Закон о жилищно накопительных кооперативах

  • автор:

1 июня 2004 года вступает в силу закон о жилищно-накопительных кооперативах Нельзя сказать, что идеи кооперативного движения увлекли под свои знамена множество народу. В Красноярске первые подобные предложения появились всего около полутора лет назад, число пайщиков большинства жилищно-строительных кооперативов исчисляется единицами, в лучшем случае десятками. По мнению разработчиков, федеральный закон о ЖНК придаст новый импульс развитию жилищной кооперации, позволит создать рынок доступного жилья именно для большинства наших сограждан, а не только для определяемых статистикой 30% населения, которые объективно могут претендовать на ипотечные кредиты. Ценность этого документа еще и в том, что он обеспечит юридическую защиту граждан, вкладывающих средства в жилищно-накопительные кооперативы. Однако многие эксперты не разделяют оптимизма разработчиков. По их мнению, настоящие проблемы у жилищных кооперативов в России еще впереди. И предопределены они вновь принятым законодательством.

Жилищно-строительные или жилищно-накопительные? Особого различия между жилищными или жилищно-строительными кооперативами до недавнего времени не было. Все они работали на основе статьи 116 Гражданского кодекса как потребительские некоммерческие организации, объединяя граждан, озабоченных улучшением жилищных условий. Новый закон ввел новую форму жилищной кооперации – жилищно-накопительные кооперативы. В ЖСК люди объединяются, чтобы насобирать денег и построить для себя один дом, в ЖНК копят себе на жилье, чтобы приобрести его у других застройщиков. Поэтому в жилищно-накопительные кооперативы могут вступать только физические лица – и то числом не менее 50 и не более 5000 человек. К ЖСК закон более лоялен – новый Жилищный кодекс разрешил регистрировать кооператив, если так захотят как минимум 5 человек. Предельное же число членов ЖСК ограничено количеством жилых помещений в строящемся ими многоквартирном доме. Членами ЖСК могут быть и юридические лица. При определенных условиях накопительные кооперативы могут участвовать в строительстве, точно так же, как традиционные ЖСК могут служить «сберкассой» для своих вкладчиков. Сегодня существует еще один вид потребительских кооперативов – кредитные союзы. Действуют они, опираясь на соответствующий закон 2001 года, и представляют собой современные аналоги касс взаимопомощи, ориентированные в основном на выдачу кредитов на потребительские нужды. Но есть кредитные кооперативы, нацеленные на работу на жилищном рынке. По данным газеты «Квартирный ряд», в Московской области действует более полутора десятков таких кооперативов, объединенных в ассоциацию «Московия». На защите прав вкладчиков Главная цель нового закона, изложенная в п. 1 ст. 1, – определить правовые, экономические и организационные основы деятельности жилищных накопительных кооперативов и защитить права и интересы граждан, вкладывающих средства в жилищное строительство. Например, в случае ликвидации кооператива теперь обязательно должна проводиться оценка имущества, как движимого, так и недвижимого, прав требования и долгов ликвидируемого кооператива. Закон устанавливает жесткие ограничения на совершение сделок кооперативом. Кооператив неправомочен выдавать займы физическим или юридическим лицам, дарить жилые помещения, передавать жилье в безвозмездное пользование, выступать поручителем своих членов и третьих лиц, вносить свое имущество в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ. Документом предусматривается, что после внесения членом кооператива не менее 30% от стоимости жилья, кооператив приобретает или строит для него соответствующее помещение и сразу передает в пользование. По окончании выплаты суммы, равной оставшейся стоимости жилого помещения, член кооператива приобретает право собственности на выбранное им жилье. Помимо ограничений, которые вводятся для хозяйственной деятельности кооперативов и мероприятий по надзору и контролю за их деятельностью со стороны федеральных структур, для каждого ЖНК формируется резервный фонд. Он составит не менее 1,5% общего паевого фонда кооператива. При максимальном количестве членов кооператива в 5 тыс. человек паевой актив будет достигать 150 млн долларов. Соответственно, резервный фонд такого ЖНК составит более 2 млн долларов. Кроме этого разработан ряд мер по обеспечению защиты финансовых интересов каждого участника жилищно-накопительного кооператива. По сути сформирована система эшелонированной безопасности, не только не допускающая недобросовестной деятельности в этом сегменте рынка и создания финансовых пирамид, но и защищающая от возможных дефолтов. Закон передает функции контроля за ЖНК федеральной службе, которая ведет реестр уже работающих кооперативов и проверку открывающихся. Расписаны схемы раскрытия информации о ЖНК: где она должна размещаться, как ее можно затребовать, механизм проведения аудиторских проверок. На основании закона деятельность любого кооператива можно подвергнуть всесторонней проверке и закрыть те ЖНК, которые пытаются «темнить» с предоставлением необходимых данных. По мнению помощника министра энергетики и промышленности по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Леонида Чернышова, «с принятием закона количество людей, желающих приобрести жилье через систему ЖНК, увеличится. Закон ставит четкие преграды формированию пирамид, продвижению вне очереди, любым другим нечистоплотным операциям. Единственное, что я бы порекомендовал, – убедиться, что выбранный кооператив попал в поле зрения федеральных служб и прошел соответствующую проверку. При этом закон делает невозможным залповый выброс средств населения на рынок и тем самым не создает дополнительных условий для подорожания жилья. Все данные о членах кооперативов будут регистрироваться, и строительные организации получат возможность четко спрогнозировать спрос на квартиры и за предусмотренные законом два года успеть отреагировать – возвести необходимое количество жилья, которое будет гарантированно у них выкуплено. Поэтому увеличение количества покупателей, пришедших на рынок через кооперативы, не вызовет скачка цен на недвижимость». Хочешь не хочешь, а копи? Новый закон вводит существенные ограничения на деятельность кооперативов. Закон гласит, что срок накопления должен быть не менее двух лет, а срок возврата должен исчисляться по формуле: срок накопления умножить на 1,5. То есть пайщик не может рассчитывать на меньшие сроки нахождения в очереди. При этом в законе не сказано, кто будет защищать их деньги от инфляции в течение этого периода. Значит, многих потенциальных пайщиков это нововведение оттолкнет. Вопросы возникают и по поводу сроков возврата. Как правило, члены жилищного кооператива – это люди со сравнительно скромным заработком и при внесении первоначального взноса они нередко используют заемные средства. То есть впоследствии им приходится расплачиваться одновременно по нескольким счетам. И при сроке накопления в 2 года срок возврата в 3 года может оказаться недостаточным для отдельных категорий пайщиков. Отныне паевые взносы будут приниматься только деньгами, а не имуществом. Отдать старую квартиру в счет оплаты новой уже не удастся. Как уже говорилось выше, закон определяет минимальное и максимальное количество членов кооператива. Эти требования не распространяются на кооперативы, численность которых составляет более 5 тысяч на момент вступления в силу закона. Но увеличивать их численность после вступления закона в силу будет уже нельзя. По мнению представителей действующих кооперативов, большое количество членов выгодно им самим, так же как количество вкладчиков и заемщиков в банке, а ограничение численности нецелесообразно и создает лишь препоны в деятельности ЖНК. Согласно ст. 16 п. 5. нового закона, списание или выдача денежных средств с банковского счета, который открывается кооперативом, допускается только на цели, связанные с осуществлением кооперативом деятельности по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений, в том числе с выплатой действительной стоимости пая выбывшему члену кооператива. В переводе на русский язык, этот пункт допускает использование паевых средств на рекламу, приобретение автомобилей, дорогостоящей техники, помещений для деятельности и т. д. Таким образом, можно сделать вывод, что законом допускается использовать паевые средства на нужды, не связанные с приобретением квартир, что противоречит самой цели закона, сформулированной в ст. 1. Еще один минус – теперь ЖНК, принимая каждого нового члена, обязан обращаться в соответствующие органы, чтобы внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРП). Хотя по закону на это отводится один день, реальная практика внесения изменений в ЕГРП показывает, что на это уходит до одного месяца. Нетрудно подсчитать, что для кооператива в 5 тысяч членов такая «перерегистрация» займет более 400 лет. ЖНК разрешено вкладывать в строительство не более 20% своих средств. При существующих ценах на жилье (и ограничении числа членов кооператива) нетрудно предположить, что этих средств хватит только на соинвестирование недорогого дома. Если государство заинтересовано в естественном обновлении жилищного фонда и программы взаимного кредитования вполне способны стимулировать этот процесс, то зачем вводить ограничение, которое явно противоречит этой идее? Р.S. Накануне выхода номера в печать в средствах массовой информации было озвучено заявление Константина Апрелева, вице-президента Российской гильдии риэлтеров и одного из разработчиков жилищного законодательства. Оказывается, у разработчиков был большой соблазн в принципе ликвидировать такую квази-ипотечную форму, как жилищно-строительные или жилищно-накопительные кооперативы. Однако был выбран другой путь: сделать все возможное, чтобы подобные структуры не превращались в «пирамиду». Отсюда все плюсы и минусы нового закона. Кооперативы «пощадили», но новый генеральный курс отводит им не более чем роль бедных родственников при классических банковских формах ипотеки. Мнение эксперта Открытость и контроль – Накопительная ипотечная схема как таковая имеет право на существование, – считает заместитель директора фонда жилищного строительства Сергей Бердоусов. – Но человек, приходя в кооператив, должен точно знать, что его ожидает не скорое решение жилищной проблемы, а достаточно продолжительный период накопления. Насколько он будет длительным, зависит от экономической схемы, предлагаемой конкретной организацией. В отношении кооперативов должны действовать два правила: открытость и контроль. – Любой кооператив, привлекающий и выдающий средства, так же как и банк, – в какой-то степени пирамида, разница только в правилах игры. Экономический механизм должен быть четко прописан. Человек, приходя в кооператив, имеет право получить ответы на все вопросы. Если консультант уходит от конкретного ответа, это, как правило, означает попытку ввести клиента в заблуждение. Вообще, когда не раскрываются четко условия кредитования и приобретения жилья, все аморфно и ограничивается посулами, стоит задуматься о цели создания таких организаций. Периоды накопления, ожидания покупки квартиры, выплаты рассрочки занимают не один и два года. Это подразумевает, что кооператив – это структура, пришедшая на рынок всерьез и надолго. Но, судя по всему, некоторые красноярские кооперативы нацелены на недолгий период работы. Не соответствуют действительности сведения, которые предоставляет кооператив «Гранит» потенциальным клиентам, в частности о его принадлежности к Российской гильдии риэлтеров. По неофициальным данным, «Гранит» зарегистрирован то ли в Ханты-Мансийске, то ли в Новом Уренгое, имеет филиалы в Челябинске, Иркутске, Новосибирске, Красноярске. Кооператив работает без расчетного счета, исключительно с наличными деньгами. По всем признакам, кооператив ведет сбор денег, которые затем переправляются в головной офис. Что касается Центра ипотечного кредитования на Маркса, тут не совсем понятно, о чем идет речь. По действующему законодательству, привлечение вкладов населения – чисто банковская деятельность. Можно говорить о начислении процентов на паевые взносы, внесенных в кооператив, но призывы к населению вкладывать денег под проценты – это, на мой взгляд, область интересов компетентных органов. Имея статус потребительского кооператива, Центр ведет по сути банковскую деятельность. Это прямо свидетельствует о том, что средств для выдачи кредитов организация не имеет, источником являются привлеченные деньги. Едва ли здесь можно говорить о каких-то долгосрочных ипотечных кредитах. В апреле вступает в силу закон о жилищно-накопительных кооперативах. Думаю, что он если и не решит все вопросы, то создаст нормальную правовую основу их деятельности. Читайте также Кооператив – альтернатива банку? В улучшении жилищных условий, нуждается не менее 60% жителей Красноярского края. Рынок отреагировал на растущий спрос появлением неких механизмов, с тем или иным успехом замещающих ипотеку, среди них Центр ипотечного кредитования и ЖСК Строим вместе.

Государственная регистрация жилищного кооператива осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.

1. Основным законодательным актом, регулирующим отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, является ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» , который был принят на основании и во исполнение ст. 51 ГК РФ. Данный Кодекс устанавливает общее правило, согласно которому юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом указанным Законом. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

Наряду со ст. 51 ГК РФ включает еще целый ряд норм, указывающих на необходимость осуществления государственной регистрации действий, влияющих на положение юридического лица: ст. 52 «Учредительные документы юридического лица», ст. 57 «Реорганизация юридического лица», ст. 59 «Передаточный акт и разделительный баланс», а также другие нормы, содержащиеся как в части первой, так и в части второй данного Кодекса.

2. На основании ч. 2 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц — акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с указанным Федеральным законом.

Из определения можно выделить три признака государственной регистрации юридических лиц.

Первый — это государственный акт, осуществляемый налоговыми органами.

Второй — это акт, который имеет правообразующее значение. С его осуществлением создается, реорганизуется или ликвидируется юридическое лицо, вносятся изменения в учредительные документы юридического лица.

Третий — это акт публичный: государственная регистрация осуществляется посредством внесения соответствующих сведений в государственный реестр, который открыт для получения информации о юридических лицах третьими лицами.

3. С момента государственной регистрации кооператив приобретает статус юридического лица, а учредители становятся его членами. Как верно отмечается в литературе, регистрация означает возможность реализации прав и обязанностей учредителей (участников) в полном объеме .

См.: Захаров В.А. Создание юридических лиц: правовые вопросы. М.: Норма, 2002. С. 133.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *