Закон о временных сооружениях

  • автор:

Постоянные и временные дороги

Схемы движения средств транспорта и механизмов.

Для выполнения транспортных и погрузо-разгрузочных работ, передвижения строительных машин, выполняющих различные строительные процессы, проектируют схемы их движения и временные дороги.

Различают временные автотранспортные дороги и дороги для самоходных строительных кранов. В отдельных случаях их назначение совпадает.

Основная схема временных дорог на строительной площадке, создаваемой в подготовительный период, сохраняется до конца завершающего цикла основного периода, когда появляются новые дороги, выполненные по постоянной схеме проекта здания.

На определенных этапах работ могут устраиваться отдельные ответвления для подъезда к новым площадкам – складским, установленного оборудования, к подъемникам и т.д.

Изменения находят отражение на стройгенплане или тех. картах(схемах)

производства отдельных видов работ.

Въезды – выезды на строительную площадку от магистральных дорог предусматривают по схеме постоянных дорог.

Дороги по схеме временных дорог строят за счет себестоимости строительно-монтажных работ ( в ущерб себестоимости), поэтому их протяженность, расположение, ширина, конструкция, применяемые материалы, возможность повторного использования является важнейшими составляющими при определении минимальных затрат.

Характер расположения временных дорог определяется планировочными и конструктивными решениями зданий. См рек. 8.17

При строительстве одноэтажных зданий временные дороги устраивают с одной стороны здания, с двух сторон и вокруг здания

При ширине возводимого здания до 18 м, дорогу целесообразно предусматривать с одной стороны, следовательно, она может быть тупиковой.

Здесь предусматривается разворотная площадка не менее 12×12 м. или петля.

При большей стороне здания ( более 100 м) строят кольцевые дороги, а расположение с двух сторон — при промежуточных значениях ширины здания.

При строительстве промышленных зданий, кроме общеплощадочных дорог, устраивают дороги вдоль пролетов внутри здания

Ширина дорог зависит от интенсивности грузопотоков, направлений движения (количества полос)

Одностороннее – 3,5 м

Двухстороннее – 6 м

Они могут иметь уширения не менее 3 м для разъезда и разгрузки материалов и конструкций. Длина таких участков от 15 до 45 м

Радиусы закругления временных дорог принимаются для транспортных средств без прицепов – 9 м, с прицепами – от 12 до 18м.

Для перевозки некоторых башенных кранов радиусы поворота этих дорог могут иметь еще большую величину.

Расстояние от дороги до забора или складов принимается не менее 1,5 м.

Разгрузочные площадки для автотранспорта располагают в зоне, обслуживаемой краном.

Временные внутриплощадочные дороги могут быть грунтовыми, щебе­ночными или из сборных железобетонных плит (сплошные или колейные). Выбор типа зависит от характеристики грунта на стройплощадке. Грунто­вые дороги выполняются при плотных грунтах и, в случае необходимости, уплотняются щебнем. На более слабых грунтах устраиваются дороги из щебня, на слабонесущих грунтах из сборных железобетонных плит. Дороги колейного типа выполняются с шириной колеи не менее 0,6 м

Рассмотрим временные дороги для автотранспорта из железобетонных плит

Тупиковая дорога с разворотной площадкой

Уширение дороги для стоянки автотранспорта

Схемы поворота из плит 6× 1,75 м и 3× 1,75

Рисунок — Виды временных дорог:

А — грунтовая, Б — щебеночная, В — сплошная из железобетонных плит, Г — колейная из сборных железобетонных плит, 1 — щебень, 2 — сборные железобетонные плиты

В целях снижения затрат на временные сооружения, при разработке стройгенплана, по возможности следует располагать временные грунтовые и щебеночные дороги в местах запроектированных постоянных дорог.

Исходными данными для проектирования временных дорог под самоходные

стреловые краны являются:

· Схема движения крана

· Тип крана

· Нагрузки, создаваемые краном

· Технические (лабораторные) заключения о грунтах под дорогой

· Технические характеристики сборных железобетонных плит или других изделий(материалов), которые используются в качестве основания дорог

· Период года

· Продолжительность эксплуатации

Конструкцию временных дорог для строительных кранов определяют расчетом несущей способности грунтов. Для кранов автомобильных, пневмоколесных и на спец. шасси определяют величину напряжения в грунте под выносной опорой крана, которую сравнивают с допускаемой для грунта данной дороги.

При грузоподъемности самоходных стреловых кранов 50 т и более необходима проверка расчетом не только несущей способности грунтов, но и расчет сборных железобетонных плит на изгиб, т.к. нагрузка на каждую опору может превышать 800 кН.

Для проверки несущей способности грунта под гусеницами крана принимают расчетную схему, когда монтаж производится при стреле, расположенной поперек гусениц крана.

На стройгенплане наносится –

· Схема дорог с указанием размеров, радиусов поворота, направления движения, въезда-выезда, типа покрытия, мест очистки и мойки колес, места установки схемы движения транспорта.

Дороги, на строительной площадке требуют ежедневной чистки, а автотранспорт перед каждым выездом на постоянные дороги- не только чистки, но и мойки.

Правилами охраны природной среды после мойки грязная вода перед тем, как будет спущена в водостоки, д.б. очищена.

Для решения указанных задач у выезда со стройплощадки автомобильный транспорт проходит мойку на специально построенных площадках с устройством очистных сооружений.

Очистные сооружения для мойки машин применяют двух типов – подземные – из железобетона

И надземные – металлические

Стенд со схемой движения транспорта размещают у входа на строительную площадку. На щите показан план строительной площадки с

Нанесенными строящимися зданиями, открытыми и закрытыми складами, временными и постоянными дорогами, направлениями движения транспорта, пожарными гидрантами и др.

Действующие и временные

подземные, надземные и воздушные сети и коммуникации

Действующие инженерные сети выявляют на генплагне и геоподснове строительной площадки. Их рассматривают в двух аспектах:

перекладываемые и остающиеся на строительной площадке на весь основной период возведения здания или до окончания строительства инженерных сооружений их замещающих, после чего их разбирают.

Перекладка постоянных инженерных сетей производится в подготовительный период, поэтому их показывают только на стройгенплане подготовительного периода.

Так как действующие подземные коммуникации оказывают влияние на принятие определенных решений при проектировании технологии производства работ необходим их учет при составлении-

· Схем проектирования автотранспортных дорог

· Проектировании рельсовых путей

· Дорог для самоходных стреловых кранов и т.д

Работа грузоподъемных машин в охранной зоне ЛЭП

Большое ограничение оказывают воздушные линии электропередач, которые вводят жесткие ограничения в технологию производства работ за счет образования зон постоянно действующих опасных производственных факторов. Размеры этих зон зависят от напряжения в линии электропередач и составляют от 1,5 – 9 м в каждую сторону от проводов

7.1. Строительно-монтажные работы с применением грузоподъемных машин в охранной зоне действующей линии электропередачи напряжением более 42 вольт следует производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными машинами, при наличии письменного разрешения организации-владельца линии и наряд-допуска (приложение 2) на производство работ в местах действия опасных или вредных факторов, выданного непосредственному руководителю работ, и наряд-допусков (приложение 3) на производство работ грузоподъемными машинами вблизи воздушной линии электропередачи, выданного крановщику (оператору, машинисту). При установке грузоподъемных машин в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи.

7.2. Охранная зона вдоль воздушной линии электропередачи согласно ГОСТ 12.1.051-90 устанавливается в виде воздушного пространства над землей, ограниченного параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии на расстоянии от крайних проводов по горизонтали, указанном в таблице 4 и представленном на рисунке 28.

Таблица 4 — Охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи

Напряжение воздушной линии, кВ Расстояние, м
минимальное минимально измеряемое техническими средствами
До 1 1,5 1,5
Свыше 1 до 20 2,0 2,0
Свыше 20 до 35 2,0 2,0
Свыше 35 до 110 3,0 4,0
Свыше 110 до 220 4,0 5,0
Свыше 220 до 400 5,0 7,0
Свыше 400 до 750 9,0 10,0
Свыше 750 до 1150 10,0 11,0

— участок опасной зоны ЛЭП, в которой запрещается работа грузоподъемных машин, но допускается передвижение крана поперек ЛЭП.

— участок опасной зоны ЛЭП, в которой запрещается во всех случаях работа грузоподъемных машин, нахождение людей и конструкций крана при передвижении без отключения напряжения.

— граница охранной зоны ЛЭП (см. таблицу 4);

— граница опасной зоны ЛЭП (см. таблицу 5).

Рисунок 28 — Работа грузоподъемных кранов в охранной зоне ЛЭП

Таблица 5 — Границы опасных зон

Напряжение, кВ Расстояние от людей, применяемых ими инструментов, приспособлений и временных ограждений, м Расстояния от механизмов и грузоподъемных машин в рабочем и транспортном положении, от стропов, грузозахватных приспособлений и грузов, м
До 1 На ВЛ 0,6 1,0
В остальных электроустановках Не нормируется (без прикосновения) 1,0
1-35 0,6 1,0
60, 110 1,0 1,5
1,5 2,0
2,0 2,5
2,5 3,5
400, 500 3,5 4,5
5,0 6,0
800 (постоянный ток) 3,5 4,5
8,0 10,0

7.3. Охранная зона вдоль подземных кабельных линий электропередачи устанавливается в виде участка земли, ограниченного параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии на расстоянии по горизонтали 1 м от крайних кабелей.

7.4. Опасной зоной вдоль воздушной линии электропередачи, в которой действует опасность поражения электрическим током, является пространство, заключенное между вертикальными плоскостями, отстоящими от крайних проводов, находящихся под напряжением, на соответствующем расстоянии. Границы опасных зон, в пределах которых действует опасность поражения электрическим током, устанавливается СНиП 12-03-2001 (приложение 4) в размерах, указанных в таблице 5.

7.5. При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить при условии выполнения следующих требований:

а) расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до ближайшего провода находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть не менее указанного в таблице 6.

б) корпуса машин, за исключением машин на гусеничном ходу, заземляются при помощи инвентарного переносного заземления.

Таблица 6 — Допустимые расстояния при работе машин в охранной зоне ЛЭП, находящейся под напряжением

Напряжение воздушной линии, кВ Расстояние, м
минимальное минимально измеряемое техническими средствами
До 1 1,5 1,5
Свыше 1 до 20 2,0 2,0
Свыше 20 до 35 2,0 2,0
Свыше 35 до 110 3,0 4,0
Свыше 110 до 220 4,0 5,0
Свыше 220 до 400 5,0 7,0
Свыше 400 до 750 9,0 10,0
Свыше 750 до 1150 10,0 11,0

7.6. На выполнение работ в зонах действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, выдается наряд-допуск согласно форме приложения 2.

Наряд-допуск выдается непосредственному руководителю работ (мастеру, бригадиру и т.п.) лицом, уполномоченным приказом руководителя организации. Перед началом работ руководитель работы обязан ознакомить работников с мероприятиями по безопасности производства работ и оформить инструктаж с записью в наряде-допуске.

7.7. При производстве работ в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

7.8. Производство работ грузоподъемными машинами на расстоянии менее 30 м от их подъемной выдвижной части в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением более 42 В, производится по нарядам-допускам согласно приложению В, выдаваемым крановщику (оператору, машинисту) и определяющему безопасные условия работы.

7.9. Условия работы грузоподъемных машин в охранной зоне ЛЭП или ближе 30 м от крайних проводов разрабатываются в ППР. Заявка на работу крана в охранной зоне ЛЭП подается не менее чем за 12 суток до начала работы владельцу ЛЭП.

Установка кранов, перемещающихся по рельсовым путям, в охранной зоне воздушных линий электропередачи согласовывается с владельцем линии. Разрешение на такую установку для выполнения строительно-монтажных работ хранится вместе с проектом производства работ.

7.10. Работа стреловых кранов и кранов-манипуляторов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме и перемещении стрелы.

7.11. Работа грузоподъемных машин вблизи линий электропередач производится под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными машинами, которое указывает крановщику (оператору, машинисту) место установки грузоподъемной машины и произвести запись в вахтенном журнале о разрешении работ: «Установку крана (крана-манипулятора, подъемника) в указанном мною месте проверил. Работу разрешаю» и поставить свою подпись и дату.*

По границам опасной зоны д.б установлены предохранительные ограждения.

Временные сети и коммуникации на различных этапах возведения здания могут меняться. Однако, вводы, выпуски, главные линии являются постоянными.

При проектировании временных сетей необходим расчет их мощности по максимальному расходу. При этом подсоединение временных сетей к постоянным осуществляется с учетом отпущенных мощностей для стройки и мест расположения точек врезки.

На стройгенплане наносят:

· Постоянные и временные сети

· Линии электропередач и опасные зоны от их воздействия

· Временные инженерные сооружения.

Размещение постоянных, строящихся и временных зданий и сооружений, площадок складирования и укрупнительной сборки конструкций

Размещение постоянных и строящихся зданий и сооружений на стройгенплане производится по данным генплана объекта с предварительным уточнением ситуации на месте будущей строительной площадки. Временные здания и сооружения подбираются по результатам расчета.

Территорию в пределах границ участка, отведенного для строительства делят на несколько зон:

· Зона производства основных видов строительных работ

· Зона выполнения вспомогательных процессов (погрузо-разгрузочные работы, сборочные работы, приготовление бетона и т.д.

· Площадки для хранения изделий и материалов, укрупнительной сборки

· Зона размещения административных и санитарно-бытовых помещений

При проектировании мест расположения площадок и помещений складирования материалов и конструкций, укрупнительной сборки конструкций необходимо учитывать:

— закрытые временные здания (склады, мастерские) размещают вне границ опасных зон и должны иметь автотранспортные подъезды

— открытые площадки складирования изделий и материалов проектируют в зонах действия кранов, вне зон с постоянно действующими опасными производственными факторами, опасной зоны отлета предметов при падении со здания.

При этом необходимо учитывать технические характеристики грузоподъемных кранов с точки зрения возможности подъема (разгрузки) изделий при максимальном удалении на площадке

— площадки для укрупнительной сборки конструкций располагают вне зоны действия основного монтажного крана.

— площадки для монтажа башенных кранов должны иметь минимальные размеры, определяемые расчетным путем, исходя из технических характеристик.

Технологическая схема разгрузки ж\б элементов самоходным стреловым краном и условия их складирования

На схеме: зона расположения крана размещается на специальной площадке, прилегающей к временной дороге, что позволяет расположить транспортное средство и обеспечить требуемый вылет стрелы.

Складирование конструкций должно осуществляться в зоне действия башенного крана, причем более массивные конструкции располагаются ближе к оси крана.

Складская зона снабжается проходами в продольном и поперечном направлениях.

Площадки складирования должны иметь твердое покрытие, минимальные уклоны (для стока воды), быть незатопляемыми, для чего по периметру устраивают кюветы. Они выполняются из сборных железобетонных плит на прослойке из песка или имеют песчано-гравийное основание.

Строящееся здание показывают в виде его контура с главными осями и осями, определяющими его конфигурацию и необходимыми размерами между ними

Постоянные и временные здания изображают в виде их контуров.

Площадки дополнительно имеют надписи по назначению и габаритные размеры.

На стройгенплане показывают схемы движения рабочих в виде пешеходных зон:

— вход на строительную площадку (проходная)

— в санитарно-бытовой городок (гардеробные)

-на рабочие места

— в складские помещения и т. д.

Для подъема людей на этажи используют лестничные клетки, возведение которых не должно отставать от возведения других конструкций этажа (яруса) здания.

При высоте более 25 м для подъема рабочих применяют грузопассажирские подъемники (из расчета один на одну – две секции дома)

Пешеходные дорожки выполняются из гравийно-песчаной смеси или сборных железобетонных плит. При уклонах более 20° пешеходные дорожки оборудуют трапами или лестницами с ограждениями

Обеспечение чистоты на рабочих местах и проходах является непременным условием культуры производства и производительности труда рабочих.

Строительный мусор удаляют двумя способами:

· По закрытым желобам опускается в мусорасборники, под которые через определенное время подается автотранспорт и мусор вывозится

· Кранами (подъемниками) собранный в контейнеры мусор с этажей опускается на специально отведенные места

В санитарно бытовой зоне предусматривают места для установки контейнеров с целью сбора бытовых отходов.

На стройгенплане показывают места установки мусорасборников и контейнеров с указанием их габаритов и привязки.

Размещение источников и средств энергоснабжения и освещения строительной площадки, расположение заземляющих контуров указываются на стройгенплане в виде схем (согласно расчету)

Минимальный объем временного электроснабжения строительства здания принимается согласно расчету потребной электрической мощности

и определению типа трансформатора, пусковых аппаратов, сечений, длин и марок проводов, расстановка электрооборудования на стройгенплане

В целях электробезопасности работающих все металлические части электрооборудования необходимо заземлять (баш. краны, подъемники, распределительные устройства и тд.)

Заземляющие устройства чаще всего выполняют по контурам. На стройгенплане показывают контуры, заземляющие стержни, их размеры, расстояние между ними, соединительные проводники, перемычки между рельсами крановых путей и т. д

Для обеспечения точности геометрических параметров возводимых зданий на строительной площадке создается геодезическая разбивочная основа в виде разбивочной сети с выносом по контуру главных осей здания.

При возведении группы зданий показывают места расположения знаков плановой и высотной разбивочной основы.

При строительстве отдельных зданий на стройгенплане показывают только знаки закрепления главных осей здания – не менее 4-х на каждую ось. Знаки высотной разбивочной основы совмещают с плановой основой и располагают на расстоянии не менее 1,5Н (высоты) здания.

4.10. Осевые знаки, как правило, следует показывать на расстоянии 15 – 30 м от контура здания.

Наименьшее расстояние допускается 3 м от бровки котлована, границы призмы обрушения грунта; наибольшее – полуторная высота здания, сооружения, но не более 50 м.

Расстояние между осевыми знаками, закрепляющими промежуточные поперечные оси, может достигать 50 – 100 м.

При закреплении разбивочных осей тоннелей, эстакад, подпорных стен, имеющих значительную длину, на продольных осях следует показывать промежуточные знаки также через 50 – 100 м.

Пример с принудительным ограничением зоны обслуживания дан на рисунке 27. На схеме показано ограничение зоны обслуживания краном с помощью принудительного ограничения угла поворота стрелы в стесненных условиях.

1 — граница зоны обслуживания краном; 2 — граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций; 3 — линия ограничения зоны обслуживания краном; 4 — линия предупреждения об ограничении зоны обслуживания краном; 5 — граница опасной зоны от строящегося здания; 6 — площадка для приема раствора и бетонной смеси; 7 — место нахождения контрольного груза; 8 — место для хранения съемных грузозахватных приспособлений и тары; 9 — место сбора строительных отходов; 10 — место стоянки транспорта под разгрузкой; 11 — площадка для кантовки колонн; 12 — стенд со схемами строповок и таблицей масс грузов; 13 — шкаф электропитания крана; 14 — заземление рельсовых крановых путей; 15 — соединительные проводники; 16 — пешеходные дорожки; 17 — въезд на стройплощадку; 18 — выезд со стройплощадки; 19 — направление движения транспорта; 20 — временная дорога; 21 — площадка складирования материалов и конструкций; 22 — ограждение рельсовых крановых путей; 23 — временная деревянная ограда; 24 — временное штакетное ограждение; 25 — знак N 2 ограничения зоны обслуживания краном; 26 — знак, предупреждающий о работе крана; 27 — пункт мойки колес автотранспорта.

— угол принудительного ограничения поворота стрелы;

— угол привязки ограничения к оси крана;

— граница опасной зоны,

где — наименьший габарит груза;

— наибольший габарит груза;

— минимальное расстояние отлета груза при его падении.

Рисунок 27 — Пример принудительного ограничения зоны обслуживания кранов

5.1. При работе грузоподъемных машин выделяются зона обслуживания грузоподъемной машины, опасная зона, возникающая от перемещаемых грузоподъемной машиной грузов, а также опасная зона, возникающая от перемещения подвижных рабочих органов самой грузоподъемной машины.

5.2. Граница зоны обслуживания башенных кранов определяется максимальным вылетом () на участке между крайними стоянками крана на рельсовом крановом пути согласно рисунку 12.

1 — ограждение строительной площадки; 2 — граница опасной зоны вблизи строящегося здания; 3 — граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций*; 4 — граница зоны обслуживания краном; 5 — башенный кран; 6 — санитарно-бытовые помещения.

* — граница опасной зоны определяется в соответствии с п.5.4 настоящих «Указаний…».

Условные обозначения, используемые на рисунках, представлены в приложении Ж.

Рисунок 12 — Границы зон при работе башенных кранов

5.3. Границы зон обслуживания стреловых кранов и кранов-манипуляторов определяются максимальным вылетом () согласно рисунку 13.

1 — ограждение строительной площадки; 2 — граница опасной зоны вблизи строящегося здания; 3 — граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций на одной стоянке*; 4 — то же, с учетом всех стоянок; 5 — граница зоны обслуживания краном; 6 — стреловой кран.

* — граница опасной зоны определяется в соответствии с п.5.4. настоящих «Указаний…».

Рисунок 13 — Границы зон при работе стрелового крана (крана-манипулятора)

Электроснабжение стройплощадки и наружное освещение

Энергоснабжение стройплощадки осуществляется в соответствии с про­ектом организации строительства от источника, указанного в согласовании на разработку проектной документации. Как правило, таковым является наиболее близко расположенная трансформаторная подстанция. При необ­ходимости, из-за недостатка мощности, предусматривается реконструкция подстанции.

Все работы, связанные с обеспечением строящегося объекта электро­энергией, выполняются в подготовительный период. На строительной пло­щадке устанавливается распределительный щит в точке обозначенной на стройгенплане.

Освещение стройплощадки осуществляется от установленного рас­пределительного щита. В качестве светильников используются лампы на­ружного освещения или Инжектора, устанавливаемые в местах, исключаю­щих их повреждение при производстве строительно-монтажных работ.

Освещенность стройплощадки должна соответствовать утвержденным нормативам.

Временное водоснабжение и водоотведение

Временное водоснабжение осуществляется от предусмотренного про­ектом организации строительства источника, согласованного на стадии проектирования с владельцем существующей водопроводной сети. Врезка временного водопровода выполняется в трубу, проходящую внутри колодца с установкой отсекающей задвижки и прибора учета расхода воды -водомера.

В случае, когда существующий трубопровод не обеспечивает допол­нительный расход, необходима замена труб на больший диаметр.

При значительном удалении строящегося объекта от существующей сети водоснабжения может быть использована, на период производства работ, вода из пробуренной скважины. В исключительных случаях, при небольших объемах работ, допускается использование привозной воды.

Водоотведение, необходимое при эксплуатации бытовых помещений, может быть выполнено в существующую канализацию, проходящую вбли­зи строительной площадки.При отсутствии таковой слив может быть организован в выгребную яму.

В настоящее время широко используются биотуалеты, количество ко­торых на площадке определяется в зависимости от максимального количе­ства работающих в смену.

Технологические карты на выполнение отдельных видов работ

Тех карта является составной частью организационно-технологической документации производства работ по возведению зданий и должны составлять самостоятельный раздел проекта производства.

Основные разделы

1. Область применения (описание методов производства)

2. Материальные и технические ресурсы:

— потребность в материальных ресурсах

-потребность в технических ресурсах

— выбор монтажного крана по техническим и экономическим показателям

3 Почасовой (или посменный) график монтажа типовых ячеек

4 Калькуляция затрат труда и машинного времени

5 Технология и организация выполнения комплексного процесса монтажа

6 Требования к качеству. Пооперационный контроль качества работ

7 Техника безопасности

8 Технико-экономические показатели по технологической карте

Технологические карты разрабатываются по видам работ на строительные процессы, в результате которых создаются законченные конструктивные элементы, а также части зданий и т.д.

ВС РФ: противопожарные требования к временным строениям распространяются также на временные сооружения

EmiliaU / .com

Требование Правил противопожарного режима (далее также ППР) о минимальном противопожарном расстоянии, сформулированное для «временных строений», распространяется также и на временные сооружения, в том числе киоски. К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая административный иск о признании недействующим абз. 2 п. 74 ППР, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 (Решение ВС РФ от 5 декабря 2018 г. № АКПИ18-1010).

Спорное положение устанавливает минимальное расстояние в 15 м, которое должно соблюдаться между временными строениями и другими зданиями, сооружениями. Да и сам по себе противопожарный разрыв, согласно п. 36 ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», может устанавливаться исключительно между зданиями и строениями. При этом и госпожнадзор, и суды применяют это правило, в том числе, к киоскам и палаткам, хотя они, согласно п. 63 ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», являются временными сооружениями, но не строениями. Административный истец настаивал, что спорное положение является неопределенным и нарушающим его права, а стало быть, должно быть признано недействующим.

Однако ВС РФ отказал в иске полностью, и вот почему:

  • противопожарный режим есть совокупность требований пожарной безопасности, определяющих, в том числе, порядок содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты;
  • Градостроительный кодекс определяет некапитальные строения, сооружения как строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и демонтаж без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);
  • значит, понятие «временные строения» из спорного пункта ППР по своему смыслу соотносится с понятием «некапитальные строения, сооружения», приведенному в Градостроительном кодексе РФ;
  • кроме того, действующее законодательство широко использует понятие «строение» применительно к различным объектам гражданского оборота в зависимости от регулирования отношений в той или иной сфере деятельности (торговля, налоги, строительство, пожарная безопасность). Так, «Техрегламент о безопасности зданий и сооружений» определяет понятия «здание», «сооружение» как результат строительства, а этим результатом может быть создание как здания, так и сооружения. Статья 222 Гражданского кодекса определяет, что самовольной постройкой является здание или сооружение, возведенные на земельном участке. Статья 346.27 Налогового кодекса определяет павильоны, киоски через понятие строения. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определяет нестационарный торговый объект как временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • следовательно, законодатель не разграничивает и не придает различный правовой смысл объектам «строение» и «сооружение»;
  • а ссылки административного истца на национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» и нормы государственной противопожарной службы МВД России НПБ 103-95 «Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования», не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, потому что имеют меньшую юридическую силу по сравнению с оспариваемым нормативным правовым актом.

В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

На федеральном уровне в настоящее время отсутствует определение понятий «временный объект», «временная постройка». Такое определение существует только на уровне муниципального образования.

Временные сооружения — объекты городской среды, которые не могут быть классифицированы как объекты недвижимости и в отношении которых градостроительная

деятельность на территории города регулируется правовыми актами мэрии (см. п. 2.1. решения городского совета от 09 апреля 2003 г. № 241 «О положении о застройке города Новосибирска»).

Таким образом, из этого можно сделать вывод, что в настоящее время под временным объектом понимается все, что не относится к объектам недвижимости.

Для подтверждения временности характера объекта, ключевым является обстоятельство обладания временным объектом такими характеристиками, которые

исключают возможность классификации такого объекта как недвижимого.

В судебной практике законодательный критерий отнесения имущества к недвижимому раскрывается следующим образом:

1. Оценочный критерий. Оценочные критерии привязаны к оценке стоимости объекта в сравнении с оценкой того же объекта после перемещения и с оценкой расходов на перемещение.

2. Наличие/отсутствие коммуникаций, их характер.

3. Наличие/отсутствие фундамента, его технические характеристики, связь фундамента с сооружением.

ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 13.03.2003 по делу N Ф08-679/2003 указал, что павильоны не являются объектами недвижимости, так как не имеют фундамента и не являются сооружениями, прочно связанными с землей.

На практике

Аналогичный вывод содержится и в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.08.2000 по делу N Ф04/2131-185/А81-2000. В данном деле интересным является вывод о том, что неразрывную связь с землей и невозможность перемещения здания без несоразмерного ущерба его назначению возможно установить визуально.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30.09.2002 по делу N А29-1380/02-2э отмечено, что поскольку объект имеет монолитный фундамент на свайных основаниях, следовательно, присутствуют признаки недвижимого имущества.

При определении характеристик фундамента следует руководствоваться соответствующими СНиПами, в первую очередь СНиП 2.02.01-83 «Основания зданий и сооружений», СНиП 2.02.03-85 «Свайные фундаменты», СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», а также СНиПами на тот или иной вид объектов недвижимости. Однако, заключение по техническим вопросам, изложенным выше, могут дать только специализированные лицензированные организации, которые осуществляют экспертизу рабочих проектов различных объектов, а также обследование данных объектов в натуре для дачи заключения.

В случае принятия решения о проведении экспертизы в специализированной организации, считаем необходимым отразить в заключении, следующие вопросы:

заключение относительно технологических характеристик фундамента и связи объекта с таким фундаментом; заключение относительно технической сложности демонтажа, сборки/разборки объекта и монтажа и его сборки в другом месте и о возможных затратах на производство этих работ.

Основное практическое значение отграничение временных объектов от объектов недвижимости имеет для определения порядка получения разрешительной документации. Согласно ст. ст. 51, 55 Градостроительного Кодекса, правила, установленные градостроительным кодексом относительно согласования строительства и ввода в эксплуатацию относится только к объектам капитального строительства.

Так, п.1. ст. 51 Градостроительного Кодекса, устанавливает, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. п.1. ст. 55 Градостроительного кодекса также употребляет термин «объект капитального строительства».

Градостроительство

При этом пп. 10 п. 1. ст. 1 Градостроительного кодекса определяется понятие объекта капитального строительства, как здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Следовательно, установленные Градостроительным кодексом требования получения разрешения на строительство и оформления акта ввода объектов в эксплуатацию, не распространяются на временные объекты (см. п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса).

Определение перечня объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

По Новосибирской области утверждены и введены в действие Приказом комитета архитектуры и градостроительства Новосибирской области от 15.07.2004 N 15 территориальные строительные нормы «Порядок выдачи разрешений на строительство на территории НСО» (ТСН 12-328-2004). Данными территориальными строительными нормами в п. 4.7. установлено, что Разрешение на строительство не требуется оформлять в случаях:

— текущего и капитального ремонта существующих зданий и сооружений;

— технического перевооружения действующих предприятий (объектов);

— реставрации зданий и сооружений (в соответствии с правилами охраны памятников истории и культуры);

— строительства временных зданий и сооружений; — установки в соответствии с градостроительной документацией инвентарных зданий и сооружений, изготовленных в соответствии с требованиями государственных стандартов, технических свидетельств и технических условий, утвержденных в установленном порядке (металлические гаражи, киоски, палатки, павильоны, ларьки, лотки, остановочные павильоны, телефонные кабины и т.п.);

— строительства хозяйственных построек, зданий, строений и сооружений сезонного или вспомогательного назначения, непригодных для постоянного проживания, относящихся к III (пониженному) уровню ответственности, на территориях садоводческих, дачных обществ, на земельных участках индивидуальных жилых домов и на территориях производственных предприятий.

Форма разрешения на строительство капитальных объектов, в соответствии с п. 16 ст. 51 Градостроительного кодекса устанавливается Правительством РФ. В настоящее время такая форма Правительством РФ не принята. На территории НСО утверждена форма разрешения на строительство (форма утверждена территориальными строительными нормами НСО ТСН 12-328-2004) , которая относится только к возведению капитальных строений (объектов недвижимости). Применение данной формы применительно к временным объектам не основано на законе.

Прием в эксплуатацию

Также утвержденная СНиП 3.01.04-87 форма акта приемки в эксплуатацию объекта завершенного строительства относится к объектам капитального строительства. На федеральном уровне отсутствуют требования градостроительного законодательства относительно возведения временных объектов, а именно получения разрешения на строительство и акта ввода в эксплуатацию, также на федеральном уровне отсутствуют требования относительно согласования возведения временных объектов с какими-либо государственными органами. В целях бухгалтерского учета, согласно Постановления Госкомстата РФ от 11.11. 1999 г. № 100, которым утверждены формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительным работам, для учета приемки законченного строительством временного сооружения оформляется акт о сдаче в эксплуатацию временного сооружения по форме КС-8. На местном (муниципальном уровне) есть нормативные акты, регулирующие порядок предоставления земельного участка под возведение временного объекта, и процедура по его согласованию с органами МСУ.

Согласно Решения Городского Совета от 09.04.2003 г. № 236 приемка в эксплуатацию временных объектов осуществляется комиссией совместно с представителями Горкомзема. Однако, несоответствие порядка ввода в эксплуатацию временного объекта установленным местными актами правилам, не может привести к неблагоприятным налоговым и бухгалтерским последствиям, поскольку бухгалтерское и налоговое (в части федеральных налогов) законодательство относится к исключительной компетенции Российской Федерации, и региональные или местные акты не могут устанавливать обязательных требований к порядку принятия к учету тех или иных объектов. Поскольку временный объект не является объектом недвижимости, на него не могут распространяться правила ст. 222 Гражданского кодекса РФ, регулирующей отношения, возникающие в связи с самовольной постройкой.

Таким образом, правила приобретения права собственности на самовольную постройку, которой может быть только объект недвижимости, не распространяются на временные объекты, также не может быть предъявлен иск о сносе временного объекта. Судебная практика определенно высказывается в пользу того, что временный объект – не является недвижимостью, на него не распространяются нормы ст. 222 Гражданского кодекса РФ о самовольной постройке и в иске о сносе временного объекта отказывают со ссылкой на правовую природу временного объекта.

Вопрос:

КАК УЧИТЫВАЮТСЯ В СМЕТЕ РАСХОДЫ НА УСТРОЙСТВО ВРЕМЕННЫХ ДОРОГ ДЛЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ?

Наталья
f****1@yandex.ru

Ответ:

Размер средств на устройство временных зданий и сооружений может определяться несколькими способами.

Приведем п. 4.84 МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»:

4.84. Размер средств, предназначенных для возведения титульных зданий и сооружений может определяться:

по расчету, основанному на данных ПОС в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений;

по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01- 2001), в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ по итогам глав 1-7 (1-5) сводного сметного расчета и дополнительными затратами не учтенными сметными нормами.

Одновременное использование указанных способов не рекомендуется.

Определенная одним из вышеуказанных способов сумма средств включается в графы 4, 5 и 8 образца № 1.

Расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме — в соответствии с договорными условиями.

Таким образом вы можете предусмотреть в составе сметной документации отдельный локальный сметный расчет на строительство временных дорог (на основе проектной документации) и включить его в сводный сметный расчет (ССР)

или

подобрать норматив расходов для вашего линейного объекта в ГСН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» и включить его так же в сводный сметный расчет (ССР) или в локальный сметный расчет, при отсутствии ССР.

Данные для разработки сметной документации на строительство временных дорог, если вы используете такое решение, а не норматив ГСН 81-05-01-2001, содержатся в разделе ПОС (проект организации строительства) проектной документации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *