная формулировка, обо всех исправлениях необходимо «сообщать» на внутренней части обложки по аналогии с внесением изменений в саму трудовую; там указывается, запись под каким номером исправлена, поставлена дата и роспись ответственного лица.
- вносить записи надо в каждую строку. Только полностью заполненный журнал разрешается сдавать в архив. Хранить его надо в течение 75 лет.
Ответственность за отсутствие или несоблюдение требований
Книга учета и движения хранится у того сотрудника, кто ее ведет. Если в организации нет такого документа или его неправильно ведут, контролирующие органы расценят это как нарушение законодательства и оштрафуют по ст.5.27 КоАП РФ. Минимальный штраф:
- для должностных лиц и ИП — 1 000 рублей;
- для компаний — 30 000 рублей.
Скачать образец журнала учета трудовых книжек в Excel
Скачать образец журнала учета трудовых книжек в Word
Скачать бесплатно образец журнала движения трудовых книжек заполненный
В строке «Учреждение» указывается полное наименование организации или ИП в соответствии с учредительными документами. Например, «Индивидуальный предприниматель Петров И.А.» или «Общество с ограниченной ответственностью «Компания»».
Далее указывается наименование структурного подразделения организации, оформляющего книгу учета (если в организации нет структурных подразделений, поставьте прочерк).
В поле «Дата открытия» указывается дата начала ведения книги учета (как правило, совпадает с датой получения первой партии БСО).
В поле «Дата закрытия» указывается дата окончания ведения книги учета.
В поле «Код по ОКПО» необходимо указать код по ОКПО в соответствии с полученным уведомлением из Росстата. Если код не был присвоен, поставьте прочерк.
Поле «Номер счета» заполняют только организации, которые ведут бухгалтерский учет (как правило, указывается забалансовый счет «006»).
В поле «Наименование формы строгой отчетности» указывается форма БСО (квитанция, туристическая путевка, билет, абонемент и т.д.).
В поле «Код формы» указывается код формы БСО (БО-1, БО-2 и т.д.). Если на бланке строгой отчетности данный код не указан, то в этом поле можете поставить прочерк.
Таблица:
В столбце «Дата» построчно указываются даты (число месяц и год):
- получения БСО из типографии;
- выдачи БСО материально ответственным лицам;
- списания БСО.
В столбце «От кого получено (кому отпущено)» построчно указывается:
- В случае получения БСО – наименование организации, от которой бланки были получены (например, «ООО «Типография»»).
- В случае выдачи БСО – ФИО материально ответственного лица (МОТ) которому бланки были выданы.
В столбце «Основание» указывается наименование, номер и дата документа, на основании которого были получены или выданы БСО (например, «Накладная № 10 от 01.05.2016 г.»).
Столбец «Приход» заполняется при получении БСО (как правило, из типографии). В нем указывается количество полученных бланков, серия, а также номера первого и последнего бланков. Например, «Серия 01 (номер с 000001 по 000100)».
Столбец «Расход» заполняется при выдаче БСО материально ответственным лицам (МОТ). В нем указывается количество выданных бланков, серия, а также номера первого и последнего бланков. Работник, получивший бланки должен поставить свою подпись (при получении БСО из типографии подпись ставит лицо ответственное за их получение).
В столбце «Остаток» указывается количество БСО, которые хранятся в организации (у ИП) за вычетом бланков выданных материально ответственным лицам.
Внизу каждой страницы книги учета БСО в графе «Итого» выводится общее количество полученных, выданных и оставшихся бланков строгой отчетности.