Закон СССР о государственном предприятии

  • автор:

Деятельность предприятия основана на общественной собственности на средства производства и коллективном труде и определяется Законом СССР О государственном предприятии (объединении) . Законом закреплено ведущее положение предприятия в современной хозяйственной системе, установлены экономические и правовые основы хозяйственной деятельности государственного предприятия. Деятельность предприятия организуется на основе государственного плана экономического и социального развития как важнейшего инструмента реализации политики КПСС и Советского государства. Руководствуясь контрольными цифрами, государственными заказами, долговременными экономическими нормативами и заказами потребителей, предприятие самостоятельно разрабатывает и утверждает свои планы, заключает хозяйственные договоры о сбыте продукции, поставке необходимых материально-технических средств, выполнении различных видов работ.  
Предприятие наделено широкими полномочиями во всех сферах производственной и социальной жизни, ему дано право принимать любые решения, если они не противоречат действующему законодательству. Соблюдение прав предприятий (объединений) гарантировано Законом СССР О государственном предприятии (объединении) . Одновременно предприятие, его коллектив несут всю полноту ответственности за свои действия, собственные, самостоятельно принятые решения и их выполнение.  
От выбранных форм оплаты труда зависят эффективность методов стимулирования достижения высоких показателей в целом по предприятию, развитие творческой инициативы работающих, повышение заинтересованности каждого работника в улучшении результатов своего труда и коллектива в целом. Поэтому в Законе СССР О государственном предприятии (объединении) записано, что предприятие обязано использовать оплату труда как важнейшее средство стимулирования роста его производительности, ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества продукции и повышения эффективности производства. При этом предприятие имеет право самостоятельно определять формы и системы оплаты труда, вводить различные формы доплат в пределах экономии фонда заработной платы, устанавливать должностные оклады, определять системы премирования.  
Финансовая деятельность предприятия основана на хозяйственном расчете. Согласно Закону СССР О государственном предприятии (объединении) оно самостоятельно распоряжается своими финансовыми ресурсами, обеспечивая максимальную экономию в расходовании средств и целевое их использование, а также своевременные расчеты с государственным бюджетом, учреждениями банка, вышестоящей организацией, поставщиками, подрядчиками и другими организациями.  
Законом СССР О государственном. предприятии (объединении установлена плата за трудовые и природные (землю, воду, полезные ископаемые) ресурсы. Плата за трудовые ресурсы возмещает расходы государства на подготовку рабочей силы, социально-культурное и коммунально-бытовое обслуживание работников и членов их семей. Через плату за природные ресурсы изымается дифференциальная рента, возникающая из-за различной продуктивности ресурсов.  
Вопросы социального планирования в Законе СССР О государственном предприятии (объединении) .  
Существенным вкладом в теорию и практику управления социалистическим производством внесли июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором были рассмотрены задачи по коренной перестройке управления экономикой, и седьмая сессия Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, принявшая Закон СССР О государственном предприятии (объединении) . Перестройка управления предусматривает широкую демократизацию руководства народным хозяйством, расширение самостоятельности предприятий, перевод их на полный хозяйственный расчет и самоуправление.  
Хозяйственный расчет наиболее полно воплощен на предприятии, производственно-хозяйственная самостоятельность которого достигается предоставлением ему права юридического лица с широкими полномочиями в области ведения производственной деятельности, закреплением основных и оборотных средств, выделением необходимых ресурсов, составляющих его материально-техническую базу. Такая самостоятельность регламентируется Законом СССР О государственном предприятии (объединении) , в котором записано, что деятельность предприятия осуществляется на основе полного хозяйственного расчета в соответствии с принципом самоуправления на основе самофинансирования.  
Закон СССР О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями и Закон СССР О государственном предприятии (объединении) определили законодательно права и обязанности трудовых коллективов, их полномочия в управлении предприятиями, особую значимость трудовых коллективов в политической, экономической и социальной жизни страны.  
В соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении) техническое перевооружение, реконструкция и расширение осуществляются предприятием за счет фонда развития производства, науки и техники, а также кредитов банка и должны обеспечиваться в первоочередном порядке необходимыми ресурсами и подрядными работами.  
Производствен но-хозяйственная самостоятельность предприятия закреплена Законом СССР О государственном предприятии (объединении) .  
К управлению производством привлекаются рабочие и служащие. В соответствии с Законом СССР О государственном предприятии (объединении) значительно возросла роль трудовых коллективов в управлении производством. Основной формой осуществления полномочий трудового коллектива является общее собрание (конференция), которое  
В Законе СССР О государственном предприятии (объединении) чистая продукция определена как основной измеритель производительности труда для первой модели хозрасчета.  
В соответствии с Законом СССР О государственном предприятии (объединении) предусматривается использование одной из двух моделей хозяйственного расчета.  
Широкие права, действительная самостоятельность., и ответственность на основе полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования предоставляются предприятиям (объединен ям) Законом СССР о государственном предприятии (объединении).  
В соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении) предприятия могут использовать форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении дохода, который получен за счет выручки от реализации продукции, работ и услуг за вычетом материальных затрат на производство и реализацию.  
Прогрессивной формой концентрации производства является создание территориально-производственных комплексов, в которых сочетаются отраслевые формы организации промышленного производства (концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование) с территориально-производственной формой. Эти тенденции усиливаются в результате введения в действие Закона СССР о государственном предприятии (объединении). Создаются также межотраслевые производства, вычислительные центры коллективного действия, научные, конструкторские, ремонтные, торгово-промышленные совместные предприятия и объединения. Перевод предприятий на самофинансирование дает возможность их полного слияния на паевых началах. Это способствует уменьшению числа промышленных предприятий, преобразованию их в межотраслевые объединения.  
Закон СССР о государственном предприятии (объединении) нацеливает на дальнейшее развитие экономической социалистической интеграции. Предприятиям предоставляется право устанавливать прямые связи с предприятиями социалистических стран, самостоятельно решать вопросы производственной и научно-технической кооперации, организовывать совместные предприятия.  
В настоящее время введена также плата за трудовые ресурсы с целью возмещения затрат на подготовку рабочей силы и за природные ресурсы (землю, воду и др.) с целью их рационального использования. Законом СССР о государственном предприятии (объединении) источниками платы в бюджет за находящиеся в его пользовании ресурсы являются прибыль предприятия и кредиты.  
Закон СССР о государственном предприятии (объединении) предусматривает, что предприятие разрабатывает собственными силами и на договорных началах проектно-сметную документацию на техническое перевооружение и реконструкцию, утверждает ее и титульные списки на объекты производственного и непроизводственного назначения, строительство которых осуществляется за счет собственных средств предприятий и банковских кредитов.  
Демократический централизм означает, что централизация планирования должна сочетаться с развитием творческой инициативы масс на местах, усилением самостоятельности производственных подразделений предприятий, объединений в планировании. Закон СССР о государственном предприятии (объединении) предусматривает дальнейшее развитие принципа демократического централизма. Закон нацеливает на социалистическое самоуправление трудовых коллективов, которое в условиях гласности осуществляется путем участия всего коллектива и общественных организаций в выработке важнейших решений и контроля за их исполнением, выборности руководителей.  
В соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении) производственная программа формируется на основе контрольных цифр, государственных заказов, договоров на поставку продукции с учетом долговременных экономических нормативов и лимитов.  
Работа по подбору, расстановке и воспитанию кадров на предприятии ведется администрацией и партийной организацией при активном участии совета трудового коллектива, профсоюзной, комсомольской и других общественных организаций .  
На основе коренной перестройки организации заработной платы, систем премирования и введения новых тарифных ставок и должностных окладов, а также опираясь на широкие права, предоставленные Законом СССР о государственном предприятии (объединении) и Законом о трудовых коллективах, предприятия отрасли могут  
Закон СССР о государственном предприятии (объединении) предусматривает две модели образования фонда оплаты труда.  
В целях коренного улучшения деятельности научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организаций осуществляется перевод их одновременно с предприятиями отрасли на полный хозяйственный расчет и самофинансирование в соответствии с положениями Закона СССР о государственном предприятии (объединении).  
В Законе СССР о государственном предприятии (объединении) отмечается, что деятельность предприятия в области научно-технического прогресса должна быть подчинена постоянному повышению технического уровня и организации производства, совершенствованию технологических процессов, выпуску продукции высшего качества, конкурентоспособной на мировом рынке, своевременному ее обновлению, наиболее полному удовлетворению запросов и требований потребителей 1.  
Закон СССР о государственном предприятии (объединении). М., Юридическая литература, 1988. С. 32.  
В новых условиях хозяйствования научные и проектно-кон-структорские организации наряду с производственными предприятиями являются социалистическими товаропроизводителями, и в основу их работы кладутся принципы полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Указанные организации обеспечивают свое научно-техническое и социальное развитие за счет заработанных средств, несут полную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности в соответствии с положениями Закона СССР о государственном предприятии (объединении).  
В соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении) последние самостоятельно разрабатывают и утверждают свои пятилетние планы.  
В Законе СССР о государственном предприятии (объединении) отмечается, что оно формирует программу непрерывной модернизации своей материально-технической базы, сосредоточивает усилия и ресурсы на техническом перевооружении и реконструкции производства на основе прогрессивных проектов.  
В решении этих проблем участвуют все производственные объединения и предприятия всех отраслей промышленности. Согласно Закону СССР о государственном предприятии (объединении) оно осуществляет природоохранные мероприятия, полностью компенсирующие отрицательное воздействие производства на природную среду. В проектах по расширению, реконструкции и техническому перевооружению производства, предприятие предусматривает природоохранные сооружения и установки за счет собственных средств и кредитов, а в отдельных случаях — централизованных источников. Оно вносит установленные платежи за пользование природными ресурсами или частью национального достояния.  
Министерства и ведомства организуют работу по практическому применению в руководимых ими отраслях Закона СССР о государственном предприятии (объединении), скорейшему переводу основного звена на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.  
В связи с переходом отрасли на полный хозяйственный расчет, вводом в действие Закона СССР, ,О государственном предприятии (объединении) » новая генеральная схема управления предусматривает изменение функций, прав, ответственности и юридического статуса территориальных органов, а также центрального аппарата министерства как стратегического штаба отрасли. При этом сохраняется сочетание производственно-территориального и централизованного принципов управления.  
Согласно Временному положению входящие в состав ССО Сибкомплектмонтаж самостоятельные объединения и организации действуют в соответствии с Законом СССР «О государственном предприятии (объединении) «. По отношению к ним ССО осуществляет функции вышестоящего органа управления. В то же время функции, права и обязанности специализированного строительного объединения Сибкомплектмонтаж в области планирования, финансов, кредита и цен, материально-тех-  
Проводимая в народном хозяйстве перестройка хозяйственного механизма, базирующаяся на действии Закона СССР о государственном предприятии (объединении), в нефтегазовой промышленности принимает особый, специфический характер. Это связано с тем, что производственное нефтегазовое добывающее объединение является основным производственным звеном отрасли, а все входящие в его состав предприятия и организации — структурными подразделениями (единицами).  
В то же время в связи со спецификой отдельных нефтепромысловых районов (например, с высокой концентрацией нефтепромысловых и обслуживаемых производств) действие Закона СССР о государственном предприятии (объединении) распространилось на некоторые управления технологического транспорта.  
Постепенно начали развиваться методы экономического стимулирования предприятий и научных организаций. Прорывом в новую экономическую и юридическую сферу стал Закон СССР О государственном предприятии (объединении) (1987). В отличие от жестко регламентированного статуса предприятий в предшествующие десятилетия в этом Законе был закреплен новый принцип, согласно которому предприятия вправе по собственной инициативе принимать все решения, если они не противоречат действующему законодательству (ст. 2). Появилась формула о трудовом коллективе, который как хозяин использует общенародную собственность, создает и преумножает народное богатство, обеспечивает сочетание интересов общества, коллектива и каждого работника. Это было шагом вперед в трактовке правосубъектности основного звена экономики — предприятия. Законом СССР О предприятиях в СССР (1990) признавались предприятия, основанные на собственности граждан, коллективной и государственной собственности. Вновь подтверждался принцип предприятие может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они закреплены законодательством и отвечают целям, предусмотренным его уставом (ст. 1). Закон РСФСР О предприятиях и предпринимательской деятельности от 25 декабря 1990 г. открыл простор хозяйственной инициативе юридических и физических лиц.  
Эта финансовая концепция требовала законодательного оформления прав и обязанностей объектов и субъектов управления. Значительным этапом в развитии управления предприятиями стало принятие Закона СССР О государственном предприятии (объединении) от 30 июня 1987 г., который определил правовой статус государственных предприятий и объединений, порядок и формы управления их деятельностью. Основными принципами деятельности признавались полный хозрасчет и самофинансирование. В практику прочно вошли две модели хозрасчета, основанные 1) на нормативном распределении прибыли и 2) на нормативном распределении дохода. Хотя нормативы обеспечивали установление пропорций распределения прибыли (дохода) между предприятием и бюджетом, но имели и недостаток, так как могли ежегодно корректироваться и были дифференцированными. Решение о величине нормативов отчислений от прибыли (дохода) в бюджет принимал вышестоящий орган управления. Таким образом, полный хозрасчет продолжал действовать на отраслевом уровне.  
Решающим в пакете правительственных документов был Закон СССР О государственном предприятии (объединении) , так как именно он отражал снижение степени финансовой централизации как основы изменения финансовой политики.  
Одновременно была поставлена задача — в кратчайшие сроки завершить разработку Закона СССР о государственном предприятии (объединении), фундаментального правового акта, призванного коренным образом изменить условия и методы хозяйствования в основном звене экономики и, опираясь на концепцию новых условий хозяйствования и обобщение накопленного за последнее время опыта, закрепить все лучшее, направленное на расширение хозяйственной самостоятельности, повышение роли и ответственности предприятий и производственных объединений, и тем самым положить начало оптимальному распределению прав и обязанностей между министерствами и предприятиями.  
Огромное значение в развитии участия масс в управлении делами производства, в выработке чувства подлинного хозяина будет иметь Закон СССР о государственном предприятии (объединении), проект которого был вынесен на  
В Законах СССР О государственном предприятии (объединении) и О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями , особо подчеркнуто, что наряду с такими принципами, как коллегиальность, демократический централизм, единоначалие, необходимо развивать критику и самокритику, всесторонную оценку деятельности должностных лиц, гласность результатов деятельности коллектива, трудовую и общественно-политическую активность и творческую инициативу членов коллектива.  
Можно выделить несколько этапов перехода предприятий на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Первый этап (1987 г.) — переход на полный хозрасчет предприятий пяти министерств (Миннефтехимпрома СССР, Минхиммаша, Минавтопрома, Минприбора и Минэлектротехпро-ма), когда отрабатывались основы нового хозяйственного механизма. Второй этап (1988 г.) — вступление в действие Закона СССР О государственном предприятии (объединении) и переход на полный хозрасчет значительной части предприйтий промышленности. Третий этап — переход на полный хозрасчет  
Амортизационные отчисления, предназначенные на ренованию, остаются в распоряжении предприятия (объединения) и направляются в фонд развития и совершенствования производства по установленному нормативу в зависимости от степени износа фон дов. Е настоящее время они являются одним из основных источников финансирования, обновления основных фондов в электротехнической промышленности. Согласно Закону СССР о государственном предприятии (объединении), им предоставлено право самостоятельного использования амортизационных отчислений (табл. 2.3). Часть средств указанного фонда направляется в централизованный фонд развития производства, науки и техники (ЦФРПНТ) отрасли, на финансирование капиталовложений отраслевого характера по техническому перевооружению, реконструкции, расширению предприятий (объединений).  
В настоящее время большую роль в покрытии потребности в оборотных средствах играетприбыль. Нормативный метод ее распределения, закрепленный в Законе СССР о государственном предприятии (объединении), позволяет гарантировать увеличение ресурсов, оставляемых в предприятии (объединении) в зависимости от конечных результатов его деятельности. Таким образом, создаются условия для бесперебойного финансирования всех предусмотренных планом мероприятий, в том числе покрытия дополнительной потребности в оборотных средствах. Кроме того, в хозяйственном обороте предприятий (объединений) постоянно находятся средства, принадлежащие другим организациям и лицам. Поскольку наличие таких средств (пассивов) в обороте носит устойчивый характер, они приравниваются к собственным.  

Закон о государственном предприятии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Закон о государственном предприятии (объединении) — закон, принятый Верховным Советом СССР 30 июня 1987 года и введённый в действие с 1 января 1988 года.

Закон радикально увеличил степень независимости предприятий и, соответственно, столь же сильно уменьшил контроль государства над экономическими процессами. Кроме того, закон серьёзно ограничивал административные возможности руководства предприятий по отношению к работникам, резко усилив при этом влияние трудовых коллективов на принятие экономических решений (распределение доходов предприятия, назначение менеджмента и т. д.).

Принятие этого закона было очень серьёзной и, возможно, решающей макроэкономической ошибкой, допущенной властями СССР в период Перестройки. Значительная утрата госконтроля над предприятиями для плановой советской экономики имела разрушительные последствия. Под давлением трудовых коллективов, многие предприятия стали тратить свою прибыль не столько на развитие производства, сколько на повышение зарплаты своих работников. С одной стороны, это привело к резкому увеличению темпов роста доходов населения, которые намного превзошли темпы роста выпуска потребительских благ. И как следствие, товарный рынок разбалансировалcя в ещё большей мере, чем раньше. С другой стороны, началось быстрое сокращение инвестиций. А вслед за этим последовал и экономический спад в стране.

Предыстория

В известной триаде, определяющей право собственности как право владеть, распоряжаться и пользоваться, первый элемент был наиболее консервативным в советской экономике. Государство реализовывало его в полной мере вплоть до 1988 года, назначая и сменяя высших руководителей предприятий. Права распоряжаться и пользоваться частично делегировались, причём соответствующие механизмы заметно эволюционировали.

В период до Великой Отечественной войны выполнение распоряжений сверху, включая плановые задания, обеспечивалось почти исключительно мерами административного принуждения, партийной дисциплиной и репрессиями. Тем не менее уже с 1923 по 1936 год на предприятиях действовал «фонд улучшения быта рабочих и служащих», а в 1936 году его сменил «фонд директора»; оба эти фонда формировались из отчислений от прибыли. С 1955 года фонд директора преобразуется в «фонд предприятия», достигающий 7-8 % фонда заработной платы и предназначенный для улучшения культурно-бытовых условий работников и совершенствования производства. Затем в 1967 году на смену ему пришли фонды материального поощрения, социально-культурных мероприятий и развития производства. Схемы создания и расходования этих фондов экономического стимулирования менялись каждую пятилетку, а иногда и чаше. Выполнение или невыполнение плана всё в большей мере становилось делом экономического выбора. Фонды стимулирования усиливали взаимозависимость работников, способствовали формированию единой цели трудового коллектива.

Декларирование важнейшей роли трудового коллектива всегда было существенным элементом советской пропаганды. Хотя элементы рабочего самоуправления, возникшие после революции, были довольно быстро ликвидированы, государство стремилось к тому, чтобы «производственные отношения» занимали как можно больше места в жизни рядового работника. Предприятие распределяло квартиры, места в яслях и детских садах, путёвки в дома отдыха и санатории, садовые участки, предоставляло возможность заниматься спортом или танцами, обеспечивало медицинское обслуживание и доступ ко многим другим видам услуг и дефицитным продуктам. Такой строй жизни находил поддержку в массовой коллективистской психологии и одновременно укреплял её. Развитие системы экономического стимулирования ставило не только оплату труда, но и объём оказываемых работникам услуг во всё большую зависимость от трудовых усилий коллектива и искусства его менеджеров.

В любой системе менеджер испытывает давление с двух сторон: собственника (частного владельца, государства, акционеров) и коллектива работников. По мере ослабления государственного контроля руководители предприятия всё в большей мере оказывались выразителями интересов трудового коллектива.

С 1960-х годов объём прав государства по распоряжению предприятием законодательно ограничивается и сокращается. Многие годы предприятие было юридически беззащитно перед любыми предписаниями министерства; в произвольный момент ему могли изменить план или заставить приобрести ненужную или невыгодную продукцию. В 1962 году Положение о поставках дало предприятиям право отказываться от подобной продукции, а статья 47 «Закона о предприятии» 1965 года провозгласила, что министерства могут менять утверждённый годовой план предприятия лишь в исключительных случаях и с согласия его руководства. Разумеется, это не вызвало существенных реальных изменений, а было только намёком на их возможность.

Директора предприятий, трудовые коллективы всё более осознавали себя политической силой. Требования предоставить им большую свободу поддерживалось большинством интеллигенции, многими экономистами. «Закон о предприятии» 1987 года был в значительной мере результатом их многолетнего совместного давления на партийно-правительственные органы.

Закон принципиально видоизменил взаимоотношения в треугольнике «органы государственной власти — администрация предприятий — работники». Ключевых нововведений в новом законе было два.

Во-первых, закон радикально увеличивал степень независимости предприятий и, соответственно, столь же радикально уменьшал контроль органов государственной власти над экономическими процессами. Жёсткие плановые задания отменялись для почти 2 тыс. предприятий, планирование для них ограничивалось контрольными цифрами и государственными заказами. Постепенное уменьшение доли госзаказа было провозглашено важной задачей. Руководителям и коллективам государственных предприятий были предоставлены исключительно широкие полномочия, в частности, право самостоятельного выхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности с иностранными партнёрами и др. В значительно большем объёме делегировалось и право пользования. Согласно так называемой второй схеме хозрасчёта (одной из двух предлагавшихся предприятиям на выбор при реорганизации) фонд оплаты труда определялся как доход, уменьшенный на сумму материальных затрат, платежей в бюджет и отчислений в специальные фонды. Первая схема также открывала новые, хотя и не столь обширные возможности для увеличения заработной платы.

Во-вторых, закон серьёзно ограничивал административные возможности директората предприятий по отношению к работникам, резко усилив при этом влияние трудовых коллективов на принятие экономических решений (распределение доходов предприятия, назначение менеджеров всех уровней и т. д.). В духе идей рабочего самоуправления трудовым коллективам была предоставлена возможность выбирать директоров, правда, с последующим утверждением министерствами.

Последствия принятия закона

Темпы роста экономических показателей СССР (промышленности, сельского хозяйства, доходов населения) в 1986—1990 годах, в % к предыдущему году

Вследствие принятия закона в советской экономике произошло очень существенное перераспределение ресурсов. Преобладающая часть материальных и финансовых потоков фактически ушла из-под контроля центральной власти и оказалась в распоряжении предприятий. Это обстоятельство окончательно подорвало основополагающие механизмы плановой экономики. Балансировать структурные диспропорции и устранять дефициты посредством накопления и крупномасштабной переброски ресурсов с этого времени стало практически невозможно. Центральная власть в лице Госплана и министерств утратила способность полноценно осуществлять свои экономические функции. При этом попытки министерств наладить взаимодействие за счёт использования неформальных связей и уговоров компенсировали возникшие трудности лишь отчасти. Предприятия брать на себя какие-либо народнохозяйственные функции не могли и не хотели, так как их ресурсные возможности были ограничены, а свои финансово-экономические интересы они, как правило, видели иначе, чем вышестоящие инстанции.

Кроме того, под давлением трудовых коллективов, получивших в рамках нового закона широкие полномочия, большинство предприятий стали использовать полученные ресурсы не столько для развития и модернизации, сколько для повышения зарплаты работникам и оплаты текущего потребления. Впоследствии государство попыталось ограничить рост зарплаты, но успеха в этом направлении не добилось. Уже в 1988 году доля прибыли предприятий, направляемой в фонды экономического стимулирования, выросла скачком с 16 до 41 % (а к 1990 году — до 49 %). В результате произошло резкое увеличение темпов роста доходов населения, которые намного превзошли (тоже несколько увеличившиеся) темпы роста выпуска потребительских благ и услуг. Если в 1987 году доходы населения СССР выросли на 2,8 %, то в 1988 году — на 9,1 %, в 1989 году — на 10,9 %, в 1990 году — на 15,8 %. Рынок разбалансировалcя в ещё большей мере, возник дефицит государственного бюджета.

Закономерным следствием этих процессов стало быстрое сокращение инвестиций в развитие производства. И хотя министерства и ведомства поняли драматизм ситуации довольно быстро, решить проблему они не могли. Прежние взаимоотношения и связи работали все хуже и хуже, а механизмы и мотивы рыночного характера еще не появились. При этом отсутствие жёстких бюджетных ограничений позволяло предприятиям не нести немедленных финансовых потерь из-за сокращения своей инвестиционной активности. Подобное рассогласование интересов национального экономического развития и мотивов поведения предприятий очень быстро привело к падению производства.

В результате и без того сложная ситуация в советской экономике ещё более обострилась и макроэкономический кризис в стране перешел в открытую форму. В 1989—1990 годах начался производственный спад в таких ключевых для советской экономики отраслях как добыча нефти и угля, выплавка чугуна и стали, капитальное строительство и т. д. В некоторых случаях сокращение производства носило обвальный характер.

Таким образом, закон ускорил кризис советской экономики.

Ссылки

  • Текст закона
  • Реформы и нововведения в горбачевский период. Справка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *