За отличие в труде

  • автор:

Бороздин М.С.

Оренбургский государственный университет E-mail: MihalSergeevich@yahoo.com

О ПОНЯТИИ «ВЕДОМСТВЕННЫЙ ЗНАК ОТЛИЧИЯ В ТРУДЕ» (социальное законодательство и правоприменительная практика в Оренбургской и Тульской областях)

В представленной статье рассматривается понятие «ведомственный знак отличия в труде». Автор сравнивает социальное законодательство и правоприменительную практику присвоения звания «Ветеран труда» в Оренбургской и Тульской областях и предлагает определить рассматриваемое понятие в федеральном законодательстве.

Ключевые слова: ведомство, знак отличия в труде, потребительская кооперация, ветеран труда, Оренбургская область, Тульская область.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции РФ наше государство является социальным. В Российской Федерации устанавливаются государственные гарантии социальной защиты населения, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ). По данным предметам ведения могут издаваться федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не должны противоречить федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон (части 2, 5 статьи 76).

Социальная защита предоставляется и такой категории граждан, как ветераны труда. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» ими являются лица:

1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Федеральный законодатель предпочёл не определять, что необходимо понимать под «ведомством» и «ведомственным знаком отличия в труде». Вместо этого такое право он предоставил субъектам РФ, закрепив в части 4 статьи 7 федерального закона о ветеранах положение о том, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и ины-

ми нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Это вполне сообразуется с вышеперечисленными нормами права, а также положениями Федерального закона РФ от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Бюджетного кодекса Российской Федерации .

В пункте 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ установлено, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств субъекта РФ, за исключением субвенций из федерального бюджета. В силу же статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.

Во исполнение положений части 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» в Оренбургской области принято постановление Правительства Оренбургской области от 10.07.2006

№239-п «Об утверждении положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» , а в Тульской области — Закон Тульской области от 28.02.2007 года №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

Пункт 1 приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от

10.07.2006 года №239-п устанавливает, что звание «Ветеран труда» присваивается:

а) лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

б) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Причём далее по тексту определено, что под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке органами государственной власти (управления) СССР, РСФСР или Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Арбитражным судом Российской Федерации, Прокуратурой СССР, РСФСР или Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Государственным банком СССР, РСФСР или Центральным банком Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

В статье 1 Закона Тульской области от

28.02.2007 года №797-ЗТО закреплено, что условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:

1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или России, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый

для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

О том, что понимать под ведомственными знаками отличия в труде, в региональном законодательстве Тульской области, как и в федеральном законодательстве, не говорится.

Примеры нормативных правовых актов Оренбургской и Тульской областей наглядно показывают две позиции региональных законодателей относительно понятия «ведомственный знак отличия в труде»:

1. такое понятие не определяется в региональном нормативном правовом акте субъекта РФ об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»;

2. субъекты РФ определяют, что понимать под понятием «ведомственный знак отличия в труде», посредством закрепления конкретной формулировки, как в Оренбургской области, или же отдельного списка ведомственных знаков отличия в труде, как в Удмуртской Республике .

Такие подходы региональных законодателей к понятию «ведомственный знак отличия в труде» приводят к разным правоприменительным практикам органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за социальное развитие регионов (далее — уполномоченные органы), по делам о присвоении звания «Ветеран труда» гражданам, имеющим необходимый трудовой стаж и награды, выданные уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, например, значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России».

Уполномоченный орган в Оренбургской области отказывает в присвоении звания «Ветеран труда» таким гражданам. Граждане же, не согласные с решением уполномоченного органа, в дальнейшем могут реализовать право, закреплённое в статье 46 Конституции РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— обжаловать действия уполномоченного органа в судебном порядке. В Оренбургской области суды первой инстанции в подавляющем большинстве случаев также не признают значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» ведомственным знаком отличия

в труде. Из этого следует, что суды не признают за гражданами, награждёнными такой наградой и имеющими необходимый трудовой стаж, право на присвоение звания «Ветеран труда».

Уполномоченный орган в Оренбургской области традиционно ссылается в суде на нормы права, закреплённые в Федеральном законе от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», а также в постановлении Правительства Оренбургской области от 10.07.2006 №239-п «Об утверждении положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», где прямо закреплено, что понимать под ведомственными знаками отличия в труде.

Постановлением же Совета Центрсоюза Российской Федерации №31-с от 26.07.2002 года «О наградах Центрсоюза РФ» утверждено Положение о значке «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», в соответствии с которым указанным значком награждаются лучшие работники организаций, учреждений потребительской кооперации и профсоюза работников этих организаций, учреждений, входящих в состав Центрсоюза РФ, проработавшие в потребительской кооперации, как правило, не менее 10 лет, и внесшие личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности. Награждение значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» производится Президиумом Совета Центрсоюза на основании решений советов, президиумов советов республиканских, краевых, областных потребсоюзов. В трудовой книжке награжденного производится запись о награждении значком с указанием даты и номера соответствующего постановления Президиума Совета Центрсоюза РФ.

Кроме того, Закон РФ от 19.06.1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» устанавливает в статье 1, что:

— потребительское общество — добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов;

— центральный союз потребительских обществ России (центрсоюз) — добровольное объе-

динение потребительских обществ и (или) региональных союзов более половины субъектов Российской Федерации.

Часть 1 статьи 3 указанного нормативного правового акта говорит также, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов. А часть 1 статьи 31-что Союз потребительских обществ является некоммерческой организацией и действует на основании устава и учредительного договора.

Так как центральный союз потребительских обществ России является добровольным объединением потребительских обществ и (или) региональных союзов, он не является органом государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации, следовательно, значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», учреждённый Центрсою-зом, не будет являться ведомственным знаком отличия в труде в Оренбургской области.

Вынося решение, суд учитывает и то, что уполномоченные органы субъектов РФ могут не руководствоваться указанными ниже письмами, так как данные письма не являются нормативными правовыми актами, имеющими силу:

— письмо Минтруда РФ №2026-ВЯ и письмо Минсоцразвития РФ №4276/1-30 от 10.11.1995 года «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» (Минюст отказал в государственной регистрации документа, а письмом Минтруда РФ от 08.08.2001 года №5813-ЮЛ «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» установлено, что дальнейшее использование совместного письма Минтруда РФ и Минсоцразвития РФ не представляется возможным);

— письмо Минтруда РФ от 15.09.1997 года №4545-СК «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» (документ утратил силу в связи с изданием письма Минтруда РФ от

07.10.1998 года №5635-КС);

— письмо Министерства труда РФ от

07.10.1998 года №5635-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» (документ утратил силу в связи с изданием письма Минздравсоцраз-вития РФ от 02.06.2008 года №3854-ЮВ).

Подобной логики придерживаются не только уполномоченный орган и суды первой инстанции в Оренбургской области , но и Оренбургский областной суд как суд апелляционной инстанции, осуществляющий производство в соответствии с главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 года №138-ФЗ.

Необходимо заметить, что судом первой инстанции в Оренбургской области за последнее время было вынесено лишь одно решение, которое выбивается из складывающейся правоприменительной практики. Указанным судебным решением требования заявителя З. были удовлетворены в полном размере, и за ним признано право на присвоение звания «Ветеран труда». Суд обязал министерство социального развития Оренбургской области включить

З. в проект Указа Губернатора Оренбургской области о присвоении звания и выдать З. соответствующее удостоверение.

Суд мотивировал своё решение тем, что в нормативных правовых актах РФ отсутствует определение ведомственного знака отличия в труде, нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», как и нет определения понятия «ведомство». Суд ссылается на Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, который определяет «ведомство» как совокупность учреждений, состоящих в определенной подчиненности друг к другу, заведующих известным кругом дел. Центральный союз потребительских обществ России согласно ФЗ о потребительской кооперации является союзом потребительских обществ России, созданным потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг. Суд приходит к выводу, что потребительская кооперация является организованной на уровне Российской Федерации системой, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вы-

шестоящей организацией в потребительской кооперации является Центросоюз РФ. Данные признаки характеризуют ведомство как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народное хозяйство).

Кроме того, из статей 2 и 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Суд считает, что необходимо исходить из положений части 1 статьи 19 Конституции России о равенстве всех перед законом, а также положений части 2 статьи 55 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, допускающие «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении №8 от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2), 57 Конституции Российской Федерации.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» является ведомственным знаком отличия в труде, данный знак отличия получен за успехи истца в трудовой деятельности, факт наличия стажа, необходимого для назначения пенсии, подтверждается данными трудовой книжки.

Однако вынесенное судом первой инстанции решение немедленно было обжаловано уполномоченным органом в Оренбургский областной суд, который отменил решение суда первой инстанции и вынес по делу новое решение. Основанием для отмены решения явилось неправильное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права (пункт 4

части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ). В постановлении Правительства Оренбургской области от 10.07.2006 года №239-п чётко указано, какие награды относятся к ведомственным знакам отличия в труде. Такая правоприменительная практика не противоречит судебной практике Конституционного Суда РФ (Определение от 21 апреля 2011 г. №544-О-О, Определение от 17 июня 2010 г. №763-О-О и Определение от 17 декабря 2009 г. №1588-О-О) и Верховного Суда РФ (Определение от 6 июля 2011 г. №31-Г11-3).

Несколько иначе складывается правоприменительная практика в Тульской области из-за того, что в законодательстве Тульской области не закреплено, какие награды относятся к ведомственным знакам отличия в труде. Суды первой инстанции выносят решения, которые удовлетворяют требования заявителей к уполномоченному органу в Тульской области . Тульский областной суд, если уполномоченный орган в Тульской области обжалует решения суда первой инстанции, имеет позицию, тождественную позиции судов первой инстанции. Так кассационным определением (новый порядок в соответствии с федеральным законом от 09.12.2010 года №353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» начал действовать только с 1 января 2012 года) Тульского областного суда от 25 марта 2010 года решение Центрального районного суда г. Тулы оставлено без изменения, а кассационная жалоба уполномоченного органа — без удовлетворения.

В Тульской области награды, выданные уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, в частности значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», признают-

ся ведомственными знаками отличия в труде. Уполномоченный орган в Тульской области, учитывая региональную судебную практику, также на сегодняшний день признаёт такие знаки отличия в труде ведомственными.

Можно обобщить, что социальные законодательства о присвоении звания «Ветеран труда» в Оренбургской и Тульской областях отличаются друг от друга в части закрепления в них понятия «ведомственный знак отличия в труде», что порождает разновекторную правоприменительную практику в регионах. Нельзя сказать, что законодательства Оренбургской и Тульской областей противоречат законодательству федерального уровня. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда полностью определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, то данные публично-правовые образования на сегодняшний день вправе самостоятельно определять перечень ведомственных знаков отличия в труде. Перечни таких ведомственных знаков отличия в труде в субъектах РФ существенно разнятся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях приведения к единообразию законодательств и правоприменительной практики в разных регионах по присвоению звания «Ветеран труда» гражданам, имеющим необходимый трудовой стаж и знаки отличия в труде, выданные уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, предлагаем определить понятие «ведомственный знак отличия в труде» в федеральном законе «О ветеранах», закрепив соответствующую норму-дефиницию или же отсылочную норму — положение о том, что перечень ведомственных знаков отличия в труде определяется Правительством РФ, а затем разработать и принять соответствующее Постановление Правительства Российской Федерации.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» // Российская газета. №261. 21.11.2011.

2. Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.03.2012. №10. Ст. 1158.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 30.07.2012. №31. Ст. 4317.

4. Постановление Правительства Оренбургской области от 10.07.2006 №239-п «Об утверждении положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» // Оренбуржье. №181. 30.11.2010.

5. Закон Тульской области от 28.02.2007 №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» // Тульские известия. №110. 29.07.2010.

6. Указ Президента Удмуртской Республики от 27.01.2006 №8 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Удмуртской Республике» // Известия Удмуртской Республики. №2. 12.01.2012.

8. Решение Центрального районного суда г. Оренбурга по гражданскому делу №2-1427/2012 от 29.03.2012 года по иску Д. к министерству социального развития Оренбургской области.

9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ // Российская газета. №272. 02.12.2011.

10. Решение Центрального районного суда г. Оренбурга по гражданскому делу №2-33-41-12 от 09.08.2012 по иску З. к министерству социального развития Оренбургской области.

11. Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 25.10.2012 года по делу по апелляционной жалобе З. на решение Центрального районного суда г. Оренбурга по гражданскому делу №2-33-41-12 от 09.08.2012 по иску З. к министерству социального развития Оренбургской области.

13. Федеральный закон от 09.12.2010 №353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 13.12.2010. №50. Ст. 6611.

14. Кассационное определение Тульского областного суда от 25.03.2010 по делу по кассационной жалобе Департамента социального развития Тульской области на решение Центрального районного суда г. Тулы от 29.12.2009 года по делу по иску С. к Комитету социальной защиты населения г. Тулы департамента социального развития Тульской области, Департаменту социального развития Тульской области // Официальный сайт Тульского областного суда . — Режим доступа: http://oblsud.tula.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=673 (проверено: 10.10.2012 г.).

Сведения об авторе:

Бороздин Михаил Сергеевич, преподаватель кафедры теории государства и права и конституционного права Оренбургского государственного университета, аспирант 460048, г. Оренбург, пр-т Победы, 141, ауд. 7206, е-mail: MihalSergeevich@yahoo.com

UDC 342.734 Borozdin M.S.

Orenburg state university, е-mail: MihalSergeevich@yahoo.com

Key words: corporation, labour mark of distinction, consumer’s co-operation, labour veteran, Orenburg region, Tula region.

1 Federal law from 12.01.1995 №5-FZ «About veterans»// Newspaper «Rossyiskaya”. №261. 21.11.2011.

3 Budgetary code of the Russian Federation from 31.07.1998 №145-FZ // Collection of the RF laws. 30.07.2012. №31. P. 4317.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Decision of the Central district court of Orenburg on a civil case №2-1427/2012 from 29.03.2012.

9 Civil procedural code of the Russian Federation from 14.11.2002 №138-FZ // Newspaper «Rossyiskaya”. №272. 02.12.2011.

Почетным знаком «За заслуги перед Санкт-Петербургом» награждаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства:

  • за выдающиеся заслуги перед Санкт-Петербургом в области экономики, науки, культуры, искусства, образования, охраны здоровья, просвещения, социального, духовного и нравственного воспитания жителей Санкт-Петербурга;
  • за значительный вклад в развитие Санкт-Петербурга, многолетнюю плодотворную деятельность, направленную на процветание города и повышение благосостояния жителей Санкт-Петербурга, активное содействие развитию взаимовыгодного сотрудничества с субъектами Российской Федерации и дружественных отношений с иностранными государствами;
  • за иные особые заслуги перед Санкт-Петербургом и жителями города.

К награждению почетным знаком «За заслуги перед Санкт-Петербургом» представляются, как правило, граждане, награжденные знаком отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом.
Почетный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом» носится на шейной шелковой муаровой ленте.
Вместо почетного знака «За заслуги перед Санкт-Петербургом» на левой стороне груди может носиться знак герба Санкт-Петербурга, представляющий собой копию герба Санкт-Петербурга, расположенного на почетном знаке «За заслуги перед Санкт-Петербургом».
Повторное награждение почетным знаком «За заслуги перед Санкт-Петербургом» не производится.

Почетный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (далее — почетный знак) изготавливается сборным из томпака с золочением и серебрением, имеет форму овала размером 55 x 36 мм, в центре которого расположено погрудное серебристое изображение Петра I, обрамленное лавровым венком серебристого цвета. По кругу медальона на синем фоне помещена рельефная надпись золотистого цвета «За заслуги перед Санкт-Петербургом». В верхней части почетного знака расположено накладное изображение герба Санкт-Петербурга и ангелов серебристого цвета, поддерживающих герб. Геральдический щит герба Санкт-Петербурга покрыт красной эмалью, изображение якорей и скипетра внутри геральдического щита, а также лента, обрамляющая герб, императорская корона и скипетры, на которые положен герб Санкт-Петербурга, — золотистого цвета.
Над гербом Санкт-Петербурга расположены расходящиеся от него рельефные лучи.
На оборотной стороне почетного знака помещен его номер.
Почетный знак носится на шейной шелковой муаровой ленте синего цвета шириной 25 мм.
Вместо почетного знака на левой стороне груди может носиться знак герба Санкт-Петербурга (далее — знак), представляющий собой копию герба Санкт-Петербурга, изображенного на почетном знаке.
Размер знака — 20 x 20 мм. На оборотной стороне знака имеется булавка для крепления его к одежде.
Одновременно с почетным знаком награжденному вручается удостоверение к почетному знаку. Удостоверение имеет номер, соответствующий номеру почетного знака.

Знаком отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом» награждаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства:

  • за многолетний труд и высокие достижения в государственной, научной, творческой, производственной и иной деятельности на благо Санкт-Петербурга;
  • за осуществление деятельности, способствующей социально-экономическому, научно-техническому и культурному развитию Санкт-Петербурга, повышению уровня жизни его жителей;
  • за активное содействие развитию взаимовыгодного сотрудничества с субъектами Российской Федерации и дружественных отношений с иностранными государствами;
  • за благотворительную деятельность в интересах Санкт-Петербурга и его жителей.

К награждению знаком отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом» представляются, как правило граждане, безупречно проработавшие в организациях, учреждениях и на предприятиях, расположенных на территории Санкт-Петербурга, не менее 10 лет, внесшие значительный вклад в развитие города.
Знак отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом» носится на правой стороне груди.
Повторное награждение знаком отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом» не производится.

Знак отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (далее — знак отличия) изготавливается из томпака, имеет форму круга диаметром 29 мм, с двух сторон окаймленного бортиком. На лицевой стороне знака отличия помещено изображение памятника Петру I («Медного всадника»), развернутое вправо. На оборотной стороне знака отличия в центре расположено изображение геральдического щита герба Санкт-Петербурга, по окружности которого размещена надпись «За заслуги перед Санкт-Петербургом».
Все изображения и надписи на знаке отличия рельефные.
Знак отличия при помощи ушка и кольца соединяется с колодкой прямоугольной формы, обтянутой синей лентой. Размер колодки — 27 х 15 мм. На оборотной стороне колодки имеется булавка для крепления знака отличия к одежде.
Знак отличия носится на левой стороне груди.
Одновременно со знаком отличия награжденному вручается удостоверение к знаку отличия.

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.04. 2004 № 660 «О почётном знаке «За заслуги перед Санкт-Петербургом» и знаке отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом»

19 октября 2016

Апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 24 января 2014 г. по делу N 11-526/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судей

при секретаре

Скрябиной С.В.,

Аброськиной Е.А., Зеленовой Е.Ф., Терюшовой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 января 2014 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Погребной Е.В. на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 17 октября 2013 года.

Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Погребная Е.В. обратилась в суд с иском к Министерству социальных отношения Челябинской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности по присвоению такого звания путем включения ее в ведомость на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности по выдаче удостоверения «Ветеран труда».

В обоснование исковых требований указала, что в настоящее время является получателем трудовой пенсии по старости. В период работы ее **** в качестве **** 3 декабря 1985 года она была награждена почетной грамотой ЦК ВЛКСМ за активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи. Полагая, что имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», обратилась к ответчику с соответствующим заявлением. Однако ей в этом было отказано по причине того, что почетная грамота ЦК ВЛКСМ не отнесена к ведомственному знаку отличия в труде. С таким решением ответчика она не согласна.

Истец в судебное заседание суда первой инстанции при надлежащем извещении не явилась. Ее представитель Ежов А.И. на иске настаивал.

Представитель ответчика при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принял.

Решением суда в удовлетворении исковых требований Погребной Е.В.

было отказано. При этом суд пришел к выводу о том, что награждение почетной грамотой ЦК ВЛКСМ не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда», так как не относится к ведомственным знакам отличия в труде, нормативные акты Челябинской области не содержат оснований к присвоению гражданину звания «Ветеран труда» в связи с награждением почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.

В апелляционной жалобе истец требует отмены судебного решения с принятием нового — об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме. Настаивает на том, что награждении ее Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ относится к ведомственным знакам отличия в труде, решение о награждении которым принято по ходатайству ее работодателя и руководящим органом ЦК ВЛКСМ.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены, в судебное заседание не явились, поэтому судебная коллегия в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив в соответствии с частями первой и второй статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела и обсудив ее доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Погребная Е.В. в период с 01 августа 1983 года по 01 января 1989 года работала в **** (л.д. 16-17). 03 декабря 1985 года награждена почетной грамотой ЦК ВЛКСМ «За активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи» на основании постановления бюро Челябинского обкома ВЛКСМ от 12 ноября 1985 года (л.д. 15, 19). С 28 декабря 2012 года является получателем трудовой пенсии по старости (л.д. 18).

Письмом от 11 января 2013 года Министерством социальных отношений Челябинской области Погребной Е.В. было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» на том основании, что почетная грамота ЦК ВЛКСМ выдана общественной организацией, не входящей в структуру органов государственной власти, поэтому не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде, учитываемый при присвоении звания «Ветеран труда» в соответствии с действующим постановлением Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года N 111 «Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда» (л.д. 12-13).

Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.

Согласно положениям статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Исходя из пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» награждения ведомственными знаками отличия в труде должны быть произведены федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР.

Таким образом, общественные организации, такие как ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, ФНПР, ЦК профсоюзов, Роспотребсоюз, Центросоюз, ДОСААФ, Всероссийское общество «Знание» и другие, не являются органами государственной власти.

В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

На основании статей 10 и 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Челябинской области порядок присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда» определен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года N111.

В соответствии с указанным Положением звание «Ветеран труда» присваивается гражданам, которым установлена (назначена) пенсия в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Документами, подтверждающими право граждан на присвоение звания «Ветеран труда», являются удостоверения (дубликаты удостоверений) к орденам, медалям, почетным званиям СССР или Российской Федерации, документы к ведомственным знакам отличия в труде.

Статья 7 Федерального закона «О ветеранах» не содержит никаких условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Исходя из пункта 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» субъект Российской Федерации вправе определить перечень знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».

В силу пункта 4 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда» в Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года N 111, к ведомственным знакам отличия в труде в целях применения настоящего Положения относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды (почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, почетные заслуженные звания), решение о награждении которыми граждан принято Правительством Российской Федерации, руководителями федеральных органов государственной власти, руководителем Администрации Президента Российской Федерации, руководителями аппаратов палат Федерального Собрания и Аппарата Правительства Российской Федерации, руководителями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации, руководителями межгосударственных (межправительственных) органов, созданных государствами — участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, руководителями органов государственной власти СССР и РСФСР.

В соответствии со статьей 126 Конституции (Основного закона) Союза Советских Социалистических Республик, утвержденной Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 года, ВЛКСМ являлся общественной организацией молодежи, и не был отнесен положениями действовавшего законодательства к высшим органами государственной власти СССР.

Из указанных нормативных положений следует, что почетная грамота, решение о награждении которой принято общественной организацией ВЛКСМ, не отвечает требованиям, предъявляемым Положением о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда» в Челябинской области к ведомственным знакам отличия в труде, поскольку ВЛКСМ не является органом государственной власти, наделенным правом учреждать ведомственные знаки отличия в труде.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Министерства социальных отношений Челябинской области об отказе в присвоении истице звания «Ветеран труда» является правомерным.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 17 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Погребной Е.В. — без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *