Закон об обороне 2018

  • автор:

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП) – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий исполнение Президентом Российской Федерации полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законом «о мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации, а также руководство подведомственными организациями.
Руководство деятельностью гуспа осуществляет президент Российской Федерации. Координацию деятельности гуспа в пределах компетенции Правительства Российской Федерации осуществляет председатель правительства Российской Федерации.

ВОЕННОЕ ВРЕМЯ – время, наступающее с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий и истекающее с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

МОБИЛИЗАЦИЯ – комплекс мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав, предусмотренные для военного времени, а также по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени.

МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ – подготовка к работе в военное время, содержащая разработку распорядительных, плановых, нормативных и иных документов по переводу органа управления на работу в условиях военного времени и руководству управляемой структурой в мобилизационный период и в военное время, создание необходимой материальной базы, обучение руководителей и специалистов аппарата органа управления, выполнение других мероприятий по обеспечению мобилизации, входящих в компетенцию органа управления.

Период мобилизации экономики страны – календарное время с начала объявления мобилизации (общей или частичной) и заканчивающееся выполнением основного объема работ, необходимых для перевода экономики страны на условия военного времени.

МОБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ – совокупность мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, организация их работ в условиях военного времени.

ОБЪЯВЛЕНИЕ МОБИЛИЗАЦИИ – подписание Указа Президента Российской Федерации об объявлении мобилизации и его обнародование для реализации мероприятий, предусмотренных мобилизационными планами.

ПОДГОТОВКА МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ – комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке органов местного самоуправления к руководству (управлению) мобилизацией на подведомственных им территориях, планомерному переводу их собственной структуры на организацию, состав и работу в условиях военного времени, а также удовлетворению нужд населения в ходе войны.

ПОДГОТОВКА МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКИ – комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований к удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время

РАСЧЕТНЫЙ ГОД – период, равный календарному году, но начинающийся с момента ввода в действие мобилизационного плана экономики государства (плана на расчетный год). Ввод в действие план расчетного года при объявлении мобилизации Указом Президента Российской Федерации.

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ – особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Под нарастанием УГРОЗЫ АГРЕССИИ против Российской Федерации, понимается положение в стране, сделанное исходя из оценки военно-политической обстановки, а также с учётом состояния Вооружённых Сил и экономики Российской Федерации.

Комплекс выполняемых мероприятий при нарастанием угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации- это выполнение мероприятий по повышению готовности государства и экономики страны (администрации района, экономики муниципального образования) к переводу на работу в условиях военного времени, а также по обеспечению мобилизационной готовности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Под условиями ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ понимается состояние государства, когда вводится общая или частичная мобилизация по степеням готовности «Повышенная», «Военная опасность», «Полная».
В зависимости от складывающейся обстановки указанные степени готовности могут вводиться последовательно, либо сразу может вводиться одна из высших степеней. В последнем случае должны выполняться все мероприятия, предусмотренные для предыдущих степеней готовности.
При этом выполняется комплекс мероприятий по приведению органа местного самоуправления, экономики муниципального образования в готовность к работе в условиях военного времени, а также по обеспечению мобилизационного развёртывания Вооружённых Сил.
Все мероприятия выполняются по решению Президента Российской Федерации на основе вывода о возникновении угрозы агрессии против Российской Федерации, сделанного исходя из оценки военно-политической обстановки, а также с учётом состояния Вооружённых Сил и экономики Российской Федерации.

ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВА МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ – людские и материальные ресурсы, которые государство может использовать для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и устойчивого обеспечения нужд фронта и тыла в результате перевода страны с мирного на военное положение.

ГОТОВНОСТЬ МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА – состояние экономики страны, позволяющее в установленные сроки перейти на работу по мобилизационным планам и устойчивому функционированию по обеспечению потребностей военной организации государства, неотложных нужд экономики и населения в военное время.

Мобилизационная готовность экономики – готовность экономики к проведению в установленные сроки мобилизационного развертывания и выполнению мобилизационных заданий по обеспечению потребности Вооруженных Сил, неотложных нужд экономики и населения в условиях военного времени.

ГОТОВНОСТЬ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ К ПЕРЕВОДУ НА РАБОТУ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ – уровень подготовленности аппарата органа управления с соответствующим документальным и материальным обеспечением к выполнению мероприятий, предусмотренных планами перевода для каждой конкретной степени готовности.

Документы мобилизационные – законодательные и нормативные акты в области мобилизационной подготовки и мобилизации, приказы, директивы, методические указания по планированию и организации мобилизационной подготовки и мобилизации, мобилизационные планы, а также расчеты и переписка по вопросам мобилизационной подготовке.

Учения по мобилизационной подготовке – форма подготовки руководящего состава, органов управления и производственного персонала предприятий и организаций промышленности к решению задач по мобилизационной подготовке.

Военно-транспортная обязанность – составная часть мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, заключающаяся в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям в период мобилизации и в военное время, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями всех форм собственности и гражданами – владельцами транспортных средств.

Содержание

Приложение №13

Приложение №13

к приказу Главного управления

от » «___________2012 г. №______ 2010 г. №

ПОЛОЖЕНИЕ

Об Организационно-мобилизационном отделе

Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано на основании Положения о Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу (далее — Главное управление), Положения о мобилизационном органе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу.

2. Организационно-мобилизационный отдел (далее — отдел) является самостоятельным структурным подразделением в составе Главного управления, структурным подразделением по защите государственной тайны, мобилизационным органом Главного управления.

3. Организационно-мобилизационный отдел Главного управления возглавляет помощник начальника Главного управления (по организационно-мобилизационной работе) — начальник отдела, который подчиняется непосредственно начальнику Главного управления, а по вопросам, определяемым начальником Главного управления, первому заместителю и заместителю начальника Главного управления.

4. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами МЧС России, СЗРЦ МЧС России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, Положением о мобилизационном органе Главного управления, а также настоящим Положением.

II. Задачи отдела

5. Основными задачами отдела являются:

а) в мирное время:

1. Планирование и организация проведения комплекса мероприятий, проводимых в мирное время по заблаговременной подготовке Главного управления, организаций и государственных учреждений, находящихся в ведении Главного управления к переводу на работу в условиях военного времени с учетом мероприятий по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, мероприятий гражданской обороны, осуществляемых во взаимодействии с Правительством Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления.

2. Обеспечение исполнения федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Приказов МЧС России, Губернатора Санкт-Петербурга в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации.

3. Организация мобилизационной подготовки в Главном управлении и руководство мобилизационной подготовкой государственных учреждений, находящихся в ведении Главного управления и контроль за ее проведением.

4. Организация разработки и корректировки, установленных в системе МЧС России документов мобилизационного планирования и контроль за их исполнением.

5. Осуществление контроля за полным и качественным комплектованием Главного управления, организаций и государственных учреждений, находящихся в ведении Главного управления мобилизационными ресурсами.

6. Организация изучения мобилизационных ресурсов предназначенных для доукомплектования Главного управления, организаций и государственных учреждений, находящихся в ведении Главного управления.

7. Организация и ведение мобилизационного делопроизводства и обеспечение сохранности документов мобилизационного планирования и архивных дел.

б) в чрезвычайных ситуациях:

1. Контроль за обеспечением боевой и мобилизационной готовности, готовности к выполнению задач по предназначению Главного управления и государственных учреждений, находящихся в ведении Главного управления.

2. Обеспечение сохранности документов мобилизационного планирования.

в) при переводе с мирного на военное время:

1. Организация управления и осуществление контроля за ходом перевода Главного управления, организаций и государственных учреждений, находящихся в ведении Главного управления с мирного на военное время.

2. Обеспечение сохранности документов мобилизационного планирования.

III. Функции отдела

6. Организационно-мобилизационный отдел Главного управления в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

разрабатывает:

1) План мероприятий, выполняемых в Главном управлении при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации, а также документы плана в части касающейся;

2) План перевода Главного управления на работу в условиях военного времени, а также документы плана в части касающейся;

3) План первоочередных мероприятий начальника Главного управления, выполняемых при переводе Главного управления на работу в условиях военного времени, а также документы плана в части касающейся;

4) план комплектования личным составом Главного управления, а также документы плана в части касающейся;

5) план комплектования техникой Главного управления, а также документы плана в части касающейся;

6) план мероприятий мобилизационной подготовки Главного управления на очередной год;

7) документы по организации мобилизационной подготовки Главного управления, организаций и государственных учреждений, находящихся в ведении Главного управления;

8) документы мобилизационного планирования для обеспечения устойчивого управления в период мобилизации и в военное время в Главном управлении, организациях и государственных учреждениях, находящихся в ведении Главного управления;

9) предложения в план совершенствования мобилизационной подготовки и мобилизации на очередной год;

10) предложения по подготовке (переподготовке) и повышению квалификации мобилизационных работников Главного управления;

11) функциональные обязанности руководящего состава Главного управления при переводе на работу в условиях военного времени;

12) функциональные обязанности мобилизационных работников в организациях и государственных учреждениях, находящихся в ведении Главного управления;

13) проекты распорядительных и иных документов Главного управления в пределах своих полномочий;

14) доклады, донесения и другие отчетные документы согласно табелям срочных донесений и в соответствии директивами МЧС России и СЗРЦ МЧС России в пределах своих полномочий.

организует:

15) планирование основных мероприятий по мобилизационной подготовке в Главном управлении, организациях и государственных учреждениях, находящихся в ведении Главного управления;

16) планирование мероприятий заблаговременной подготовки и создание условий для гарантированного осуществления в установленные сроки перевода специальных воинских формирований, предназначенных для выполнения в военное время задач гражданской обороны, с мирного на военное время путем выбора направлений и определения мер по решению проблемных вопросов боевой и мобилизационной готовности;

17) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, Правительством Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления по вопросам планирования и проведения мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации;

18) разработку и уточнение документов мобилизационного планирования в Главном управлении, организациях и государственных учреждениях, находящихся в ведении Главного управления;

19) планирование и проведение занятий по мобилизационной подготовке в Главном управлении, организациях и государственных учреждениях, находящихся в ведении Главного управления;

20) проведение мероприятий по подготовке к переводу Главного управления, организаций и государственных учреждений, находящихся в ведении Главного управления на работу в условиях военного времени;

21) подготовку материалов к совещаниям Главного управления, Правительства Санкт-Петербурга, комиссии по чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга по мобилизационным вопросам;

22) проведение мобилизации специальных воинских формирований, предназначенных для выполнения в военное время задач гражданской обороны формируемых Главным управлением;

23) проверку состояния мобилизационной готовности структурных подразделений Главного управления, организаций и государственных учреждений, находящихся в ведении Главного управления;

24) обучение специалистов в области мобилизационной подготовки, осуществление методического руководства, координации и контроль за обучением;

25) подготовку руководящего состава и работников Главного управления, организаций и государственных учреждений, находящихся в ведении Главного управления к действиям в период мобилизации и в военное время;

26) подготовку и проведение мобилизационных учений и тренировок;

27) координацию деятельности органов исполнительной власти Санкт-Петербурга по выполнению возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки по вопросам, отнесенным Правительством Российской Федерации к компетенции МЧС России в части касающейся;

28) работу по планированию материально-технического и финансового обеспечения перевода Главного управления, организаций и государственных учреждений, находящихся в ведении Главного управления на работу в условиях военного времени в части касающейся;

29) разработку и представление в установленном порядке обобщенных заявок на поставку продукции (работ, услуг) для нужд Главного управления, организаций и государственных учреждений, находящихся в ведении Главного управления по плану МЧС России на расчетный год в части касающейся;

осуществляет:

30) контроль за состоянием мобилизационной подготовки в Главном управлении, организациях и государственных учреждениях, находящихся в ведении Главного управления;

31) контроль за разработкой (уточнением, корректировкой) документов мобилизационного планирования в Главном управлении, организациях и государственных учреждениях, находящихся в ведении Главного управления;

32) контроль за вводом в действие планов перевода (отмобилизования и перевода), нормативных правовых актов, принимаемых в период мобилизации и в военное время;

33) контроль за организацией воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в Главном управлении, организациях и государственных учреждениях, находящихся в ведении Главного управления;

34) контроль за подготовкой и проведением учебных и учебно-практических мероприятий мобилизационной подготовки в Главном управлении, организациях и государственных учреждениях, находящихся в ведении Главного управления;

35) контроль за организацией материально-технического и финансового обеспечения перевода Главного управления, организаций и государственных учреждений, находящихся в ведении Главного управления на работу в условиях военного времени в части касающейся;

36) контроль за накоплением и сохранением запасов материальных средств для специальных формирований, предназначенных для выполнения в военное время задач гражданской обороны;

37) контроль за созданием и подготовкой специальных формирований, предназначенных для выполнения в военное время задач гражданской обороны, совместно с Правительством Санкт-Петербурга;

38) контроль за выполнением нормативных правовых актов по организации мобилизационной подготовки в Главном управлении, организациях и государственных учреждениях, находящихся в ведении Главного управления;

39) контроль за обеспечением режима секретности при проведении мероприятий мобилизационной подготовки;

40) контроль за ходом планирования мобилизационной работы в организациях и государственных учреждениях, находящихся в ведении Главного управления, выполнением мобилизационных мероприятий, совершенствованием мобилизационной подготовки в Главном управлении;

41) проведение ежегодного анализа выполнения мероприятий и состояния мобилизационной подготовки в Главном управлении, организациях и государственных учреждениях, находящихся в ведении Главного управления;

42) осуществление подготовки статистической и других видов отчетности в порядке и сроки, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Санкт-Петербурга, а также распорядительными документами МЧС России;

43) подготовку ежегодных бюджетных заявок на финансирование мобилизационной работы;

44) ведение мобилизационного делопроизводства и контроль за сохранностью документов мобилизационного планирования;

45) ведение дислокационной работы, контрольных экземпляров штатов (штатных расписаний, перечней) и табелей к ним.

IV. Полномочия отдела

7.1. Отдел в пределах своей компетенции:

7.2. контролирует соответствие структуры и численного состава мобилизационных работников в организациях и государственных учреждениях, находящихся в ведении Главного управления, объему и характеру решаемых ими задач, создание условий для их качественной работы;

7.3. организует проведение совещаний по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации в Главном управлении с участием руководителей организаций и государственных учреждений, находящихся в ведении Главного управления;

7.4. привлекает в установленном порядке работников структурных подразделений Главного управления, организаций и государственных учреждений, находящихся в ведении Главного управления, к выполнению мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации;

7.5. разрабатывает документы по вопросам мобилизационной подготовки, а также предложения по указанным вопросам для принятия решения, обязательные для исполнения в структурных подразделениях Главного управления, организациях и государственных учреждениях, находящихся в ведении Главного управления;

7.6. вносит предложения по улучшению организационно-штатной структуры Главного управления, специальных воинских формирований, предназначенных для выполнения в военное время задач гражданской обороны;

7.7. участвует в формировании заявки на поставку по ежегодному государственному оборонному заказу вооружения, военной техники и другой продукции для удовлетворения потребностей Главного управления, специальных формирований, предназначенных для выполнения в военное время задач гражданской обороны;

7.8. осуществляет контроль за бронированием граждан, пребывающих в запасе и работающих в Главном управлении, организациях и государственных учреждениях, находящихся в ведении Главного управления и подразделениях, находящихся в оперативном подчинении Главного управления на период мобилизации и в военное время;

7.9. разрабатывает проекты ежегодных и ежемесячных планов работ по мобилизационной работе;

7.10. участвует в формировании проекта сметы чрезвычайных расходов Главного управления, структурных подразделений Главного управления, организаций, государственных учреждений, находящихся в ведении Главного управления, на период мобилизации и в первый месяц военного времени;

7.11. организует проведение в установленном порядке проверок состояния мобилизационной подготовки в структурных и подчиненных подразделениях Главного управления, контролирует выполнение мероприятий по устранению выявленных недостатков;

7.12. осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

V. Структура и руководство отделом

8. В структуру отдела входят:

-помощник начальника Главного управления (по организационно-мобилизационной работе) — начальник отдела;

— старший инженер;

— главный специалист-эксперт;

— ведущий специалист-эксперт.

9. Помощник начальника Главного управления (по организационно-мобилизационной работе) — начальник отдела возглавляет отдел, назначается на должность и освобождается от должности начальником Главного управления.

10. Права и обязанности начальника отдела:

10.1 руководит деятельностью организационно-мобилизационного отдела Главного управления и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него функций;

10.2 контролирует деятельность структурных подразделений Главного управления, организаций, государственных учреждений, находящихся в ведении Главного управления, по мобилизационным вопросам;

10.3 докладывает руководству Главного управления вопросы, входящие в компетенцию мобилизационного органа;

10.4 визирует и подписывает в пределах своей компетенции документы, касающиеся деятельности организационно-мобилизационного отдела;

10.5 осуществляет работу по подбору, подготовке и переподготовке мобилизационных работников Главного управления, организаций, государственных учреждений, находящихся в ведении Главного управления;

10.6 несет персональную ответственность за обеспечение сохранности государственной тайны, служебной и конфиденциальной информации, а также защиты информации, подлежащей хранению, обработке и передаче с использованием технических средств;

10.7 организует и проводит проверку состояния мобилизационной подготовки организаций, государственных учреждений, находящихся в ведении Главного управления;

10.8 разрабатывает предложения по формированию объемов бюджетных ассигнований на мобилизационную подготовку в Главном управлении, организациях, государственных учреждениях, находящихся в ведении Главного управления;

10.9 вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию структуры, штата (штатного расписания) Главного управления, отдела и подчиненных делений;

10.10 вносит в установленном порядке предложения о награждении отличившихся должностных лиц отдела и подчиненных подразделений государственными наградами Российской Федерации, нагрудными знаками МЧС России, а также предложения по другим видам поощрения;

10.11 решает в пределах своей компетенции вопросы правовой и социальной защиты подчиненных ему должностных лиц и членов их семей;

10.12 применяет в пределах предоставленных ему прав поощрения и дисциплинарные взыскания:

10.13 осуществляет иные права и обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Помощник начальника Главного управления

(по организационно-мобилизационной работе) — начальник отдела

17 Ноябрь 2019

Территориальная оборона

#военнаямысль#оборона#армия

В наши дни организация территориальной обороны страны является одной из сложнейших задач военно-политического руководства. В условиях все возрастающей активности террористических организаций, которые, как правило, получают щедрую финансовую поддержку от организаций и правительств государств, заинтересованных в нестабильности в том или ином регионе мира, данная тема приобретает особую актуальность. Если вспомнить недавний отечественный опыт проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе, то становится очевидным, что организация территориальной обороны является жизненно важной необходимостью. Тем более, что как ни один раз подчеркивал Президент Российской Федерации, угрозы для нашей страны сохраняются.

Для начала определимся, что же понимается под территориальной обороной? Это комплекс мероприятий общегосударственного характера, имеющих целью защиту населения, объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионно-террористических актов, а также создание благоприятных условий для функционирования органов государственного и военного управления, предприятий, коммуникаций и жизнедеятельности населения.

К числу основных задач территориальной обороны (ТО) относятся: охрана и оборона важных военных и государственных объектов и объектов на коммуникациях; борьба с диверсионно-разведывательными, террористическими силами и силами специальных операций противника; обеспечение введения и поддержания режимов чрезвычайного и военного положения. О сложности и масштабности задач, которые возлагаются на территориальную оборону, можно судить по количеству объектов в России, которые требуется в условиях военного времени охранять от диверсий. Перечислим только потенциально особо опасные объекты: 9 атомных электростанций с 29 ядерными энергетическими установками; 9 атомных судов гражданского назначения с 15 ядерными энергетическими установками; около 30 научно-исследовательских организаций со 113 исследовательскими ядерными установками; 12 предприятий топливного цикла; 16 региональных специальных комбинатов по переработке и захоронению радиоактивных отходов.

Кроме того, в Российской Федерации более 3600 хозяйственных объектов, располагающих значительными запасами опасных химических веществ, функционирует свыше 8000 взрыво-и пожароопасных объектов, в эксплуатации находится около 150 тыс. км магистральных газопроводов, 62 тыс. км нефтеи 25 тыс. км продуктопроводов. Общая протяженность трубопроводов составляет более 220 тыс. км.

В настоящее время в нашей стране нет войск, сил и средств и иных структур, специально подготовленных для территориальной обороны и обороны памятников искусства и мастерских деятелей искусств http://bagetmaster.com.ua/ . А между тем, в отличие от Российской Федерации такие войска уже давно созданы во многих государствах мира. Например, в США в последнее десятилетие уделяется особое внимание совершенствованию территориальной обороны.

Достаточно сказать, что национальная гвардия систематически совместно с регулярными вооруженными силами проводит плановые учения, в том числе и по предотвращению внутренних беспорядков, а также по борьбе с диверсантами и террористами. Показательно, что после 11 сентября 2001 года в США было принято 12 новых федеральных законов, регулирующих вопросы национальной безопасности при кризисных ситуациях. Столь же серьезный подход к решению вопросов территориальной обороны применяется и в западноевропейских странах. Например, регулярно проводятся специальные учения типа «Винтекс/Симекс», «Прошнер-Пойнг», «Хилекс», «Рекс», «Альфа» с обязательным привлечением армейских формирований.

Во Франции вопросы территориальной обороны решают формирования военной жандармерии, в Германии и Великобритании — это территориальные войска, в Дании — войска «Защиты родины» («Хевери»), в Нидерландах — войска гражданской обороны и военной полиции, в Греции — жандармерия и национальная гвардия. Если же обратиться к опыту других стран, то, например, в Турции задачи территориальной обороны возложены на жандармерию, в Египте — на войска безопасности и гражданской обороны, во Вьетнаме — на войска народного ополчения, в Алжире — на национальную жандармерию.

К тому же у нас недостаточно разработана и нормативно-правовая база по территориальной обороне. Со времени провозглашения Российской Федерации как суверенного государства по существу не было создано ни одной базовой теоретической разработки в области территориальной обороны. «Наставление по территориальной обороне», д е й с т в о в а в ш е е в советский период, утратило свою силу и упразднено, а разработанные позже нормативные документы не предполагают принципиально новых решений существующих проблем.

Это относится и к проекту «Наставления по территориальной обороне», изданному в 1989 году, которое давно устарело. Таким образом, назрела необходимость пересмотра, доработки и корректирования отдельных положений теории территориальной обороны и приведения ее в соответствие с требованиями времени. Если же рассматривать вопросы, касающиеся использования общевойсковых формирований в системе задач территориальной обороны, то здесь также немало нерешенных проблем.

В Военной доктрине РФ (2010 г.) в ст. 28 п. «г» в числе основных задач Вооруженных сил предусмотрено «осуществление мероприятий по территориальной обороне…». В развитие данной статьи были приняты некоторые законодательные документы, в которых предусматривается, что планирование и осуществление территориальной обороны в границах военных округов, организацию и поддержание взаимодействия всех сил, в том числе и от других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в территориальной обороне, охрану и оборону важных военных объектов в военное время в полосах ответственности действующих фронтов отвечает Министерство обороны РФ. В борьбе же с диверсионноразведывательными, террористическими силами и десантами противника, в обеспечении установления и поддержания режима военного положения Министерство обороны только принимает участие. Представляется, что такое разделение задач является неоправданным и искусственным, потому что эти задачи в принципе неразделимы.

Это подтверждает и богатый отечественный опыт. Так, если обратиться к опыту Великой Отечественной войны, то увидим, что задачи территориальной обороны в военное время могут решаться только комплексно при участии различных по составу сил и средств и при тесном их взаимодействии и наличии единого руководства. Система построения территориальной обороны во время войны строилась по территориальному принципу при строго централизованном руководстве ее организацией.

В каждой области, входящей в состав военного округа, создавалась боевая группа. Территория области, в свою очередь, разбивалась на боевые участки. Во главе каждого из участков назначался начальник, который отвечал за организацию борьбы с диверсионными группами противника, действующими в границах его участка. Начальнику боевого участка на время выполнения задач по уничтожению диверсантов подчинялись все воинские части Красной Армии и НКВД, а также вооруженные отряды, расположенные на его территории.

Начальники боевых участков и групп имели постоянную взаимосвязь с местными органами государственной власти, воинскими частями НКВД, милицией, начальниками соседних боевых групп и участков. Командующий войсками военного округа лично и через штаб регулярно контролировал уровень готовности боевых групп к выполнению возложенных на них задач. Для борьбы с отдельными группами противника, проникшими в тыл, привлекались также батальоны народного ополчения, истребительные отряды, команды Осоавиахима.

Охрана объектов, расположенных на территории военных округов, осуществлялась войсковыми подразделениями, полками НКВД, вооруженными рабочими отрядами. Каждому из таких подразделений назначались определенные объекты, за сохранность которых они несли ответственность. В современных условиях, как показывает войсковая практика, требуется пересмотреть некоторые руководящие документы в отношении организации территориальной обороны. Территориальный принцип (в том понимании, как он изложен в руководящих документах) уже не отвечает современным требованиям и должен быть дополнен новым содержанием.

В некоторых военных округах на проводимых оперативно-стратегических учениях зоны территориальной обороны создавались не по территориальному принципу, как в минувшую войну, что означало равномерное распределение сил и средств территориальной обороны по многим областям, а по-новому, а именно — по административно-войсковому принципу, при котором основные усилия сосредоточивались в наиболее сложных областях (районах), При этом выделялись критически важные объекты, от которых во многом зависело жизнеобеспечение населения, и на их охрану и оборону выделялись наибольшие ресурсы.

Характерно, что для управления войсками в этом случае создавался совместный оперативный штаб, в состав которого входили представители от всех силовых структур, а также авиации, инженерных войск, РЭБ, РХБЗ. Однако современная система управления силами и средствами территориальной обороны в полной мере пока еще не отвечает вероятным угрозам. В частности, она не обеспечивает в полной мере своевременность выполнения задач по охране и обороне важных военных, государственных объектов, а также по борьбе с диверсионнотеррористическими формированиями. Сегодня требуется наличие системы защищенных пунктов управления и совершенствования системы связи оповещения территориальной обороны.

Требуют дальнейшего совершенствования и программно-технические средства и способы информационного обеспечения, в частности, создание единой информационной системы территориальной обороны страны. Важную, если не основную роль в системе территориальной обороны играют общевойсковые формирования, выделенные из резерва военного округа. Они выполняют свойственные им задачи, но не в обычных условиях: им назначаются не полосы, а ответственные районы (сектора) территориальной обороны, нередко больших размеров.

Целями действий общевойсковых воинских частей и подразделений при борьбе с диверсионнотеррористическими группами являются подвижные, часто малоразмерные, хорошо замаскированные объекты — это могут быть и десанты, а также отряды местных иррегулярных вооруженных формирований. Такие объекты, так же как и объекты на коммуникациях, могут располагаться на значительном удалении друг от друга, что обусловливает необходимость действий войск по отдельным направлениям, затрудняет их управление и взаимодействие.

Наступление и оборона, как основные виды действий в общевойсковом бою, при борьбе с диверсионно-террористическими группами не подходят. Здесь нужны другие способы вооруженной борьбы, нестереотипные тактические приемы, которые в деталях пока не разработаны, а необходимость, как видим, в этом есть. Назовем условно такие действия специальными. Полагаем, что специальные действия займут отдельный раздел в общей тактике, тем более что они относятся не только к территориальной обороне.

В зависимости от целей и задач можно выделить следующие виды специальных действий: — информационно-технические (составная часть информационно-технической борьбы); — противодиверсионные (противоповстанческие, противопартизанские); — контртеррористические; — информационно-психологические; — поисково-спасательные; — разведывательно-поисковые; — изоляционно-блокирующие; — ударно-штурмовые.

Специальные действия отличаются характерными особенностями, к которым относятся: специальные цели и задачи боевого применения сил и средств; особые принципы боевого применения сил и средств; специальный состав сил и средств; специальное вооружение; особые требования к подготовке личного состава. Полагаем, что в программу боевой подготовки мотострелковых подразделений, воинских частей и соединений целесообразно внести дополнительно раздел по территориальной обороне.

Нельзя забывать, что важную роль в поддержке общевойсковых подразделений в борьбе с ДРГ, десантами противника играют боевые вертолеты. С их помощью ведется воздушная разведка, выявляются цели, и по ним наносятся точечные удары. Поэтому при решении вопросов территориальной обороны важно заранее продумать, например, как в борьбе с диверсионноразведывательными группами противника авиация будет взаимодействовать с общевойсковыми формированиями. Что же касается артиллерии и минометов, то они, по нашему мнению, могут входить в состав истребительных, блокирующих отрядов при действиях по уничтожению высадившихся десантов и ДРГ. Особое внимание при решении вопросов территориальной обороны следует уделить роли и месту инженерных подразделений. Ведь, например, при блокировании ДРГ без дистанционного минирования возможных направлений действий противника не обойтись. Думается, необходимо заранее продумать вопрос о том, чтобы с общевойсковыми формированиями, выделенными из резерва военного округа, в обязательном порядке действовали подвижные отряды заграждения.

Как видим, налицо настоятельная необходимость в постоянном совершенствовании способов применения соединений и воинских частей силовых структур, как в подготовке, так и в проведении мероприятий по защите населения, территории и важнейших объектов инфраструктуры страны. Не менее важно в конкретной исторической и политической обстановке определять роль и место территориальной обороны в системе других оборонительных мероприятий.

И. ВОРОБЬЕВ, В. КИСЕЛЕВ

Другие новости и статьи

» Преимущества наступления ночью

Блестящий тактик воздушного боя «

Запись создана: Воскресенье, 17 Ноябрь 2019 в 0:20 и находится в рубриках Новости.

метки: военная мысль, оборона

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 27.12.2019)

31 мая 1996 года N 61-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года
Одобрен Советом Федерации 15 мая 1996 года

Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Раздел I. Основы и организация обороны

Статья 1. Основы обороны

Статья 2. Организация обороны

Статья 2.1. План обороны Российской Федерации

Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области обороны

Раздел II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обороны

Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны

Статья 5. Полномочия Федерального Собрания в области обороны

Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны

Раздел III. Функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны

Статья 7. Функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны

Статья 8. Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны

Статья 9. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны

Раздел IV. Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы

Статья 10. Вооруженные Силы Российской Федерации и их предназначение

Статья 10.1. Оперативное использование формирований Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

Статья 10.2. Обеспечение полетов воздушных судов Вооруженных Сил Российской Федерации

Статья 11. Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации

Статья 11.1. Управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации в качестве юридических лиц

Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом

Статья 13. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации

Статья 14. Утратила силу

Статья 15. Утратила силу

Статья 16. Дислокация Вооруженных Сил Российской Федерации

Статья 17. Другие войска, воинские формирования и органы

Статья 17.1. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов

Раздел V. Состояние войны. военное положение. мобилизация. гражданская оборона. территориальная оборона

Статья 18. Состояние войны

Статья 19. Военное положение

Статья 20. Мобилизация

Статья 21. Гражданская оборона

Статья 22. Территориальная оборона

Раздел VI. Заключительные положения

Статья 23. Исключена

Статья 24. Ограничение деятельности политических партий и общественных объединений в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах

Статья 25. Обеспечение законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах

Статья 25.1. Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации

Статья 26. Финансовое обеспечение обороны

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны

Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 29. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

Закон Республики Казахстан «Об обороне и Вооружённых Силах

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА!!!

Республики Казахстан».

Характерной чертой казахстанской государственности с начала 90-х годов является глобальный преобразовательный процесс, охватывающий все стороны общества. Первые Законы Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» и «О всеобщей воинской обязанности и воинской службе» законодательно закрепили правовые основы безопасности нашего государства.

С этого времени прошло много времени. Изменились экономический характер страны, политические приоритеты во внутренней и внешней политике Казахстана. На новых основаниях строятся отношения между странами в военной и военно-политической областях, формируются новые механизмы обеспечения безопасности страны, продолжается военная реформа. Глубина и динамика преобразований в Казахстане и в ее военных структурах таковы, что позволяют сделать вывод о принципиально качественных изменениях в армии.

Военное строительство в Республике Казахстан осуществляется на основании законодательства и в соответствии со Стратегией национальной безопасности Республики Казахстан, Военной доктриной, Концепцией военной реформы Республики Казахстан, Государственной программой военного строительства в Республике Казахстан и осуществляется поэтапно.

Ведущая роль национального законодательства в вопросах обеспечения военной безопасности Казахстана бесспорна, так как оно является структурным элементом системы военной безопасности и носит название законодательной нормативной правовой базы обеспечения военной безопасности. Она является организационным фундаментом, на котором основывается вся практическая политико-правовая деятельность государства в оборонной сфере и именно законы и другие нормативные правовые акты, договоры и т.д. являются гарантиями военной безопасности, материальную основу которой составляют непосредственно Вооруженные Силы.

Национальное законодательство Республики Казахстан содержит «пакет» военных законов, которые определяют принципы, условия и порядок прохождения воинской службы гражданами Республики Казахстан:

— Конституция Республики Казахстан;

— Военная доктрина Республики Казахстан;

— Закон Республики Казахстан «Об обороне и Вооружённых Сил Республики Казахстан»;

Закон Республики Казахстан от февраля 2012 года «О воинской службе и статусе военнослужащих»;

— Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»;

— Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года(с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014 г.)»О государственной службе»;

— Указ Президента Республики Казахстан «О военной присяге» и другие нормативные акты.

Системообразующими из которых являются Закон «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», принятый 7 января 2005 года, разработанный в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 7 мая 2003 года № 1085 «О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры Вооруженных Сил Республики Казахстан» на основе Конституции Республики Казахстан и ее Военной доктрины, также Закон Республики Казахстан от февраля 2012 года «О воинской службе и статусе военнослужащих».

Статья 36 Конституции Республики Казахстан гласит:

1. Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина.

2. Граждане Республики несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом

Каждый гражданин Республики Казахстан должен и обязан беспрекословно выполнить требование этой статьи. Этого требует наш гражданский долг, наша совесть и сущность нашего гражданства. Поэтому, действительно защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина.

Прохождение воинской службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства, предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику военнослужащих.

Граждане Республики Казахстан проходят воинскую службу по призыву или по контракту о прохождении воинской службы в добровольном порядке в соответствии с Правилами прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан с учетом особенностей, установленных законодательством.

Военная доктринаРеспублики Казахстан предусматривает создание профессиональной армии, соответствующей самым высоким мировым стандартам, способной осуществлять быстрое развертывание сил и средств, гарантирующей укрепление государственности, суверенитет и территориальную целостность Казахстана.

Государство принимает необходимые меры по развитию и всестороннему обеспечению своих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Главной целью развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований является обеспечение их готовности к нейтрализации существующих и потенциальных угроз военной безопасности государства.

Развитие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований предусматривает проведение комплекса взаимосвязанных мер военно — политического, военного и военно — технического характера, направленных на обеспечение готовности войск к нейтрализации угроз военной безопасности в конфликтах низкой и средней интенсивности.

Закон «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», принятый 7 января 2005 года (далее — Закон) направлен на установление основополагающих принципов и норм, касающихсяобеспечения обороны, военной безопасности государства и прохождения воинской службы гражданами Республики Казахстан,заменил действовавший с 1993 года Закон Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан».

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области организации обороны и Вооруженных Сил Республики Казахстан, функции и полномочия государственных органов в обеспечении обороноспособности страны, права и обязанности граждан и организаций в сфере обороны.

Закон устанавливает основы организации обороны Республики Казахстан, полномочия органов государственной власти и управления в решении вопросов обороны, систему ее экономического обеспечения, обязанности организаций, должностных лиц и граждан по укреплению обороноспособности государства; определяет их роль, место и задачи. Законом определяются правовые основы обороны, принципы обеспечения военной безопасности, полномочия Президента и Правительства в области обороны, функции центральных государственных и местных исполнительных органов, права и обязанности граждан и деятельность организаций независимо от форм собственности в области обороны.

Закон содержит 7 глав — общие положения, полномочия Президента, Парламента и Правительства Республики Казахстан в области обороны, функции центральных и местных исполнительных органов, права и обязанности граждан и организаций в области обороны, экономическое обеспечение обороны, Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, состояние войны, военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона и заключительные положения .

Первое, что заметно сразу, законодатель уходит от подробного перечисления субъектов оборонной сферы и их задач и определяет лишь границы правового поля действия закона, что делает нормативно-правовой акт удобным для внесения поправок как по числу субъектов, так и по их задачам и функциям.

Из него исключены положения о Совете безопасности Республики Казахстан и его полномочиях, они регулируется отдельным законом. Впервые более детально поднимаются вопросы территориальной обороны.

В Законе (ст.1) согласно установившейся практике, впервые используются основные определения основного понятийно-категорийного аппарата, применяемого в оборонной сфере Республики Казахстан в форме дефиниций, что помогает избежать применение словаря для уточнения их содержания. Ранее этого не было. Это имеет как практическое, так и научно-теоретическое значение, так как применение Закона на практике позволяет однозначно определять реальные меры по обеспечению военной безопасности, а в научном отношении — развивать теоретико-методологические основы военной безопасности, определять наиболее целесообразные пути развития военной теории с целью уточнения содержания ее структурных элементов в зависимости от изменяющейся военно-политической ситуации.

В законодательстве впервые определен статус высшего командования (высший командный состав) — Министра обороны, его заместителей,главнокомандующих видами Вооруженных Сил и иных должностных лиц, как назначаемых Президентом Республики Казахстан (ст.1) и высший военно-политический орган руководства Вооруженными Силами в военное время — Верховное Главное командование (Ставка Верховного Главного командования), (ст.21).

Специфической формой управления обороной является наличие должности Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Казахстан, которую занимает Президент государства и который определяет основные направления военной политики Республики Казахстан, утверждает Военную доктрину Республики Казахстан, планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, государственные программы по вопросам обороны, утверждает план применения Вооруженных Сил, а также мобилизационный план государства, осуществляет общее руководствоВооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями, утверждает структуру, лимит штатной численности Вооруженных Сил, а также систему оплаты труда военнослужащих и государственных служащих, принимает решения о привлечении Вооруженных Сил для выполнения задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для проведения антитеррористических операций и обеспечения режима чрезвычайного положения с незамедлительным информированием об этом Парламента республики, утверждаетперечень должностей, подлежащих замещению лицами высшего офицерского состава, присваивает высшие воинские звания, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил, утверждает текст военной присяги, общевоинские уставы, правила прохождения воинской службы, воинские символы, образцы военной формы одежды и знаки различия Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики Казахстан в области.

Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии, вооруженной защиты территориальной целостности и суверенитета Республики Казахстан, охраны и обороны государственных и военных объектов, охраны воздушного пространства, борьбы с незаконными вооруженными формированиями, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Вооруженные Силы могут быть привлечены на основании решений Президента Республики Казахстан к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для проведения антитеррористических операций, усиления охраны Государственной границы и обеспечения режима чрезвычайного положения.

Применение Вооруженных Сил для выполнения задач, вытекающих из международных обязательств Республики Казахстан, осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в международных договорах, ратифицированных Республикой Казахстан.

Часть состава Вооруженных Сил может входить в объединенныевооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *