Закон юнситрал

  • автор:

Юридические науки

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Российская газета. -15.03.2005. — № 50.

4. Дмитриев A.B. Конфликтология. — М.: Альфа-М, 2003. — 486 с.

5. Информационное телеграфное агентство России . — Режим доступа: http://itar-tass.com/info.

7. Комитет защиты журналистов (Committee to Protect Journalists) . — Режим доступа: http://cpj.org//ru.

ПРАВОВАЯ РАБОТА ЮНСИТРАЛ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

© Курилова Е.С.*

Карлов университет в Праге, Чехия, г. Прага

Данная статья посвящена правовой работе ЮНСИТРАЛ в сфере электронной торговли. Рассмотрены основные этапы работы Комиссии над правовым регулированием использования электронных устройств и сообщений в международной торговле, а также принятые по итогам этой работы конвенции и типовые законы.

Ключевые слова электронная торговля, международное частное право, международная торговля, ЮНСИТРАЛ.

Сфера электронной торговли считается одной из тех областей, в которых мандат в отношении координации деятельности, предоставленный ЮНСИТРАЛ Генеральной Ассамблеей ООН, можно было бы реализовать с особой пользой для мирового сообщества . В связи с этим актуальным является изучение правовой работы ЮНСИТРАЛ, как осуществленной, так и возможной будущей, в сфере электронной торговли.

В 1978 году Комиссия ООН по праву международной торговли принимает Конвенцию о морской перевозке грузов . Ст. 1 Конвенции предусматривает, что письменная форма включает, наряду с прочим, телеграмму и телекс. В 1980 году принята Венская конвенция о международной купле-

Аспирант.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

продаже товаров . Конвенция не требует, чтобы договор был заключен или подтвержден в письменной форме или подчинялся иному требованию в отношении формы (ст. 11). Также она предусматривает применение современных (на момент ее принятия) средств связи для заключения договоров. В соответствии со ст. 13 Конвенции под письменной формой понимаются также сообщения по телеграфу и телетайпу. И хотя речь еще не идет о таких информационных технологиях, как Интернет, мы полагаем, что указанные нормы стали одними из первых ключевых шагов на пути правового регулирования электронной коммерции на международном уровне.

В 1984 году ЮНСИТРАЛ включает вопрос о правовых последствиях автоматической обработки данных для потоков международной торговли в свою программу работы в качестве первоочередного пункта. В 1985 году Комиссия рассматривает доклад Секретариата, озаглавленный «Юридическая ценность записей ЭВМ» . В этом докладе был сделан вывод о том, что на глобальном уровне использование хранящихся в ЭВМ данных в качестве доказательства при судебном разбирательстве сопряжено с гораздо меньшим числом проблем, чем можно было бы ожидать. В докладе отмечается, что гораздо более серьезным юридическим препятствием для использования ЭВМ в международной торговле являются требования о том, чтобы документы были подписаны или были составлены на бумаге.

После обсуждения этого доклада Комиссия принимает Рекомендации для правительств и международных организаций в отношении правового значения записей на ЭВМ . Рекомендации предлагают пересмотреть правила, которые касаются автоматической обработки данных, с тем чтобы устранить неоправданные барьеры применению автоматической обработки данных в сфере международной торговли. В этом же году в своей Резолюции 40/71 Генеральная Ассамблея призывает правительства и международные организации принять, где это необходимо, меры в соответствии с рекомендацией Комиссии в целях обеспечения правовых гарантий в контексте самого широкого возможного применения автоматической обработки данных в международной торговле.

В 1987 году принято Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по электронному переводу средств . Электронный перевод средств, как он понимается в данном руководстве, — это перевод средств, при котором одна и более операций в процессе такого перевода, ранее выполнявшихся при помощи бумажных документов, теперь осуществляются электронными методами.

В 1996 году ЮНСИТРАЛ принимает Типовой закон об электронной торговле. Закон призван сделать возможным и облегчить ведение торговли с использованием электронных средств путем предоставления в распоряжение национальных законодателей свода признанных на международном уровне норм, направленных на устранение правовых препятствий для электронной торговли и повышение ее юридической предсказуемости. В част-

Юридические науки

ности, он предназначен для преодоления препятствий, возникающих в связи с положениями закона, которые не могут быть изменены на основании договора, путем установления равного режима для бумажной и электронной информации . Данный типовой закон стал первым законодательным текстом, в котором были приняты основополагающие принципы недискриминации, технологической нейтральности и функциональной эквивалентности. Эти принципы лежат в основе современного права электронной торговли.

Принцип недискриминации отражен в ст. 11 типового закона, в соответствии с которой, в контексте заключения контрактов, если стороны не договорились об ином, оферта и акцепт оферты могут производиться с помощью сообщений данных. В случае, когда при заключении контракта используется сообщение данных, этот контракт не может быть лишен действительности или исковой силы на том лишь основании, что для этой цели использовалось сообщение данных. Принцип технологической нейтральности означает, что закон призван охватить все фактические ситуации, связанные с подготовкой, хранением или передачей информации в форме электронных сообщений, независимо от используемых для этого технологий и носителей . Принцип функциональной эквивалентности предполагает анализ целей и функций традиционных требований к использованию бумажных документов, с тем чтобы определить, как те же цели или функции могут быть реализованы применительно к методам электронной торговли .

В 2001 году ЮНСИТРАЛ принимает Типовой закон об электронных подписях. Его цель состоит в том, чтобы сделать возможным и облегчить использование электронных подписей путем установления критериев технической надежности, определяющих эквивалентность электронных и собственноручных подписей .

В 2003 году Консультативный совет по Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров выносит Заключение № 1 . Заключение подтверждает действительность электронных договоров и сообщений.

В 2005 году Комиссия принимает Конвенцию об использовании электронных сообщений в международных договорах. Цель Конвенции — содействовать использованию электронных сообщений в международной торговле путем обеспечения того, чтобы контракты, заключенные с использованием электронных средств, и сообщения, обмен которыми осуществляется с использованием электронных средств, являлись действительными и подлежали исполнению в той же мере, как и их традиционные бумажные эквиваленты .

Для этой цели в статье 8 воспроизводится норма, содержащаяся в статье 11 Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронной торговле. Сообщение или договор не могут быть лишены действительности или исковой силы на том лишь основании, что они составлены в форме электронного сообщения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии со ст. 1 Конвенции она применяется к использованию электронных сообщений в связи с заключением или исполнением договоров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах. Ст. 4 Конвенции дает определения таким взаимосвязанным понятиям, как сообщение, электронное сообщение и сообщение данных. В частности, электронное сообщение означает любое сообщение, которое стороны передают с помощью сообщений данных. Сообщение данных означает информацию, подготовленную, отправленную, полученную или хранимую с помощью электронных, магнитных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными, электронную почту, телеграмму, телекс или телефакс, но не ограничиваясь ими. Сообщение означает любое заявление, декларацию, требование, уведомление или просьбу, включая оферту и акцепт оферты, которые сторонам требуется сделать или которые они решают сделать в связи с заключением или исполнением договора.

В 2008 году принимается Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов («Роттердамски правила») . «Роттердамские правила» содержат главу, посвященную транспортным электронным записям. В частности, статья 8 предусматривает использование и последствия транспортных электронных записей. В статье 9 изложены процедуры использования оборотных транспортных электронных записей, статья 10 устанавливает правила для замены оборотного транспортного документа оборотной транспортной электронной записью. Кроме того, «Роттердамские правила» определяют понятие транспортной электронной записи и оборотной транспортной электронной записи.

В 2009 году ЮНСИТРАЛ приступает к работе над правовыми вопросами, связанными с электронными передаваемыми записями. Термин электронная передаваемая запись используется как общее понятие для обозначения электронного эквивалента передаваемого (оборотного или необоротного) документа или товарораспорядительного документа . В 2011 году в Нью-Йорке Секретариат ЮНСИТРАЛ проводит коллоквиум по электронной торговле , на котором обсуждаются такие темы, как электронные передаваемые записи, управление использованием идентификационных данных, электронная торговля, осуществляемая при помощи мобильных устройств, и электронные механизмы «единого окна». ЮНСИТРАЛ по настоящее время продолжает работу над правовыми вопросами, связанными с использованием электронных передаваемых записей.

Список литературы:

1. Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. Рабочая группа IV (Электронная торговля). Записка Секретариата. «Правовые аспекты электронной торговли. Возможная будущая работа в области электронных договоров: анализ Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров».

Юридические науки

2. Конвенция ООН о морской перевозке грузов . —

Режим доступа: http://www.uncitral.org/uncitral/ru/uncitral_texts/transport_

4. Доклад Секретариата ЮНСИТРАЛ «Юридическая ценность записей ЭВМ».

5. Рекомендации ЮНСИТРАЛ для правительств и международных организаций в отношении правового значения записей на ЭВМ.

7. Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по электронному переводу средств.

9. Пояснительная записка Секретариата ЮНСИТРАЛ к Конвенции Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах. — Нью-Йорк: ООН, 2007. — С. 26.

10. Пояснительная записка Секретариата ЮНСИТРАЛ к Конвенции Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах. — Нью-Йорк: ООН, 2007. — С. 27.

13. http://www.uncitral.org/uncitral/ru/uncitral_texts/electronic_commerce/ 2005Convention. html.

15. Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. Рабочая группа IV (Электронная торговля). Записка Секретариата. «Правовые вопросы, связанные с использованием электронных передаваемых записей».

19 Февраля 2017

Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) приняла решение о присвоении Арбитражной Ассоциации статуса организации-наблюдателя с правом принятия участия в работе сессий Рабочей группы II (Разрешение споров) ЮНСИТРАЛ. Комиссия собирается два раза в год – весенняя сессия проходит в Нью Йорке, осенняя сессия – в Вене. Следующая сессия ЮНСИТРАЛ состоится в Вене с 11-15 сентября 2017 года.

ЮНСИТРАЛ является ведущей международной организацией, в рамках которой разрабатываются ключевые международно-правовые документы в области разрешения споров. Рабочая группа II разрабатывала такие документы как Венская Конвенция о договорах международной купле-продаже товаров (1980), Типовой закон ЮНСИТРАЛ об арбитраже, Типовой арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ. В настоящее время Рабочей группой ведется работа над документом, регулирующим международную коммерческую согласительную процедуру и приведение в исполнение международных коммерческих мировых соглашений, достигнутых в рамках согласительной процедуры.

Организации-наблюдатели вправе по приглашению председателя сессии изложить свою позицию по тому или иному вопросу, который является предметом обсуждения Комиссии. Необходимо заметить, что организации-наблюдатели не принимают участия в принятии решений ЮНСИТРАЛ.

В настоящий момент в число организаций-наблюдателей входят Американская арбитражная ассоциация/Международный центр урегулирования споров (AAA/ICDR), Американское общество международного права (ASIL), Ассоциация права стран Азии и Тихого океана (LAWASIA), Бельгийский центр арбитража и посредничества (CEPANI), Венский международный арбитражный центр (VIAC), Институт арбитров и посредников Новой Зеландии (AMINZ), Институт европейского права (ELI), Китайская международная экономическая и торговая арбитражная комиссия (CIETAC), Корейский совет коммерческого арбитража (KCAB), Королевский институт арбитров (CIARB), Мадридский арбитражный суд (МАС), Международная академия посредников (IAM), Международный институт по вопросам несостоятельности (МИН), Международный институт по вопросам посредничества (IMI), Международный совет по торговому арбитражу (ICCA), Международный союз судебных приставов и судебных должностных лиц (UIHJ), Общество международного арбитража Майами (MIAS), Секретариат Энергетического сообщества, Факультет международного арбитража Университета королевы Марии (Лондон), P.R.I.M.E. Фонд для финансирования (PRIME) и другие.

«Участие в работе ЮНСИТРАЛ является почетной миссией, и позволит осуществить обмен мнениями с ключевыми международными экспертами в области арбитража. Принятие на себя статуса организации-наблюдателя обязывает Арбитражную Ассоциацию соответствовать высочайшим стандартам, заложенным Уставом ООН. Уверен, что члены РАА воспользуются уникальной возможностью принять участие в работе ЮНСИТРАЛ в составе делегации РАА.» — комментирует новость генеральный секретарь РАА Роман Зыков.

ЮНСИТРАЛ является основным юридическим органом системы Организации Объединенных Наций в области права международной торговли. Юридический орган с универсальным членским составом, уже в течение более 40 лет специализирующийся в проведении реформ в области коммерческого права во всем мире. Предметом работы ЮНСИТРАЛ является модернизация и согласование норм международной коммерческой деятельности.

Пресс центр РАА

В 1994 г. ЮНСИТРАЛ издала Типовой закон о закупках товаров, работ и услуг (Типовой закон по госзакупкам). В 2004 г. Рабочей группе ЮНСИТРАЛ по закупкам поручили обновить Типовой закон по госзакупкам, чтобы отразить новую практику проведения госзакупок, в частности, электронные закупки, и связанные с ними аспекты электронной коммерции, а также отразить опыт, полученный в процессе использования Типового закона по госзакупкам как основы для правовой реформы.
В результате в 2011 году появился Типовой закон ЮНСИТРАЛ о госзакупках, который был принят 1 июля 2011 г. Закон является образцом для правительств государств, которые меняют или реформируют законодательство о госзакупках для своих национальных рынков. Он описывает все существенные процедуры и принципы проведения различных типов закупочных процессов в национальной системе, его можно реализовать в соответствии с местными условиями благодаря его гибкости, при этом сохраняя желаемые результаты (то есть, происходит гармонизация закона о закупках, а не навязывание обязательного текста в виде конвенции или соглашения). Подготовленный с целью поддерживать гармонизацию международных стандартов в области госзакупок, Типовой закон ЮНСИТРАЛ 2011 г. учитывает положения Соглашения ВТО по госзакупкам, Директив Европейского Союза (по закупкам и оцедурам обжалования), Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, Руководства по закупкам и Руководства для консультантов Всемирного банка и эквивалентных им документов международных финансовых институтов.
Необходимость и целесообразность Закона
Природа закупок такова, что они включают принятие решений по собственному усмотрению от имени правительства на всех уровнях; затраты на закупки могут составлять 10-20% от ВВП и до 50% или более от всех государственных расходов. Более того, характер закупок обязательно включает риск, связанный со злоупотреблением, и размер рынка показывает, что потенциальные убытки могут быть значительными, но закупки также предполагают реализацию важных проектов в области здравоохранения, образования и развития инфраструктуры, и все это оказывает большое воздействие на экономику и развитие страны. Следовательно, достижение оптимального соотношения цены и качества в области закупок и исключение злоупотреблений являются решающими.
Первоначально работа ЮНСИТРАЛ в области госзакупок была предпринята в ответ на то, что в некоторых странах, в частности, развивающихся странах существующее законодательство, регулирующее закупки, воспринималось как неадекватное или устаревшее, что приводило в результате к неэффективности процесса закупок, злоупотреблениям и неспособности государственных органов осуществлять закупки, чтобы получить адекватное соотношение цены и качества в обмен на затраченные государственные средства. Работа ЮНСИТРАЛ с 2004 года была сконцентрирована на обновлении Типового закона 1994 года, чтобы включить в него новые практики в области закупок и модернизировать существующие практики в области электронных закупок, как упоминалось выше, внедряя рамочные соглашения, новые методы для комплексных закупок и оптимизируя текст, чтобы облегчить его использование.
Сфера действия Закона
Типовой закон ЮНСИТРАЛ 2011 года указывает в Статье 1, что область применения закона распространяется на все госзакупки. Статья 1 Типового закона о госзакупках 1994 года исключила закупки в области обороны и разрешила государствам освобождать от его применения другие секторы экономики. Таким образом, Типовой закон 2011 года представляет собой значительное достижение с точки зрения охвата.
Есть различные варианты, предусмотренные в тексте, для определения концепции «закупающей организации», отражающие различные понятия о государственном секторе, обнаруживаемые в разных странах, которые дают четко понять, что закон предназначен для закупок в государственном, а не в частном секторе. Нет такого общего порогового уровня, ниже которого положения Типового закона ЮНСИТРАЛ не применяются, что представляет собой контраст к другим международным текстам по закупкам.
Цели Закона
Типовой закон о госзакупках имеет шесть главных целей, изложенных в его преамбуле:
а. Доведение до максимума экономии и эффективности в области закупок.
б. Содействие и стимулирование участия в процедурах закупок поставщиков и подрядчиков, особенно в соответствующих случаях, участия поставщиков и подрядчиков независимо от национальности, содействуя, таким образом, развитию международной торговли.
в. Содействие конкуренции среди поставщиков и подрядчиков в области поставок закупаемых товаров, работ или услуг.
г. Обеспечение справедливого и беспристрастного отношения ко всем поставщикам и подрядчикам.
д. Содействие честности, справедливости и доверию общественности в процессе закупок.
е. Достижение прозрачности процедур, касающихся закупок.
Ключевые положения Типового закона ЮНСИТРАЛ 2011 года
В Типовом законе есть ряд ключевых положений, которые помогают оптимизировать весь процесс госзакупок.

  • Типовой закон позволяет государственным закупающим организациям использовать преимущества от применения современных коммерческих методов, таких как электронные закупки и рамочные соглашения, разрешает им получать максимальное соотношение цены и качества в области закупок.
  • В законе есть положения, допускающие несколько типов закупок, а именно: стандартные закупки, срочные закупки или закупки в чрезвычайных обстоятельствах, простые закупки и закупки по низкой стоимости, большие и комплексные проекты (в которых в соответствующих обстоятельствах правительство может взаимодействовать с потенциальными поставщиками и подрядчиками, чтобы получить самое лучшее решение своих потребностей).
  • Хотя государственная закупающая организация имеет свободу действий при принятии решения относительно того, что закупать и как проводить закупки, такая свобода действий имеет защитные ограничения, соответствующие другим международным стандартам – в значительной мере, тем, что устанавливает Конвенция ООН по борьбе с коррупцией.
  • Закон обеспечивает подчинение всех процедур жестким механизмам прозрачности и требованиям продвижения конкуренции и объективности.
  • Все решения и действия, принятые и предпринятые в процессе закупок, могут оспорить потенциальные поставщики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *