Закон о криптовалюте 2018

  • автор:

Содержание

Что не так с новыми законами Госдумы о криптовалютах?

Криптовалюта — новое явление для государств. Когда «криптовалюта», «токены», «майнинг» входят в обиход обычных людей, возникает необходимость в правовом регулировании и защите. Поэтому депутаты Госдумы в первом чтении приняли 3 законопроекта, касающихся криптовалюты. Редакция RusCoins.info прочла тексты законопроектов и готова разъяснить букву закона для рядовых пользователей криптовалютами.

Законопроект «О цифровых правах»

По сегодняшний день в РФ криптовалюты и операции, связанные с ними, за рамками закона, так как криптовалюты не закреплены как объект правовой охраны.

Изменения и нововведения

В Гражданском кодексе РФ (далее — ГК) предлагается внести определения «цифровые права» (ст.1411) и «цифровые деньги» (ст. 1412) и включить в список объектов гражданского права (ст. 128).

Законодатель определяет цифровое право как совокупность электронных данных (код или обозначение), существующие в информационной системе (читай — блокчейн), при условии, что в данной системе обеспечена возможность лица, имеющего данный код, получить возможность в любой момент ознакомиться с описанием соответствующего объекта гражданских прав.

Под цифровыми деньгами законодатель определяет совокупность электронных данных, используемых пользователями блокчейн для осуществления платежей.

Переход цифрового права, обременение или ограничение распоряжения им могут быть осуществлены исключительно через запись в информационной системе сведений.

Сделка с цифровым правом, отвечающая требованиям закона, подлежит судебной защите.

Зачем нужен этот законопроект

Законодатель РФ предлагает определение цифрового права и цифровых денег и предлагает внести их в список объектов гражданского права.

Таким образом, криптовалюты могут стать объектом купли-продажи, могут входить в состав имущества должника при банкротстве. Криптовалюту можно будет завещать, получить в наследство, получить как часть совместно нажитого имущества в случае развода. Сделки с цифровым правом будут подлежать судебной защите.

НО! Криптовалюта не является законным средством платежа. Иными словами, купить что-то за криптовалюту легально нельзя. Что делать простому человеку с биткоином, оставленным в наследство, не ясно. Законодатель оставляет пространство для установления в будущем специального режима оборотоспособности криптовалюты и её обмену на фиатную валюту, однако для этого потребуется принятие ещё ряда законов.

Видятся большие сложности с техническим обеспечение цифрового права. Непонятно, как будет осуществляется обременение или ограничение цифрового права. Например, по решению суда на имущество должника наложен арест ( в том числе и на криптовалюту). Как будет происходить принудительное отчуждение криптовалюты со счёта, неизвестно. Или, например, суд признает сделку, совершенную с криптовалютой, недействительной или ничтожной. Такая сделка отменяется и восстанавливается. Но отменить сделку, совершенную в блокчейн, технически нельзя.

Чем хорош законопроект?

По мнению RusCoins.info, законопроект «О цифровых правах» позволяет закрепить принципиально новый вид общественных отношений. Очевидно, что криптовалюта должна войти в правовое поле.

Чем плох законопроект?

Во-первых, как отмечала депутат Госдумы, руководитель рабочей группы по оценкам рисков оборота криптовалюты, д.ю.н., профессор Элина Сидоренко в своём выступлении на Russian Blockchain Week, ограничение законопроекта исключительно на двух финансовых активах (криптовалюты и токены) неправильно: «В будущем мы сможем увидеть другие понятия, к примеру, псевдодомены, подписи, облигации, купоны и т.д.»

Элина Сидоренко

Во-вторых, возникают технические сложности в реализации того, что написано на бумаге. Законопроект выглядит сырым, требующим доработок, что влечёт написание ещё большего количества законов и загромождения законодательства.

«Законопроект внесет еще большую неопределенность, чем сейчас есть, если он будет принят», — отметила Элина Сидоренко.

В-третьих, налицо стремление законодателя применить аналогию к новым общественным отношениям. Законодатель сравнивает токены с ценными бумагами, а криптовалюту с обычной валютой и средством платежа. С этой позиции становится понятным, почему криптовалюта не может быть средством платежа, но её, как облигацию, можно будет легально хранить в надежде получить дивиденды с её реализации в будущем. Такая аналогия в регулировании крипто отношений, очевидно, не может работать оптимально.

Законопроект «О цифровых финансовых активах»

Законопроект «О цифровых финансовых активах» направлен на закрепление в законодательстве РФ понятий цифровых финансовых технологий (читай – используемых на рынке криптовалют) и нового вида договора – смарт-контракт.

Что нового в законопроекте

Законопроект определяет понятия: майнинг, криптовалюта, смарт-контракт, токен, цифровой кошелёк, цифровой финансовый актив, цифровая запись, реестр цифровых финансовых записей и пр.

Ст. 4. Законопроекта закрепляет особенности обращения цифровых финансовых активов. В частности, владельцы цифровых финансовых активов вправе совершать сделки по обмену токенов на рубли, иностранную валюту только через оператора обмена цифровых финансовых активов.

Законопроект предусматривает создание юридических лиц — операторов обмена финансовых активов — через которых будут проходить все финансовые сделки. А сами участники рынка обязаны будут иметь цифровой кошелек после прохождения процедуры идентификации его владельца. Целесообразность принятия данных мер обуславливают законами о борьбе с терроризмом.

Зачем нужен законопроект «О цифровых финансовых активах»?

Можно обозначить следующие цели законопроекта:

  1. Дать определение понятиям из области криптовалюты и описать новый вид договора — смарт-контракт.
  2. Регламентировать процедуру выпуска токенов и описать элементы публичной оферты выпуска токенов.
  3. Регламентировать ICO, установить обязательные элементы инвестиционного меморандума (читай – white paper).
  4. Регламентировать процедуру выпуска токенов и их обмена через специально созданных операторов обмена финансовых активов.

Чем хорош законопроект «О цифровых финансовых активах»?

По мнению RusCoins, однозначный плюс этого законопроекта состоит в том, что в нём даются определения понятий, которые используют на рынке криптовалюты. Похвалим законодателя в стремлении дать правовую регламентацию смарт-контракту и выпуску токенов.

Чем плох законопроект «О цифровых финансовых активах»?

Во-первых, законопроект написан юристами. Несмотря на небольшой объём, он сложен для понимания участникам рынка криптовалюты. Стремление описать договор выпуска криптовалюты и смарт-контракт юридически лишь загромождает законодательство и вносит путаницу. Законопроект устанавливает возможность обмены цифровых финансовых активов (читай — криптовалюты) на рубли или иностранную валюту, однако данная возможность пока не регламентирована и будет определяться Банком России по согласованию с Правительством РФ.

Во-вторых, майнинг признается предпринимательской деятельностью, соответственно, к нему будут применены нормы о предпринимательской деятельности (прежде всего, установлены налоги, обязанности по регистрации и процедурные нормы).

В-третьих, лиц, выпускающих токены, законодатель стремится приравнять к инвесторам.

В-четвертых, мысль законодателя идёт вразрез с идеологией криптовалюты, суть которой сводится к децентрализации. Создание операторов обмена финансовых активов, предусмотрение валидаторов (лиц, осуществляющих подтверждение цифровой записи в реестре), введение цифровых кошельков, получение которых предусмотрено после процедуры идентификации, которые обусловлены борьбой с терроризмом, видится лишь как попытка государства установить контроль над криптовалютами и блокчейном. Можно прогнозировать то, что технически данный законопроект не будет реализован.

Законопроект «О краудфандинге»

Данный законопроект направлен на регулирование отношений в области краудфандинга (инвестировании средств на инвестиционных платформах), и лишь косвенно касается криптовалют.

Законодательное описание главных изменений.

Данный законопроект напрямую не связан с криптовалютами, но закрепляет возможность использования смарт-контракта в краудфандинге, инвестировании посредством токенов.

Зачем это нужно

Законодатель вводит в правовое поле краудфандинга смарт-контракт и токены, таким образом, предусматривая правовую защиту.

Чем хорош законопроект «О краудфандинге»

Данный законопроект детально регулирует порядок осуществления краудфандинга, закрепляя принципиально новые формы: приобретение токенов и возможность использования смарт-контрактов.

Чем плох законопроект «О краудфандинге»

Данный законопроект усложняет существующие общественные отношения в краудфандинге. Однако, в отличие от законопроектов, рассмотренных выше, законопроект «О краудфандинге» выглядит продуманным.

Мнение RusCoins.info о трёх проектах криптовалютных законов

Законы создаются для того, чтобы регулировать общественные отношения. Новые законы появляются тогда, когда в них появляется нужда. Законы пишутся людьми и для людей, а не в интересах государства. В принятии законов о криптовалюте видится попытка государства установить контроль над данной сферой отношений.

Скорее всего, к третьему чтению от проектов описываемых законов останутся только названия. Поэтому всерьёз анализировать положения законов пока рано, но вот пища для размышлений.

Радует, что власти хотят вывести виртуальные валюты в правовое поле, но есть опасения, что мы получим нежизнеспособные документы, которые вытолкнут Россию из криптосообщества на долгие годы.

Отличная статья 0

Минфин РФ опубликовал законопроект о регулировании криптовалюты

Этот законопроект определяет прежде всего основные понятия в сфере виртуальных финансов. Так, Минфин предлагает считать криптовалюты и токены цифровыми финансовыми активами, которые не являются законным средством платежа в РФ. Под майнингом понимается предпринимательская деятельность. Торговать можно будет только на зарегистрированных в России биржах. Операторы бирж должны регистрироваться как юрлица и соответствовать федеральным законам «О рынке ценных бумаг» и «Об организованных торгах».

Токены могут выпускаться на территории России только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями для привлечения финансирования. Квалифицированные инвесторы смогут обменять виртуальные деньги на другие активы только через специальный счет, который открывает оператор цифровых активов, владеющий цифровым кошельком. Порядок ведения таких счетов установит Центробанк России. Население же в рамках одного выпуска сможет приобрести токены на сумму не более 50 тысяч рублей.

Криптовалюты, токены и другие цифровые активы можно будет обменивать на другие активы только через счета оператора обмена цифровых финансовых активов, следует из соответствующего законопроекта, обнародованного Минфином РФ.

Ранее замминистра финансов Алексей Моисеев сообщал, что проведение операций по купле-продаже криптовалют можно будет только через биржу. Это могут быть любые товарные биржи.

Власти подготовили новый вариант легализации криптоактивов в России

Что разрешат криптобиржам

Законопроект предусматривает еще один вид участников рынка криптоактивов — так называемого оператора по обмену ЦФА, то есть криптобиржи. Текущая версия документа разрешает таким операторам проводить «сделки купли-продажи цифровых финансовых активов <…>, в том числе сделки с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационных системах на основе распределенного реестра, организованных на основании иностранного права». В предыдущей версии законопроекта возможность сделок в России с иностранными криптоактивами не упоминалась.

Возможность проведения сделок на криптобирже с иностранными ЦФА может способствовать притоку инвестиций в Россию, полагает глава департамента по развитию фонда «Сколково» Сергей Израйлит: «Российский стартап может разместить свой токен на криптобирже, а иностранный инвестор может его купить в обмен на цифровые права». Однако в иностранных юрисдикциях нет понятия цифровых финансовых активов, поэтому остается возможность трактовать по-разному, добавляет эксперт, указывая, что границы между различными видами криптоактивов размыты. Если рассматривать иностранный криптоактив как криптовалюту, то она в России под запретом, указывает он, а «если как ЦФА, тогда достаточно того, чтобы площадка, на которой происходит сделка, соответствовала требованиям закона».

В каждом из этих случаев действует разный механизм защиты инвесторов и возникает опасность, что все смарт-контракты (формат сделок на криптобирже), завязанные на эти иностранные криптоактивы, «слетят», продолжает Израйлит. «Законопроект не предусматривает механизма для защиты сделок от таких рисков», — резюмирует он.

Как стать криптобиржей

Документ устанавливает и новые требования к криптобиржам. Теперь кроме банков и организаторов торгов ими могут быть и юридические лица (в том числе некоммерческие организации), которые соответствуют требованиям закона. Для попадания в соответствующий реестр юрлицу необходимо иметь уставный капитал и чистые активы в размере не менее 50 млн руб. Учредителями такого юридического лица, владеющими более 5% акций или долей, либо его членами не могут быть компании, зарегистрированные в офшорных зонах. У криптобиржи должны быть коллегиальный орган управления, служба внутреннего контроля и служба управления рисками.

Требование к капиталу и активам в размере 50 млн руб. может устанавливаться для того, чтобы в случае возникновения рисковых ситуаций криптобиржа могла возместить денежный ущерб в рамках этой суммы. Однако, учитывая, что этот механизм в законопроекте никак не прописан, данное требование выглядит необоснованным, считает член экспертного совета Госдумы, учредитель АНО «ПравоРоботов» Никита Куликов.

При таких высоких порогах вхождения операторами обмена ЦФА смогут стать лишь крупнейшие участники финансового рынка, считает партнер юридической компании Taxology и участник профильных рабочих групп Михаил Успенский. В целом требования к капиталу в сопоставимых размерах являются вполне стандартными для мировой практики, говорит руководитель блокчейн-интегратора Sputnik DLT Артем Толкачев: например, в белорусском криптозаконодательстве этот показатель находится на уровне порядка $2 млн.

Какова судьба биткоина в России

В законопроекте появилось новое понятие — «цифровые валюты». Однако опрошенные РБК эксперты разошлись во мнениях, что подразумевается под этим термином.

Под цифровыми валютами понимается «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), используемых в информационных системах и предлагаемых в качестве средства платежа», которое не является официальной денежной единицей России, иностранного государства или международной денежной или расчетной единицей. При этом их выпуск и использование запрещены в информационных системах, которые используются для выпуска ЦФА.

Под определение цифровой валюты могут попасть классические платежные токены (например, биткоин), считает Успенский. «Пока формулировки закона таковы, что запрещают использовать классические криптовалюты только в информационных системах, в которых будут выпускаться российские ЦФА. Тотального запрета на оборот цифровой валюты законопроект не содержит, и будем надеяться, что это осознанный выбор законотворцев», — сказал эксперт.

Такая трактовка возможна, если формулировки законопроекта воспринимать дословно, добавил Куликов. Он считает, что авторы законопроекта могли допустить неточность в формулировках, а на самом деле имели в виду полный запрет на обращение существующих криптовалют в России вне официально зарегистрированных в ЦБ площадок.

По мнению Толкачева, законопроект полностью выводит из юрисдикции своего действия существующие криптовалюты и регулирует только цифровые права, а также некие цифровые валюты, которые могут быть созданы по согласованию с ЦБ в информационных системах. «Этот механизм дает возможность создания в России государственной цифровой валюты», — полагает он.

Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Алексей Гузнов: «Новая редакция закона о ЦФА запрещает выпуск и организацию обращения криптовалют»

Как рассказал глава юридического департамента ЦБ РФ Алексей Гузнов, новая редакция законопроекта по цифровым финансовым активам (ЦФА) запрещает выпуск и организацию обращения криптовалют.

По словам Гузнова, выпуск и даже организация обращения криптовалют в России, то есть, запуск компаний, работающих с цифровыми активами, представляет собой неоправданный риск.

Начальник юридического департамента подчеркнул, что ЦБ РФ не изменил своего решения по поводу рисков легализации криптовалюты. Цифровые активы могут использоваться для отмывания денег, а это то, чего центральный банк позволить не может.

«В ходе дискуссии по законопроекту мы возражали против того, чтобы этот, так сказать, «инструмент» был легализован как объект обращения. Сейчас мы приблизились к консенсусу с рынком и другими участниками обсуждения. В законопроекте прямо формулируется запрет на выпуск, а также на организацию обращения криптовалюты, и вводится ответственность за нарушение этого запрета», – заявил Гузнов.

Таким образом, можно будет покупать и продавать криптовалюты, торговать ими на зарубежных площадках, но в России не будет лицензированных криптовалютных бирж или компаний, выпускающих общедоступную криптовалюту.

Гузнов также добавил, что регулирование не должно ограничивать развитие новых технологий, но тем не менее, определенные ограничения необходимы. Важно и то, чтобы ограничения, наложенные регуляторами, можно было воплотить технологически.

Что же касается перспектив принятия законопроекта о ЦФА, то Гузнов считает, что такая возможность есть, если законотворцам удастся его доработать и достичь соглашения.

В феврале сообщалось о том, что ЦБ РФ и ФСБ договорились о запрете использования криптовалют как платежного средства.

Выпуск и организацию обращения криптовалюты в России запретят законодательно

© Reuters. Выпуск и организацию обращения криптовалюты в России запретят законодательно

Легализация выпуска и обращения криптовалюты — это неоправданный риск, поэтому доработанный законопроект о цифровых финансовых активах (ЦФА) содержит запрет на выпуски и организацию обращения криптовалюты, а также вводит ответственность за нарушение этого запрета, рассказал в интервью «Интерфаксу» глава юридического департамента ЦБ РФ Алексей Гузнов.

Отвечая на вопрос, найден ли в законопроекте консенсус по поводу криптовалюты и ее обращения, Гузнов сказал: «Позиция Центрального банка остается неизменной. Мы считаем, что существуют большие риски при легализации обращения криптовалюты, как с точки зрения финансовой стабильности и системы противодействия отмывания доходов, так и с точки зрения защиты прав потребителей. Поэтому в ходе дискуссии по законопроекту мы возражали против того, чтобы этот, так сказать, «инструмент» был легализован как объект обращения. Что предлагалось нашими оппонентами? Например, рассматривать криптовалюту по аналогии с иностранной валютой и регулировать ее аналогичным образом, то есть применить те правила, которые в свое время были в 90-е годы в рамках законодательства о валютном регулировании и о валютном контроле. Были и другие предложения».

«Сейчас мы приблизились к консенсусу с рынком и другими участниками обсуждения. Он может состоять в том, что никто не будет запрещать владеть цифровой валютой. Это и абсурдно до некоторой степени, ну, и в общем-то не тот повод, это все-таки не наркотики или оружие. Но с точки зрения функционирования финансовой системы и системы защиты прав потребителя, легализация выпуска и, самое главное, организации обращения криптовалюты, — это неоправданный риск. Поэтому в законопроекте прямо формулируется запрет на выпуск, а также на организацию обращения криптовалюты, и вводится ответственность за нарушение этого запрета», — заявил он.

ЦБ против институтов, которые организовывали бы выпуск криптовалюты и способствовали ее обращению. Но если лицо, владеющее, условно, биткойнами, совершает свою сделку в юрисдикции, которая этого не запрещает, вряд ли мы сможем ограничить его в этом, уточнил Гузнов. Однако на территории России такой возможности не будет.

«Тут проблема состоит в том, что право, которое развивалось до последнего времени, — это право, прежде всего, национальное. То, с чем мы сталкиваемся, это экстерриториальное регулирование отношений, и присутствие криптовалют тоже во многом экстерриториальное. Поэтому очень важно, чтобы, с одной стороны, правовое регулирование на территории страны не препятствовало развитию новых технологий, с другой стороны, ограничения, которые мы считаем важным ввести, мы технологически могли бы реализовать. Мне кажется, что мы сейчас подходим к тому тексту, который может совместить все эти условия функционирования системы регулирования», — сказал Гузнов.

Отвечая на вопрос, надеется ли он на принятие законопроекта о ЦФА во втором чтении в весеннюю сессию Госдумы, Гузнов сказал: «Я каждую сессию надеюсь. Скажу аккуратно: есть определенные шансы достигнуть того текста, который позволит законопроект принять».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *