Закон о байкале

  • автор:

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (с изменениями и дополнениями)

  • Глава I. Основные положения (ст.ст. 1 — 4)
    • Статья 1. Правовое регулирование в области охраны озера Байкал
    • Статья 2. Экологическое зонирование Байкальской природной территории
    • Статья 3. Границы Байкальской природной территории, границы водоохранной зоны и границы рыбоохранной зоны озера Байкал
    • Статья 4. (утратила силу)
  • Глава II. Режим охраны Байкальской природной территории (ст.ст. 5 — 12)
    • Статья 5. Основные принципы охраны Байкальской природной территории
    • Статья 6. Виды деятельности, запрещенные или ограниченные на Байкальской природной территории
    • Статья 7. Водный режим озера Байкал
    • Статья 8. Особенности охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений
    • Статья 9. Территории традиционного природопользования на Байкальской природной территории
    • Статья 10. Особенности пользования земельными ресурсами в центральной экологической и буферной экологической зонах
    • Статья 11. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в центральной экологической зоне
    • Статья 12. Организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне
  • Глава III. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал (ст.ст. 13 — 14)
    • Статья 13. Порядок установления нормативов предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал
    • Статья 14. Предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал
  • Глава IV. Государственное регулирование в области охраны озера Байкал (ст.ст. 15 — 26)
    • Статья 15. Федеральные органы исполнительной власти в области охраны озера Байкал
    • Статья 16. Комплексные схемы охраны и использования природных ресурсов Байкальской природной территории
    • Статья 17. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории
    • Статья 18. Ликвидация или перепрофилирование экологически опасных хозяйственных объектов
    • Статья 19. Государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал
    • Статья 20. Государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал
    • Статья 21. Финансирование деятельности по охране озера Байкал
    • Статья 22. Целевые программы в области охраны озера Байкал
    • Статья 23. Информация в области охраны озера Байкал
    • Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
    • Статья 25. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны озера Байкал
    • Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ
«Об охране озера Байкал»

С изменениями и дополнениями от:

Принят Государственной Думой 2 апреля 1999 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст преамбулы в предыдущей редакции

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.

Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ
(ред. от 18.07.2019)
«Об охране озера Байкал»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОХРАНЕ ОЗЕРА БАЙКАЛ

Принят

Государственной Думой

2 апреля 1999 года

Одобрен

Советом Федерации

22 апреля 1999 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.

Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовое регулирование в области охраны озера Байкал

1. Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 2. Экологическое зонирование Байкальской природной территории

1. Байкальская природная территория — территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.

2. На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны:

центральная экологическая зона — территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал;

буферная экологическая зона — территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации;

экологическая зона атмосферного влияния — территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.

3. Экологическое зонирование Байкальской природной территории осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 3. Границы Байкальской природной территории, границы водоохранной зоны и границы рыбоохранной зоны озера Байкал

1. Решение об установлении или изменении границ Байкальской природной территории и экологических зон — центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, экологической зоны атмосферного влияния, границ водоохранной зоны и границ рыбоохранной зоны озера Байкал принимается Правительством Российской Федерации. Приложением к такому решению являются текстовое и графическое описания местоположения границ Байкальской природной территории и ее экологических зон, водоохранной зоны и рыбоохранной зоны озера Байкал с перечнем координат характерных точек таких границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

2. Органы исполнительной власти Республики Бурятия, органы исполнительной власти Иркутской области, органы исполнительной власти Забайкальского края в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обеспечивают информирование населения Байкальской природной территории о границах Байкальской природной территории, в том числе о границах экологических зон, и об особенностях режима экологических зон.

Статья 4. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Глава II. РЕЖИМ ОХРАНЫ БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Статья 5. Основные принципы охраны Байкальской природной территории

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами:

приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны;

учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал;

сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития;

обязательности государственной экологической экспертизы.

Статья 6. Виды деятельности, запрещенные или ограниченные на Байкальской природной территории

1. На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал:

химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;

физическое изменение состояния озера Байкал или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений, изменение стоков в озеро Байкал);

биологическое загрязнение озера Байкал, связанное с использованием, разведением или акклиматизацией водных биологических объектов, не свойственных экологической системе озера Байкал, в озере Байкал и водных объектах, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал.

2. На Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.

3. Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Водный режим озера Байкал

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал и предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ее состояние устанавливаются следующие требования к водному режиму озера Байкал:

режим наполнения и сработки озера Байкал определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

запрет на повышение уровня воды в озере Байкал выше максимальных значений и снижение уровня воды в озере Байкал ниже минимальных значений, установленных Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Особенности охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений

В целях охраны байкальских омуля, нерпы и других видов водных животных, а также видов водных растений, распространенных только в озере Байкал (далее также — эндемичные виды водных животных и растений), за исключением водных животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти определяются допустимый объем вылова (добычи) байкальских омуля, нерпы и других эндемичных видов водных животных, сбора эндемичных видов водных растений, сроки вылова байкальского омуля и перечень орудий его вылова, сроки добычи байкальской нерпы и перечень орудий ее добычи, а также сроки сбора эндемичных видов водных растений.

Особенности охраны, вылова (добычи) байкальских омуля, нерпы и других эндемичных видов водных животных, а также сбора эндемичных видов водных растений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Территории традиционного природопользования на Байкальской природной территории

1. На Байкальской природной территории в установленном законодательством Российской Федерации порядке определяются территории традиционного природопользования.

2. Отношения, возникающие в связи с использованием земель и других природных ресурсов на территориях традиционного природопользования на Байкальской природной территории, регулируются законодательством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 10. Особенности пользования земельными ресурсами в центральной экологической и буферной экологической зонах

Пользование земельными ресурсами в центральной экологической и буферной экологической зонах гражданами и юридическими лицами осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона.

Статья 11. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в центральной экологической зоне

1. В центральной экологической зоне запрещаются:

1) сплошные рубки;

2) перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий.

2. При воспроизводстве лесов в центральной экологической зоне воспроизводство ценных лесов обеспечивается в приоритетном порядке.

3. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в центральной экологической зоне, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.

Статья 12. Организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне

1. Организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне осуществляется в соответствии с правилами, обеспечивающими соблюдение предельно допустимых норм нагрузок на окружающую среду в центральной экологической зоне.

2. Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне утверждаются органами государственной власти Республики Бурятия, органами государственной власти Иркутской области.

Глава III. НОРМАТИВЫ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ

ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА УНИКАЛЬНУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ

СИСТЕМУ ОЗЕРА БАЙКАЛ

Статья 13. Порядок установления нормативов предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал

1. Для Байкальской природной территории устанавливаются нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал в порядке, определенном законодательством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал, а также методы их определения утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и совершенствуются на основании данных научных исследований.

3. Перечень вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, утверждается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Статья 14. Предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал

1. Предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, устанавливается с учетом результатов научных исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации и ежегодно подлежит обязательному пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окружающей среды Байкальской территории.

В центральной экологической зоне запрещается размещение отходов производства и потребления I — III классов опасности.

2. Количество относящихся к категориям особо опасных и высокоопасных для уникальной экологической системы озера Байкал вредных веществ в сбросах хозяйственных и иных объектов, расположенных в центральной экологической и буферной экологической зонах, не должно превышать такое количество при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов.

Концентрации вредных веществ всех категорий опасности для уникальной экологической системы озера Байкал в сбросах и выбросах не должны превышать нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, установленных для каждой из экологических зон.

Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОЗЕРА БАЙКАЛ

Статья 15. Федеральные органы исполнительной власти в области охраны озера Байкал

Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области охраны озера Байкал, их функции и полномочия, а также координационный орган для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти.

Статья 16. Комплексные схемы охраны и использования природных ресурсов Байкальской природной территории

Основой для осуществления хозяйственной и иной деятельности на Байкальской природной территории являются комплексные схемы охраны и использования ее природных ресурсов, разрабатываемые и утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 17. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории, осуществляется для каждой экологической зоны уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статья 18. Ликвидация или перепрофилирование экологически опасных хозяйственных объектов

Ликвидация или перепрофилирование экологически опасных хозяйственных объектов на Байкальской природной территории осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал

Государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, осуществляющими соответственно федеральный государственный экологический надзор и региональный государственный экологический надзор, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством указанных субъектов Российской Федерации.

Статья 20. Государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал

1. Государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

2. Государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 21. Финансирование деятельности по охране озера Байкал

1. Финансирование деятельности по охране озера Байкал осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 22. Целевые программы в области охраны озера Байкал

Федеральные целевые программы в области охраны озера Байкал формируются Правительством Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации осуществляют разработку и реализацию межмуниципальных целевых программ в области охраны озера Байкал, а также участвуют в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области охраны озера Байкал.

Статья 23. Информация в области охраны озера Байкал

В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, гражданам и юридическим лицам обеспечивается доступ к информации в области охраны озера Байкал.

Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с гражданским, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны озера Байкал

Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны озера Байкал регулируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

1 мая 1999 года

N 94-ФЗ

Судебная практика и законодательство — Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «Об охране озера Байкал»

Приказ Минприроды России от 23.06.2016 N 361 Об утверждении Правил ликвидации очагов вредных организмов

«Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 626 «О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал в 2016 — 2017 годах»

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об охране озера Байкал» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить в 2016 — 2017 годах:

максимальное и минимальное значения уровня воды в озере Байкал в период средней водности на отметках соответственно 457 и 456 метров (в тихоокеанской системе высот);

Приказ Росводресурсов от 20.11.2015 N 244 Об утверждении Правил использования водных ресурсов Богучанского водохранилища

Приказ Росприроднадзора от 23.10.2015 N 849 «Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» («Российская газета», N 90, 12.05.1999);

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» («Российская газета», N 91, 13.05.1999);

Приказ Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626 «Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух. РД-19-02-2007»

— Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (Собрание законодательства РФ, 3 мая 1999 г., N 18, ст. 2220);

— Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» («Российская газета», N 205, 16 сентября 1992 г.);

Приказ Минприроды РФ от 05.03.2010 N 63 Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал

<Письмо> Росприроднадзора от 23.05.2012 N ВК-03-03-36/6231 «Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757» (вместе с «Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации»)

Закон N 94-ФЗ — Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»;

Закон N 191-ФЗ — Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;

Федеральный закон от 28.06.2014 N 181-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».».

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

<Письмо> Минэкономразвития РФ от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23 «О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий»

Кроме того, в ряде случаев действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны (например, в отношении охранных зон, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29 апреля 1992 г., Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9).

Озеро Байкал – один из величайших и важнейших природных объектов. Его сохранение для будущих поколений является ключевой целью Федерального закона номер 94.

Описание 94 ФЗ

Закон об озере Байкал был разработан и утвержден для защиты водного объекта от антропогенного воздействия. Он нацелен на усиления контроля над состоянием озера, которое является национальным достоянием. ФЗ номер 94 вступил в силу в 1999 году (1.05). Последний раз его редактировали в 2014-м (28.06).

Регламент закона – это зонирование природной территории Байкала по экологическому принципу. Это значит, что документ определяет перечень подлежащих сохранению зон, которые должны быть ограждены от коммерческой эксплуатации. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 N 94-ФЗ перечисляет методы и шаги по охране озера, процедуру контроля над водным режимом, основы по ведению туристического бизнеса в данной зоне, а также устанавливает допустимые стандарты контаминации.

Допустимая норма вредных воздействий на среду Байкала

Государство подходит к вопросу охраны экологии Байкала с максимальной серьезностью. Данный объект важен не только научных и промысловых целей, но и как символ величия российского государства. Актуальный ФЗ декларирует свод директив и предписаний для ограничения вредного влияния на экосистему самого глубокого озера планеты. Стандарты приведены в ст. 13 – 14.

Статья тринадцатая

Указывает правовой регламент по определению допустимого значения для негативного воздействия на экологическую систему зон Байкала, подлежащих охране. Приведен перечень организаций, ответственных за этот вопрос.

Влияние контроля распространяется на:

  1. Санитарные нормы границ пагубного воздействия на Байкал;
  2. Список токсических компонентов, классифицируемых в соответствии с причиняемой опасностью.

Статья четырнадцатая

В данной части закона приведены предельно допустимые объемы контаминационных выбросов, которым подвергается водный резервуар Байкала. Указываются также прилегающие к акватории озера территории и запрещенные к сбрасыванию отходов в данных зонах продукты и материалы.

Другие важные тезисы ст. 14:

  • П. 1 – установление предела по выбросу токсических веществ в соответствии с результатами научных исследований, проводимых каждый год в обязательном порядке. Упоминание о запрете утилизации отходов класса опасности 1 – 3 в центральной экозоне озера;
  • П. 2 – приведен разрешенный объем выбросов для экосистемы БПТ. Он не должен быть больше объема изымаемой воды из озера, а его общее содержание не может превышать установленные стандарты.

Какие были внесены изменения?

Закон об охране озера Байкал с изменениями опубликовали в новой версии в июне 2014-го (28.06). Ниже приведен перечень поправок.

  • Ст. 3 – получила новое название, дополненное словосочетанием «границы водоохраной зоны и границы рыбоохранной зоны озера Байкал»;
  • П. 1 ст. 3 – сокращен в объеме. Содержание пункта приводит названия географических пунктов, в пределах которых утверждаются границы БПТ. Также внедрен новый абзац с аналогичным предыдущему пункту смыслом;
  • П. 2 ст. 3 – оформлены полномочия исполнительных властей Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края об информировании населения касательно состояния, режима и границах БПТ;
  • П. 2 ст. 6 – обоснован запрет на возведение и реконструкцию на территории БПТ хозяйственных построек, если не выдано соответствующее заключение по проектным документам со стороны государственных экспертов в области экологии;
  • Подпункт 2 п. 1 ст. 11 – рассказывает о процессе перевода земельных наделов лесного фонда, на которых находятся защитные леса, в другие категории земель;
  • П. 1 ст. 14 – дополнен новым абзацем касательно вредных веществ I – III классов опасности;
  • Ст. 17 – была представлена в обновленной версии. Изменилось название и содержание статьи. Теперь она повествует о сути государственного учета по объектам, которые негативно влияют на экологию БПТ. Данный учет ведется в соответствии с ФЗ номер 7 «Об охране окружающей среды»;
  • П. 2 ст. 20 – описание мониторинга экосистемы Байкала и перечисление ответственных за этот процесс органов власти.

Скачать закон об охране озера Байкал

Красота и мощь Байкала являются предметом для восхищения во всем мире. Сохранение экосистемы озера, признанного самым крупным резервуаром пресной воды на планете, становится задачей каждого из нас. Поэтому ознакомиться с текстом документа будет нелишним для всех россиян. Скачать Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 N 94-ФЗ можно здесь.

«Об охране озера Байкал», закон Российской Федерации и проблемы его реализации

Принятие данного закона явилось результатом многолетней работы ученых, специалистов различного профиля, производственников, управленцев и представителей самых широких кругов общественности. Однако содержание закона определяет самые общие принципы и требования к охране уникального природного объекта и хозяйственной деятельности в пределах его природной территории, которая включает акваторию озера, его бассейн и земли за пределами бассейна – до 200 км на северо-запад от него. Поэтому рамочный характер закона предопределяет разработку и реализацию целого ряда нормативно-правовых актов, которые должны конкретизировать содержание общих статей.

Со времени принятия закона прошло около девяти лет. Однако упомянутые нормативно-правовые акты по реализации закона в полной мере до сих пор еще не приняты. Причем эти акты должны быть разных уровней – Правительства РФ, министерств и ведомств федерального уровня, Правительства Республики Бурятия, администраций Иркутской и Читинской областей. Более того, принятые акты по реализации статей закона требуют постоянной корректировки и уточнения в связи с изменениями экологической и социально-экономической ситуации на Байкальской природной территории (БПТ).

Закон состоит из 4-х глав и 26 статей. В главу I «Основные положения» входят 4 статьи, определяющие правовое регулирование в области охраны озера Байкал, экологическое зонирование БПТ и ее границы, а также договоры о разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны озера Байкал.

В главе II «Режим охраны Байкальской природной территории», включающей 8 статей, изложены основные принципы охраны БПТ, виды деятельности, запрещенные или ограниченные на этой территории, требования к водному режиму озера Байкал, особенности охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений, порядок определения территорий традиционного природопользования на БПТ, особенности пользования земельными ресурсами в Центральной экологической и Буферной экологической зонах, особенности лесопользования, порядок организации туризма и отдыха в Центральной экологической зоне.

В главу III «Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал» включены две статьи, определяющие порядок установления нормативов предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и предельно допустимый объем сбросов и выбросов, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал.

Глава IV «Государственное регулирование в области охраны озера Байкал» состоит из 12 статей, в которых изложены основные положения государственного регулирования охраны озера Байкал, включающие определение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал, необходимость разработки комплексных схем охраны и использования природных ресурсов БПТ. В этой же главе определены порядок проведения экологической паспортизации хозяйственных объектов на БПТ, особенности ликвидации или перепрофилирования экологически опасных хозяйственных объектов, осуществления государственного экологического контроля в области охраны озера Байкал, государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал.

В настоящее время приняты следующие нормативно-правовые акты по реализации статей закона:

  1. Статья 2. Экологическое зонирование БПТ. Это зонирование осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии с этим порядком принято распоряжение Правительства РФ № 1641-р от 27.11.2006 г. «Об утверждении границ БПТ и ее экологических зон». Утверждение границ Центральной экологической зоны в границах Участка Всемирного природного наследия требует внесения изменений в принятое ранее постановление Правительства РФ № 643 от 30.08.2001 г. «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ)».
  2. Статья 3. Границы БПТ. Во исполнение данной статьи принято постановление Правительства РФ от 06.09.2000 г. № 661 «Об экологическом зонировании БПТ и информации населения о границах БПТ, ее экологических зон и об особенностях режима экологических зон».
  3. Статья 6. Виды деятельности, запрещенные или ограниченные на БПТ. Перечень видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ, утверждается Правительством РФ. По данной статье принято упомянутое выше постановление Правительства РФ № 643. Однако утверждение границ ЦЭЗ в границах участка Всемирного природного наследия, который охватывает хозяйственно освоенные и экономически активные территории, требует внесения изменений в указанное постановление Правительства РФ и разработки системы регламентации хозяйственной деятельности в Центральной, Буферной зонах и зоне атмосферного влияния, а также на особо охраняемых природных территориях (ООПТ).
  4. Статья 7. Водный режим озера Байкал. Режим наполнения и сработки озера Байкал определяется федеральным органом исполнительной власти в области использования и охраны водного фонда в порядке, установленном законодательством РФ. По данной статье принято постановление Правительства РФ от 26.03.2001 г. № 234 «О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности», которые установлены в интервале 456 и 457 м тихоокеанской отметки (ТО).
  5. Статья 8. Особенности охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора водных растений. Данные особенности устанавливаются Правительством РФ.

Во исполнение этой статьи принято постановление Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 67 «Об особенностях охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений озера Байкал». Принятое постановление требует разработки Россельхознадзором «Правил рыболовства в бассейне озера Байкал». 6. Статья 15. Федеральные органы исполнительной власти в области охраны озера Байкал. Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти в области охраны озера Байкал, их функции и полномочия, а также координационный орган для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти. Для реализации данной статьи принято постановление Правительства РФ № 1298 от 25.11.1999 г., согласно которому Министерство природных ресурсов (МПР) РФ уполномочено на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал. В развитие данного Постановления Росприроднадзор МПР РФ, в соответствии с пунктом 5.2.2. своего Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 400 от 30.07.2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал. Для координации действий по рациональному природопользованию на Байкальской природной территории распоряжением Правительства РФ № 1205-р от 29.08.2006 г. создана Межведомственная Комиссия по вопросам охраны озера Байкал при МПР РФ.

Наряду с принятыми нормативно-правовыми актами различного уровня по реализации закона РФ «Об охране озера Байкал», целый ряд статей закона остаются нереализованными из-за отсутствия соответствующих нормативно-правовых актов. В первую очередь это касается следующих статей закона:

  1. Статья 9. Территории традиционного природопользования на БПТ. Для их установления необходима разработка «Порядка организации территорий традиционного природопользования».
  2. Статья 11. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в ЦЭЗ. В соответствии с данной статьей, в ЦЭЗ запрещаются: – сплошные рубки; – перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий. Во исполнение данной статьи необходимо разработать зонирование территории лесного фонда БПТ, «Правила рубок главного пользования в лесах БПТ», «Наставления по рубкам ухода в лесах БПТ», а также внести изменения в ст.11 закона для того, чтобы предусмотреть возможность перевода лесных земель в земли особо охраняемых территорий для их использования в туристско-рекреационных целях.
  3. Статья 12. Организация туризма и отдыха в ЦЭЗ. Для реализации указанной статьи необходимо разработать предельно допустимые нормы нагрузок на окружающую среду в ЦЭЗ и «Правила организации туризма и отдыха в ЦЭЗ».
  4. Статья 13. Порядок установления нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДВВ) на уникальную экологическую систему озера Байкал. Для выполнения данной статьи следует определить нормативы ПДВВ и перечень вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высоко опасных и умеренно опасных, для уникальной экологической системы озера Байкал.
  5. Статья 14. Предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной системы озера Байкал. Для выполнения данной статьи закона необходимо определить предельно допустимый объем вредных воздействий на экосистемы БПТ, а также нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ для каждой из экологических зон.
  6. Статья 16. Комплексные схемы охраны и использования природных ресурсов БПТ. Общая схема для всей территории БПТ была разработана, но не утверждена. Кроме этого, требуется разработка данных схем для каждой из зон БПТ и административных районов.
  7. Статья 17. Экологическая паспортизация хозяйственных объектов на БПТ. Для выполнения данной статьи необходима разработка порядка ведения экологических паспортов хозяйственных объектов на БПТ.
  8. Статья 18. Ликвидация и перепрофилирование экологически опасных хозяйственных объектов. Для выполнения этой статьи необходимо определить перечень экологически опасных хозяйственных объектов на БПТ и порядок их ликвидации или перепрофилирования.
  9. Статья 20. Государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал. Для выполнения статьи необходимо определить «Порядок осуществления государственного экологического мониторинга на БПТ в рамках Единой Государственной Системы Мониторинга (ЕГСМ)».
  10. Статья 21. Финансирование деятельности по охране озера Байкал. Реализация данной статьи в настоящее время не осуществляется в связи с тем, что не установлены порядок и методика компенсирования из средств бюджетов различных уровней экологических затрат, направленных на мероприятия по охране озера Байкал. Указанную статью предлагается дополнить пунктом 21.1. «О финансово-экономической ответственности Российской Федерации перед субъектами БПТ за ограничения хозяйственной деятельности, социально-экономического развития, связанных с реализацией настоящего закона». Для выполнения данного пункта необходимо определить и утвердить порядок и методику компенсирования из средств федерального бюджета прямых потерь и упущенной выгоды хозяйствующими субъектами и административно-территориальными образованиями на БПТ в результате введения ограничений на БПТ.
  11. Статья 25. Международное сотрудничество РФ в области охраны озера Байкал. Для выполнения данной статьи необходимо разработать и принять Рамочную Конвенцию «Об экологической безопасности Байкальской природной территории», которая может быть согласована Россией, Монголией и специализированными организациями ЮНЕСКО.

Международное сотрудничество в области охраны озера Байкал осуществляется в разных областях государственной и духовной жизни: нормативно-правовой, научной, культурной. Согласно статье 25 Федерального закона «Об охране оз. Байкал», международное сотрудничество регулируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Помимо Закона «Об охране оз. Байкал», нормативно-правовое обеспечение природоохранной деятельности бассейна оз. Байкал осуществляют также следующие законы: Федеральные: «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Закон принят Государственной Думой 27 января 1995 года; «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Закон принят Государственной Думой 4 октября 1996 года. Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 года; «Об особо охраняемых природных территориях». Закон принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года; «Об экологической экспертизе». Закон принят Государственной Думой 19 июля 1995 года; «Об охране окружающей среды». Закон принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года.

Субъектов Российской Федерации:

  1. «Об охране окружающей среды в Республике Бурятия». Закон принят Народным Хуралом Республики Бурятия 17 ноября 2005 года;
  2. «О лечебно-оздоровительных местностях, курортах и иных категориях особо охраняемых природных территорий в Республике Бурятия». Закон принят Народным Хуралом Республики Бурятия 16 сентября 1997 года.

Закон РФ «Об охране оз. Байкал» стал первым опытом решения экологических проблем с помощью ограничения хозяйственной деятельности. Кроме действующих запретов на территории национальных парков и заповедников, в природоохранной практике появилась новая категория особо охраняемых природных объектов – Центральная экологическая зона БПТ.

Однако если первые две категории имеют право на существование в соответствии с Законом РФ «Об особо охраняемых природных территориях», то последнее понятие там отсутствует.

Определенные правовые коллизии с действующим законодательством возникают при создании особых экономических зон туристского типа, при изменении уровня оз. Байкал в интересах энергетики. Нет механизма реализации федерального закона, действующего только на половине муниципального образования.

Особые проблемы возникают в связи с тем, что крупные города на побережье оз. Байкал (Слюдянка, Култук, Бабушкин, Северобайкальск и Байкальск) исключены из территории Участка Всемирного наследия. В таком случае они получают право неограниченного загрязнения окружающей среды со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Анализируя сложившуюся ситуацию, можно утверждать, что экологическое законодательство должно быть основано на принципах устойчивого развития. Равным образом необходимо развивать экологобезопасную экономику и сохранять окружающую среду. Любой производитель должен иметь гарантии собственности и механизм стимулирования в ограничении промышленных сбросов и выбросов.

Проецируя данный закон на экономически развитые страны, можно видеть разнообразие металлургических и химических предприятий на берегах Великих американских озер, на Бодензее, на Женевском озере. Никто не пытается зонировать территорию прилегающих стран на предмет запрета хозяйственной деятельности.

Производитель отвечает за экологическую безопасность своего предприятия, а устойчивое развитие любого региона есть разумное сочетание задачи сохранения окружающей среды и использования природных ресурсов в интересах населения и будущих поколений.

  1. Государственный мониторинг
  2. Река Селенга
  3. Река Баргузин
  4. Река Турка
  5. Реки Верхняя Ангара и Тыя
  6. Научный мониторинг
  7. Проблемы сохранения экосистемы Байкала
  8. Система экологического образования, воспитания и культуры
  9. Антропогенное влияние на Байкале
  10. Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (антропогенное влияние)
  1. Лесохозяйственно-экологический комплекс
  2. Экологические проблемы Иркутской области
  3. Министрество природных ресурсов и экологии
  4. Государственные меры по защите экологии Байкала
  5. Экономика и экология
  6. Систематика и экология байкальской фауны и флоры
  7. Принципы экологической социализации
  1. Е.В. Дубенцова Геоэкологическое обеспечение регионального природоохранного законодательства (на примере Федерального Закона «Об охране озера Байкал») Дис. на соискание науч. степ. канд. географ, наук. Улан-Удэ 2005.
  2. И.И. Максимова Формирование системы управления сохранением озера Байкал. Иркутск: Издательство Института географии СО РАН, 2004. 155с.
  3. В.В. Попов Политика сохранения биоразнообразия в Байкальском регионе Иркутск. 2002.
  4. А.К. Тулохонов Байкальский регион: Проблемы устойчивого развития. — Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма Российской Академии наук, 1996. 208с.
  5. Федеральный закон от 1 мая 1999г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»// СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2220.
  6. Воронин В.И., Морозова Т.И. Комплексная оценка в условиях техногенного загрязнения // Экологические проблемы урбанизированных территорий. Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 1998. — С. 81 — 100.
  7. Калеп Л.Л., Михеев B.C. Система природопользования // Человек у Байкала: экологический анализ среды обитания. Новосибирск: ВО Наука. Сиб. издат. фирма, 1993. — С. 86 — 117 с.
  8. Наумов П.П. Эколого-экономическая оценка ресурсного потенциала и ущерба животному миру // Настольная книга по экономике сохранения биоразнообразия Байкальского региона. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2002.-C.33-38.
  1. Закон РФ «Об охране озера Байкал» // libbabr.com: сайт
  2. Организационно-правовой механизм охраны экосистемы озера Байкал //law.edu.ru
  3. Экологический мониторинг озера Байкал // baikalake.ru
  4. Экологический контроль оз. Байкал // otherreferats.allbest.ru
  5. Экологический мониторинг // Байкал-Lake: сайт
  6. Экологический мониторинг озера Байкал // Google plus

Документы

Статистика по документам и выполнению поручений

Распоряжение от 26 марта 2018 года №507-р. Проект новых границ водоохранной зоны озера Байкал подготовлен специалистами с использованием двух подходов: 1 – для межселенных территорий, 2 – для прибрежных населённых пунктов. По мнению Минприроды России, использованные научно обоснованные подходы, наряду с установленными Федеральным законом «Об охране озера Байкал» правовыми основами охраны озера Байкал, а также запретами на осуществление отдельных видов деятельности в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, перечень которых утверждён постановлением Правительства от 30 августа 2001 года №643, позволят обеспечить баланс сохранения озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО с одновременным обеспечением жизнедеятельности населения и развития туризма на Байкальской природной территории.

Справка

Документ

  • PDF

    Распоряжение от 26 марта 2018 года №507-р

Внесено Минприроды России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2017 года №ДМ-П9-4250.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 1 мая 1999 года №94-ФЗ «Об охране озера Байкал» границы водоохранной зоны утверждаются Правительством Российской Федерации.

Границы водоохранной зоны озера Байкал были утверждены распоряжением от 5 марта 2015 года №368-р (далее – распоряжение №368-р).

Согласно распоряжению №368-р в границах водоохранной зоны озера Байкал расположено 159 населённых пунктов с населением около 130 тысяч человек, 167 объектов социальной и инженерной инфраструктуры, 40 мест размещения твёрдых коммунальных отходов, 28 автозаправочных станций и проходит 540 км дорог без твёрдого покрытия.

По итогам специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» от 15 июня 2017 года Президентом России дано поручение (пункт 4 перечня поручений №Пр-1180) Правительству России совместно с правительствами Иркутской области и Республики Бурятия завершить корректировку границ водоохранной зоны озера Байкал в целях обеспечения жизнедеятельности населения в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории и развития туризма.

Подписанным распоряжением в распоряжение №368-р внесены изменения, которыми скорректированы эти границы.

Проект новых границ водоохранной зоны озера Байкал подготовлен специалистами с использованием двух подходов: 1 – для межселенных территорий, 2 – для прибрежных населённых пунктов.

На межселенной территории границы водоохранной зоны озера Байкал установлены на основе подхода, предложенного Институтом географии имени В.Б.Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук.

Этот подход основан на сохранении состояния прибрежных территорий, самоочищающих и стокоформирующих способностей рек и ландшафтов на их водосборах, для чего специалисты предложили ограничить территорию, с которой все стоки дренируются непосредственно в озеро Байкал.

Метод зонирования прилегающих к озеру территорий позволил установить границы водоохранной зоны озера Байкал по первым по отношению к озеру прибрежным хребтам, водоразделам ручьёв и временных водотоков (включаются бассейны рек первого порядка, непосредственно впадающие в озеро Байкал).

Оптимальные водоохранные свойства прибрежных территорий обеспечиваются наличием лесных, болотных и пойменно-долинных комплексов, подлежащих особой охране, поскольку именно здесь формируются основные характеристики поступающих в озеро потоков.

Безлесные участки дифференцируются по интенсивности почвенного звена влагооборота и наличию водоохранного геохимического потенциала, при этом учитывается защищённость подземных вод, в том числе зоны аэрации, от вертикального проникновения загрязняющих веществ.

Для территорий с уклонами менее 3° границы водоохранной зоны были проведены по контуру переувлажнённых почв, болотных систем с учётом их роли в формировании постоянных водотоков. Также были включены затопляемые и подтопленные после поднятия уровня озера Байкал территории. Отдельно рассматривались дельты рек.

В прибрежных населённых пунктах при установлении границ водоохранной зоны озера Байкал специалистами предложен подход, отличный от подхода для межселенных территорий, а именно: границы водоохранной зоны в прибрежных населённых пунктах установлены в соответствии с прибрежной защитной полосой озера, имеющего особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), в размере 200 м, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Таким образом, два подхода, положенные в основу определения ширины водоохранной зоны озера Байкал, позволили при уточнении границ водоохранной зоны озера Байкал скорректировать её площадь в целях обеспечения жизнедеятельности населения и развития туризма.

По мнению Минприроды России, использованные научно обоснованные подходы, наряду с установленными Федеральным законом «Об охране озера Байкал» правовыми основами охраны озера Байкал, а также запретами на осуществление отдельных видов деятельности в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, перечень которых утверждён постановлением Правительства от 30 августа 2001 года №643, позволят обеспечить баланс сохранения озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО с одновременным обеспечением жизнедеятельности населения и развития туризма на Байкальской природной территории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *