Заполнение инкассового поручения

  • автор:

Добрый день!
Начну с хорошего. Клиент банка чуть ли не самых первых дней его открытия. И до недавних пор не было никаких претензий. Причем рекомендовал я банк все друзья, просто потому что банк был доволен. А если учесть те деньги, что я плачу за обслуживание — бесплатное. Это просто лучшее решение для меня.
А чуть больше месяца назад начался полный ужас. Налоговая выставила несколько инкассовых поручений, попутно заблокировала два счета из трех (в этом же банке). Я пополнил счет для того что бы оплатить их. И тут-то начались проблемы.
Оказалось, что я не могу сделать внутрибанковый перевод с одного своего счета на другой, с целью автоматического погашения инкассовых поручений. Та как пополнил я тот счет, который был заблокирован, а не тот, на котором были выставлены инкассовые поручения. Причем общение с сотрудниками банка в чате, больше напоминало гонку — кто быстрее закроет заявку. Я не успевать даже ответить на сообщения операторов, как тикет уже помечали закрытым. В итоге сошлись на том, что банк не может перевезти деньги для автоматического списания инкассовых поручений, но оплатить их напрямую с моего счет могут, что я и делаю. Хотя на мой взгляд это странно, но ладно.
Спустя некоторое время, налоговая отзывает инкассовые поручения в связи с их оплатой. Снимает блокировку и вроде бы можно возрадоваться но нет. Пошел второй круг проблем. Одно из инкассовых поручений остается висеть в банке.
Сотрудники банка отказываются его снимать, так как не получили уведомления от налоговой. А налоговая не может отправить эту уведомление, так как у них они числится как исполненное именно как инкассовое, а не просто пришли деньги. Другими словами они не могут отозвать то, что уже числится как исполненное.
Дошло до того, что налоговой инспектор по моему телефону разговаривал с сотрудником банка. Сошлись на том, что банк видит оплату и видит инкассовое поручение, видит, что это одно и то же, что похоже на то, что произошло завуалированнее.
При этом в чате, мне почти целую неделю обещали сделать эту справку, в итоге я получил удивительный ответ: справка не готова из-за того, что сотрудники банка друг друга недопоняли. Неделю! В итоге предложили мне за 300р сделать справку. И закрывают тикет, под предлогом не дождавшись ответ. Это наверное сделано для того, чтобы взаимопонимание между сотрудниками вообще свести к нулю.
По телефону же мне сообщают, что я могу эту справку сделать самостоятельно в личном кабинете. Я на радостях лезу в настройки и с удивлением обнаруживаю, что нет такой справки.
Звоню в банк, и мне торжественно сообщают, что такой справки нет в личном кабинете. И банк мне может ее сделать за 800р. Занавес.
Теперь вопрос. Да я понимаю, что цена вопроса смешная, и если перевести время потраченное на решение этого вопроса в деньги, получится в десятки раз больше.
Ребята, это технический сбой, со стороны банка в документообороте с налоговой. Почему вы мне предлагаете платить за услуги, которые мне не нужны.
На мой взгляд это нулевая клиентоориентированность. Ребята, мы уже давно в 21 век живем. При этом видимо KPI сотрудников банка привязан ко скорости формального закрытия заявок, а не к реальному их решению.
Когда эмоции угасают. И я вспоминаю, сколько я плачу банку — у меня заканчиваются все претензии. Но рекомендовать банк я уже точно не буду, скорее даже наоборот.
Ребята, мне нравится ваш банк. И единственная причина такого долгого отзыва, я не хочу искать другой банк, но при этом я хочу быть услышан как клиент. А пока у меня ощущение, что меня просто вежливо и очень красиво отправляют на променад.

При наличии у российского банка соответствующей валютной (генеральной) лицензии и при осуществлении им самостоятельной работы по инкассо проверенный комплект представленных документов направляется инкассирующему (представляющему) банку с первым экземпляром инкассового поручения. Банк-ремитент дает в инкассовом поручении инструкции о способе получения платежа (по почте, телеграфу, по каналам SWIFT) или извещения об акцепте, а также инструкции о порядке зачисления экспортной выручки, указывая наименование банка-корреспондента, через который должен быть осуществлен платеж. Инкассовые поручения, как правило, составляются в пяти экземплярах.

Согласно ст. I (a) (i) URC № 522 все документы, посылаемые на инкассо, должны сопровождаться инкассовым поручением, в котором указывается, что инкассо подчиняется URC № 522, и содержатся полные и точные инструкции. Банкам разрешается действовать только в соответствии с инструкциями, содержащимися в таком инкассовом поручении, и в соответствии с настоящими Правилами. Банки не должны изучать документы в целях получения инструкций (ii).

Первый экземпляр инкассо подписывают два уполномоченных сотрудника банка.

Второй экземпляр инкассо служит почтовым запросом инкассирующему банку о причине неуплаты или неакцепта, если к расчетному сроку получения платежа и (или) акцепта извещение от банка-импортера не поступило.

Третий экземпляр инкассо используется для отсылки оригинала коносамента следующей банковской почтой.

Четвертый экземпляр инкассо, подписанный двумя уполномоченными лицами организации-экспортера и заверенный оттиском печати, вместе с копиями счетов-фактур находится на контроле у банка-экспортера (ремитента) до получения платежа и (или) акцепта либо других инструкций экспортера, возникших в результате пересмотра условий контракта.

Пятый экземпляр инкассо выдается клиенту в день представления документов в банк в качестве расписки банка о принятии документов на инкассо.

В инкассовом поручении клиента должны содержаться полные и точные инструкции (ст. 4 (b) URC № 522):

  • • дата и номер инкассо;
  • • реквизиты банка-ремитента, его полный почтовый адрес, SWIFT-код, номер телекса, телефона, факса и референс;
  • • реквизиты и наименование инкассирующего (представляющего) банка (как правило, из числа банков-корреспондентов; если контрактом в качестве представляющего предусмотрен банк-некорреспондент, целесообразно направлять документы инкассо инкассирующему банку из числа банков-корреспондентов);
  • • перечень (по количеству и виду) приложенных документов, подлежащих выдаче плательщику;
  • • наименование товара (вид оказанных услуг);
  • • наименование и полный адрес плательщика, по которому инкассирующий (представляющий) банк должен совершать представление документов к платежу или акцепту;
  • • сумма платежа и (или) акцепта с указанием наименования валюты платежа и (или) акцепта;
  • • условия и срок оплаты инкассо, соответствующие оговоренным в контракте;
  • • инструкции о возможностях принятия частичных платежей и выдачи документов против частичного платежа (в соответствии с условиями контракта);
  • • указания, за чей счет следует отнести расходы, связанные с инкассированием (т.е. должна быть четко определена комиссия, подлежащая взысканию, с указанием того, допускается ли отказ от права взимания комиссии);
  • • метод платежа и форма извещения о платеже;
  • • при наличии гарантии иностранного банка, обеспечивающей поступление платежей за отгруженный товар, полная ссылка на такую гарантию банка и требование платежа в счет данной гарантии (в случае, если инкассо не будет оплачено импортером в указанные сроки);
  • • инструкции на случай неплатежа, неакцепта и (или) несоответствия другим инструкциям;
  • • другие данные по усмотрению клиента.

При приеме документов на инкассо необходимо придерживаться следующих правил: при отгрузке морским путем товара, проданного на условиях СИФ, коносаменты должны содержать отметку «Фрахт оплачен» (Freight Paid) или «Фрахт оплачен заранее» (Fright Prepaid). При этом в комплекте документов представляется страховой полис, покрывающий риски морской перевозки грузов.

Товарораспорядительные документы (коносаменты) могут быть выписаны приказу грузоотправителя с передаточными надписями или с оформлением передаточной надписи в пользу грузополучателя либо непосредственно приказу грузополучателя — в зависимости от существующей практики расчетов между банками и порядка кредитования экспортных операций (см. образец ниже).

Страховые полисы выписываются на имя экспортера и могут содержать на обороте передаточную надпись вида:

Страховые полисы могут быть выписаны приказу грузоотправителя в зависимости от существующей практики расчетов и порядка кредитования экспортных операций. Передаточная надпись на оборотной стороне страхового полиса практически никогда не проставляется, оборотная сторона остается чистой.

Инкассовое поручение – свидетельство того, что для компании настало время расплачиваться. Причем расплачиваться во всех смыслах – с кредиторами, за ошибки бухгалтера и упущенные возможности урегулировать ситуацию раньше, сократив убытки. Подробности – в публикации.

Инкассовое поручение – что это?

Правила исполнения инкассового поручения – списания денежных средств со счетов плательщика-должника в бесспорном порядке – регулируются Гражданским и Налоговым кодексами, а также главой 7 «Положением о правилах осуществления перевода денежных средств» (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П, ред. от 11.10.2018).

Такое многостороннее «участие» различных нормативных актов в процедуре взыскания задолженности объясняется тем, что инкассовое поручение совместило в себе особенности банковской операции и восстановления справедливости в случае правонарушения определенной отрасли права.

Не зря в ст. 874 ГК сказано, что «порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями». То есть, чтобы предъявить подобное поручение в отношении должника, кредитору необходимо соблюсти массу нюансов, что нередко становится помехой для фактического получения средств – об этом расскажем в следующих разделах.

Использовать промахи бухгалтера для опустошения счета компании в бесспорном порядке не так сложно. Возможность получателя средств предъявить распоряжение к расчетному счету плательщика должна быть предусмотрена «федеральным законом или договором между плательщиком и банком плательщика», как говорится в Положении № 383-П. Инспекторы ФНС активно используют свое право на инкассо, предусмотренное ст. 46 НК РФ, для взыскания налоговых долгов.

Бухгалтеры 1C-WiseAdvice рассчитывают и перечисляют налоги вовремя и с учетом всех негласных требований ФНС. Наш опыт и экспертный уровень оказания услуг по комплексному бухгалтерскому обслуживанию являются залогом того, что со счета организаций наших клиентов никто не снимет средства без их согласия.

Кто несет ответственность при бухгалтерском аутсорсинге

Виды инкассовых документов

Выставление инкассо в банке

В пункте 7.7 ранее упомянутого Положения № 383-П говорится о том, что взыскатель средств может предъявить инкассовое поручение через свой банк, который должен перенаправить документ в банк плательщика не позднее, чем на следующий рабочий день.

Статья 875 ГК РФ предусматривает несколько вариантов исполнения поручения банком. Документы могут подлежать оплате по предъявлению или в другой указанный срок. Частичные платежи возможны, если такой порядок установлен «банковскими правилами» или «при наличии специального разрешения в инкассовом поручении». К слову, в пункте 4.4 Положения № 383-П оговаривается возможность частичного списания средств со счета должника.

Кроме того, на срок исполнения инкассового поручения влияет то, насколько корректно взыскатель оформил пакет документов. А когда речь заходит о ФНС , не последнюю роль играет «степень терпеливости» инспекторов, то есть в какой срок после просрочки с перечислением налогов они приняли решение прибегнуть к инкассо.

О различных видах ответственности за неуплату налогов

Инкассовые поручения налоговых органов

Прежде чем использовать право взыскать задолженность со счетов налогоплательщика, инспекторы направляют ему требование, форма и порядок которого регламентируется приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@. И если сроки оплаты истекли, а компания продолжает игнорировать инспекторов, налоговики принимают решение о принудительной оплате недоимки.

Все стадии этого процесса по срокам осуществления конкретных действий строго регламентированы. В то же время инспекторам нередко приходится повторно направлять инкассовые поручения – из-за того, что на счетах компаний-должников недостаточно средств. В связи с этим именно сроки предъявления требований к погашению недоимок в бесспорном порядке являются в судебной практике главным спорным моментом.

У налоговиков на предъявление своих требований есть не больше двух месяцев со дня окончания официально отведенного срока на погашение недоимки (п. 3 ст. 46 НК РФ). Но в статье 47 кодекса сказано, что решение о взыскании задолженности за счет имущества, «в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя» инспекторы могут принять в течение года. Противоречивость норм, содержащихся в двух статьях, является причиной того, что у судов в этом вопросе нет официальной позиции.

Об ответственности за неуплату налогов ООО и ИП

Например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 13114/13 по делу № А50-18748/2012 говорится, что ФНС может повторно выставлять инкассовые требования в течение года (в данном случае в связи с закрытием счета организацией, имеющей задолженность).

Данное решение поддерживается многими другими постановлениями, в том числе постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2011 по делу № А82-473/2011. В нем суд пояснил, что даже статье 46 НК РФ, на которую так любят ссылаться должники, «не предусмотрено правовых последствий пропуска срока направления в банк инкассового поручения». Поэтому главное для налоговиков «своевременно принять решение» о взыскании задолженности, а на предъявление поручения у них есть год.

Однако в постановлении ФАС Московского округа от 15.11.2012 по делу № А41-41798/11 высказывается противоположная точка зрения: по истечении двухмесячного срока, установленного статьей 46, «инспекция не вправе направлять инкассовые поручения в банк, в том числе и после возвращения банком инкассовых поручений при закрытии налогоплательщиком банковских счетов или при открытии налогоплательщиком новых банковских счетов».

Инкассовое требование от судебных приставов

Меры государственного принуждения по взысканию налоговых недоимок включают приостановление операций по счету, а затем привлечение службы судебных приставов.

О причинах и последствиях блокировки счета

Пункт 2. ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» закрепляет за приставами «непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц». Другими словами, участие судебных приставов – крайний по степени своей неблагоприятности этап взыскания задолженностей со счетов компаний в бесспорном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 70 Закона № 229-ФЗ при перечислении средств со счетов должника пристав не должен предоставлять в банк какие-либо расчетные документы, достаточно постановления или исполнительного документа, на основании которых производится данная процедура. Части 5 и 8 той же статьи Закона в свою очередь обязывают кредитную организацию незамедлительно исполнить требования, указанные в данных документах.

Исключением являются следующие случаи:

  • на счетах должника отсутствуют средства;
  • на счета уже наложен арест;
  • операции с денежными средствами уже приостановлены в порядке, установленном законом.

Оформление инкассового поручения

Порядок исполнения и оформления инкассовых поручений регламентируются статьями 874-876 Гражданского кодекса. В частности, статья 875 предусматривает возможность оставить инкассовое поручение без удовлетворения в случае отсутствия какого-либо документа или их несоответствия «внешним признакам», которые детально регулируются главой 7 Положения № 383-П.

Одно из многочисленных требований данного нормативного акта: графа «Назначение платежа» должна содержать определенные сведения.

Невыполнение взыскателями, в частности, налоговой, этого правила является причиной даже для судебных споров. И судьи решают, должен ли банк исполнять поручение ИФНС, если инспекторы некорректно заполнили графу «Назначение платежа».

Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29.03.2011 по делу № А56-34039/2010 суд поддержал решение банка вернуть поручение налоговиков без исполнения. Причина – сотрудник ИФНС не указал в поле «Назначение платежа» сведения о решении, на основании которого производится бесспорное взыскание налога.

Чем инкассовые поручения отличаются от платежных?

Принципиальное отличие инкассового поручения от платежного заключается в том, что в первом случае инициатива списания средств со счета исходит от получателя, а не от плательщика. И происходит без согласия последнего. По платежному поручению списание денежных средств происходит по согласию клиента.

Из этого следуют другие формальные отличия инкассо от платежки, например:

  • Инкассовое поручение является способом привлечения к ответственности за правонарушение.
  • инкассовый документ заполняется взыскателем, а не владельцем счета. Следовательно, корректность его оформления проверяют более тщательно. Что в принципе подтверждается судебной практикой.
  • Инкассо может быть предъявлено через банк взыскателя.

Инкассовое поручение – лишь одно из последствий несоблюдения законодательных и «выявленных опытным путем» требований ФНС по исчислению и уплате налогов. В зависимости от суммы недоимки ответственность за налоговое правонарушение для компании и ее руководителя может из административной перейти в уголовную. У клиентов 1C-WiseAdvice не бывает подобных проблем, а налоговая нагрузка на их бизнес оптимальная для его специфики и структуры компании.

Заказать услугу

Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального…

1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.

2. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее — решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

4. Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.

6. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком инкассового поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога указанное поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

7. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

8. При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках.

9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора.

оглавление |

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *