Закон 476 ФЗ

  • автор:

5 декабря 2005 года N 154-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Принят

Государственной Думой

9 ноября 2005 года

Одобрен

Советом Федерации

23 ноября 2005 года

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 245-ФЗ,

от 03.06.2009 N 107-ФЗ, от 31.05.2011 N 101-ФЗ)

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом определяются правовая и организационная основы несения российским казачеством государственной службы.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на деятельность российского казачества, не связанную с государственной службой.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) российское казачество — граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ;

2) государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации — информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах;

3) казачье общество — форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества. Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 31.05.2011 N 101-ФЗ)

4) хуторское, станичное, городское казачье общество — первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей — жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы;

4.1) районное (юртовое) казачье общество — казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ;

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 245-ФЗ)

5) окружное (отдельское) казачье общество — казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ;

(в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 245-ФЗ)

6) войсковое казачье общество — казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 245-ФЗ)

7) всероссийское казачье общество — казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения войсковых казачьих обществ. Устав всероссийского казачьего общества утверждается Президентом Российской Федерации.

(п. 7 введен Федеральным законом от 31.05.2011 N 101-ФЗ)

2. Внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, в которых фиксированная численность членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, соответствует численности таких членов казачьего общества, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации (далее — орган, уполномоченный в области ведения реестра), по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 31.05.2011 N 101-ФЗ)

Статья 3. Правовая основа государственной службы российского казачества

Правовой основой государственной службы российского казачества являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственной службы.

Статья 4. Основные принципы несения российским казачеством государственной службы

1. Основными принципами несения российским казачеством государственной службы являются:

1) законность;

2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

3) равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе, взаимосвязь государственной и муниципальной службы;

4) профессионализм и компетентность государственных служащих;

5) защищенность государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность государственных органов и должностных лиц, физических и юридических лиц.

2. Реализация принципов несения российским казачеством государственной службы обеспечивается федеральным законодательством о государственной службе.

Статья 5. Государственная служба российского казачества

1. Российское казачество проходит государственную гражданскую службу в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Российское казачество проходит военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах в соответствии с федеральным законодательством. Для прохождения военной службы российское казачество направляется, как правило, в соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, которым присвоены традиционные казачьи наименования, во внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, в пограничные органы.

3. Российское казачество проходит правоохранительную службу в соответствии с федеральным законодательством.

4. Российское казачество в установленном порядке:

1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;

3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;

(в ред. Федерального закона от 31.05.2011 N 101-ФЗ)

4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 31.05.2011 N 101-ФЗ)

5. Российское казачество осуществляет свое право на равный доступ к государственной службе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Российское казачество привлекается к несению государственной службы в соответствии с настоящим Федеральным законом при условии, что казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, см. Указ Президента РФ от 09.02.2010 N 168.

7. Порядок принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы, а также форма одежды, знаки различия, чины и форма удостоверения члена казачьего общества не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации.

7.1. Член казачьего общества, осужденный за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, может быть лишен специального звания (чина члена казачьего общества) по приговору суда.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 31.05.2011 N 101-ФЗ)

8. Российское казачество может привлекаться к несению муниципальной службы в соответствии с федеральным законодательством при условии, что казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению муниципальной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Российское казачество проходит муниципальную службу в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

9. Работу по взятию на себя обязательств по несению государственной и иной службы членами хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) казачьих обществ, объединенных в войсковое казачье общество, организует атаман войскового казачьего общества.

(часть 9 введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 245-ФЗ)

10. Атаман войскового казачьего общества избирается высшим органом управления войскового казачьего общества сроком на пять лет и утверждается Президентом Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 31.05.2011 N 101-ФЗ)

11. Атаманом войскового казачьего общества может быть гражданин Российской Федерации — член хуторского, станичного или городского казачьего общества.

(часть 11 введена Федеральным законом от 31.05.2011 N 101-ФЗ)

12. Кандидатом на должность атамана войскового казачьего общества не может быть выдвинут член хуторского, станичного или городского казачьего общества:

1) имеющий неснятую или непогашенную судимость;

2) содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;

3) которому в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предъявлено обвинение в совершении преступления;

4) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и (или) 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в течение срока, когда гражданин Российской Федерации считается подвергнутым административному наказанию);

5) признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

(часть 12 введена Федеральным законом от 31.05.2011 N 101-ФЗ)

Статья 6. Основные положения порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации

1. Внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Данные обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований соответственно.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 245-ФЗ)

2. Казачье общество для внесения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации, следующие документы:

1) устав казачьего общества, принятый на общем собрании (конференции) казачьего общества, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований и утвержденный в установленном порядке;

2) перечень казачьих обществ, входящих в состав окружного (отдельского) казачьего общества, войскового казачьего общества;

3) решение общего собрания (конференции) казачьего общества о ходатайстве о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

4) нотариально удостоверенную копию свидетельства о государственной регистрации казачьего общества в качестве некоммерческой организации;

5) сведения об общей численности членов казачьего общества, о численности (фиксированной) членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Хуторское, станичное, городское, районное (юртовое) казачье общество при представлении данных сведений представляет также список членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы;

(в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 245-ФЗ)

6) иные необходимые для государственной регистрации документы в соответствии с установленным порядком ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации.

3. Ведение государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(часть третья в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 245-ФЗ)

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации, в тридцатидневный срок со дня получения документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи:

1) рассматривает документы, организует проведение по ним правовой и иной экспертизы и в случае несоответствия этих документов требованиям законодательства Российской Федерации возвращает их заявителю для устранения выявленных нарушений;

2) принимает решение о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

3) выдает свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

5. Казачье общество может быть исключено из государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации в случае:

1) нарушения казачьим обществом и (или) его членами Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов;

2) систематического неисполнения или ненадлежащего исполнения членами казачьего общества принятых на себя обязательств по несению государственной или иной службы;

3) уменьшения установленной (фиксированной) численности членов казачьих обществ, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы;

4) ликвидации казачьего общества в качестве юридического лица.

КонсультантПлюс: примечание.

Указом Президента РФ от 09.08.1995 N 835 утверждено Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации.

6. Порядок ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 245-ФЗ)

Статья 7. Основные положения порядка заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований договоров (соглашений) с казачьими обществами

1. Федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований для оказания им содействия в осуществлении установленных задач и функций вправе привлекать членов казачьих обществ в соответствии с заключенными договорами (соглашениями) с казачьими обществами.

2. Федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований осуществляют контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) с казачьими обществами.

3. В договорах (соглашениях), заключаемых федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований с казачьими обществами, определяются условия и порядок привлечения членов казачьих обществ к содействию в осуществлении полномочий указанных органов, порядок финансирования, сроки действия договоров (соглашений), основания и порядок их досрочного расторжения, иные условия, связанные с исполнением положений договоров (соглашений).

4. Договор (соглашение) с казачьим обществом подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и (или) руководителем его территориального органа, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), главой муниципального образования или главой местной администрации либо уполномоченным ими должностным лицом и уполномоченным представителем казачьего общества.

5. Порядок заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований договоров (соглашений) с казачьими обществами устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального образования в соответствии с порядком привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы, определяемым Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 245-ФЗ)

Статья 7.1. Подготовка несовершеннолетних граждан Российской Федерации к государственной или иной службе российского казачества

(введена Федеральным законом от 31.05.2011 N 101-ФЗ)

1. Подготовка несовершеннолетних граждан Российской Федерации к государственной или иной службе российского казачества осуществляется в общеобразовательных учреждениях — казачьих кадетских корпусах.

2. Типовое положение об общеобразовательных учреждениях — казачьих кадетских корпусах утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Статья 8. Финансирование государственной службы российского казачества

1. Финансирование государственной службы российского казачества осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

2. Порядок финансирования государственной службы российского казачества устанавливается Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований.

14.02.2020 года Ассоциация «РОСЭУ» направила в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации письмо с просьбой разъяснить порядок применения некоторых статей закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Приводим запрос Ассоциации «РОСЭУ» и ответ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

О порядке применения закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и

статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и

муниципального контроля».

Уважаемый Максут Игоревич!

Просим Вас разъяснить ряд вопросов по применению статей закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Приложение: Вопросы регулятору от Ассоциации «РОСЭУ» в 1 экз. на 9 листах.

Президент

Ассоциации «РОСЭУ» Ю.В. Малинин

ВОПРОСЫ РЕГУЛЯТОРУ ОТ АССОЦИАЦИИ «РОСЭУ»

1. Часть 5 ст.5 ФЗ от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – закон №63-ФЗ) предусматривает, что при использовании неквалифицированной электронной подписи (далее – НЭП) «сертификат ключа проверки электронной подписи может не создаваться, если соответствие электронной подписи признакам неквалифицированной электронной подписи, установленным настоящим Федеральным законом, может быть обеспечено без использования сертификата ключа проверки электронной подписи».

При этом, ч.1 ст.13 закона №63-ФЗ определяет удостоверяющий центр (далее — УЦ) через указание на его деятельность, связанную с созданием и использованием сертификата ключа проверки электронных подписей и ведением реестра выданных и аннулированных им сертификатов (п.п. 1, 1.1, 2, 3, 5, 6 и 8 ч.1 ст.13 закона №63-ФЗ). Ч.2 ст.13 закона №63-ФЗ предусматривает в качестве обязанностей УЦ функции, обусловленные необходимостью создания сертификата ключа проверки электронной подписи либо ведения реестра сертификатов (п.п. 2, 3, 5, 6, 7(вводимый ФЗ от 27.12.2019 №476-ФЗ)). Кроме того, полномочия УЦ согласно частей 4 и 5 ст.13 закона №63-ФЗ реализуются исключительно в связи с необходимостью создания сертификатов ключа проверки электронной подписи.

С учетом изложенного, просим разъяснить, распространяется ли на деятельность по выдаче средств НЭП участникам электронного взаимодействия в корпоративной информационной системе, круг лиц в которой, согласно ч.12 ст.2 закона №63-ФЗ, строго определен, требования ст.13 закона №63-ФЗ, и подпадает ли она под требования данной статьи в случаях, если сопровождается созданием сертификата ключа проверки электронной подписи либо осуществляется без создания сертификата (что допускается приведенной выше ч.5 ст.5 закона №63-ФЗ).

В связи с этим, учитывая необходимость личного присутствия заявителя при его идентификации либо жестко регламентированный альтернативный порядок его отождествления, который оправдан при выдаче квалифицированного сертификата, но представляется излишним в иных ситуациях, просим разъяснить вопрос о том, применяются ли требования идентификации заявителя в указанных нормах к деятельности, связанной с выдачей средств НЭП, в том числе к выдаче средств НЭП исключительно участникам электронного взаимодействия в корпоративной информационной системе без создания сертификата ключа.

3. Статьями 17.2 и 17.3 закона №63-ФЗ (вводимыми ФЗ от 27.12.2019 №476-ФЗ) предусмотрена возможность участия в электронном взаимодействии от имени владельца квалифицированного сертификата представителя по доверенности. Такая доверенность в электронной форме должна быть подписана КЭП владельца квалифицированного сертификата и представлена посредством ее включения в пакет электронных документов.

Часть 1 ст.17.5 закона №63-ФЗ (вводимой ФЗ от 27.12.2019 №476-ФЗ) в отношении таких доверенностей указывает то, что они оформляются в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом, в данной статье применительно лишь к отдельным информационным системам отражено, что доверенности представляются в электронной форме в машиночитаемом виде в соответствии с формами доверенностей, которые могут быть определены и размещены на официальных сайтах операторами государственных и муниципальных информационных систем, для использования которых представляются документы, а также Центральным банком Российской Федерации на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в сети «Интернет» в отношении доверенностей, выдаваемых кредитными организациями и иными лицами, осуществляющими виды деятельности, указанные в ч.1 ст.76.1 ФЗ от 10.07.2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». А если такие формы доверенностей не определены, применяется форма доверенности, формируемая уполномоченным федеральным органом на едином портале государственных и муниципальных услуг. При этом, конкретные указания на требования к доверенностям, используемым в иных информационных системах не содержаться.

Учитывая вышеизложенное и то, что нормами Гражданского кодекса РФ не детализированы специальные требования к подобным доверенностям, просим разъяснить процедуру выдачи и формы таких доверенностей при их использовании в различных информационных системах при электронном взаимодействии различных лиц.

4. Частью 3 ст.17 закона №63-ФЗ предусмотрена возможность включения в квалифицированный сертификат информации о правомочиях заявителя действовать от имени третьих лиц, в случае представления заявителем в АУЦ документов, подтверждающих такое право.

Просим разъяснить, будут ли технические требования по включению такой информации в квалифицированный сертификат определяться уполномоченным или иным федеральным органом либо в соответствии с ч.1 ст.3 закона №63-ФЗ допустимо установление их оператором информационной системы или соглашением участников электронного взаимодействия.

5. Согласно ст.3 закона от 27.12.2019 №476-ФЗ, квалифицированные сертификаты, выданные аккредитованными до 01.07.2020 года удостоверяющими центрами, действуют до истечения срока, на который они выданы, но не более срока действия аккредитации выдавших их удостоверяющих центров либо не более чем до 1 января 2022 года (п.4), и также аккредитация удостоверяющих центров, полученная ими до 01.07.2020 года, действует до истечения срока, на который они были аккредитованы, но не более чем до 1 января 2022 года.

В связи с этим, просим подтвердить правильность толкования данной нормы как разрешающей использование в период с 01.07.2020 г. по 31.12.2021 г. квалифицированных сертификатов, выданных до 01.07 2020 г. (включая сертификаты для юридических лиц, в которых в качестве владельца сертификата наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании доверенности), срок действия которых не истек, для целей:

а) подписания электронных документов с использованием данных сертификатов, при условии, что не истек срок действия ключей ЭП, установленный эксплуатационной документацией на средство ЭП (СКЗИ), использованное при формировании ключей ЭП для соответствующих сертификатов;

б) проверки электронных подписей, сформированных с использованием данных сертификатов.

Просим также подтвердить правильность вывода относительно того, что при положительном ответе на сформулированный выше вопрос, вплоть до 31.12.2021 г, юридическому лицу (ЮЛ) не придется ничего менять в своем электронном документообороте и в порядке использования КЭП своих уполномоченных представителей, действующих от имени ЮЛ по доверенности, если они будут использовать для генерации и хранения ключей ЭП сертифицированные ФСБ России аппаратные токены (типа РУТОКЕН ЭЦП, JaCarta ГОСТ, Esmart ГОСТ и др.) или любые другие средства генерации ключей ЭП со сроком действия свыше 2-х лет, и получат в АУЦ сертификаты для уполномоченных представителей ЮЛ с началом периода действия не позднее 01.07.2020 г. и с окончанием периода действия — 31.12.2022 г. (т.е. сертификаты ЮЛ сроком действия более 1 года 6 месяцев).

6. В соответствии с п.2 ч.2 ст.17 закона №63-ФЗ квалифицированный сертификат должен содержать наименование, место нахождения владельца квалифицированного сертификата, а также идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) — для иностранной организации (в том числе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений иностранной организации). Кроме того, согласно пп.в п.1 ч.1 ст.18 закона №63-ФЗ, АУЦ при выдаче квалифицированного сертификата обязан устанавливать в отношении юридического лица, зарегистрированного в соответствии с законодательством иностранного государства, — наименование, регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано (в ред. ФЗ от 27.12.2019 № 476-ФЗ).

В связи с изложенным, просим разъяснить, необходимо ли в квалифицированный сертификат для иностранной организации, ее филиалов или обособленных подразделений включать информацию о зарубежном адресе местоположения иностранной организации.

7. Согласно п.1 ч.1 ст.17.2 закона №63-ФЗ (вводимой законом от 27.12.2019 №476-ФЗ) в случае использования квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях юридических лиц, за исключением юридических лиц, использование квалифицированной электронной подписи при правоотношениях с которыми регулируется частями 2 и 3 указанной статьи, применяется квалифицированная электронная подпись юридического лица, квалифицированный сертификат которой выдается УЦ федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, с указанием в качестве владельца квалифицированного сертификата также физического лица, действующего от имени юридического лица без доверенности. Кроме того, в соответствии с п.2 ч.1 указанной статьи закона, в случае, если от имени юридического лица действует лицо, не являющееся уполномоченным от имени юридического лица без доверенности, электронный документ подписывается квалифицированной электронной подписью физического лица, являющегося таким представителем юридического лица, и одновременно представляется также доверенность юридического лица, выданная его представителем, действующим от его имени без доверенности в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Данная доверенность в электронной форме должна быть подписана квалифицированной электронной подписью, указанной в п.1 ч.1 приведенной статьи закона. При этом, согласно ст.3 закона от 27.12.2019 №476-ФЗ указанная выше норма вступает в силу с 01.01.2021 г. и не применяются в части, не связанной с применением доверенностей, до 1 января 2022 г.

Учитывая изложенное, а также то, что в соответствии с ч.3 ст.14 закона №63-ФЗ, с 01.07.2020 г. начинает действовать новое определение квалифицированного сертификата для юридического лица, согласно которому уполномоченным представителям юридических лиц нельзя будет выдавать квалифицированные сертификаты, в которых в качестве владельца сертификата наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании доверенности, просим разъяснить, в каком порядке в период с 01.07.2020 по 31.12.2021 оформляется доверенность в электронном виде на представителя юридического лица, не являющегося лицом, уполномоченным действовать без доверенности, каким образом эта доверенность должна доводиться до стороны, проверяющей электронную подпись, и кем должен выдаваться квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, при необходимости подписания электронного документа представителем юридического лица по доверенности.

8. Согласно ч.3 ст.18 закона №63-ФЗ подтверждение ознакомления заявителя с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате, осуществляется под расписку посредством использования последним КЭП при наличии у него действующего квалифицированного сертификата либо посредством простой электронной подписи заявителя — физического лица, ключ которой получен им при личном обращении в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, при условии идентификации гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и информации из единой биометрической системы. Указанное согласие, подписанное электронной подписью, в том числе простой электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью данного физического лица. В данной статье отсутствует указание на проставление заявителем собственноручной подписи на бумажном документе.

Просим разъяснить, допускается ли с учетом требований ч.3 ст.18 закона №63-ФЗ возможность подтверждения ознакомления заявителя с информацией путем проставления собственноручной подписи на бумажном документе.

9. Согласно п.1.1 ч.1 ст.13 закона №63-ФЗ УЦ осуществляет подтверждение владения заявителем ключом электронной подписи, соответствующим ключу проверки электронной подписи, указанному им для получения сертификата ключа проверки электронной подписи, в соответствии с правилами подтверждения владения ключом электронной подписи. Указанные правила подтверждения владения ключом устанавливаются в соответствии с п.1 ч.5 ст.8 закона №63-ФЗ федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с уполномоченным федеральным органом.

В связи с изложенным, просим проинформировать о процессе принятии соответствующего нормативного акта, устанавливающего правила подтверждения владения ключом электронной подписи, и порядок определения процедуры подтверждения в случае непринятия такового к 01.07.2020.

10. Согласно п.3 ч.3 ст.16 закона №63-ФЗ (в ред. закона от 27.12.19 № 476-ФЗ) одним из условий аккредитации УЦ является наличие права собственности на аппаратные средства электронной подписи и средства удостоверяющего центра и наличие права использования программных средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра на законных основаниях. Кроме этого, для осуществления хранения ключа электронной подписи предусмотрена аккредитация УЦ при выполнении им ряда дополнительных требований, одним из которых согласно п.2 ч.3.1. ст.16 закона №63-ФЗ (в ред. закона от 27.12.19 № 476-ФЗ) является наличие в собственности УЦ средств, обеспечивающих ряд предусмотренных законом функций. При этом, разделение средств на аппаратные и программные в приведенной норме не произведено и возможность наличия права использования на программные средства, как это предусмотрено п.3 ч.3 ст.16 закона №63-ФЗ, не закреплена.

11. В соответствии со ст.16 закона №63-ФЗ с 01.07.2020 вступают в силу новые требования об аккредитации удостоверяющих центров. Должны ли удостоверяющие центры, получившие аккредитацию до 01.07.2020, соответствовать новым требованиям по аккредитации после 01.07.2020.

12. Ст.18 закона №63-ФЗ с 01.07.2020 предусмотрена возможность идентификации заявителя без его личного присутствия с использованием квалифицированной электронной подписи при наличии действующего квалифицированного сертификата. Просим пояснить порядок и требования такой идентификации.

13. В п.3 ст.14 закона №63-ФЗ с 01.07.2020 вступает в силу требование «В случае выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи юридическому лицу в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности.»

Просим подтвердить, что с 01.07.2020 аккредитованным удостоверяющим центрам запрещено вносить в сертификат ключа проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица ИО лица, действующее от имени юридического лица по доверенности, т.е. сотрудника юридического лица, а не руководителя.

14.Принимая во внимание, что поправки к ч.3 ст.14 закона №63-ФЗ, вступающие в силу с 01.07.2020 г., определяют, что с этой даты сертификаты для юридических лиц должны будут выдаваться только руководителям организации (единоличному исполнительному органу), в то время как по ряду контрактов, включая государственные заказы, у многих АУЦ имеются долгосрочные обязательства по выдаче квалифицированных сертификатов как раз уполномоченным сотрудникам, действующим по доверенности, просим разъяснить, каковы в этой ситуации должны быть действия АУЦ, которые могли бы позволить выполнить им свои контрактные обязательства перед Заказчиками без нарушения новых законодательных инициатив, при том, что выдача юридическим лицам сертификатов для их уполномоченных представителей прекратится уже 01.07.20 г., а положения, касающиеся нового порядка использования КЭП при участии в правоотношениях юридических лиц, вступят в силу только с 01.01.2022 г.

Учитывая изложенное, просим рассмотреть возможность переноса срока вступления в силу положения ч.3 ст.14 закона №63-ФЗ и совместить его со сроком вступления в силу положений ст.17.2 закона №63-ФЗ, касающихся новых правил использования КЭП при участии в правоотношениях юридических лиц.

15. Поскольку перенос сроков вступления в силу положений отдельных статей закона №63-ФЗ маловероятен, просим подтвердить возможность использования приведенного ниже порядка выдачи квалифицированных сертификатов уполномоченным сотрудникам ЮЛ, действующим от имени организации по доверенностям, которое может рассматриваться как временное решение, позволяющее АУЦ и Заказчику решить свои задачи в период с 01.07.2020 г. по 31.12.2021 г. с минимальными доработками систем ЭДО и без нарушения законодательства.

1) В соответствии с действующими в настоящий момент требованиями к квалифицированным сертификатам для юридических лиц, сертификаты уполномоченных сотрудников содержат атрибуты организации и атрибуты физического лица – сотрудника организации, действующего от имени ЮЛ на основании доверенности, в которой указываются полномочия сотрудника и срок действия доверенности.

Соответственно, квалифицированные сертификаты физических лиц, которые АУЦ будет выдавать уполномоченным сотрудникам ЮЛ после 01.07.20 г. в соответствии с новыми поправками ч.3 ст.14 закона №63-ФЗ, должны содержать тот же набор атрибутов (данные об организации, в которой он работает, и должность), чтобы не нарушать бизнес-логику сложившегося у Заказчика ЭДО.

2) Согласно п.3 ст.17 закона №63-ФЗ, если заявителем представлены в АУЦ документы, подтверждающие его право действоватьот имени третьих лиц, в квалифицированный сертификат может быть включена информация о таких правомочиях заявителя и сроке их действия.

3) Ни в законе №63-ФЗ, ни в Приказе ФСБ России №795, явно не запрещается включать в квалифицированный сертификат физического лица по просьбе Заявителя данные об организации, в которой он работает, и должность. Главное, чтобы все данные, включаемые в сертификат, были подтверждены документально.

4) Согласно п.23 Приказа №795 ФСБ России, для включения в квалифицированный сертификат информации о правомочиях его владельца рекомендуется использовать дополнение subjectAlternativeName.

5) Используя пп. 2) — 4) выше, для сотрудника организации, действующего на основании предоставляемой в АУЦ доверенности от ЮЛ, подтверждающей его принадлежность организации, занимаемую должность и полномочия, АУЦ выпускает квалифицированный сертификат физического лица (ФЛ) следующего состава (необязательные поля T,OU,O,Street… выносятся в SubjectAltName.directotyName):

——— поля, обязательные для квалифицированного сертификата ФЛ —————

CN= <ФИО владельца сертификата>

SNILS=<СНИЛС>

INN=<ИНН физического лица, 12 цифр>

SN=<Фамилия>

GN-<Имя, отчество>

L=<Город>

S=<Субъект РФ>

C=<Страна>

E-Mail=<адрес эл.почты>

—————расширение с дополнительными сведениями о владельце—————

SubjectAltName (SAN)

otherName– последовательность пар «OID»-«данные» (например, значения полномочий)

directotyName– данные в формате X.501 (Т=<Должность>; OU=<Подразделение>; О=<Организация>;Street-<адрес ЮЛ>).

6) В Регламенте ЭДО той ИС, где будут использоваться сертификаты ФЛ с дополнительными атрибутами, должно быть прописано, что на основании доверености, предоставленной в АУЦ, должность (полномочия) владельца сертификата и атрибуты той организации, уполномоченным представителем которой он является, указываются в SubjectAltNameсертификата ФЛ.

16. В п.16 ст.2 закона №63-ФЗ (в ред. закона от 27.12.19 № 476-ФЗ) перечислены следующие категории заявителей, обращающихся с соответствующим заявлением на выдачу сертификата ключа проверки электронной подписи в удостоверяющий центр за получением сертификата ключа проверки электронной подписи в качестве будущего владельца такого сертификата:

а) коммерческая организация;

б) некоммерческая организация;

в) индивидуальный предприниматель;

г) физическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, в силу членства в саморегулируемой организации;

д) иное физическое лицо, не относящееся к категориям, указанным в пунктах в) и г);

е) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъектов Российской Федерации;

ж) должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления;

з) работники подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций;

и) нотариусы и уполномоченные на совершение нотариальных действий лица.

17. В соответствии с пунктами 2) и 3) ч.2 ст.17 закона №63-ФЗ, квалифицированный сертификат, в частности, должен содержать следующую информацию:

а) фамилия, имя, отчество (если имеется) владельца квалифицированного сертификата — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

б) фамилия, имя, отчество (если имеется) и основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя — владельца квалифицированного сертификата — для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем;

в) наименование, место нахождения и основной государственный регистрационный номер владельца квалифицированного сертификата — для российского юридического лица;

г) наименование, место нахождения владельца квалифицированного сертификата, а также идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) — для иностранной организации (в том числе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений иностранной организации);

д) страховой номер индивидуального лицевого счета и идентификационный номер налогоплательщика владельца квалифицированного сертификата — для физического лица;

е) идентификационный номер налогоплательщика владельца квалифицированного сертификата — для юридического лица.

18. В соответствии с ч.3 ст.14 закона №63-ФЗ, при выдаче квалифицированного сертификата юридическому лицу наряду с указанием наименования ЮЛ в сертификате указывается физическое лицо, действующее от имени ЮЛ без доверенности, т.е. уполномоченным представителям ЮЛ (включая ОГВ различного уровня власти), не уполномоченным действовать без доверенности, теперь могут выдаваться только сертификаты для физических лиц.

19. Из сопоставления содержания п.16 ст.2 и пунктов 2) и 3) ч.2 ст.17 закона №63-ФЗ следует вывод, что категории заявителей (будущих владельцев сертификатов) не соответствуют категориям владельцев сертификатов, вследствие чего возникают следующие вопросы:

а) Если таким категориям заявителей, как коммерческие и некоммерческие организации, можно, очевидно, сопоставить категории владельцев сертификатов – юридические лица (в том числе иностранные организации), то остается непонятным, как в сертификатах, выдаваемых категориям заявителей, перечисленным в подпунктах г), е), ж), з) и и), отражается то, что владельцы таких сертификатов относятся к соответствующей категории заявителей?

б) Означает ли изложенное в п.1.1 закона №63-ФЗ то, что с 01.07.2020 государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации не могут являться заявителями и, соответственно, аккредитованные удостоверяющие не вправе выдавать им квалифицированные сертификаты?

20. В пункте 3) ч.1 ст.18 закона №63-ФЗ указано, что аккредитованный удостоверяющий центр обязан в установленном порядке идентифицировать заявителя – физическое лицо, обратившееся к нему за получением квалифицированного сертификата (в целях получения от заявителя, выступающего от имени юридического лица, подтверждения правомочия обращаться за получением квалифицированного сертификата).

Однако, п.16 ст.2 закона №63-ФЗ не содержит указания на такую категорию заявителей, как заявитель –физическое лицо, выступающий от имени юридического лица. Следует ли трактовать содержание указанного требования таким образом, что в нем имеется в виду физическое лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности и указываемое, в соответствии с требованиями ч.3 ст.14 закона №63-ФЗ, в качестве владельца сертификата наряду с указанием наименования юридического лица, выдаваемого заявителю – коммерческой или некоммерческой организации?

21. Пункт 7) ч.2 ст.18 закона №63-ФЗ содержит требование о том, что при обращении в аккредитованный удостоверяющий центр заявитель представляет документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени юридического лица без доверенности, либо подтверждающий право заявителя действовать от имени государственного органа или органа местного самоуправления.

Наличие такого требования вызывает следующие вопросы:

а) П.16 ст.2 закона №63-ФЗ не содержит указания на такую категорию заявителей, как заявитель, действующий от имени юридического лица. Следует ли трактовать содержание указанного требования таким образом, что в нем имеется в виду физическое лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности и указываемое, в соответствии с требованиями ч.3 ст. 14 закона №63-ФЗ, в качестве владельца сертификата наряду с указанием наименования юридического лица, выдаваемого заявителю – коммерческой или некоммерческой организации?

б) П.16 ст.2 закона №63-ФЗ не содержит указания на такую категорию заявителей, как заявитель, действующий от имени государственного органа или органа местного самоуправления. Следует ли трактовать содержание указанного требования таким образом, что в нем имеются в виду лица, замещающие государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъектов Российской Федерации?

в) Относится ли указанное требование к такой категории заявителей, как работники подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций?

22. Абзац второй ч.3 ст.18 закона №63-ФЗ содержит положение о том, что «….Указанное согласие, подписанное электронной подписью, в том числе простой электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью данного физического лица».

Вопрос: какое «согласие» имеется в виду в указанном положении?

По тексту Закона «согласие» ранее упоминается только в пункте 1) ч.1 ст.10 закона №63-ФЗ

Под «согласием», видимо, имеется ввиду «подтверждение ознакомления»?

РОСЭУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *