Закон о погребении 2018

  • автор:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О погребении и похоронном деле

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:

1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;

2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;

3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;

4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле

1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Погребение

Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Статья 4. Места погребения

1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее — прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 5. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти

1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее — волеизъявление умершего) — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию;

о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;

быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;

быть подвергнутым кремации;

о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

11. В случае возложения завещателем на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону обязанности по осуществлению погребения завещателя в соответствии с его волей (статья 1139 Гражданского кодекса Российской Федерации) приоритет имеет волеизъявление умершего, выраженное в завещании. (Пункт введен — Федеральный закон от 23.05.2018 № 117-ФЗ)

2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Статья 6. Исполнители волеизъявления умершего

Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Глава II. ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОГРЕБЕНИЯ

Статья 7. Исполнение волеизъявления умершего о погребении

1. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

3. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ. Указанное содействие обязаны оказывать федеральные органы исполнительной власти, федеральные государственные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги. (В редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

Статья 8. Гарантии при осуществлении погребения умершего

Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:

1) выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;

2) предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;

3) оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

4) исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.

Статья 9. Гарантированный перечень услуг по погребению

1. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

3. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств: (В редакции федеральных законов от 29.12.2006 № 263-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Пенсионного фонда Российской Федерации — на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; (В редакции федеральных законов Российской Федерации от 28.06.1997 № 91-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Федерального бюджета — на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом; (Абзац введен — Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1997 № 91-ФЗ; в редакции федеральных законов от 10.01.2003 № 8-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Фонда социального страхования Российской Федерации — на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей; (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

бюджетов субъектов Российской Федерации — в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности. (В редакции федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 28.07.2012 № 138-ФЗ)

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (Абзац введен — Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1997 № 91-ФЗ; в редакции федеральных законов от 07.08.2000 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 238-ФЗ; (в редакции Федерального закона от 19.12.2016 № 444-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента. (Абзац введен — Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1997 № 91-ФЗ; в редакции Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ)

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения. (Абзац введен — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

4. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

5. Гражданам, получившим предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 10 настоящего Федерального закона, не выплачивается.

Статья 10. Социальное пособие на погребение

1. В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 07.08.2000 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 238-ФЗ; от 19.12.2016 № 444-ФЗ)

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента. (В редакции Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ)

(Пункт в редакции Федерального закона Российской Федерации от 28.06.1997 № 91-ФЗ)

2. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:

органом, в котором умерший получал пенсию;

организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего; (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности; (В редакции федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 28.07.2012 № 138-ФЗ)

территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего. (Абзац введен — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

3. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из федерального бюджета возмещаются Пенсионному фонду Российской Федерации расходы, связанные с выплатой социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 8-ФЗ)

(Пункт введен — Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1997 № 91-ФЗ)

4. Информация о выплате социального пособия на погребение размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». (Пункт введен — Федеральный закон от 07.03.2018 № 56-ФЗ)

Статья 11. Гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, участников войны

Законопроект «О погребении и похоронном деле», разработанный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, внесен на рассмотрение в Правительство России.

Согласно материалам, размещенным на сайте Минстроя РФ, проект закона о похоронном деле, призванный внести изменения в действующее похоронное законодательство, в ближайшее время будет рассмотрен в Правительстве России.

Законопроект определяет принципы похоронной отрасли России, правила и требования к оказанию ритуальных услуг, порядок погребения, создание и содержание объектов похоронного назначения. Согласно документу, основные правила и требования к похоронному делу будут утверждаться на федеральном уровне, а дополнительные – на уровне регионов.

Напомним, что законопроект предлагает ввести обязательное лицензирование похоронной деятельности. По словам замглавы Минстроя России Андрея Чибиса, такая постановка вопроса позволит прекратить нарушения, из-за которых люди, потерявшие близких, не могут получить качественные ритуальные услуги.

«Законопроектом предусмотрено, что лицензию будет выдавать, по аналогии с управляющими компаниями в ЖКХ, лицензионная комиссия с участием чиновников, общественности и профессионального сообщества. Лицензиат будет обязан соблюдать установленные стандарты деятельности в сфере ритуальных услуг. Предлагается за их несоблюдение предусмотреть процедуру судебного аннулирования лицензии за наличие нескольких грубых нарушений», – отметил замминистра Андрей Чибис.

При этом Минстрой России исключил из проекта 37-ю статью, которая предусматривала возможность повторного использования мест захоронения.

< Пред.

УДК 338.012

П. Е. Честнов

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

В. П. Чебунин

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОННОГО ДЕЛА

АННОТАЦИЯ. Переход от плановой экономики социалистического периода к свободному рынку кардинально изменил сферу услуг, как и другие отрасли. Похоронный сервис также стал областью интересов предпринимателей. Это одна из общественно-важных сфер услуг, которая охватывает практически все население страны. В статье представлен обзор основных этапов развития похоронного дела в современной России. По итогу всех этапов развития похоронного дела становится ясно, что муниципалитеты оказались в тяжелых условиях неспособности содержать объекты ритуально-похоронного назначения и организовывать правильное выполнение всех процедур и норм. При отсутствии каких-либо гарантий для частных инвесторов похоронный сервис оказался в кризисном положении. Авторы утверждают, что на сегодняшний момент необходима модернизация отрасли, основанной на взаимовыгодных отношениях в условиях государственно-частного партнерства, так как органы местного самоуправления не смогут самостоятельно разрешить существующие проблемы в ритуальном сервисе. Для этого требуется разработать единую государственную концепцию совершенствования ритуально-похоронной отрасли.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Государственно-частное партнерство; похоронное дело; динамика рынка; инвестиции; законодательство.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 11 февраля 2016 г.; дата принятия к печати 4 марта 2016 г.; дата онлайн-размещения 31 мая 2016 г.

P. Ye. Chestnov

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

V. P. Chebunin

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

MODERN ORGANIZATION OF FUNERAL BUSINESS

© П. Е. Честнов, В. П. Чебунин, 2016

KEYWORDS. Public-private partnership; funeral business; market dynamics; investments; legislation.

ARTICLE INFO. Received February 11, 2016; accepted March 4, 2016; available online

May 31, 2016.

Переход от плановой экономики социалистического периода к свободному рынку кардинально изменил сферу услуг, как и другие отрасли . Похоронный сервис также стал областью интересов предпринимателей . Это одна из общественно-важных сфер услуг, которая охватывает практически все население страны. По данным Федеральной службы государственной статистики (далее — Росстат), в 2014 г. в Российской Федерации умерло 1 912 347 млн чел., а в их похоронах принимает участие приблизительно 35 млн россиян.

1. Конец 80-х — начало 90-х гг. ХХ в. — связан с преобладающим принципом государственных похоронных служб, как было утверждено в советский период.

Исключительно государственные и муниципальные унитарные предприятия оказывали базовые услуги по погребению, обслуживали кладбища и иные объекты похоронного хозяйства. Новые правовые нормы не были созданы, отрасль работала по Инструкции о проведении похорон и содержании кладбищ от 1979 г., утвержденной Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР. Частное предпринимательство в сфере ритуальных услуг только зарождалось и ограничивалось, в основном, производством похоронных принадлежностей и намогильных сооружений, позже — предоставлением автокатафалков премиум-класса, привозимых предпринимателями из-за рубежа.

С приходом рыночной экономики в 1990-х гг. начал образовываться неоднородный рынок ритуальных услуг, происходит устранение монополии государства и возникает острая конкуренция между частными и муниципальным секторами. Ассортимент товаров и услуг существенно увеличился; частные похоронные фирмы выступили инициаторами внедрения ряда новых форм обслуживания, начали создавать свои агентские службы, салоны-магазины, ритуальные залы, службы остан-коперевозки .

Конкурентная борьба выявила множество проблем и часто приводила к нарушению прав потребителей, криминализации отрасли. Государство было вынуждено обратить внимание на проблемы ритуального обслуживания. В 1993 г. утверждена первая федеральная целевая программа развития отрасли. С 1995 г. введено лицензирование деятельности по оказанию ритуальных услуг населению. Принят Закон РФ «О погребении и похоронном деле»1, утвержденный в начальной редакции, устанавливающий следующие положения:

— похоронное дело — вид деятельности, являющийся самостоятельным;

— устройство похоронного дела реализуется органами местного самоуправления (МСУ), органами исполнительной власти субъектов РФ, федеральными органами исполнительной власти;

— услуги по погребению предоставляются специализированными службами, организованными органами МСУ;

1 О погребении и похоронном деле : федер. закон РФ от 12 янв. 1996 г. № 8ФЗ // Российская газета. 1996. 20 янв.

— граждане имеют право на целый комплекс общественных гарантий в части погребения, права лица о достойном отношении к его телу после смерти, бесплатное выделение участка земли для погребения и право на социальное пособие на погребение.

Получилось так, что закон породил одно из главных противоречий в развитии отрасли. С одной стороны, функции по погребению граждан были возложены на специализированные службы, представляющие собой, как правило, муниципальные унитарные предприятия. С другой, закон не раскрывал понятия специализированной службы и механизмов ее создания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В тот же период был принят Указ Президента РФ от «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» от 29 июня 1996 г. № 1001. Негосударственные (немуниципальные) похоронные службы, активно создаваемые в соответствии с норами гражданского законодательства в различных организационно-правовых формах, предлагали свои услуги населению, оспаривая преференции муниципальных предприятий.

Эти коллизии и юридические споры длились вплоть до принятия Закона РФ о защите конкуренции и последующего внесения разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда (постановление от 23 сентября 2008 г.) и Федеральной антимонопольной службы России о равноправии всех участников рынка, а также неправомерности передачи земель кладбищ и функций местных администраций любым хозяйствующим субъектам.

2. Середина 1990-х — начало 2000-х гг. — характеризуется жестокой конкуренцией между муниципальными и частными похоронными службами, существенным ростом частного сектора рынка и его влиянием на развитие похоронной культуры, развитием похоронного хозяйства и его инфраструктуры за счет частных инвестиций, повышением профессионального уровня работников отрасли в связи с развитием профессионального образования и выставочного движения, объединением профессионалов в рамках общественных организаций .

В субъектах РФ начала формироваться региональная и местная нормативно-правовая база похоронного дела, проявился очевидный интерес негосударственного сектора рынка к созданию и эксплуатации объектов похоронного назначения, включая кладбища, крематории и похоронные дома. Тем не менее, регламенты работы похоронных комплексов городов были традиционно ориентированы на муниципальные специализированные службы.

3. В начале 2000 гг. появилось большое количество частных хозяйствующих субъектов на рынке ритуальных услуг. Последние годы официальная статистика отмечает долю негосударственных (немуниципальных) предприятий на уровне 55-60 % (по экспертным оценкам она еще больше и достигает 70 % и более). Есть основания полагать, что многие малые частные предприятия и индивидуальные предприниматели не попадают в государственную отчетность .

На этом этапе частный сектор рынка продемонстрировал свою состоятельность и эффективность, способность оперативно и гибко реагировать в условиях нестабильной экономики. Многие частные компании хорошо зарекомендовали себя на рынке, превратившись в площадку для разработки и применения различных инноваций, освоения зарубежных технологий, нормотворческой и научно-образовательной работы, внедрения добровольных систем контроля качества.

Во многих крупных городах доля рынка, приходящаяся на частные похоронные службы, превысила 2/3 объема и более. Бизнесмены стали активно сооружать и вводить в эксплуатацию похоронные дома, ритуальные залы, производственные комплексы, автобазы, останкохранилища. За счет внебюджетных средств началось строительство крематориев в ряде городов, появилась практи-

ка передачи кладбищ на обслуживание частным похоронным компаниям по итогам конкурсов2.

В 2000-е гг. в отрасли произошли серьезные организационные перемены. С принятием Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 функция по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения была передана муниципалитетам. В 2003 г. в похоронном деле отменено лицензирование, что, по мнению многих экспертов, привело к снижению уровня обслуживания населения и стремительному росту недобросовестного предпринимательства .

С развитием законодательства о защите конкуренции серьезное воздействие на развитие рынка ритуально-похоронных услуг оказала Федеральная антимонопольная служба России. Юридическая практика показывает, что предприятия различных форм собственности на рынке услуг равноправны; муниципальные службы не имеют никаких дополнительных привилегий по отношению к другим респондентам рынка. Удалось выявить основные нарушения антимонопольного законодательства, которые приводили к рыночной нестабильности и коррупции, передаче части полномочий органов МСУ хозяйствующим субъектам.

На данном этапе стало ясно, что нормативно-правовая база предоставления ритуально-похоронных услуг, созданная в 1990-х гг., сильно устарела и не отвечает сегодняшнему рынку, не учитывает сформировавшейся практики организации похорон и использование объектов похоронного назначения, быстрого развития современных производственных технологий. Важную консолидирующую роль в отрасли стал выполнять Союз похоронных организаций и крематориев (СПОК), решение о создании которого было принято на Международной конференции по вопросам управления похоронным делом в 2002 г.

Союз объединил более 100 организаций, как муниципальных, так и частных. В 2003 и 2007 гг. по инициативе и при активном участии СПОК проведены парламентские слушания в Государственной Думе РФ по вопросам применения и модернизации похоронного законодательства. Рекомендации слушаний раскрыли широкий спектр проблем развития отрасли и возможные пути их разрешения. Взаимодействие профессионального похоронного сообщества с государственными структурами вышло на самый высокий уровень — были созданы экспертные группы при Государственной Думе РФ и Федеральной антимонопольной службе России, представители ряда министерств и ведомств вошли в состав Президиума СПОК.

Тем не менее, совершенствование отрасли и ее правовой базы происходит крайне медленно; переработка закона о погребении носит длительный и противоречивый характер. Одной из причин этого является то, что на протяжении всех этапов развития отрасли актуальной оставалась проблема эффективного управления отраслью. Государство изначально законодательно не установило федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за организацию ритуально-похоронной сферы услуг. Вопрос ведомственной принадлежности похоронного дела всегда оставался открытым ввиду наличия двух важнейших компонент:

— договорных отношений, связанных с приобретением услуг и товаров;

— сооружением и эксплуатацией объектов похоронного назначения, обслуживанием обширных территорий.

Традиционно часть вопросов отрасли брал на себя Минбыт России, часть — Минстрой России. Еще одна существенная особенность отрасли — плотное взаимодействие с медицинскими учреждениями, курируемыми Минздравом. Работа кладбищ

2 На мертвой точке // Российская газета. 2010. 6 авг.

и иных объектов похоронного назначения регламентируется санитарно-гигиеническими нормами и правилами, утверждаемыми Главным государственным санитарным врачом РФ .

В ходе административных реформ профильное министерство так и не было определено, а с совершенствованием законодательной базы о местном самоуправлении и передачи вопроса организации ритуально-похоронных услуг и содержания в достойном состоянии земли для захоронения к полномочиям органов местного самоуправления государство отстранилось от заботы и помощи в сфере захоронения граждан и улучшении похоронного хозяйства. Свертывание системы государственного надзора вызвало снижение качества в сфере ритуального обслуживания. По этому поводу глава Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ М. Мень сообщил, что до сих пор нормативно-правовая база похоронного дела не модернизирована в должной степени, несмотря на масштабную работу в этом направлении со стороны профессионального похоронного сообщества, ряда министерств и ведомств. В России так и не выработана единая государственная политика развития сферы ритуального обслуживания населения3.

Муниципалитеты оказались в тяжелых условиях неспособности содержать объекты ритуально-похоронного назначения и организовывать правильное выполнение всех процедур и норм. Частные инвесторы оказались в кризисном положении из-за отсутствия каких-либо гарантий в похоронном сервисе. Стало понятно, что без правового регулирования и привлечения государственных и рыночных средств нормальное функционирование отрасли невозможно .

По нашему мнению, построение грамотных отношений между государством и частными предпринимателями по модернизации похоронного сервиса позволит сделать новый прорыв к построению новой похоронной инфраструктуры и внедрению современных форм обслуживания. При этом требуется законодательно установить регламенты, что позволит создать социальную защищенность населения и даст гарантии для предпринимателей . У нас есть основания утверждать, что на сегодняшний момент необходима модернизация отрасли, которая будет основана на взаимовыгодных отношениях в условиях государственно-частного партнерства. Стало ясно, что органы местного самоуправления не смогут разрешить проблемы ритуального сервиса. Требуется разработать единую государственную концепцию совершенствования ритуально-похоронной отрасли. При этом необходимо отметить, что серьезных изменений требует нормативно-правовая работа.

Объем реализации услуг по погребению естественным образом привязан к показателю смертности населения. В этом смысле, на макроуровне рынок ритуальных услуг конечен и ограничивается количеством умерших, которых необходимо похоронить. Рост объемов реализации в отрасли может происходить за счет продажи более качественных и дорогих похоронных принадлежностей, расширения ассортимента основных и дополнительных услуг, предоставления мест захоронения нового типа на коммерческой основе. Переход к новому механизму сотрудничества и саморегулирования в государственно-частном партнерстве на сегодняшний день является реальной возможностью в усовершенствовании похоронной отрасли.

Теперь рассмотрим количественные характеристики отрасли. Общие представления о рынке ритуальных услуг можно получить из анализа демографических

3 URL : http://echo.msk.ru/blog/advokat_sazonov/more/1333608.html.

Таблица 1

Статистика демографических показателей в Российской Федерации (по состоянию на 9 июня 2015 г.)

Годы Общее количество, чел. На 1 000 чел. населения

родившихся умерших естественный прирост родившихся умерших естественный прирост

1950 2 745997 1 031 010 1 714 987 26,9 10,1 16,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1960 2 782 353 886 090 1 896 263 23,2 7,4 15,8

1970 1 903 713 1 131 183 772 530 14,6 8,7 5,9

1980 2 202 779 1 525 755 677 024 15,9 11,0 4,9

1990 1 988 858 1 655993 332 865 13,4 11,2 2,2

1995 1 363 806 2 203 811 -840 005 9,3 15,0 -5,7

2000 1 266 800 2 225 332 -958 532 8,7 15,3 -6,6

2001 1 311 604 2 254 856 -943 252 9,0 15,6 -6,6

2002 1 396 967 2 332 272 -935 305 9,7 16,2 -6,5

2003 1 477 301 2 365 826 -888 525 10,2 16,4 -6,2

2004 1 502477 2 295 402 -792 925 10,4 15,9 -5,5

2005 1 457376 2 303 935 -846 559 10,2 16,1 -5,9

2006 1 479637 2 166 703 -687 066 10,3 15,1 -4,8

2007 1 610 122 2 080 445 -470 323 11,3 14,6 -3,3

2008 1 713947 2 075 954 -362 007 12,0 14,5 -2,5

2009 1 761 687 2 010 543 -248 856 12,3 14,1 -1,8

2010 1 788 948 2 028 516 -239 568 12,5 14,2 -1,7

2011 1 796 629 1 925 720 -129 091 12,6 13,5 -0,9

2012 1 902 084 1 906 335 -4 251 13,3 13,3 0,0

2013 1 895 822 1 871 809 24 013 13,2 13,0 0,2

2014 1 942 683 1 912 347 30 336 13,3 13,1 0,2

Составлено по: URL : www.gks.ru.

На данный момент в отрасли работают более чем 12,1 тыс. похоронных организаций (статистика за 2014 г.), В Российской Федерации используются 18 крематориев (табл. 2). В 2014 г. зафиксировано 1 865 500 захоронений (97 % от количества умерших); 7 % приходится на кремацию.

Захоронения в землю и кремации выполняют одинаковую функцию, при этом цена на погребения примерно одинакова (рис. 1).

Объем реализации в 2014 г. оценивается Росстатом более чем в 30,1 млрд р. (рис. 2), но в Иркутской области захоронения осуществляются только в землю, так как отсутствует крематорий. Уверены, что в реальности объем продаж рынка значительно выше данного показателя. Проверим это на примере основного набора услуг, используя показатели, приведенные в табл. 3.

Для расчета реальной емкости рынка возьмем среднюю стоимость похорон на уровне 35 тыс. р. (данные СПОК). Стандартный необходимый пакет услуг включает услуги агента, подготовку тела к погребению, транспортное обслуживание, предоставление ритуального зала, комплект похоронных принадлежностей (облачение умершего, гроб с постелью, венок). Стоимости услуг по захоронению гроба с телом и кремации с последующим предоставлением урны примем равными на уровне 7 тыс. р.

Таблица 2

Сведения Росстата о крематориях в Российской Федерации в 2014 г.

Федеральный округ Число крематориев Количество кремаций за год

Центральный 5 68 430

Москва 3 52 771

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Балашиха (Московская обл.) 1 8 785

Тула 1 6 874

Северо-Западный 1 33 795

Санкт-Петербург 1 33 795

Южный 1 504

Ростов-на-Дону 1 834

Волгоград 1 670

Уральский 10 811

Екатеринбург 1 8 343

Нижний Тагил (Свердловская обл.) 1 1 392

Сургут (Ханты-Мансийский автономный округ) 1 285

Челябинск 1 791

Сибирский 8 901

Новокузнецк (Кемеровская обл.) 1 4 628

Норильск (Красноярский край) 1 964

Иркутская обл. 1 (?) 3 309

Дальневосточный 5 028

Артем (Приморский край) 1 1 684

Владивосток 1 1 649

Хабаровск 1 1 695

Всего 18 128 469

Щ Кремация | Захоронение в землю

Рис. 1. Объемы продаж по услугам погребения, %

млрд р. б0

50 40 30 20 10 0

140 % 120 100 80 60 40 20 0

2013 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(январь-июль)

объем рынка ритуальных услуг, млрд р. -#- % к предыдущему году

Рис. 2. Объемы рынка ритуальных услуг в 2010-2014 гг.

Таблица 3

Показатели для расчета реальной емкости рынка ритуальных услуг в Российской Федерации в ценах 2014 г.

Показатель Величина

Потенциальный рынок Ур, чел. 1 912347

Реальный (доступный) рынок У, чел. 1 865 500

Средняя стоимость услуг по организации похорон Pf, р. 26 000

Средняя стоимость услуг по захоронению гробом Pg, р. 9 000

Средняя стоимость кремации с предоставлением урны Рсг, р. 7 000

Средняя стоимость похорон Р, р. 35 000

Средняя стоимость намогильного сооружения с установкой Рт, р. 20 800

Средняя стоимость разовой уборки места захоронения Рс1, р. 1 500

Доля кремаций, % 7

Доля заказов на установку намогильных сооружений, % 50

Доля заказов на уход за местом захоронения, % 10

При средней стоимости стандартного памятника (небольшая стела с цветником) 16 тыс. р. учтем 30 % на расходы по установке, получим 20 800 р.

Для расчета реальной емкости рынка ритуальных услуг 5 за годовой период возьмем следующую формулу:

5 = VP + 0,5УРт + 0,1 VPcl.

Таким образом, 5 составит 84,97 млрд р. (1 865 500 ■ 35 000 + 932 750 ■ 20 800 + + 186 500 ■ 1 500). Важно отметить, что данный расчет не учитывает расходов на услуги по организации и проведению поминальных трапез, предоставлению колум-барных ниш, изготовлению и установке оград и других услуг, т. е. реальный показатель емкости рынка еще выше и может достигать 90 млрд р. и более.

Структурно-функциональная схема организации похоронного дела в Российской Федерации (рис. 3) на общегосударственном уровне включает ряд министерств и ведомств: Минрегион России, Минэкономразвития России, Минздрав России, Минобороны России, Минобрнауки, Роспотребнадзор,Росстандарт, Федеральную антимонопольную службу России и др. С ними взаимодействуют общественные и научно-образовательные организации.

Л Законы, нормы Министерства и ведомства Образовательные учреждения У С \ Союз похоронных организаций и крематориев V У

*

Организация родовых ^ захоронений Региональные общественные организации f Л Региональное представительство V У

*

Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения Объекты и территория Хозяйствующие субъекты С \ Участники рынка V У

Рис. 3. Структурно-функциональная схема организации похоронного дела

в Российской Федерации

На уровне субъектов РФ регулирование отрасли практически не осуществляется. Этот пробел необходимо восполнить, вернув региональные органы исполнительной власти в систему управления отраслью и наделив их определенными полномочиями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основная ответственность за организацию похоронного дела лежит на органах МСУ, которые в настоящее время не имеют достаточных ресурсов для обеспечения качественного похоронного сервиса и четкого выполнения социальных гарантий по погребению. Кроме того, во многих муниципалитетах по-своему трактуют нормы Закона о погребении, что приводит к нарушению антимонопольного законодательства.

Федеральная антимонопольная служба России указала на следующие особенности, препятствующие развитию рынка ритуальных услуг:

1. Основные проблемы присутствуют в крупных городах в условиях дефицита мест захоронения.

2. Еще одной из причин является неверное применение закона о погребении.

3. Ритуальные услуги в городах относятся к рынкам с недобросовестной и неразвитой конкуренцией.

4. Часто присутствуют факты создания искусственного доминирования отдельных служб, это влияет на деятельность других субъектов.

5. В муниципальных образованиях часто отсутствуют нормативно-правовые акты, корректирующие работу ритуальной сферы.

В результате нами были выявлены следующие пункты, на которые требуется обратить внимание:

1. Недостаточное финансирование на содержание мест захоронения.

2. Нехватка земельных участков в мегаполисах.

3. Противостояние между медициной и ритуальной сферой (больничные морги организовывают ритуальный бизнес, не имея навыков в данной отрасли).

4. Несовершенство нормативно-правовой базы в ритуальной сфере.

5. Многомиллиардная коррупция в ритуально-похоронной сфере. Отсутствие контроля над похоронными службами вызывают избыток рынка.

Мы предполагаем, что для перспективного развития данной отрасли необходимо:

— повышение профессионального образования работников (курсы);

— продвижение новых товаров и услуг;

— развитие кремации и новых методов безопасного захоронения;

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2016. Т. 7, № 3 ISSN 2411-6262 20 1 6, vol. 7, no. 3

— модернизация и реконструкция ритуальных объектов;

— привлечение частного бизнеса к строительству негосударственных кладбищ и прилегающих сооружений.

Список использованной литературы

2012. — Ч. 1. — 380 с.

2013. — 268 с.

3. Чонка А. К. Государственно-частное партнерство: симбиоз государства и бизнеса /

A. К. Чонка // Бюджет. — 2009. — № 7. — С. 56-61.

4. Шефов С. А. Психология горя : учеб. пособие / С. А. Шефов. — СПб. : Речь, 2007. — 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Варнавский В. Г. Альянс на неопределенный срок / В. Г. Варнавский // ФельдПо-чта. — 2004. — № 29. — С. 5-11.

2006. — 209 с.

9. Горев В. П. Специфика формирования конкурентного процесса в экономики России /

B. П. Горев // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2005. — № 1 (42). — С. 8-13.

11. Сюткин Н. Г. Основы ритуально похоронного дела : учеб. пособие / Н. Г. Сюткин. — М. : Альфа-М, 2009. — 320 с.

12. Gerrard Michael B. Public-Private Partnerships / Michael B. Gerrard // Finance and Development. — 2001. — Vol. 38, № 3. — P. 48-51.

4. Shefov S. A. Psikhologiya gorya . Saint Petersburg, Rech’ Publ.,

2007. 320 p.

7. Varnavsky V. G. Alliance for an uncertain period. Fel’dPochta = Courier Service, 2004, no. 29, pp. 5-11. (In Russian).

11. Syutkin N. G. Osnovy ritual’nopokhoronnogo dela . Moscow, Al’fa-M Publ., 2009. 320 p.

12. Gerrard Michael B. Public-Private Partnerships. Finance and Development, 2001, vol. 38, no. 3, pp. 48-51.

Информация об авторах

Честнов Павел Евгеньевич — аспирант, кафедра экономики предприятий и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: evgpavel@yandex.ru.

Чебунин Виктор Петрович — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики предприятий и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: hebvik@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографическое описание статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *