Закон о культуре 2018

  • автор:

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 01.04.2020)

9 октября 1992 года N 3612-1
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КУЛЬТУРЕ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 N 115-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 21.12.2009 N 335-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 22.04.2013 N 63-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 30.09.2013 N 265-ФЗ, от 05.05.2014 N 102-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 21.07.2014 N 256-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 26.07.2017 N 205-ФЗ, от 29.07.2017 N 234-ФЗ, от 05.12.2017 N 392-ФЗ, от 18.07.2019 N 193-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации, Федеративным договором, нормами международного права, признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства, отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации, выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру, Верховный Совет Российской Федерации принимает настоящие Основы законодательства о культуре (далее — Основы) в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.

  • Раздел I. Общие положения
    • Статья 1. Задачи законодательства Российской Федерации о культуре
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о культуре
    • Статья 3. Основные понятия
    • Статья 4. Область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре
    • Статья 5. Суверенитет Российской Федерации в области культуры
    • Статья 6. Равное достоинство культур народов и иных этнических общностей Российской Федерации, их прав и свобод в области культуры
    • Статья 7. Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития, программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований
  • Раздел II. Права и свободы человека в области культуры
    • Статья 8. Неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность
    • Статья 9. Приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп
    • Статья 10. Право на творчество
    • Статья 11. Право на личную культурную самобытность
    • Статья 12. Право на приобщение к культурным ценностям
    • Статья 13. Право на эстетическое воспитание и художественное образование
    • Статья 14. Право собственности в области культуры
    • Статья 15. Право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры
    • Статья 16. Право создавать общественные объединения в области культуры
    • Статья 17. Право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности
    • Статья 18. Право на культурную деятельность в зарубежных странах
    • Статья 19. Права иностранных граждан и лиц без гражданства в области культуры
  • Раздел III. Права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры
    • Статья 20. Право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей
    • Статья 21. Право на культурно-национальную автономию
    • Статья 22. Протекционизм государства в отношении культур малочисленных этнических общностей
    • Статья 23. Культурно-национальные организации соотечественников за пределами Российской Федерации
    • Статья 24. Культурно-национальные организации иных государств в Российской Федерации
  • Раздел IV. Национальное культурное достояние и культурное наследие народов Российской Федерации
    • Статья 25. Культурное достояние народов Российской Федерации
    • Статья 26. Общероссийские библиотечный, музейный, архивный и иные фонды
  • Раздел V. Положение творческих работников
    • Статья 27. Государство и положение творческих работников
    • Статья 28. Государство и организации творческих работников
  • Раздел VI. Обязанности государства в области культуры
    • Статья 29. Государственные программы сохранения и развития культуры в Российской Федерации
    • Статья 30. Обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ
    • Статья 31. Обязанности государства по обеспечению свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности
    • Статья 32. Утратила силу
    • Статья 33. Обязанности государства по созданию условий для самореализации талантов
    • Статья 34. Обязанности государства по обеспечению приоритетных условий для национальных культур Российской Федерации
    • Статья 35. Утратила силу
    • Статья 36. Обязанности государства по ведению статистики культуры
    • Статья 36.1. Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры
    • Статья 36.2. Информационная открытость организаций культуры
  • Раздел VII. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области культуры
    • Статья 37. Полномочия федеральных органов государственной власти в области культуры
    • Статья 38. Утратила силу
    • Статья 39. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры
    • Статья 40. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры
    • Статья 40.1. Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации
  • Раздел VIII. Экономическое регулирование в области культуры
    • Статья 41. Общие условия создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры
    • Статья 41.1. Особенности управления организацией культуры
    • Статья 42. Утратила силу
    • Статья 43. Утратила силу
    • Статья 44. Приватизация в области культуры
    • Статья 45. Утратила силу
    • Статья 46. Финансовые ресурсы организации культуры
    • Статья 47. Приносящая доходы деятельность государственных и муниципальных организаций культуры
    • Статья 48. Утратила силу
    • Статья 49. Утратила силу
    • Статья 50. Утратила силу
    • Статья 51. Внешнеэкономическая деятельность в области культуры
    • Статья 52. Цены и ценообразование в области культуры
    • Статья 52.1. Оформление, реализация и возврат билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия
    • Статья 53. Взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности
    • Статья 54. Утратила силу
    • Статья 55. Социальная поддержка работников культуры
  • Раздел IX. Культурные обмены Российской Федерации с зарубежными странами
    • Статья 56. Субъекты международных культурных обменов
    • Статья 57. Политика и приоритеты международных культурных обменов
    • Статья 58. Культурное сотрудничество с соотечественниками за рубежом
    • Статья 59. Российские культурные и исторические ценности за пределами Российской Федерации
    • Статья 60. Культурные центры за рубежом
    • Статья 61. Участие в международных организациях культуры
  • Раздел X. Ответственность за нарушение законодательства о культуре
    • Статья 62. Ответственность за нарушение законодательства о культуре

Открыть полный текст документа

Культура — это понятие, которое интерпретируется в разных областях человеческой жизнедеятельности. Оно определяет объективность и субъективность человека по:

  • Компетентности;
  • Характеру;
  • Навыкам;
  • Знаниям.

Для сохранения культуры Российской Федерации, был создан Федеральный закон №3612-1.

Описание Федерального закона 3612-I

Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был принят 9 октября 1992 года. 26 июля 2017 года были внесены последние изменения.

Основные задачи ФЗ:

  • Защита и обеспечение конституционного права граждан РФ;
  • Обеспечение условий, которые способствуют созданию культурной деятельности на территории РФ;
  • Определение целей субъектов культурной деятельности;
  • Определение целей государственной политики и невмешательства Правительства в творческие процессы.

В соответствии с настоящим Федеральным законом каждый гражданин Российской Федерации может заниматься творчеством. Для правильного выбора сферы деятельности учитываются интересы и способности конкретного лица.

Изменения в законе о культуре

Руководители государственных учреждений культуры должны, в первую очередь, уделить внимание проекту закона «О культуре». Первые законодательные акты Федерального закона были отправлены на рассмотрение в Государственную Думу. Следует отметить, что Министерство культуры РФ возлагает на этот проект большие надежды. Тем не менее, основные законодательные положения базируются на тех же идеях, задачах и принципах, которые представлены в «Основах государственной культурной политики».

В проекте ярко выражены взаимоотношения между обществом, культурой и главными объединениями граждан в творческой области. Теперь каждый гражданин Российской Федерации сможет воспользоваться культурными благами, такими как:

  • литература;
  • искусство;
  • религия и прочее.

В проекте закона предлагается больше не использовать денежные средства по остаточному принципу, а разработать специальные нормы, которые будут представлять отдельный резервный фонд, направленный на культурную деятельность. При расчете должна учитываться заработная плата сотрудников, которые активно пропагандируют культурную деятельность в Российской Федерации. При этом уровень оплаты труда должен быть не ниже среднего по региону.

Планируется, что подобный метод финансирования будет более гибким, а расходы на различные направления культурной деятельности станут более эффективными.

Культурное сотрудничество с зарубежными соотечественниками

Правительство поддерживает связь с зарубежными соотечественниками и их потомками. Специально для них организовываются культурные центры, в которых проводятся разнообразные творческие мероприятия. Кроме того, государство заботится о творческих личностях. Оно создает все условия для того, чтобы подобные граждане вернулись на Родину.

С учетом Федерального закона 3612-I культурные мероприятия организовываются не только с благотворительной, но и с коммерческой целью. Стоимость билетов устанавливается организаторами, однако есть категории граждан, для которых предусмотрены льготы.

В дополнение ознакомьтесь с текстом 103 ФЗ о деятельности по приему платежей.

Льготы могут получить:

  • Дети дошкольного возраста;
  • Студенты;
  • Инвалиды;
  • Военнослужащие.

Если культурное мероприятие проводится на федеральном уровне, стоимость билетов и прочие организационные расходы устанавливаются Правительством РФ. Если культурное мероприятие организовывается органами местного самоуправления, контроль за правильным его проведением устанавливается органами государственной власти.

Скачать

Развитие культурной деятельности во внешнеэкономической среде не стоит на месте. Сегодня популярна торговля:

  • произведениями искусства;
  • изобразительной продукцией;
  • предметами антиквариата.

При реализации подобного товара учитывается порядок торговли, предусмотренный Федеральным законом 3612-I.

Прибыль от проданных товаров разделяется между авторами, посредниками и исполнителями согласно договору, подписанному при оформлении сделки. Какой процент получит каждый из них определяется индивидуально.

Для организации культурного мероприятия граждане могут использовать кредиты в национальной или иностранной валюте, хранящейся в отечественных и зарубежных банках.

Культурные ценности, которые хранятся в муниципальных и государственных музеях (архивы, картинные галереи, библиотеки) не могут быть переданы банковским организациям в качестве залога для получения кредита.

Жители Российской Федерации могут вывозить за границу предметы своей творческой деятельности с целью:

  • Проведения выставки в различных городах;
  • Других форм публичного представления собственной деятельности;
  • Продажи.

Сделки по культурным ценностям должны осуществляться в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом 3612-I.

Культурные ценности народов Российской Федерации, которые числятся в муниципальных и государственных музеях, не подлежат приватизации. Приватизировать можно другие объекты в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Однако для этого необходимо соблюдать некоторые условия:

  • Работать в области культурной деятельности для сохранения и реставрации ценностей народов;
  • Сохранить предоставление профильных услуг;
  • Организовать демонстрацию приватизированных культурных ценностей льготным категориям населения;
  • Обеспечить третьих лиц рабочими местами и другими социальными гарантиями.

Некоторые организации, работающие в культурной области, могут обеспечить социальной поддержкой определенные категории граждан. Такими организациями являются:

  • Ассоциации;
  • Общественные организации;
  • Творческие союзы.

Согласно закону о культуре творческий дчеловек имеет право на пенсию. Пенсионная выплата начисляется в порядке, предусмотренном законом РФ «О пенсионном обеспечении». Другие творческие работники, которые обладают единственным доходом в виде авторского вознаграждения, имеют право на страховую пенсию. Но только в том случае, если подобные граждане уплачивают страховые взносы в ПФ РФ.

Хотите ознакомиться с законодательными положениями ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»? Скачайте закон по ссылке.

Еще вы можете скачать текст ФЗ 103 о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Культурный слом

Концепцию нового проекта закона «О культуре» президент РФ Владимир Путин поручил подготовить своей администрации. Рабочую группу возглавил глава администрации президента Антон Вайно. Непосредственное участие в этом процессе принимали и депутаты Госдумы. Подготовленную концепцию профильный думский комитет решил обсудить с деятелями культуры — для этого и были организованы большие парламентские слушания. Всего пригласили 265 участников. При этом, выбирая, кого приглашать, комитет не стал придерживаться «шаблонов», ведь депутаты хотят услышать самые разные мнения. По такому же принципу, кстати, был сформирован и общественный совет при комитете. Так что диапазон участников оказался широким — от музыканта Сергея Шнурова (недавно вошел в совет) до, например, директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.

Код нации

С концепцией участники слушаний получили возможность ознакомиться заранее. Основные моменты обозначили советник президента по культуре Владимир Толстой и специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

Почему вообще нужен новый закон? Старый (двадцатилетней давности) безнадежно устарел, и его положения уже не реализуются. К тому же, в 2014 году были утверждены «Основы государственной культурной политики». И до сих пор в РФ нет закона, который бы создавал правовые механизмы для реализации задач.

В соответствии с концепцией проекта нового закона, культура — это «то, что формирует и транслирует особый цивилизационный код нации». Новый закон, как указано, будет направлен на «создание правовых механизмов опережающего культурного развития общества». Особая миссия культуры не должна сводиться ни к рыночным механизмам, ни к сфере потребления, ни к госуслугам, особо подчеркивается в документе.

Культура благодаря принятию закона будет выведена за рамки правового регулирования социальной сферы. Ведь нынешний подход приводит к неуклонному вытеснению культурной деятельности из сферы ответственности государства в чисто рыночные отношения. «Каждый из нас может на примере собственной работы проследить процесс трансформации отечественной культуры в коммерческий продукт, — сказал, представив этот основной постулат концепции, Владимир Толстой. — Культурная деятельность — чем дальше, тем больше — измеряется в рублях и цифрах, а не в восторгах зрителей, слушателей, читателей». Ощутили на себе невидимую «руку рынка» и профессиональное искусство, и система подготовки творческих кадров, посетовал советник президента.

Может ли блогер танцевать и петь в Большом театре? С помощью фотошопа может

А ведь, если искусство — это услуга, то применим принцип «потребитель всегда прав». Следствием этого является снижение культурного уровня, деградация искусства, говорится в концепции. В результате распространения духовных ценностей при помощи сферы услуг молодежь начинает искать идейную и духовную основу вне культуры. Это, согласно документу, объясняет распространение идей радикального ислама или национализма, «групп смерти», а также провоцирование молодежи на участие в незаконных протестных акциях. В творческой среде это тоже ведет к выталкиванию в зону протестной деятельности.

Другое существенное следствие — учреждения культуры вынуждены наращивать число проектов в целях заработать деньги и отчитаться перед государством. Система госзаданий ведет к вмешательству органов власти в творческий процесс, говорится в концепции.

Принцип невмешательства

Провозглашаются основные принципы — свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность. Государство, согласно документу, должно делегировать часть полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам. Обязанность государства — создавать благоприятные для культурного развития политические, законодательные и экономические условия. С творчеством же учреждения культуры разберутся сами.

Как это реализовать? В концепции идет речь об изменении принципа господдержки культуры. Отдельно — хозяйственная деятельность учреждений культуры, отдельно — творческая. При этом неотъемлемой частью управления в сфере культуры должны стать творческие объединения. Это, по задумке, позволит максимально снизить уровень непосредственного участия бюрократического аппарата в решении вопросов содержания культурной деятельности. Творчество учреждений культуры отныне не будет попадать под действие законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. Бюджетные субсидии будут выделяться на основе согласованной сметы (без нормативов затрат). Только хозяйственная деятельность будет регулироваться по общим принципам.

Прописывается и правило, согласно которым руководители учреждений культуры могут быть назначены или уволены только после получения согласия соответствующего профессионального сообщества.

Органы власти не имеют право вмешиваться в творческую деятельность и путем госзаказа на создание произведения искусства. Согласно концепции, это допускается только по конкурсу и без условий в виде ограничений для взглядов авторов (политических, религиозных и т.п).

— Концепция — это скелет будущего закона, который предстоит сделать полнокровным телом, — заявил Толстой, призвав участников слушаний помогать своими рекомендациями.

Что рекомендовали «люди культуры»

Михаил Швыдкой назвал получившийся документ «новаторским», но выразил ряд сомнений. Самое главное — на тему разделения хозяйственной и творческой деятельности. Оно ведь условное — хозяйственная деятельность тоже нацелена на решение творческих вопросов, отметил Швыдкой, призвав в этом вопросе быть аккуратнее.

Глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская призвала ввести в правовое поле термин «произведение литературы и искусства», законодательно отделив его от прочей информации. Благодаря перекосу в регулировании, «публичное ДНК-тестирование и стихи Пушкина равны перед нашим законодательством». И пока существует это равенство, «мы так и будем бегать и вручную спасать художественные произведения от разных ограничений и ущемлений», сказала Ямпольская. В том числе — от необоснованного нормальной логикой навешивания ярлыков в виде возрастной маркировки.

Директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина в связи с этим рассказала, как ребенку отказались выдать в библиотеке произведение Валентина Катаева «Сын полка», потому что издатель промаркировал эту книгу «16+». Должно быть одно законодательное ограничение — «18+», заявила директор библиотеки. Все остальные маркировки должны оставаться на уровне рекомендаций. Ямпольская с ней согласилась — такое изменение в законодательство комитет намерен предложить в ближайшее время.

Говоря в целом о готовящемся законе, глава комитета назвала его «делом сложным». «Культура — это вариативность, отсутствие четких границ. Как на это меняющееся пространство наложить сетку закона?» — размышляла она.

Тему продолжил музыкант Сергей Шнуров, который выступил коротко, но ярко. До начала слушаний он был настроен радикально и даже предложил ликвидировать Минкультуры в разговоре с журналистами. В своем выступлении музыкант обратил свой критический взор на обсуждаемый документ и заявил, что регламентировать культуру невозможно. Можно только «создавать атмосферу благоприятствования, уважения». Да и инвестировать в культуру бесполезно, добавил музыкант. «Вы пытаетесь с помощью сети поймать океан!» — сказал он авторам концепции.

Шнуров также заявил, что «любой блогер может стать производителем смыслов».

— Может ли блогер танцевать и петь в Большом театре? — поинтересовалась Ямпольская (к трибуне как раз выходил следующий выступающий, гендиректор Государственного академического Большого театра Владимир Урин).

— С помощью фотошопа может! — заявил музыкант.

— Не может, конечно, — поспорил Урин, но развивать эту тему не стал. Он предпочел говорить о конкретных положениях концепции. В частности, призвал категорически уйти от формулировки о том, что «бюджетные субсидии определяются на основе согласованной сметы». Такая система устарела и является отголоском советского прошлого, заметил Урин.

Было конструктивное замечание и у музыканта Андрея Макаревича. Он обратил внимание на то, что в концепции как одно из проявлений культурного кризиса преподносится «негативная оценка значительных периодов российской истории». Макаревич призвал заменить «негативную» на «необъективную», так как в нынешнем виде налицо «перегиб».

Директор Института социологии РАН Михаил Горшков призвал учесть в документе возросшее влияние интернета, динамику культурных предпочтений россиян.

Глава ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов — уделить внимание продвижению российского искусства за рубежом. А директор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный рекомендовал прописать в законе инструментарий, который позволит «призвать к ответу» тех, кто оскорбляет деятелей культуры. В пример он привел заявления журналиста Александра Невзорова, который в знак возмущения от шумихи вокруг смерти певицы Юлии Началовой в шутку предложил похоронить артистку в мавзолее. Нужно лишать слова за такое, заявил Запашный.

Когда примут закон?

Предложений и просто размышлений о регулировании сферы культуры прозвучало еще немало. Теперь рабочая группа перейдет от «лирики к делу» и будет писать сам законопроект на основе концепции. «Хотелось бы принять закон в этом году. Месяца три-четыре будет писаться, осенью будем обсуждать, попытаемся до конца года принять», — сказал журналистам по итогам обсуждения Владимир Толстой. Он заверил «РГ», что трибуну деятелям культуры для того, чтобы высказаться по законопроекту, обязательно предоставят, а ценные рекомендации будут учтены.

Post Scriptum

Глава Минкультуры ответил Шнурову на призыв упразднить министерство

Министр культуры РФ Владимир Мединский прокомментировал слова музыканта Сергея Шнурова о необходимости упразднения Минкультуры России.

Шнуров озвучил свою позицию журналистам накануне — перед парламентскими слушаниями в Госдуме, на которых обсуждалась концепция проекта закона о культуре. Музыкант раскритиковал минкультуры и предложил упразднить это ведомство. В качестве аргумента он сообщил, что ни в одной нормальной стране нет министерства культуры.

Мединский прокомментировал слова музыканта о своем ведомстве на IV Московском культурном форуме (в рамках проекта «Просто о сложном»). «Он просто не понимает, что говорит вообще. Министерства культуры есть везде, во всех странах», — заметил Мединский. Он предположил, что министры культуры Франции, Италии, Турции, Китая, Великобритании «очень удивились бы, если бы услышали, что их, оказывается, нет».

Что представляет собой закон?

Правовой базой в сфере сохранения и развития масскультуры, творчества и искусства в России является документ N 3612-1 под названием «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», утвержденный Верховным Судом РФ в октябре 1992 года.

Документ составлен из десяти разделов, включающих 62 статьи. В кратком выражении структура закона выглядит следующим образом:

  1. Общие положения: цели, задачи, терминология, профильное законодательство, область применения, суверенитет РФ в области культуры, равенство статуса культур различных народов России, их прав и обязанностей в данной сфере, обязательность включения культурных направлений в федеральные программы и планы;
  2. Неотъемлемые права и свободы человека на творчество, самобытность, приобщение к ценностям, эстетическое воспитание и художественное образование, создание различных творческих организаций и объединений, свобода вывоза собственных произведений за рубеж, ведение культурной деятельности в других странах и др.;
  3. Права и свободы народностей и этно-сообществ на сохранение и развитие национальной самобытности, культурно-национальную независимость; государственная защита культур малочисленных этносов, творческие и культурные организации российской диаспоры за рубежом, а также иностранные — у нас в РФ;
  4. Культурное наследие: достояние народов России, всероссийские библиотечные, архивные, музейные и другие фонды;
  5. Статус работника творческой сферы: государство и работники, государство и творческие организации;
  6. Обязанности государства: госпрограммы сохранения и развития культуры в РФ, обеспечение доступности культурной деятельности и ценностей для населения, предоставление свободы и самостоятельности субъектам культурной деятельности, создание предпосылок для реализации талантов, обеспечение приоритетных позиций для нац. культур РФ, ведение профильной статистики, независимая оценка качества условий оказания услуг, информационная открытость;
  7. Полномочия участников: федеральных и региональных органов гос. власти, а также органов местного самоуправления; ежегодный доклад государства о достижениях и состоянии российской культуры;
  8. Экономическое регулирование: создание и ликвидация творческих организаций, особенности управления, источники финансирования, доходы от деятельности, ценообразование, сотрудничество с организациями из других сфер деятельности, соцподдержка работников культуры;
  9. Международный культурный обмен: субъекты обмена, политика и приоритеты, сотрудничество с согражданами, проживающими за рубежом, российские культурно-исторические ценности за границей, зарубежные центры российской культуры;
  10. Ответственность за нарушение профильного законодательства.

Полезно также ознакомиться с последними изменениями Федерального закона №161. Подробнее

Первая статья закона гласит, что основными задачами профильного законодательства являются:

  • Охрана и реализация конституционного права населения России на культурную деятельность;
  • Обеспечение свободы деятельности объединений, этнических сообществ и народностей РФ в сфере творчества и искусств;
  • Обозначение принципов планирования профильной федеральной политики, оказания гос. поддержки; принцип обеспечения невмешательства в творческую деятельность.

Положения закона охватывают следующие области:

  • Памятники истории и культуры — их определение, изучение, защита, восстановление и использование;
  • Жанры искусства, такие как: худ. литература, музыка, кинематограф и фотография, театральное и хореографическое искусство, архитектура, дизайн и др.;
  • Народная культура во всех ее проявлениях: промыслы и ремесла, языки, диалекты, фольклор, традиции и обряды;
  • Творческая самодеятельность;
  • Коллекционирование и экспонирование;
  • Издание книг и печатной продукции, их распространение, использование, архивное и библиотечное дело;
  • Теле- и радиовещание в контексте создания и распространения культурных ценностей;
  • Образование в сфере художественных искусств;
  • Изучение культуры с точки зрения различных наук;
  • Международные обмены (знаниями, произведениями и др);
  • Создание материально-технической базы и иная деятельность, способствующая сохранению, созданию и популяризации культурных ценностей.

Читайте также ФЗ № 161 в последней редакции

Последние поправки

Закон о культуре в последней редакции датируется 5-м декабря 2017 года. Тогда, с выходом закона ФЗ-392 о внесении изменений в отдельные акты РФ по вопросам усовершенствования независимой оценки качества условий оказания услуг, поправку претерпели статьи 36.1 и 36.2.

Большая часть изменений в законе коснулась однотипных формулировок. Словосочетания, в которых присутствовало слово «качество», были дополнены после него словом «условий» (напр., качество условий оказания услуг).

Отдельные положения статей закона были изложены в новой редакции.

Часть 2 ст. 36.1 гласит, что независимая оценка качества условий оказания услуг проводится на основании следующих критериев:

  • Открытость и доступность информации о проводимых мероприятиях;
  • Комфортность;
  • Доброжелательное и вежливое отношение работников организаций;
  • Удовлетворенность аудитории качеством оказанных услуг;
  • Доступность услуг для людей с физическими ограничениями.

Согласно части 6-ой статьи 36.1, общественные палаты РФ, субъектов России и муниципальных образований в случае обращения органа исполнительной власти, уполномоченного в области выработки и реализации гос. политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, в течение не более одного месяца должны сформировать общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры. В состав совета входят представители общественных организаций, уполномоченных в сфере защиты прав и интересов граждан, а также члены объединений инвалидов. Такая проверка может быть проведена в отношении государственных организаций, либо организаций, финансируемых из бюджета.

В части 7-ой той же статьи говорится, что упомянутый выше совет формируется на трехлетний срок не менее, чем из пяти человек. При назначении нового состава сменяется не менее 1/3 членов совета. Действует совет на общественных началах. Представители органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных творческих объединений, руководители и работники организаций, оказывающих услуги в культурной сфере, не могут входить в состав совета по независимой оценке. Однако они могут привлекаться в качестве консультантов. Информация о ходе и результатах деятельности совета должна публиковаться на официальном сайте органа, при котором он был создан.

Статья 36.1 была дополнена частями 17 и 18, которые гласят, что руководители государственных и муниципальных культурных учреждений, в соответствии с трудовым законодательством России, должны нести ответственность за неисполнение указаний по устранению недостатков, выявленных в результате проведения независимой оценки.

Сведения об эффективности работы руководителя, в том числе о результатах независимой оценки и о выполнении плана по устранению недостатков, вносятся в трудовой договор. Эти результаты учитываются также при оценке эффективности деятельности руководителей исполнительных органов, органов самоуправления и должностных лиц.

Скачать текст закона о культуре РФ

Статья 8 рассмотренного нами закона гласит, что творческая деятельность признается неотъемлемым правом всех россиян, вне зависимости от расового и этнического происхождения, пола, социального и финансового статуса, языковой принадлежности, взглядов на политику и религию, образования, профессии и других факторов.

Чтобы ознакомиться подробнее с порядком реализации такого права, а также нормативной базой в сфере сохранения и развития искусства и творчества, предлагаем скачать «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ от 09.10.1992 N 3612-1) в актуальной редакции.

Список федеральных законов о культуре

Рассмотренный в настоящей статье закон является базовым, но далеко не единственным в данной области. Творческую сферу прямо или косвенно регулируют десятки законов и подзаконных актов. Ниже приведены наименования и ссылки на скачивание основных таких документов.

  • Конституция России, которая в статье 44 провозглашает свободу творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни общества, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям;
  • Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», определяющих важнейшие направления политики государства в данной сфере. Позиционируется как базовый документ, который служит для написания и усовершенствования иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития России в указанном направлении;
  • Распоряжение Правительства РФ N 326-р от 29 февраля 2016 г. об утверждении Стратегии государственной культурной политики (ГКП) на период до 2030 года. На основе этого документа разрабатываются соответствующие региональные стратегические планы.

Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 N 4804-1 (последняя редакция)

15 апреля 1993 года N 4804-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О ВЫВОЗЕ И ВВОЗЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 17.07.2009 N 150-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 18.06.2017 N 127-ФЗ, от 28.12.2017 N 435-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Закон имеет целью сохранение культурного наследия многонационального народа Российской Федерации. Настоящий Закон направлен на развитие международного культурного сотрудничества, взаимное ознакомление многонационального народа Российской Федерации и народов других государств с культурными ценностями друг друга, предотвращение незаконных вывоза и ввоза культурных ценностей, содействие возвращению незаконно вывезенных и незаконно ввезенных культурных ценностей. (преамбула в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 435-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Раздел I. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования и область применения настоящего Закона. Правовое регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей
    • Статья 2. Утратила силу
    • Статья 3, статья 4. Утратили силу
    • Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
    • Статья 6, статья 7, статья 8, статья 9, статья 9.1, статья10, статья 11. Утратили силу
    • Статья 11.1. Совет по сохранению культурного наследия и развитию международного обмена культурными ценностями
    • Статья 11.2. Общие требования к экспертизе культурных ценностей
  • Раздел II. Органы государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей (статья 12, статья 13, статья 14, статья 15, статья 16). — Утратил силу
  • Раздел III. Ввоз и временный ввоз культурных ценностей
    • Статья 17. Утратила силу
    • Статья 18. Утратила силу
    • Статья 19. Утратила силу
    • Статья 20, статья 21, статья 22, статья 23, статья 24, статья 25, статья 26. Утратили силу
    • Статья 26.1. Ввоз культурных ценностей
    • Статья 26.2. Временный ввоз культурных ценностей
  • Раздел IV. Вывоз и временный вывоз культурных ценностей
    • Статья 27, статья 28, статья 29, статья 30, статья 31, статья 32, статья 33, статья 34. Утратили силу
    • Статья 35. Утратила силу
    • Статья 35.1. Культурные ценности, не подлежащие вывозу без обязательства их обратного ввоза
    • Статья 35.2. Вывоз культурных ценностей
    • Статья 35.3. Порядок выдачи физическим лицам заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей для личного пользования
    • Статья 35.4. Получение лицензии на вывоз культурных ценностей
    • Статья 35.5. Цели временного вывоза культурных ценностей
    • Статья 35.6. Порядок выдачи заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей
    • Статья 35.7. Документы, необходимые для выдачи заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей
    • Статья 35.8. Основания для отказа в выдаче заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей
    • Статья 35.9. Порядок продления срока временного вывоза культурных ценностей
    • Статья 35.10. Дипломатическая защита прав и интересов граждан Российской Федерации и Российских юридических лиц в связи с временным вывозом культурных ценностей
    • Статья 35.11. Вывоз и временный вывоз культурных ценностей, в отношении которых правом Евразийского экономического союза не установлен разрешительный порядок вывоза
    • Статья 35.12. Возврат культурных ценностей после временного вывоза
  • Раздел V. Предотвращение незаконных вывоза и ввоза культурных ценностей и незаконной передачи права собственности на них
    • Статья 36. Предотвращение незаконных вывоза и ввоза культурных ценностей
    • Статья 37. Истребование культурных ценностей из незаконного владения и передача культурных ценностей, обращенных в собственность государства
    • Статья 38, статья 39, статья 40, статья 41, статья 42, статья 43, статья 44, статья 45, статья 46. Утратили силу
  • Раздел VI. Сборы и платежи (статья 47, статья 48, статья 49, статья 50, статья 51, статья 52, статья 53, статья 54). — Утратил силу
  • Раздел VII. Ответственность за нарушение законодательства о вывозе и ввозе культурных ценностей (статья 55, статья 56, статья 57, статья 58). — Утратил силу
  • Раздел VIII. Межгосударственное сотрудничество и международные договоры (статья 59, статья 60, статья 61, статья 62). — Утратил силу
  • Раздел IX. Заключительные положения
    • Статья 63. Ответственность за незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей
    • Статья 64. Ответственность за невозвращение временно вывезенных культурных ценностей
    • Статья 65. Ответственность эксперта по культурным ценностям

Открыть полный текст документа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *