Закона 83 ФЗ

  • автор:

Учет в некоммерческих организациях

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ УЧРЕДИТЕЛЯ: СТРУКТУРА, ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕ

В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

В системе регулирования отношений автономного учреждения с его собственником одним из определяющих документов является задание учредителя. В нем указываются все задачи, которые предстоит решить автономному учреждению в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), отмечается в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).

Целью разработки и установления заданий является предоставление услуг (выполнение работ) для выполнения предусмотренных законодательством РФ функций государства в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Задание учредителя предполагает более рациональное финансирование предоставления услуг населению. Учреждениям, которые обеспечивают услуги более высокого качества, задание может увеличиваться. Введение конкурентных начал в распределении задания будет стимулировать автономные учреждения к повышению качества оказания бюджетных услуг.

В соответствии с пп. 2 и 5 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Основной

деятельностью автономного учреждения признается деятельность, направленная на достижение целей, ради которых оно создано.

Автономное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. Условия, порядок формирования задания учредителя и финансового обеспечения выполнения задания определяются:

• Правительством РФ — в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

• высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

• местной администрацией — в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Задание учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядка финансового обеспечения выполнения задания рекомендуется составлять по каждому виду услуг (выполнению работ) отдельно по форме согласно Приложению № 1 к Методическим рекомендациям по формированию задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения,

которые утверждены приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 № 424.

Порядок формирования задания федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения, определяется с учетом требований Положения о формировании задания федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функции и полномочия учредителя, в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядка финансового обеспечения выполнения задания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 182 (далее — Постановление № 182).

Согласно Постановлению № 182 в состав задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения включаются следующие показатели.

1. Выписка из реестра расходных обязательств, предусмотренная в виде строк из последнего сданного учредителем реестра расходных обязательств, включающего расходные обязательства, связанные с оказанием федеральным автономным учреждением соответствующих услуг (выполнением работ).

2. Потребители услуги.

3. Показатели, характеризующие состав, качество и объем (содержание) оказываемой услуги (выполняемой работы).

3.1. Заданием могут предусматриваться показатели, характеризующие качество услуг (работ), в виде утвержденных требований к качеству. В рамках одного задания учредителя может устанавливаться от 2 до 6 характеристик качества услуги (работы).

В графе «Единица измерения» отражаются единицы измерения качества оказываемой услуги (выполняемой работы), если возможно их количественное измерение.

Графа «Формула расчета» содержит формулу, установленную учредителем для расчета показателя качества услуг (работ), если возможно его количественное измерение.

3.2. При характеристике объема оказания услуги (выполнения работы) указываются данные: • наименование показателя объема оказания

услуги (выполнения работы), измеряемого в натуральном выражении. В случае невозможности измерения услуги в натуральных единицах определяется состав услуги (работы), например, состав научно-исследовательских работ в области фундаментальной науки;

• единица измерения объема оказываемой услуги в натуральном выражении;

• планируемые по годам (на очередной финансовый год и плановый период) объемы оказания услуги (выполнения работы) в количественном выражении. Объемы оказания услуги (выполнения работы) могут измеряться как в количестве потребителей, так и в иных единицах (например, койко-днях, количествах постановок и тому подобное). При этом допускается одновременное использование для характеристики одной услуги (работы) нескольких показателей объема оказания услуги (работы).

4. Порядок оказания услуги (выполнения работы). Он может быть установлен регламентом или иным документом, разработанным учредителем с учетом специфики деятельности вида учреждения. В этом случае заполнение пункта «Порядок оказания услуги (выполнения работы)» ограничивается указанием наименования и реквизитов правового акта, устанавливающего этот порядок.

При отсутствии такого регламента или иного документа порядок оказания услуги (выполнения работы) устанавливается в задании. В этом случае пункт «Порядок оказания услуги (выполнения работы)» должен содержать:

• характеристики основных действий при оказании услуги и выполнении работы: требования к режиму работы федерального автономного учреждения, времени ожидания, оказания услуги (выполнении работы) и тому подобное;

• описание порядка информирования потребителей об оказании услуги (выполнении работы), который включает сведения: о способе информирования потребителей об оказании услуги (выполнении работы), о составе и содержании размещаемой (доводимой) информации, о частоте обновления информации и тому подобное;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• основания для приостановления оказания услуги (выполнения работы), предусматривающие перечень оснований для приостановления оказания услуги со ссылкой на соответствующий нормативно-правовой акт;

• основания для отказа от оказания услуги (выполнения работы), предусматривающие перечень оснований для отказа от оказания услуги (выполнения работы) со ссылкой на соответствующий нормативно-правовой акт.

5. Предельная цена (тариф) на оплату услуги, выполнение работы. Предусматривается к заполнению значение предельной цены на оказание услуги (выполнение работы), если законодательс-

твом РФ установлено оказание услуги на платной основе.

6. Порядок контроля за выполнением задания, условия и порядок его досрочного прекращения предусматривают:

• описание основных форм контроля (плановые проверки, внеплановые проверки, периодичность и т.д.) исполнительных органов государственной власти, осуществляющих контроль за выполнением задания;

• условия и порядок досрочного прекращения задания учредителя, которые отражают перечень условий досрочного прекращения задания учредителя (ликвидация федерального автономного учреждения, изменение учредителя и др.), описание основных действий учредителя, обусловленных досрочным прекращением задания, предпринимаемых учредителем, и описание действий федерального автономного учреждения.

7. Требования к отчетности о выполнении задания (учредитель устанавливает форму отчетности и периодичность ее представления).

8. В графе «Срок выполнения задания» определяется срок, утверждаемый учредителем.

9. Порядок изменения задания, которое определяется учредителем, предусматривает указание государственных органов, организаций, лиц, которые вправе внести предложения об изменении задания учредителя, а также основания, при наличии которых задание может быть изменено.

Таковы основные качественные и количественные характеристики задания учредителя.

Финансовое обеспечение и порядок финансирования выполнения задания учредителя. Как известно, автономное учреждение обязано выполнять государственные (муниципальные) задания, которые устанавливает учредитель. Финансовое обеспечение задания призвано предоставить автономному учреждению средства, необходимые для оказания услуг, предусмотренных заданием.

Согласно п. Зет. 4 Закона № 174-ФЗ учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на:

• содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением или приобретенных им за счет выделенных учредителем средств;

• уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество (в том числе земельные участки);

• развитие автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Финансовое обеспечение осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников. Пока многие из этих терминов не имеют четких определений. Но определение бюджетных ассигнований можно найти в ст. 6 БК РФ.

Согласно данной статье под бюджетными ассигнованиями понимаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

В свою очередь бюджетные обязательства — это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Таким образом, можно утверждать, что финансовое обеспечение задания автономного учреждения — это разновидность бюджетных ассигнований.

Порядок финансового обеспечения выполнения задания учредителя определяется:

• Правительством РФ — в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

• высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

• местной администрацией — в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Объем финансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем государственному или муниципальному учреждению, на основании п. 1 ст. 20 Закона 174-ФЗ не может зависеть от типа такого учреждения. Исходя из этого положения, порядок формирования задания и определение размеров его финансового обеспечения на оказание услуг (выполнение работ) для автономных учреждений действуют такие же, как и для бюджетных учреждений.

Пункт 3 Постановления № 182 предусматривает, что федеральному учреждению, созданному путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения, предоставляется в течение трех лет с даты создания за счет средств федерального бюджета субсидия с целью выравнивания финансового обеспечения выполнения задания, сформированного учредителем в отношении этого учреждения.

Размер данной субсидии определяется как разность между размером бюджетных ассигнований, предоставленных федеральному бюджетному учреждению на текущий год и плановый период, и размером субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание федеральным автономным учреждением услуг физическим и (или) юридическим лицам и на содержание соответствующего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.

Другими словами, созданное на базе бюджетного учреждения федеральное автономное учреждение в первое время будет получать субсидии в размере, равном тому, сколько оно получило бы, оставаясь бюджетным учреждением.

Порядок предоставления субсидий федеральным автономным учреждениям регламентирован Постановлением № 182, где определен порядок формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядком финансового обеспечения выполнения задания.

Пункт 8 Постановления № 182 предусматривает, что финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления федеральному автономному учреждению:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг (выполнение работ);

• субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенного этим учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Субсидии перечисляются в установленном

порядке на счет, открытый федеральному автономному учреждению в кредитной организации.

Более того, в пп. 9, 10 Постановления № 182 установлено, что расчет размера нормативных затрат на выполнение задания производится учредителем на основании нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в рамках задания и нормативных затрат на содержание соответствующего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением

или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Предоставление федеральному автономному учреждению данных субсидий в течение финансового года осуществляется на основании соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий. Учредитель вправе уточнять и дополнять соглашение с учетом отраслевых особенностей. Периодичность перечисления субсидий в течение финансового года и размеры субсидий определяются указанным соглашением.

Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Объем финансового обеспечения содержания недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных учредителем, определяется с учетом расходов автономного учреждения на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Финансовое обеспечение содержания недвижимого и особо ценного движимого имущества автономного учреждения осуществляется на основе:

• нормативов затрат на содержание недвижимого имущества;

• нормативов затрат на содержание особо ценного движимого имущества;

• нормативов затрат на уплату налогов.

Нормативы затрат на содержание недвижимого имущества. В состав нормативов затрат на содержание недвижимого имущества (зданий, сооружений) должны быть включены следующие нормативы затрат на:

• осуществление текущего и капитального ремонта;

• холодное водоснабжение;

• отопление;

• горячее водоснабжение;

• водоотведение;

• электроснабжение;

• газоснабжение;

• эксплуатацию систем охранной сигнализации;

• обеспечение пожарной безопасности;

• санитарное содержание имущества;

• оплату арендных платежей за арендуемые здания (помещения).

Рассчитанные по нормативам расходы на содержание недвижимого имущества не должны превышать средние расходы на содержание аналогичного недвижимого имущества государственного учреждения, сложившиеся за последние три года, скорректированные на инфляцию.

Рассчитанные по нормативам расходы на содержание недвижимого имущества подлежат уменьшению на ожидаемые суммы поступлений от арендной платы за предоставление соответствующего имущества в аренду с согласия учредителя.

Нормативы затрат на содержание особо ценного движимого имущества. В зависимости от вида движимого имущества и в соответствии с требованиями к содержанию каждого из видов особо ценного движимого имущества могут разрабатываться нормативы на его содержание, устанавливаемые учредителем. При этом представляется важным определить, какое именно имущество можно отнести к особо ценному движимому.

Данные определения содержатся в постановлении Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» (далее — Постановление № 337).

В соответствии с Постановлением № 337 при определении видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений подлежит включению в его состав:

• движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 500тыс. руб.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее 500 тыс. руб., без которого осуществление федеральным автономным учреждением своей основной деятельности будет существенно затруднено;

• имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции

и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ. К особо ценному движимому имуществу не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности автономного учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.

Расчет нормативных затрат на содержание каждой категории имущества (в части движимого) осуществляется исходя из объемов указанного имущества, а также нормативных требований, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН) и строительными нормами и правилами (СНиП) по соответствующим направлениям.

В зависимости от вида особо ценного движимого имущества в состав нормативов затрат на его содержание рекомендуется включать следующие нормативы затрат на:

• техническое обслуживание;

• текущий и капитальный ремонт;

• приобретение расходных материалов (в зависимости от объема оказания услуги). Рассчитанные по нормативам расходы на содержание вида особо ценного движимого имущества подлежат уменьшению на ожидаемые суммы поступлений от арендной платы за предоставление соответствующего имущества в аренду с согласия учредителя.

Нормативы затрат на уплату налогов. Для уплаты налогов автономные учреждения применяют нормативы затрат на уплату налога на имущество и на уплату земельного налога.

Нормативы затрат на уплату налога на имущество устанавливаются исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, и ставки налога на имущество в соответствующем субъекте РФ (с учетом возможной дифференциации ставок налога на имущество и льгот): Ы = Р’С,

где И— норматив затрат на уплату налога на имущество;

Р — среднегодовая стоимость имущества автономного учреждения, признаваемого объектом налогообложения; С — ставка налога на имущество в субъекте РФ.

Нормативы затрат на уплату земельного налога устанавливаются исходя из кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного автономному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, и ставки земельного налога в соответствующем муниципальном образовании (с учетом возможной дифференциации ставок земельного налога и льгот). Ы = К’С,

где N — норматив затрат на уплату земельного налога;

К— кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного АУ на праве постоянного (бессрочного) пользования; С — ставка земельного налога в муниципальном образовании.

Ответственность учредителя за исполнение государственного задания автономным учреждением.

Нецелевое использование бюджетных средств влечет ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ. Согласно ст. 289 БК РФ нецелевое использование представляет собой направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В настоящее время за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена бюджетная, административная и уголовная ответственность. В соответствии со ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет:

• наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ);

• изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;

• при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ (далее — УК РФ). Согласно постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 24.12.2008 по делу № А82-9818/2008-29 использование получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получе-

ния, является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.

Частью 1ст. 15.14 КоАП РФ предусмотрено, что использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

• на должностных лиц в размере от 4 ООО до 5 ООО руб.,

• на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

Статьей 285.1 УК РФ, в частности, предусмотрено, что расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается:

• штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

• арестом на срок от четырех до шести месяцев;

• лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

• лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Как следует из ст. 6 БК РФ, к получателям бюджетных средств (получателям средств соответствующего бюджета) относятся: орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных

обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Таким образом, учитывая, что автономное учреждение не является получателем бюджетных средств (хотя и получает средства бюджета в форме субсидии), наложение штрафов на руководителей учреждения и само автономное учреждение или привлечение руководителей к уголовной ответственности невозможно. В результате единственная ответственность, к которой может быть привлечено автономное учреждение, — это изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Список литературы 1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания: постановление Правительства РФ от 18.03.2008 № 182.

3. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.

4. Об утверждении методических рекомендаций по формированию задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения: приказ Минэкономразвития России от03.12.2008 № 424.

5. О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения: постановление Правительства РФ от 31.05.2007 № 337.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *