Закон синергии в организации

  • автор:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Московский государственный университет Геодезии и Картографии

Кафедра экономики и предпринимательства

Реферат

по дисциплине » Теория организации » на тему:

«Типовые варианты реализации закона синергии»

Работу выполнил:

студент ФЭУТ 3-5

Гапоненко Дмитрий Анатольевич

Научный руководитель:

Шелягов Александр Яковлевич

Москва 2010г.

Введение 3

Основная часть

1. Синергетическая теория слияния 4

2. Сущность закона синергии 8

3. Реализация синергетического закона 13

4. Признаки и методы достижения синергии 19

Заключение 24

Список литературы 25

Введение

Законы организации содержат механизмы действия независимо от страны, географического расположения, сферы деятельности организации. Особенное — это часть закона, не меняющая его сути и отражающая особенности организации как социальной системы. Например, общий уровень культуры, профессиональной подготовки и т.д.

Законы играют решающую роль в теории организации, в том числе: образуют теоретический фундамент; способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному; позволяют правильно оценить возникающую ситуацию; позволяют анализировать зарубежный опыт.

Не поняв сущности организации и не поняв закономерность их развития, нельзя ни управлять ими, ни использовать их во благо каждого человека и в интересах всех.

Цель моей работы: изучить закон синергии и его варианты реализации.

Для достижения поставленной цели, в своей работе:

• рассмотрю синергетическую теорию слияния;

• разберу сущность закона синергии;

• расскажу о вариантах реализации синергетического закона;

• перечислю признаки и методы достижения синергии.

1. Синергетическая теория слияния

Синергетическая теория является, пожалуй, одной из самых распространенных теорий, которую приводят в качестве катализатора слияний как ученые, так и финансовые менеджеры. Окончательно сформулированная в работе 1983г. Бредли, Десай и Кимом синергетическая теория корпоративный слияний не утратила свою актуальность и по сей день, приобрела многих поклонников и не меньшее количество противников. Суть ее состоит в том, что возникшая при слиянии новая корпорация может использовать широкий спектр преимуществ (синергии), которые возникают вследствие объединения ресурсов этих корпорации. Например, если корпорация А принимает решение о приобретении корпорации Б и в результате слияния появляется новая корпорация С (превосходящая объемом своих активов каждую из сливающихся корпорации по отдельности и активы которой являются комбинацией активов корпораций А и Б), то, при прочих равных условиях можно говорить о синергетическом эффекте, который может получить корпорация С.

Синергетическая теория слияния основывается на том, что менеджеры как корпорации — цели, так и корпорации – покупателя действуют в наилучших интересах своих акционеров, т. е. все их усилия направлены на максимализацию благосостояния последних. В предположениях синергетической теории менеджеры корпорации – покупателя и корпорации продавца будут заинтересованы в проведении слияния тогда и только тогда, когда это слияние увеличивает чистое благосостояние их акционеров и, следовательно, основной мотив для менеджмента корпорации-покупателя в проведении слияния – получение синергетических эффектов.

Все синергетические эффекты можно разделить на два типа: операционные синергии и финансовые синергии.

Операционные синергии

Операционные синергии — это такие синергии, которые позволяют фирмам увеличивать их операционные (текущие) доходы, увеличивать рост или и то и другое. Сюда входит:

Экономия от масштаба, которая может возникнуть от слияния, позволяя объединенной фирме стать более экономной по затратам и более доходной. Это чаще всего происходит, когда две фирмы, действующие в одном и том же бизнесе, сливаются, образуя более крупную фирму.

Помимо значительного снижения издержек, корпорация – покупатель может получить значительное повышение квалификаций персонала компании, централизацию ее бухгалтерского учета, финансового менеджмента и финансового контроля. Все это приведет к повышению общего уровня стратегического управления корпорацией.

Экономия затрат на проведение научно-исследовательских работ – это когда корпорация-покупатель может использовать научно-исследовательские центры приобретенной корпорации, а также ее работников для разработки и внедрения новых продуктов, товаров или услуг на рынок. Естественно, что в этом случае корпорация-покупатель существенно сокращает издержки, связанные с подобной деятельностью.

Более высокий рост на новых или существующих рынках, возникающий в результате объединения двух фирм. Например, это может случиться, когда американская фирма, производящая продукты потребления, присоединяет к себе фирму, действующую на новом рынке, которая имеет установившуюся сеть распределения и широкое признание своей торговой марки, а также использует эти преимущества для повышения уровня продаж своих продуктов.

Эффект комбинирования взаимодополняющих ресурсов. Небольшие корпорации достаточно часто производят продукцию, в которой нуждаются более крупные корпорации или корпорации, которые хотели бы расширить свой производственный ассортимент за счет этой продукции. Но создание аналогичных собственных производств было бы для подобных корпораций экономически невыгодным проектом. Также небольшие корпорации часто сталкиваются с проблемой нехватки финансовых ресурсов для финансирования своих новых и уже существующих проектов. Таким образом, небольшие корпорации и их «старшие братья» обладают взаимодополняющими ресурсами. Увеличение размеров рыночной ниши корпорации – гипотеза увеличения монополистической мощи корпорации.

Операционные синергии могут увеличить и ожидаемый рост, а через него и стоимость фирм, участвующих в слиянии или поглощении.

Финансовые синергии

При наличии финансовой синергии финансовая отдача может принять форму либо более высоких денежных потоков, либо более низких затрат на капитал. Сюда входит следующее:

Объединение фирмы с избыточной наличностью или с «вялостью наличных денег» (и с ограниченными проектными возможностями) и фирмы с высокодоходными проектами (и недостаточным запасом наличных денег для их финансирования) может принести вознаграждение в виде более высокой стоимости объединенной фирмы. Это увеличение стоимости происходит от вложений, которые будут сделаны с помощью добавленных наличных денег и которые в противном случае не были бы осуществлены. Эта синергия проявится чаще всего в тех случаях, когда крупные фирмы присоединяют более мелкие фирмы или когда публично действующие фирмы приобретают частные предприятия.

Выигрыш на налогах возникает либо оттого, что присоединение дает преимущества, предусмотренные налоговым законодательством, либо в результате использования убытков для укрытия дохода. Так, рентабельная фирма, которая присоединяет убыточную фирму, может оказаться в состоянии использовать убытки последней, чтобы уменьшить налоговое бремя. Очевидно, что при многих слияниях возникает потенциал для синергии. Более важные проблемы состоят в том, можно ли оценить эту синергию, и если да, то как это сделать. Присоедините плохо управляемую фирму и измените стиль управления. Некоторые фирмы управляются плохо, и приобретатели часто верят, что смогут лучше управлять этими фирмами, чем ее нынешние менеджеры. Приобретение плохо управляемых фирм и удаление их нынешних менеджеров, или хотя бы изменение существующего стиля и методов управления, должны поднять стоимость этих фирм, позволяя приобретателю объявить об увеличении стоимости фирмы.

Возможность покупки корпораций по цене ниже балансовой. Достаточно часто корпорация может стать кандидатом на покупку из-за того, что реальная стоимость ее активов намного превышает стоимость, в которую их оценивает рынок.

2. Сущность закона синергии

Потенциал теории самоорганизации огромен. Однако воспользоваться этим потенциалом непросто.

Стремительные технологические инновации, особенно в области компьютерной техники и коммуникаций, сделали бизнес-среду изменчивой и непредсказуемой. Сталкиваясь с новой действительностью, лидеры и менеджеры обнаруживают, что их основополагающие теории и прославленные бизнес — модели становятся неэффективными.

Синергетика (теория сложных систем) — научное направление, изучающее законы самоорганизации систем различной природы. Самоорганизацией будем называть системное явление самопроизвольного возникновения и автономной поддержки сложных структур, порядков и согласованного поведения. Новый подход к управлению организациями, о котором пойдет речь в этой статье, ориентирован на распознавание, запуск и поддержку самоорганизующих тенденций.

Теория сложных систем вошла в лексикон бизнес — организаций и менеджмента в 90-х годах прошлого века. Ученые стали переносить акцент исследований с внутренней оболочки организаций во внешнюю. Идеи теории сложных систем понадобились для того, чтобы понять, как фирмы и организации адаптируются к окружающей среде.

Наиболее важный момент теории сложных систем — связи, или взаимодействие между людьми. Внешние и внутренние связи — аналог центральной нервной системы в живых организмах. Природа сложных систем строится на цепочках обратной связи, с помощью которых система координирует свою деятельность и адаптируется к изменению внешней среды. Отчужденность сотрудников, оторванность друг от друга подразделений компании, когда сотрудники представляют собой островки, разбитые по отделам, лишает компанию важнейшего инструмента организации и адаптации.

Ни один элемент системы не обладает достаточной сложностью, чтобы охватить всю систему. Отсюда следует невозможность полного контроля системы. «То, что полностью контролируемо, никогда не бывает реальным. То, что реально, никогда не бывает вполне контролируемым» (И. Пригожин, И. Стенгерс). Отсюда новая роль лидера:

  • Отвечать за создание и поддержание условий, способствующих быстрым и инновационным адаптациям к изменению, а не усилению контроля над людьми.

  • Воспитывать систему как единое целое, поощрять обучение и развитие, а не говорить, кому и что делать.

  • Видеть и поддерживать развитие самоподдерживающихся тенденций, культивировать положительные и ослаблять отрицательные тенденции.

  • Открывать каналы самоорганизации, убирать барьеры на ее пути.

Если понятия «самосохранение» и «развитие» не вызывают особых затруднений для осмысливания, то понятие «синергия», кроме перевода на русский язык, требует еще аналитического разъяснения.

Синергия, синергизм — это совместное, содружественное, взаимозависимое действие двух или нескольких сил, факторов в каком-либо одном направлении. Современное понимание сложных систем требует иного отношения к функционированию их подсистем — не как к подчиненным целому элементам, а как к синергически взаимодействующим частям, рождающим целое.

Реструктуризация национальной экономики с целью перехода на инновационный путь развития будет влиять во многом на формирование нового содержания взаимоотношениям регионов в экономической сфере. Это продиктовано повышением значимости межрегиональных связей.
В условиях реструктуризации национальной экономики, увеличения темпов развития экономик регионов требуются новые подходы к совершенствованию сложившихся форм и механизмов экономического сотрудничества. Разработка и оптимизация механизмов межрегиональных экономических связей направлена на углубление интеграционных процессов, расширение имеющихся и установление новых связей, обеспечение продовольственной безопасности, повышение благосостояния населения.
Сущность, формы и типы межрегиональных экономических связей формировались и развивались вместе с развитием производства и углублением разделения труда, особенно активно — начиная с XX в. В первой половине XX в. межрегиональные экономические связи основывались на неоклассической концепции торгового обмена между регионами. В основе этой концепции лежит тезис о том, что определенные преимущества имеет та страна, которая производит товары, используя более распространенный для данной страны фактор производства.
С 60-х гг. прошлого века под воздействием научно-технического прогресса формы межрегиональных связей получают дальнейшее развитие. Сформировалась концепция технологического разрыва, добившихся монопольного положения в применении новейших технологий. На основе этих технологий регион в течение определенного времени монопольно производит более качественную продукцию, не имеющую конкуренции на рынках сбыта.

Отмеченные выше и существующие другие концепции могут быть применены для анализа межрегиональных экономических связей в России в период реструктуризации национальной экономики с целью перевода ее на инновационный путь развития. Вместе с тем Россия отличается большим своеобразием в реформировании экономики. Следует учитывать существенные различия в производственном, научно-техническом и природно-ресурсном потенциале регионов, значительные расстояния между отдельными территориями, недостаточную развитость транспортных коммуникаций, низкий уровень жизни основной массы населения.
Особенности развития национальной экономики в современных условиях проявляются в дифференциации социально-экономических уровней регионов. Разрывы между регионами по уровню валового регионального продукта (ВРП) на душу населения обусловлены рядом причин, в том числе включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; неодинаковой степенью адаптации к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом отношения населения к власти. Кроме того, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене многих региональных форм социальной и экономической поддержки. Также существует фактическое неравенство различных регионов в экономических отношениях с центром .
Следует отметить, что имеющиеся в научной литературе толкования сущности межрегиональных экономических связей не учитывают многообразия факторов, их обусловливающих.
Наряду с разделением и специализацией общественного труда, размещением производительных сил и природно-географическими условиями все большую роль в развитии межрегиональных экономических связей играет человеческий фактор, особенности социально-демографической ситуации, инновационные и информационные ресурсы. С учетом этого под межрегиональными экономическими связями (МЭС) целесообразно понимать систему экономических отношений регионов, которые формируются и развиваются в процессе функционирования общественного производства материальных благ и услуг, обусловленную следующими факторами: углублением разделения общественного труда, специализацией производства, характером размещения производительных сил и природно-географическими условиями, развитием инновационных и информационных процессов, демографической ситуацией и социальными факторами.
Регионы России имеют свой собственный экономический потенциал, включающий в себя совокупность находящихся на их территории природных, сырьевых, материально-технических, научно-технических, трудовых и информационных ресурсов. Эти ресурсы могут быть эффективно использованы только при наличии развитых форм межрегиональных экономических связей и механизмов. От степени задействования элементов экономического потенциала территории зависят масштабы развития межрегиональных связей, уровень конкурентоспособности каждого региона. При определении перспектив развития региона необходимо исходить из объективно сложившихся условий и уровня специализации производства, что даст возможность выработать целенаправленную региональную политику и оценить главные направления развития межрегиональных экономических связей, основанных на эквивалентных рыночных отношениях .
Регионы России имеют существенную дифференциацию по основным социально-экономическим показателям. Такая дифференциация свидетельствует не только о социальной неоднородности территории России и вызывает определенную напряженность социального характера, но и является ресурсом развития экономики страны. Дальнейшее углубление межрегионального разделения труда — перспективное направление оптимизации производственных и торговых процессов. Территория России включает в себя несколько климатических поясов, природно-климатических зон, регионы в разной степени обладают природными ресурсами, некоторые регионы имеют выгодное геополитическое положение, выходы к мировым транспортным путям. В связи с этим межрегиональное сотрудничество может рассматриваться как одно из наиболее перспективных направлений государственной политики.
Задачами межрегионального взаимодействия является расширение возможности для наращивания внутреннего потенциала и удовлетворение жизненно важных экономических, социальных и культурных потребностей населения субъектов РФ. С точки зрения реализации и управления межрегиональное сотрудничество включает: создание благоприятных условий для широкого и взаимовыгодного сотрудничества между хозяйствующими субъектами сторон; ведение переговоров, заключение договоров, соглашений и их выполнение; обмен визитами официальных лиц и делегаций; осуществление переписки по вопросам реализации и контроля за выполнением принятых решений .
В условиях рыночных отношений функционирование экономики регионов требует согласованных действий государственных структур и общественных организаций при повышении роли последних в развитии межрегиональных экономических связей, более активном вовлечении малых и средних предприятий в производственную кооперацию с крупными корпоративными структурами. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, союзы предпринимателей способны оказывать серьезное влияние на усиление конкурентоспособности отечественного производства, содействуя ускорению общественного развития.
Основная задача государственных органов власти состоит в том, чтобы процесс регулирования рыночной экономики подкреплялся увеличивающейся ролью межрегиональных общественных структур в экономическом сотрудничестве на основе корпоративных интересов .
В проблеме принципов государственного управления следует выделить три взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта.
Первый аспект — онтологический, раскрывающий развитие принципов, их взаимосвязь с природой, сущностью, местом и ролью тех закономерностей и отношений, которые они отражают.
Второй аспект — гносеологический, связанный с анализом характера принципов, языком, логикой и структурой их адекватной научной интерпретации.
Третий аспект — методологический, показывающий роль принципов в теоретической и практической деятельности людей в сфере государственного управления, их значение как инструмента преобразования государственно-управленческих явлений, условия и способы их действенного применения в управленческой практике.
Не все закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления сегодня познаны и описаны посредством принципов. Поэтому необходима активная исследовательская работа над актуализацией научного понимания принципов.
Процесс выявления и обоснования принципов государственного управления должен отвечать следующим требованиям:
отражать наиболее существенные, объективно-необходимые закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления;
характеризовать устойчивые закономерности, отношения и взаимосвязи в государственном управлении;
охватывать преимущественно такие закономерности, отношения и взаимосвязи, которые присущи государственному управлению как целостному социальному явлению;
отражать специфику государственного управления, его отличие от других видов управления.
Таким образом, понятие «принцип государственного управления» призвано в научной и в правовой форме отражать закономерности, отношения и взаимосвязи, объективно существующие в государственном управлении и имеющие особое значение для его организации и функционирования.
Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления, выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению.
Существует множество различных систематизаций принципов государственного управления, что свидетельствует о трудностях в выделении оснований классификаций.
Выделим следующие основания систематизации принципов государственного управления:
Первое основание — выделение общих закономерностей, отношений и процессов, которые присущи всей системе государственного управления и обеспечивают прочность зависимостей государства и общества, а также создают исходные, типичные для закономерностей признаки.
Второе основание систематизации связано с анализом и научной характеристикой тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые организуют группы онтологических элементов государственного управления: цели, функции, структура, процесс.
Третье основание свидетельствует о том, что в различных подсистемах государственного управления и аспектах специализированной государственно-управленческой деятельности могут иметь место образные, уникальные закономерности, отношения и взаимосвязи организации тех или иных управленческих элементов.
В рассматриваемых условиях целесообразно использовать следующую систематизацию принципов:
— общие, к которым относят принципы объективности, демократизма, правовой упорядоченности, законности, федерализма, разделения власти, публичности;
— частные, среди которых выделены принципы, применяемые в различных подсистемах или сферах общества, и принципы, используемые при анализе различных общественных явлений, организаций, институтов;
— организационно-технологические, в число которых входят принципы единоначалия, сочетания федерального, регионального и местного управления, конкретности, распределения труда, склярный принцип, принципы иерархии, единства распорядительства, одного начальника, делегирования полномочий, диапазона управления.

Принцип объективности государственного управления является исходным и обусловливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей и реальным возможностям общественных сил. Он выражает зависимость системы государственного управления от:
характера, уровня развития, закономерностей общества и тех его компонентов, которые выступают управляемыми объектами;
общественных целей, поставленных и решаемых в данный исторический отрезок времени;
наличных средств и ресурсов, подлежащих вовлечению в управление;
внутренних закономерностей функционирования и развития управления как определенного системного общественного явления.
В современном государстве основополагающее значение в осуществлении управления с его стороны отводится принципу демократизма. Принцип демократизма воспроизводит народовластие в государственном управлении и не сводится к проведению государственными органами в обществе референдумов или избирательных кампаний, а предполагает вовлечение всех элементов государственного управления в область потребностей, интересов и целей жизнедеятельности людей.
Исходя из постулата, что деятельность органов государственной власти и местного самоуправления ориентирована на удовлетворение управленческих потребностей, интересов и целей людей необходимо сделать вывод о том, что все в государственном управлении относится к категории должного и не может не быть надлежаще упорядочено. Сущность правового государства также реализуется в государственном управлении. Таким образом, есть основание говорить о принципе правовой упорядоченности государственного управления.
Этот принцип объективно обусловливает необходимость законодательного определения основных аспектов целей, функций, структур, процесса и принципов государственного управления. В истории России принцип правовой упорядоченности государственного управления редко воспроизводился: правовая норма заменялась руководящей волей.
С вышеназванным тесно взаимосвязан принцип законности государственного управления. Правовая упорядоченность государственного управления служит важным условием и фактором его рациональности, действенности и эффективности и может быть практически осуществлена лишь при установлении в государственном управлении режима полного исполнения законов и нормативных правовых актов.
Принцип законности предполагает следующие методологические и практические положения:
функционирование и развитие государственного управления имеют прочные правовые основания, определяются законом и состоят в его практической реализации;
принцип законности обусловливает актуальность своевременного и правильного правового регулирования изменений в содержании, организационной структуре, элементах деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
принцип законности требует четкого порядка нормативной деятельности, особенно в части принятия и исполнения правовых актов;
аконность — основа для формирования и поддержания сознательной дисциплины в деятельности государственных служащих;
Федеративное устройство государства отражает территориальную, социальную и национальную организацию жизнедеятельности общества и призвано дифференцировать и конкретизировать возможности органов власти применительно к региональной и локальной специфике объективных условий и субъективного фактора .
Принцип федерализма государственного управления содержит в себе организационно-регулирующее основание. С точки зрения теории управления, которое позволяет проводить децентрализацию и деконцентрацию государственного управления, развивать и укреплять местное самоуправление и вовлекать в управленческие процессы граждан.
Процессы формирования и закрепления потребностей, интересов и целей граждан в законах, исполнения законов и непосредственного управления должны быть разграничены и скоординированы. Этому служит принцип разделения власти в государственном управлении. Данный принцип имеет социологическое значение, состоящее в обеспечении и гарантированности принадлежности государственных органов власти народу.
Принцип публичности государственного управления включает в себя:
доступность государственного управления для граждан, что связано с их правом выбора состава соответствующих органов власти и участия в их деятельности;
открытость функционирования органов государственной власти и местного самоуправления;
общественный контроль, в том числе через средства массовой информации, за основными государственно-управленческими процессами;
судебный контроль за соблюдением в процессах государственного управления конституционно закрепленных интересов общества, прав и свобод граждан.
Частные принципы государственного управления можно разделить на структурно-целевые и структурно-функциональные.
Структурно-целевые принципы государственного управления, отражающие закономерности, отношения и взаимосвязи рационального построения дерева целей государственного управления, включают в себя принципы:
согласованности целей государственного управления по основным параметрам, их непротиворечивость друг другу;
взаимодополняемости целей, при которой одна цель способствует другой и ее усиливает;
подчинения частных, локальных целей общим (стратегическим), которое подразумевает иерархию целей в дереве целей государственного управления;
последовательности, когда происходит превращение результатов реализации одних целей в источник других;
распределенности целей по функциям государственного управления и управленческим функциям государственных органов, в чем реализуется обеспечение перехода дерева целей государственного управления в функциональную структуру государственного управления.
В числе структурно-функциональных принципов государственного управления, характеризующих закономерности, отношения и взаимосвязи построения функциональной структуры государственного управления следует выделить следующие принципы:
дифференциации и фиксирования функций путем издания правовых норм, т.е. закрепления управленческих функций в компетенции органов государственной власти и местного самоуправления;
совместимости — принцип, предполагающий совместимость однопорядковых управленческих функций в рамках компетенции одного органа власти, а также совместимость управленческих функций этого органа с управленческими функциями других органов в рамках их подсистемы или в целом организационной структуры государственного управления;
концентрации — принцип, обусловливающий необходимость предоставления определенному органу таких управленческих функций и соответствующих ресурсов, чтобы исходящие от него государственно-управляющие воздействия эффективно организовывали и регулировали объекты;
комбинирования — принцип, направленный на то, чтобы совокупность управленческих функций, исходящая из различных управляющих компонентов не допускала дублирования и параллелизма;
достаточного разнообразия, требующий, чтобы управленческие воздействия, приходящиеся на тот или иной компонент системы управления, по количеству и содержанию отвечали различным управленческим потребностям последнего;
соответствия управляющих воздействий реальным потребностям и запросам управляемых компонентов и объектов.
С точки зрения подходов к выделению организационно-технологических принципов автор выделяет структурно-организационные и структурно-процессные.
Среди структурно-организационных принципов государственного управления, связанных с закономерностями, отношениями и взаимосвязями построения организационной структуры государственного управления, выделяются такие принципы, как:
единства системы государственной власти, обеспечивающий целостность, согласованность и действенность государственно-управленческих процессов;
территориально-отраслевой, обусловливающий зависимость организационных структур от территории, отрасли производства и обслуживания, сферы общественной жизнедеятельности;
многообразия организационных связей, раскрывающий вертикальные и горизонтальные организационные взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в системе государственного управления;
сочетания коллегиальности и единоначалия — принцип, связанный со спецификой организационного строения и порядка деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления;
линейно-функциональный, раскрывающий объем и содержание подчиненности и управленческого взаимодействия в организационной структуре государственного управления.
К структурно-процессуальным принципам, дающим представление о закономерностях, отношениях, взаимосвязях рационального и эффективного ведения управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления относятся принципы:
соответствия элементов (методов, форм и стадий) управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления их функциям и организации;
конкретизации управленческой деятельности и личной ответственности за ее результаты;
стимулирования рациональной и эффективной управленческой деятельности.
Рациональное применение принципов государственного управления предусматривает достижение единства, согласованности и надежной связи между объективной закономерностью, отношением и взаимосвязью государственного управления и конкретной деятельностью субъективного фактора (органов государственной власти и местного самоуправления). Идеальным следует считать тождество управленческой деятельности по отношению к содержанию и возможностям принципов государственного управления, которое осуществимо в случае соблюдения следующих предпосылок :

при постоянном мониторинге закономерностей, отношений и взаимосвязей государственного управления, их содержания, требований к субъективной деятельности, проявлений в изменяющихся общественных обстоятельствах.
при существовании и непрерывном улучшении механизма применения принципов государственного управления.
при наличии системы стимулов, гарантий и защитных средств, обеспечивающих практическую реализацию принципов государственного управления, что непосредственно связано с их нормативным закреплением.
Принципы государственного управления взаимосвязаны между собой, и для практики управления необходимо определять конечный результат их совокупного применения, ибо в социальной реальности все принципы используются одновременно.
Следовательно, для рационального использования принципов государственного управления необходимо комплексное знание: единичного проявления каждого принципа государственного управления; специфического проявления отдельных групп принципов государственного управления; общего проявления целостной системы принципов государственного управления.
Проведенный в работе логический и понятийный анализ подходов к выявлению закономерностей, познанию и обоснованию принципов государственного управления показывает необходимость их дальнейшего исследования и развития в интересах достижения критерия их эффективности — создания системности государственного управления, направленного на обеспечение достойной и качественной жизнедеятельности человека и общества.

Закон синергии – свойства организованного целого превышают простую арифметическую сумму свойств компонентов, вошедших в состав целого. Иначе: синергизм означает, что система как единое целое имеет больший выход, чем работа каждого из ее компонентов в отдельности.
Синергия – существенное повышение или понижение потенциала какой-либо системы.
В социальной системе синергетический эффект проявляется при комплексном решении проблемы. При этом каждый участник имеет возможность высказать свою позицию, выслушать мнения других. Синергетический эффект возникает за счет привлечения большого объема знаний, практического опыта, рассмотрения большого количества альтернатив и возникновения информационных связей между участниками. Он проявляется максимально в случае психологической совместимости работников подразделения.
Эффективная работа организации требует необходимого набора элементов, которые определяют потенциал организации. Потенциал может меняться от низкого до высокого. При этом возможны два случая:
1. Меняется пропорционально объему привлеченных ресурсов.
2. Меняется скачкообразно, то есть, существенно больше, чем увеличение объема ресурсов, — это свидетельствует о возникновении синергетического эффекта.
Руководитель должен знать, что синергетический эффект возникает не при любом наборе компонентов, поэтому он должен определять необходимый состав компонентов и их характеристики.
Заранее спрогнозировать условия возникновения синергетического эффекта затруднительно, а его измерения в настоящее время обычно не производят. Однако можно судить о его наличии по ряду признаков:
1. Благоприятный социально-психологический климат в коллективе.
2. Высокий уровень технологий и трудовой дисциплины.
3. Рост числа предложений сотрудников по улучшению работы подразделения или организации.
4. Рост производительности труда, лояльность сотрудников по отношению к руководству.

Закон гармонии — один из основных законов Природы. В Природе царит гармония. Гармония — соразмерность, соединение компонентов объекта в единое органичное целое. В древнегреческой философии гармония понималась как организованность космоса, мировой порядок, изначально установленный Богом. Все должно подчиняться этому установленному порядку.

Все законы природного мира обеспечивают в конце концов реализацию закона гармонии. Вспомним, например, закон динамического равновесия, который базируется на оптимальном соотношении между элементами системы, а также между целым и ее частями, т.е. обеспечивает стабильность и жизнеспособность системы с помощью создания необходимых композиций и пропорций как между системой и внешней средой, так и внутри самой системы.

А.А. Богданов, рассуждая о сущности хорошо организованного комплекса, утверждал, что главной особенностью такого комплекса является «гармоническое сочетание частей, т.е. такое объединение их функций — специфических активностей- сопротивлений, при котором они взаимно усиливают друг друга, отчего реальная их сумма и возрастает».

Не случайно в эстетике и искусстве гармония рассматривается как существенная характеристика красоты, а то и ее синоним, а многие ученые считают красоту (гармонию) важнейшим критерием правильности научной теории. У экономистов, управленцев, менеджеров стремление к гармонии ассоциируется со стремлением к оптимальной организации и эффективности. О роли красоты и гармонии в современном производстве основатель и бывший президент компании «Вакол» сказал так: «Стремление к красоте присуще всем сердцам, всему обществу, всему мировому сообществу. Оно является естественным желанием любого человека. Это касается и меня. До тех пор, пока я буду жив, я буду стремиться к красоте».

В своей книге «Сделано в Японии» А. Морита, президент фирмы «Сони», описывает случай, который произошел с ним в 1975 г. во время его пребывания в Советском Союзе. На одной из встреч в Госкомитете по науке и технике его попросили высказать мнение о продемонстрированном тут же транзисторном телевизоре советского производства, который предполагалось продавать в Европе. А. Морита, уточнив, может ли он высказать свое личное мнение, и получив разрешение, сказал: «В Совет-ском Союзе есть замечательные, талантливые мастера искусств. У вас великие музыканты, балет — великое художественное наследие, а ваши исполнители славятся во всем мире. Это счастье, что ваша страна обладает и техникой, и искусством. Но почему же этого не видно в вашем телевизоре? Если у вас в Советском Союзе есть и искусство, и техника, почему же вы не сочетаете их, чтобы делать прекрасные вещи? Если говорить откровенно, господа, судя по тому, что мы знаем о рынке и вкусах потребителей, мы не думаем, что такой некрасивый телевизор можно будет продать».

Гармония — это согласованность, стройность, соразмерность в сочетании чего-либо. Каждая сложная система стремится к гармонии — состоянию, когда композиция и пропорции оптимальны. Говоря о композиции, имеем в виду соотношение и взаимное расположение частей исследуемого целого. Пропорциональность — это определенное количественное соотношение, соответствие с чем-либо (например, размер ноги по отношению к росту человека или количество управленцев по отношению к общему количеству работающих в фирме). Пропорциональность часто понимается как соразмерность. Закон композиции и пропорциональности в наиболее явной форме применяется в архитектуре и искусстве. Художник, работая над картиной, стремится к гармонии, используя известные приемы, например, «правило золотого сечения». В экономике использование закона помогает решать проблемы планирования, производства, распределения, учета, стимулирования и пр. Хороший менеджер через достижение композиции и пропорциональности стремится создать гармоничное предприятие. В каждодневной деятельности мы наблюдаем это всеобщее стремление к гармонии: каждый человек хочет достичь определенной композиции благ (заработная плата, дом, жена, дети, машина и пр.). Машину он выбирает пропорционально или соразмерно доходам, жену — согласно со своими внутренними духовными или физическими потребностями и т.п. Так же поступает и руководитель организации: в соответствии с финансовыми возможностями, поставленными целями и задачами подбираются офис, кадры, транспорт и пр. Зачастую в офисах можно видеть богатую роскошную мебель и устаревшую оргтехнику, плохо организованные профильные для фирмы процедуры. В таком случае можно говорить о кризисе руководства.

В природе все гармонично: все, что не работает на высшую цель, отсекается; все, что избыточно, постепенно отмирает, достигая оптимальной композиции и пропорциональности. Посмотрите на дерево: корни, ствол, ветви, листья — все находится в идеальной пропорции и композиции.

Закон композиции и пропорциональности (гармонии): каждая система стремится к оптимальному взаимному расположению частей и к оптимальному количественному соотношению между ними.

Закон композиции и пропорциональности в организации отражает необходимость согласования целей элементов системы с ее главной целью, а также необходимость определенного соотношения между частями целого — их соответствие, соразмерность или зависимость. Достижение необходимых пропорций, соразмерности и соответствия в границах организации равнозначно повышению жизнеспособности, повышению уровня самосохранения системы.

Несоответствие между частями, элементами системы называется диспропорцией. Диспропорции снижают эффективность организации и способствуют ее разрушению.

Реализации закона композиции и пропорциональности способствуют разработанные на основании научных исследований и организационного опыта нормы и правила. Например, уровни иерархии связаны с нормами управляемости. Диапазон контроля и норма управляемости — это макси-мальное число непосредственно подчиненных, которыми эффективно может управлять руководитель. Считается, что у руководителей низшего уровня норма управляемости может достигать 30 человек (для высшего уровня управления, как правило, — не более 7 человек).

Имеются нормативы для создания рабочих мест, нормативы со-отношений численности работников и оборудования и пр. В каждой организации идет естественный процесс гармонизации. Дисбаланс, диспропорцию менеджер должен исправлять с помощью планирования, координирования, опираясь на нормы и правила, ограничения, поощрения и т.д. К сожалению, в современных организациях можно наблюдать самые уродливые структуры и формы: раздутые управленческие отделы, технологически слабое основное производство, огромный штат охраны, отсутствие организационной культуры. Важно понимать: зачастую кризис в компании напрямую связан с нарушением закона гармонии в самой организации или в ее взаимоотношениях с внешней средой.

В настоящее время можно говорить о нарушении закона гармонии в отношениях общества и Природы. Человечество переживает решающий момент в истории. Противоречия, дисгармония между сложившимся характером развития человечества и Природой достигли предела. Дальнейшее движение по этому пути ведет к кризису макросистемы, к глобальной катастрофе. Природа отплатит человечеству за нарушение закона гармонии, за надругательство над ней глобальными ответными реакциями — изменением климата, опустыниванием, засухами, усилением проникновения через атмосферу жесткого ультрафиолетового излучения, генетическими изменениями, эпидемиями и голодом.

Выходные данные учебника:

Олянич Д. Б. Теория организации: учебник / Д. Б. Олянич . — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 408 с.: ил. — (Высшее образование).

Приезд Тони Роббинса в Москву произвел впечатление даже на тех, кто раньше о нем не слышал. Возмущения плохой организацией его выступления и восторженные отзывы об американском коуче на несколько недель заполнили фейсбук. Позже в прокат вышел фильм «Временные трудности» с Иваном Охлобыстиным в главной роли, и пользователи переключились на него: картину обвиняли в жестком отношении к детям с особенностями развития. Приезд в Москву Роббинса организовала школа бизнеса «Синергия», она же стала продюсером фильма.

«Проект» выяснил, что университет и кадрами, и деньгами тесно связан с российскими властями.

«Синергией» владеют три человека: ректор Юрий Рубин, директор школы бизнеса Григорий Аветов и исполнительный директор Вадим Лобов. Последний, уже владея «Синергией», недолго возглавлял важное подразделение Росмолодежи -— Роспатриотцентр. Случилось это благодаря его знакомству с комиссаром «Наших» Сергеем Белоконевым, соратником создателя движения Василия Якеменко и бывшего кремлевского куратора внутренней политики Владислава Суркова. Сына Суркова Лобов даже взял на работу в «Синергию» -— отвечать за связи с общественностью. Туда же после отставки Суркова перешли и некоторые члены команды Росмолодежи.

Связей в правительстве оказалось недостаточно, и в Госдуме прошлого созыва Лобов стал помощником единоросса Роберта Шлегеля. Тот после окончания депутатского срока тоже ненадолго пришел в «Синергию», а Лобов тем временем оказался помощником вице-спикера нового созыва – Ольги Епифановой.

Патриотический настрой нашел применение и в работе «Синергии», которая уже несколько раз устраивала военно-исторические реконструкции в парке министерства обороны «Патриот». Лобов же пополнил ряды делегации россиян, принимавших участие в молитвенном завтраке президента США Дональда Трампа. Там он оказался в компании Александра Торшина и Марии Бутиной, которых США подозревают во влиянии на американскую политику. А еще он сумел помочь фонду «Русский мир» открыть офис в Дамаске.

Возможно, благодаря всему этому университет и связанные с ним компании сумели получить серьезные контракты от государства -— на полмиллиарда рублей. Что же касается качества образования, то у образовательного сообщества как раз много вопросов к руководство вуза. Но и здесь проблем не возникает — у «Синергии» хорошие связи с Рособрнадзором.

Подробнее на сайте Проекта


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *