Задачи службы по охране труда

  • автор:

В любой организации или на предприятии, независимо от формы собственности и деятельности, обязана существовать служба или подразделение, которое занимается вопросами по охране труда. Она должна взаимодействовать со всеми существующими функциональными подразделениями и обеспечивать соблюдение всех норм и правил, а также организовывать комплекс мер по обеспечению безопасности рабочего процесса. Кадровый сотрудник указанного отдела — инженер или специалист по охране труда. В его задачу входят проведение аттестаций работников, разработка инструкций по технике безопасности, проведение других мероприятий.

Что это такое

Представленное подразделение имеет перед собой задачу по сохранению жизни и здоровья рабочих предприятия. Для этого работодателем и создается указанная служба на основании нормативных документов. Основной персонал отдела обязан выполнять правовые, санитарные, гигиенические, лечебные, профилактические и другие специальные организационно-технические мероприятия, которые направлены на то, чтобы максимально снизить количество травм и повреждений, профзаболеваний и количество других чрезвычайных случаев, происходящих с сотрудниками при работе.

Сотрудники службы

Обратите внимание! Если компания имеет небольшую численность, то выполнять обязанности может один специалист или назначенный руководством сотрудник, который прошел обучение и имеет право этим заниматься.

Основываясь на принятых решениях, работодатель самостоятельно устанавливает определения и подчиненность. Учреждение, управление службой ОТ, функции, задачи и права сотрудников устанавливаются им в соответствии с действующим законодательством.

Основные функции

Подразделение по ОТ должно заниматься организацией профилактических мероприятий, целью которых является минимизировать риски от опасных и вредных факторов производственной деятельности, снизить и предотвратить несчастные случаи и угрозы для жизни сотрудников. Также служба осуществляет контроль за соблюдением всех норм по безопасности. Перечисленный отдел занимается разработкой специальных инструкций и положений, благодаря которым проводятся аттестация и обучение персонала.

Задачи специалиста

Функциональные обязанности, которые должна выполнять служба, следующие:

  • проводят вводные инструктажи касательно вопросов охраны труда;
  • разработка, подготовка и согласование всех указов, которые касаются вопросов ОТ, а также предоставление их руководству для должного оформления;
  • проведение различных проверок и аттестаций соблюдения требований нормативно-правовых актов по ОТ. Работы могут проводиться совместно с работниками других отделов, а также представителями от профсоюзов;
  • разработка и согласование отчетных документов по тематике;
  • участие в составлении санитарно-гигиенических параметров мест для работы тех работников, которые находятся на прохождении медицинского освидетельствования на наличие профессиональных болезней;
  • принимают участие в проведении внутренних аудитов по проверке рабочих мест на то, чтобы они соответствовали всем официальным документам;
  • занимаются разработкой перечней специальностей, должностей и профессий, которые должны проходить периодические медосмотры;
  • ведут учетно-аналитическую деятельность по случаям травматизма, несчастных случаев, чрезвычайных ситуаций и других случаев на производстве. Выясняют основные причины случившегося;
  • занимаются информированием сотрудников организации о государственном законодательстве по ОТ, а также внутренним требованиям по предприятию;
  • принимают участие в деятельности по обучению персонала по указанному направлению и работают в комиссии по аттестации.

Важно! Наиболее ответственная задача подразделения — работа в комиссии, которая проводит расследования произошедших случаев получения травм, повреждений, летальных исходов.

Организация и подчиненность подразделения

Права сотрудников

Специалисты службы по ОТ в компании должны проводить контроль за соблюдением всех мер и правил по безопасности, которые регламентируются законодательством. В тех случаях, если специалистом было замечено нарушение в работе или несоблюдение определенных требований, то он может:

  • составлять и выдавать для начальников отделов или других структурных единиц предписания. В них можно указывать обнаруженные недостатки, способы их исправления;
  • имеет право затребовать некоторые документальные акты, данные и сведения, касающиеся их деятельности в вопросах ОТ;
  • имеют право выдвигать требования по отстранению от выполнения должностных обязанностей тех работников, которые не прошли законное медицинское освидетельствование, обучение, инструктажи или аттестацию. Могут потребовать отлучить от работы лиц без соответствующего допуска;
  • разрабатывать документацию для наказания или привлечения к ответственности тех работников, которые нарушают внутренние правила и нормы по ОТ;
  • в случае нахождения определенных нарушений в безопасности работы могут останавливать эксплуатацию машин и механизмов, инструмента и оборудования.

Кому подчиняется

Вопрос, кому подчиняется служба охраны труда в организации, возникает достаточно часто. Представленное подразделение имеет специальный статус и находится в подчинении руководителя предприятия.

Обратите внимание! Независимо от структурных особенностей, будь то целый отдел или только один специалист, они должны подчиняться только непосредственному директору всего предприятия.

Если обязанности исполняет служба из нескольких сотрудников, то устанавливается руководитель этой службы, который становится начальником для остальных. Однако в отечественных условиях функции наиболее часто выполняет только один человек.

На ком лежит ответственность

За деятельность указанного подразделения всегда несет ответственность непосредственный руководитель, то есть генеральный директор. Если служба состоит из нескольких человек, для которых официально назначен главный, то он также несет ответственность за деятельность доверенного ему подразделения. К непосредственной ответственности привлекается еще и сотрудник, по вине которого случилось произошедшее событие.

Нюансы управления структурой

В работе и управлении подразделением по ОТ есть определенные нюансы:

  • функционирование службы в организации должно проходить в соответствии с установленными графиком и планом, которые утверждаются руководителем;
  • места работы персонала службы должны находиться в выделенных комнатах с наличием комплекта организационной техники и связи;
  • специалистов нельзя привлекать к не свойственным им задачам, которые не предусмотрены Трудовым кодексом Российской федерации, а также внутренними документами;
  • помещение отдела должно быть удобным для посещения.

Что говорит закон

В Трудовом кодексе четко указано, что специалист по охране труда или целое подразделение назначается директором напрямую. Специалист должен соответствовать установленным требованиям, то есть иметь должную квалификацию и образование. Если установленные функции исполняются руководителем самостоятельно, то он также обязан проходить обучение и аттестацию.

Структура управления

Создание, организация службы и расчет численности

Структура службы лежит в ведомстве генерального директора. Устанавливаются параметры по организации и структуре в зависимости от общего количества штата, специфики работы, опасности производства и множества других показателей. Все параметры регулируются Межотраслевыми нормативами по численности работников службы ОТ, которые находятся в ведомстве Минтруда.

В законодательстве указано, если численность персонала составляет более 50 человек, обязанности может исполнять один человек или служба. При меньшем количестве работников обязанности могут быть поручены одному специалисту или ответственному лицу с подходящей квалификацией. Когда система предприятия имеет численность штата менее 20 человек, руководитель имеет право освобождать от обязанностей специалистов и привлечь сторонних лиц, которые имеют подготовку.

Если специалиста по ОТ в компании нет, при этом количество официального персонала составляет не более 50 человек, то его обязанности имеет право выполнять лично руководитель. Также он имеет право назначить исполнять обязанности специалиста из числа сотрудников с помощью приказа.

Обратите внимание! Можно заключить контракт со сторонней организацией, которая имеет все необходимые сертификаты и разрешения для занятия такой деятельностью.

Служба охраны труда в компании или организации подчиняется руководителю. Все обязанности и функции подразделения устанавливаются законодательством и внутренней документацией. Всю ответственность за деятельность службы несет директор предприятия и начальник самой службы, если таковой существует.

По Закону об охране труда положение о службе охраны труда на предприятии предписывает ее создание с того момента, как численность персонала достигает 50 человек. Как альтернативный вариант, работодателю позволяется ввести должность такого специалиста или же заключить договор аутсорсинга с официальной структурой, имеющей право осуществлять мероприятия по охране труда. Существенное уточнение: занять должность инженера по ОТ на производстве может лишь сотрудник, имеющий высшее техническое, иногда – среднее техническое образование, предпочтительнее – ИТР, специализирующийся на охране труда, обладающий достаточным стажем работы и прошедший надлежащее обучение.

Повседневная организация работы по охране труда на предприятии начинается с того, что руководителем издается приказ об организации службы охраны труда на предприятии, которым регламентируется ее деятельность, и определяются задачи.

Задачи службы охраны труда на предприятии

Основные задачи службы охраны труда включают в себя внедрение специальных процессов разнообразные аспекты деятельности предприятия и его персонала, влияющие на безопасность производства, сохранение жизни и здоровья людей. В их числе:

— разработка необходимых документов по охране труда для предприятия;

— обеспечение соблюдения сотрудниками правил и требований охраны труда, нормативных актов ОТ, условий коллективного договора;

— контроль условий труда, соблюдения санитарно-гигиенических норм трудового законодательства;

— предупреждение производственного травматизма, пропаганда позитивных решений, повышающих безопасность производственных процессов;

— информирование работников о правилах безопасной работы.

Функции службы охраны труда

Реализация поставленных задач определяет функции отдела охраны труда на предприятии. Главные из них:

— всесторонний анализ состояния работы по охране труда на предприятии;

— предупреждение производственных травм и профзаболеваний;

— разработка совместно с ответственными специалистами мероприятий по улучшению условий труда;

— контроль выполнения условий трудового договора в области улучшений условий труда, оздоровления работников, имеющих вредные для здоровья условия труда;

— участие во внедрение современных стандартов безопасной работы;

— внедрение научных разработок и рацпредложений, повышающих безопасность производства;

— регулярный контроль технического состояния зданий, оборудования, в том числе, влияющего на создание здоровых условий работы, участие в работе комиссий, осуществляющих эти функции;

— проведение либо организация всех видов инструктажей на предприятии.

Основные документы по охране труда

Существуют обязательные требования относительно того, какие документы по охране труда должны быть на предприятии. В первую очередь, здесь должны присутствовать положение об отделе ОТ (или его представительстве), а также – должностные инструкции специалистов.

Помимо этого перечень документов по охране труда на предприятии должен содержать:

— программы вводного и первичного инструктажей и журналы, регистрирующие их проведение;

— необходимые инструкции по охране труда по видам работ и по специальностям;

— журналы, фиксирующие их наличие, а также выдачу соответствующим службам и специалистам;

— перечень профессий, имеющих вредные условия труда и нуждающихся в постоянном медицинском контроле;

— приказы о назначении лиц, отвечающих за безопасность труда на разных участках производства;

— коллективный договор;

— программу обеспечения и совершенствования охраны труда на производстве;

— приказ об аттестации рабочих мест;

— журнал регистрации производственных травм и мероприятий по устранению обстоятельств, спровоцировавших их.

Кроме того, документация по охране труда на предприятии должна содержать основные формы государственной отчетности по охране труда; положения о компенсациях за вредные или опасные условия профессиональной деятельности; формы отчетности о травматизме и другие документы, способствующие повышению эффективности охраны труда и промышленной безопасности.

Вопросы создания у работодателей служб охраны труда урегулированы ст. 217 Трудового кодекса. Согласно указанной статье каждый осуществляющий производственную деятельность работодатель, численность работников которого превышает 50 человек, обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (Обзор законодательства и судебной практики Ивановского областного суда за первый квартал 2019 года).

Если же численность работников не превышает 50 человек, работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. Если работодатель отказывается от создания такой службы и введения такой должности, то их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Иными словами, закон, казалось бы, прямо предусматривает возможность для руководителя организации численностью не более 50 человек заниматься вопросами охраны труда самостоятельно, без приема на работу специалиста по охране труда. Тем не менее, работодателей, решивших воспользоваться этим своим правом, могут ждать неожиданные трудности.

Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца

Интересный прецедент описан в обзоре практики Ивановского областного суда. Работодатель был привлечен к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП в том числе за невключение в состав комиссии при проведении специальной оценки условий труда специалиста по охране труда.

Работодатель обжаловал действия государственного инспектора труда в суде, ссылаясь на то, что численность его работников была менее 50 человек и он в принципе не имел специалиста по охране труда в штате. Функции специалиста по охране труда в соответствии с положениями ст. 217 ТК РФ осуществлял руководитель организации, прошедший обучение по программе в области охраны труда в объеме 40 часов.

Суду первой инстанции эти аргументы показались весомыми, и он отменил наложенный на работодателя штраф. Но у Ивановского областного суда на этот счет оказалось иное мнение. Суд посчитал, что норма ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», согласно которой в состав комиссии по проведению СОУТ включается специалист по охране труда, является специальной по отношению к норме ст. 217 ТК РФ. А значит, специалист по охране труда в любом случае должен быть включен работодателем в комиссию. Что же касается самого руководителя, то его 40-часовое обучение суд признал недостаточным для того, чтобы выступать в качестве специалиста по охране труда в составе комиссии. Такой специалист, по мнению суда, должен пройти 256-часовое обучение по дополнительной образовательной программе «Техносферная безопасность и охрана труда».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *