Законом субъекта РФ

  • автор:

Изучение вопроса следует начать с определения статуса, под которым понимается правовое положение субъекта права, характеризуемое и определяемое его организационно-правовой формой, уставом, правами и обязанностями, ответственностью, полномочиями, вытекающими из законодательных и нормативных актов.

Край является государственно-территориальным образованием в составе Российской Федерации. Конституционно-правовой статус края предполагает: 1) наличие органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной); 2) наличие собственной территории, границы которой не могут быть изменены без согласия субъекта РФ; 3) наличие устава, собственного законодательства; 4) возможность учреждать свою символику (герб, флаг); 5) возможность быть самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей при координирующей роли федеральных органов; 6) разделение компетенции (между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта); 7) отсутствие права выхода из состава федерации.

Принятие Основного закона Краснодарского края состоялось еще краевым Советом народных депутатов 10 ноября 1993 г., затем была принята новая редакция Устава края (сентябрь 1997 г). Ко времени распада СССР Краснодарский край был административно-территориальной единицей РСФСР с неопределенным статусом. 30 марта 1992 г. Краснодарский край, как и другие области и края, подписала с РСФСР Федеративный договор, ставший частью Конституции. Тем самым Краснодарский край обрел статус субъекта федерации.

Краснодарский край — равноправный субъект РФ. Статус края как субъекта РФ определяется Конституцией РФ и его Уставом. На территорию края распространяется суверенитет Федерации. Изменение статуса Краснодарского края возможно по взаимному согласию Краснодарского края и РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.

Далее студентам рекомендуется на основе положений Устава определить основные черты, характеризующие правовой статус Краснодарского края.

Статус краев, областей, городов федерального значения

Края, области, города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь являются государственно-территориальными образованиями. Конституция 1993 г. (ст. 5) впервые признака их равноправными субъектами РФ. В настоящее время в составе России имеется 9 краев, 46 областей, три города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Основы правового статуса этих субъектов РФ установлены Конституцией РФ, Федеративным договором и другими правовыми актами.

Данные субъекты РФ обладают элементами учредительной власти. Они имеют свой устав и законодательство. Уставы принимаются законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. Принципиально важным является закрепленное в Конституции право изменения статуса субъекта но взаимному согласию Российской Федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ст. 66).

Края, области, города федерального значения как субъекты РФ обладают элементами территориального верховенства, так как границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Как самостоятельное звено субъектов РФ они имеют систему органов государственной власти: законодательных, исполнительных и судебных.

Государственно-правовым признаком этих субъектов является конституционно закрепленное право законодательной деятельности. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов края, области, города федерального значения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ст. 76). Края, области и города федерального значения наделены правом законодательной инициативы в Российской Федерации. Они имеют прямое представительство в Совете Федерации (два представителя: по одному от законодательной и исполнительной власти).

Края, области, города федерального значения могут иметь свою символику: герб, флаг, гимн, административный центр, хотя не все субъекты реализовали это право в полном объеме.

Будучи равноправными субъектами РФ, края, области и города федерального значения не являются государствами. Они не имеют своих конституций, гражданства, на их территории употребляется общефедеральный государственный язык — русский.

Компетенция краев, областей, городов федерального значения многообразна. Согласно ст. 73 Конституции вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов края, области, города федерального значения обладают всей полнотой государственной власти.

Органы государственной власти краев, областей и городов федерального значения:

  • — обеспечивают соответствие уставов, законов и иных актов Конституции и законам РФ;
  • — осуществляют защиту прав и свобод человека и гражданина; обеспечивают законность, правопорядок и общественную безопасность;
  • — решают вопросы изменения своих границ, устанавливают территориальное деление и организуют местное самоуправление;
  • — распоряжаются собственностью, если она не имеет федерального статуса;
  • — организуют защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  • — проводят в жизнь положения административного, жилищного, земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды;
  • — решают общие вопросы воспитания, образования, науки и культуры, физической культуры и спорта; руководят здравоохранением;
  • — осуществляют защиту семьи, материнства, отцовства и детства; социальную защиту, социальное обеспечение;
  • — организуют рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрану памятников истории и культуры;
  • — организуют карантин, борьбу с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацию их последствий.

Края, области, города федерального значения могут быть самостоятельными субъектами международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами РФ, если это не противоречит федеральному законодательству.

Проекты федеральных законодательных актов по предметам совместного ведения направляются для согласования в края, области и города федерального значения.

Среди рассматриваемых субъектов существуют особенности конституционно-правового статуса г. Москвы, обусловленные осуществлением городом функций столицы РФ. Эти особенности вытекают из положений Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», Федерального закона от б октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственный власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон об организации законодательных и исполнительных органов субъектов РФ). Непосредственное закрепление статус г. Москвы получил в Уставе города Москвы, принятом 28 июня 1995 г. Город Москва как столица Российской Федерации и самостоятельный равноправный субъект РФ имеет свою территорию, население, органы государственной власти, свое законодательство.

Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти является Московская городская Дума; высшим должностным лицом г. Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти — мэр Москвы; высшим исполнительным органом государственной власти — Правительство Москвы; исполнительными органами — отраслевые, функциональные и территориальные органы; органами судебной власти — Уставный суд г. Москвы и мировые судьи. Местное самоуправление осуществляется на территориях внутригородских муниципальных образований, общегородские органы местного самоуправления в г. Москве не создаются. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти г. Москвы.

Согласно гл. 2 Устава города Москвы к предметам ведения города относятся: осуществление всей полноты государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и г. Москвы; принятие законов и иных актов. К полномочиям г. Москвы по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения относится: принятие и изменение Устава и иных правовых актов и контроль за их соблюдением; территориальное устройство; установление системы органов государственной власти; регулирование организации местного самоуправления; собственность города и управление ею; бюджет и территориальные государственные внебюджетные фонды; налоги, сборы, платежи, штрафы, за исключением федеральных; охрана общественного порядка, комплексное социально-экономическое развитие и т.д.

К территориальным единицам г. Москвы относятся: районы, административные округа, территориальные единицы с особым статусом.

ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смотреть что такое «ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в других словарях:

  • РАВНОПРАВИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — закрепленный Конституцией РФ принцип федеративного устройства, означающий, что субъекты РФ поставлены в равные юридические условия, они равноправны во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ при разграничении предметов ведения и… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ЯЗЫК ОФИЦИАЛЬНОГО ОПУБЛИКОВАНИЯ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Согласно Федеральному закону «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 № 1807–1 законы и иные нормативные правовые акты республик наряду с официальным опубликованием на государственном языке Российской Федерации могут официально… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

  • ГАРАНТИИ ПРАВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — предусмотренные Конституцией государственно правовые механизмы, обеспечивающие юридическую и фактическую самостоятельность субъекта РФ в составе Федерации. К числу важнейших гарантий относятся закрепленные в Конституции принципы равенства… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Федеративное устройство Российской Федерации — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации — Федеральный закон (Россия) «Градостроительный кодекс Российской Федерации» Номер: 190 ФЗ Принятие: Государственной Думой 22 декабря 2004 Одобрение: Советом Федерации 24 декабря … Википедия

  • Коммунистическая партия Российской Федерации — Запрос «КПРФ» перенаправляется сюда; о мини футбольном клубе партии см. КПРФ (мини футбольный клуб). Коммунистическая партия Российской Федерации … Википедия

  • Уголовный кодекс Российской Федерации — Федеральный закон (Россия) «Уголовный кодекс Российской Федерации» Номер: 63 ФЗ Принятие: Государственной Думой 24 мая 1996 Одобрение: Советом Федерации 5 июня 1996 … Википедия

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации — Федеральный закон (Россия) «Бюджетный кодекс Российской Федерации» Номер: 145 ФЗ Принят: Государственной думой 17 июля 1998 Одобрен: Советом федерации 17 июля 1998 … Википедия

  • Уголовное законодательство Российской Федерации — федеральный закон «Уголовный кодекс Российской Федерации» Номер: 63 ФЗ Принят: Государственной Думой 24 мая 1996 Одобрен: Советом Федерации 5 июня 1996 Подписан … Википедия

  • Лесной кодекс Российской Федерации — Федеральный закон (Россия) «Лесной кодекс Российской Федерации» Номер: 200 ФЗ Принятие: Государственной думой 8 ноября 2006 Одобрение: Советом Федерации 24 ноября 2006 … Википедия

Особенности и примеры актов местного самоуправления

Законодательство субъектов рф о местном самоуправлении (МСУ) используется в рамках российских субъектов. Оно направлено на решение общих вопросов регулирования местного самоуправления, что, главным образом, отражено в конституциях и уставах.

Пример 1

Законы субъектов РФ, примеры: глава 10 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, глава 8 Устава Тюменской области, глава 13 Устава (Основного закона) Саратовской области.

В конституции (уставе) субъекта регулирование вопросов, которые касаются организации местного самоуправления, как правило, отражаются в общем виде. Так, в статье 72 Устава Саратовской области дается гарантия права по осуществлению местного самоуправления. Это дает возможность обществу самостоятельно и ответственно заниматься решением вопросов местного значения в соответствии с законами России и области. Граждане Саратовской области непосредственно обладают правом местного самоуправления, что проявляется в форме собраний, выборов и референдумов, конференций и сходов и прочих прямых форм волеизъявления. Народ регулирует работу власти с помощью органов местного самоуправления, которые он формирует.

Рассмотрение законодательства местного самоуправления

Детально особенности рассматриваемой системы отношений в обществе регулируют законы соответствующих субъектов РФ. На период действия Закона о местном самоуправлении, который был принят в 1995 году, большая часть субъектов приняла базовые законы, включающие:

  1. О МСУ (Республика Тыва, Красноярский, Приморский край, Омская, Томская области и др.).
  2. Об организации местного самоуправления (Москва, Еврейская АО, Республика Марий Эл, Оренбургская и Нижегородская области и др.).
  3. Об основах МСУ (Калининградская область и Алтайский край).
  4. Об общих принципах организации МСУ (Ярославская область, респ. Бурятия, Сахалинская и Липецкая область).

В 2003 году был принят Закон о МСУ, что предопределило потребность изменить действующее законодательство о МСУ со стороны региональных законодателей. С другой стороны появилась необходимость в создании новой законодательной основы данного направления. Новый Федеральный закон более подробно, чем предыдущий, стал регулировать проблемы организации.

Замечание 1

Законодательные акты субъектов РФ могут быть приняты лишь по проблемам организации местного самоуправления, которые прямо предписываются для этого посредством ФЗ.

Слишком сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Права субъектов РФ

Так, органы государственной власти субъектов имеют право на:

  • установление ответственности за неисполненные муниципальные правовые акты;
  • установление границ территорий МО;
  • наделение городов статусом городских округов;
  • изменение границ и преобразование МО;
  • передачу органам МСУ отдельных государственных полномочий;
  • установление административной ответственности за нарушение должностными лицами сроков и порядка ответа на гражданские обращения в органы МСУ;
  • определение наименований представительных органов МО, глав МО, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа МО);
  • определение в части, которая касается осуществления некоторых полномочий государства, передаваемых органам МСУ посредством ФЗ и и законов субъектов РФ, условия контрактов для глав местной администрации;
  • установление дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городских округов);
  • установление порядка формирования районных фондов, предназначенных для финансовой поддержки поселения;
  • формирование порядка образования районного фонда финансовой поддержки для городского округа и муниципального района);
  • утверждение методики, в соответствии с которой происходит распределение дополнительных субсидий на нужды МО и др.

Перечень вопросов, которые относятся к организации МСУ, способные быть под регулированием законов субъектов РФ, не велик. Часть из субъектов отказалась от принятия базового закона о МСУ. Вместо этого они предпочли разработку и принятие нескольких небольших законодательных актов, которые регулируют отдельные вопросы по их предмету ведения.

Пример 2

В 2003 году для исполнения Закона о МСУ в Саратовской области приняты несколько законов: 23 декабря 2004 года № 79-ЗСО «О городских округах», 23 декабря 2004 года № 78-ЗСО «О муниципальных районах», 6 марта 2006 года № 13-ЗСО «О наименованиях органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Саратовской области» и др.

Некоторые субъекты Российской Федерации предпочитают видоизменение или принятие нового базового закона, который действовал до принятия Закона о местном самоуправлении в 2003 году. Так, подобным примером может выступать Областной закон Ростовской области от 28 декабря 2005 года № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области».

Субъекты РФ кроме законов принимают многочисленные подзаконные акты, касающиеся вопросов организации и работы местного самоуправления.

Все еще сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Законы субъектов Российской Федерации

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА!!!

Сейчас мы являемся свидетелями интенсивных темпов законотворческой деятельности субъектов Федерации. Получив по Конституции РФ право на издание собственных законов, субъекты начали активно его реализовывать. «Накопление» законов в субъектах идет очень быстро. Общее число действующих на сегодняшний день региональных законов превышает 19 тысяч.

Законы субъектов РФ — нормативно-правовые акты высшей юридической силы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта федерации и по предметам совместного ведения Федерации.

К основным разновидностям З.С. РФ относятся: конституции республик; уставы краев, областей, городов федерального значения, текущие законы, принимаемые по предметам ведения субъектов РФ. (например, закон Белгородской области от 19.12.2005. № 11 «О статусе депутата Белгородской областной думы», закон Белгородской области от 24.07.2002. № 35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области»,

ВЫВОД: Закон — это нормативный правовой акт высшей юридической силы, который принимается в особом процессуальном порядке высшим законодательным представительным органом государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума, призванный регулировать важнейшие, базовые общественные отношения.

Вопрос 3. Система подзаконных нормативных правовых актов

Важным и наиболее многочисленным видом источников права в Российской Федерации являются подзаконные правовые акты по различным аспектам государственного управления. Обязательным условием их принятия является соот­ветствие действующим в стране законам.

Подзаконный акт — это нормативный правовой акт, принимаемый уполномоченным субъектом на основании, в соответствии и во исполнение закона.

Акты Президента РФ

Указы Президента– решения нормативного и ненормативного характера, принимаемые главой Российского государства в пределах его компетенции по наиболее важным вопросам.

В ст. 90 говорится о том, что Президент РФ издает указы и распоряжения (последние отличаются ненормативным характером).

По юридической силе указы Президента РФ подразделяются на нормативные и правоприменительные. Нормативные указы содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер, а правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управленческой деятельности (например, указ Президента РФ о назначении на должность какого-либо министра, о присвоении звания или награждении орденом и пр.).

Указ Президента РФ от 9.03.2004. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Указ Президента РФ от 24.09.2007. № 1274. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

Распоряжения Президента (как уже отмечено) ненормативны и прини­маются по различного рода оперативным вопросам государственного уп­равления (например, о создании всевозможного рода рабочих комиссий, о выделении средств из резервного фонда на те или иные нужды и пр.).

Следующую ступень в иерархии подзаконных нормативно-правовых актов как источников права в Российской Федерации занимают акты Правительства РФ, издаваемые им на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.

В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

Распоряжения Правительства обычно содержат конкретные предписания, т.е. являются актами индивидуального характера.

Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства. Они, как правило, имеют общий характер, содержат нормы права и потому являются источниками права. Такие критерии установлены Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Постановления Правительства РФ принимаются в соответствии с его компетенцией, определенной Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» (ст. ст. 13 — 21), а также по иным полномочиям, осуществляемым в соответствии с Конституцией по предметам ведения Российской Федерации и совместного ее ведения с субъектами Федерации.

Постановления Правительства могут приниматься на заседаниях Правительства, а также на заседаниях Президиума Правительства. Постановления, принятые Президиумом Правительства, могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

Постановления Правительства РФ можно охарактеризовать следующи­ми присущими им признаками:

1) отражение многопрофильности деятельности и межотраслевой ха­рактер;

2) высшая мера нормативности в системе исполнительной власти в Рос­сийской Федерации;

3) прямая связь с законом и строгая подзаконность;

4) общеобязательность действия на всей территории России.

Постановления Правительства РФ, если они противоречат Конституции РФ и федеральным законам, могут быть отменены Президентом РФ.

Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

За правительственными постановлениями в череде источников права подзаконного характера следуют ведомственные нормативно-правовые акты, издаваемые министерствами и ведомствами Российской Федерации во ис­полнение положений и норм, содержащихся в федеральных законах, указах Президента и правительственных постановлениях.

Содержание ведомственных нормативных актов во многом определяется их формой. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 (с последующими изменениями и дополнениями) в настоящее время органы исполнительной власти издают: приказы, постановления, распоряжения, правила, инструкции и положения. Издание нормативных правовых актов в виде указаний, писем и телеграмм не допускается.

Наиболее распространенным видом ведомственных нормативно-право­вых актов является приказ. Приказами опосредуется различная по своему характеру деятельность, ими утверждаются, а тем самым и придается соот­ветствующая юридическая сила другим нормативно-правовым актам, ис­ходящим от того или иного министерства или ведомства.

Помимо приказов, положений и инструкций руководство министерств и ведомств Российской Федерации издает также всевозможные указания, информационные письма, телеграммы и пр. Эти документы издаются с целью разъяснения порядка применения тех или иных норм законодательства, их единообразного применения территориальными органами, новых норм не содержат и, следовательно, в число источников права не входят.

С 15 мая 1992 г. Указом Президента Российской Федерации введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Государственная регистрация таких актов возложена на Министерство юстиции Российской Федерации. Не прошедшие государственную регистрацию ведомственные акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении конкретных правовых споров.

Нормативные акты министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

Аналогичным образом (в строго иерархическом подчинении) строится и система нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.

Решения и постановления региональных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

Решения, распоряжения, постановления региональных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

Нормативные акты органов местного самоуправления. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

Особенностью этих актов является их территориальная ограниченность и принятие только по вопросам, касающимся управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюд­жета, установления местных налогов и сборов и т.п.

В то же время эти решения являются обязательными для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и органи­зациями независимо от их ведомственной принадлежности, а также долж­ностными лицами и гражданами.

Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 9974 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *