Закон о профсоюзах 2017

  • автор:

Федеральный закон направлен на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами МСУ, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку. Они имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Действие Закона распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами РФ. Особенности применения Закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников ОВД РФ, органов ФСБ, таможенных органов РФ, ФОНП, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов МСУ, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Они самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы (которые должны предусматривать установленный законом перечень положений), положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов в реестр общественных объединений. Рассмотрены вопросы реорганизации и ликвидации профсоюзов.

Самостоятельные главы закона посвящены правам профсоюзов (на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, на содействие занятости, на информацию, на участие в урегулировании коллективных трудовых споров и т.д.), их гарантиям и защите.

За невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Письмо Руководителям членских
организаций ФНПР от 15.12.2003 № 102-107/93
«Об основаниях реакции профсоюзных
лидеров на действия органов
исполнительной, законодательной
властей, правоохранительных
органов по проверке деятельности
соответствующих профсоюзных
органов»
В последнее время участились случаи попыток вмешательства правоохранительных органов и их должностных лиц в деятельность профсоюзов.
В связи с этим от профсоюзных лидеров поступают запросы о правомерности проведения, так называемых, «проверок» профсоюзных организаций.
Независимость профсоюзов от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления является принципом осуществления профсоюзной деятельности, закрепленным в Конвенциях МОТ.
Так, Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» определяет, что государственные власти воздерживаются от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению.
Согласно п.1 ст.5 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, им не подотчетны и не подконтрольны.
П.2 ст.5 ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривает запрещение вмешательства органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за «собой ограничение прав профсоюзов».
В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений не допускается, за исключением случаев, когда действия общественных объединений направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации.
Положения ст.5 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» основываются на ч.1 ст.30 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу деятельности общественным объединениям.
В соответствии со статьей 24 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы вправе осуществлять на основе федерального законодательства через учрежденные ими организации предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям. Гарантируется признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами независимо от форм собственности в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления. Ограничение независимой финансовой деятельности не допускается. Имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда.
Согласно части четвертой статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии со статьей 3 Конвенции МОТ № 87 «О свободе объединения и защите права на организацию» организации работников имеют право вырабатывать свои уставы и свободно организовывать свою деятельность. При этом Комитет по свободе объединения Административного совета МОТ отмечает, что положения, которые предоставляют государственным властям право ограничивать свободу профсоюза в распоряжении профсоюзными средствами и их использовании по его усмотрению для нормальных и законных целей, являются несовместимыми с принципами свободы объединения (п.438. Сборник решений, принятых Комитетом по свободе объединения Административного совета МОТ, и выработанных ими принципов. Четвертое издание (пересмотренное). МБТ, Женева, 1997 г.).
В соответствии с п.33 ст.11 Федерального закона «О милиции» № 1026-1 от 18.04.1991 г. (ред.07.07.2003) органы милиции вправе участвовать в налоговых проверках организаций по запросу налоговых органов. Проведение плановых проверок членских организаций профсоюзов не предусмотрено федеральным законодательством. Указанные проверки превышают полномочия органов милиции, предусмотренные ФЗ «О милиции». Исключением является осуществление органами исполнительной власти финансового контроля за средствами от предпринимательской деятельности (п.1 ст.24 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Независимость деятельности профсоюзов означает самостоятельное осуществление своих функций. О своей деятельности профсоюзы вправе не отчитываться перед органами исполнительной власти любого уровня, органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов.
Следует отметить, что профсоюзы вправе осуществлять предпринимательскую деятельность через учреждаемые ими организации в соответствии с предусмотренными уставом целями (п.7 ст.24 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). При отсутствии фактов занятия профсоюзами такой деятельностью органы исполнительной власти не могут осуществлять финансовый контроль.
Законом гарантируется судебная защита прав профсоюзов. Дела о нарушениях прав профсоюзов должны рассматриваться судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» действия органов милиции по превышению своих полномочий следует обжаловать в прокуратуре.
Заместитель Председателя ФНПР А.И.Суриков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *