Взыскание налогов

  • автор:

Содержание

Взыскание недоимок по налогам и сборам

В России предусмотрены следующие способы уплаты налогов.

Самостоятельная уплата налога налогоплательщиком на основе данных своего учета и отчетности. Данный способ обычно применяется юридическими лицами и ИП на основе налоговых деклараций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др.).

Уплата налога на основе расчетов и уведомлений, направляемых налогоплательщику налоговым органом. Этот способ характерен для налогов, взимаемых с физических лиц по объектам налогообложения, не связанным с предпринимательской деятельностью (транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог).

Удержание налога из денежных выплат, причитающихся налогоплательщику. Применяется для налогообложения так называемых валовых доходов, по которым не применяются налоговые вычеты и которые облагаются по твердым ставкам. К таким выплатам относятся дивиденды по акциям, проценты по облигациям, выплаты дохода иностранным юридическим лицам. Кроме того, данный способ применяется для удержания налога из заработной платы работников.

Уплата налога налогоплательщиком может быть произведена перечислением денежной суммы на счета федерального казначейства и другие аналогичные счета либо зачетом в счет переплаты по другим видам налогов или по этому же налогу. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

При возникновении недоимки налоговым органом, прежде всего, должно быть направлено требование об уплате налога. В соответствии со ст. 69 НК требованием об уплате налога признается направленное письменное извещение налогоплательщику о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии со ст. 70 НК требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. А если недоимка выявлена по результатам проверки, тогда требование об уплате налога и требование об уплате пеней и штрафа в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки должны быть направлены ему в десятидневный срок с даты вступления в силу решения по акту проверки.

Требование об уплате налога вручается руководителю (уполномоченному представителю) налогоплательщика лично под расписку или передается иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования налогоплательщиком. Если требование отправлено по почте заказным письмом, то оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения, если более продолжительный срок не указан в этом требовании. В тех случаях, когда в указанный срок налог не уплачен, в отношении налогоплательщика-организации или ИП должны быть приняты меры принудительного взыскания этого налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, а также в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика.

Решение о взыскании налога, а также пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах организации налогоплательщика в банках, должно быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если указанный срок налоговым органом пропущен, он может в шестимесячный срок после истечения срока исполнения требования обратиться в суд о взыскании с налогоплательщика неуплаченной суммы налога. Один экземпляр такого решения в шестидневный срок доводится до сведения налогоплательщика, а второй хранится в налоговом органе.

Взыскание налога производится путем направления в банк инкассового распоряжения на перечисление налога в соответствующий бюджет, которое должно быть исполнено банком не позднее одного операционного дня с момента его получения. Если денежные средства на счете налогоплательщика отсутствуют или их недостаточно, инкассовое распоряжение исполняется банком по мере поступления денежных средств на счета налогоплательщика.

В целях обеспечения исполнения решения о взыскании налога применяется приостановление операций по счетам в банке. Для этого руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае неисполнения требования об уплате налога принимается решение о приостановлении операций налогоплательщика- организации по его счетам в банке. Данное решение передается в банк под расписку или направляется в банк в электронном виде. Копия решения передается налогоплательщику-организации.

На основании этого решения банк обязан приостановить все расходные операции по счету налогоплательщика, за исключением платежей, очередность которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также за исключением налоговых платежей, включая пени и штрафы. При этом банк прекращает расходные операции по счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам. Также банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств такой организации на счетах, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после получения данного решения.

В тех случаях, когда общая сумма денежных средств, находящихся на счетах организации, операции по которым приостановлены, превышает указанную в решении сумму, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления по тем счетам, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога. Налоговый орган обязан в двухдневный срок рассмотреть данное заявление и принять решение об отмене приостановления операций по счетам в части превышения суммы денежных средств, указанной в предыдущем решении о приостановлении операций.

В тех случаях, когда денежные средства отсутствуют на счетах налогоплательщика-организации и ИП или их недостаточно для погашения недоимки, под которой понимают недовнесенную сумму налога в установленный для самостоятельной уплаты срок, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. Аналогичный порядок действует и в случае отсутствия у налогового органа информации об открытых счетах налогоплательщика. Пени за несвоевременную уплату налога и штрафы (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ) могут быть также взысканы за счет иного имущества.

До начала процедуры взыскания налога за счет имущества налогоплательщика при наличии у налогового органа достаточных оснований полагать, что указанное лицо может скрыться или скрыть свое имущество, налоговый орган обязан произвести действия по наложению ареста на имущество налогоплательщика в соответствии со ст. 77 НК.

Под основаниями, свидетельствующими о том, что налогоплательщик может скрыться либо скрыть свое имущество, налоговым органам рекомендуется понимать одно из следующих условий:

  1. наличие на балансе налогоплательщика движимого имущества, в том числе ценных бумаг, денежных средств от реализации которого достаточно для погашения более 25% суммы неуплаченного налога;
  2. наличие на балансе налогоплательщика дебиторской задолженности, возможной к взысканию, по которой он не принимает мер к взысканию в течение более одного квартала;
  3. превышение размера общей задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджет, включая штрафы, более 50% балансовой стоимости имущества налогоплательщика;
  4. получение налоговым органом из прокуратуры, правоохранительных и иных органов сведений, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов или намерении должностных лиц налогоплательщика скрыться;
  5. получение в результате анализа деятельности налогоплательщика данных, позволяющих сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога, уклонении от явки в налоговый орган, о срочной распродаже имущества и переоформлении его на подставных лиц, участии в расчетах посреднических фирм, аккумулировании средств на счетах других юридических лиц.

В качестве основания для наложения ареста могут быть признаны и иные обстоятельства и сведения, в том числе:

  1. неисполнение налогоплательщиком решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки;
  2. получение налоговым органом сведений о фактах сокрытия за прошлые периоды выручки от реализации товаров (работ, услуг) либо о фактах сокрытия косвенных налогов (необоснованного их возмещения);
  3. несовпадение местонахождения имущества организации- должника с его юридическим адресом;
  4. передача руководителем организации имущества в качестве вклада в уставный капитал других организаций, где он сам выступает учредителем;
  5. непредставление юридическим лицом в налоговый орган необходимых для расчета налогов документов два и более отчетных периода и при этом невозможность найти руководство юридического лица по указанному в учредительных документах адресу.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств, при неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога в установленный срок руководителем налогового органа выносится решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика в форме соответствующего постановления.

В соответствии со ст. 77 НК для наложения ареста на имущество должна быть получена санкция прокурора, для этого постановление о наложении ареста направляется в трех экземплярах в соответствующий орган прокуратуры. Кроме того, в прокуратуру представляются и все документы, подтверждающие, что налогоплательщик может скрыться или скрыть свое имущество.

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика помимо основных реквизитов (дата, фамилия, имя, отчество должностного лица, наименование и адрес налогоплательщика) содержит данные о сумме недоимки по налогам, имуществу, подлежащему аресту, а также основания, позволяющие полагать, что указанное лицо принимает меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

Арест имущества может быть частичным или полным. При частичном аресте налогоплательщик имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, но только с разрешения и под контролем налогового органа, поэтому постановление о наложении частичного ареста должно содержать порядок распоряжения налогоплательщиком арестованным имуществом, согласно которому налогоплательщик обязан обращаться в налоговый орган за разрешением на отчуждение имущества, в том числе по договорам залога и аренды. При полном аресте налогоплательщик не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового органа.

Не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора, налоговый орган вручает постановление об аресте имущества налогоплательщику под роспись либо направляет по почте заказным письмом и производит арест имущества не позднее трех рабочих дней со дня получения санкции прокурора.

Арест имущества производится с участием понятых, в качестве которых могут быть привлечены любые не заинтересованные в исходе дела лица. Аресту подлежит то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога. Оценка имущества производится исходя из его балансовой стоимости. Когда балансовую стоимость имущества определить невозможно, должностное лицо налогового органа самостоятельно определяет его стоимость с учетом мнения специалиста (в случае его участия при аресте) или специализированной организации.

По результатам ареста составляется протокол, в котором перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, их стоимости. Протокол подписывается всеми лицами, участвующими в аресте имущества, и вручается не позднее дня, следующего за днем его составления, налогоплательщику под роспись либо направляется по почте заказным письмом.

В случае получения от налогоплательщика документов, подтверждающих уплату налога, руководителем налогового органа либо его заместителем принимается решение об отмене ареста имущества. Кроме того, решение об аресте имущества отменяется в случае наложения ареста на имущество судебным приставом- исполнителем для взыскания налога в порядке, предусмотренном ст. 47 НК, а также на основании решения суда или вышестоящего налогового органа.

Следует различать действия по наложению ареста на имущество и действия по взысканию недоимки за счет имущества налогоплательщика. Как указывалось выше, в случае, когда невозможно взыскать недоимку по налогам со счетов налогоплательщика, должны быть приняты меры по ее взысканию за счет иного имущества налогоплательщика. Для этого руководителем налогового органа или его заместителем принимается решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. После принятия такого решения в течение трех дней в службу судебных приставов направляется соответствующее постановление налогового органа, вместе с которым направляются:

  1. расшифровка задолженности налогоплательщика с указанием кодов бюджетной классификации и счетов по учету доходов соответствующих бюджетов;
  2. перечень расчетных, текущих и иных счетов налогоплательщика в банках;
  3. информация о принятых налоговыми органами мерах по приостановлению операций по счетам налогоплательщика;
  4. извещение банка о помещении расчетных документов на уплату налоговых платежей в картотеку расчетных документов, не оплаченных в срок.

Кроме того, в службу судебных приставов направляются имеющиеся у налогового органа сведения об имуществе налогоплательщика, реализация которого дает наибольший эффект (с приложением выписки по статьям актива баланса и форм, отражающих расшифровку дебиторской задолженности), о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации, о фактических адресах и телефонах головной организации и структурных подразделений, о результатах мер по розыску налогоплательщика и его имущества, о наличии кассовых аппаратов и мест их установки.

В случае, если был произведен арест имущества в соответствии со ст. 77 НК, процедура которого была представлена выше, в службу судебных приставов направляется копия протокола ареста имущества должника с приложением акта описи. При необходимости налоговый орган вместе с постановлением направляет судебному приставу-исполнителю заявление о наложении ареста на имущество должника одновременно с возбуждением исполнительного производства.

Если постановление о взыскании налога за счет имущества составлено с нарушением установленных требований, судебный пристав-исполнитель возвращает его в налоговый орган не позднее трех дней с момента его получения с указанием причин, по которым возвращается постановление налогового органа, и сроков для устранения данных нарушений. В случае устранения нарушений в установленный приставом срок постановление налогового органа считается поступившим в день первоначального поступления судебному приставу-исполнителю.

Судебный пристав-исполнитель принимает к исполнению постановление налогового органа и в трехдневный срок со дня его поступления выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Копия этого постановления направляется в налоговый орган и должнику не позднее следующего дня после дня его вынесения.

Получив копию указанного постановления, налоговый орган приостанавливает свое решение о взыскании денежных средств со счетов налогоплательщика в банках (приостанавливает действие инкассовых поручений, выставленных к счету должника) и в тот же день извещает банк (направляет соответствующее решение). Об этом уведомляется и налогоплательщик, который предупреждается также о необходимости перечисления неуплаченных налоговых платежей, указанных в постановлении судебного пристава-исполнителя на депозитный счет судебных приставов.

Копия решения налогового органа о приостановлении списания денежных средств со счетов должника с отметкой банка о его получении и копия решения о приостановлении расходных операций по тем счетам налогоплательщика, по которым это не было сделано ранее, незамедлительно направляется соответствующему судебному приставу-исполнителю.

Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает пятидневный срок для достоверного погашения должником задолженности. В случае невыполнения требований в добровольном порядке постановление исполняется в принудительном порядке в двухмесячный срок.

В случае отсутствия должника и его имущества по месту нахождения, указанному в исполнительном документе налогового органа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о розыске должника (его имущества).

Арест имущества должника осуществляется не позднее одного месяца с даты возбуждения исполнительного производства. Арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а в необходимых случаях — ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение.

Арест имущества и его реализация производятся в соответствии с требованиями ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 47 НК.

Взыскание налога за счет имущества производится последовательно в отношении:

  1. наличных денежных средств;
  2. имущества, не участвующего в производстве (ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт);
  3. готовой продукции;
  4. сырья и материалов;
  5. имущества, переданного иным лицам без перехода к ним права собственности (при условии, что соответствующие договоры расторгнуты и признаны недействительными);
  6. другого имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.

Оценка имущества должна производиться судебным приставом- исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа. Пристав-исполнитель выносит постановление об оценке имущества должника, копии постановления рекомендуется направлять должнику и налоговому органу в трехдневный срок со дня вынесения. При проведении оценки имущества рекомендуется руководствоваться данными о его стоимости, указанными в документах бухгалтерского учета, и иными сведениями о стоимости имущества. Если оценка имущества является затруднительной или должник возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки, судебный пристав-исполнитель приглашает специалиста.

Реализация имущества производится путем его продажи в двухмесячный срок со дня наложения ареста. Продажа недвижимого имущества осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью. Продажа остального имущества производится специализированными организациями на комиссионных и иных договорных началах.

Средства, полученные от реализации имущества, направляются на погашение задолженности по налогам, а также на оплату исполнительного сбора (7% взыскиваемой суммы), расходов по совершению исполнительных действий (на перевозку, хранение и реализацию имущества, на оплату услуг переводчиков, специалистов и др.), штрафов, наложенных на должника за неисполнение исполнительного документа (до 200 минимальных размеров оплаты труда, до 400 — при повторном нарушении).

Денежные средства от реализации имущества поступают на депозитный счет подразделения службы судебных приставов и направляются в необходимой сумме в семидневный срок на счет федерального казначейства на погашение недоимки по соответствующим налогам.

Денежные средства, перечисленные после получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства (кроме уплаты текущих платежей), учитываются налоговыми органами в счет погашения задолженности по исполнительному документу, т.е. считаются поступившими в результате деятельности службы судебных приставов. О произведенной оплате налоговый орган уведомляет службу судебных приставов с приложением платежных документов.

В случае невозможности исполнения или при частичном исполнении требований постановления налогового органа судебный пристав-исполнитель оформляет акт о невозможности взыскания по неисполненным требованиям, постановление о возвращении исполнительного документа и постановление об окончании исполнительного производства. Возвращение исполнительного документа в налоговый орган в связи с невозможностью взыскания не является препятствием для повторного направления исполнительного документа в пределах установленного срока (шесть месяцев со дня направления исполнительного документа судебному приставу).

При признании должника банкротом и открытии конкурсного производства и в случае ликвидации должника исполнительный лист передается соответственно конкурсному управляющему либо в ликвидационную комиссию. При этом составляется постановление о прекращении исполнительного производства.

Взыскание налога, сбора, пеней и штрафов с налогоплательщиков — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в особом порядке.

В случае неисполнения в установленный срок требования об уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества физического лица. Такое заявление может быть подано в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Взыскание налога за счет имущества физического лица производится на основании решения суда, вступившего в законную силу, в порядке, предусмотренном ФЗ «Об исполнительном производстве». При этом взыскание налога производится последовательно в отношении:

  1. денежных средств на счетах в банке;
  2. наличных денежных средств;
  3. имущества, переданного другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке.

Принудительное взыскание недоимки по налогам

Разъясняется порядок принудительного взыскания недоимки по налоговым платежам. Указаны источники средств для покрытия недоимки и сроки совершения налоговым органом соответствующих действий.

Исчисление и уплата налоговых платежей являются важнейшей обязанностью любого субъекта предпринимательской деятельности. Своевременное исполнение указанной обязанности позволяет организации оптимизировать свою налоговую нагрузку, избежать дополнительных финансовых потерь в виде штрафных санкций. Однако довольно распространена ситуация, когда у организации в силу объективных причин возникает недоимка по налоговым платежам. При принудительном взыскании налоговыми органами указанной недоимки налогоплательщик может защитить свои интересы. Рассмотрим эти возможности.

Правовое регулирование

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (далее — налоговое законодательство). Указанная обязанность должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством.

Статьей 11 НК РФ предусмотрено, что недоимкой является сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный налоговым законодательством срок. Она образуется, если налогоплательщик не произвел перечисление в бюджет причитающихся налогов или произвел их частичное перечисление. Контроль над соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства осуществляется налоговым органом путем проведения мероприятий налогового контроля, например камеральных и выездных налоговых проверок (ст. 87 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, при проведении которой выявлены нарушения налогового законодательства, выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, а также принимаются меры по принудительному исполнению обязанности налогоплательщика по уплате налогов. Необходимо обратить внимание на то, что если налогоплательщик не исполнил свою обязанность по уплате налогов добровольно, то налоговые органы обязаны взыскать недоимку в принудительном порядке (ст. 39 НК РФ).

В налоговом законодательстве закреплены два способа принудительного исполнения обязанности по уплате налогов (сборов), других обязательных платежей и санкций: бесспорный (внесудебный) и судебный порядки. И та, и другая процедуры имеют процессуальные особенности.

Бесспорный порядок взыскания недоимки

Моментом начала указанного процесса следует считать дату направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налогов. Требование представляет собой документ установленной формы, содержащий извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности ее уплатить в указанный срок (ст. 69 НК РФ). В требовании в том числе должна содержаться информация о:

  • сумме задолженности по налогу;
  • размере пеней, начисленных на момент направления требования;
  • сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах <1>;
  • сроке исполнения требования <2>;
  • мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

<1> Указанный срок имеет большое процессуальное значение, так как он определяет срок принятия налоговым органом решения о взыскании недоимки, а также срок подачи налоговым органом заявления в суд о взыскании недоимки (ст. 46 НК РФ).
<2> Требование должно быть исполнено в течение 8 рабочих дней с момента его получения, если в нем не указан иной срок исполнения.

Требование должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней со дня вступления в силу решения по проверке (если недоимка выявлена в ходе камеральной или выездной налоговой проверки или в течение 3 месяцев со дня ее выявления (если недоимка выявлена не в ходе налоговой проверки). В последнем случае налоговый орган составляет документ о выявлении недоимки у налогоплательщика (форма документа утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@). На дату составления указанного документа, с точки зрения налоговых органов, следует ориентироваться при определении срока выставления требования. Аналогичное мнение выражено, в частности, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.12.2007 N А26-3314/2007. Заметим, что данный подход к определению даты выявления недоимки является по меньшей мере небесспорным.

Недоимка может быть выявлена только после того, как налогоплательщик представил декларацию с суммой налога к уплате или пропустил срок уплаты налога. О том, что налог не уплачен, налоговому органу становится известно на следующий день после истечения срока уплаты. Следовательно, в этот же срок он узнает о сумме недоимки. Указанная позиция находит отражение и в судебных решениях (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.08.2009 N А82-14902/2008-27).

Логично предполагать, что обнаружение налоговым органом данных в своих внутренних документах не может свидетельствовать ни о фактическом наличии недоимки, ни о наличии переплаты, поскольку такие данные полностью зависят от действий его сотрудников, т.е. носят субъективный характер. В сложившейся ситуации налогоплательщику, допустившему образование недоимки, можно рекомендовать провести сверку расчетов с налоговыми органами. В этом случае дата акта сверки может свидетельствовать о сроке выявления недоимки.

Действующие правовые нормы налогового законодательства не дают ответа на вопрос, является срок направления требования об уплате налога пресекательным, т.е. является ли недействительным соответствующее требование, выставленное с нарушением указанного срока. При решении данного вопроса целесообразно обратить внимание на сложившуюся арбитражную практику. Точка зрения судебных органов содержится, например, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, а также в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 и заключается в том, что нарушение срока выставления требования не влечет изменения срока на бесспорное взыскание недоимки. Таким образом, срок взыскания недоимки при нарушении срока выставления требования будет исчисляться таким же образом, как если бы требование было выставлено вовремя (Постановление ФАС Московского округа от 19.07.2006 N КА-А40/6689-06-П).

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

Необходимо обратить внимание на то, что при направлении требования заказным письмом могут возникнуть неприятные для налогоплательщика ситуации. Так, требование может быть направлено по юридическому адресу организации, а не по месту ее фактического нахождения. Кроме того, требование может получить работник организации, находящийся в офисе в момент поступления корреспонденции, и не поставить об этом в известность руководителя. В этих случаях руководство организации может не знать о начале процедуры принудительного взыскания недоимки.

Важно помнить, что срок исполнения требования исчисляется с даты его получения организацией, а не с даты его составления. Правильно определить дату получения требования при его направлении по почте позволит почтовая отметка на конверте или дата, указанная в уведомлении о вручении заказного письма адресату. Если организация не получала требования, направленного по почте, то она при защите своих прав, в том числе и в судебном порядке, вправе потребовать от налоговых органов доказать факт почтового отправления и дату указанного отправления.

Взыскание недоимки за счет денежных средств налогоплательщика

Если налогоплательщик не погасил недоимку в указанный в требовании срок, то налоговые органы в течение двух месяцев после указанного срока вправе принять решение о взыскании суммы задолженности с банковского счета налогоплательщика. Причем взыскание может быть обращено на средства, находящиеся на расчетном счете, даже если указанные средства получены из бюджета на конкретные цели по государственным контрактам (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 8580/09). Судебный орган в обоснование своей позиции отметил, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по общему правилу не производится. Но в рассматриваемом случае взыскание производится не за счет бюджетных средств, а за счет собственных средств налогоплательщика, какими являются средства, поступившие на расчетный счет организации от бюджетополучателя.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение 6 дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма. Необходимо обратить внимание на то, что решение, вынесенное с пропуском указанного срока, является недействительным и, следовательно, исполнению работниками кредитных организаций не подлежит.

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджет направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. При этом сроки направления в банк указанного поручения в настоящее время не установлены. Применительно к ситуациям, возникшим до 2 сентября 2010 г., действовал срок направления в банк указанного поручения, равный одному месяцу со дня принятия решения о взыскании недоимки.

Нередко решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках выносится налоговым органом до истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. В этом случае нарушаются права организации и с ее счета могут быть списаны денежные средства, которые она планировала использовать для исполнения своих обязательств перед контрагентами. Указанное планирование денежных потоков может учитывать срок уплаты недоимки, указанный в требовании, и не приводить к нарушению закона. В отношении законности подобного решения налогового органа единообразная арбитражная практика не сформирована. С одной стороны, решение является незаконным, так как процедура взыскания недоимки проходит несколько взаимосвязанных этапов. Для каждого этапа, имеющего самостоятельное юридическое значение, налоговое законодательство предусматривает определенный порядок и сроки принудительного взыскания налога (пени), несоблюдение которых влечет наступление правовых последствий в виде признания ненормативного акта налогового органа недействительным (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2010 N А46-21966/2009). С другой стороны, решение является законным, поскольку налоговое законодательство не содержит такого основания для безусловного признания незаконным решения о взыскании задолженности, как несоблюдение срока на добровольное исполнение требования (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.12.2010 N Ф03-9322/2010).

Актуальным является вопрос, связанный с возможностью выставления налоговыми органами повторного инкассового поручения, например, если налогоплательщик закрывает счет в банке, в который отправлено инкассовое поручение, и открывает счет в другом кредитном учреждении. Налоговым законодательством вопрос выставления повторного поручения не урегулирован. Анализ арбитражной практики показал, что в большинстве случаев судебные органы признают право налоговых органов на указанные действия (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.2009 N Ф04-8140/2008(18774-А81-34), ФАС Поволжского округа от 25.12.2008 N А65-10152/2008). Суд указал, что законодательство не содержит запрета на выставление повторного инкассового поручения.

Противоположная позиция изложена в Постановлении ФАС Центрального округа от 25.10.2010 N А09-3231/2010. Суд установил, что налоговый орган после возврата банком инкассового поручения в связи с закрытием расчетного счета выставил новое поручение на списание денежных средств со счета налогоплательщика в другом банке. Суд указал, что, начав процедуру бесспорного взыскания, налоговый орган обязан довести ее до конца, в том числе вынести решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика. Возврат банком инкассового поручения не является основанием для повторного выставления нового поручения.

Взыскание недоимки за счет иного имущества организации

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, а также при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. Указанное взыскание производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю (ст. 47 НК РФ).

Налоговое законодательство не содержит правовых норм, обязывающих налоговый орган уведомлять налогоплательщика о принятии в отношении него решения и постановления о взыскании налога за счет имущества. Налогоплательщик при этом будет поставлен в известность судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Указанная точка зрения находит подтверждение в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25.

Решение о взыскании должно быть принято в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

При этом остается неурегулированным вопрос о том, имеет ли законную силу решение о взыскании налога за счет имущества, если инспекция не направляла налогоплательщику решение о взыскании налога за счет средств на счетах в банке. В случае возникновения подобной ситуации организация имеет право оспорить правомерность действий налогового органа. Сложившаяся арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. В частности, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.2009 N Ф04-1029/2009(1032-А45-49) суд установил нарушение закона в действиях налогового органа. Однако в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 31.07.2008 N Ф08-4387/2008 суд определил, что при соблюдении прочих требований налогового законодательства указанное обстоятельство само по себе не может быть основанием для отмены решения о взыскании недоимки за счет иного имущества налогоплательщика.

Необходимо обратить внимание на то, что законность решения о взыскании не ставится судебными органами в зависимость от следующих обстоятельств:

  • налоговый орган не отозвал ранее выставленное инкассовое поручение о погашении недоимки за счет денежных средств организации в банке (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.07.2005 N 853/05);
  • налогоплательщик не получал высланного ему решения налогового органа о взыскании недоимки за счет денежных средств организации в банке (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.05.2008 N А33-6337/07-03АП-1556/07-Ф02-1863/08).

Исполнительные действия должны быть совершены в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления. Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика и погашения его задолженности перед бюджетом.

Судебный порядок взыскания недоимки

Если налоговым органом не реализовано право на взыскание недоимки за счет денежных средств налогоплательщика во внесудебном порядке, то он имеет право на обращение в суд с иском о взыскании указанной недоимки (ст. 46 НК РФ). При этом налоговым законодательством прямо не урегулирован вопрос, вправе ли налоговый орган обратиться за судебной защитой с заявлением о взыскании сумм налога, если до этого им своевременно было принято решение о взыскании. Официальная позиция по указанному вопросу отсутствует. Анализ арбитражной практики позволяет сделать вывод, что налоговый орган не вправе обращаться в суд, а должен самостоятельно довести процедуру бесспорного взыскания до конца, а именно направить инкассовое поручение в банк, а также при необходимости принять решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2010 N А45-10407/2009, ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2009 N А05-6505/2008).

Заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Ни НК РФ, ни АПК РФ не содержат перечня уважительных причин. Поэтому в каждом конкретном случае суд, анализируя конкретные обстоятельства дела, определяет, является ли соответствующая причина уважительной.

Пример 1. Причина пропуска срока — большой объем работы и недостаток специалистов у налогового органа. Суд удовлетворил ходатайство налогового органа (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2009 N А13-3227/2008). Суд отказал в удовлетворении ходатайства налогового органа (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.07.2008 N А19-15231/07-Ф02-3485/08).

Пример 2. Причина пропуска срока — проведение налоговым органом сверки расчетов с налогоплательщиком. Суд отказал в удовлетворении ходатайства налогового органа (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.03.2009 N Ф03-717/2009).

В отношении просроченной к взысканию недоимки необходимо отметить два обстоятельства.

Во-первых, налоговый орган не вправе начислять пеню. Указанная точка зрения содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2009 N 5838/09. В обоснование своего мнения ВАС РФ отметил, что исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения срока взыскания задолженности по налогу пеня не может служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не начисляется. Такую же позицию по данному вопросу занимает и Минфин России (Письмо от 29.10.2008 N 03-02-07/2-192).

Во-вторых, налоговый орган не вправе производить зачет излишне уплаченного другого налога. Если налоговым органом пропущен срок для принудительного взыскания недоимки, то он обязан по заявлению организации вернуть ей переплату, образовавшуюся по другому налогу (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 N 6544/09).

Если налоговым органом не реализовано право на взыскание недоимки за счет иного имущества налогоплательщика во внесудебном порядке, то он имеет право на обращение в суд с иском о взыскании указанной недоимки (ст. 47 НК РФ). Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Срок давности исполнения обязанности по уплате налогов

Налоговое законодательство устанавливает срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанный срок составляет 3 года (ст. 113 НК РФ). Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов). Таким образом, указанный срок давности может применяться только для взыскания штрафов, но не применяется к самой сумме задолженности.

Следовательно, НК РФ не устанавливает срок давности для исполнения обязанности по уплате налогов, в том числе и в принудительном порядке (Постановление ФАС Уральского округа от 18.06.2009 N Ф09-3963/09-С3).

По данному вопросу существует и иная точка зрения. Так, исходя из пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик не обязан хранить данные бухгалтерского и налогового учета, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов, более четырех лет. Таким образом, можно сделать вывод, что давность взыскания недоимки должна быть ограничена тремя годами, так как за пределами этого срока налоговый орган не сможет подтвердить документами факт возникновения недоимки. Данная позиция подтверждается обширной судебной практикой (Постановления ФАС Московского округа от 23.07.2009 N КА-А40/6541-09, от 29.07.2008 N КА-А40/6762-08; ФАС Поволжского округа от 10.06.2008 N А57-1648/02; ФАС Уральского округа от 26.01.2009 N Ф09-10520/08-С3; Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13084/07).

Распространенной ранее являлась ситуация, при которой налоговыми органами сумма недоимки, нереальной к взысканию, включалась в справки о состоянии расчетов с бюджетом, которые запрашивались организациями. Такие справки, как правило, необходимы для привлечения кредитов или участия в тендерах и конкурсах. В указанном случае организациям приходилось погашать задолженность или же отказываться от получения кредита (участия в конкурсе). Налоговые органы обосновывали свои действия тем, что ст. 59 НК РФ и Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 допускали списание недоимки только в отношении ликвидируемых организаций. Данные выводы подтверждались в Письме Минфина России от 18.12.2009 N 03-02-07/1-545 и Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16507/04. Следует отметить, что некоторым налогоплательщикам удавалось через суд обязать налоговый орган выдать справку без указания в ней задолженности, взыскание которой невозможно (Постановление ФАС Уральского округа от 18.01.2010 N Ф09-10913/09-С3).

После 2 сентября 2010 г. расширен перечень оснований, по которым недоимка по налогам признается безнадежной к взысканию. В настоящее время ст. 59 НК РФ позволяет списывать недоимку после принятия судом решения, согласно которому налоговый орган утратил возможность ее взыскания в связи с пропуском установленных сроков. Решение о признании задолженности безнадежной по данному основанию принимают налоговые органы по месту учета организации. Порядок списания такой недоимки утвержден Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.

Пример 3. По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом выявлена недоимка и принято решение о привлечении организации к ответственности. Указанное решение вступило в законную силу 31 января 2011 г. Требование направлено в адрес организации заказным письмом. Определим сроки совершения возможных действий налоговым органом, направленных на принудительное взыскание недоимки с организации (см. таблицу). Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях (ст. 6.1 НК РФ).

Событие Срок, установленный
налоговым
законодательством
Дата
истечения
срока
Выставление требования об уплате
налога
10 дней <1> 14.02.2011
Получение организацией требования
об уплате налога
6 дней <2> 22.02.2011
Срок уплаты недоимки, указанный в
требовании об уплате налога
8 дней 07.03.2011
Взыскание за счет денежных средств
Принятие решения о взыскании
недоимки за счет денежных средств
2 месяца 10.05.2011
<3>
Доведения решения до сведения
организации
6 дней 18.05.2011
Подача в суд заявления о взыскании
с организации недоимки за счет
денежных средств в банке
6 месяцев <4> 07.09.2011
Взыскание за счет иного имущества
Принятие решения о взыскании
недоимки за счет иного имущества
1 год <4> 07.03.2012
Направление решения судебному
приставу-исполнителю
3 дня 13.03.2012
Подача в суд заявления о взыскании
с организации недоимки за счет
иного имущества
2 года <4> 07.03.2013

<1> Срок исчисляется от даты вступления в законную силу решения налогового органа.
<2> Сроки здесь и далее исчисляются от предшествующего события.
<3> Срок выпадает на выходной день (7 мая 2011 г.), поэтому в расчете указан первый рабочий день.
<4> Срок исчисляется от даты уплаты недоимки, указанной в требовании об уплате налога.

К.М.Блохин

Аудитор

Как осуществляется взыскание долгов по налогам судебным приказом?

Задолженность гражданина или организации по налогам может быть взыскана ФНС с использованием судебного приказа. Что представляет собой данный документ? Чем грозит, какие правовые последствия формирует его вынесение судом, каким образом налогоплательщик их может избежать и как составить возражение на судебный приказ о взыскании задолженности по налогам?

Что представляет собой судебный приказ?

​Под судебным приказом понимается принятое в порядке приказного судопроизводства постановление, в соответствии с которым то или иное управомоченное лицо (например, государственный орган — такой как Налоговая служба) получает законное право взыскать с должника (например, гражданина или организации) ту или иную денежную сумму в соответствии с законом или договором. В случае, если управомоченное лицо — Налоговая служба, то речь пойдет о взыскании с гражданина или организации неуплаченного налога. При этом, будут применяться положения законодательства РФ об административном судопроизводстве.

Приказное судопроизводство характеризуется:

  • достаточно быстрым рассмотрением иска судом;
  • рассмотрением дела без участия истца (управомоченной стороны, кредитора) и ответчика (обязанной стороны, должника);
  • вынесением постановления при наличии неоспоримых доказательств того, что ответчик чем-то обязан перед истцом (исходя из договора или положений законодательства — как в случае с налогами).

Во многих случаях взыскание долга (в рассматриваемом сценарии — налога) на практике осуществляет Служба судебных приставов. Судебный приказ — тот документ, на основании которого будут действовать приставы.

Судебный приказ на взыскание налога оформляется вне зависимости от величины долга гражданина или организации перед бюджетом. Это отличает «налоговый» судебный приказ, к примеру, от того, что оформляется в рамках гражданского судопроизводства — который может быть применен, только если сумма искового требования в рамках гражданских правоотношений не превышает 500 000 рублей.

Если сумма больше — дело будет рассматриваться в рамках стандартной процедуры гражданского судопроизводства, при которой исковое заявление управомоченной стороны к обязанной рассматривается по существу. Если суд посчитает аргументы истца правомерными, а доказательства ответчика недостаточными, то выносит решение в пользу первого. В этом случае именно соответствующее решение будет основанием для взыскания суммы долга судебными приставами с обязанной стороны.

В административном судопроизводстве подобных ограничений не предусмотрено, но регламентирован ряд сценариев, при которых ответчик — в данном случае, налогоплательщик, может активно защищать свои права.

Рассмотрим более подробно специфику взыскания налоговых долгов с применением судебных приказов.

Судебный приказ как инструмент взыскания задолженностей по налогам: нюансы

Судебный приказ, удостоверяющий право ФНС взыскать с должника не уплаченные в бюджет налоги, издается в общем случае мировым судьей на основании заявления Налоговой службы.

Данное заявление направляется налоговиками в суд при условии, что к тому моменту специалисты ведомства предприняли иные попытки взаимодействия с налогоплательщиком по вопросам долга. Например — в случае, если гражданин или организация, не заплатившие налог, не осуществили его перечисление (дополненное предусмотренными законом штрафами и пенями) по факту получения от ФНС уведомлений или требований об уплате данного налога.

Направить исковое заявление в мировой суд ФНС вправе в течение 6 месяцев с даты невыполнения гражданином или организацией обязанностей по уплате налогов в бюджет. В принципе, возможно продление данного срока — если ФНС аргументирует его пропуск уважительной причиной. Но, так или иначе, крайний срок исковой давности по налоговым долгам, установленный законодательством РФ — 3 года.

На каком основании выдается судебный приказ?

Полезно будет подробнее изучить основания для выдачи мировым судьей приказа на взыскание налоговых долгов.

Как мы отметили выше, одним из условий вынесения судом постановления в формате судебного приказа является наличие неоспоримых доказательств того, что ответчик является обязанным лицом в рамках правоотношений с истцом. В данном случае — доказательств того, что ответчик обязан уплатить в пользу ФНС РФ налог:

  1. Появившийся исходя из наличия в собственности гражданина или организации имущества, облагаемого налогом. Например:
  • недвижимости;
  • транспортного средства.

Только лишь подтверждение того факта, что гражданин или фирма владеют тем или иным объектом, который подлежит налогообложению, будет достаточным доказательством того, что они являются обязанными лицами. Наличие в распоряжении суда документов, удостоверяющих право собственности ответчика, и будет основным доказательством того факта, что налогоплательщик имеет обязательства перед бюджетом.

  1. Появившийся вследствие получения гражданином или организацией дохода. Например:
  • от предпринимательской деятельности;
  • от продажи какого-либо имущества;
  • от получения имущества в дар.

В этом случае перечень возможных доказательств наличия у ответчика обязательств перед истцом может быть существенно более широким. Например, в случае с предпринимательской деятельностью соответствующими доказательствами могут быть выписки с расчетных, персональных счетов налогоплательщика. В случае с продажей или получением имущества в дар — выписки, предоставленные Росреестром (если предмет сделок — недвижимость), по которым может быть определена величина налогооблагаемой базы по имуществу.

Последствия издания судебного приказа

Выше мы отметили, что судебный приказ может быть использован управомоченной стороной — в случае с налогами, ФНС, в качестве основания для обращения в службу судебных приставов по вопросу принудительного взыскания долга. Также судебный приказ ФНС может направить в кредитно-финансовую организацию, в которой открыты счета налогоплательщика: долг в этом случае может быть погашен за счет денежных средств, размещенных на данных счетах.

Вместе с тем, использовать судебный приказ в указанных целях — право, а не обязанность ФНС. Конечно, Налоговая служба данное право, скорее всего, реализует, но, тем не менее, правовые последствия в отношении налогоплательщика наступают не по факту издания судебного приказа, а по факту действий ФНС, использующей данный приказ.

Таким образом, само по себе вынесение рассматриваемого приказа судом каких-либо правовых последствий для налогоплательщика не формирует (хотя и предполагает появление таковых с очень высокой вероятностью). При этом, у ФНС есть 3 года на обращение в Службу судебных приставов или в банк в целях взыскания задолженности у налогоплательщика с задействованием судебного приказа.

В свою очередь, налогоплательщик вправе задействовать механизмы, способные отложить наступление данных правовых последствий. А именно — предоставить возражения на исполнение рассматриваемого документа. Это нужно сделать в течение 20 дней после получения копии судебного приказа.

Изучим более подробно специфику соответствующих возражений.

Возражения по судебному приказу

Если ответчик — в данном случае, налогоплательщик, успеет подать возражения касательно судебного приказа, в мировой суд, рассмотревший иск от ФНС, в течение 20 дней, то соответствующий приказ отменяется на основании определения суда.

В данном определении фиксируется, что истец получает право направить исковое заявление в суд в рамках общего механизма рассмотрения споров в порядке административного судопроизводства.

Копии определения об отмене рассматриваемого документа направляются в ФНС и налогоплательщику в течение 3 дней после вынесения соответствующего определения.

Если судебный приказ будет отменен в силу, того, что должник направил в суд возражения, то ФНС, вероятнее всего, продолжит работу по взысканию долга, но на этот раз уже в стандартном формате административного судопроизводства. Он предполагает, что истец и ответчик будут присутствовать на слушании, предъявлять различные доказательства своей правоты.

Отменить судебный приказ налогоплательщику достаточно просто, но, как правило, гораздо сложнее — доказать свою правоту, и, в свою очередь, необоснованность претензий ФНС. В случае, если дело по налоговому спору будет гражданином или организацией проиграно — обязанной стороне придется понести затраты, представленные (не считая долга перед бюджетом) оплатой расходов ФНС, связанных с представлением интересов ведомства в суде.

Стоит отметить, что касательно данной нормы в среде экспертов, а также на различных уровнях судопроизводства (включая уровень Конституционного суда) наблюдаются достаточно активные дискуссии. Но текущие нормы права, равно как и формулировки судебных постановлений и определений пока что не позволяют говорить о том, что налогоплательщик, проигравший спор с ФНС, вправе рассчитывать на освобождение от уплаты судебных издержек ведомства.

Судебный приказ же не предполагает наличия у истца и ответчика больших издержек, не считая относительно небольшой государственной пошлины, которую уплачивает ФНС при подаче заявления в суд. Сумма данной пошлины обычно включается в общий долг налогоплательщика, а если судебный приказ отменен — возвращается ФНС либо учитывается при расчете пошлин при последующих судебных исках, если они будут подаваться налоговиками.

Если возражения не будут представлены в мировой суд в течение 20 дней, то судебный приказ приобретает полную силу (при условии, что ответчик не предоставит возражения позже, аргументировав их непредоставление в срок по уважительной причине). Истец — в данном случае, ФНС, получает экземпляр приказа, заверенный печатью суда. Данный документ может быть передан в Службу судебных приставов или в банк.

При этом, ФНС может попросить суд сразу направить заверенный судебный приказ на исполнение. В предусмотренных законом случаях документ формируется и направляется в Службу судебных приставов в электронном виде.

Если вам требуется помощь в подготовке документов в суд или составлении юридически грамотного возражения на судебный приказ о взыскании задолженности по налогам, то напишите об этом через форму ниже.

Избавляемся от «лохматой» налоговой задолженности

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 6 мая 2016 г.

Содержание журнала № 10 за 2016 г.М.Г. Суховская, юрист

Наличие у организации или ИП зависших долгов по налогам, в том числе по тем, которых уже и не существует в природе (например, ЕСН), может довольно долго никак не отражаться на текущей деятельности. Однако эти долги неприятно напомнят о себе, если вы соберетесь, к примеру, взять кредит в банке, участвовать в госзакупкахп. 5 ч. 1 ст. 31 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, получить лицензию на розничную продажу алкоголяподп. 3 п. 9 ст. 19 Закона от 22.11.95 № 171-ФЗ.

Ведь во всех этих случаях требуется подтвердить, что вы абсолютно чисты перед бюджетом. Документом, подтверждающим сей факт, является справка из вашей ИФНС об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентовприложение № 1 к Приказу ФНС от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@.

А если за вами числится какая-либо древняя задолженность, по которой давно истек срок принудительного взыскания, в справке все равно будет указано: «имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов…»п. 4 Порядка (приложение № 2 к Приказу ФНС от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@). И тогда прощайте кредит, госзаказ, лицензия… И даже если на справке будет отметка ИФНС о невозможности взыскания недоимки, которую налоговики должны делатьп. 9 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 (далее — Постановление № 57), но обычно не делают, скорее всего, вас это все равно не спасет. А самостоятельно исключить задолженность из вашей карточки расчетов с бюджетом инспекция не имеет праваПисьмо Минфина от 09.11.2011 № 03-02-07/1-386.

Для действующих компаний и ИП, не желающих самостоятельно погасить зависший долг, есть только один выход — обратиться в судп. 9 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 (далее — Постановление № 57), чтобы тот своим актом констатировал, что налоговики не могут взыскать задолженность в связи с истечением срока, установленного для ее взыскания. Только после этого они ее спишутподп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ.

Посмотрим, что для этого надо сделать. Но прежде разберемся с одним важным моментом.

Когда инспекция действительно уже не может взыскать недоимку

Некоторые думают, что если со дня образования недоимки прошло 3 года и более, то это уже свидетельствует о безусловной утрате налоговиками возможности ее взыскать. Это заблуждениесм., например, Постановления 13 ААС от 16.10.2015 № 13АП-21453/2015; 1 ААС от 31.01.2014 № А79-6962/2013, навеянное, видимо, тем фактом, что срок исковой давности по налоговым правонарушениям составляет 3 годап. 1 ст. 113 НК РФ.

Согласно позиции ВАС инспекция утрачивает возможность принудительного взыскания, только если онап. 9 Постановления № 57; Решение АС Свердловской области от 29.01.2015 № А60-57413/2014:

  • в установленные сроки не приняла меры по бесспорному (внесудебному) взысканию недоимки;
  • пропустила срок для обращения в суд с иском о ее взыскании (при этом нет уважительных причин для восстановления срока судом).

Как видим, взыскание бывает двух видов: внесудебное (без обращения в суд) и судебное. При этом внесудебное взыскание — это длящийся процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных последовательных этаповПостановления Президиума ВАС от 29.11.2011 № 7551/11, от 29.03.2005 № 13592/04; 5 ААС от 17.08.2015 № 05АП-6618/2015. Обращаем особое внимание, что отсутствие любого из этих этапов нарушает установленный внесудебный порядок взыскания.

Этап внесудебного взыскания Предельный срок на его реализацию С какого момента срок исчисляется
1. Выставление требования об уплате налогов, пеней, штрафовп. 1 ст. 45, пп. 1, 8 ст. 69 НК РФ Требование направляетсяп. 6 ст. 6.1, пп. 1, 2 ст. 70 НК РФ; пп. 50, 51 Постановления № 57; Письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692:

  • <или>в течение 3 месяцев (1 года — при общей сумме недоимки менее 500 руб.) — для взыскания налога по декларации
  • <или>со дня, следующего за последним днем срока уплаты налога, — если декларация была представлена своевременнопп. 50, 51 Постановления № 57;
  • <или>со дня, следующего за днем фактического представления декларации, — если она была сдана с опозданием
  • <или>в течение 20 рабочих дней — при взыскании налога, пеней, штрафа по итогам проверки (как камеральной, так и выездной)
Со дня вступления в силуп. 9 ст. 101 НК РФ решения по проверке
Если инспекция пропустит срок для направления требования об уплате недоимки, то все последующие сроки от этого не удлинятся. Они считаются так, как если бы ИФНС направила требование в последний день отведенного срокап. 6 Обзора, направленного Информационным письмом Президиума ВАС от 17.03.2003 № 71
2. Вынесение решения о безакцептном списании недоимки за счет средств на банковских счетах (если требование не исполнено в срок) Решение ИФНС выносит в течение 2 месяцевпп. 3, 4 ст. 46 НК РФ. В этот же срок она направляет в банк поручение на списание денег с банковского счета и их перечисление в бюджет С момента, когда истек срок на добровольное исполнение требованияПостановление Президиума ВАС от 04.02.2014 № 13114/13.
Напомним, что заплатить суммы, указанные в требовании, нужноп. 4 ст. 69 НК РФ; Письмо Минфина от 06.11.2015 № 03-02-08/63872:

  • <если>в требовании не указан срок исполнения либо он составляет менее 8 рабочих дней со дня его получения — в течение 8 рабочих дней со дня получения требования;
  • <если>в требовании указан срок исполнения более 8 рабочих дней со дня его получения — в срок, указанный в требовании
3. Принятие решения о взыскании недоимки за счет имущества, включая наличные деньги (если на счетах налогоплательщика не хватает средств либо у ИФНС нет информации о счетах)п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ; п. 55 Постановления № 57 Решение принимается в течение 1 годап. 1 ст. 47 НК РФ
На основании решения о взыскании недоимки за счет имущества ИФНС направляет судебным приставам постановление о взыскании налога, и уже они начинают заниматься взысканием. В частности, они могут наложить арест на имущество и затем его принудительно изъять и реализоватьп. 1 ст. 47 НК РФ. На совершение исполнительных действий у приставов есть 2 месяца со дня поступления к ним постановленияп. 4 ст. 47 НК РФ.
Если у должника нет имущества, которое можно взыскать, и все меры по его поиску оказались безрезультатными, судебный пристав возвращает ИФНС ее постановлениеп. 4 ч. 1 ст. 46 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее — Закон № 229-ФЗ). Однако инспекция может повторно предъявить это постановление к исполнению в пределах 6 месяцев со дня его вынесенияч. 4 ст. 46, ч. 6, 6.1 ст. 21 Закона № 229-ФЗ; Постановление АС ВСО от 22.10.2015 № Ф02-5831/2015. Если этот срок пропущен, то восстановлению он не подлежитч. 2 ст. 23 Закона № 229-ФЗ

Судебное взыскание имеет место, если инспекция пропустила срок на принятие решения о взыскании недоимки:

  • <или>за счет денег на банковских счетах налогоплательщика;
  • <или>за счет имущества налогоплательщика.

В первом случае на обращение в суд у налоговиков есть 6 месяцев со дня истечения срока, установленного для добровольного исполнения требования об уплате налогап. 3 ст. 46 НК РФ, а во втором — 2 годап. 1 ст. 47 НК РФ. Причем эти сроки, пропущенные налоговым органом, могут быть восстановлены судом, если он сочтет причины пропуска срока уважительнымич. 1, 2 ст. 117 АПК РФ; п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ.

Получается, что порядок взыскания налоговой задолженности четко регламентирован и ограничен определенными сроками, по истечении которых налоговики утрачивают право на принудительное взыскание как в бесспорном, так и в судебном порядкеПостановление 7 ААС от 22.04.2014 № А03-22374/2013. И это право они могут утратить как в период трехлетнего срока давности, так и за его пределами.

Например, предельный срок взыскания неуплаченного налога за счет безналичных денег включает в себя: 3 месяца на направление требования + 8 рабочих дней (по общему правилу) на его исполнение + 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки и пеней. То есть около 10 месяцев. Если налоговики в него не уложатся, в частности не успеют выставить требование либо в положенный срок не обратятся в суд, то все, поезд ушелПостановление АС УО от 26.05.2015 № Ф09-2429/15. И вы имеете полное право инициировать признание недоимки безнадежной ко взысканию.

А вот если инспекция строго соблюдала и последовательность этапов, и сроки взыскания и при этом исполнительное производство еще не окончено, то нельзя признать утраченной возможность взыскания недоимки, даже если она образовалась больше 3 лет назадПостановление 18 ААС от 06.10.2015 № 18АП-11014/2015. Яркий тому пример — когда в рамках выездной проверки, проводимой за 3 года, налоговики обнаруживают, что какой-то налог 2 года назад не был исчислен и уплачен, и начинают процедуру его взыскания.

С чем идти в суд

Итак, вы уверены, что все сроки на взыскание вашей задолженности ИФНС пропустила. Тогда начинайте готовиться к походу в суд. Вам нужно подтвердить факт наличия безнадежной недоимки. Для этого рекомендуем запастись двумя документами:

  • актом сверкиформа утверждена Приказом ФНС от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@ с вашей ИФНС. Очевидно, что для этого вам придется эту самую сверку пройти. Напомним, что ограничение периода, за который можно свериться, нигде не установлено. То есть когда вы будете писать в инспекцию запрос на сверку, можете указать, в частности, период, превышающий 3 года;
  • справкой о состоянии ваших расчетов по налогамутв. Приказом ФНС от 05.06.2015 № ММВ-7-17/227@. В ней содержатся данные ИФНС о сумме вашей задолженности (переплаты) по налогам, пеням и штрафам по состоянию на дату, которую вы укажете в запросеприложение № 8 к Административному регламенту, утв. Приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н о выдаче справки. ИФНС должна выдать справку в течение 5 рабочих дней с даты получения запросаподп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ.

Исковое требование, заявляемое в арбитражный суд вашего регионач. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 189 АПК РФ; п. 9 Постановления № 57, должно звучать так: «…о признании сумм, отраженных в справке № ___ и в акте совместной сверки расчетов № ___ по состоянию на такую-то дату безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной». Госпошлина за рассмотрение такого иска сейчас составляет 6000 руб.подп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ; п. 9 Постановления № 57

Некоторые организации просят суд признать незаконными действия ИФНС, выразившиеся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам без указания информации о невозможности взыскания задолженности, и обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов. И суды рассматривают подобные заявленияПостановления АС ВСО от 22.10.2015 № Ф02-5831/2015; АС ЦО от 28.01.2015 № Ф10-4629/2014; 4 ААС от 30.12.2015 № 04АП-6839/2015; ФАС ВВО от 17.03.2014 № А29-2840/2013. Кстати, госпошлина за такой иск вполовину меньше — 3000 руб.подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ

Арбитражный суд должен рассмотреть ваше дело в течение 3 месяцев со дня поступления к нему искач. 1 ст. 152 АПК РФ. Если он сочтет, что правда на вашей стороне, то в судебном акте (неважно, в резолютивной части или в мотивировочнойп. 9 Постановления № 57) будут фигурировать формулировки наподобие следующих:

  • <или>»…инспекцией утрачено право на взыскание… задолженности в сумме… в связи с пропуском срока на взыскание данной задолженности как в судебном, так и во внесудебном порядке, что является основанием для признания названной задолженности безнадежной ко взысканию и обязанности по ее уплате прекращенной»Решение АС Красноярского края от 23.03.2015 № А33-16067/2014;
  • <или>»…учитывая, что налоговым органом исчерпаны все… способы взыскания недоимки, суд приходит к выводу об утрате возможности взыскания задолженности по налогам, пеням и штрафам…»Решение АС Республики Татарстан от 30.09.2015 № А65-16491/2015;
  • <или>»…признать безнадежной ко взысканию задолженность… по следующим налогам и пеням…»Постановление 17 ААС от 28.12.2015 № 17АП-16091/2015-АК.

Что надо сделать для списания безнадежной недоимки

Получив копию решения суда с нужной формулировкой и дождавшись его вступления в силу — 1 месяц со дня принятия, вам нужно заверить решение в суде гербовой печатьюч. 1 ст. 177, ч. 1 ст. 180 АПК РФ; п. 2.4 Порядка, утв. Приказом ФНС от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ (далее — Порядок); подп. «а» п. 4 Перечня, утв. Приказом ФНС от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@. Затем — отнести его в свою ИФНС вместе с сопроводительным письмом, в котором надо указать, что вы представляете этот судебный акт для принятия инспекцией решения о признании задолженности безнадежной и ее списании. Другой вариант — копию решения суда и сопроводительное письмо отправить по почте ценным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении.

СОВЕТ

Нигде не сказано, что инспекция обязана вручить вам копию принятого ею решения. Но если вы обратитесь в ИФНС с письменным заявлением о выдаче такой копии, то инспекция обязана будет вам ее выдатьподп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ. Так что целесообразно в сопроводительном письме сразу попросить об этом.

В течение 6 рабочих дней после получения от вас этих документов инспекция должна вынести указанное решениепп. 4, 5 Порядка; приложение № 1 к Порядку и в тот же день списать долг с вашей карточки лицевого счета. В свою очередь, вы должны отразить списание задолженности в бухгалтерском и налоговом учете на дату вынесения этого решенияп. 1 ст. 252, ст. 313 НК РФ; п. 1 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Налоговый и бухгалтерский учет списанной задолженности

В бухучете сумма списанной кредиторской задолженности по налогам, штрафам и пеням — это прочий доход организациипп. 7, 10.4, 16 ПБУ 9/99. А вот в налоговом учете все зависит от вида налога.

Если списываются недоимки по налогам, которые ранее в начисленных суммах были учтены как прочие расходыподп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (в частности, это земельный и транспортный налоги, налог на имущество, ЕСН), то теперь их из расходов надо исключитьп. 33 ст. 270 НК РФ и отразить в составе внереализационных доходов в том периоде, в котором задолженность по налогам списывается как безнадежная. При этом не нужно подавать уточненки по налогу на прибыль за периоды, в которых списываемые налоги были учтены в расходах.

Списанная безнадежная кредиторская задолженность по другим налогам, пеням и штрафам относится к доходам, не учитываемым для целей налогообложения прибылиподп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ; Письмо Минфина от 10.06.2011 № 03-03-10/52. То есть списанные как безнадежные суммы недоимок по налогу на прибыль, НДС, налогу при УСН, ЕСХН, НДФЛ, налогу на игорный бизнес, а также суммы штрафов и пеней по всем налогам не нужно включать в доходы.

Поскольку в бухучете при списании недоимок по налогам, которые не учитывались в расходах (по прибыли, НДС и др.), а также задолженностей по штрафам и пеням возникает доход, а в налоговом учете такого дохода нет, в бухучете нужно показать постоянный налоговый активпп. 4, 7 ПБУ 18/02.

***

Кстати, задолженность по страховым взносам также можно списать как безнадежную на основании соответствующего решения суда, констатирующего, что орган ПФР или ФСС утратил возможность ее взысканияподп. «г» п. 1 Постановления Правительства от 17.10.2009 № 820; ч. 1 ст. 23 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. И алгоритм действий при этом будет схожим с описанным выше.

Продолжаем рассматривать интересные моменты, которые пойдут на пользу в борьбе налоговыми органами, норовящими все время что-то взыскать.

Проценты за задержку налоговиками возврата НДС взыскивали даже при отсутствии от нас заявления на возврат

Интересный момент, как можно «содрать» с налоговиков лишнюю денежку. Согласно действующего законодательства РФ, в том числе п.10 статьи 176 НК РФ, по истечении 12-го дня после завершении камералки начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ. Взаимосвязь между «задержкой возврата» и «неподачей нами заявления» в законодательстве отсутствует.
Таким образом, возможно получить не только НДС из бюджета, но и деньги за «просрочку возврата», умышленно не подавая заявление, особенно, если сумма к возврату существенная. Данный казус был зафиксирован в Постановлении Президиума ВАС РФ № 14223/10 от 17.03.11, где было указано, Налоговый кодекс РФ, в частности ст. 176 НК РФ, не предусматривает зависимости возврата НДС налогоплательщику и подачу налогоплательщиком заявления о возврате. 📌 Реклама Отключить

Изъятие денег у налоговиков возможно только в том случае, если вы уверены, что сможете грамотно отбиться и подтвердить, что НДС к возмещению у вас есть.

Апелляционную жалобу нельзя оставлять без рассмотрения

В этом плане интересно Постановление ФАС Северо-Западного округа № А56-22841/2010 от 27.12.10). В рамках соблюдения досудебного процесса обжалования налогового решения, вся честная компания (ИФНС и УФНС) просто-напросто оставила жалобу налогоплательщика «без рассмотрения», сославшись на «ерунду» — вроде как «отсутствовала нотариальная доверенность на подписанта жалобы».

Таких поводов налоговики могут придумать кучу, вплоть до 50 оттенков серого в синих подписях и печатях или «неприложения к жалобе» справки о вменяемости директора. Суд пришел к выводу, что при статусе жалобы «без рассмотрения», решение по обжалуемой проверке неправомерно и не имеет законной силы. Налоговым кодексом РФ не предусмотрено оставление жалобы без рассмотрения, в то время как налоговики считают, что «без удовлетворения и без рассмотрения» — одно и то же.
Таким образом, если в решении вышестоящей налоговой (УФНС) присутствуют слова «без рассмотрения», тогда не лишним будет поскандалить с ними в суде. При этом, лучше на всякий случай спрятать свое имущество и деньги подальше.

📌 Реклама Отключить

Незаконность ежегодных выездных налоговых проверок

В этом плане интересно определение ВАС РФ № 3294/10 от 21.03.11 «О недопустимости избыточных мер налогового контроля».

Согласно данному определению, инспекция не смогла доказать необходимость проведения очередной выездной проверки. Суд признал незаконным решение о проведении данной проверки и, соответственно, санкций по этому решению. Часто ходят — жалуйтесь, хуже не будет!

Налоговики не пускают юриста на допрос сотрудника компании

Бред, но имеет место быть. Попадаются иногда налоговые экземпляры, которые рискуют не пускать адвоката на допрос с физиком. Физическое лицо — сотрудник компании, который вполне может отказаться от дачи показаний по статье 48 Конституции РФ «Гарантированное право на получение квалифицированной юридической помощи», а также по статье 51 Конституции РФ «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников».
Таким образом, угрозы налоговиков оштрафовать физика «за неправомерный отказ от дачи показаний или заведомо ложные показания» (ст. 128 НК РФ) — фикция. 📌 Реклама Отключить

Два письма Минфина с противоположными мнениями по одному и тому же вопросу

То, что «наши власть гребущие» не ведают, что творят, давно всем известно. По одному и тому же вопросу могут выносить совершенно противоположные решения. ФАС Поволжского округа советует в таких случаях руководствоваться тем письмом Минфин, которое является более поздним (Постановление от 24.05.07 № А49-4493/2006/260А/17АК).
Если серьезно, нужно поменьше лазить в эти письма Минфина, потому что не хватит сил отслеживать и мониторить все и вся, чтобы уследить какое там из «бредов Минфина» является крайним и свеженьким. Есть НК РФ, который многие вещи прямо не запрещает, поэтому есть небольшое «раздолье» для маневров с налогами и борьбой с налоговиками.
Также помним, что согласно статьи 3 НК РФ «Все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика». 📌 Реклама Отключить

Право на вычет НДС при получении счет-фактуры от «упрощенца»

Имеет место быть в случае, если поставщик выставил нам счет-фактуру с выделенной суммой НДС. Следовательно, мы имеем право принять налог к вычету (статья 172 НК РФ) — есть счет-фактура, товар используется в деятельности, облагаемой НДС. ФАС Московского округа в Постановлении № КА-А40/2818-10 от 31.03.10 подтвердил лишний раз (старо, но действует), что факт неуплаты НДС поставщиком не влияет на право покупателя получить вычет по данному налогу.
Таким образом, если есть счет-фактура и ваша основная деятельность связана с НДС — вполне можно принимать к вычету, несмотря на злобные гневные вопли налоговиков.

Попытки налоговиков потерпели фиаско

Договор на выполнение работ Индивидуальным предпринимателем не удалось переквалифицировать в трудовой. Соответственно, о доначислениях налоговикам пришлось забыть. Основанием для «наезда» налоговиков были ежемесячные выплаты предпринимателю в фиксированной сумме. Взыскатели сочли это «заработной платой» и попытались доначислить.
Однако, ФАС Северо-Западного округа (№ А42-5826/2008 от 06.10.09), доказывает, что фискалы были не правы, так как по трудовому договору зарплата выплачивается дважды в месяц, а не один, как в данном случае (статья 136 Трудового кодекса РФ). Также ФАС Московского округа (№ КА-А40/9671-08 от 20.10.08) указывает на то, что законодательством РФ (например, ст. 781 ГК РФ) не возбраняется частичная оплата равными долями оказываемых услуг. 📌 Реклама Отключить

Обеспечительные меры налоговиков. Блокировка счета после решения о взыскании (статья 101 НК РФ)

Вполне реально оспаривается в случае, когда у нас на балансе есть имущество. Та же статья 101 НК РФ не предоставляет права налоговикам блокировать счета налогоплательщика, если стоимость имущества предприятия выше «цены вопроса по недоимке». Просто налоговикам лень возиться с оформлением «запрета на отчуждение имущества». Они предпочитают «на шару» заблокировать счет, так быстрее, и не все налогоплательщики знают свои права и будут бороться с фискалами.

Предоставление копий документов при выездной проверке лишает налоговиков права изымать оригиналы

Согласно статьи 31 НК РФ, выемка правомерна в случае, если есть подозрения, что мы можем заменить, выкинуть, подчистить, исправить документы, а также в случае, если недостаточно копий документов. Если все запрошенные документы были предоставлены в копиях, налоговики лишаются права на выемку оригиналов. Это подтверждает, например, Постановление ФАС Уральского округа № Ф09-873/12 от 15.03.12).
Если налоговики хотят, пусть изымают оригиналы. На этом косяке вполне можно отменить доначисления по проверке, так как доказательства были получены с нарушением норм действующего законодательства. 📌 Реклама Отключить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *