Взаимопонимание примеры из жизни

  • автор:

Related posts:

  1. Что такое взаимопонимание? Взаимопонимание – это способ, при котором в отношениях между отдельно взятыми людьми, коллективами, странами, организациями происходит максимальное осмысление и практический учет точек зрения, позиций и интересов общающихся между собой сторон. Степень взаимопонимания выступает в качестве показателя социально-психологического общения, который много значит для деятельности людей в групповом порядке. Объективная основа взаимопонимания представлена общностью интересов, взглядов и …
  2. Возможно ли полное взаимопонимание между людьми Каждый из нас личность, и мы, если задуматься, не можем существовать отдельно от общества. Тесная связь людей друг с другом меняет характеры, мировоззрения каждого из нас. При общении люди делятся опытом, мнением, когда оно не совпадает, возникают споры, разногласия, но в это и есть прелесть общения. Возможно ли достичь полного взаимопонимания между людьми? Я считаю, …
  3. Рассуждение 15.3 “что такое месть” (Гиа по русскому) Что же такое месть? Это действие, в ответ на обиду или оскорбление. Абсолютно низкий для человека поступок, который, в порыве гнева, может показаться единственно верным и уже не видно других путей решения проблемы. Во все времена люди прибегали к мщению, доказательства тому – литература. Негативные последствия мести можно обнаружить в романе Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой …
  4. Рассуждение 15.3 “что такое беспечность” (Гиа по русскому) Что же такое беспечность? Это безответственность в своих рассуждениях и действиях. Беспечным называют человека, который не задумывается о последствиях своего поступка. Подробно разберем данное утверждение. В тексте Житкова, в предложении 14 нам представляется яркий пример беспечности главного персонажа – Пети. Не думая о том, что произойдет дальше, он просто покидает “место преступления”, а это непростительный …
  5. Возможно ли полное взаимопонимание между людьми? По современной литературе Помните известную фразу героя романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”:”..вы… меня понять не можете; мы… принадлежим к двум различным поколениям… что делать? Пилюля горька – а проглотить ее нужно”? Как она ярко охарактеризовала отношения, возникавшие в семьях, где “отцы” и “дети” не могут найти взаимопонимания! Прошло почти двести лет с тех пор, как была …
  6. Рассуждение о нравственном выборе по тексту Яковлева Девочку звали Алиса (ЕГЭ по русскому) Нравственный выбор – это предпочтение определенных моральных категорий, которые зачастую делятся лишь на добро и зло. По выбору можно судить о человеке как о порядочном либо бесчестном, жестоком. Мне кажется, что нравственный выбор определяет судьбу. Если человек живет по совести, не нарушает моральные заповеди, то его будут окружать такие же честные и добрые люди. Правда, …
  7. Рассуждение о нравственном выборе по тексту Шима Ребята ушли со двора, собирают походное снаряжение (ЕГЭ по русскому) Под нравственным выбором подразумевается выбор между такими чувствами как, любовь и ненависть, или например, доверие и недоверие, верность и предательство или же совесть и бесчестие. В обобщенном виде – это выбор между силами, олицетворяющими стороны добра и зла. На его определение непосредственное влияние имеет степень человеческой нравственности. Сегодня впрочем, как всегда, нравственному выбору свойственно наличие …
  8. Рассуждение о дружбе по тексту Алексина Говорят, что самые непримиримые недруги – это бывшие друзья (ЕГЭ по русскому) Под понятием дружбы в первую очередь подразумевается взаимопонимание, умение представить себя на месте другого в сложной ситуации и пойти на самопожертвование в случае необходимости. Друзья должны понимать смысл слова “дружба” и ценить добрые отношения. А. Алексин в своем тексте показал пример дружбы, заранее обреченной на провал, поскольку Оля и Люся по-разному относились друг к другу. …
  9. Сочинение Что такое Доблесть? рассуждение 15.3 Практически все люди хоть раз в жизнь слышали выражение “доблестный рыцарь”, “доблестный человек” и подобные. Однако, далеко не все знают, что такое доблесть. Многие доблесть путают со смелостью. И хоть они и находятся практически рядом, но все же имеют разное значение. Доблесть – это способность добывать победу. Естественно, без победы не бывает доблести, но без …
  10. Рассуждение по тексту Ю. М. Нагибина. Необдуманный поступок. (ЕГЭ по русскому) Необдуманный поступок. Просто действие. Способен ли человек на это? Может ли он просто, без рассуждений сделать что-то доброе, помочь ближнему, спасти чью-то жизнь? Об этом размышляет Ю. М Нагибин. Эта проблема актуальна в наше время, ведь многие из нас действительно не способны совершить действие, не подумав до этого, будет ли от него польза, какое мнение …
  11. Что такое сострадание? Валек! – тихо обрадовалась Маруся, увидев брата (ЕГЭ по русскому) Сострадание подразумевает умение сочувствовать любому живому существу, разделять чужую боль и переживания. Обладающие этим душевным чувством люди на уровне интуиции чувствуют, кому требуется их поддержка. В приведенном отрывке повести “В дурном обществе” В. Г. Короленко описывает мучительное чувство жалости, испытанное главным героем в момент осознания, что обретенные им товарищи оказались нищими, к тому же Валек …
  12. Сочинение Что такое мужество рассуждение 9 класс огэ 15.3 В жизни каждому из нас приходится сталкиваться с неприятными, неожиданными и сложными ситуациями. Именно в них проявляется настоящий характер человека, качества его души, выносливость, мужество и стойкость. Но что же это такое – мужество? Часто, разговаривая о войне, мы говорим, что “солдат дал урок мужества” или “мужественно повел себя на поле боя”. Но разве всегда …
  13. Рассуждение о материнской любви по тексту Пермяка Мы задержались в школе, и, когда вышли на улицу, уже смеркалось (ЕГЭ по русскому) Материнская любовь – самое сильное чувство. Без нее жизнь человека не может быть полноценной. Безграничная любовь самого родного на свете человека – это опора в настоящем, забота о будущем. В сложную минуту мать всегда поддержит добрым словом, обогреет теплом, искренне порадуется за каждый успех своего ребенка. Мне кажется, без заботы и ласки матери просто невозможно …
  14. Рассуждение по тексту Сивоконь Говорят, что талантливый человек талантлив во всем (ЕГЭ по русскому) В данном тексте Сергей Иванович Сивоконь поднимает проблему качеств, характерных для талантливого человека. В предложениях 1-2 говорится о том, что главное качество талантливого человека – это любовь к людям и своему делу. Действительно, без этих качеств невозможно раскрыть свой талант, не возможно даже узнать о его существовании. Это два больших кита, на которых держится все …
  15. Рассуждение ответ по тесту 1 смысл высказывания Успенского (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: “В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения”. На мой взгляд, Л. В. Успенский в своем высказывании говорил о неразделимом единстве формы и содержания языка. Назначение слов заключается в том, чтобы четко обозначать предмет, его …
  16. Сочинение Что такое Добро рассуждение ОГЭ 9 класс 15.3 Что такое добро? Определение этого понятия настолько сложное и неоднозначное, что задав нескольким людям этот вопрос, ответы на него мы получим совершенно разные. Это объясняется тем, что у каждого из нас есть своя точка зрения на вещи, с которыми нам приходится сталкиваться в жизни или же задумываться о них. Это касается и трактовки такого понятия …
  17. Что такое жизнь? Каково наше предназначение? (ЕГЭ по русскому) Жизнь – это форма существования на Земле. Все люди по-разному относятся к своей жизни. Кто-то бережет ее, а кто-то рискует или же портит свое здоровье, без которого жизнь оборвется. Тот, кто бережет свою жизнь, отказывается от экстрима, вредных привычек и отдает все свои силы поставленной цели. Он живет достойно. Вторые, напротив, рискуют, но при этом …
  18. Рассуждение о выборе по тексту Гришковца Мама, когда я еще не учился в школе, работала инженером и много чертила… (ЕГЭ по русскому) Выбор является осознанным принятием конкретного решения среди множества вариантов. Человек периодически оказывается в ситуации выбора – такова жизненная необходимость. Нельзя полагаться на случай и необдуманно принимать решения, чтобы не жалеть впоследствии об ошибке. Очень важно сделать правильный выбор при выборе профессии, ведь от этого во многом зависит дальнейшая судьба. Порой сделать выбор непросто, хотя есть …
  19. Что такое добро Карл Петрович играл на рояле нечто печальное и мелодичное (ЕГЭ по русскому) Добро – означает хорошие мысли и дела. Такие стремления и действия приносят людям счастье, избавляют от боли и страданий. Это свойство души, основа взаимопомощи, сочувствия, поддержки, любви к ближнему, природе – невозможно всего перечислить. Совершающие добрые поступки люди обладают чуткостью и душевной теплотой, они не ждут за это награды. Но добро обязательно возвращается. К примеру, …
  20. Сочинение 15.3. Что такое беззащитность (Гиа по русскому) Беззащитность – это черта характера, проявляющаяся как неспособность защитить самого себя. Беззащитный человек не может предвидеть сложную ситуацию, у него открытая и доверчивая душа. Такого человека чаще всего обижают, придираются к нему и насмехаются над ним. Беззащитность проявляется не только у людей, но и у животных. В произведении Юрия Павловича Казакова показана беззащитность собаки Арктура. …
  21. Конфликт между разумом и чувствами пример. (ЕГЭ по русскому) Конфликт между разумом и чувствами в людях зародился давно. Можно назвать этот конфликт борьбой, которая продолжается всю жизнь. В юности люди совершают необдуманные поступки, но, повзрослев, они больше прислушиваются к слову разума. Никакому человеку не уйти от этих противостояний, даже люди, имеющие опыт жизни, сталкиваются с таким конфликтом. Люди оказываются между чувствами и разумом, потому …
  22. Рассуждение о сострадании по тексту Лиханова Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой стоял на краю города (ЕГЭ по русскому) Сострадание заключается в умении принять чью-то боль, как собственную. Это нравственное понятие вызывает желание оказать посильную помощь, посочувствовать и не осудить оказавшегося в беде. К сожалению, не все из нас способны проявлять сострадание, поэтому в обществе нередко возникает недоверие между людьми. Равнодушие прикрывается подозрительностью, рождает тысячи причин для отказа в элементарной помощи. Альберт Лиханов повествует …
  23. Рассуждение о нравственном выборе по тексту Железникова Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет мимозы (ЕГЭ по русскому) В первую очередь, под понятием нравственного выбора подразумевается выбор между двумя сторонами, олицетворяющими добро и зло: верность и предательство, любовь и ненависть, милосердное или равнодушное отношение к ближнему, совесть или бесчестие, соблюдение законности или беззаконие… Его приходиться совершать каждому человеку на протяжении Жизненного пути, возможен вариант, что и не один раз. С детства мы слышим …
  24. Сочинение-рассуждение ОГЭ “Что такое доброта”? По моему мнению, человеческая доброта – это симпатия к другим людям, готовность откликнуться на чужую беду, помочь, если в этом есть необходимость. Также в сферу доброты входит утверждение “Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе самому”. То есть доброта предполагает щадящее отношение к другим, миролюбие и дружелюбие к …
  25. Что такое настоящая любовь? по тексту Алексиевича (ЕГЭ по русскому) Что такое настоящая любовь? Об это нас заставляет задуматься автор текста Алексиевич. Это проблема, безусловно, нравственная, потому что она рассматривает вопросы взаимоотношений между людьми. Для того, чтобы доказать важность проблемы, автор текста повествует о своей любви, о совместной жизни, но все меняется после того, как ее муж получил острую лучевую болезнь. Она рассказывает о том, …
  26. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты (ЕГЭ по русскому) Финальная часть текста наполнена особым смыслом: мальчик, у которого такая сильная воля, в любом случае превратится в настоящего и стоящего человека. Он никогда не подведет тех, кто ему доверяет, а это многого стоит. В качестве примеров выступают отрывки из произведения Л. Пантелеева. Предложения 7-16 содержат описание игры главного персонажа с мальчишками, где он занимался охраной …
  27. Рассуждение о выборе по тексту Алексина Еще в детском саду Олег выучил песенку “В лесу родилась елочка” (ЕГЭ по русскому) Выбор – это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Выбор – дело ответственное, особенно если он касается будущей профессии. Очень Часто родители навязывают своим детям собственную волю, но это, на мой взгляд, неправильно, ведь сердце не обманешь. В подобных условиях оказался герой текста А. Алексина. …
  28. Рассуждение по тексту Попова Осенние люди (ЕГЭ по русскому) Любовь – это чувство, которое нужно каждому человеку. Но не только любовь, но также и поддержка близких помогает человеку преодолевать все трудности жизни. Об этом думал и А. Попов, потому одной из проблем его произведения является вечная проблема настоящей любви. Попов является нашим современником и он очень хорошо понимает актуальность этой проблемы. Молодое поколение просто …
  29. Сочинение Что такое благодарность рассуждение Что такое благодарность? Многие скажут, что ж тут думать – слово говорит само за себя – дарить блага. Возникает другой вопрос – что же это за блага такие? Попробуем разобраться. А для этого представим себе разные ситуации. Бывает так: доктор спасает жизнь малышу отчаявшихся родителей. Они же, не помня себя от счастья, то ли задаривают …
  30. Что такое сострадание Еще в поезде Николай Потапов высчитал, что у отца ему придется пробыть не больше суток (ЕГЭ по русскому) Состраданием можно смело назвать умение человека прочувствовать чужие душевные муки, искренне переживать вместе с ним. Те люди, которые наделены способностью к состраданию, не знают таких чувств, как злоба или равнодушие. Ведь именно сострадание помогает людям понимать боль ближнего и помогать всем страждущим добрым поступком. Чтобы не быть голословным, приведу несколько ярких примеров. Всем известная Татьяна …
  31. Рассуждение о дружбе по тексту Лиханова В конце третьего класса, как раз по весне, когда вскрылась река (ЕГЭ по русскому) Самая высокая нравственная ценность представлена дружбой. Что является началом дружбы? Сочувствие и доброе отношение к ближнему. Основой для развития дружеских отношений выступает искренность, чуткость, сопереживание. Настоящему другу не нужно объяснять, в какой момент тебе необходима его помощь и поддержка. Он поймет сразу, когда для тебя наступил трудный момент. Подобное мнение подтверждается примерами. Зачастую, еще до …
  32. Рассуждение эссе ответ по тесту 4 смысл высказывания Потебни (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвиста Александра Афанасьевича Потебни: “Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего”. На мой взгляд, смысл высказывания лингвиста А. А. Потебни заключается в следующем: глаголы, употребленные в изъявительном наклонении, называют …
  33. Что такое самовоспитание? (Гиа по русскому) Я считаю, что это стремление к идеалу, работа над устранением своих плохих качеств, развитие хороших. Без него мы бы вовсе не развивались, ведь как бы ни заставляли человека учиться, пока он сам этого не захочет, у него ничего не получится. Обратимся к тексту Максима Горького. В нем рассказывается о юноше, которого не удовлетворяет его нынешняя …
  34. Рассуждение по тексту Гранина С течением времени начинаю понимать, что до человека порой можем достучаться только совесть (ЕГЭ по русскому) Что такое совесть? Многие из нас задумывались над этим. Но никто не может дать точного истинного ответа на этот вопрос. Как поступить по совести? Что такое совестливый поступок? И до сих пор люди спорят над этой проблемой. Ведь сколько людей столько и мнений. И в тексте автор ставит проблему совести. Затронутая Граниным проблема актуальна и …
  35. Рассуждение о счастье по тексту Толстого Когда оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего (ЕГЭ по русскому) Мне кажется, каждый человек по-своему понимает счастье. В то же время к этому многогранному чувству или состоянию души стремится любой из нас. Счастье состоит из многих частей, но нехватка одной из составляющих способна свести его на нет. Человеку свойственно размышлять над вопросом: в чем для него заключается счастье? Мы испытываем его при полном душевном удовлетворении, …
  36. Рассуждение эссе смысл высказывания Успенского (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: “Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете”. Грамматика – это особый раздел науки о языке, который изучает морфологию, словообразование и синтаксис. Что же произойдет, если мы не будем создавать новые слова с помощью различных морфем, не будем …
  37. Что такое любовь? по тексту Алексиевич С. А. (ЕГЭ по русскому) Что такое любовь? Думаю, это слово известно каждому, даже ребенку. О любви можно говорить без устали, она так многогранна и безгранична. Любовь-это сильное чувство, бесценный дар, на котором держится весь мир. В данном тексте автор Затрагивает проблему верной любви. С. А. Алексиевич повествует нам историю любви недавно поженившейся пары. Мужа героини вызвали на обыкновенный пожар, …
  38. Что такое добро? Бим теперь шел впереди, оглядываясь на Дашу и поджидая (ЕГЭ по русскому) Умение творить добро и проявлять сострадание – характеризует не только человека, но и общество в целом. Не зря существует мнение, что уровень цивилизованности проявляется в том, как общество относится к детям, старикам и животным, то есть к тем, кто беззащитен и не способен самостоятельно дать отпор жестокости. Повесть Г. Троепольского “Белый Бим Черное ухо” невозможно …
  39. Сочинение рассуждение Что такое человечность 15.3 ОГЭ Давайте разберемся, что означает слово человечность? Достаточно сложный вопрос, а ответ на него будет очень обширным. Наверное, человечностью можно назвать ответственность… Ответственность перед самим собой и другими людьми. Самая главная черта абсолютно каждого человека – человечность. Но, если честно, мы очень часто заменяем слово человечность на различные понятия, к примеру – гуманность, да, отождествляя такие …
  40. Что такое КОНФЛИКТ КОНФЛИКТ – художественно выраженное противопос­тавление, противоречие, важное для раскрытия художествен­ного содержания произведения (см. Содержание и форма). Так, в “Отцах и детях” Тургенева конфликт Павла Петровича и Базарова выражает противоположность между либеральным дворянством и демократами-разночинцами; в стихотворении Лермонтова “Пророк” конфликт между поэтом и толпой во­площает тему гордого одиночества личности и т.п. (См. также Антитеза). В зависимости …

Почему взаимопонимание это вредная иллюзия и что с этим делать?

Многие считают, что язык – это именно то, что делает нас людьми. С помощью языка мы усваиваем культуру. Не «культуру» с большой буквы, а то, что превращается нас из «голых обезьян» в мало-мальски человекоподобных существ. Язык мы усваиваем автоматически, в раннем детстве. И этот автоматизм всю нашу дальнейшую жизнь играет с нами злые шутки.

В основном эти шутки происходят из-за того, что любая вербальная информация дешифруется нами абсолютно бессознательно. Вдумайтесь, хоть на секунду в этот факт! Мы проводим дешифровку содержания и смысла нашего общения автоматически, на лету. И совершенно не задействуя свое сознание!

Мы ничего об этом этом процессе не знаем. Мы получаем только результат.

Но поведение и решения строим на основании этих данных. Мы удивительные существа!

Мы проводим дешифровку содержания и смысла нашего общения автоматически, на лету. И совершенно не задействуя свое сознание!

Именно в силу бессознательности наша система интерпретации (или расшифровки) сообщений практически никогда не вызывает у нас даже тени сомнений. А принципиальное отсутствие сомнений штука тупая и страшная одновременно.

Взаимопонимание в семье. Как это обычно происходит?

Представим себе двух героев: Васю и Лизу. Это муж и жена, у которых есть маленький ребенок Федя. Вася приходит домой в подавленном настроении и в ответ на вопросительный взгляд Лизы выдает фразу: «День не задался. Кругом — одни козлы». Если эту фразу начать рассматривать «включив мозг», то она выглядит в высшей степени загадочно. Что значит: «День не задался»? Каких «козлов» имел в виду Вася? И многое другое. Мы изрекаем подобные фразы – ребусы не из вредности. Мы просто хотим передать своим коротким посланием гигантский пласт информации о том, что происходит с нами, что мы думаем, чувствуем и т.п.

Наша фраза строится на базе всей той информации, которую мы имеем в момент ее произнесения. Когда Вася говорит, что его «день не задался», он имеет в виду что:

  • Он порезался утром во время бриться,
  • Опрокинул чашку кофе себе на брюки,
  • Обнаружил, что хулиганы отломали боковые зеркала у его автомобиля,
  • Он опоздал на работу и получил выговор от начальника,
  • Кто-то стащил его любимую ручку со стола в офисе,
  • Ключевой клиент сказал, что не будет продлевать контракт на следующий год,
  • Начальник отдела передвинут Васин отпуск с мая на февраль…

Всю эту бездну переживаний, эмоций и негативного опыта Вася сворачивает в короткую фразу, которую отправляет на расшифровку своей жене. Что же делает Лиза в момент получения этого сообщения? Она «лезет внутрь себя» и на основании имеющейся у нее информации, чувств, эмоций и мыслей пытается расшифровать Васино послание.

Например, она вспоминает, что вчера вечером Вася настойчиво предлагал ей заняться сексом, но у нее не было настроение и она сказала, что у нее болит голова. «Ага — думает Лиза – это все из-за того, что я ему вчера отказала». И начинает прикидывать, какими сексуальными утехами компенсировать расстройство Васи.

При этом, дорогие читатели, это всего лишь одна из возможных расшифровок. Например, находясь в другом настроении, Лиза могла бы посчитать, что Вася просто ею манипулирует, чтобы добиться близости. Она могла бы демонстративно надуться и перестать с ним разговаривать.

Какой из этой милой и забавной истории можно сделать вывод?

Взаимопонимание между людьми – не более, чем иллюзия.

Если вы действительно хотите чуть-чуть приблизиться к пониманию того, что имел в виду партнер по общению, вам придется проделать определенную работу, которая будет учитывать целый набор составляющих вашей коммуникации:

  • Цель общения, а точнее набор целей участников общения;
  • Форму общения;
  • Личностные особенности обоих участников общения;
  • Саму субъективную ситуацию общения, в которой находятся партнеры;
  • Индивидуальные субъективные ситуации, в которых находится каждый из участников общения.

Что такое ситуация общения и из чего она складывается я подробно расскажу в следующих статьях.

А пока небольшое упражнение.

  • Шаг 1. Вспомните одного или двух людей, с которыми у вас существуют проблемы во взаимопонимании и коммуникациях.
  • Шаг 2. Вспомните, что они говорят вам. Запишите, как обычно вы воспринимаете их слова, что, на ваш взгляд, за ними стоит и почему вам это не нравится.
  • Шаг 3. Проделайте то же самое в обратную сторону. Что обычно вы говорите этому человеку, как он реагирует на ваши слова, почему это так происходит. Как этот человек воспринимает вас и ваши слова?

Посмотрите на ваши записи и задайте себе вопросы:

  • Что вам показывает, что ваша интерпретация поведения и намерений вашего партнера по общению верна?
  • Почему вы считаете эту интерпретацию единственно возможной?

Второй вопрос может показаться особенно странным именно в силу очевидности тех эмоций и смыслов, которые вы вкладываете в ваше общение и получаете в ответ. Вам они кажутся единственно возможными. Но это не так.

В качестве примера приведу одно из открытий, сделанных во время этого упражнения одним из моих клиентов.

Взаимопонимание людей в бизнесе. Типичный случай.

Руководитель компании Евгений жалуется на своего сотрудника. «С ним невозможно разговаривать, он просто тупой» — утверждает Евгений.

В ходе упражнения Евгений ответил сам себе на вопрос: как и на основании чего приходит понимание, что сотрудник тупой? Оказалось, что индикатором тупости сотрудника для него служила долгая пауза, которая тот «брал» перед тем, как ответить на любой вопрос. При этом сотрудник еще и отводил глаза в сторону. В этот момент он очень напоминал руководителю двоечника, которого вызвали к доске. Самое смешное заключалось в том, что сотрудник в этот момент просто думал над тем, что сказал ему начальник. А после раздумья выдавал вполне дельные мысли. Однако, его поведение, к этому моменту уже интерпретировалось, как тупость. И все дальнейшие слова с раздражением игнорировались. В результате выполнения упражнения Евгений осознал этот автоматизм, который заставлял его делать абсолютно неверные выводы. Нельзя сказать, что он «полюбил» этого сотрудника. Но конструктивно общаться с ним смог. Раздражение исчезло. Появилось что-то напоминающее взаимопонимание.

Если вы обнаружите что-либо интересное или совершите свои маленькие индивидуальные открытия из области вашего общения и взаимопонимания людей, напишите мне об этом.

К читателям рубрики

Здесь представлены реально происшедшие ситуации, иллюстрирующие проблему понимания и взаимопонимания. К этим примерам есть комментарии, но их нюансы будут понятны только тем, кто уже знаком с семиосоциопсихологической концепцией социальной коммуникации. Этот раздел будет увеличиваться, присылайте наблюдения и Вы!

Пример 1.

В старшей группе элитного детского сада проходит опрос. Просьба назвать любимую сказку встречается с оживлением. В основном сегодня вспоминают мультики, но вот один мальчик с гордостью заявляет: он знает наизусть рассказ Льва Толстого! С выражением (с ребенком явно занимаются) мальчик рассказывает, как два товарища шли по лесу, и выскочил на них медведь. Один влез на дерево, а другой упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать, подумал, что мертвый и отошел. Тогда тот слез с дерева и смеется: «Ну что медведь тебе на ухо говорил?». — «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают»…

На вопрос о том, что хотел сказать своим читателям автор, мальчик ответил: «Не знаю». А на вопрос, кто из персонажей ему понравился, ответил: «Тот, что на дерево залез». И объяснил: «Потому что задал смешной вопрос».

Перед нами пример неадекватного восприятия произведения, которое ребенок знает наизусть и которое предназначено для его возраста. Взрослые, добившись того, что ребенок блестяще запомнил содержание, не объяснили (не смогли?) главной смысловой доминанты, того самого главного, что хотел сказать своим читателям автор. Перед нами также доказательство того, что ориентация (социальная установка) на развлечение и потребление снижает качество понимания. Т.А.

Пример 2.

…Молодая мама, кандидат наук, как-то вечером читала сыну, которого она готовила к школе, рассказ А.П. Чехова, где деревенский мальчик Ванька Жуков, отданный в учение к сапожнику, в ночь под Рождество не ложился спать, а вместо этого стал писать письмо, на деревню дедушке. К середине рассказа у мамы потекли слезы, мальчик два раза приносил салфетки и утешал маму. А когда грустная история закончилась, мама попросила сына рассказать, что же ему запомнилось. И вот дословный ответ: «В магазине продавалось ружье»! (у Чехова есть такая подробность).

Перед нами еще один пример детского неадекватного восприятия, но это произведение все же предназначено для взрослого читателя. Мама так объяснила ситуацию: «У нас в семье все военные, поэтому он интересуется оружием». И действительно, по данным наших исследований, уже сложившаяся социальная установка (в данном случае направленность сознания) снижает качество восприятия. Здесь даже эмоции мамы не помогли. Ну мал еще ребенок, мал, но при такой маме… наверное, у него давно уже адекватное восприятие! Т.А.

Пример 3.

…На семинаре, посвященном социоментальным особенностям восприятия, один участник обсуждения поделился своими воспоминаниями о том, как ребенком посмотрел балет «Лебединое озеро». Наибольшее волнение он испытал, когда коршуну оторвали крыло: как же так, птичку жалко! Свое восприятие он охарактеризовал как адекватное и даже настаивал: я же был маленький!

Люди, конечно, вольны употреблять разные термины, но в рамках семиосоциопсихологической концепции адекватным называется восприятие, при котором понимается интенциональность автора. Поэтому восприятие ребенка в данном случае не адекватно замыслу создателей балета, но вполне соответствует возрасту.

Пример 4.

…На этом же семинаре прозвучало такое мнение: к данным о параметрах социоментальных групп в проекте «Общественное мнение» (Дридзе-Грушин, 70-е годы) следует подходить взвешенно, поскольку журнальный текст, который интерпретировали респонденты, был, как и все в те времена, идеологическим.

Произведений, не имеющих некой мотивационно-целевой направленности, попросту не бывает. Вопрос в том, насколько адекватно понимает респондент при интерпретировании мотивацинно-целевую доминанту (он может с нею и не соглашаться, главное — понять). А данные о параметрах социоментальных групп, полученные в проекте «Общественное мнение», неоднократно подтверждались у других исследователей, в более поздние времена.

Пример 5. О понимании значений слов и словосочетаний

Из разговора:

«Еще два года назад я такие понятия, как «венчурность», «венчурный проект», «баррель», «тройская унция» воспринимал как-то абстрактно. А теперь и без словарей понимаю».

«Детские» примеры:
«-…Мама, что такое лапойлопуха?
-Нет такого слова!
-Есть, в детском саду учили!
(В стихотворении, которое разучивали в детском саду, были слова: «а под лапой лопуха принимает душ блоха»).

«…Стали жить-поживать и Добрана жевать» (добра наживать)

А Вот еще забавный пример детского восприятия, про «маму НИБУДЯ» (в современном ТВ пространстве гуляет такой рекламный слоган: «Тихо, маму не будя…»).

Еще пример. «Как труп в пустыне я лежал, И Бога ГЛАС ко мне воззвал: «Восстань, пророк…» (А.С. Пушкин)

(Школьник, 12лет, неоднократно встречался с этим произведением, но однажны, после разъяснения значения слов, признался: «Я думал, что речь идет о ГЛАЗЕ»)

Без знания значений слов или словосочетаний понимание невозможно (или очень затруднительно). Поэтому узнавать значения, конечно же, необходимо. Человек начинают знакомиться со значениями с младенчества; этой же задаче посвящены усилия системы образования. Кроме прямых, однозначных значений слов и словосочетаний, мы учимся распознавать слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения, то есть омофоны (коса – коса, молот – молод); слова, совпадающие лишь в одной грамматической форме, то есть омоформы (три – три); фразы с пунктуационной двусмысленностью (казнить нельзя помиловать), а также и другие варианты двусмысленностей. Характерно, что многочисленные научные исследования в сфере коммуникации также в основном связывают процессы понимания с овладением значениями (слов, словосочетаний, дискурсов).

Но в рамках произведения (равно как и любого целостного, завершенного коммуникативного акта) следует различать не только понимание значений использованных здесь слов и словосочетаний, но и и понимание смысла всего произведения. А он (смысл) кроется «между слов», «между фраз», при этом чаще всего он словесно не выражен. Смысл – это авторская интенциональность («равнодействующая мотивов и целей»), это то самое главное, что он хотел выразить, сообщить, передать, сказать… (Подробнее см. в разделе «Публикации»)

Приведем еще случаи непонимания на уровне значений.

Пример 6.

Учительница в классе читает вслух: «Пьер вошел в кабинет и с волнением распечатал письмо Наташи». И тут из задних рядов доносится: «Мария Ивановна, что Вы нас обманываете, в те времена принтеров не было!»

Временные изменения, связанные с соцокультурной динамикой, техническими новшествами, условиями жизни и т.д., могут менять или модифицировать значения слов.

Пример 7.

-Что ты лежишь и плюешь в потолок?
-Как можно плевать в потолок?

Такие ситуации чаще случаются с людьми, попавшими в малознакомую языковую среду, например, с иностранцами, знающих «прямые» значения слов, но не усвоивших образных выражений, идиом, речевых штампов.
Но это то, что касается понимания значений отдельный слов, словосочетаний, фраз. Есть еще один уровень понимания — всего произведения, его основного смысла, того самого главного, что хотел сказать, передать, выразить автор. И здесь для достижения понимания человеку недостаточно суммы «прямых», непосредственных знаний о значениях слов и словосочетаний, знаков, символов, фраз, дискурсов, образов, то есть того, что традиционно относят к сфере коммуникации. Необходимо еще и знание персоналий, значимых событий, исторического и социально фона, обычаев и традиций, норм и законов и т.д. Но и этого мало: понимание связано с умением «преломить» воспринятое через призму личностных логических способностей, жизненного и эмоционального опыта и в результате «выстроить» многоуровневую ментальную структуру коммуникативно-познавательных программ, ориентированных на авторскую интенциональность. Мало того, что эта структура виртуальна (все процессы происходят в сознании) – она еще и нелинейна: составные части структуры «выстраиваются» соответственно их иерархичности по отношению к авторской интенциональности (смыслу): второстепенные, третьестепенные и т.д. – безотносительно к их реальному временному следованию (подробнее — в разделе «Публикации»).

А вот пример непонимания смысла всего произведения.

Речь идет о стихотворении «Незнакомка» А. Блока. Студентка вуза 17 лет на воспрос о том, что хотел сказать автор, девушка ответила: «Автор сообщает, что важно проводить время за раздумьями, оценивать то, что происходит. Для этого не обязательно сидеть в шумной кампании, можно в тихой обстановке пить вино».

Просто потрясающий пример неадекватного интерпретирования авторских мотивов и целей.

Почему взаимопонимание между людьми – чаще всего миф?

Взаимопонимание людей – вещь тонкая и не всегда адекватно оцениваемая людьми.

Даже в семьях, в которых супруги живут вместе 40-50 лет, проблема взаимопонимания встречается достаточно часто. Типичный пример – подарки супругов на праздники. Прожив под одной крышей многие годы, супруги так и не научились друг друга понимать, и жена, мечтающая получить в день рождения колечко или французские духи, вынуждена покупать их самостоятельно, так как муж каждый год дарит ей бытовую технику.

Проблема взаимопонимания людей

Львиную долю самой обыденной информации мы привыкли воспринимать на уровне интуиции. Мы слышим знакомую фразу, а в голове уже формируем ассоциацию, зачастую не имеющую ничего общего со смыслом, вложенным в нее изначально. Такой автоматизм искажает посыл и делает понимание друг друга невозможным. Понять собеседника можно только “включив мозг” и затратив время и энергию, к чему вечно спешащий современный человек, увы, не склонен. Отсюда возникает уверенность обывателей, что женщина и мужчина – существа с разных планет и не способны к взаимопониманию. Это было бы логично, но проблемное взаимопонимание между людьми возникает и в общении только мужчин и только женщин между собой.

Человеческий мозг, получив информацию, на автомате переводит ее в доступную, и мы не подвергаем полученный результат сомнению, хотя это бестолково и глупо.

Если муж приходит с работы уставший и злой, потому что у него весь день не везет и все валится из рук. Он произносит емкую фразу, которой хочет пожаловаться на неудачный день: “Ужасный день, вокруг одни идиоты”. Предположив, что взаимопонимание между людьми существует, жена просто обязана понять, на что муж жалуется хотя бы в общих чертах. Но на практике все складывается иначе. Посыл мужа воспринимается как камень в свой огород, и она расценивает его как запоздавшую реакцию на ее поведение. К примеру, на то, что она задержалась, так как пошла на шоппинг с подружкой, а любимому пришлось разогревать ужин самостоятельно. В результате фраза расшифрована неверно и тянет за собой вереницу событий, основанных на ложном понимании, между людьми возрастает степень непонимания.

Как возникает взаимопонимание между людьми

Чтобы принять взаимопонимание как нечто неизведанное, достаточно выделить время и проделать аналитическую работу. А для расширения кругозора и понимания, как бороться с проблемой, придется взять во внимание несколько нюансов:

  • изучить цель общения;
  • ситуацию, в которой люди беседуют;
  • форму общения (деловая, дружеская);
  • особенности личности каждого участника беседы;
  • настроение, состояние здоровья или другие индивидуальные особенности.

Взаимопонимание между людьми можно улучшить, если применить все вышеперечисленные особенности к человеку, беседа с которым вызывает самые яркие положительные или отрицательные эмоции.

Пример отсутствия взаимопонимания:

Если в вашем окружении есть человек, с которым вам тяжело найти общий язык, попытайтесь вспомнить в деталях ваш последний разговор. Можно записать основные тезисы, тему, на которую вы общались, свои эмоции по отношению к сказанному, а в итоге понять, что вас так раздражает. Может быть, это невнятная или тихая речь, медлительность, чрезмерная щепетильность или желание постоянно спорить и перебивать.

Рассмотрите ситуацию наоборот:

Вспомните, что вы говорили, реакцию собеседника на эти слова, попробуйте уяснить для себя, почему вы натолкнулись именно на такую реакцию. Только поняв это можно задать ключевой вопрос: почему вы считаете, что ваша интерпретация его слов – единственная? Возможно, собеседник имел в виду вовсе не то, что придумали себе вы и на что даже успели обидеться.

Важно понимать, как возникает взаимопонимание между людьми. Это пригодится и в семье, и на работе и в общественной жизни. Это может быть полезно для руководителя, которому по долгу службы приходится вести беседы с клиентами, партнерами и сотрудниками, а к каждому нужно искать индивидуальный подход. Стандартную расшифровку полученной информации в данном случае применять нельзя.

Пример отсутствия взаимопонимания на работе:

Если вы рассказываете сотруднику что-либо, ждете ответа, но он думает слишком долго, это не значит, что он заторможенный или недостаточно компетентный в вопросе (но ваш мозг, скорее всего, выдает именно такую трактовку его поведения). На деле же, ему надо просто немного больше времени, чтобы оценить полученную информацию, но вы уже поставили на нем клеймо неспособного справиться с задачей человека и вряд ли примите его предложение, даже если оно будет гениальным.

Взаимопонимание – это мифическая составляющая в общении людей. Однако его можно наладить, потрудившись всего лишь разобраться в проблеме и постаравшись принять те черты характера или речи, которые мешают общению. Отсутствует не взаимопонимание, а личное желание принять особенности другого человека, поэтому в ваших силах его вернуть.

Для эффективной совместной деятельности одного познания и понимания человека человеком недостаточно. Нужно нечто такое, что обеспечивало бы психологическое единство их взаимодействия. Взаимопонимание как раз и выступает таким фактором. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Вот важнейшие из них.

Сущность взаимопонимания. Наличие множества подходов к осмыслению феномена взаимопонимания объясняется его сложностью и многогранностью, что позволяет одновременно рассматривать его и как процесс, и как результат, и как состояние. Обобщая имеющиеся точки зрения, можно прийти к выводу о том, что взаимопонимание следует считать социально-психологическим феноменом, сущность которого проявляется в:

📌 Реклама Отключить

  1. согласовании людьми индивидуального осмысления предмета общения;
  2. взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.

Взаимопонимание людей вместе с тем является таким уровнем их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют по достижению единой цели.

Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод — взаимопротиводействие, с появлением которого возникает недопонимание, а потом и непонимание человека человеком.

📌 Реклама Отключить

Источниками (причинами) недопонимания могут быть:

  • отсутствие или искажение восприятия людьми друг друга;
  • различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов;
  • дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений;
  • умышленное или случайное искажение передаваемой информации;
  • отсутствие возможности исправить ошибку или уточнить данные;
  • отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и поведения;
  • нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкретной задачи;
  • потеря или перенос на другую цель совместных действий и др.

Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Вот важнейшие из них.

1. Понимание речи взаимодействующей личности. Оно начинается с восприятия и осмыслении отдельных слов, которые являются лексическими единицами речи. Точнее говоря, даже не со слов, а с фонем, из линейной последовательности которых разворачивается речевое сообщение. Под фонемой обычно понимается кратчайшая смыслоразличительная (фонологическая) единица языка. Она должна быть воспринята партнером. Восприятие, а значит и понимание, произойдет, если у человека уже имеется система психологических признаков, по которым воспринимаются и запоминаются фонемы.

📌 Реклама Отключить

Декодирование фонем позволяет раскрыть смысл всей системы слов, которая выражает определенную мысль. После того как будут поняты отдельные предложения, начинается проникновение в смысл сообщения в целом. «Для понимания целого сообщения, — писал А. Р. Лурия, — воспринимающий должен соотнести предложения друг с другом, выбрать те из них, которые имеют ключевое, ведущее значение, и сформулировать общую мысль высказывания, а иногда и расшифровать тот мотив высказывания, который составляет его подтекст». Знание подтекста речи является необходимым условием «глубинного прочтения» мыслей. Его извлекают из содержания разговора, из той общей среды, в которую вкраплены воспринимаемые явления.

В контекст взаимодействия двух индивидов, как правило, входят они сами как самостоятельные личности и ситуация их деятельности (поведения). Декодирование сигналов от этих составляющих контекста как раз и создаст условия для достижения взаимопонимания между людьми.

📌 Реклама Отключить

2. Осознание проявляющихся качеств взаимодействующей личности. Люди различаются по убеждениям, потребностям, интересам, идеалам, чувствам, чертам характера, способностям и т. д. Эти и другие качества партнеру часто приходится оценивать, непосредственно наблюдая за человеком, который вступил во взаимодействие с ним. Сделать это можно лишь путем изучения действий, поступков, в целом его деятельности.

В действиях и деятельности личность проявляет себя, то есть раскрывает для других свои качества. Оценка качеств позволяет судить о мотивах и целях человека. Последние дают возможность сделать вывод о том, на что идет партнер: на содействие или противодействие. Такое заключение необходимо для установления взаимопонимания между людьми.

3. Выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером. Под такой ситуацией понимаются объективно складывающиеся обстоятельства и обстановка, которые благоприятствуют или препятствуют взаимодействию индивидов. Обстановка складывается из предметов, вещей, средств и орудий, которыми пользуются взаимодействующие личности и в окружении которых они находятся. Количество и качество элементов обстановки, их размещение в пространстве и изменение во времени создают конкретные обстоятельства взаимодействия.

📌 Реклама Отключить

Последние нередко побуждают людей изменять свое поведение, иногда даже таким образом, что его психологическое содержание теряется за внешней стороной поступков. С. Л. Рубинштейн писал об этом так: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению». Подтекст извлекается из личностных качеств индивида и ситуации его взаимодействия с партнером. При этом общающиеся люди действуют тем успешнее, чем более они подготовлены в социально-психологическом отношении.

📌 Реклама Отключить

4. Выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам. Официальное заявление взаимодействующих лиц о согласии понимать и действовать по определенным правилам ко многому обязывает. Они вынуждены выполнять взятые на себя обязательства, ибо расхождение слов с делами свидетельствует о нарушении взаимопонимания, а этого нельзя скрыть.

Соблюдение правил на практике, в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные договоренности. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимо периодически исправлять, то есть согласовывать свои действия. Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.

Таковы наиболее общие условия достижения взаимопонимания между людьми. Оно возникает на основе и в ходе их взаимодействия. Последнее есть первопричина социально-психологических явлений. Взаимопонимание — одно из них. Его необходимо изучать, осмысливать и использовать для повышения эффективности совместной деятельности людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *