Закон об экспедиционной деятельности

  • автор:

Закон о транспортно-экспедиционной деятельности регулирует всю деятельность по перевозке грузов и экспедиторскую деятельность на территории РФ.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О транспортно-экспедиционной деятельности

Принят Государственной Думой 11 июня 2003 года

(В редакции федеральных законов от 14.10.2014 г. N 307-ФЗ; от 06.07.2016 г. N 374-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального
закона

1. Настоящим Федеральным законом определяется порядок
осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок
оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами
транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для
таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления
перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги).
Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми
в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации,
определяются сторонами договора транспортной экспедиции
(экспедитором и клиентом).
2. Положения настоящего Федерального закона не
распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность,
осуществляемую в области почтовой связи.

Статья 2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности
утверждаются Правительством Российской Федерации.
2. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности
определяются:

  • перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих
    заключение договора транспортной экспедиции);
  • требования к качеству экспедиционных услуг;
  • порядок оказания экспедиционных услуг.

Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЕДИТОРА И КЛИЕНТА

Статья 3. Права экспедитора и клиента

1. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если
только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по
независящим от него обстоятельствам не смог предварительно
запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии
на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой
запрос.
В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не
соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по
независящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить
указания клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя
из интересов клиента.
2. В случае, если договором транспортной экспедиции не
предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид
транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки
груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При
этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в
порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с
настоящим пунктом изменениях.
3. Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной
экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз
до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах
клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего
обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты
вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае
клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.
За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором
в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет
клиент.
4. Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей,
предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления
клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах
груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для
исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления
неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента
необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном
договором транспортной экспедиции.
5. (Утратил силу — Федеральный закон
от 06.07.2016 г. N 374-ФЗ)
6. Клиент имеет право:

  • выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;
  • требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором
    транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе
    перевозки груза;
  • давать указания экспедитору в соответствии с договором
    транспортной экспедиции.

Статья 4. Обязанности экспедитора

1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с
договором транспортной экспедиции. При заключении договора
транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность
предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о
физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих
стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее
в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой
информации без проверки ее достоверности не допускается. (В
редакции Федерального закона от 06.07.2016 г. N 374-ФЗ)
2. В случае, если отсутствует возможность предварительного
запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой
запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан
уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление
станет возможным, в порядке, определенном договором.
3. Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных,
семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением
клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по
его требованию информацию, предусмотренную законодательством
Российской Федерации о защите прав потребителей.
4. При приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность
представленных клиентом необходимых документов, а также информации
о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации,
необходимой для исполнения экспедитором обязанностей,
предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего
выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту
оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с
договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании
выданной им доверенности. (В редакции Федерального закона
от 06.07.2016 г. N 374-ФЗ)
5. Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента
договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено
договором транспортной экспедиции.

Статья 5. Обязанности клиента

1. Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную,
точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его
перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения
экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной
экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного,
федерального государственного транспортного надзора и других видов
государственного контроля (надзора). (В редакции Федерального
закона от 14.10.2014 г. N 307-ФЗ)
2. Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной
экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору
вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в
интересах клиента.

Глава 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА И КЛИЕНТА

Статья 6. Общие основания ответственности

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей,
предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим
Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по
основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с
главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящим
Федеральным законом и иными федеральными законами. (В редакции
Федерального закона от 06.07.2016 г. N 374-ФЗ)
2. В случае, если экспедитор докажет, что нарушение
обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки,
ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор
перевозки, определяется на основании правил, по которым перед
экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
3. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками
грузов в международном сообщении, и использовании при этом
соответствующих экспедиторских документов предел ответственности
экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не
может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу
отгрузки, за исключением ответственности экспедитора,
предусмотренной пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Для целей настоящего Федерального закона при оказании
экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в
международном сообщении, под расчетной единицей понимается единица
специального права заимствования, определенная Международным
валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права
заимствования исчисляется в соответствии с методом определения
стоимости, применяемым Международным валютным фондом на
соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со
стоимостью рубля в единицах специального права заимствования
перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения
или на дату, установленную соглашением сторон.
4. Правила ограничения ответственности, предусмотренной
пунктом 3 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 7 настоящего
Федерального закона, не применяются, если экспедитор не докажет,
что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для
экспедирования груза возникли не вследствие его собственного
действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по
грубой неосторожности.
5. В случае одностороннего отказа от исполнения договора
транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой
стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф
в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или
клиентом затрат.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде
возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение
(порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза
получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо
уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или
повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств,
которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от
него не зависело, в следующих размерах:
1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для
перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности
или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части
груза;
2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для
перевозки без объявления ценности, в размере действительной
(документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его
части;
3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для
перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую
понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления
поврежденного груза в размере объявленной ценности;
4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для
перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую
понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость
груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в
размере действительной (документально подтвержденной) стоимости
груза.
2. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками
грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за
утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная
настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за
килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного
(испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом,
за которого отвечает экспедитор.
3. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено,
что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой,
недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает
клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в
стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного,
недостающего или поврежденного (испорченного) груза.
4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением
клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах,
установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить
клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или
повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.
5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками
грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в
полном объеме, но не более чем в размере ответственности,
установленном настоящим Федеральным законом.
6. Действительная (документально подтвержденная) стоимость
груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете
продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный
товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче,
в день добровольного удовлетворения такого требования или, если
требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия
судебного решения.
7. Груз считается утраченным, если он не был выдан по
истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки,
определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой
срок договором не определен, в течение разумного срока,
необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия
экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но
не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной
экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты
причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается,
если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании
экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором
транспортной экспедиции.

Статья 8. Уведомление об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза

1. В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный
в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не
уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или
повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или
повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что
они получили груз неповрежденным.
2. В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча)
груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом,
такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в
течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой
уведомления считается дата получения экспедитором такого
уведомления.

Статья 9. Основания и размер ответственности экспедитора
за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции

1. Экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением
срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции,
если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не
докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств
непреодолимой силы или по вине клиента.
2. За нарушение установленного срока исполнения обязательств
по договору транспортной экспедиции, если клиентом является
физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных,
семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением
клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает
клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за
полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в
размере трех процентов, но не более восьмидесяти процентов суммы
причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает
убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения
обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока
произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине
клиента.

Статья 10. Основания и размер ответственности
клиента перед экспедитором

1. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные
экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению
информации, указанной в настоящем Федеральном законе.
В случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента
от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения
обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции,
клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в
размере десяти процентов суммы этих расходов.
2. Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату
вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах
клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой
процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах
клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в
размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в
интересах клиента расходов.

Статья 11. Соглашение об изменении размера ответственности экспедитора

1. В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен
более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с
установленным настоящим Федеральным законом или международным
договором Российской Федерации размером ответственности.
2. Соглашение об устранении имущественной ответственности
экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных настоящим
Федеральным законом, ничтожно.

Глава 4. ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ

Статья 12. Претензии и иски, предъявляемые экспедитору

1. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора
транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору
претензии, за исключением предъявления иска при оказании
экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не
связанных с осуществлением клиентом предпринимательской
деятельности.
2. Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет
клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо,
получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а
также страховщик, приобретший право суброгации.
3. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об
утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть
приложены документы, подтверждающие право на предъявление
претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость
отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в
установленном порядке их копии.
4. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение
шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.
Указанный срок исчисляется в отношении:
возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение
(порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть
выдан;
возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока
выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со
дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не
определено сторонами;
нарушения иных обязательств, вытекающих из договора
транспортной экспедиции, со дня, когда лица, указанные в пункте 2
настоящей статьи, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.
5. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной
форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении
претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.
При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором
претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны
основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с
претензией документы возвращаются заявителю.
6. Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по
истечении установленного настоящей статьей срока, если причина
пропуска срока предъявления претензии будет признана им
уважительной.

Статья 13. Исковая давность

Для требований, вытекающих из договора транспортной
экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный
срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
2. По обязательствам, связанным с оказанием экспедиционных
услуг и возникшим до вступления в силу настоящего Федерального
закона, положения настоящего Федерального закона применяются к тем
правам и обязанностям, которые возникнут после его вступления в
силу.

Президент Российской ФедерацииВ.Путин

Москва, Кремль
30 июня 2003 года
N 87-ФЗ

В письме от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858 специалисты Минфина России пришли к выводу, что без наличия экспедиторской расписки расходы по договору транспортной экспедиции нельзя учесть для целей налогообложения прибыли. Подробности — в нашем комментарии.

Договор диктует документооборот

Транспортно-экспедиционная деятельность представляет собой оказание услуг по организации перевозок грузов, оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей, иных услуг, связанных с перевозкой грузов. Такая деятельность регулируется главой 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и принятым во исполнение этого закона постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Правила).

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ). При этом неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы, а именно: поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка (п. 5 и 7 Правил). Формы этих документов утверждаются Минтрансом России (п. 7 Правил). Сейчас они содержатся в приказе Минтранса России от 11.02.2008 № 23.

Какие документы из вышеназванных необходимы для подтверждения расходов по указанному договору для целей налогообложения прибыли?

Позиция финансистов

В комментируемом письме специалисты Минфина России напомнили плательщикам налога на прибыль прописную истину — без наличия подтверждающих документов расходы нельзя учесть для целей налогообложения прибыли. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, по которым, в частности, есть документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ (ст. 252 НК РФ).

Сейчас формы первичных документов организации разрабатывают и утверждают самостоятельно в учетной политике (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). А вот раньше компании должны были использовать формы документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Но с 1 января 2013 г. эти бланки не являются обязательными к применению.

В то же время не стоит забывать, что некоторые формы первички были установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов. А вот эти документы продолжают оставаться обязательными. На этот момент обратили внимание специалисты Минфина России. Кроме того, они указали, что экспедиторская расписка является неотъемлемой частью экспедиторских документов договора транспортной экспедиции. Следовательно, ее наличие обязательно для подтверждения в целях налогообложения прибыли расходов по договору транспортной экспедиции. Получается, что расписка должна оформляться по форме, утвержденной приказом Минтранса России от 11.02.2008 № 23.

Одной расписки будет мало

По мнению специалистов УФНС России по г. Москве, экспедиторская расписка не является достаточным документом для подтверждения для целей налогообложения прибыли расходов на доставку товаров, осуществленную транспортно-экспедиционными компаниями, так как не содержит информации о стоимости оказанных услуг. Такую точку зрения налоговики высказали в письме от 29.08.2008 № 20-12/082058.

О том, какой пакет документов должен быть у компании для подтверждения рассматриваемых услуг, сказано в письме УФНС России по г. Москве от 17.10.2011 № 16-15/100092@. Налоговики назвали следующие документы:

  • договор транспортной экспедиции;

  • акт сдачи-приемки оказанных услуг;

  • экспедиторские документы (поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка);

  • доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента, договор перевозки, доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз (в случае, если транспортировка осуществляется третьим лицом);

  • перевозочные документы.

Спорить не стоит

Как показывает анализ арбитражной практики, суды поддерживают позицию контролирующих органов о том, что для подтверждения расходов по договору транспортной экспедиции у заказчика должны быть в наличии документы, в том числе и установленные Правилами. Пример — постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.09.2011 № А05-12220/2010 (Определением ВАС РФ от 01.03.2012 № ВАС-1494/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Организация заключила договор транспортной экспедиции. По его условиям при предъявлении оказанных услуг заказчику экспедитор выписывает счет-фактуру и акт приема-передачи выполненных работ. На основании этих документов компания принимала расходы к налоговому учету. Однако при проверке налоговые органы сделали вывод о том, что данные услуги не были документально подтверждены. Суды согласились с позицией налоговиков.

Арбитры указали, что согласно п. 5 Правил к числу экспедиторских документов относятся: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение). Эти документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции (п. 7 Правил). При отсутствии таких документов понесенные компанией расходы являются неподтвержденными.

Принят Государственной Думой 11 июня 2003 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги).

Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи.

Статья 2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

2. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:

перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);

требования к качеству экспедиционных услуг;

порядок оказания экспедиционных услуг.

Глава 2. Права и обязанности экспедитора и клиента

Статья 3. Права экспедитора и клиента

1. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указание клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.

2. В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с настоящим пунктом изменениях.

3. Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.

За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.

4. Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

5. Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.

6. Клиент имеет право:

выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;

давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Статья 4. Обязанности экспедитора

1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

2. В случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.

3. Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

4. При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

5. Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Статья 5. Обязанности клиента

1. Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.

2. Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Глава 3. Ответственность экспедитора и клиента

Статья 6. Общие основания ответственности

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

3. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, за исключением ответственности экспедитора, предусмотренной пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Для целей настоящего Федерального закона при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон.

4. Правила ограничения ответственности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

5. В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

2. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которого отвечает экспедитор.

3. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным законом.

6. Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

7. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Статья 8. Уведомление об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза

1. В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.

2. В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.

Статья 9. Основания и размер ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции

1. Экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

2. За нарушение установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов, но не более восьмидесяти процентов суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Статья 10. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором

1. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в настоящем Федеральном законе.
В случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов.

2. Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Статья 11. Соглашение об изменении размера ответственности экспедитора

1. В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации размером ответственности.

2. Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных настоящим Федеральным законом, ничтожно.

Глава 4. Претензии и иски

Статья 12. Претензии и иски, предъявляемые экспедитору

1. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

2. Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

3. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

4. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Указанный срок исчисляется в отношении:

возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;

возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;

нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.

5. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.

При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

6. Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного настоящей статьей срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.

Статья 13. Исковая давность

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. По обязательствам, связанным с оказанием экспедиционных услуг и возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, положения настоящего Федерального закона применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его вступления в силу.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *