Законодательство о зерне в РФ

  • автор:

Утратил силу — Федеральный закон от 19.07.2011 г. N 248-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки (Наименование в редакции Федерального закона от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ) Принят Государственной Думой 11 ноября 1998 года (В редакции федеральных законов от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ; от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ; от 08.11.2007 г. N 258-ФЗ; от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ) Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы осуществления государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, производимых в Российской Федерации и ввозимых в Российскую Федерацию. (В редакции Федерального закона от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ) ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Цели настоящего Федерального закона Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение населения Российской Федерации качественным зерном и продуктами его переработки и установление государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки. (В редакции Федерального закона от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ) Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: зерно — семена хлебных злаков, зерновых бобовых и масличных культур, используемые для пищевых, кормовых и технических целей; продукты переработки зерна — мука, крупа, хлебобулочные и макаронные изделия, комбикорма, побочные продукты переработки зерна. Понятия «зерно» и «продукты переработки зерна» далее по тексту настоящего Федерального закона именуются как «зерно и продукты его переработки»; обработка зерна — очистка, сушка, вентилирование, обеззараживание зерна и другие технологические процессы приведения качества зерна в соответствие с требованиями нормативных документов; производство продуктов переработки зерна — технологический процесс переработки зерна в целях производства муки, крупы, хлебобулочных и макаронных изделий, комбикормов; качество зерна и продуктов его переработки — совокупность потребительских свойств зерна и продуктов его переработки, соответствующих требованиям государственных стандартов, технических условий, санитарных и ветеринарно-санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и иных нормативных документов; рациональное использование зерна и продуктов его переработки — использование зерна и продуктов его переработки по целевому назначению, соблюдение научно обоснованных норм выхода и потерь зерна и продуктов его переработки при их хранении, транспортировании и реализации; хранение зерна и продуктов его переработки — содержание зерна и продуктов его переработки в условиях, обеспечивающих их сохранность; сертификат качества зерна и продуктов его переработки — документ, подтверждающий соответствие качества зерна и продуктов его переработки требованиям нормативных документов, а также наименованию изготовителя указанной продукции. Статья 3. Правовое регулирование в области государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки (В редакции Федерального закона от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ) 1. Правовое регулирование в области государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ) 2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, применяются правила международного договора. (В редакции Федерального закона от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ) Статья 4. Федеральные органы исполнительной власти в области государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки Государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки осуществляются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. (Статья в редакции Федерального закона от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ) ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ (В редакции Федерального закона от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ) Статья 5. Основные направления государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки (В редакции Федерального закона от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ) Основными направлениями государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки являются: (В редакции Федерального закона от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ) защита прав граждан на обеспечение зерном и продуктами его переработки, качество которых соответствует требованиям государственных стандартов, технических условий, санитарных и ветеринарно-санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и иных нормативных документов; установление показателей качества зерна и продуктов его переработки, методов оценки их качества и учета зерна и продуктов его переработки; аккредитация лабораторий, осуществляющих определение качества зерна и продуктов его переработки; сертификация зерна и продуктов его переработки; иные направления, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 6.(Утратила силу — Федеральный закон от 08.11.2007 г. N 258-ФЗ) Статья 7. Инспектирование качества зерна и продуктов его переработки 1. Инспектирование качества зерна и продуктов его переработки при их производстве и транспортировании гражданами и юридическими лицами осуществляется посредством определения качества зерна и продуктов его переработки и подтверждается сертификатами качества зерна и продуктов его переработки. 2. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации зерна и продуктов его переработки осуществляются в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии сертификатов качества зерна и продуктов его переработки. Статья 8. Порядок учета зерна и продуктов его переработки 1. Учет зерна и продуктов его переработки ведется гражданами и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна. 2. Порядок учета зерна и продуктов его переработки утверждается уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ) Статья 9. Экспертиза, использование или уничтожение зерна и продуктов его переработки, непригодных для использования в пищу 1. Зерно и продукты его переработки, признанные по результатам лабораторного исследования непригодными для использования в пищу, подлежат экспертизе в целях определения возможности их дальнейшего использования или уничтожения в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ) 2. Зерно и продукты его переработки, владелец которых не может подтвердить их происхождение, а также которые имеют явные признаки недоброкачественности, подлежат уничтожению без проведения экспертизы. 3. Проведение экспертизы зерна и продуктов его переработки, а также принятие решения о возможности их дальнейшего использования обеспечивают уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ) 4. Зерно и продукты его переработки на период, необходимый для проведения экспертизы, принятия решения о возможности их дальнейшего использования или уничтожения, подлежат хранению в отдельных помещениях с указанием объема партий и соблюдением условий, исключающих доступ к зерну и продуктам его переработки. Зерно и продукты его переработки, помещенные на временное хранение, подлежат учету. Сохранность зерна и продуктов его переработки, непригодных для использования в пищу, обеспечивают граждане и юридические лица, которым они переданы в установленном порядке на временное хранение. 5. Расходы, связанные с транспортированием, хранением, экспертизой, использованием или уничтожением зерна и продуктов его переработки, непригодных для использования в пищу, оплачиваются их владельцами. Статья 10. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки (В редакции Федерального закона от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ) 1. Государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки осуществляют должностные лица уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ) 2. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, в пределах своей компетенции имеют право: (В редакции Федерального закона от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ) беспрепятственно посещать граждан и юридических лиц, которые осуществляют деятельность по закупке, хранению, транспортированию и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна; получать от граждан и юридических лиц информацию, касающуюся качества, рационального использования и учета зерна и продуктов его переработки; проводить в установленном порядке отбор проб зерна и продуктов его переработки для определения их качества; пользоваться безвозмездно производственными лабораториями и техническими средствами граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность по закупке, хранению, транспортированию и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна, привлекать их специалистов для выполнения работ по контролю за качеством зерна и продуктов его переработки; проводить контрольные проверки веса партий зерна и продуктов его переработки; давать гражданам и юридическим лицам, осуществляющим деятельность по закупке, хранению, транспортированию и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна, предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации; запрещать реализацию зерна и продуктов его переработки, качество которых не соответствует требованиям государственных стандартов, технических условий, санитарных и ветеринарно-санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и иных нормативных документов, давать рекомендации о дальнейшем использовании зерна и продуктов его переработки; проводить по поручению заявителей (граждан и юридических лиц) экспертизу, контроль за качеством и количеством зерна и продуктов его переработки; осуществлять иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации. ГЛАВА III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЗАКУПКЕ, ХРАНЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ, А ТАКЖЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА Статья 11. Права граждан и юридических лиц в области контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки (В редакции Федерального закона от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ) Граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна, имеют право: получать информацию, касающуюся их деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; участвовать в отборе проб, проверке качества зерна и продуктов его переработки, а также осуществлять другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Статья 12. Обязанности граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна Граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна, обязаны: разрабатывать и осуществлять мероприятия по предупреждению порчи, снижения качества зерна и продуктов его переработки и по обеспечению их рационального использования; обеспечивать соблюдение санитарных, технических и противопожарных требований; обеспечивать контроль за качеством зерна и продуктов его переработки посредством использования производственных аккредитованных лабораторий или иных аккредитованных лабораторий; соблюдать научно обоснованные нормы выхода продуктов переработки зерна с обеспечением производства продуктов переработки зерна в ассортименте, предусмотренном технологическим процессом; нести другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Статья 13. Ответственность за нарушение законодательства в области государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки (В редакции Федерального закона от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ) 1. За нарушение законодательства в области государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки граждане и юридические лица несут административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ) 2. Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 16.03.2006 г. N 41-ФЗ) Статья 14. Разработка деклараций рационального использования зерна Граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность по хранению и переработке зерна, разрабатывают декларации рационального использования зерна в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ) ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 статьи 7 настоящего Федерального закона. Пункт 2 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении 30 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. 2. Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 5 декабря 1998 года N 183-ФЗ

действует Редакция от 18.07.2011 Подробная информация

ЗАКОН РФ от 14.05.93 N 4973-I (ред. от 18.07.2011) «О ЗЕРНЕ»

14 мая 1993 г. N 4973-I

Настоящий Закон направлен на полное удовлетворение потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне за счет собственного производства на основе максимального сочетания интересов производителей зерна и государства.

Глава I. Основные положенияСтатья 1.

Зерно является национальным достоянием Российской Федерации, одним из основных факторов устойчивости ее экономики. Государство поддерживает производителей зерна целенаправленной льготной инвестиционной, ценовой, кредитной и налоговой политикой.

Глава II. Государственная поддержка производства и переработки зернаСтатья 2.

: Действие статьи 2 приостановлено до принятия решения по нему Федеральным Собранием Российской Федерации — Указ Президента РФ от 21.12.93 N 2232.

: Статья 2 утратила силу в части, касающейся государственной поддержки производства и переработки зерна — Федеральный закон от 02.12.94 N 53-ФЗ.

Государство ежегодно финансирует государственные программы научных исследований и опытно-конструкторских работ по селекции, семеноводству, производству, подработке, хранению, переработке зерновых, зернобобовых и масличных культур, а также по разработке технологий, направленных на рациональное использование зерна.

Государство:

компенсирует производителям зерна не менее одной трети затрат, произведенных на тонну выращенного зерна, и не менее половины проданных в федеральный или региональный фонды зерна. При определении размера компенсации учитываются фактические затраты за предыдущий год и прогнозируемый уровень инфляции расчетного года;

возмещает производителям зерна 50 процентов затрат на покупку зерноуборочных комбайнов;

возмещает производителям зерна 50 процентов и хлебоприемным предприятиям 30 процентов собственных затрат на строительство и реконструкцию материально-технической базы сушки, обработки, хранения зерна и семян.

Порядок финансирования государственных программ компенсации и возмещения затрат с учетом региональных особенностей определяется Правительством Российской Федерации.

Расходы государства на поддержку производства и переработки зерна представляются в государственном бюджете Российской Федерации отдельной строкой.

Статья 3.

: Действие статьи 3 приостановлено до принятия решения по нему Федеральным Собранием Российской Федерации — Указ Президента РФ от 21.12.93 N 2232.

Производители зерна реализуют его по договорным ценам государственным и региональным заказчикам, а также на рынке зерна.

Ежегодно в январе — феврале Правительство Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, представителями общественных объединений, выражающих интересы производителей зерна и его потребителей, устанавливает на зерно нижний гарантированный уровень закупочных цен с учетом цены мирового рынка. Договорные цены подлежат индексации на момент закупки зерна с учетом инфляции.

Часть третья — Утратила силу.

(в ред. Федерального закона от 02.12.94 N 53-ФЗ)

В целях предоставления дополнительных кредитов производителям зерна государство организует и поддерживает систему залога зерна. Залог зерна осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О залоге». Производители зерна участвуют в залоговых операциях на добровольной основе.

Статья 4.

: Действие статьи 4 приостановлено до принятия решения по нему Федеральным Собранием Российской Федерации — Указ Президента РФ от 21.12.93 N 2232.

Государство гарантирует производителям зерна закупку всего предъявленного к реализации зерна и продуктов его переработки, при этом особо выделяется и сохраняется экологически чистое зерно для производства продуктов детского питания.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей могут устанавливать дополнительные меры по материально-ресурсному стимулированию производителей зерна к продаже его в соответствующие фонды зерна.

Глава III. Фонды зерна, их формирование и использованиеСтатья 5.

В целях обеспечения потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне создаются федеральный фонд зерна и региональные фонды зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей.

Статья 6.

Объем федерального фонда зерна определяется Правительством Российской Федерации и формируется за счет закупок зерна на контрактной основе в зонах его товарного производства на территории Российской Федерации, а при необходимости — за счет закупок зерна и за ее пределами.

Статья 7.

Объемы региональных фондов зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей определяются соответствующими органами исполнительной власти и формируются за счет закупок зерна на контрактной основе у его производителей как в своих административных границах, так и за их пределами.

Статья 8.

: Действие статьи 8 приостановлено до принятия решения по нему Федеральным Собранием Российской Федерации — Указ Президента РФ от 21.12.93 N 2232.

Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей на основе ежегодно составляемых балансов производства и использования зерна заключают между собой договоры о соотношении его закупок в федеральный и региональные фонды зерна на конкретной территории или об объемах дотаций из федерального фонда зерна.

В случае недостижения объема производства зерна, предусмотренного балансом производства и использования зерна на текущий год, отдельными республикой в составе Российской Федерации, автономной областью, автономным округом, краем, областью формирование федерального фонда зерна на этой территории и регионального фонда зерна производится в соотношении, определенном указанным договором.

Статья 9.

: Действие статьи 9 приостановлено до принятия решения по нему Федеральным Собранием Российской Федерации — Указ Президента РФ от 21.12.93 N 2232.

В целях организации работы по закупке и поставке зерна в федеральный фонд Правительство Российской Федерации определяет государственного заказчика, статус, функции и полномочия которого устанавливаются специальными положениями.

Государственный заказчик может на конкурсной основе передавать органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям и организациям выполнение части своих функций по формированию заказов на закупку и поставку зерна в федеральный фонд.

(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Государственный заказчик несет ответственность за обеспечение объемов федерального фонда зерна.

Государственный заказчик ежегодно в январе представляет Верховному Совету Российской Федерации отчет об использовании кредитно-финансовых и материальных ресурсов и обеспечении потребностей Российской Федерации в хлебопродуктах за прошедший год.

Статья 10.

Для расчетов с производителями зерна, иными его поставщиками за зерно, поставляемое в федеральный фонд зерна, а также для закупок зерна за рубежом государственному заказчику под государственную гарантию предоставляются кредиты, выделяются бюджетные ссуды и валютные средства.

Статья 11 — Утратила силу.

Статья 11 — Утратила силу.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Статья 12.

Для расчетов с производителями зерна и иными его поставщиками за зерно, поставляемое в региональные фонды зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, соответствующим региональным заказчикам предоставляются кредиты под гарантийные обязательства органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей.

Статья 13.

Производители зерна заключают контракты с государственным или региональным заказчиком на поставку зерна или продуктов его переработки в федеральный либо региональный фонды зерна.

Части вторая и третья — Утратили силу.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Статья 14.

: Действие статьи 14 приостановлено до принятия решения по нему Федеральным Собранием Российской Федерации — Указ Президента РФ от 21.12.93 N 2232.

Зерно и продукты его переработки, закупленные в федеральный фонд зерна, являются собственностью Российской Федерации. Федеральным фондом зерна распоряжается Правительство Российской Федерации.

Федеральный фонд зерна используется:

для полного удовлетворения потребностей в зерне и продуктах его переработки территорий, не производящих зерно, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Вооруженных Сил Российской Федерации, спецпотребителей, индустрии детского питания, спиртовой и крахмало-паточной промышленности;

для выделения недостающих по балансу на расчетный год объемов зерна территориям, имеющим ограниченные возможности его производства;

для предоставления зерна территориям в порядке натуральной ссуды с последующим возвратом из нового урожая;

для формирования государственного резерва зерна;

для экспорта.

Статья 15.

Порядок использования региональных фондов зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей определяется их органами исполнительной власти, которые несут ответственность за обеспечение всех потребностей, определенных в части второй статьи 14.

Глава IV. Рынок зернаСтатья 16.

Государство содействует становлению и развитию рынка зерна, осуществляет регулирование отношений в торгово — закупочных операциях с зерном.

Статьи 17 — 18 — Исключены.

Статьи 17 — 18 — Исключены.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Глава V. Экспорт и импорт зернаСтатья 19.

: Действие статьи 19 приостановлено до принятия решения по нему Федеральным Собранием Российской Федерации — Указ Президента РФ от 21.12.93 N 2232.

Экспорт зерна осуществляется по решению Правительства Российской Федерации, согласованному с Верховным Советом Российской Федерации, по лицензиям, выдаваемым в установленном порядке.

Статья 20.

: Действие статьи 20 приостановлено до принятия решения по нему Федеральным Собранием Российской Федерации — Указ Президента РФ от 21.12.93 N 2232.

Решение по объему закупок зерна и продуктов его переработки по импорту в федеральный фонд зерна при необходимости принимается Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации и осуществляется в централизованном порядке через государственного заказчика.

Органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, внешнеторговые организации и другие организации, предприятия и учреждения вправе проводить самостоятельные закупки зерна за рубежом за счет собственных валютных ресурсов.

Глава VI. Государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки. — Утратила силу.

Глава VI. Государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки. — Утратила силу.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *