Закон 95

  • автор:

Госдума РФ приняла во втором и в третьем, окончательном, чтении закон, определяющий понятие «политическая деятельность» некоммерческих организаций. Независимые эксперты убеждены, что это – «намордник» для независимых общественных структур.

Как сообщает ОВД-Инфо, к сферам, действуя в которых НКО считается участвующей в политической деятельности, согласно депутатам, теперь относятся:

  • государственное строительство;
  • защита основ конституционного строя;
  • федеративное устройство России;
  • защита суверенитета и обеспечение территориальной целостности РФ;
  • обеспечение законности, правопорядка, безопасности;
  • оборона страны;
  • внешняя политика;
  • социально-экономическое развитие России;
  • национальное развитие развитие России;
  • развитие политической системы;
  • деятельность государственных органов, органов местного самоуправления;
  • законодательное регулирование прав и свобод человека и гражданина.

Закон фиксирует, что политическая деятельность, по убеждению депутатов Думы, может осуществляться путем:

  • публичных обращений к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам.
  • участия в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований;
  • либо в различных сочетаниях этих форм;
  • в организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
  • путем участия в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме;
  • в наблюдении за проведением выборов, референдума;
  • в формировании избирательных комиссий, комиссий референдума;
  • в деятельности политических партий;
  • иные действия, оказывающие влияние на деятельность должностных лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
  • распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики;
  • формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения и обнародования опросов общественного мнения или иных социологических исследований;
  • вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
  • финансирование указанной деятельности.

Под давлением крупных и лояльных благотворителей в закон было внесено, что к политической не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан; деятельность в области защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира; деятельность в области благотворительности и добровольчества.

По мнению экспертов крупных российских неправительственных организаций, принятие такого законодательного акта позволит объявлять «иностранных агентом» любую неугодную властям НКО, не зависимо от её фактической деятельности. Сделан серьезный шаг к разрушению гражданского общества в стране.

В 2015 году процесс охоты «иностранных агентов» в некоммерческом секторе России вошел в активную фазу. К концу 2015 года в реестре «агентов» было уже 109 организаций. Организации, которые были назначены чиновниками минюста «агентами», подвергались несоразмерно крупным штрафам, сталкивались с репутационными и финансовыми издержками, некоторые вынуждены были объявить о ликвидации. Наиболее целенаправленным преследованиям подвергаются экологические и правозащитные НКО. Генеральная Ассамблея ООН на 70-й сессии в 2015 году приняла Резолюцию, которая признает важную роль правозащитников и необходимость их защиты. Резолюцию поддержали 117 стран стран мира.

Комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Муйжниекс в специальном Докладе в 2015 году подчеркнул, что «новые нормы привели к закрытию целого ряда правозащитных организаций, а другие НКО теперь занимаются самоцензурой, перестраховываются, отказываясь участвовать в мероприятиях, которые могут быть расценены как «политические».

Международное правозащитное общество «Мемориал» в своём специальном заявлении подчёркивало: «<…> Концепция закона «об иностранных агентах» по сути не исходит из принципа верховенства права. Не существует ни одной проблемы, которую бы этот закон решал. Цели его инициаторов были сугубо политическими и конъюнктурными, а его формулировки вносят заведомо очевидную правовую неопределенность. Закон «об иностранных агентах» фактически вводит презумпцию виновности искусственно выделенной группы организаций <…>».

Крупнейшая в мире Международная правозащитная организация Amnesty International подчеркивает, что «так называемый «закон об иностранных агентах» — одна из серии мер, нацеленных на подавление гражданского общества и свободы выражения мнения в стране».

Российские НКО неоднократно выражали несогласие с законом и обжаловали его в том числе в Европейском суде по правам человека.

Правозащитники подчеркивают, что закон носит очевидно дискриминационный характер и имеет крайне негативный исторический контекст.

90 членов Русского ПЕН-центра, к которым присоединились историки, члены Вольного исторического общества, а также российские ученые, обратились к руководству Министерства юстиции РФ с требованием прекратить произвол в отношении общественных организаций, причисляемых к «иностранным агентам».

не действует Редакция от 04.05.1999 Подробная информация

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.05.99 N 95-ФЗ «О БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИИ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЛЬГОТ ПО ПЛАТЕЖАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 95-ФЗ
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 04.05.1999
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»,
  • «Собрание законодательства РФ», 03.05.99, N 18, ст. 2221,
  • «Российская газета», N 90, 12.05.99
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.05.99 N 95-ФЗ «О БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИИ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЛЬГОТ ПО ПЛАТЕЖАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

4 мая 1999 года N 95-ФЗ

Статья 1.

Статья 1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

безвозмездная помощь (содействие) — средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию);

техническая помощь (содействие) — вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

гуманитарная помощь (содействие) — вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия);

удостоверение — документ, подтверждающий принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), составленный по форме и выдаваемый в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия), предусмотренные статьей 2 настоящего Федерального закона, предоставляются только при наличии удостоверения.

В случае предоставления технической помощи (содействия) для выдачи удостоверения необходимо наличие зарегистрированного проекта или программы такой помощи (содействия).

Не могут относиться к безвозмездной гуманитарной и (или) технической помощи (содействию) подакцизные товары (продукция).

Форму и порядок регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), порядок оказания гуманитарной помощи (содействия), а также порядок контроля за использованием средств гуманитарной и (или) технической помощи (содействия) определяет Правительство Российской Федерации.

Продажа безвозмездной помощи (полная или частичная) запрещается.

Статья 2.

Статья 2. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Российской Федерации о налогах:

1) в пункте 1 статьи 5:

в подпункте «щ»:

слова «товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;» исключить;

слова «товары, ввозимые в рамках безвозмездной технической помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями,» заменить словами «товары (за исключением подакцизных), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия),»;

дополнить подпунктом «я.4» следующего содержания:

2) в пункте 3 статьи 7:

дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

«Возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), приобретаемых для осуществления безвозмездной помощи (содействия), в полном объеме производится за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.».

3. Часть первую статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 12, ст. 599; N 34, ст. 1976; 1993, N 4, ст. 118; N 25, ст. 905; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст. 1590) дополнить пунктом «к» следующего содержания:

«к) имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия) в первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия), на срок его использования в данных целях.».

«я.14) доходы, получаемые физическими лицами в виде гуманитарной помощи (содействия).».

1) пункт 3 статьи 5 дополнить абзацем следующего содержания:

«плательщики налога на пользователей автомобильных дорог в части выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) в процессе оказания безвозмездной помощи (содействия).»;

2) пункт 4 статьи 6 после абзаца двенадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

«владельцы транспортных средств, использующие их исключительно для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия).»;

3) пункт 4 статьи 7 дополнить абзацем следующего содержания:

«плательщики налога на приобретение автотранспортных средств, приобретающие автотранспортные средства исключительно для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия).».

«ж) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также ввозимые на эту территорию и (или) вывозимые с этой территории в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия);».

Статья 3.

Статья 3. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования не начисляются на фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации проектов и программ безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в части оплаты труда, осуществляемой за счет средств такой помощи (такого содействия).

Статья 4.

Статья 4. Контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.

Статья 5.

Статья 5. Рекомендовать законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять соответствующие нормативные правовые акты, предусматривающие предоставление льгот по уплате налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в связи с оказанием Российской Федерации безвозмездной помощи (содействия).

Статья 6.

Статья 6. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Действие настоящего Федерального закона распространяется также на правоотношения, возникшие в связи с осуществлением проектов и программ безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона. В случаях, когда в процессе осуществления безвозмездной помощи (содействия) применялся иной налоговый режим, чем предусмотрено настоящим Федеральным законом, перерасчет сумм излишне уплаченных налогов и платежей в государственные внебюджетные фонды, равно как и возврат из них уже взысканных сумм штрафных санкций, предъявленных по результатам проверок контролирующих органов, не производится.

Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона:

в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона определить форму и порядок регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), форму и порядок выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), порядок оказания гуманитарной помощи (содействия);

в соответствии со статьями 1 и 4 настоящего Федерального закона определить порядок осуществления контроля за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем;

в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона разработать порядок возмещения налога на добавленную стоимость.

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

Проект Федерального закона «О политических партиях», внесенный Президентом РФ

Принятие Федерального закона «О политических партиях» обусловлено необходимостью более четкого определения роли и места политических партий среди институтов гражданского общества. В настоящее время в Российской Федерации существует более 180 общероссийских политических общественных объединений, в том числе политических партий, которые созданы и действуют на основании Федерального закона «Об общественных объединениях». В то же время в отношении отдельных видов общественных объединений, включая политические партии, названный Федеральный закон предусматривает возможность принятия специальных федеральных законов, отражающих особенности их создания, деятельности и ликвидации.

Представляемый проект Федерального закона «О политических партиях» (далее именуется — законопроект) состоит из десяти глав, включающих в себя 49 статей.

Согласно законопроекту политическая партия определяется как добровольное объединение граждан Российской Федерации, созданное с целью участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления. Одновременно устанавливаются требования, предъявляемые к политическим партиям: наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации; общая численность членов политической партии — не менее десяти тысяч граждан Российской Федерации, при этом в каждом региональном отделении должно состоять не менее ста членов политической партии; руководящие и иные органы партии, а также ее структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации (статья 3 законопроекта).

Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации (статья 5 законопроекта).

Таким образом, согласно концепции законопроекта в Российской Федерации не предусматривается создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий, а также иных политических общественных объединений.

Основными принципами деятельности политических партий провозглашаются законность и гласность, свобода партий в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением установленных законом ограничений. Запрещается создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Деятельность политических партий также не должна нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статьи 8 и 9 законопроекта).

В соответствии с законопроектом политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения при условии их государственной регистрации за год до принятия съездом общественного объединения решения о преобразовании в политическую партию. Для подготовки и проведения учредительного съезда предусматривается создание организационного комитета. В случае же преобразования действующего общественного объединения в политическую партию образование организационного комитета не обязательно (статьи 11 — 14 законопроекта).

Политические партии и их региональные объединения подлежат государственной регистрации и наделяются в связи с этим правами юридического лица. При этом регистрация региональных отделений осуществляется после регистрации политической партии и должна быть завершена более чем в половине субъектов Российской Федерации не позднее чем через три месяца со дня регистрации политической партии. Только после этого политическая партия может осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае свидетельство о государственной регистрации политической партии утрачивает свою силу, а запись о ее создании, внесенная в единый государственный реестр юридических лиц, аннулируется (статьи 15 — 19 законопроекта).

В целях обеспечения демократических принципов в организации и деятельности политических партий законопроектом предусматриваются требования к их уставам. Соблюдение этих требований позволит обеспечить выборность и сменяемость руководящих органов политических партий, а также демократическую процедуру принятия решений, в том числе при выдвижении кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статьи 21, 24, 25 законопроекта).

Согласно законопроекту членство в политической партии является добровольным, фиксированным и индивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане, лица без гражданства. Ограничение права на вступление в политические партии или обязанность приостановления членства в партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии — по месту постоянного или преимущественного проживания, основному месту работы или учебы (статья 23 законопроекта).

В целях обеспечения финансовой прозрачности деятельности политических партий, законопроектом определяется порядок формирования денежных средств и иного имущества политической партии, а также представление партией ежегодных финансовых отчетов (статьи 29, 30 и 34 законопроекта).

В качестве одного из видов государственной поддержки политических партий предусматривается ежегодное прямое государственное финансирование партий по результатам их участия в федеральных выборах, а не в период их проведения (статья 33 законопроекта). Такая форма финансирования политических партий достаточно широко распространена в мировой практике.

Учитывая особую роль политических партий в организации электоральных процессов, законопроектом предлагается установить, что политические партии являются единственным видом общественных объединений, обладающим правом самостоятельно выдвигать кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти. Одновременно определены критерии, в соответствии с которыми партия признается участвовавшей в выборах. В случае если в течение пяти лет после создания партии ее участие в выборах не соответствует установленным критериям, такая политическая партия подлежит ликвидации (статьи 36 и 37 законопроекта).

Исходя из предлагаемых новаций законопроектом устанавливается двухлетний переходный период для преобразования действующих общероссийских политических общественных объединений в политические партии, в течение которого за последними сохраняются права на участие в избирательных кампаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах (статья 47 законопроекта).

В связи с принятием Федерального закона «О политических партиях» потребуется признание недействующим на территории Российской Федерации Закона СССР «Об общественных объединениях», внесение соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях», а также в федеральные законы, устанавливающие гарантии избирательных прав граждан и регулирующие порядок проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Законопроект разработан в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Рабочей группой под руководством члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Е.П. Дубровиной. В состав Рабочей группы вошли представители фракций и профильных комитетов в Государственной Думе, ведущие ученые и специалисты.

Реализация Федерального закона потребует затрат из федерального бюджета.

Проект Федерального закона «О политических партиях», внесенный Президентом РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *