Закупки Казахстана

  • автор:

В последнее время тендеры в Казахстане на получение государственных заказов в Казахстане стали весьма востребованы в бизнес-среде. Государственные закупки в Казахстане (госзакупки Казахстана) затрагивают различные сферы бизнеса (от поставок продуктов питания до строительства муниципальных объектов). Поставщики, получившие госзаказ Казахстана, получают все шансы стать лидерами в своем сегменте рынка, ведь в этом случае проявляют себя как надежные и уверенно развивающиеся компании. Победа в казахстанском тендере – это завоевание авторитета и благоприятного имиджа, а также выгодный государственный контракт на госзакупки Казахстана. Проведение тендеров в Казахстане и реализация государственных заказов в Казахстане регулируется законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Размещение госзаказов в Казахстане позволяет находить подрядчиков, предлагающих наиболее выгодные условия. Государственные закупки в Казахстане, таким образом, осуществляются на свободном конкурентном рынке под четким контролем органов власти. Открытое размещение госзаказов в Казахстане позволяет экономить деньги федерального и региональных бюджетов. Осуществление госзакупок в Казахстане, тем самым, становится абсолютно прозрачной процедурой.

Открытые и закрытые госзакупки в Казахстане

Информация об открытых госзакупках Казахстана должна публиковаться в периодической печати и на сайте государственных закупок в Казахстане. В открытом тендере Казахстана могут участвовать любые организации. Результаты такого конкурса на получение госзаказа Казахстана открыто публикуются в СМИ. Открытые тендеры Казахстана увеличивают число участников и делают конкуренцию за право получения государственного заказа Казахстана выше, а потому более выгодны для бюджета страны.
Информация о закрытых госзакупках Казахстана может не содержаться в открытом доступе (на официальном сайте государственных закупок в Казахстане и других сайтах для государственных закупок в Казахстане). Такой вид конкурса объявляется только для специально приглашенных поставщиков (обычно это довольно крупные фирмы и корпорации). Закрытость торгов объясняется либо нуждами государственной безопасности либо сжатыми сроками, в которые необходимо реализовать государственный заказ Казахстана.

Одноэтапные и двухэтапные казахстанские тендеры на государственные закупки в Казахстане

Чтобы выбрать лучшего поставщика, который будет реализовывать государственные закупки в Казахстане, иногда нужен особый подход.
Обычно конкурсы на госзакупки Казахстана проводятся в один этап. Участники подают заявки на получение государственного заказа Казахстана, организатор рассматривает их и выбирает победителя.
Однако некоторые государственные заказы Казахстана (госзаказы Казахстана) размещаются по другой схеме (в два этапа). На первом этапе конкурса на получение госзаказа Казахстана проводятся переговоры с поставщиками, после чего (на втором этапе) организатор российского тендера выдвигает официальные технические требования к поставкам по государственному заказу Казахстана. Поставщики подают окончательные заявки на реализацию государственных закупок в Казахстане, где указывают объемы поставок и цену контракта. Такой вид российского тендера позволяет организатору максимально точно сформулировать задачи и реализовать государственные закупки в Казахстане с максимальной выгодой для бюджета. Двухэтапный конкурс, однако, длится довольно долго и поэтому проводится только тогда, когда необходимы в Казахстане госзакупки каких-либо уникальных или дорогостоящих товаров.

Как стать участником тендера в Казахстане и получить государственный заказ Казахстана?

Вся информация о проводимых госзакупках в Казахстане содержится на официальном сайте государственных закупок в Казахстане. На сайте госзакупок Казахстана все казахстанские тендеры структурированы по сферам деятельности и по регионам. Осуществляя регулярный мониторинг сайта государственных закупок в Казахстане, поставщик может найти именно тот тендер Казахстана, который полностью соответствует его квалификации.
Чтобы получить государственный заказ Казахстана, поставщику необходимо запросить на официальном сайте государственных закупок в Казахстане (сайте госзакупок Казахстана) или по телефону конкурсную документацию. По закону, организатор обязан предоставить ее любому поставщику.
Конкурсная (или тендерная) документация по госзаказу Казахстана – это перечень документов, где содержится вся информация о конкретном государственном заказе Казахстана, условиях проведения конкурса и критериях выбора победителя торгов.
Далее поставщик, претендующий на получение государственного заказа Казахстана, в указанные сроки предоставляет организатору государственных закупок в Казахстане конкурсную заявку с указанием цены контракта, который он готов заключить.
Организатор конкурса на реализацию государственного заказа Казахстана обязан рассмотреть все поступившие заявки. Работа ведется четко по протоколам. Победителем становится поставщик, предложивший лучшие условия контракта. Когда решение конкурсной комиссией принято, на сайте государственных закупок в Казахстане (сайте госзакупок Казахстана) публикуется официальное сообщение.

Госзакупки Казахстана и государственный контракт

Когда победитель тендера определен, с ним заключается госконтракт на реализацию государственного заказа Казахстана. Это очень важный документ, защищающий права обеих сторон (заказчика и исполнителя госзаказа Казахстана), и очень важно составить его в соответствии со всеми юридическими нормами.
Госконтракт на реализацию государственного заказа Казахстана (государственных закупок в Казахстане) содержит информацию о сроках поставок товаров или предоставления услуг для государственных нужд, технические требования (свойства товаров, срок годности и т.п.). Также в нем прописывается обеспечение исполнения государственного заказа Казахстана (банковские гарантии, страхование, предоставление залога).
В ходе реализации государственных закупок в Казахстане (госзакупок Казахстана) заказчик не имеет права требовать от исполнителя поставок других товаров или товаров в большем объеме. Если исполнитель не соблюдает условия государственного заказа Казахстана, он попадает в реестр недобросовестных поставщиков и на два года лишается права участвовать в конкурсах на получение госзаказов в Казахстане и реализацию государственных закупок в Казахстане.

Тэги: семинары в Астане, государственные закупки в Казахстане, делопроизводство в Казахстане, закупки самрук казына, обучающие курсы в Астане

Эффективная система государственных закупок в Казахстане повышает возможности государства в регулировании бизнеса, создавая такие формы воздействия системы государственных заказов на экономику, которые дают стимулирующий и синергетический эффект развития экономики. Это эффективный способ как для государства выбрать наиболее приемлемый метод удовлетворения государственных нужд, так и для поставщика получить заказ и шанс рекомендовать себя с лучшей стороны.

Большинство законов о государственных закупках в Центральной и Восточной Европе и в странах СНГ основывается на Типовом Законе о Закупке Товаров (Работ) Услуг Комиссии ООН по Международному Торговому Праву ЮНСИТРАЛ. ЮНСИТРАЛ был разработан в 1994 на основе передового международного опыта и общепризнанных процедур и механизмов государственных закупок в Казахстане. Публикации ЮНСИТРАЛ, среди стран, принявших данную модель в качестве основы, в частности упоминают Албанию, Хорватию, Польшу, Словакию, Эстонию, Азербайджан, Киргизстан, Казахстан, Монголию, Танзанию, Уганду. В большинстве Западно-Европейских стран существуют специальные кодексы государственных закупок в Казахстане в соответствии с Директивами Европейского Союза о Закупках. Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О публичных закупках» считает желательным регламентировать закупки в целях:

  • обеспечения максимальной экономичности и эффективности закупок;
  • расширения и стимулирования участия в процедурах закупок поставщиков и подрядчиков независимо от их государственной принадлежности, содействуя тем самым международной торговле;
  • развития конкуренции между поставщиками и подрядчиками в отношении поставки объектов закупок;
  • обеспечения справедливого, равного и беспристрастного отношения ко всем поставщикам и подрядчикам;
  • содействия объективности и беспристрастности процесса закупок и общественному доверию к нему;
  • обеспечения открытости процедур, связанных с закупками

С этой целью организуемая государством конкуренция в сфере госзакупок ориентируется на обеспечение следующих факторов развития:

  • равенство возможностей в получении госзаказа и уход от уравниловки, которая в конечном итоге порождает дух иждивенчества),
  • рост государственной значимости частного бизнеса и частной собственности
  • гармоничное сочетание норм частной собственности с реализуемыми государством идеями коллективизма в решении задач социально – экономического развития.

Государственные закупки в Казахстане

Система государственных закупок в Казахстане согласно Закону РК «О государственных закупках» представляет совокупность субъектов системы государственных закупок в Казахстане и их отношений, определенных единством и взаимосвязью, в процессе осуществления ими деятельности в сфере государственных закупок в Казахстане.

Данный закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления государственными органами, государственными учреждениями, государственными предприятиями, а также акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, и аффилированными с ними юридическими лицами закупок товаров, работ и услуг у поставщиков в целях эффективного использования имеющихся в их распоряжении средств.

Законодательство Республики Казахстан о государственных закупках основывается на принципах: оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок в Казахстане; предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок в Казахстане, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом; добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков; гласности и прозрачности процесса государственных закупок в Казахстане, а также поддержки отечественных предпринимателей.

Таким образом, государственные закупки обеспечивают потребности государства, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Республики Казахстан, государственных заказчиков (в том числе для реализации государственных целевых программ).

Государственные закупки в Республике Казахстан могут осуществляться одним из следующих способов: конкурса, запроса ценовых предложений, из одного источника, на организованных электронных торгах, через товарные биржи.

Конкурс может проводиться с использованием двухэтапных процедур. В текущем году в Казахстане большая часть государственных закупок в Казахстане уже осуществляется в электронном формате. Переход на электронный формат проведения государственных закупок в Казахстане дает возможность наладить системность в обеспечении госорганов товарами, работами и услугами. Важнейшими целями автоматизации системы государственных закупок в Казахстане является прозрачность процесса, которая приводит к снижению уровня коррупции, уменьшения и экономии бюджетных средств.

Веб-портал государственных закупок в Казахстане обеспечивает много векторную функциональность такую как: регистрация и планирование государственных закупок в Казахстане, сбор информации о проведенных и проведение электронных государственных закупок в Казахстане, в том числе обмен электронными документами между заказчиком и потенциальным поставщиком, а также формирование статистики и отчетности по проведенным государственным закупкам и публикация разъяснений и нормативно-справочной информации в сфере государственных закупок в Казахстане.

Все вышеперечисленное должно служить снижению бюджетных расходов, созданию равных условий конкуренции среди поставщиков услуг, значительному сокращению бумажного документооборота, повышение транспарентности и открытости процесса государственных закупок в Казахстане, а также создание равных условий конкуренции среди поставщиков продукции.

C начала текущего года, благодаря электронной системе государственных закупок в Казахстане, государство сэкономило более Т млрд бюджетных средств. В целом за три с половиной года работы электронной площадки экономия составила Т млрд. В целом, экономия при проведении госзакупок методом запроса ценовых предложений составляет от % до %. Для сравнения в Российской Федерации данный показатель составляет %.

Отмечается, что система электронных закупок каждой страны уникальна, поскольку каждая страна имеет свои институциональные особенности, которые характерны только для данной страны, поэтому каждая система характеризуется своими чертами.

Преимущество же казахстанской модели заключается в том, что:

  1. все закупки реализуются на едином веб-портале, объединяющая всю информацию о государственных закупках в Казахстане;
  2. используются единые классификаторы;
  3. прозрачность, открытость тех процедур, торгов, которые осуществляются.

Все основные методы государственных закупок в Казахстане: метод ценовых предложений, конкурс и аукцион будут проводиться с июля года в электронном формате.

Электронный аукцион является основным электронным методом закупок, который практикуется в мире. Данный способ позволяет в режиме реального времени определять цену, которую поставщик предлагает за тот или иной товар, работу или услугу. Данный способ наиболее сложный, с точки зрения реализации, поскольку он предусматривает реальные торги, где поставщики с точностью до секунды могут реагировать на предложения друг друга и конкурировать друг с другом в жестком режиме конкуренции. Способом электронный аукцион ожидается получение большей условной экономии, с точки зрения эффективности для бюджета.

На сегодняшний день в Казахстане, России, Белоруссии идет подготовка поправок в законодательство о государственных закупках, направленных на внедрение электронной системы государственных закупок в Казахстане в странах Таможенного Союза, с целью повышения прозрачности и снижения коррупция. Во второй половине года все государственные закупки стран — участниц Таможенного Союза будут проходить в электронном формате.

С этой целью законодательство всех трех стран-участниц приводится в соответствие к одной платформе, к одному фундаменту, чтобы для поставщиков каждой страны было более удобно влиться в государственные закупки другой страны.

Однако, наряду с преимуществами, которые дает электронная форма проведения государственных закупок в Казахстане, существуют некоторые недоработки в этой сфере.

В настоящее время большинство государственных закупок в Казахстане проводятся посредством веб-портала государственных закупок в Казахстане способом ценовых предложений. Не смотря на несложную процедуру представления ценовых предложений, зачастую складывается ситуация непонимания между поставщиками и заказчиками при проведении процедур госзакупок. Для обеспечения победы ценового предложения, избежания трудностей с исполнением условий договора и включения в реестр недобросовестных участников государственных закупок в Казахстане, потенциальным поставщикам необходимо знать и соблюдать процедуру подачи ценовых предложений и заключения договора по результатам закупок.

Существующие проблемы целесообразно рассмотреть как с точки зрения заказчика, так и с точки зрения поставщика.

Основные нарушения заказчика при проведении государственных закупок в Казахстане способом запроса ценовых предложений: несоблюдение сроков для размещения информации о государственных закупках; неразмещение заказчиком проекта договора; несоответствие данных, указанных в тексте объявления и в тексте проекта договора; необоснованное отклонение заказчиком ценового предложения поставщика при подведении итогов государственных закупок в Казахстане; несвоевременное предоставление заказчиком подписанного договора поставщику и др.

Одной из важнейших проблем для заказчика является потенциальная возможность приобрести товар низкого качества в запросе ценовых предложений, поскольку главным критерием является цена.

Поскольку заказчики не знают своих поставщиков, для того чтобы обезопасить себя, им приходится составлять объемные договора, досконально прописывая все пункты, что требует больших временных затрат.

Также процедура может затянуться в связи с тем, что поставщики, ставшие победителями конкурса, отказываются от заключения договора в силу определенных причин. Возникают ситуации, когда заказчик не может найти своих поставщиков.

Если поставщик отказался от заключения договора заказчик обращается в суд для включения их в реестр недобросовестных поставщиков, что также удлиняет процедуру. Отмечаются проблемы технического характера.

Вышеизложенное предполагает необходимость проведения дальнейших доработок в сфере электронных закупок, упрощения процедур и создания стройной понятной и доступной системы поставок товаров и услуг.

Если вас интересует обучающие курсы в Астане и семинары на темы закупки Самрук Казына и делопроизводство в Казахстане, то обращайтесь в ЦБО «Развитие».

Тэги: семинары в Астане, государственные закупки в Казахстане, делопроизводство в Казахстане, закупки самрук казына, обучающие курсы в Астане

фото: Jonathan McHugh/Ikon Images RM/fotobank.ru

В 2013 году на государственные закупки в Казахстане было израсходовано более 2,4 трлн тенге, притом что вся затратная часть бюджета составила 6,85 трлн тенге. То есть почти треть денег, которые государство тратит на свои нужды, было выставлено на открытые состязания для подрядчиков.

Кто является конечным получателем этих денег? Зачастую сложно выяснить, какая именно компания выиграла тот или иной конкурс, не говоря уже об учредителях или акционерах фирмы-победителя или конечных бенефициарах. Forbes Kazakhstan проанализировал итоги тендеров и конкурсов на общую сумму более 783,1 млрд тенге, что составляет 32,6% от общей суммы затрат на госзакупки в 2013 году.

Как считали

На первом этапе исследования было проанализировано 3270 государственных тендеров с веб-портала государственных закупок goszakup.gov.kz, портала информационной системы электронных закупок АО ФНБ «Самрук-Казына» tender.sk.kz, а также на сайтах министерств, ведомств, акиматов областей, госкомпаний.

Мы рассматривали только крупные государственные заказы с минимальной ценой в 150 млн тенге, а также подряды для квазигосударственных организаций («дочек» ФНБ «Самрук-Казына») в размере 15 млн тенге. Порог отсечения для госкомпаний был понижен из-за того, что у них очень высока доля несостоявшихся крупных конкурсов.

На втором этапе суммы всех контрактов были сложены и распределены по компаниям – получателям денег. Таким образом был составлен лонг-лист, в который попали 730 компаний.

На третьем этапе в главный ренкинг были отнесены организации, которые заняли в «длинном» списке первые 15 мест.

Четвертый этап показал исследовательской группе, кто стоит за этими компаниями. Опираясь на официальную информацию, были раскрыты данные по учредителям ТОО и выявлены акционеры АО. После этого акционеры и учредители компаний были проверены на предмет участия в других предприятиях, которые также выигрывали тендеры, но не попали в топ-15. Если та или иная персона появлялась в учредителях или акционерах неучтенной организации, к ее общей сумме прибавлялась сумма нового контракта, соответствующая доле рассматриваемого бизнесмена в компании.

На пятом этапе победители тендеров от госструктур были распределены между 16 регионами страны – 14 областями и двумя городами республиканского значения – Астаной и Алматы. Таким образом мы выяснили крупнейших получателей госконтрактов по регионам Казахстана.

В итогах исследования учитывались только казахстанские компании, хотя иностранные фирмы получают не менее интересные контракты. Например, ТОО «Инженерная буровая компания «Сибу-Кызылорда» (подразделение китайской CNPC) получило подрядов от АО «Мангистаумунайгаз» на общую сумму почти 13 млрд тенге.

Охота на тендер

Стоит ли говорить, что поиск информации и конечных получателей государственных денег был осложнен многими факторами? Основной – это банальное игнорирование закона, который требует, чтобы вся информация о ходе закупок публиковалась на сайте заказчика в сжатые сроки, а именно в два-три дня.

Кто-то исполняет закон лишь отчасти, публикуя на сайте информацию о предстоящих тендерах, но не утруждая себя тем, чтобы раскрывать итоги конкурсов. Кто-то выкладывает данные, но осложняет к ним доступ, устанавливая заведомо непроходимую регистрацию. Многие «заливают» на сайты документы, при этом меняя формат файла, так что скачавший пользователь не может потом его открыть. При этом достаточно вручную поменять расширение файла на .doc, и он прекрасно открывается, что говорит об умышленной порче документа. Значит, есть что прятать. Ко многим документам ведут битые ссылки. Вроде бы публикация есть и норма закона соблюдена, но самого документа нет.

Так, у Управления строительства Павлодарской области по большинству проектов стоит статус «конкурс закрыт», а протоколов итогов нет. У Управления энергетики Астаны самые свежие протоколы на сайте за 2012 год, а у Управления строительства столицы протоколы итогов закупок из одного источника за 2013 год ведут к пустым ссылкам.

Зачастую выделяются серьезные деньги на проект, который не несет конкретной информации о том, на что, собственно, потрачены средства. Допустим, в некоторых лотах Министерства транспорта и коммуникаций стоит «реконструкция автомобильных дорог республиканского значения» и при этом не сказано, на какую именно трассу, какой ее отрезок были потрачены средства.

В ходе исследования попадались тендеры, которые нельзя было интерпретировать однозначно. К примеру, в 2013 году АО «Казахстанская ипотечная компания» закупило у ТОО «Nice Tour», где единственным учредителем является Баян Рсалдина, 42 однокомнатных, 79 двухкомнатных и 19 трехкомнатных квартир, все в чистовой отделке, на сумму 1,45 млрд тенге. В профиле ТОО «Nice Tour» указано, что специализация компании – «Исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения». Кстати, Рсалдина была одним из акционеров АО «Валют Транзит Банк», с долей в 9,8% акций.

Конкурс для своих

Что бы ни говорили ответственные лица о повышении прозрачности государственных закупок, на деле ситуация остается далеко не столь однозначной. Многие госконтракты получают приближенные к организаторам конкурса компании.

Зачастую техническая спецификация лота составлена таким образом, что изначально предполагает победу строго определенной фирмы, которая и предоставляет именно эту продукцию. Это касается закупки мебели, техники и прочего, что, по сути, нивелирует сам принцип конкурса.

Закупки из одного источника – самый популярный вид государственных закупок в Казахстане, который осуществляется по простой схеме. Создавая множество искусственных барьеров, организатор допускает к конкурсу только одну нужную ему компанию. Из-за того что эта компания осталась в гордом одиночестве, тендер признается несостоявшимся и закупки производятся из одного источника.

В старой редакции Закона о государственных закупках от 13 января 2012 года говорится о том, что если закупки признаны несостоявшимися из-за подачи менее двух заявок, их можно провести способом из одного источника.

Согласно новой редакции закона (изменение от 14.01.2014) можно провести закупки из одного источника в том случае, если аукцион признан несостоявшимся, за исключением случаев, когда победитель и потенциальный поставщик отказались заключать договор. То есть фактически по новому закону можно признать конкурс несостоявшимися даже с двумя и более количеством заявок (просто отклонить все заявки) и провести госзакупки из одного источника.

Разумеется, в законе есть также исключения. Например, закупку из единственного источника можно провести на вполне законных основаниях, если расходы государственной компании связаны с представительскими расходами, проведением выставок и конференций, тренингов. Поставщик может быть изначально единственным при «приобретении услуг по размещению информации в зарубежных средствах массовой информации, а также услуг по предоставлению информации, размещенной на интернет-ресурсах».

Неотвратимость наказания

С недобросовестными исполнителями и заказчиками государственных закупок идет борьба со стороны государства. «4,9 млрд тенге – сумма бюджетных средств, предотвращенных аналитиками ситуационного центра Агентства финансовой полиции от нерационального использования в 2013 году и за первый квартал 2014 года путем мониторинга конкурсов государственных закупок на предмет завышения планируемых закупочных цен», – говорится в официальном сообщении финпола.

В 2013 году и в первом квартале 2014 года возбуждено 633 уголовных дела. Сумма ущерба составила 116,9 млрд тенге. Отметим, что в прошлом году на основе данных ситуационного центра было возбуждено более 500 уголовных дел с ущербом свыше 110 млрд тенге, предотвращено нерациональное использование бюджетных средств на сумму более 3,5 млрд тенге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *