Закон о собственности в РСФСР 1990

  • автор:

Закон РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 (ред. от 24.06.1992, с изм. от 01.07.1994) О собственности в РСФСР

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство о собственности в РСФСР

1. На территории РСФСР отношения собственности на землю, другие природные ресурсы, средства производства, предметы потребления и иное имущество регулируются законами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.

Запрещаются и признаются недействительными все действия государственных органов власти и управления, участников экономических отношений и других лиц, противоречащие государственному суверенитету и экономическим интересам Российской Федерации и входящих в нее республик.

2. Отношения собственности, не предусмотренные настоящим Законом, регулируются Гражданским кодексом РСФСР и иными законодательными актами РСФСР, а также законодательными актами республик, входящих в РСФСР, и актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.

3. Общесоюзное законодательство о собственности применяется на территории РСФСР в порядке, предусмотренном Законом РСФСР «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР».

4. Имущественные и личные неимущественные права авторов открытий, изобретений, рационализаторских предложений гарантируются и защищаются законом. Отношения по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства, открытий, изобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов, программных средств для электронно — вычислительной техники и других объектов интеллектуальной собственности регулируются авторским правом и иными актами гражданского законодательства, а также межправительственными соглашениями.

Статья 2. Право собственности

1. Право собственности в РСФСР возникает в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РСФСР. Право собственности в РСФСР признается и охраняется законом.

В РСФСР гарантируется стабильность отношений собственности и обеспечиваются условия их развития и защиты.

2. Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Собственник может передавать свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом другому лицу, использовать имущество в качестве предмета залога или обременять его иным способом, передавать свое имущество в собственность или управление другому лицу, а также вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Он может использовать имущество для осуществления любой предпринимательской или иной деятельности, не запрещенной законом.

3. Имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций).

Установление государством в какой бы то ни было форме ограничений или преимуществ в осуществлении права собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций) не допускается.

4. Объектами права собственности могут быть предприятия, имущественные комплексы, земельные участки, горные отводы, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения, а также продукты интеллектуального и творческого труда.

Объектами интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания.

5. Право собственности на имущество, находящееся на территории РСФСР, охраняется законом независимо от места нахождения собственника.

В РСФСР признается и охраняется законом право собственности граждан РСФСР, юридических лиц, государства, местных органов власти и самоуправления на имущество, находящееся за пределами Российской Федерации.

6. Результаты хозяйственного и иного использования имущества, включая производственную продукцию, а также плоды и иные доходы от использования имущества принадлежат собственнику этого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором собственника с другим лицом.

7. Собственник несет бремя, связанное с содержанием принадлежащего ему имущества, а также риск его случайной гибели или случайной порчи, если иное не предусмотрено законом или договором.

8. В случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законом, на собственника может быть возложена обязанность допустить ограниченное пользование его имуществом другими лицами.

9. Осуществление права собственности не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Ущерб, причиненный собственником вследствие злоупотребления своим монопольным или иным доминирующим положением, использования недобросовестных методов предпринимательства (недобросовестной конкуренции) и совершения иных действий, ущемляющих права и охраняемые законом интересы других лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

При осуществлении своего права собственник обязан принимать меры, предотвращающие нанесение им ущерба здоровью граждан и окружающей среде.

Статья 3. Объединение имущества собственниками

1. Допускается объединение имуществ, находящихся в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций), если иное не предусмотрено законом.

2. Имущество может принадлежать на праве общей (коллективной) собственности одновременно нескольким лицам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в общей собственности, осуществляются по соглашению всех собственников, а при его отсутствии устанавливаются судом, государственным арбитражем или третейским судом по иску любого из собственников.

3. Участник общей долевой собственности имеет право на выдел своей доли, а участник общей совместной собственности — на определение и выдел доли.

4. При продаже доли в общей собственности постороннему лицу остальные участники общей долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли в порядке и на условиях, установленных законодательством РСФСР, республик, входящих в Российскую Федерацию, и Уставом юридического лица.

Статья 4. Труд и собственность

1. Гражданину принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду.

Гражданин осуществляет это право самостоятельно или на основе договора.

2. При осуществлении предпринимательской и иной не запрещенной законами РСФСР деятельности собственник вправе заключать договоры с гражданами об использовании их труда. Гражданину принадлежит в соответствии с действующим законодательством право на долю дохода, полученного в результате использования его труда.

Гражданин вправе с согласия собственника иметь вклад в имуществе предприятия, на котором он работает по найму, получать часть прибыли этого предприятия пропорционально размеру вклада.

Собственник или созданное им предприятие, использующие труд гражданина, гарантируют ему оплату, соответствующую личному трудовому вкладу, и иные условия труда, а также другие социально — экономические гарантии, предусмотренные законодательством РСФСР и трудовым договором, независимо от наличия у этого гражданина вклада в имуществе данного предприятия.

Статья 5. Вещные права

1. В случаях, установленных законом, а также в других случаях по усмотрению собственника правами владения, пользования и распоряжения его имуществом могут быть наделены другие лица, которые осуществляют эти права в пределах, предусмотренных законом или собственником имущества.

Лицам, осуществляющим на указанных условиях хозяйственное или иное использование имущества собственника, обеспечиваются те же гарантии защиты их прав и интересов, что и собственнику, если законодательными актами РСФСР не предусмотрено иное.

2. Собственник может закрепить принадлежащее ему имущество за созданным им предприятием на праве полного хозяйственного ведения.

Осуществляя право полного хозяйственного ведения закрепленным за ним имуществом, предприятие владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом, совершает в отношении его любые действия, не противоречащие закону. К праву полного хозяйственного ведения применяются правила о праве собственности, если законодательными актами или договором предприятия с собственником не предусмотрено иное.

Собственник или лица, уполномоченные собственником управлять его имуществом, в соответствии с законом и учредительными документами предприятия решают вопросы создания предприятия и определения целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляют контроль за эффективностью использования и сохранностью вверенного имущества.

Собственник вправе получать часть прибыли от использования имущества, которое он передал предприятию, в размере, определенном договором между собственником и предприятием. Споры, возникающие при определении этой доли, разрешаются судом, арбитражным судом или третейским судом.

(в ред. Закона РФ от 24.06.1992 N 3119-1)

3. Имущество, закрепленное собственником за государственными и иными учреждениями, финансируемыми за счет средств собственника, находится в оперативном управлении этого учреждения, осуществляющего в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения им.

Собственник закрепленного за учреждением имущества вправе изъять это имущество либо перераспределить его между другими созданными им юридическими лицами по своему усмотрению, если иное не установлено законодательством РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию.

4. Учреждения, осуществляющие с согласия собственника предпринимательскую деятельность, в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, приобретают право на самостоятельное распоряжение доходами от такой деятельности и имуществом, приобретенным за счет этих доходов.

Статья 6. Собственность и другие вещные права на землю и природные ресурсы

1. Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием народов, проживающих на соответствующей территории, и в соответствии с законами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, находятся в ведении Советов народных депутатов.

2. Земельные участки могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций) или предоставляться во владение и пользование гражданину, юридическому лицу, государственным, национально — государственным и административно — территориальным образованиям в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, законодательными актами РСФСР, республик, входящих в Российскую Федерацию.

3. Горные отводы для разведки и разработки месторождений минеральных полезных ископаемых являются государственной собственностью и могут предоставляться во владение или пользование гражданину, юридическим лицам в соответствии с законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию.

4. Отчуждение земельных участков и горных отводов их собственниками допускается при соблюдении условий, предусмотренных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию.

5. Допускается объединение земельных участков и горных отводов их собственниками, владельцами или пользователями для совместной деятельности, а также владение, пользование, распоряжение земельными участками и горными отводами на праве общей собственности, общего владения или пользования с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

6. Иные вещные права на земельные участки и другие природные ресурсы предоставляются и осуществляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами РСФСР.

Статья 7. Приобретение и прекращение права собственности

1. Гражданин или другое лицо, если иное не предусмотрено законом или договором, приобретают право собственности на имущество, приобретенное им по основаниям, не противоречащим закону, на вещи, созданные или существенно переработанные им, на продукцию, плоды и иные доходы, полученные им от использования принадлежащего ему имущества, а также от использования природных ресурсов или иного имущества, хотя и не принадлежащего данному лицу, но предоставленного ему в соответствии с законом или договором для этих целей.

2. Право собственности у приобретателя имущества возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.

3. Гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно и открыто владеющее как собственник недвижимым имуществом не менее пятнадцати лет либо иным имуществом не менее пяти лет, приобретают право собственности на это имущество.

4. Прекращение права собственности помимо воли собственника не допускается за исключением случаев обращения взыскания на это имущество по обязательствам собственника, в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, принудительного отчуждения имущества, которое не может принадлежать данному собственнику в силу закона, реквизиции и конфискации.

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению органов государственной власти может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законодательными актами с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

В случаях, предусмотренных законодательными актами, имущество может быть изъято у собственника по решению суда, арбитражного суда или другого правомочного государственного органа (должностного лица) в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация).

Если в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций) окажется по основаниям, допускаемым законом, имущество, которое не может принадлежать собственнику в силу закона, оно должно быть отчуждено в течение одного года, если иные сроки не предусмотрены законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию. В случае, если имущество не будет отчуждено собственником в указанный срок, оно по решению суда подлежит принудительному отчуждению с возмещением собственнику стоимости имущества за вычетом затрат по его отчуждению.

(в ред. Закона РФ от 24.06.1992 N 3119-1)

Статья 8. Обращение взыскания на имущество собственника

1. Гражданин отвечает по своим обязательствам имуществом, принадлежащим ему на праве собственности.

Перечень имущества гражданина, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР.

2. Собственник или учредитель юридического лица не отвечает по обязательствам созданных ими юридических лиц, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам собственника или учредителя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, иными законодательными актами либо учредительными документами юридического лица.

3. По обязательствам юридического лица взыскание может быть обращено на любое имущество, принадлежащее ему на праве собственности или полного хозяйственного ведения.

Государственное или иное учреждение отвечает по обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у государственного или иного учреждения средств ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

4. Бесспорное взыскание задолженности по обязательствам собственников перед государством, в том числе задолженности по платежам в бюджет, допускается в случаях, предусмотренных законодательными актами РСФСР. При несогласии с решением о таком взыскании собственник вправе обратиться с иском в суд или арбитражный суд.

(в ред. Закона РФ от 24.06.1992 N 3119-1)

Закон «О собственности в РСФСР»

Закон «О собственности в РСФСР»

Закон «О собственности в РСФСР»

24 декабря 1990 года был принят Закон «О собственности в РСФСР» (вступил в силу 1 января 1991 года).

Советское законодательство регулировало только вопрос государственной собственности, собственности общественных и кооперативных организаций, в меньшей степени ‑ вопросы личной собственности граждан, а термин «частная собственность» в законодательстве фактически не использовался.

Закон РСФСР от 24 декабря 1990 года «О собственности в РСФСР» впервые ввел понятие «частная собственность» и провозгласил равноправие всех форм собственности.

В Законе, в частности, говорилось: «Имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций). Установление государством в какой бы то ни было форме ограничений или преимуществ в осуществлении права собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций) не допускается».

Согласно закону, объектами права собственности могли быть предприятия, имущественные комплексы, земельные участки, горные отводы, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения, а также продукты интеллектуального и творческого труда.

Объектами интеллектуальной собственности являлись произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, ноу‑хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания.

Одной из отличительных особенностей закона было устранение каких-либо количественных ограничений объектов права личной собственности граждан, существовавших ранее. Подобные изменения в законодательстве не только дали существенный толчок увеличению количества находящихся в собственности одного гражданина жилых домов, автомобилей, дач, скота и так далее, но и расширили круг объектов собственности граждан. Среди них впервые за многие годы появились земельные участки, акции, другие ценные бумаги, средства массовой информации, предприятия.

Кроме того, граждане получили право использовать имущество, находящееся в их собственности, для предпринимательской деятельности, а именно «осуществлять предпринимательскую деятельность, используя свое имущество в качестве вклада в хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, коллективные и иные предприятия, другие объединения граждан и юридических лиц», а также закреплять свое имущество за созданным им предприятием.

Те же самые положения, относящиеся к частной собственности, распространялись и на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Закон «О собственности в РСФСР» также установил в пункте 3 статьи 30 требование о том, что ущерб, нанесенный собственнику преступлением, возмещается государством по решению суда. Понесенные при этом государством расходы взыскивались с виновного в судебном порядке, в соответствии с законодательством РСФСР. Однако когда суды приступили к рассмотрению подобных исков, выяснилось, что введение в закон нормы об имущественной ответственности государства было преждевременным.

Ее реализация на практике оказалась невыполнимой в силу сложившейся в стране экономической ситуации, и поэтому действие данной нормы было приостановлено.

Закон «О собственности в РСФСР» действовал до вступления в силу Гражданского кодекса РФ 1 января 1995 года.

Выдача приватизационных чеков. Архив

В течение многих десятилетий в России абсолютно преобладала государственная собственность. Общественная собственность, которая в результате социалистической революции должна была прийти на смену частной, практически превратилась в бюрократическую ведомственно-отраслевую собственность. Отношения собственности в тех конкретных формах, которые сложились в СССР к середине 80-х годов, стали тормозом социально-экономического развития общества.

Снижение темпов социально-экономического развития, падение эффективности общественного производства потребовали изменения хозяйственного механизма, перехода от плановой к рыночной (смешанной) экономике. Последнее невозможно без демонтажа тоталитарного огосударствления экономики, формирования принципиально новой системы отношений собственности. Очевидно, что негосударственные формы собственности в России могли возникнуть лишь путем приватизации – перехода объектов собственности из государственной собственности в частную.

Процесс приватизации в России начался с принятием Верховным Советом РСФСР в июле 1991 г. законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках. Эти законы определяли цели, задачи, методы приватизации.

Основные цели приватизации в России:

• формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

• создание конкурентной среды;

• содействие демонополизации экономики;

• финансовая стабилизация экономики (снижение бюджетного дефицита, темпов инфляции, сокращение государственной задолженности);

• повышение эффективности деятельности предприятий;

• привлечение иностранных инвестиций;

• социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности определились три основных метода (способа) приватизации государственной и муниципальной собственности в России.

1. Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов (в ценах 1991 г.) была разделена на все население России. На каждого россиянина пришлось 10000 руб.* На эту сумму каждому и был выдан приватизационный чек (ваучер), который мог использоваться как платежное средство при приобретении объектов приватизации.

* Здесь и далее, если нет специальной оговорки, данные приводятся в неденоминированных рублях.

Рыночная цена ваучеров фактически оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции, и они не смогли создать необходимых условий для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности.

2. Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий их трудовым коллективам. При таком способе приватизации имущество в денежной форме, преобразованное в доли, паи, акции, делилось между работниками предприятия.

Для 1992 – первой половины 1994 гг. была характерна «малая приватизация» – массовая бесплатная приватизация предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. За это время было приватизировано свыше 70% всех малых предприятий. Из 20 тыс. средних и крупных предприятий свыше 70% включились в процесс акционирования. Со второй половины 1994 г. начался второй, денежный этап приватизации государственной собственности.

3. Денежная приватизация предполагает продажу государственной собственности: по конкурсу или аукциону;

— продажу акций предприятия (после их преобразования в акционерные общества);

— полный или частичный выкуп государственного имущества, сданного в аренду.

Конкурс (коммерческий) – продажа государственных и муниципальных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий (например, сохранение профиля предприятия, численности занятых на нем, условий труда и т.п.). Победителем конкурса становится участник, предложивший наибольшую цену и согласившийся выполнять поставленные условия.

Аукцион – продажа предприятий и их активов на открытых торгах, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий. Право собственности переходит покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

Акционирование. Акционирование само по себе не является приватизацией. Предприятие приватизируется только тогда, когда большинство акций акционерного общества передается частным инвесторам. При этом наряду с бесплатной передачей части акций трудовым коллективам другая часть акций может продаваться. Существует несколько схем, методов акционирования, основные различия которых связаны с тем, в чьих руках оказывается контрольный пакет акций (в руках государства, трудового коллектива или частных (внешних) инвесторов).

Соотношение различных способов денежной приватизации видно из следующих данных (1996 г., в % к итогу):

— акционирование 22,5

— продажа на аукционах 3,9

— коммерческий и инвестиционный конкурс 9,6

— выкуп арендованного имущества 32,0

— продажа недвижимости и земли 24,4

— прочие 7,6

Доля занятых в частном секторе и на предприятиях смешанной формы собственности в 1997 г. превысила 60% всех работающих.

Однако за этими внешне благополучными цифрами скрывается масса проблем, которые проявились в ходе приватизации:

1. Формально в России насчитывается более 60 млн. акционеров. Однако мелкие акционеры, владеющие несколькими акциями предприятий или чековых инвестиционных фондов, не могут рассматриваться как реальные собственники, так как никто из них не может практически принимать управленческих решений, которые бы свидетельствовали о праве распоряжаться имуществом.

2. Приватизация пока не привела к повышению эффективности деятельности предприятий. Если сегодня и наметились некоторые пока очень незначительные положительные сдвиги в динамике основных экономических процессов, очевидной связи между изменением формы собственности и этими сдвигами нет. В условиях глубочайшего экономического спада формальное преобразование форм собственности не способно за короткие сроки существенно повлиять на повышение эффективности производства.

3. Предполагалось, что уменьшение расходной части бюджета путем освобождения государства от необходимости поддержки планово-убыточных предприятий и с увеличением доходов бюджета за счет поступления средств от приватизации, будет содействовать финансовой стабилизации. Фактически этого не произошло; государство нередко по-прежнему несет бремя поддержки приватизированных предприятий, а доходы от приватизации ничтожны (в доходной части Федерального бюджета 1997 г. они составили менее 1%), так что говорить о содействии финансовой стабилизации не приходится.

4. Приватизация в сфере торговли и услуг способствовала созданию конкурентной среды. Что касается других отраслей экономики, то там нередко на основе государственной собственности организуются всякого рода ассоциации, концерны, тресты, акционерные общества, устанавливающие монопольные цены и не допускающие конкуренции.

5. Иностранные инвестиции в российскую экономику весьма незначительны, они не соответствуют ни масштабам потребностей российской экономики, ни масштабам приватизации. При этом отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными вкладчиками, во многом не совпадают с приоритетами структурной перестройки России.

Процесс приватизации в России идет сложно, результаты ее неоднозначны. Нередко приватизация происходит путем присвоения, растаскивания государственной собственности ведомствами, министерствами, частными лицами. При распределении собственности между гражданами и организациями невиданных размеров достигли взяточничество и коррупция.

Неудовлетворительные результаты приватизации требуют перенесения центра внимания с раздачи и перераспределения собственности на создание условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, проведение активной структурной перестройки, развитие инвестиционного процесса и модернизацию управления. В переходной экономике процесс разгосударствления должен сочетаться с формированием эффективной государственной собственности, адекватной рыночной экономике.

Можно согласиться с мнением многих экономистов, что в России пока произошла смена юридической формы собственности, становление же новых форм присвоения – это процесс будущего, растянутый во времени и пространстве. Сегодня процесс приватизации регулируется принятым в июне 1997 г. Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» (Приложение 2.4).

Приватизация характерна не только для постсоциалистических стран, она осуществляется и в странахрыночной экономики.

Однако существуют принципиальные различия в масштабах, методах, целях приватизации, проводимой в странах рыночной и нерыночной экономики.

В 80-х годах XX века произошло серьезное переосмысливание экономических функций государства. Его результатом явилось провозглашение необходимости сокращения вмешательства государства в экономику. Государственное регулирование во многих случаях оказалось менее эффективным, чем рыночный механизм; это стало причиной возникновения многих тяжких проблем и потребовало существенной перестройки хозяйственного механизма, в том числе принятия и осуществления программ приватизации. В начале 90-х годов программы приватизации были приняты в 80 странах мира.

При всем различии конкретных программ все они нацелены на решение основной задачи – приспособления отношений собственности к потребностям нового типа экономического роста. Приватизация направлена на усиление рынка и сужение государственно-предпринимательского сектора, экономию государственных расходов, поддержку участия частных фирм в финансировании крупных государственных программ, содействие сотрудничеству между государственными и частными компаниями, либерализацию и дерегулирование экономики.

Масштабы приватизации зависят от того, насколько широко использовался в стране метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где национализация применялась редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявилась слабо. В тех странах, где национализации осуществлялась в довольно широких масштабах (Великобритания, Франция), соответствующие размеры приобрела и приватизация.

В Великобритании на начало 1988 г. было приватизировано 40% имущества государственного сектора, более чем на 20 млрд. ф. ст. В результате доля государственной собственности в производственном капитале сократилась с 15–20 до 8%.

Во Франции за 1986–1987 гг. было приватизировано 14 государственных компаний из 65, подлежащих приватизации, и выручено 125 млрд. фр.

Итальянское правительство продавало ежегодно в течение 1980–1987 гг. в среднем 4–5 государственных предприятий, получив за это время 7 трлн. лир и уступив частному сектору 100 тыс. рабочих мест.

В ФРГ в 1984–1987 гг. полностью или частично проданы пакеты акций государства более чем 50 компаний на сумму свыше 5 млрд. марок.

Основные способы приватизации государственных и муниципальных предприятий в странах рыночной экономики:

• продажа государственных предприятий частным предпринимателям;

• допуск частного капитала в государственный сектор;

• продажа дочерних или контролируемых государством компаний;

• продажа части акций, принадлежащих государству, в смешанных компаниях;

• выпуск и продажа акций государственных предприятий;

• продажа предприятий его работникам путем выкупа акций государственного предприятия;

• бесплатная передача предприятия его работникам либо потребителям;

• закрытие неэффективных предприятий госсектора и тем самым поощрение конкуренции частных предприятий.

Выводы

1. Собственность, определяя характер существующей экономической системы, оказывает влияние на все стороны жизни общества. Для экономиста собственность – это экономические отношения между людьми по поводу присвоения экономических благ, т.е. возможности использовать в производстве и потреблении экономические блага исключительно данным субъектом экономических отношений. Собственность на факторы производства реализуется (приносит доход) в процессе хозяйственной деятельности, хотя она может осуществляться и не собственником непосредственно.

2. В понимании юристов собственность – это правовые, имущественные отношения, отношения субъекта собственности к объекту собственности. Собственность в юридическом смысле слова включает в себя такие понятия как владение, пользование и распоряжение. Экономическое и юридическое понимание собственности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

3. В зависимости об субъекта собственности различают два типа собственности – частную и общественную. Частная собственность предполагает «пучок прав» собственности. Основные формы частной собственности: индивидуальная (единоличная и семейная) и групповая (акционерная, кооперативная и коллективная). В современных рыночных экономиках преобладает акционерная форма собственности, которая позволяет объединять средства для организации крупного производства. Общественная собственность в России представлена федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации и муниципальной собственностью.

4. Приватизация – это трансформация государственной собственности в частную. Проведение приватизации в России обусловлено необходимостью перехода от доказавшей свою несостоятельность плановой экономики к смешанной, предполагающей наличие разнообразных и равноправных форм собственности. Основные цели, которые должны были быть достигнуты в ходе приватизации – это формирование слоя частных собственников-предпринимателей; создание конкурентной среды; демонополизация экономики; повышение эффективности деятельности предприятий; привлечение иностранных инвестиций и др.

5. На первом этапе приватизации переход государственной собственности в частную происходил бесплатно, второй этап предполагает денежную приватизацию, осуществляемую путем продажи государственного имущества на аукционе, по конкурсу, продажи контрольного пакета акций акционерных обществ в частную собственность, выкупа ранее арендованного имущества. В ходе приватизации формально значительная часть государственной собственности была преобразована в частную. Однако юридическая смена собственника пока не привела к решению тех экономических задач, которые ставились перед приватизацией.

Приватизация в Российской Федерации: цели, способы и результаты.

Приватизация в России — процесс передачи государственного имущества Российской Федерации в частную собственность.

Разгосударствовние экономики – это многогранный процесс отстранения государства от прямого хозяйственного управления и усиления на этой основе самостоятельности предприятий с целью создания условий саморегулирования экономики. Существует 2 направления развития экономики:

1. Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность предприятий;

2. разгосударствление собственности. Разгосударствование собственности может осуществляться как путем организации новых предприятий основанных на негосударственных формах собственности, так и путем приватизации государственных предприятий. Важнейшим направлением разгосударствования является приватизация. Приватизация – длительное системообразующее явление, включающая самоустранение государства от функции регулятора собственности и сознательный процесс формирования новых экономических и правовых институтов.

Цели приватизации: создание слоя частных собственников, аккумулирование средств в гос. бюджет, обеспечение эк-кой и имущественной самостоятельности, повышение эффективности экономики.

Принципы приватизации в РФ: право каждого гражданина на получение части гос. имущества; предоставление льгот субъектам приватизации; гибкое сочетание форм приватизации; широкая гласность при проведении приватизации; контроль за ходом приватизации со стороны государства. Финансовые источники приватизации: средства предприятий, заемные и привлеченные средства, личные средства.

Объекты приватизации :

1.жилье, п/п, цеха пр-ва, участки, другие подразделения этих предприятий;

2. доли (паи, акции) государства и административных образований в капитале АО.

Субъекты:

1.граж-не РФ,

2.юр. лица РФ, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности; 3. трудовые коллективы гос. предприятий;

4.иностранные инвесторы;

5. представители субъектов приватизации.

Этапы:

1)спонтанная приватизация 87-91гг;

2)массовая 92-94гг;

3)денежная 94-97гг все продается за деньги, а не ваучеры (чеки);

4)залоговые схемы 95-96гг. Государство с целью покрытия дефицита бюджета отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Гос-во не планирует возвращение акций и не резервирует средства на возвращение кредитов;

5)перерыв в приватизации 97-00;


6)точечная приватизация с 2001 до настоящего времени.

Особенности:

1. директивность, решение о приватизации принималось не добровольно, а Госкомимуществом;

2.приоритетность одной формы (превращение гос. собственности в частную), но недооценивалась передача прав собственности;

3.приоритетности социально-политических целей над экономическими;

4. активное формирование фондового рынка (т.е. рынка фиктивного капитала);

Последствия:

1.результат – социальная деформированность при быстрой концентрации капитала, т.е. сосредоточение гос. собственности у отдельных групп и отторжение от государственного имущества основной массы населения;

2. Главный недостаток российской приватизации состоит в том, что вопрос о структурной перестройке предприятий и привлечение инвестиций не были разрешены. Попытки решения вопросов управленческого, финансового и физического реструктурирования находились в зачаточном состоянии.

3. Первоначально на большинстве российских предприятий возникла неопределенная структура собственности, ни одна из групп акционеров не получила устойчивого большинства в акционерном капитале и опасаясь изменений пыталась противодействовать им.

В общем виде в структуре акционерного капитала российских приватизированных предприятий выделяется следующие изменения:

1. снижение доли работников;

2. стабилизация или рост администрации;

3. рост доли внешних крупных инвесторов;

4. стабилизация или незначительный рост доли мелких внешних инвесторов;

5.медленное снижение роли гос-ва и медленный рост доли иностранных инвесторов.

Формы приватизации:

1.прямой выкуп государственного предприятия – одноразовость платежа в бюджет за выкупаемое имущество;

2. преобразование государственных и арендных предприятий в ОАО;

3.продажа гос. предприятия на аукционе;

4. продажа гос. предприятия на конкурсе;


5. выкуп арендного предприятия;

6.безвозмездная передача имущества.

Результаты:

В результате ваучерного этапа приватизации в России сформировались: акционерный сектор экономики; рынки ценных бумаг; система инвестиционных фондов и других финансовых структур. Но самый главный результат — это рождение новой классовой структуры общества: класса частных собственников и наемных рабочих. Появилось «поле» действия новых экономических законов: спроса и предложения, ценообразования, распределения доходов, накопления капиталов, а также новая фискальная, денежно-кредитная, социальная политика.

Результатом денежной приватизации стало сокращение предложений продажи имущества и повышение цен на него. Итогом денежного приватизационного процесса стало резкое падение его количественных показателей, что позволяет говорить о некотором завершении процесса приватизации.

Основными методами приватизации являются:

Открытая продажа;

Выкуп работниками и менеджерами предприятий;

Массовая приватизация раздачи ваучеров;

Реституция (возврат собственности законным владельцам или их наследникам).

Продажа государственной собственности по конкурсу и на аукционе

МОСКВА, 19 сен — ПРАЙМ. Минфин РФ заложил в проект бюджета на 2020 год доходы от приватизации на уровне 11,3 миллиарда рублей — чуть больше, чем предусматривалось в действующем законе о бюджете на текущую трехлетку, говорится в материалах, размещенных на сайте министерства.

Действующий закон о бюджете на 2019-2021 годы предусматривает постепенное снижение поступлений от приватизации с 13,2 миллиарда рублей в текущем году до 10,9 миллиарда рублей в 2020 году и до нуля — в 2021 году.

Согласно опубликованным материалам Мифина, законопроект о бюджете на следующую трехлетку, одобренный правительством на заседании в четверг, предусматривает минимальные поступления от приватизации в 2021 и 2022 годах — по 3,6 миллиарда рублей ежегодно.

Министерство финансов в последние годы не закладывает в бюджет доходов от крупных приватизационных сделок, объясняя это тем, что находящиеся в госсобственности активы в условиях санкций недооценены. К тому же Минфин имеет возможность привлекать достаточное количество средств на внутреннем рынке для финансирования ненефрегазового дефицита бюджета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *