Закон об информации РФ

  • автор:

Интернет – это коммуникационная среда, где каждый может реализовать свое конституционное право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). Однако запретительный тренд нормотворчества последнего времени не мог обойти интернет стороной. Начавшийся в 2012 году рост интереса государства к регулированию интернета лишь усилился в 2013 и 2014 годах. Четко обозначились тенденции на усиление цензуры, предоставление спецслужбам все новых полномочий для контроля над информационным пространством, расширение оснований для привлечения к ответственности пользователей и владельцев сайтов, ужесточение санкций в отношении операторов связи и провайдеров сервисов за неисполнение распоряжений чиновников. Более того, исполнительная и законодательная власти прикладывают массу усилий, чтобы ограничить и взять под контроль свободу слова в интернете. Представляется, что именно с этой целью был принят ряд законов, вызвавших большой резонанс как среди экспертов и правозащитников, так и среди рядовых пользователей интернета.

Положения всех этих законов вызвали бурную критику в среде интернет-пользователей, бизнес-сообщества из-за своей крайней неоднозначности и введения новых норм по регулированию интернет-коммуникаций между пользователями Сети и наложению на них новых обременений и санкций за их неисполнение.

Данный раздел сайта освещает изменения законодательства, затрагивающего сферу распространения информации в интернете, и соответствующую правоприменительную практику.

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

2) информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

3) информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

4) информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

5) обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

6) доступ к информации — возможность получения информации и ее использования;

7) конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

8) предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

9) распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

10) электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

11) документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

12) оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации

1. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.

2. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

3. Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Статья 5. Информация как объект правовых отношений

1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Статья 6. Обладатель информации

1. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

2. От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Статья 7. Общедоступная информация

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Статья 8. Право на доступ к информации

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее — организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статья 9. Ограничение доступа к информации

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Статья 10. Распространение информации или предоставление информации

1. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

3. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.

4. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.

5. Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.

6. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статья 11. Документирование информации

1. Законодательством Российской Федерации или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации.

2. В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти.

3. Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

4. В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.

5. Право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

Статья 12. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий

1. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;

2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

2. Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:

1) участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;

2) создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.

Статья 13. Информационные системы

1. Информационные системы включают в себя:

1) государственные информационные системы — федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;

2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;

3) иные информационные системы.

2. Если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной системы является собственник используемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы.

3. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных.

4. Установленные настоящим Федеральным законом требования к государственным информационным системам распространяются на муниципальные информационные системы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.

5. Особенности эксплуатации государственных информационных систем и муниципальных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принимающих решения о создании таких информационных систем.

6. Порядок создания и эксплуатации информационных систем, не являющихся государственными информационными системами или муниципальными информационными системами, определяется операторами таких информационных систем в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

Статья 14. Государственные информационные системы

1. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

2. Государственные информационные системы создаются с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

4. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления — Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

5. Если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком.

6. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать обязательные требования к порядку ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем.

7. Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

8. Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

9. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.

Статья 15. Использование информационно-телекоммуникационных сетей

1. На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом.

3. Использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами.

4. Федеральными законами может быть предусмотрена обязательная идентификация личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом получатель электронного сообщения, находящийся на территории Российской Федерации, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан провести такую проверку.

5. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

6. Особенности подключения государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям могут быть установлены нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Статья 16. Защита информации

1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа,

3) реализацию права на доступ к информации.

2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.

4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

1. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

3. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

1)либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

Статья 18. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 609);

2) Федеральный закон от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 28, ст. 3347);

3) статью 16 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

4) статью 21 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700);

5) статью 39 Федерального закона от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711).

Президент
Российской Федерации
В. Путин


2019.12.30

С удочкой, весами и рулеткой

Новый год в России начнется с перемен для любителей рыбалки. С 1 января 2020 года в силу вступят основные положения федерального закона о любительском рыболовстве. Госдума принимала его больше шести лет, и все это время вокруг закона множились слухи и домыслы: например, что без уплаты специального налога теперь с удочкой не присесть. Рассказываем, как обстоят дела на самом деле.

Яромир Романов / Znak.com

Для чего приняли закон?

Главная цель закона, которую во всяком случае декларировал законодатель, — четко отделить рыболовов-любителей от тех, кто лишь притворяются любителями, а на деле ведут промысловый лов, составляя порой конкуренцию официальным рыболовецким артелям. Принятого 15 лет назад «корневого» федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», видимо, оказалось недостаточно. Смысл в том, чтобы систематизировать разбросанные по разным законодательным и подзаконным актам правила, которых должны придерживаться рыбаки-любители. Предполагается, что так будет проще в том числе им самим.

Выход на водоем с удочкой станет платным?

Нет, при рассмотрении законопроекта резонно посчитали, что рыбалка — слишком массовое увлечение, чтобы делать это увлечение платным: по самым скромным подсчетам, более или менее регулярно снасти в воду забрасывают от 20 млн до 25 млн россиян. Так что статья 6 закона гарантирует право заниматься любительским рыболовством «свободно и бесплатно». Но могут действовать некоторые ограничения (о которых дальше), а кроме того, закон регулирует любительскую рыбную ловлю только на водных объектах общего пользования. На водоемы, которые находятся в частной собственности, правила не распространяются. Если ваш сосед по дачному участку на своих владениях создал и заселил рыбой небольшое озерцо, то логично, что только он решает, кто вправе разделить с ним рыбацкое счастье.

Наиль Фаттахов / Znak.com

В целом же закон, напротив, нацелен на то, чтобы любительская рыбалка стала даже более доступной. Важно, например, что к концу 2020 года в России не должно остаться участков для платного рыболовства. Такие появились после того, как водоемы начали раздавать в аренду. С одной стороны, арендаторы брали на себя обязательства поддерживать порядок на берегу и пресекать браконьерские вылазки. С другой — зачастую это приводило к тому, что бесплатно было трудно даже просто выйти на берег, а не то что забросить с него удочки.

Вступающий в силу закон отменяет взимание какой-либо платы с рыболовов-любителей на водных объектах общего пользования.

Доставать кошелек придется лишь тем, кто пожелает сделать свою рыбалку более комфортной. Именно на предоставление рыбакам сопутствующего сервиса предложено переориентировать свой бизнес тем, кто когда-то рассчитывал заработать на организации платной рыбалки.

О каких ограничениях нужно знать?

Все они перечислены в статье 7, и о многих из них действительно хорошо известно «профессиональным» любителям. Например, запрещена любительская рыбалка с использованием взрывчатки и химических веществ. Вне закона также применение электроудочек и вообще любых электрических устройств.

Существенные ограничения наложены на подводную охоту. С подводным ружьем нельзя появляться в местах массового отдыха (то есть на пляжах и всюду, где высок риск подстрелить не рыбу, а человека). Рыбакам-подводникам также запрещено использовать эхолоты, а также акваланги и другие подобные системы: то есть рассчитывать придется только на собственные глаза и легкие. Помимо этого, нельзя целиться в рыбу, если сами вы находитесь над поверхностью воды: на лодке, пирсе или выслеживая добычу, идя вброд.

Константин Штейн / Znak.com

Что насчет использования сетей?

Это важный пункт, на который, пожалуй, стоит обратить внимание всем, в чьем арсенале бывают не только удочка и садок для пойманной рыбы. Прежде всего закон закрывает любителям возможность ставить сети, отмечает Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис». Причем на самые «браконьерские» жаберные сети и вовсе вводится тотальный запрет: их нельзя изготавливать или ввозить из других стран, продавать и покупать.

Здесь, правда, надо отметить, что запрет на жаберные и другие сети не распространяется на довольно обширную территорию Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это больше 30 субъектов, в том числе регионы Уральского федерального округа, за исключением Курганской и Челябинской областей. Все они перечислены в постановлении правительства (№ 1482 от 21.11.2019), которое утвердило сразу два подзаконных акта. Это Правила учета сетных орудий добычи водных биоресурсов и Правила обязательной поштучной маркировки сетных орудий добычи водных биоресурсов.

Да-да, вы не ошиблись: с 1 января 2020 года обязательным условием для использования сетных орудий там, где они останутся разрешенными, будет их учет и поштучная маркировка.

Причем в постановлении сказано, что учету подлежат все сетные орудия. И, например, на Колыме рыбаки уже схватились за голову: из разъяснений, которые публикуют местные СМИ, следует, что под определение «сетного орудия» подпадают в том числе ловушки для крабов. И даже обычные сачки, используемые скорее в качестве вспомогательного приспособления, чем полноценного орудия ловли. На них якобы тоже придется крепить маркировочный знак определенного размера (в Правилах сказано, что не меньше 10 на 15 см) с данными о владельце, характеристиками и учетном номере устройства.

В Управлении контроля, надзора и рыбоохраны Росрыболовства на запрос Znak.com ответили, что нормы вступающего в силу закона не предусматривают создание списка «разрешенных» и «запрещенных» сетных орудий лова. Соответственно, любое сетное орудие лова, независимо от его «простоты», попадает под ограничения, установленные законом. Но под сетным орудием лова понимается любое приспособление, в конструкции которого использовано сетное полотно.

«Таким образом, под действие закона не попадают такие приспособления, как, например, сачки, саки, подсачники — если ими осуществляется подхват рыбы, пойманной другими снастями. Не надо регистрировать и маркировать садки для содержания рыбы. Также под действие закона не попадают разрешенные орудия лова: раколовки, верши, иные ловушки, если они изготовлены из несетных материалов (газ, марля, перфорированный пластик, ивовые прутья, металлическая сетка и др.)», — сказано в ответе из Рыболовства.

Виктор Лисицын / Global Look Press

Функции учета возлагаются на территориальные подразделения этого федерального агентства. Они есть в каждом регионе, но рыболову, видимо, проще всего будет обратиться в МФЦ. Обещают, что это можно будет сделать и через портал «Госуслуги», однако пока такой услуги на портале нет. Стоит иметь в виду, что процедура в любом случае потребует времени — до 20 дней. А в случае если водоем, где будет использоваться приспособление, входит в зону ответственности не одного, а двух территориальных подразделений Росрыболовства, оформление может занять и месяц.

Это еще не все: обращаться за перерегистрацией орудия лова нужно будет после каждой смены владельца. То же самое — когда владелец сам меняет место жительства или хочет использовать свои рыболовные приспособления в водоемах, которые ранее не указывал при регистрации. Любое изменение характеристик сетного устройства тоже должно быть отражено в реестре, равно как и простая утрата сети. Все это потребует подачи нового заявления. Вообще, любопытно, как вся эта бюрократия заработает на практике…

С самим использованием сетей, кстати, тоже не все так просто. В каждом регионе действуют еще и сезонные ограничения такого использования. Их устанавливают Правила рыболовства, утверждаемые Минсельхозом России для каждого из восьми рыбохозяйственных бассейнов. Вот, например, правила, которые действуют для уральских регионов и других субъектов на территории Западно-Сибирского бассейна.

Viktor Pogontsev / Russian Look / Global Look Press

Есть еще ограничения?

Отправляясь на «серьезную» рыбалку, любители теперь должны не забывать карманные весы. Они нужны, потому что закон закрепляет суточную норму добычи (вылова) водных биоресурсов. Проще говоря, это количество или общая масса рыбы, которую в течение суток можно выловить и унести с собой. Суточные нормы, установленные для каждого региона, есть во все тех же бассейновых Правилах рыболовства, так что с ними время от времени неплохо сверяться.

Например, в Свердловской области по действующим Правилам суммарный суточный вылов карася, плотвы и окуня не должен превышать 10 кг на одного рыбака.

Если речь идет о судаке, щуке, налиме, сазане, язе и леще, то суточный суммарный улов не должен быть тяжелее 5 кг. Еще строже норма в отношении хариуса — за одни сутки можно поймать не больше 3 кг, или всего 15 штук. В любом случае с берега за сутки можно унести не больше 10 кг добычи, а если рыбаку повезет выловить всего одну рыбину, вес которой превзойдет эту предельную норму, экземпляр-тяжеловес должен стать единственным трофеем на сегодня.

Для каждого региона также установлены размеры, которым должны соответствовать взрослые видовые особи. Если добыча окажется меньше дозволенного, то ее следует отпустить. Так что, выходит, помимо весов у рыбака-любителя должна быть еще линейка или рулетка. Нарушение Правил рыболовства чревато гражданам административной ответственностью (сейчас по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ, но нам обещают новый КоАП, а с ним — и более строгие взыскания) в виде штрафа от 2 тыс. до 5 тыс. рублей с возможной конфискацией рыболовецкого судна и других орудий добычи. Можно также угодить под уголовную ответственность за браконьерство (статья 256 УК РФ), напоминает Артем Денисов из юридической компании «Генезис». Уголовные санкции посерьезней: штрафы от 300 тыс. до 500 тыс. рублей, обязательные работы, исправительные работы и даже лишение свободы на срок до 2 лет.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Поделись Автор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *