Выбор главы

  • автор:

История выборов и назначений руководителей субъектов РФ. Досье

11 декабря 2004 года Путин подписал поправки в закон об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Федерации, которыми ввел новый порядок избрания губернаторов: руководителя региона по представлению президента РФ утверждал местный законодательный орган. Глава государства также получил право отрешать губернаторов от должности «в связи с утратой доверия президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом».

В 2004 году кандидатуры на должность губернатора президенту предлагал его полномочный представитель в соответствующем федеральном округе. В 2005 году это право также получили политические партии, представленные в региональных законодательных органах. С 1 июля 2009 года вносить на рассмотрение главы государства кандидатуры на пост руководителя региона (не менее трех) могли только политические партии, имеющие большинство мест в парламенте субъекта РФ.

Последние прямые выборы губернатора прошли в январе-феврале 2005 года (в два тура) в Ненецком автономном округе.

Возврат прямых выборов

22 декабря 2011 года в послании Федеральному собранию РФ президент России Дмитрий Медведев предложил «перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов». 2 мая 2012 года глава государства подписал соответствующие изменения в законы. Поправки, вернувшие прямые губернаторские выборы, вступили в силу 1 июня 2012 года. Согласно им, высшее должностное лицо субъекта Федерации избирается гражданами данного региона на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на пост руководителя региона выдвигаются либо политическими партиями, либо в порядке самовыдвижения, если это предусмотрено местным законодательством.

Первые после семилетнего перерыва прямые выборы глав регионов состоялись в единый день голосования 14 октября 2012 года в Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях. С 2013 года губернаторские выборы проходят ежегодно в сентябре, в единый день голосования.

Избрание глав субъектов местным парламентом

Прямой порядок выборов руководителей субъектов РФ в настоящее время применяется в 75 регионах. В остальных десяти субъектах главы регионов избираются местными парламентами: в республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Крым, а также в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах.

Поправки в федеральное законодательство, разрешающие субъектам РФ заменять прямые выборы процедурой избрания региональным парламентом, были приняты 2 апреля 2013 года и 3 февраля 2015 года. Главы республик и регионов избираются местным законодательным органом из числа трех кандидатур, внесенных в региональный парламент президентом РФ. В свою очередь предложения по кандидатам главе государства направляют партии, представленные в региональном парламенте и Госдуме (не более трех от каждой партии).

Отменит ли Кремль губернаторские выборы?

Я сейчас участвовал в онлайн-заседании экспертного клуба «Волга». В какой-то момент в результате высказываний нескольких экспертов сложился тезис о том, что губернаторы сейчас не должны думать о политике, поэтому надо, дескать, отменять губернаторские выборы. Так же, как это было после Беслана.

После этого произошёл какой-то сбой со связью и я отключился. Возразить, соответственно, не удалось. Напишу здесь.

Губернаторов действительно надо перестать грузить политикой. В этом смысле надо отказаться от традиционных кремлевских KPI в виде ответственности за рейтинги Путина, явку на предстоящем голосовании по Конституции и т.д. Все эти вещи сейчас действительно отвлекают от дела и мешают правильной расстановке приоритетов.

Выборы — это принципиально иная история. Тот факт, что когда-нибудь потом — через полгода или год — губернатору предстоит переизбираться, никаким образом не мешает ему правильно расставлять приоритеты сейчас. Наоборот — перспектива выборов ЕДИНСТВЕННАЯ послужит для губернатора правильным мобилизующим фактором. Будет напоминать, что главной его задачей является не выполнение хотелок московского начальства или своего бизнес-окружения, а забота о населении. Которое будет иметь возможность поставить ему на предстоящих выборах свою оценку.

Ну и второе. Отмену выборов после Беслана общество действительно проглотило. Режим тогда был на подъёме и люди не хотели ему мешать. Думали: пусть власть делает так, как считает нужным, главное — чтоб результат был. Сейчас реакция будет совсем другой. Режим уже на излёте. Он двадцать лет делал то, что считал нужным, а результат получился так себе. Карт-бланша на лишение людей права выбора у Кремля уже нет. Подобный шаг окончательно делегитимизирует систему. Протестные настроения взлетят ракетой. Главным бенефициаром окажется несистемная оппозиция, Навальный. На думских выборах он устроит такое «умное голосование», по сравнению с которым прошлогодние выборы в Москве покажутся властям невинной детской забавой.

Кремлю надо понимать, что когда ты состарился, тебе не стоит пытаться повторять те трюки, которые ты проделывал в молодости. Как говорится, если хочешь тряхнуть стариной — смотри, чтоб старина не отвалился.

Законодательные основы выборов глав субъектов России

ТАСС-ДОСЬЕ. 8 сентября 2019 года в России проходит единый день голосования — законодательно установленная дата выборов разных уровней. На всей территории страны запланировано проведение более 5 тыс. различных избирательных кампаний и местных референдумов. В 16 субъектах Федерации пройдут прямые выборы губернаторов, в Ингушетии главу республики изберут депутаты местного парламента.

В настоящее время в России прямой порядок избрания глав субъектов применяется в 75 регионах. В остальных десяти — республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Крым, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а также в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах — глав исполнительной власти избирают местные парламенты (так называемые непрямые выборы).

Порядок избрания глав регионов

Выборы высших должностных лиц субъектов РФ проводятся в соответствии с федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О политических партиях», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также уставами (конституциями) регионов и местными законами о выборах.

Глава региона избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта, или депутатами местного парламента на срок не более пяти лет и не может занимать должность более двух сроков подряд. При этом первым считается срок, на которой губернатор был избран после вступления в силу закона о возврате прямых выборов 1 июня 2012 года. Срок полномочий главы субъекта РФ исчисляется со дня его вступления в должность (инаугурации) и определяется уставом региона.

Глава субъекта, не менее одного года занимавший свой пост, может участвовать в выборах на новый срок. С этой целью с согласия президента РФ он должен досрочно сложить свои полномочия, чтобы быть назначенным временно исполняющим обязанности губернатора — до избрания нового руководителя региона.

Выборы проводятся в сентябре, в единый день голосования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Требования к кандидатам

Кандидатом в губернаторы может стать гражданин России, достигший 30 лет, обладающий пассивным избирательным правом и не имеющий гражданства другого государства. Баллотироваться на пост главы региона могут претенденты, выдвинутые политическими партиями, а также самовыдвиженцы (если это предусмотрено законодательством региона).

Для регистрации кандидатам необходимо собрать от 5% до 10% подписей муниципальных депутатов и глав муниципальных образований (так называемый муниципальный фильтр, установленный региональным законодательством). При этом каждый депутат может поставить подпись только за одного кандидата. Самовыдвиженцам необходимо также собрать в свою поддержку от 0,5% до 2% подписей избирателей.

Кандидат на должность главы региона в ходе избирательной кампании представляет в избирком фамилии трех претендентов на пост члена Совета Федерации РФ. В случае его избрания, один из предложенных кандидатов займет место сенатора в верхней палате российского парламента в качестве представителя исполнительной власти региона.

Определение результатов выборов

Избранным на должность руководителя субъекта РФ считается кандидат, получивший в свою поддержку более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Порог явки российским избирательным законодательством не предусмотрен.

В случае, когда главу региона избирают депутаты местного законодательного органа власти, избранным считается претендент, за которого отдали голоса большинство членов регионального парламента.

Ненародные мэры. За кем выбор?

Август и сентябрь в Кузбассе были богаты на новые назначения глав городов и районов. Новокузнецкий район возглавил Андрей Шарнин, Кемеровский – Алексей Фомин. На очередной срок переизбраны главы Киселёвска, Мысков, Таштагольского района. Нового мэра ожидают междуреченцы. Корреспондент «АиФ в Кузбассе» рассказала, как и кто теперь выбирает глав городов и районов.

Больше «всем миром» за градоначальников в Кузбассе не голосуют (за исключением Новокузнецка и Кемерова). Претендентов на кресло главы отныне отбирает конкурсная комиссия из десяти человек – пятеро депутатов и пятеро назначенных губернатором чиновников. Эта «десятка» оставляет двух кандидатов, из которых местный Совет народных депутатов выбирает мэра.

Новый порядок избрания глав кузбасские города и районы приняли ещё в 2016 г. Так вышло, что у многих мэров, ещё всенародно избранных, прежний срок полномочий истёк в августе-сентябре 2018 г., поэтому новые правила вступления в должность только сейчас нашли применение на практике.

Конкурс — дешевле

По областному закону, принятому в конце 2015 г., руководители городов и районов могут назначаться двумя способами: по старинке — всенародными выборами или конкурсной комиссией. Но из двух вариантов муниципалитеты дружно выбрали второй.

Александр Коновалов

«Главная причина здесь видится в желании сэкономить бюджетные средства. Глава муниципалитета призван решать вопросы местного значения, при этом, как известно, абсолютное большинство муниципальных образований являются дотационными (объём финансовой помощи из областного бюджета для покрытия нужд городов и районов достигает 80%). Т. о., проведение избирательных кампаний в очередной раз ляжет на плечи бюджета субъекта РФ, из которого будут выделены средства местным бюджетам в форме субсидий», — объясняет причины выбора второго варианта профессор кафедры философии и общественных наук Института истории и международных отношений КемГУ Александр Коновалов.

В 2016 г. на отмене прямых выборов область сэкономила 110 млн руб. – такую цифру называл Аман Тулеев, отчитываясь перед областными депутатами в качестве губернатора Кузбасса. Много это или мало? Для примера, городской казне Юрги выборы мэра обходились в 3 млн руб., это 0,15% от всех расходов городского бюджета за год.

«Всё за нас решили»?

У нового порядка избрания глав есть плюсы и минусы. Александр Коновалов полагает, что основное преимущество — в отборе квалифицированных претендентов, знакомых с коммунальным хозяйством, бюджетным процессом, опытом работы в государственных и коммерческих организациях. Он уверен, что конкурсные комиссии не будут рекомендовать депутатам в качестве глав территорий популистов, критиков действующей системы власти, чьи деловые качества вряд ли соответствуют решаемым задачам.

«Но есть и очевидные недостатки. Всё же муниципальный уровень власти ближе всего к населению, к интересам местных сообществ. Для конструктивной работы главам необходим не только профессионализм, но и необходимый уровень легитимности (доверия) граждан. А в этой модели возможны любые расклады, в том числе и приход к руководству муниципалитетом «варягов». Далеко не каждый житель города или района воспринимает положительно такую практику, рассматривая её как реализацию принципа «всё за нас решили», — считает профессор.

Не выбор, а назначение

Отныне не сообщается о том, сколько человек претендовало на пост мэра, какие у них были программы. Нет ни теледебатов, ни встреч с населением. Максимум, что известно о кандидатах, — каких претендентов отобрала комиссия и за кого проголосовали депутаты.

Евгений Ильченко

«В СМИ не публикуется информация, т. к. это законом не предусмотрено, ведь по своей сути это не выборы, а конкурс на замещение должности. Точно такой же конкурс, как, например, на замещение должности секретаря судебного заседания, — публикуют информацию о победителе, о том, с кем заключён контракт», — объясняет частнопрактикующий юрист Евгений Ильченко. По его мнению, конкурс — уже не элемент прямой демократии, а отношения по принципу «работник – работодатель».

В начале нулевых у нас президент назначал губернатора. Теперь губернаторов снова выбирает народ, зато мэров стали фактически назначать.

Андрей Полухин

«Для федеральной власти такие ротации на выборах — это способ дать нужный сигнал обществу. Например, надо разрядить обстановку — происходит некоторая либерализация. Но потом потребности выстраивания вертикали власти берут своё. Такие качели и дальше будут работать», — объясняет причины «политической карусели» кандидат исторических наук Андрей Полухин.

Конкурс – это, по сути, формальная процедура, игра в демократию, ведь одна половина членов комиссии – это представители областной власти, а другая – местные депутаты, также в основном представляющие партию власти. Почему бы губернатору напрямую не назначать мэров? «Это старая завуалированная советская система управления в рамках демократического централизма, когда кого-то назначают с согласованием на местах. Для этого и нужен конкурс», — считает Андрей Полухин.

«Глава области не может напрямую назначить мэра, поскольку это будет нарушением конституционных принципов организации деятельности органов местного самоуправления. Общеизвестно, что последние в систему органов государственной власти не входят, — объясняет Александр Коновалов. — Отбор и рассмотрение кандидатов конкурсными комиссиями – это своего рода законодательный компромисс между интересами региона (бюджет которого дотирует муниципалитеты) и конкретной территории».

Исключение для «полумиллионников»

9 сентября новокузнечане выбирали мэра по старинке – всенародным голосованием. Такой же порядок сохранился в Кемерове. «Полагаю, что такие крупные насёленные пункты должны иметь избираемых глав, которым для управления сложным городским хозяйством, согласования интересов местных сообществ необходим и высокий уровень доверия населения. В противном случае могут возникать серьёзные конфликты, которые решить нанятым «сити-менеджерам» будет не под силу. Вряд ли в обозримой перспективе выборы глав этих городов будут заменены конкурсным отбором. Но если это произойдёт, то региональное руководство допустит серьёзную ошибку», — считает Александр Коновалов.

1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе избирательная комиссия муниципального образования назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва — на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных частью 2 статьи 4 настоящего Закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению избирательной комиссии муниципального образования могут быть сокращены на одну треть.

2. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, при условии, если в избирательном округе замещено менее двух третей депутатских мандатов.

3. Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат представительного органа муниципального образования не может быть избран на срок более одного года до окончания срока, на который был избран представительный орган муниципального образования соответствующего созыва.

4. Выдвижение кандидатов, их регистрация и иные избирательные действия при проведении дополнительных выборов осуществляются в соответствии с настоящим Законом.

Статья 76. Замещение вакантного депутатского мандата в случае досрочного выбытия депутата, избранного в результате распределения депутатских мандатов между списками кандидатов. Исключение зарегистрированных кандидатов из списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, из списков кандидатов, которым переданы депутатские мандаты

1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования, избранного в составе списка кандидатов, передача вакантного депутатского мандата осуществляется избирательной комиссией муниципального образования в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

(в ред. Закона Тамбовской области от 29.04.2015 N 532-З)

2. В случае досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования коллегиальный постоянно действующий руководящий орган избирательного объединения, в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, в течение 14 дней со дня принятия представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата вправе предложить избирательной комиссии муниципального образования кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов для замещения вакантного депутатского мандата. Указанная кандидатура может быть предложена только из числа кандидатов, включенных в ту территориальную группу кандидатов (общемуниципальную часть списка кандидатов), что и депутат, чьи полномочия прекращены досрочно. В случае, если в соответствующей территориальной группе кандидатов (в общемуниципальной части списка кандидатов) остались только зарегистрированные кандидаты, замещающие депутатские мандаты, и (или) зарегистрированные кандидаты, не замещающие депутатских мандатов и письменно сообщившие соответственно в коллегиальный постоянно действующий руководящий орган избирательного объединения о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган избирательного объединения вправе предложить кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из иной территориальной группы кандидатов. Предложение кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, предусмотренном уставом соответствующей политической партии, иного общественного объединения. В этом случае избирательная комиссия муниципального образования передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному указанным органом политической партии, иного общественного объединения.

3. Если в течение 14 дней со дня принятия представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата избирательное объединение не воспользуется своим правом, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, избирательная комиссия муниципального образования передает вакантный депутатский мандат первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в ту же территориальную группу кандидатов (в общемуниципальную часть списка кандидатов), что и зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным. Если в соответствующей территориальной группе кандидатов (в общемуниципальной части списка кандидатов) отсутствуют зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов, оказавшийся вакантным депутатский мандат передается следующей в порядке убывания доли (процента), указанной (указанного) в пункте 2 части 2 статьи 71 настоящего Закона, территориальной группе из того же списка кандидатов, не получившей депутатского мандата.

(в ред. Законов Тамбовской области от 24.05.2013 N 272-З, от 29.04.2015 N 532-З)

3.1. Зарегистрированный кандидат, включенный в список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз.

(часть 3.1 введена Законом Тамбовской области от 30.03.2016 N 658-З)

4. Утратила силу. — Закон Тамбовской области от 29.04.2015 N 532-З.

5. Зарегистрированный кандидат, включенный в список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, или в список кандидатов, которому переданы депутатские мандаты, исключается из указанного списка в случае:

1) подачи зарегистрированным кандидатом письменного заявления об исключении его из списка кандидатов;

2) утраты зарегистрированным кандидатом пассивного избирательного права;

3) вступления зарегистрированного кандидата в члены иной политической партии, чем политическая партия, в список кандидатов которой он включен;

4) реализации зарегистрированным кандидатом права на участие в замещении (получении) депутатского мандата дважды в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи;

(п. 4 в ред. Закона Тамбовской области от 30.03.2016 N 658-З)

5) признания зарегистрированного кандидата безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании вступившего в законную силу решения суда;

6) смерти зарегистрированного кандидата;

7) принятия соответствующей избирательной комиссией решения о регистрации зарегистрированного кандидата депутатом, в том числе по одномандатному или многомандатному избирательному округу.

(п. 7 в ред. Закона Тамбовской области от 30.03.2016 N 658-З)

6. Решение об исключении зарегистрированного кандидата из списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов, или из списка кандидатов, которому переданы депутатские мандаты, по основаниям, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, оформляется постановлением избирательной комиссии муниципального образования.

7. Если в списке кандидатов, допущенном к распределению депутатских мандатов, или в список кандидатов, которому переданы депутатские мандаты, не осталось зарегистрированных кандидатов, имеющих право замещать вакантный депутатский мандат, этот депутатский мандат остается вакантным до следующих выборов депутатов представительного органа муниципального образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *