Закон 189

  • автор:

Утвержден
Постановлением Президиума
Верховного Суда
Российской Федерации
от 1 марта 2006 г.
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 2005 ГОДА
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Вопрос 45: Сохранится ли право бессрочного пользования жилым помещением у бывшего члена семьи собственника жилого помещения, отказавшегося от участия в приватизации жилья, при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу с учетом положений статьи 19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и статьи 292 ГК РФ?
Ответ: Статья 19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Из части 2 статьи 292 ГК РФ следует, что переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти жилые помещения в собственность.
Согласие лица, которое совместно проживает с собственником жилого помещения, является обязательным условием для приватизации. При этом следует учитывать, что, дав согласие на приватизацию жилого помещения, лицо исходило из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер, следовательно, его права должны быть учтены при переходе права собственности на жилое помещение другому лицу, поскольку иное толкование нарушало бы положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен своего жилища.
В соответствии с частью 1 статьи 558 ГК РФ перечень лиц, сохраняющих в соответствии с законом право пользования жилым помещением после его приобретения покупателем, с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением является существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых эти лица проживают.
Из данной нормы следует, что при отчуждении жилого помещения в договоре должно быть указано право лица, которое в нем проживает, на пользование данным жилым помещением, в ином случае договор не может быть заключен, поскольку не достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Следовательно, если бывший член семьи собственника на момент приватизации имел равные права с лицом, которое впоследствии приобрело в собственность данное жилое помещение, но отказался от приватизации, дав согласие на приватизацию иному лицу, то при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу он не может быть выселен из этого жилого помещения, поскольку имеет право пользования данным жилым помещением. При этом необходимо исходить из того, что право пользования носит бессрочный характер.

Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» подписали и опубликовали 13 июля.

В пакет законов о соцзаказе также вошли:

  • Федеральный закон от 13.07.2020 № 190-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»,
  • Федеральный закон от 13.07.2020 № 191-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»,
  • Федеральный закон от 13.07.2020 № 192-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

«Мы очень рассчитываем, что эти законопроекты, став законами, сильно облегчат ситуацию с выходом негосударственных и некоммерческих организаций на рынок услуг, сделают эту процедуру более понятной, прозрачной, предсказуемой и более доступной в финансовом плане», — отметила председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, директор АСИ Елена Тополева, модератор совещания.

Каким получился пакет законов и что от него ждать, рассказала заместитель директора Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России Вероника Сергеева.

Путь закона

«Четыре года назад начался процесс формирования в России негосударственного, социально активного сектора, результаты работы которого стали заметны и очевидны к 2018 году. В секторе идет стабильный рост, соответственно, государство с удовольствием обнаружило, что сформировался надежный партнер в социальной сфере — это и социальное предпринимательство, и некоммерческий сектор», — отметила Сергеева.

Однако есть препятствия. По замечанию Сергеевой, их можно встретить в самом рыночном механизме, на уровне государства и управления, среди исполнителей услуг. Для изменения ситуации нужен был коллегиальный, системный подход во взаимодействии государственных структур и сектора.

Новое в законе

В базовом законе (№ 189-ФЗ) Вероника Сергеева выделила пять блоков новаций.

Публичный заказ

Первый — публичное определение социального заказа. Впервые будет определяться объем, качество и способ организации соцзаказа. Информация о социальном заказе будет публичной и размещаться на едином портале бюджетной системы и в региональных информационных системах. Для исполнителей из государственной сферы изменений в отчетности нет, а вот для НКО Минфин сформирует требования к отчетам о результатах.

Конкурс и сертификат

Вторая новация — способы организации оказания соцуслуг. Наряду с государственным заданием вводятся два новых конкурентных способа: конкурс и сертификат.

«В конкурсе мы распределяем объем услуги между исполнителями, он проводится с участием НКО и государственных учреждений. Сертификат — совсем прогрессивный способ. Он позволяет выбирать исполнителя самому получателю услуг. Органы власти будут обеспечивать такой выбор: выбор будет производиться из реестров, который будет формироваться заявительным характером. Какой именно способ будет использоваться, решает сам регион», — рассказала Сергеева.

Конкурс предполагает возможность подать единую заявку от нескольких НКО, объединенных в консорциум. Сертификат, с одной стороны, дает право выбрать исполнителя, с другой — право исполнителя гарантированно получить объем средств за оказанную услугу. А если эта услуга делима, сертификат могут дать нескольким исполнителям.

Единый подход к финансированию

«Законом были предусмотрены равные условия для работы с потребителями в социальной сфере. Нам не важно, какая организационно-правовая форма исполнителя, какая форма собственности, все будут получать субсидию из бюджета. И, конечно, субсидия эта рассчитывается по одинаковым правилам», — отметила Вероника Сергеева.

Субсидия будет содержать в себе затраты на содержание имущества, а ее целевое использование будет определяться объемом и качеством, указанными в соглашении. Нерастраченные средства исполнитель может оставить себе.

Разделение ответственности

Также в законе разделили ответственность и обязательства между уполномоченным органом, исполнителем соцзаказа и его получателем. Если получателю причинили вред, ущерб возмещает уполномоченный орган, то есть государство. Если происходят другие нарушения, то уполномоченный орган становится «арбитром», а ситуация решается между исполнителем и получателем: либо нарушение устраняется, либо меняется исполнитель.

Апробация

Сергеева напомнила, что закон будет реализовываться в регионах, которые определит правительство, и только в определенных сферах: социальное обслуживание (за исключением стационарной формы), санаторно-курортное лечение (за исключением услуг, предоставляемых в рамках государственной социальной помощи), оказание паллиативной медицинской помощи, создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах РФ, спортивная подготовка и содействие занятости населения.

За включение регионов, на территории которых в 2021-2024 годах будет реализовываться закон, ответственны федеральные органы исполнительной власти: например, за регионы по направлению «Санаторно-курортное лечение» отвечает Минздрав РФ.

Апробация закона в регионах, по словам Сергеевой, пройдет в несколько этапов: сначала проводится социологическое исследование, потом утверждается план апробации, потом формируется и утверждается сам социальный заказ, следом — отбираются исполнители, заказ выполняется и оценивают его эффективность.

«К завершению 2024 года мы должны получить окончательные результаты, и именно они публично докажут необходимость взаимодействия государственного и негосударственного секторов на равных, авторитетных началах», — подчеркнула Сергеева.

Всю информацию об этапах апробации закона о соцзаказе будут публиковать на сайте Минфина.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен

29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
22 декабря 2004 года

Одобрен
Советом Федерации
24 декабря 2004 года

Статья 1

Ввести в действие Жилищный кодекс Российской Федерации с 1 марта 2005 года.

Статья 2

1. Признать утратившими силу с 1 марта 2005 года:

1) Жилищный кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 26, ст. 883);

2) Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1983 года «О введении в действие Жилищного кодекса РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 26, ст. 884);

3) пункт 2 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 4, ст. 117);

4) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 августа 1986 года N 3990-XI «О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 36, ст. 1023);

5) абзац пятый Закона РСФСР от 3 декабря 1986 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 50, ст. 1467);

6) статью 3 Закона РСФСР от 7 июля 1987 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 29, ст. 1060);

7) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 ноября 1988 года N 10482-XI «О внесении дополнения в статью 37 Жилищного кодекса РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 47, ст. 1493);

8) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1988 года N 10791-XI «О дополнении статьи 5 Жилищного кодекса РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 51, ст. 1619);

9) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 июня 1989 года N 11943-XI «О внесении дополнений и изменений в Жилищный кодекс РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1989, N 26, ст. 642);

10) статьи 3, 9, 10 и раздел III Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959);

11) Закон РСФСР от 6 июля 1991 года N 1552-I «О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 963);

12) пункты 3, 9, 10 и пункт 11 (в части замены слов в статье 9) Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4199-I «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 67);

13) Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-I «Об основах федеральной жилищной политики» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 3, ст. 99);

14) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4219-I «О введении в действие Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 3, ст. 100);

15) пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 11 августа 1994 года N 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1864);

16) пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 27 января 1995 года N 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 346);

17) пункт 2 статьи 38 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503);

18) Федеральный закон от 12 января 1996 года N 9-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 147);

19) Федеральный закон от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2963);

20) Федеральный закон от 21 апреля 1997 года N 68-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 17, ст. 1913);

21) Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 45-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в Жилищный кодекс РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1467);

22) Федеральный закон от 10 февраля 1999 года N 29-ФЗ «О внесении дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 876);

23) Федеральный закон от 17 июня 1999 года N 113-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 25, ст. 3042);

24) Федеральный закон от 8 июля 1999 года N 152-ФЗ «О внесении дополнения в статью 15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3485);

25) Федеральный закон от 17 апреля 2001 года N 48-ФЗ «О внесении изменения в статью 60 Жилищного кодекса РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1647);

26) абзац девяносто восьмой статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 2);

27) пункт 24 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093);

28) пункты 4, 10, 17-22 статьи 1 Федерального закона от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 21, ст. 1918);

29) статью 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033);

30) статьи 1 и 2 Федерального закона от 24 декабря 2002 года N 179-ФЗ «О внесении в некоторые акты законодательства Российской Федерации изменений и дополнений, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования (заимствования)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5135);

31) статью 4 Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 2);

32) статью 1 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 19, ст. 1750);

33) статьи 2 и 3 Федерального закона от 20 июля 2004 года N 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 30, ст. 3089);

34) статью 22 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 22.02.2017 N 14-ФЗ)

Статья 3

С 1 марта 2005 года признать не действующими на территории Российской Федерации:

2) Постановление Верховного Совета СССР от 24 июня 1981 года N 5151-Х «О введении в действие Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 26, ст. 835);

3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 декабря 1981 года N 6151-Х «О порядке введения в действие Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 49, ст. 1286).

Статья 4

1. Впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

2. Изданные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно Жилищному кодексу Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов.

Статья 5

К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 5.1 (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ)

Товарищество собственников жилья, созданное в двух и более многоквартирных домах, в случае его несоответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно быть реорганизовано в порядке, установленном частью 3 или 4 статьи 140 Жилищного кодекса Российской Федерации, до 1 июля 2016 года, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами.

Статья 6

1. С 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

2. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Статья 7

К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитии, и переданы в ведение органов местного самоуправления вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. (в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 159-ФЗ)

Статья 8

1. До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

2. До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг указанные льготы предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

Статья 9

Действие раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.

Статья 10 — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Внести в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410) следующие изменения:

1) в пункте 3 статьи 672 цифры «681,» исключить;

2) в части второй статьи 679, в части первой статьи 680, в пункте 2 статьи 685 слова «о норме жилой площади на одного человека» заменить словами «о норме общей площади жилого помещения на одного человека».

Статья 12

Часть первую статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 67; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2214; 2002, N 21, ст. 1918) после слов «Не подлежат приватизации жилые помещения,» дополнить словами «предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения,».

Статья 13

Граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 14 — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ)

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу настоящего Федерального закона решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное.

Статья 16

1. В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 267-ФЗ)

3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2018 N 191-ФЗ, от 02.08.2019 N 267-ФЗ)

4. Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 267-ФЗ)

4.1. Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ. (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 267-ФЗ)

4.2. О начале действий по образованию земельного участка уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через пять рабочих дней после принятия соответствующего решения уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме, под которым образуется земельный участок, в том числе путем размещения или обеспечения размещения извещения, содержащего информацию о начале действий по образованию земельного участка, планируемых этапах и сроках осуществления соответствующих действий, на информационных щитах, расположенных по месту нахождения соответствующего многоквартирного дома, а также на официальном сайте соответствующего органа государственной власти либо на официальном сайте (при его наличии) соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 267-ФЗ)

5. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

6. Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в Единый государственный реестр недвижимости. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

7. Не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 17 — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

1. Орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года. (в ред. Федеральных законов от 26.12.2005 N 184-ФЗ, от 29.12.2006 N 251-ФЗ)

2. Ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 251-ФЗ)

Статья 19

Действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

Статью 19 признать не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 — 3), 40 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой на основании содержащейся в ней нормы разрешается вопрос о возможности сохранения права пользования жилым помещением в доме жилищно-строительного кооператива за лицами, которые были включены в ордер на его предоставление, в случае обращения взыскания на данное жилое помещение как на заложенное имущество и его реализации с публичных торгов, что в системе сохраняющего неопределенность правового регулирования препятствует эффективной судебной защите прав и законных интересов собственника (приобретателя) жилого помещения, который при заключении договора купли-продажи не знал и не должен был знать о наличии права пользования приобретаемым им жилым помещением у членов семьи его прежнего собственника (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 5-П).

Статья 20

Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 01.02.2010 N 4-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

Статья 21

Обеспечение жилищных прав собственника (нанимателя) жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации, если иное не определено Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

Статья 22

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, а также особенности предоставления жилого помещения по договору социального найма при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году в городе Владивостоке регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ)

Статья 23

Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма при изъятии указанных жилых помещений и иные отношения, которые возникают в связи с размещением объектов и к которым применяются положения Федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ)

Статья 24. — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 100-ФЗ)

До установления законом субъекта Российской Федерации порядка определения органами местного самоуправления дохода и стоимости подлежащего налогообложению имущества граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей, максимального размера этого дохода и стоимости такого имущества в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации указанный порядок может быть установлен актом представительного органа местного самоуправления.

Статья 26 (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 141-ФЗ)

Компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме при формировании и реализации программы реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, особенности обеспечения жилищных прав граждан в целях реновации жилищного фонда, особенности управления многоквартирным домом, строительство которого осуществлялось в целях реновации, особенности использования взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, включенном в программу реновации жилищного фонда, и особенности применения статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реновации жилищного фонда устанавливаются федеральным законом, в соответствии с которым осуществляется реновация жилищного фонда, и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 156-ФЗ)

Статья 27 (в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 156-ФЗ)

Установить, что в 2020 году годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание членов товарищества собственников жилья, предусмотренные в части 1 статьи 45 и части 1.1 статьи 146 Жилищного кодекса Российской Федерации, проводятся в срок до 1 января 2021 года. В случае, если в уставе жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива предусмотрено проведение годового общего собрания членов данных кооперативов в срок не позднее второго квартала года, следующего за отчетным годом, в 2020 году такое собрание проводится в срок до 1 января 2021 года.

Президент Российской Федерации
В. ПУТИН

Москва, Кремль

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Вплоть до декабря 2004 года на территории РФ всё ещё действовал Жилищный Кодекс РСФСР, который был принят в 1984 году. Положения этого кодекса, разумеется, устарели и пришли в несоответствие с современной экономикой и политической ситуацией Российской Федерации. Требовались определённые реформы в соотношении с этими факторами.

Описание закона 189 и его суть

Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» N 189-ФЗ1 был принят 29 декабря 2004 года, в то время как дата непосредственного введения действительного Жилищного Кодекса Российской Федерации — 1 марта 2005 года. Этот вводный закон упразднил действие ЖК РСФСР, также утратил силу закон о собственнических товариществах и основы ЖК Законодательства СССР, так как многие его нормативные акты были признаны противоречащими нынешнему уставу РФ.

Закон о введении в действие ЖК РФ регламентирует взаимодействие современного жилищного кодекса с иными нормативными актами. Таким образом, 189 ФЗ даёт чёткие пояснения по вопросам актуального кодекса. Рассмотрим положение статей 7, 16 и 19. Читайте также 141 ФЗ «Положение о прохождении службы в МЧС».

Статья 16 вводного закона к ЖК РФ

Согласно первому пункту ст. 16 189 ФЗ, земельная территория, на которой выстроен многоквартирный дом, все прилегающие к нему пристройки и прочая недвижимость представляет собой общую долевую собственность всех жильцов.

Второй пункт говорит о том, что всё недвижимое имущество, прилегающее к жилому дому, и расположенное на земельном участке, на котором стоит дом, было сформировано до вступления действующего ЖК, при условии проведения в его отношении кадастрового учёта, также переходит в общие долевые владения собственников.

Необходимо помнить, что некоторые пункты рассматриваемой статьи были признаны несоответствующими как другим статьям вводного закона, так и непосредственно Конституции Российской Федерации. Таким образом, часть третья была признана не нормативной, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П, в связи с её конституционными несоответствиями и разногласиями со статьями статьям 19 (пункт 1), 35 (пункты 1 и 2). Согласно её тексту, любое лицо из числа собственников жилья в многоквартирном доме могло обратиться в местные самоуправленческие органы с просьбой о создании земельного участка на территории дома. Это было осуществимо исключительно на основании согласия других собственников, если недвижимость на его территории была основана до вступления в силу нынешнего ЖК РФ.

Таким образом, формированием земельного участка на территории жилого многоквартирного дома занимаются органы государственной власти (п. 4).

Текст части 6 указывает на нормативные меры в случае, если недвижимость была создана или подвергнута реконструкции (включая косметический ремонт) после вступления в силу Жилищного Кодекса Российской Федерации). Подобные объекты могут быть одобрены приёмной комиссией только после совершения манипуляций по точному измерению территориальных участков, на которых расположены указанные строения.

Запрет на дополнительную эксплуатацию территориальных объектов, на которых расположены многоквартирные строения, не может быть наложен в ряде случаев. Например, когда подобные действия являются необходимыми для оказания облегчённого доступа хозяев жилья к любому объекту принадлежавшей им долевой недвижимости (пункт 7).

Таким образом, статья 16 регламентирует правовые взаимоотношения собственников многоквартирного жилищного фонда, и в то же время раскрывает правовой аспект владения помещениями и земельными площадками в подобном доме.

Статья 19 вводного закона ЖК РФ

Согласно рассматриваемой статье, действие ст. 31 Кодекса ЖК РФ не относится к лицам, ранее являвшимися членами семейства собственниками приватизированного жилья. Но только в том случае, если в момент приватизации помещения указанные граждане имели равные права на приватизируемую недвижимую собственность.

Напомним, что в части 4 статьи 31 действующего жилищного кодекса указывается, что в случае разрыва семейных отношений (например, в результате бракоразводного процесса), собственник жилого помещения имеет право не сохранять право пользования квартирой за бывшими родственниками. Если за ними нет дополнительного соглашения, подтверждённого нотариально.

Статья 19, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 N 5-П, частично признана не соответствующей конституции. Согласно ч. 3. ст. 79 Конституционного ФЗ от 21.07.1994, признанные неконституционными положения актов являются недействительными.

Статья 7 вводного закона ЖК РФ

Данный акт рассматривает проблему жилых помещений, ранее бывших общежитиями. Владельцами подобных домов были предприятия муниципального или гражданского масштаба. Жилые помещения предоставлялись работниками предприятий на основе договора о временном или пожизненном проживании на рассматриваемой территории. Очень много таких домов было во времена СССР.

Согласно ст. 7 вводного закона ЖК РФ, в случае, если владевшее жилым помещением предприятие тем или иным образом было перенаправлено во владения органов местного самоуправления, то с жильцами совмещённых домов заключается договор социального найма, согласно с нормативами действующего ЖК Российской Федерации.

Некоторые статьи были со временем совершенно упразднены из Федерального Закона 189 ФЗ, а именно:

  • Ст. 10. Недействительна с 1 марта 2015 года
  • Ст. 14. Потеряла силу 1 сентября 2006 года
  • Ст. 17. Упразненна посредством Федерального Закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ

Последние существенные изменения в законе о введении в действие Жилищного Кодекса РФ были внесены Федеральным законом от 01.07.2017 N 141-ФЗ.

Правка была произведена в статье номер 26. Она относится к вопросу общей компетенции собственнического собрания в вопросе инноваций и дополнительных изменений жилищных условий и общих территорий. Согласно актуальному тексту указанной статьи, решение этого вопроса, а также определение программы видоизменений жилого фонда, регламентируется федеральным законом и органами местного управления.

Скачать ФЗ о введении в действие Жилищного Кодекса

Собственникам жилых помещений рекомендуется ознакомиться как с непосредственно действующим Жилищным Кодексом РФ, так и с положением Федерального Закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации». Вводный закон поможет планомерному осмыслению самого Кодекса.

Текст вышеупомянутого закона можно скачать здесь:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *