Защита законных интересов

  • автор:

от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 26 апреля 2013 года

Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2013 года

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 352-ФЗ)

Статья 1

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.

2. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее — Уполномоченный) и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

3. Уполномоченный назначается Президентом Российской Федерации с учетом мнения предпринимательского сообщества сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд.

4. Уполномоченным назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе тридцати лет, имеющее высшее образование.

5. Уполномоченный не вправе быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее четырнадцати дней со дня назначения на должность. В своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит.

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 № 294-ФЗ)

6. Полномочия Уполномоченного могут быть досрочно прекращены по решению Президента Российской Федерации.

Статья 2

Основными задачами Уполномоченного являются:

1) защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и российских субъектов предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

2) осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

3) содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

4) взаимодействие с предпринимательским сообществом;

5) участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Статья 3

1. Уполномоченный подотчетен Президенту Российской Федерации. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Президенту Российской Федерации доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку условий осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании правового положения субъектов предпринимательской деятельности в части, относящейся к компетенции Уполномоченного.

2. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и официальному опубликованию в «Российской газете».

Статья 4

1. Уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также порядком подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним, утвержденным Уполномоченным.

2. Уполномоченный принимает решение о принятии жалобы субъекта предпринимательской деятельности (далее также — заявитель) к рассмотрению или об отказе в принятии жалобы к рассмотрению в течение десяти дней со дня ее поступления, о чем уведомляет заявителя в течение трех дней. В дальнейшем Уполномоченный уведомляет заявителя о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже одного раза в два месяца.

3. Уполномоченный направляет заявителю мотивированный отказ в принятии жалобы к рассмотрению при наличии в жалобе указания почтового и (или) электронного адреса заявителя по следующим основаниям:

1) текст жалобы, направленной в письменной форме, не поддается прочтению;

2) в жалобе содержится только тот вопрос, на который заявителю многократно давались Уполномоченным ответы по существу в письменной форме в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые обстоятельства по этому вопросу;

3) ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

4. В случае, если в поступившей на имя Уполномоченного жалобе не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый или электронный адрес заявителя, такая жалоба не подлежит рассмотрению.

5. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан выполнить одно или несколько из следующих действий:

1) разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) передать жалобу в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. Направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, запрещается;

3) направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов;

4) обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие‑либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;

5) обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности;

6) обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

7) направить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. При рассмотрении жалоб Уполномоченный вправе привлекать экспертов, способных оказать содействие в их полном, всестороннем и объективном рассмотрении.

7. Информация о результатах рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности подлежит размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при условии обязательного обезличивания персональных данных.

Статья 5

1. В ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения;

3) в целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 – 159.6, 160 и 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 −172, 173.1 −174.1, 176 – 178, 180, 181, 183, 185, 185.2 – 185.4, 190 – 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы;

4) принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;

5) одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, выносить подлежащие немедленному исполнению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления, предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 02.11.2013 № 294-ФЗ)

2. Руководители и иные должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием Уполномоченного, направить ответ в письменной форме на обращение Уполномоченного, а также предоставить Уполномоченному запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения соответствующего обращения. Ответ на обращение Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.

3. В целях рассмотрения обращений Уполномоченного органы прокуратуры, правоохранительные органы, органы государственной власти по инициативе Уполномоченного могут создавать рабочие группы.

Статья 6

В целях выполнения определенных настоящим Федеральным законом задач Уполномоченный вправе:

1) направлять Президенту Российской Федерации, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности Уполномоченного;

2) направлять Президенту Российской Федерации мотивированные предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности до решения этого вопроса соответствующим судом;

3) направлять Президенту Российской Федерации мотивированные предложения об отмене постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации;

4) направлять в Правительство Российской Федерации мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности;

5) направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в случае, если соответствующие полномочия предусмотрены конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации);

6) давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, являющиеся обязательными для рассмотрения Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. О результатах рассмотрения заключения Уполномоченный должен быть уведомлен в письменной форме в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения соответствующего заключения;

7) направлять органам и лицам, имеющим право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, мотивированные предложения в части, относящейся к компетенции Уполномоченного, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Статья 7

1. Уполномоченный вправе назначать общественных представителей, действующих на общественных началах.

2. Общественные представители Уполномоченного осуществляют представительские и экспертные функции.

3. Уполномоченный в рамках своей компетенции осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, инвестиционными уполномоченными в федеральных округах и иными лицами.

4. Уполномоченный вправе создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их деятельности представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества, общественных организаций.

5. Уполномоченный вправе создавать на территории Российской Федерации общественные приемные, оказывающие субъектам предпринимательской деятельности консультативную помощь по вопросам, относящимся к компетенции Уполномоченного.

Статья 8

1. Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.

2. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется Управлением делами Президента Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата.

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 № 294-ФЗ, от 28.11.2015 № 352-ФЗ)

2.1. Уполномоченный устанавливает численность и штатное расписание своего рабочего аппарата, утверждает структуру рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководит его работой.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 02.11.2013 № 294-ФЗ)

2.2. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный издает приказы и распоряжения.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 02.11.2013 № 294-ФЗ)

3. Информация о деятельности Уполномоченного, включая порядок подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним, размещается на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 9

1. Законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации (далее — уполномоченный в субъекте Российской Федерации), которая является государственной должностью субъекта Российской Федерации.

2. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации осуществляет свою деятельность в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

4. Назначение кандидата на должность уполномоченного в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным с учетом мнения предпринимательского сообщества.

5. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы.

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 № 294-ФЗ)

6. Досрочное прекращение полномочий уполномоченного в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по представлению Уполномоченного либо с его согласия.

7. Финансовое обеспечение деятельности уполномоченного в субъекте Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 10

1. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в органе, осуществляющем государственную регистрацию на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и жалобы субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее также — заявители), на решения или действия (бездействие) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.

2. Направление жалобы по одному и тому же вопросу уполномоченным, осуществляющим свою деятельность в разных субъектах Российской Федерации, не допускается. В случае, если после принятия жалобы к рассмотрению уполномоченным в субъекте Российской Федерации будет установлено, что аналогичная жалоба уже рассматривается уполномоченным в другом субъекте Российской Федерации, жалоба оставляется без дальнейшего рассмотрения и возвращается обратившемуся с ней субъекту предпринимательской деятельности.

3. При осуществлении своей деятельности уполномоченный в субъекте Российской Федерации вправе:

1) запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие‑либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;

3) направлять в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления мотивированные предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности уполномоченного в субъекте Российской Федерации;

4) направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

5) принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;

6) осуществлять иные действия в рамках своей компетенции в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

4. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, инвестиционными уполномоченными в федеральных округах и иными лицами.

5. Руководители и иные должностные лица органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием уполномоченного в субъекте Российской Федерации, а также предоставить ему запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения соответствующего обращения. Ответ на обращение уполномоченного в субъекте Российской Федерации направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.

6. По окончании календарного года уполномоченный в субъекте Российской Федерации направляет Уполномоченному информацию о результатах своей деятельности с оценкой условий осуществления предпринимательской деятельности в субъекте Российской Федерации и предложениями о совершенствовании правового положения субъектов предпринимательской деятельности.

Статья 11

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Часть 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2015 года.

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 № 294-ФЗ)

3. Уполномоченный в течение тридцати дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает порядок подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним.

Каждый ребенок в России, будучи ее гражданином, уже обладает общими правами, предусмотренными Конституцией РФ и Декларацией прав ребенка. В силу несовершеннолетнего возраста не все из них он может осуществить, однако базовые права (право на жизнь, например) защищаются в той же мере, что и у взрослого. При этом законодательство предусматривает и ряд особых прав, которыми могут пользоваться только дети.

Поскольку права существуют, они должны защищаться. Применительно к детям их защитой занимаются сами родители, органы опеки, суды, прокуратура и т. д. И существенным элементом этой системы являются уполномоченный по правам ребенка на федеральном уровне и его коллеги, действующие в регионах России.

В Новосибирской области также можно обратиться за защитой своих прав и законных интересов к Уполномоченному по правам ребенка.

Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области (государственный орган) располагается в здании Законодательного Собрания Новосибирской области по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова, 3 (приемная Уполномоченного — каб. 708, личный прием граждан — каб. 111).

Телефон приемной (383) 223-20-27

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интерес и субъективное гражданское право»

Актуальность темы

Термин «интерес» был известен еще римским юристам; которые применяли его для обозначения денежного* эквивалента процентов^ за предоставление займа1. Постепенно! интерес стал< ассоциироваться4 с денежным выражением какого-либо результата, например, интерес посредника. В» настоящее время он используется во многих сферах любого цивилизованного общества. Поэтому его принято называть общенаучным. Вместе с тем, термин «интерес» не имеет единого общепризнанного или официального определения. Более того, практика свидетельствует, что в некоторых отраслях знаний и даже законодательной’ базе интерес используется без формулирования его определения. В частности, ГК РФ, несмотря на то, что упоминает об интересе более 200’раз, активно используя его в качестве оснований возникновения, изменения или прекращения договорных и деликтных правоотношений граждан и юридических лиц по поводу имущества, в том числе имущественных прав; работ и услуг; охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальных благ, тем не менее, не содержит определения интереса ни как гражданско-правовой категории, ни как объекта охраны или защиты. Такая ситуация вызывает споры и является основанием для формирования различных концепций о сущности интереса.

Принадлежность интереса к правовым категориям подтверждается также многочисленными ссылками в законах и иных нормативных правовых

— граждане (физические лица) и юридические лица приобретают, и осуществляют свои гражданские права своейволей и в своем интересе.

— гражданские права могут быть ограничены на основании; федерального закона и, только в той мере; в какой; это необходимо; в целях защиты основ; конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Эти, принципы нельзя признать декларативными;, поскольку их несоблюдение: влечет определенные правовые последствия. В частности, статья 13 ГК РФ устанавливает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления^ а в случаях, предусмотренных законом; таюке и нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам- и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными: Поэтому отсутствие официально установленной дефиниции данной правовой категории приводит к многочисленным «разночтениям» норм закона, принижает роль и значимость интересов в важнейших сферах общественных правоотношений.

В то же время никто не отрицает, что часть объективно существующих потребностей, в том. числе имеющих значение не только для отдельных субъектов гражданского оборота, их групп, но и государства в целом, остается за . пределами правового регулирования и охраны, что приводит к нивелированию эффекта воздействия юридических норм на общественные правоотношения. Именно эти обстоятельства подтверждают значимость и актуальность интереса для всех членов общества как побудительной причины реализации их субъективных гражданских прав.

Вместе с тем; правоприменительная деятельность констатирует, что отсутствие в ГК РФ официально установленной дефиниции интереса является пробелом гражданского законодательства, и свидетельствует о ненадлежаще разработанной.доктрине данной правовой категории.

В последние годы доктрина интереса существенно обновилась результатами трудов молодых ученых, проанализировавших эту правовую категорию в структуре корпоративных отношений, либо посвятивших ей л работы целиком, среди них можно назвать диссертации A.B. Ермаковой , В.М. Ганюшина3, А.Н. Гончаровой4, А.Ю. Дудченко5, Е.С. Зориной6, A.A.

7 8 Q 1П

Многие из названных авторов, признавая объективно-субъективную природу интереса, акцентируют свое внимание на отдельных его проявлениях, таких как корпоративные правоотношения, конфликт интересов юридического лица и его членов и т.д. По, нашему мнению,

5 Дудченко A.IO. Гражданско-правовые- способы защиты прав и законных интересов участников корпоративных правоотношений! при недружественном слиянии и поглощении хозяйственных обществ // Автореф. дисс. . . .канд. юрид. наук. Краснодар. 2008. 24с.

6 Зорина Е.С. Правовое регулирование корпоративных отношений в акционерных обществах // Дисс. канд. юрид. наук. М. 2005. 19бс.

7 Зурабян A.A. Корпоративные правоотношения как вид гражданских правоотношений // Автореф. дисс. . .канд. юрид. наук. М. 2008. 219с.

8 Колесов А.П. Гражданско-правовые способы защиты корпоративных прав и интересов // Дисс. . . канд. юрид. наук Тверь. 2008.172с.

9 Михайлов C.B. Категория интереса в гражданском (частном) праве // Дисс. . . . канд. юрид. наук. М. 2000. 255 с.

11 Нор-Аревян K.JI. Основные права акционеров и их гражданско-правовая защита // Дисс. . канд. юрид. наук. Р-н-Дону. 2007. 180с. \

12 Проничев К.В. Реализация и охрана интересов участников коммерческих юридических лиц: кроме унитарных предприятий // Дисс канд. юрид. наук М. 2004. 186 с.

13 Степкин С.П. Гражданско-правовое регулирование акционерных соглашений // Автореф. дисс . канд. юрид. наук. М. 2011.29с.

14 Семерьянова H.A. Учредители (участники) хозяйственного общества и их правовой интерес в процессе несостоятельности (банкротства): теоретико-методологические основания// Дисс. . канд. юрид. наук М. 2008. 196 с. первостепенную значимость имеет концептуальная разработка общих положений об интересе (формулирование понятия, определение уровня взаимосвязи интереса и субъективного гражданского права, установление видовых различий) — интереса и охраняемого законом интереса, интереса корпорации и корпоративного интереса, выявление элементов внутренней структуры интереса) и введение их в часть Первую ГК РФ в качестве основополагающих элементов правовой* системы наряду с субъективными гражданскими* правами. Решение этих задач позволит установить лицам дополнительные гарантии в процессе реализации их субъективных гражданских прав и тем самым повысить эффективность норм действующего гражданского законодательства.

Эти обстоятельства, по нашему мнению, убедительно свидетельствуют об актуальности научного исследования, цель и задачи которого должны быть направлены на получение научно-практического результата в виде концептуальных положений и- предложений, касающихся охраняемого законом интереса и субъективного гражданского права, а также их внедрению в действующую правовую систему РФ.

Цель исследования — на основе изучения правовых норм, научной литературы и правоприменительной практики провести системный и критический анализ использования интереса в российском гражданском праве, уточнить его понятийный аппарат и внутреннюю структуру, выявить взаимосвязь интереса и субъективного гражданского права, разработать концептуальные положения о сущности охраняемого законом интереса, а также внести предложения по изменению/дополнению законодательных актов, прямо или косвенно относящихся к интересу как элементу правовой системы РФ.

Для достижения поставленной цели диссертационной работы определен ряд исследовательских задач, среди которых наиболее значимыми можно признать следующие:

— рассмотреть понятие интереса как правовой категории, а также исследовать его становление и развитие в системе* отечественного гражданского законодательства;

— проанализировать правовую природу охраняемого законом интереса, по результатам исследования выявить отличительные признаки этой; правовой категории;

— установить сходство и; различия, а также взаимосвязь интереса и субъективного гражданского права;

— доказать, что охрана прав на многие результаты интеллектуальной деятельности поставлена в зависимость от общественных интересов и в условиях отсутствия официально установленной дефиниции данной правовой категории сформулировать ее определение;

— уточнить правовую природу корпоративного соглашения как гражданско-правового договора; посредством которого удовлетворяются общие интересы лиц, владеющих необходимым количеством акций, долей, паев либо предполагающих приобрести их на определенных условиях;

— по результатам проведенного исследования внести предложения по совершенствованию норм отечественного гражданского- законодательства охраняющего или косвенно регулирующего интересы.

Объект исследования — совокупность гражданско-правовых отношений, возникающих в процессе’ реализации, охраняемых законом интересов как побудительной причины осуществления субъективных гражданских прав.

Предмет исследования составили законодательные и иные нормативные правовые акты, касающиеся охраняемых законом интересов; и субъективных гражданских прав, результаты теоретических изысканий отечественных ученых, посвященные указанной теме, а также правоприменительная практика.

Методологическую основу исследования составили:

— диалектический метод познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязь исследуемых явлений, в частности, интереса какпобудительной причиныосуществления субъективных гражданских прав;

— общенаучные методы (анализа; синтеза, индукции;, дедукции; абстрагирования, классификации» (систематизации); аналогии и др.) позволили провести- системное исследование правоотношений; возникающих в процессе реализации; охраняемых законом интересов1 как побудительной; причины осуществления субъективных гражданских прав;. специальные методы (исторический; сравнительно-правовой; системно-аналитический, формально-логический и. др.) обусловили, выявление закономерностей становления и развития, охраняемого законом интереса, позволили ^ сформулировать определение интереса как гражданско-правовой категории, уточнить понятие субъективного гражданского права; провести сравнительный анализ- соотношения понятий «общественный интерес», «корпоративный интерес» и «интерес корпорации» и сформулировать их определения;

— комплексный метод научного познания позволил выявить, взаимосвязь и различия интереса как гражданско-правовой категории и субъективного гражданского права;

— социально-правовой метод использовался в процессе выявления? тенденций развития законодательства в сфере охраняемых законом интересов и субъективных гражданских прав;

— логический и формально-юридический методы послужили основой критического анализа имеющихся научных позиций и концепций о сущности и внутренней структуре интереса как правовой категории, на базе которых проведена формализация, полученных в процессе исследования результатов в целях разработки и внесения предложений по совершенствованию норм действующего законодательства.

Эмпирическая база диссертационного- исследования представлена материалами судебной практики, в том числе судов высших инстанций, а также практическими документами, используемыми международным сообществом в целях охраны прав и- интересов* на результаты интеллектуальной деятельности (в частности, Международная! конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г, Регламент Совета Европейского Союза 1994 г. «О правах на селекционные достижения в Европейском Сообществе», Рекомендательный законодательный акт Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 17 февраля 1996 г. «О защите высоких технологий» и др.).

Научная новизна авторского подхода к исследованию охраняемого законом интереса как побудительной причины осуществления лицом своих субъективных гражданских прав, представлена разработкой дискуссионных вопросов, связанных с пониманием сущности охраняемых законом интересов посредством их взаимосвязи с такими категориями как «субъективное гражданское право», «общественный интерес», «корпоративный интерес» и «интерес корпорации».

Для выработки конструктивного подхода модернизации гражданского законодательства в целях официального признания интереса правовой категорией, определения его взаимосвязи с субъективным гражданским правом, а также внесения предложений по совершенствованию норм отечественного законодательства охраняющего или косвенно ре1улирующего интересы, в диссертации впервые проведен анализ норм ГК РФ и основных федеральных законов, имеющих прямые ссылки на охраняемый законом интерес. По итогам проведенного исследования сформулированы теоретические дефиниции и внесены предложения, направленные на совершенствование доктрины охраняемого законом интереса, а также модернизацию законодательства в данной сфере.

Выводы, отражающие наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем, авторская оценка их новизны и отличие от результатов, полученных другими исследователями, а также рекомендации об использовании результатов^ диссертационного) исследования, представлены в положениях, выносимых на защиту:

1. Интерес представляет собой побудительную причину осуществления лицом своих субъективных гражданских прав, исходя из объективных возможностей. В данном контексте интерес является гражданско-правовой категорией, поскольку помогает раскрыть внутренний механизм осуществления субъективного гражданского права. Кроме того, в формировании интереса участвуют субъективные и объективные гражданско-правовые элементы.

Предлагаемое определение отличается от уже имеющихся теоретических дефиниций тем, что в нем интерес не приравнивается к ценности (материальной или нематериальной), благу, дозволению действовать и т.п., а является объективно существующей гражданско-правовой категорией.

На основе сформулированного положения побудительную причину, противоречащую субъективным правам лиц, следует признать противоправным интересом. И наоборот, побудительную причину, не нарушающую запретов осуществления каких-либо субъективных прав, следует признать охраняемым законом интересом. В данном случае термин «закон» следует понимать в широком смысле, поскольку запреты могут быть установлены не только федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами. Отсутствие интереса, как правило, является основанием к тому, что лицо не осуществляет свое субъективное гражданское право, и никто не может принудить его к этому.

2. Субъективное гражданское право представляет собой установленные или санкционированные государством границы системы определенных правил поведения конкретного лица, обеспеченные обязанностями других лиц, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников и гарантированные государственно-принудительными мерами, совершаемого в целях получения каких-либо благ и/или иного желаемого результата (материального или нематериального), ради достижения которых лицо вступает в правоотношения, руководствуясь собственным интересом, субъективными возможностями и существующей правовой системой.

Новизна авторского определения состоит в том, что в нем не поддерживаются такие широко распространенные признаки субъективного гражданского права как «мера», «пределы», «глубина» и т.п. Дело в том, что эти категории употребляются для характеристики количественных показателей того или иного явления, в то время как субъективное гражданское право предполагает необходимость определения пространственных границ действия системы определенных правил поведения конкретного лица. Именно этот термин, по нашему мнению, позволяет наиболее четко определить критерий системы определенных правил поведения конкретного лица, которые обусловлены его интересом, субъективными возможностями и существующей правовой системой. Кроме того, предлагаемое определение базируется на основных принципах гражданского права.

3. По результатам исследования диалектики взаимосвязи охраняемого законом интереса и субъективного гражданского права удалось сделать вывод: в случае отсутствия у лица субъективного гражданского права, охраняемый законом интерес существует вне права, т.е. остается нереализованным (скажем, есть интерес купить вещь, но она не продается) и только при наличии субъективного гражданского права интерес является побудительной причиной его осуществления.

4. В основе интереса как гражданско-правовой категории лежат потребности, формирующие его структуру и побуждающие личность, группу лиц, общество и, наконец, государство совершать определенные действия, в том числе юридические, или воздерживаться’ от них, с целью удовлетворения этих потребностей посредством вступления в уже существующие правоотношения, либо направленные на их возникновение, изменение или прекращение.

Характерным признаком интереса, отличающим его от субъективного гражданского права; является-, отсутствие корреспондирующей обязанности других лиц и гарантированных государственно-принудительных мер. Именно поэтому закон может охранять интерес лишь при условии, что его содержание правомерно (охраняемый законом интерес).

Вместе с тем, автор признает косвенное правовое регулирование интереса, которое осуществляется посредством влияния на потребности субъекта действующей нормативной правовой системы, уровня экономического развития, благополучия, стабильности, безопасности и устойчивости политической системы общества.

5. Анализ содержания норм части Второй ПС РФ позволяет сделать вывод, что гражданское законодательство активно использует в качестве оснований возникновения, изменения или прекращения договорных и деликтных правоотношений не только имущественные, но и личные неимущественные интересы граждан и юридических лиц15. При этом ГК РФ не содержит определения интереса как гражданско-правовой категории. В» целях преодоления выявленного пробела предлагается дополнить ГК РФ статьей 2.1., изложив ее в следующей редакции:

Статья 2.1. Интересы, охраняемые гражданским законодательством 1. Охраняемый законом интерес представляет собой побудительную причину осуществления лицом своих субъективных гражданских прав,

15 См., например, статьи: 457, 566, 663, 687, 895, 973, 978, 990, 995, 1012, 1016, 1020, 1022, 1043, 1050, 1054, 1063, 1131, 1135, 1166, 1167, 1192, главы 48 «Страхование», 50 «Действия в чужом интересе без поручения» ГК РФ, нормы специальных ФЗ, регламентирующих порядок и условия совершения сделок с заинтересованностью. исходя из объективных возможностей и цели получения каких-либо благ и/или иного желаемого результата.

2. К охраняемым* законом интересам применяются по аналогии способы защиты гражданских прав (ст.12 ГК), если такой, способ вытекает из существа нарушенного» нематериального блага и/или иного желаемого результата и характера последствий этого нарушения.»

6. Исследование норм» части Четвертой ГК РФ позволило сделать вывод: охрана прав на многие результаты, интеллектуальной деятельности поставлена в зависимость от общественных интересов16 гиги интересов национальной безопасности (ст. 1360). При этом в ГК РФ и других законах отсутствуют официально установленные понятия данных правовых категорий.

Путем доктринального толкования и анализа использования этих терминов на практике сделан вывод, что «общественный интерес» и» «интерес национальной безопасности» оцениваются в сравнении с понятием «общественное благо». Принимая во внимание важность и значимость общественных интересов для охраняемых прав на результаты интеллектуальной деятельности необходимо разработать и установить в ГК РФ дефиницию данной правовой категории. В качестве варианта, который’ может быть принят во внимание в законотворческом процессе, предлагается:

Общественный интерес представляет собой побудительную причину установления норм права и возникновения на их основе субъективных гражданских прав любого лица (лиц), направленных на обеспечение благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития общества и предоставляющих косвенную возможность получения этим лицом каких-либо личных благ и/или иного желаемого результата (материального или нематериального)». В силу того, что общественный интерес является одним из критериев охраны результатов интеллектуальной

7. По мнению автора, используемые в гражданском-обороте термины, «интерес корпорации» и «корпоративный интерес», несмотря на единый корень, являются самостоятельными правовыми» категориями, оказывающими правообразующие последствия на поведение участников, общества, или иной организационной правовой структуры, (условно, корпорации). В* целях установления различий между указанными правовыми категориями и обеспечения единства их правового регулирования предлагаются следующие дефиниции:

— интерес корпорации представляет собой побудительную причину любого юридического лица с числом участников более двух или объединения без образования юридического лица (корпорация) получения какого-либо желаемого результата, ради достижения которого корпорация вступает в правоотношения, а также совершает иные согласованные действия, направленные на их возникновение, изменение или прекращение, руководствуясь своей правосубъектностью, целями и задачами своего создания и деятельности, а также, учитывая сложившуюся политическую, налоговую и правовую, системы общества, уровень его экономического развития.

— корпоративный интерес представляет собой побудительную причину согласованных действий (или воздержания от них) необходимого количества участников корпорации, которые руководствуются субъективными возможностями и объективно существующими правами в целях достижения определенных результатов деятельности организации или объединения без образования юридического лица и опосредованного получения этими лицами каких-либо личных благ и/или иного желаемого результата (материального или нематериального), способных в своей совокупности удовлетворить их потребности.

Данные определения могут послужить теоретической основой совершенствования законодательной базы в сфере корпоративных отношений.

8. Под конфликтом интересов^ следует понимать несовпадение (прямое или косвенное)» побудительных причин осуществления двумя и более лицами^ своих субъективных гражданских прав, исходя из объективных возможностей.

Суть конфликта интересов состоит в, том, что лицо устанавливает для себя такие пределы осуществления принадлежащего ему субъективного гражданского права, которые йе совпадают с границами системы определенных правил поведения других субъектов. Правовая регламентация конфликта интересов нашла свое отражение в ст. 10 ГК РФ, хотя прямое упоминание этого термина в ней отсутствует, а говорится лишь о намерениях и целях осуществления прав, что явно неудачно. Концепция развития гражданского законодательства17 также не уделяет этой проблеме внимания.

9. Корпоративное соглашение представляет собой особый вид гражданско-правового договора, заключаемого в целях удовлетворения общих интересов лиц, владеющих необходимым количеством акций, долей или паев, либо предполагающих приобрести таковые на определенных условиях, посредством совершения ими согласованных действий, которые, 18 как правило, носят доверительный характер .

Авторская дефиниция основана на признании корпоративного соглашения особым видом гражданско-правового договора, который отличается от известных определений следующими признаками:

Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г.) // СПС ГАРАНТ

Данное авторское определение имеет существенные отличия от существующих дефиниций, см. например: Степкин С.П. Гражданско-правовое регулирование акционерных соглашепий // Автореф. дис. канд. юрид. наук. М. 2011. 29с. а) участников соглашения объединяют общие интересы (как имущественные, так и неимущественные), которые обуславливают их заранее согласованные действия; б) действия, как правило, носят доверительный^ характер, проявляющийся в том, что участники обязуются совершить активные или-пассивные действия, которые в момент их совершения, не могут быть проконтролированы (например, голосование); в) участники соглашения обладают необходимым количеством акций, долей или паев; г) участники действуют согласованно посредством осуществления принадлежащих им субъективных прав и обязанностей; д) интересы участников соглашения удовлетворяются, как правило, одновременно и не за счет другого участника.

Выше сформулированное определение корпоративного соглашения может быть принято во внимание законодателем в процессе реализации п. 4.1.11. Раздела Ш Концепции развития гражданского законодательства РФ.

Научная и практическая значимость работы определяется теоретическими и практическими выводами, которые могут быть приняты во внимание другими исследователями в процессе изучения имеющейся теоретической и законодательной базы в целях совершенствования доктрины интереса как * гражданско-правовой категории. Авторский подход о взаимосвязи таких категорий как «общественный интерес», «корпоративный интерес» и «интерес корпорации», их роли и значимости в сфере охраняемых законом интересов может быть использован в законотворческом процессе. Выводы, сделанные диссертантом, могут использоваться в процессе преподавания специальных курсов по гражданскому и предпринимательскому праву.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования используются автором в ходе его практической работы. Кроме того, основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, нашли отражение в пяти опубликованных научных статьях, три из которых — в журналах, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, а также обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции Российского государственного института интеллектуальной собственности (в настоящее время — РГАИС) 2009 г.

Результаты диссертационного исследования используются в качестве материалов при подготовке и проведении лекций и практических занятий по дисциплине «Гражданское право» в РГАИС, а также в индивидуальной работе со студентами и слушателями, повышающими квалификацию, при написании дипломных и выпускных работ.

Традиционно право делится на право частное и право публичное. Критерием этого условного деления выступает характер взаимоотношений между отдельным лицом и государством в лице его компетентных органов. Частное право объединяет отрасли права, регулирующие отношения, обеспечивающие, прежде всего частные интересы, независимость и инициативу собственников в их деятельности, в том числе и в личных неимущественных отношениях. К этим отраслям относятся те отрасли, в которых индивид выступает самостоятельным, независимым субъектом права: гражданское право, трудовое право, предпринимательское право, торговое право, семейное право и т. д.

Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе. Исторически частное право развивается одновременно с частной собственностью. Частная собственность, экономическая свобода, предпринимательство (получение прибыли), равноправие и юридическая защищенность субъектов рыночной системы – неотъемлемые атрибуты гражданского общества, признанные всем цивилизованным миром.

Частное право – это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.

Частное право – это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Оно регулирует сферы, в которые ограничено непосредственное вмешательство государства. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, вступать в отношения или поступать иным образом.

Частное право не может существовать без публичного, ибо последнее призвано охранять и защищать первое. Частное право опирается на публичное, в общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно. Однако во всех правоотношениях, где одной из сторон выступает государство (муниципалитет), мы имеем дело с публичным правом.

Частное право еще называют «рыночным правом», предполагая, что оно ориентировано на рыночные отношения, равенство всех форм собственности, отражает идеи гражданского общества. Основным источником частного права в России является Гражданский кодекс РФ, в котором государство сознательно ограничивает свое присутствие в сфере хозяйственных отношений, устанавливая лишь общие основы свободной конкуренции в экономике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *