Закон об азартных играх в России 2018

  • автор:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

В Российской Федерации игорный бизнес находится под строгим наблюдением государства. До 2009 года азартные игры были распространенным занятием на всей территории Федерации. Однако, после 2009 года государство ввело запрет на учреждение и развитие игорного бизнеса почти во всех российских городах. В соответствии с законом, исключение составляют некоторые территории:

  • Алтайского края;
  • Краснодарского края;
  • Приморского края;
  • Республика Крым;
  • Калининградская область.

На указанных территориях, учреждения, проводящие азартные развлечения попадают под действие Федерального Закона № 244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Описание федерального закона 244

Закон об азартных играх был принят членами Государственной Думы 20 декабря 2006 года, одобрен был через неделю Советом Федерации. В законную силу вступил документ 29 декабря 2006. С момента издания закона он претерпел внесение множества изменений. Последняя редакция законодательного акта об игорном бизнесе приходится на 28 марта 2017 года.

Регламентирует настоящий закон правовые основы государственного контроля по деятельности учреждений, которые организовывают азартные развлечения. Закон устанавливает ограничения по ведению данной деятельности с целью защитить нравственность граждан и законные интересы населения.

ФЗ № 244 не регламентирует деятельность организаций, проводящих лотерейные розыгрыши.

Состоит законопроект из 3 глав и 20 статей. Основные положения настоящего законопроекта:

  • Общие положения. В них входит предмет регулирования, порядок осуществления государственного контроля, основные понятия, используемые в законе, требования к игорному бизнесу, требования к помещению, в котором расположен игорный бизнес;
  • Игорные зоны. Данная глава подразумевает условия для создания и ликвидации игорных зон;
  • В третьей главе описаны правила организации и проведения рискованных развлечений в букмекерских конторах вне игорных зон. Указывается процедура открытия, требования, предъявляемые к букмекерским конторам и заключительные положения настоящего закона.

Важной составляющей ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» является 5 статья. Данная статья описывает ограничения для реализации азартных игр:

  • организация и проведение азартных игр возможны только при строгом соблюдении норм настоящего закона;
  • проводить азартные игры разрешено в специальных помещениях, соответствующих законодательным нормам рассматриваемого закона и иным нормативным актам;
  • при проведении рискованных игр запрещается использовать информационно-телекоммуникационные сети, Интернет и средства подвижной связи;
  • игорные учреждения положено открывать только в специальных зонах;
  • запрещается создавать игорные территории в зонах населенных пунктов;
  • по закону, игровым учреждениям (букмекерским организациям) запрещается принимать ставки по средствам электронного перевода денег.

Скачать ФЗ 244 об игорном бизнесе

Закон о запрете игорного бизнеса в России подразумевает специальные территории, на которых позволено создавать бизнес с азартными играми. В каких краях позволено населению играть в азартные игры говорилось ранее. Настоящий ФЗ № 244 определяет территории для построения подобного учреждения.

Аспекты отбора земельных участков указаны в 11 статье настоящего закона:

  • Площадь, на которой создается игорный бизнес, не должна находиться в собственности и в пользовании граждан и юридических лиц. Исключение составляют участки земли, предназначенные для объектов инженерной инфраструктуры и для размещения олимпийских игр;
  • На момент создания на игорной территории могут быть расположены объекты, являющиеся собственностью государства.

На основании положений 11 статьи происходит определение земель под строительство игорного бизнеса. В 10 статье настоящего закона указаны аспекты по управлению игорными зонами. Согласно закону, контролирующие органы вправе:

  • организовывать взаимодействие между игорным бизнесом и органами государственной власти;
  • выдавать, переоформлять и аннулировать разрешения на ведение азартных игр;
  • контролировать проведение азартных игр;
  • предоставлять уполномоченным лицам отчетность по осуществлению надзора за игровыми организациями.

Согласно Федеральному Закону № 244, уполномоченные лица вправе аннулировать разрешение на проведение азартных игр в следующих случаях:

  • заведение для азартных игр не соответствует всем требованиям закона;
  • юридическое лицо, являющееся учредителем и организатором игорного бизнеса, находится на стадии ликвидации;
  • организатор игорного бизнеса нарушил правила по ведению своей деятельности вне игорной зоне;
  • руководство игорного учреждения неоднократно предоставляет недостоверную информацию уполномоченным лицам;
  • по желанию руководящего лица игорного бизнеса.

Чтобы узнать все нюансы ведения бизнеса с азартными играми, необходимо изучить полную версию настоящего закона. Скачать последнюю редакцию закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» можно здесь.

Изменения, касающиеся ФЗ 244 об азартных играх

С течение времени меняются многие обстоятельства, в связи с этим во все законодательные акты периодически вносятся изменения, дополнения и поправки. И ФЗ об игорной деятельности не исключение. Последние изменения были внесены в документ 28 марта 2017, внесенные нововведения вступили в законную силу 1 апреля того же года.

Статья 14.1 ФЗ о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр

Положения данной статьи содержат правила и условия создания саморегулируемых организаций. Создать возможно саморегулируемые учреждения организаторов азартного бизнеса в букмекерских конторах и в тотализаторах при наличии следующий требований:

  • должно быть не менее 10 учредителей;
  • должны быть обусловлены правила приема членов в саморегулируемую организацию;
  • должны быть составлены правила ведения деятельности в соответствии с нормами закона;
  • должен быть перечень мер, направленных на членов саморегулируемой организации, нарушившего правила ведения деятельности;
  • должен быть компенсационный фонд.

В последней редакции закона, в статье 14.1 было сделано дополнение в ст 14.1 п 20. Дополнение гласит о несоблюдении требований, указанных в ст 6.2.

Статья 8.1 Закона № 244

Положения рассматриваемой статьи указывают на требования, предъявляемые к казино и залам игровых автоматов. Среди требований выделяют:

  • казино и залы игровых аппаратов должны быть расположены только в капитально построенном здании;
  • казино должно быть площадью от 800 кв. м.;
  • в казино обязательно должны быть — гардероб, касса, туалет, места для отдыха посетителей;
  • внутри должно быть не менее 10 столов для игр;
  • площадь внутри здания, предназначенная для игровых автоматов должна быть не менее 100 кв. м.;
  • в зале с игровыми аппаратами должно быть расположено не менее 50 автоматов, также там могут быть пункты приема ставок тотализатора или букмекерской конторы;
  • в зале игровых аппаратов должно находиться помещение, предназначенное для выдачи и хранения денежных средств.

Статья 8.1 была внесена в настоящий закон в октябре 2016 года. Данная статья при последней редакции законопроекта в 2017 года изменений не претерпела.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

«Новая газета» редакция

Президент России Владимир Путин подписал закон о внесении поправок в ст. 171.2 УК РФ об ужесточении наказания за незаконную организацию и проведение азартных игр без лицензии, сообщает Интерфакс.

Теперь нарушителей будут штрафовать на сумму от 300 до 500 тысяч рублей. В документе предусмотрены обязательные работы от 180 до 240 часов, либо ограничение свободы сроком до четырех лет, либо лишение свободы сроком до двух лет.

Если организация азартных игр, в том числе в интернете, была проведена группой лиц, то штраф увеличивается до 1 миллиона рублей, а срок лишения свободы до пяти лет.

Если лицо воспользовалось служебным положением и получает доход в особо крупном размере (более 1,5 миллиона рублей), то штраф возрастает до 1,5 миллиона рублей, а лишение свободы до шести лет.

Путин также подписал закон о введении административного штрафа за аналогичные нарушения для юридических лиц: он составит от 800 тысяч до 1,5 миллиона рублей с конфискацией игрового оборудования. За повторное нарушение будут штрафовать до двух миллионов рублей.

Закон о запрете азартных игр в России был принят в 2006 году. Все казино закрылись к 2009 году. Азартные игры разрешены только в специально выделенных зонах: «Азов-Сити» под Ростовом-на-Дону, «Сибирская монета» в Алтайском крае, «Янтарная» в Калиниградской области и игорная зона в Приморье.

После закрытия казино часть игорного бизнеса перешла в интернет. В 2017 году онлайн-казино Azino777 стало крупнейшим рекламодателем на российском рынке онлайн-видео. На его долю пришлось 7,1% всех показов рекламных роликов в рунете.

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АЗАРТНЫХ ИГР
И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи настоящий Закон представляет собой свод правил, регулирующих правовые основы государственного регулирования в следующих аспектах организации игорного бизнеса в Российской Федерации:
1) организация и проведение азартных игр на территории Российской Федерации (установление обязательных требований и ограничений, предъявляемых к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений и игорных зон, выделение территорий, предназначенных для организации и проведения азартных игр, выдача необходимых разрешений и лицензий, выявление, запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства, и т.д.);
2) ограничения по организации и проведению азартных игр в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (см. комментарий к ст. 5 настоящего Закона).
Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 364) определяет игорный бизнес как предпринимательскую деятельность, связанную с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющейся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Проведение азартных игр не рассматривается налоговым законодательством как реализация товаров (работ, услуг), поэтому не облагается ни налогом на прибыль, ни налогом на добавленную стоимость, однако взамен этого организаторы азартных игр обязаны уплачивать налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ).
Комментируемый Закон был принят сравнительно недавно — 29 декабря 2006 г., вступил в силу с 1 января 2007 г., а отдельные его положения вступают в силу с 1 июля 2009 г.
Необходимость разработки и принятия вышеназванного нормативного правового акта была обусловлена, прежде всего, достаточно высокими темпами развития игорного бизнеса в Российской Федерации, который носит хаотичный характер и имеет ряд негативных социальных последствий, связанных с вовлечением социально незащищенных слоев общества в азартные игры и пари, а также беспорядочным размещением игрового оборудования в общественных местах.
Настоящим Законом ограничивается размещение игорных заведений, вводится понятие игорной зоны, защищаются права несовершеннолетних при организации и проведении азартных игр, а также вводятся другие нововведения, направленные, с одной стороны, на ограничение организации азартных игр, и с другой стороны, на защиту прав и законных интересов населения.
Вокруг принятия Закона, вступления его в силу, а также особенностей его непосредственной реализации ведется достаточно острая полемика деловых кругов игорного бизнеса и представителей органов власти и общественности.
Прежде всего, это связано с тем, что в соответствии с комментируемым Законом на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны, а именно «Сибирская монета» (Алтайский край), «Азов-Сити» (Ростовская область, Краснодарский край), «Янтарная» (Калининградская область), «Приморская» (Приморский край). Деятельность казино и залов игровых автоматов вне этих зон прекратится с 1 июля 2009 г., в то время как букмекерские конторы и тотализаторы продолжат свою работу на всей территории России.
Считается, что причиной создания четырех игорных зон на территории Российской Федерации явилось чрезмерное распространение игорных заведений на территории поселений и их нахождение вблизи жилых кварталов и объектов социально-культурной сферы (учебных заведений, больниц, государственных учреждений и т.д.). Кроме того, организация работы игорных заведений проводилась с нарушением требований действующего на тот момент законодательства, зачастую нелегально, не только юридическими лицами, но и индивидуальными предпринимателями. Со вступлением же в силу нового Закона в сфере игорного бизнеса смогут работать только юридические лица.
Кроме того, следует также отметить, что введение законодателем подобной новеллы создания на территории Российской Федерации игорных зон обусловлено не только социальными и нравственными целями, но также и тем фактом, что государство стремится к установлению монополии на регулирование организации игорного бизнеса и получение части доходов от такой деятельности посредством установления особых условий налогообложения игорных заведений.
Однако длительная полемика между представителями игорного бизнеса, с одной стороны, и органами власти — с другой, завершилась, на наш взгляд, довольно-таки радикальным образом, как отмечалось выше, — созданием игорных зон и фактической резервацией игорного бизнеса на четко оговоренной законодателем территории.
2. Однако нельзя не отметить, что для надлежащей реализации любого закона при регулировании им сложившихся правовых отношений в обществе должны созреть определенные социальные предпосылки для введения его в действие.
По данным журнала «Вестник российского бизнеса», идею запретить игорный бизнес или «сослать» его в специальные рекреации поддерживают от 65 до 75% россиян, а против «ссылки» — лишь 10 — 11% .
———————————

Неприятие большинством россиян этого бизнеса вполне объяснимо и связано не только с высокой социальной и имущественной поляризацией населения в нашем обществе, но также и с развитием у игроков так называемой игровой зависимости — психологического заболевания, известного как гемблинг. Зависимость может формироваться по отношению к следующим азартным играм:
— карточные игры;
— лотереи;
— ставки в букмекерских конторах и тотализаторах;
— рулетка и другие азартные игры в казино;
— игры на аппаратах (лудомания (лат. ludo — игра); некоторые специалисты этот термин используют как название для всей группы игровых зависимостей);
— компьютерные, электронные, видеоигры и др.;
— электронные игрушки и устройства.
Таким образом, игровая зависимость представляет собой психическое расстройство, которое заключается в патологическом стремлении к участию в азартной игре при одновременном снижении у субъекта сохранения социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.
Основным признаком игровой зависимости считается стремление к постоянному, повторяющемуся участию в азартной игре, несмотря на наличие негативных социальных последствий, таких, как значительное ухудшение материального положения вплоть до обнищания, нарушение внутрисемейных отношений и т.д.
В принципе рассматриваемая проблема существует во всех странах, где осуществляют свою деятельность игорные заведения, и каждое из государств по-своему пытается решить эту проблему.
Пример. В игорных заведениях Швеции работают группы специалистов-психологов, целью которых является выявление игроков, в действиях которых наблюдается тенденция к появлению у них игровой зависимости. В Соединенных Штатах Америки все игорные заведения размещаются в отдельных районах или городах (аналогичным образом предполагается и работа российских игорных заведений). Также в США существует нетрадиционная для многих стран система, при которой человек (например, находящийся на лечении в медицинском учреждении от игровой зависимости) добровольно вносит себя в специально создаваемые списки, по данным которых формируется так называемый black list (черный список), в котором перечислены лица, доступ которых на территорию игорного заведения категорически запрещен (например, правонарушители, мошенники и др.). В Израиле азартные игры полностью находятся под запретом, за несоблюдение которого уголовным законодательством страны предусматривается применение такой санкции, как пожизненное лишение свободы.
Кроме того, необходимо также отметить, что увеличение числа лиц, страдающих игровой зависимостью, связано не только с распространением игорных заведений. Причины этого явления более глубоки, чем может показаться на первый взгляд. Возникновение у человека проблемы с азартными играми, как правило, сосуществует с рядом других негативных моментов его жизни (от финансовых неурядиц и крупных денежных долгов до глубокого кризиса личности, обусловленного невозможностью самореализации, достижения каких-либо целей и удовлетворения потребностей). Поэтому нельзя однозначно в увеличении числа «заболевших» обвинять только организаторов азартных игр, так как в основе этого явления лежат также иные социальные, экономические и культурные процессы, происходящие в обществе.
В целом от игровой зависимости могут страдать люди, подверженные и другим пристрастиям, таким, как наркомания, алкоголизм; люди, страдающие какими-либо психологическими заболеваниями; профессиональные игроки, для которых игра стала формой пристрастия; просто те, кто решил отвлечься от повседневной суеты, избрав такую форму развлечения, и др.
3. В настоящее время существует несколько стратегий, направленных на решение проблемы формирования игровой зависимости у отдельных категорий граждан, среди которых выделяют следующие:
1) законодательные меры (например, лицензирование игорной деятельности, установление возрастных ограничений для посетителей игорных заведений, ограничения на рекламу игорных заведений и др.);
2) административные меры (ограничения по месторасположению игорного заведения, например отдаленность от образовательных, религиозных учреждений и т.д.);
3) ограничения, устанавливаемые непосредственно администрацией игорного заведения (контроль за допуском лиц на территорию игорного заведения в зависимости от возраста, психического состояния и адекватности предполагаемого посетителя, а также формирование игорными заведениями так называемых черных списков — списков лиц, допуск в игорные заведения которых категорически запрещается);
4) проверка платежеспособности и кредитной истории игроков (формирование «черных списков», куда также могут входить и так называемые проблемные игроки), ограничения игр по суммам и времени их проведения;
5) медицинские меры (психоневрологическое лечение, различные виды терапии, посещение лекций и тренингов и т.д.);
6) общественные меры (создание общественных организаций и движений, утверждение образовательных программ и специальной литературы).
Несмотря на достаточно распространенное негативное отношение общества к азартным играм в целом и игорной индустрии в частности, нельзя не отметить, что от игорного бизнеса в казну отчисляются немалые суммы налогов, представителями игорного бизнеса создаются новые рабочие места, да и, по сути, являясь индустрией развлечений, игорные заведения являются немаловажной частью человеческой жизни, так как позволяют человеку провести свой досуг по своему усмотрению. Предрасположенность к психическому заболеванию, будь то алкогольная, никотиновая или игровая зависимость, наблюдается у человека, имеющего подобное отклонение с детства, поэтому неразумно обвинять игорные заведения в распространении этого заболевания (гемблинга, лудомании), так же как и продавцов спиртосодержащей и табачной продукции. Просто любому начинающему игроку необходимо осознавать, что азартные игры — это всего лишь способ приятного времяпрепровождения, игра, а не возможность поправить свои финансовые проблемы.
Идея организации игорного бизнеса на определенной территории при одновременном запрете проведения азартных игр на остальной части территории страны не является новой и позаимствована из зарубежного опыта организации игорного бизнеса.
Успешные примеры создания игорных зон, на территории которых легализуется организация игорного бизнеса, безусловно, существуют. Наиболее ярким примером в данном случае является Лас-Вегас в Соединенных Штатах Америки, а также Макао в Китайской Народной Республике.
Например, Макао в настоящее время является, пожалуй, самой прогрессивной игорной зоной из всех ныне существующих. В этом небольшом городе расположено всего 23 крупных казино, но они обеспечивают китайской провинции первое по доходности место в сфере игорного бизнеса в мире. Как говорилось ранее, для любого принимаемого законодательным органом закона, для его надлежащей всесторонней реализации в обществе должны созреть определенные социальные предпосылки; отношения, регулируемые и устанавливаемые законом, не должны навязываться обществу сверху. Именно такая схема традиционно должна существовать в любом развитом гражданском обществе. Так, ни игорная зона на территории Макао, ни игорная зона на территории Лас-Вегаса не создавались исключительно по распоряжению властей. Например, Лас-Вегас как игорная зона был создан на территории беднейшего в то время американского штата Невада, где пролегала дорога переселенцев из восточной части североамериканского континента в западную, т.е. поток людей здесь был непрерывным.
Игорные заведения также размещались на индейских территориях с целью пополнения бюджетов резерваций и увеличения здесь притока туристов, размещение игорных заведений стимулировали налоговыми льготами.
Причины же выбора регионов для создания на их территории игорных зон в нашем случае являются не вполне понятными. Все-таки в России имеется своя специфика экономического развития и нелегкий переход от командно-административной экономики к рыночному укладу в 1990-е гг. наложил свой отпечаток на организацию российского игорного бизнеса (теневой характер экономики, законодательное урегулирование игорного бизнеса с конца 1990-х гг. и т.д.).
Организация игорного бизнеса в Америке осуществлялась не сразу по указанию властей, но представляла собой достаточно длительный процесс; для этих целей использовались территории, изначально предрасположенные к размещению здесь игорных заведений. Неслучайно сейчас именно Лас-Вегас, прозванный американцами «столицей греха», для всего мира является наиболее ярким примером развития успешного игорного бизнеса. «Доход от игорного бизнеса, четверть века назад обеспечивающий 70% городских доходов, сейчас дает около 40% бюджета Лас-Вегаса. Остальное — гостиничный бизнес, транспорт. В городе расположено 9 из 10 крупнейших отелей мира. С конца прошлого века Лас-Вегас с его льготным режимом налогообложения становится резиденцией ряда крупных телекоммуникационных, технологических, химических и фармацевтических компаний. Лас-Вегас находится в менее чем 400 км от Лос-Анджелеса и Финикса и в 600 км от Сан-Франциско, с которыми соединен качественными скоростными трассами. Для сравнения: расстояние от Москвы и Петербурга до российских игорных зон составляет от 1 тыс. до 7 тыс. км» .
———————————

Если принятие закона об игорном бизнесе не приведет к закрытию нелегальных игорных точек, значит, власть не прошла тест. Об этом заявил председатель налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев в интервью Bihus.Info.

«В малом проявляется большое. То есть, если мы не можем решить этот вопрос, то мы так же и в других местах не можем решить «, — сказал он.

По его мнению, для закрытия нелегального игорного бизнеса в Украине нужна воля министра внутренних дел Арсена Авакова и содействие прокуратуры.

«Мы примем этот законопроект (о легализации игорного бизнеса – Ред.). И это будет такая красная линия, после которой уже нелегального игорного бизнеса быть не должно. Если он останется, то мы напрасно пришли к власти, — заявил депутат от партии Слуга народа.

На вопрос, как будет реагировать сам Гетманцев, если поймет, что нелегальные заведения не исчезли, политик ответил: «Во-первых, я его (этот вопрос – Ред.) подниму на высшем уровне, и будем определяться. Будем пробовать его решать, если оно не будет решаться, то будем решать, что делать нам «.

Гетманцев, который ранее занимался юридическим сопровождением лотерейного оператора М.С.Л., подчеркнул, что «устранился от любого воздействия в отношении регулирования лотерейного рынка в нашем государстве» из-за конфликта интересов.

«Мое сознание было сформировано в этой компании. Я там проработал, кажется, 12 лет», — уточнил он.

  • В конце сентября Кабмин одобрил проект закона об азартных играх, которым предлагается его легализировать. Согласно опросу группы Рейтинг, 60% украинцев не поддерживают эту инициативу.
  • Формально в Украине с 2009 года действует запрет игорного бизнеса. Но на практике он работает «в тени». Государство практически утратило контроль за ведением этого бизнеса.
  • Вывести игорный бизнес из тени в 2016 году предлагал министр внутренних дел Арсен Аваков. Он оценивал ежегодные налоговые поступления от этого сектора в $300 млн.

Богдан Заика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *