Все про жесты

  • автор:

Язык тела является важной частью общения, поскольку движения и мимика человека могут искажать истинный смысл его слов

Когда человек в течение многих лет ходит сгорбившись, отводит глаза во время разговора или постоянно скрещивает руки, он не замечает в манере своего поведения ничего странного, пишет Business Insider.

Ниже перечислены девять ошибок языка тела, которые могут навредить общению с собеседником. Если вы сможете от них избавиться, то будете сами себе благодарны.

1. Ерзанье, суетливость. Если вы не можете усидеть на стуле, крутитесь в разные стороны или постукиваете пальцами по столу, это свидетельствует о нервозности и отсутствии лидерских качеств. Постарайтесь быть спокойнее и увереннее в себе.

© Yu Han/Business Insider

2. Наматывание волос на палец, перебирание локонов. Оставьте свои волосы в покое. При общении с другим человеком эта привычка может сильно отвлекать от сути разговора. К тому же, постоянное дерганье волос со временем может их обессилить.

© Yu Han/Business Insider

3. Принятие оборонительной позиции. Многие люди скрещивают руки или немного горбятся, потому что не знают, куда деть свои руки. Но такая поза может сделать вас закрытым и неблагонадежным в глазах окружающих. Держите руки на виду и расправьте плечи.

© Yu Han/Business Insider

4. Шарканье при ходьбе. Когда вы шаркаете ногами о поверхность пола, вы выглядите неуверенным и флегматичным. Измените свою походку, станьте более смелым и живите с приподнятым настроением.

© Yu Han/Business Insider

5. Неулыбчивость. Не забывайте улыбаться. Улыбка располагает к себе людей и демонстрирует уверенность, открытость, теплоту и энергичность. Без улыбки люди часто воспринимаются отчужденными.

© Yu Han/Business Insider

6. Невнимательность, отвлеченность. Нет ничего более раздражающего, чем разговор с тем, кто не обращает на вас внимания. Некоторые люди во время общения отвлекаются на смартфон или смотрят в окно. Если у вас есть такая ужасная привычка, избавляйтесь от нее, ведь вы кажетесь крайне грубым и безразличным.

© Yu Han/Business Insider

7. Сутулость. Станьте прямо. Развить плохую осанку очень легко, особенно если сутулиться за рабочим столом в течение всего дня. Если вы хотите казаться более уверенным в себе, а также улучшить здоровье и физическую форму, выпрямьтесь.

© Yu Han/Business Insider

8. Отсутствие зрительного контакта или слишком пристальный взгляд. Это тот аспект языка тела, в котором важна умеренность. Если вы смотрите на собеседника слишком настойчиво, практически не отрывая взгляда, вы можете его смущать и ставить в неловкое положение. Но если вы постоянно отводите глаза, собеседник может подумать, что вы ему не доверяете или испытываете отвращение.

© Yu Han/Business Insider

9. Несовпадение вербального и невербального поведения. Когда слова и жесты не соответствуют друг другу, ваш собеседник может быть сбит с толку и воспринять информацию неправильно. Как показывают исследования, если в общении существует несовпадение слов с мимикой и жестами, люди чаще всего полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной. Старайтесь следить за тем, что вы говорите, и какие эмоции при этом выражаете.

«ОК»

Этот жест в России и Америке используется для невербальной передачи значения слова «ОК». Но совсем другой смысл приобретает в Бразилии, где похожее сложение пальцев обозначает приглашение к половому акту в качестве пассивного партнера. Этот жест также подойдет для выражения ярости и раздражения во Франции, Бельгии и странах Латинской Америки, где это оскорбление — «ноль» или «ничтожество». В Японии — это обозначение денег, округлая форма пальцев напоминает монету. На Кипре жест обозначает гомосексуалистов.

«ШАКА»

На Гавайях этот жест применим во многих ситуациях: при приветствии и прощании, выражении благодарности и в качестве приглашения к серфингу. Этим жестом здороваются не только серферы, но и парашютисты и борцы джиу-джитсу. Также он означает выражение Hang Loose — «расслабься», воспринимается как символ дружбы и понимания между участниками различных субкультур.

В России «Шака» не имеет отношения к приветствию. Жест может означать разговор по телефону — в таком случае мизинец следует направить вниз. Либо предложение выпить, если сопровождается характерным опрокидыванием кисти руки. Наконец, это может означать предложение покурить наркотики, если поднести мизинец ко рту.

«ФАК»

Средний палец символизирует пенис, сжатые пальцы — семенные железы. Один из самых древних жестов, который служит прямым оскорблением или грубым требованием оставить жестикулирующего в покое. В древнем Риме этот жест называли digitus impudicus — «бесстыдный», «непристойный», «оскорбительный палец». Древние Греки использовали этот жест как прямое указание на мужские гениталии, он воспринимался, как угроза анального изнасилования.

«КУКИШ»

Считается оскорбительным жестом. Его основные значения — обнаженная головка мужского полового члена, соитие, а в России также аналог фразы «ты ничего не получишь». Древними римлянами жест использовался как фаллический символ и использовался для создания амулетов. На Руси «кукиш» применяли для отпугивания нечистой силы, при этом он оставался непристойным символом. Вера в защитные свойства «кукиша» основывалась на бесполости духов и демонов, избегающих любых сексуальных намеков, в том числе — этого жеста, как образа полового акта. При встрече с людьми, пользовавшимися дурной славой, «кукиш» показывали через левое плечо или между ногами. Также его использовали при встрече с колдунами — считалось, что жест нейтрализует их силу.

В Португалии, на Сицилии и Сардинии этот жест известен как старинное средство защиты от сглаза. В Бразилии его используют, чтобы пожелать удачи. В Италии обозначает женский половой орган. В арабских странах и Турции показать «кукиш» значит нанести жесточайшее сексуальное оскорбление. В Германии — значит предложить заняться сексом. В Японии этой фигурой проститутки привлекали клиентов, показывая, что сейчас свободны.

«БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ ВВЕРХ»

В России этот жест обозначает «все очень хорошо». На дорогах Европы и Америки подразумевает автостоп. У дайверов большой палец вверх означает приказ к немедленному всплытию. В Иране это аналог «фака». В Турции и Греции считается демонстрацией фаллического символа и оскорблением. В Саудовской Аравии также носит оскорбительное значение, а если поднятым пальцем вращать — обозначает выражение «катись отсюда».

«ВИКТОРИЯ»

Жест «Виктория» обозначает победу, если рука повернута тыльной стороной к тому, кто показывает. Если же рука обращена к нему ладонью, жест становится грубым — это требование замолчать. В таком же положении в Великобритании и Ирландии это один из аналогов «фака». В Азии это популярный жест для селфи — из-за вирусной рекламной кампании производителя фотоаппаратов.

Во второй половине 60-х жест стал популярным у хиппи — он обозначал букву V — Vietnam, и обозначал требование прекратить войну, став символом пацифизма.

«Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ»

Популярный в Америке жест, обозначающий фразу I Love You, «я люблю тебя». Буква I — это поднятый вверх мизинец, буква L складывается из большого и указательного пальцев, буква Y — из мизинца и большого пальца. Этот жест часто используют американские звезды и политики, например Ричард Доусон, Барак Обама и Хилари Клинтон. В России этот жест не распространен.

«КОЗА»

В поп-культуре «коза» — это символ единства. В русском языке глухонемых этот жест обозначает букву «Ы».

Жест «коза» — также сакральный символ. Считалось, что указательный палец связан с Юпитером, а мизинец — с Меркурием. В греческой мифологии Юпитер — бог неба, молнии и грома, Меркурий — бог торговли и воровства, также провожающий души умерших в подземное царство. С помощью «козы» люди просили у богов защиту и помощь в том, чтобы душа их близкого благополучно добралась до царства мертвых. В Европе и Азии на протяжении многих веков жест защищал от зла — сглаза и ведьм — как аналог плевка через плечо. Фигуры, охраняющие египетские мумии, держат «козу», что значит — расхитителей ждет грозное проклятие. В Италии символ носит суеверный характер — например, «козу» надо показать, если по пути встретился катафалк, иначе не миновать беды.

В России может носить угрожающий характер — если мизинец и указательный палец направить на собеседника. Пришел из тюремной культуры, где этот жест означал угрозу выколоть глаза.

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.03.017

УДК 730

ДРЕВНИЕ ИСТОКИ ОБРАЗА МЫСЛИТЕЛЯ

Этингоф Ольга Евгеньевна Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных

искусств Российской Академии Художеств; Российский государственный гуманитарный университет. Россия, г. Москва etinhof@mail.ru

Статуя Мыслителя создана Огюстом Роденом в 1880-1882 гг. Скульптурные изображения человеческих фигур, сидящих в задумчивой позе и положивших голову на руки, встречаются уже в первобытном искусстве. Такая композиционная формула была особенно широко распространена в античной круглой скульптуре и рельефах, часто в погребальной пластике. Античная традиция не была утрачена и в период раннего христианства и средневековья, причем в том числе и в исламском искусстве. Образы «задумчивых» фигур интеллектуалов итальянского Ренессанса возрождали античную традицию. И дальше в искусстве нового времени композиционная формула, воплощенная впоследствии Роденом, не была редкостью как в живописи, так и в скульптуре. К этой позе обращались в своем творчестве и современники Родена. Роден, несомненно, изучал ее различные воплощения как в античной пластике, так и в скульптуре итальянского Ренессанса, и обращался к ним при создании своей статуи. Многие из них он мог видеть в собраниях Франции и Италии. Известно, что задумывая Врата ада и Мыслителя, Роден вдохновлялся итальянскими впечатлениями поездки 1876 года.

Ключевые слова: Мыслитель, скульптура, статуя, античность, Ренессанс, философ, интеллектуал.

Библиографическое описание для цитирования:

Первоначально эта фигура была задумана как часть полученного скульптором заказа на пластический портал, который должен был украсить здание нового Музея декоративного искусства в Париже. Сам портал, незавершенный при жизни Родена, получил название «Врата ада» (музей О. Родена, Париж). Скульптура Мыслителя

Аннотация

планировалась для тимпана, называлась вначале «Поэтом» и связывалась с портретным образом Данте Алигьери. Принято считать, что при работе над Вратами ада Роден вдохновлялся бронзовыми вратами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти, а также черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело Буонарроти .

Исследователи неоднократно касались вопроса истоков образа Мыслителя в предшествующих культурах, прежде всего, в античности и итальянском Ренессансе . Речь идет о композиционной формуле, изображающей человека в позе размышления или медитации, подпирающего голову, как правило, правой рукой. Чаще всего при этом фигура изображалась сидящей, как у Родена, но известны и стоящие фигуры в позе размышления. Однако систематически проблема древних прототипов образа Родена, кажется, до сих пор в литературе не исследовалась.

Ни в коей мере не претендуя на полноту, попытаемся показать самые яркие примеры воплощения этой формулы на протяжении всей истории искусства от древнейших (первобытных и античных) до современных самому скульптору. Представляется также важным обратить особое внимание на некоторые произведения из французских и итальянских собраний, которые Роден мог видеть своими глазами.

Так, древнейшие скульптурные изображения человеческих фигур, сидящих в задумчивой позе и положивших голову на руки, встречаются задолго до греко-римской античности, в первобытном искусстве. В частности, при раскопках на территории Румынии был найден неолитический «Мыслитель» в некрополе Чернаводэ (культура Хаманджия) — 4000-3500 до н.э. (Музей национальной истории и археологии, Констанца) . Примечательно, что в данном случае голова человека покоится на обеих руках, благодаря чему его поза оказывается симметричной и равновесной.

Другой пример из самых древних пластических изображений — терракотовая фигурка сидящего человека на керамическом сосуде из Израиля, найденном близ Тель —

Авива в городе Йехуд, — 3800 лет до н.э. . Этот персонаж здесь сидит, подпирая голову уже одной, правой, рукой.

Еще один колоритный образец архаического «мыслителя» представлен в глиняной фигурке нигерийской культуры Нок из коллекции фонда Альберто Хименеса-Аррелано Алонсо (дворец Санта Круз, Вальядолид) . Датировка таких предметов очень затруднена из-за консервативности этих культур, перетекающих из первобытного состояния в традиционное. Приводим сравнительно позднюю датировку скульптуры — 298 г., однако подобные фигурки датируют и в пределах нескольких веков до н.э.

Формула задумчивого человека была особенно широко распространена в античном искусстве, греческом и римском, в основном в круглой скульптуре и рельефах, часто в погребальной пластике, на стелах и саркофагах . Так изображали разных персонажей, мужских и женских, философов, интеллектуалов, присутствовавших при погребении и при оплакивании покойников. Этот тип, связанный, прежде всего, с образами философов, использовался и в других контекстах. В соответствии с этой формулой могли быть представлены божества, музы, оракулы, весталки, персонажи мифов и эпоса. Постараемся привести примеры, минимально повторяя выбор П. Цанкера.

Обращаясь к классической Греции, формулу задумчивого человека встречаем в разных видах искусства, но прежде всего, в скульптуре. Так, например, изображен Оракул на восточном фронтоне храма Зевса в Олимпии 472 -456 гг. до н.э. (Олимпия, Археологический музей) . Сама поза соответствует образу пророческого сосредоточения Оракула и контактов с божеством.

http:// employees. oneonta. edu/farberas/ arth/Images/ARTH209images/ Sculpture/ classical/ Olympia/ east_ped_seer.jpg

Для образа Пенелопы используется та же формула в качестве знака ее верности в ожидании Одиссея. Мы встречаем аналогичную позу и в вазописи (скифос около 440 г. до н.э., Музей Кьюзи), и в произведениях прикладного искусства (золотое кольцо, Сирия, последняя четверть V в. до н.э., Лувр, Париж) .

К чуть более позднему периоду относится греческая терракотовая фигурка из Танагры эфеба, сидящего на скале, II в. до н.э. (?) (Лувр, Париж) . Здесь важно обратить внимание как раз на местонахождение золотого кольца с образом

Пенелопы и терракотовой статуэтки, которые могли быть в XIX в. в экспозиции Лувра, то есть доступны для Родена.

Формула изображения задумчивого человека была распространена и в римском искусстве. Таков образ Анаксимандра — римская копия греческого оригинала (Национальный музей, Рим) . Аналогично представлено женское морское божество, предположительно, Фетида или нереида с тритоном. Вновь это римская копия II в. н.э. с греческого оригинала эпохи эллинизма (Национальный музей, Рим) .

Известно, что в 1875-1876 гг. за несколько лет до создания Мыслителя Роден совершил путешествие в Италию, посетил Турин, Геную, Пизу, Флоренцию, Рим, Неаполь и Венецию. Считается, что целью его поездки было знакомство с искусством Возрождения, в особенности с произведениями великих итальянских скульпторов Микеланджело и Донателло . Однако можно не сомневаться, что и древние произведения итальянских музеев, в особенности Рима, привлекали его внимание. Тем самым нельзя исключить, что он мог видеть эти и другие античные скульптуры в музеях Рима.

Однако и в Париже, в Лувре, были произведения римской пластики, в частности, два саркофага II в. н.э., и снова уместно допустить, что Роден их мог видеть. На саркофаге Марка Корнелия Статия со сценами из жизни ребенка около 150 г. н. э. дважды воспроизводится искомая нами формула, и не только в виде сидящего человека, но и стоящего . Примечательно, что сидящий персонаж опирается подбородком на тыльную сторону руки, подобно роденовскому мыслителю. На втором саркофаге изображены все музы, три из них представлены стоящими и опустившими голову на руку: Полигимния, Мельпомена — на правую руку, а Урания — на левую .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Античная традиция представлять образ задумчивости не была утрачена и в период раннего христианства и средневековья, причем в том числе и в исламском искусстве. С помощью этой позы, например, передавались раздумья Понтия Пилата перед тем, как он умывал руки и отправлял Христа на Распятие. Приведем два раннехристианских

саркофага IV в. н.э. из Ватикана: один из «саркофагов страстей» (рис. 4) и точно датированный саркофаг Юния Басса 359 г. . Возможно, Роден видел именно эти, а также и другие саркофаги в музеях Рима.

Рис. 4. Понтий Пилат, умывающий руки. Фрагмент «саркофага страстей». IV в. Музей Пио Клементино. Ватикан. Фото: О.Е. Этингоф.

Рис. 5. Размышляющий персонаж. Фрагмент напольной мозаики триклиния Большого императорского дворца в Константинополе. Камень. VI в. Музей мозаики. Стамбул. Фото: О.Е. Этингоф.

Сохранялась античная традиция и в светском придворном искусстве раннего средневековья, в частности, так изображен персонаж в напольной мозаике перистиля триклиния Большого дворца в Константинополе эпохи императора Юстиниана второй половины VI в. (рис. 5).

В византийских Евангелиях так периодически изображали евангелистов подобно античным философам и риторам периода Македонского ренессанса, как в рукописи из монастыря Ставроникита на Афоне, cod. 43, середины X в., но и позже, как в манускрипте из монастыря Ивир на Афоне, Iveron, cod. 56 второй половины XI в. . К. Вайцман считал источником образа евангелиста Матфея в Четвероевангелии из монастыря Ставроникиты изображение философа Эпикура. Исследователь ссылался на статую Эпикура из Палаццо Маргарита в Риме. Найти ее современное местонахождение не удалось.

Из искусства западноевропейского средневековья в интересующем нас контексте можно упомянуть печальный образ левой из стоящих неразумных дев в кафедральном соборе Магдебурга около 1240—1250 гг. .

И, наконец, завершая разговор о средневековых образах, повторяющих античную формулу задумчивого интеллектуала, плодотворно обратиться к памятникам исламского искусства, к миниатюрам арабских рукописей. И тут мы встречаемся с изображениями именно античных философов, в частности, Аристотеля и Сократа, очевидно

унаследованными от античности. На миниатюре из бестиария «Китаб Ал-Хайаван» около 1220 г. представлен сидящий Аристотель, беседующий с учеником (Британская библиотека, MS ог. 2784, £ 96г.). Примечательно, что здесь оба персонажа изображены в знакомой нам позе: Аристотель подпирает голову правой рукой, а ученик — левой .

На второй миниатюре рукописи «Избранные максимы и наипрекраснейшие речения» аль-Мубашшира ибн Фатика раннего XIII в. из Музея Топкапи в Стамбуле изображен сидящий Сократ с учениками, он опустил голову на левую руку .

Далее необходимо обратиться к образам античных философов и другим «задумчивым» фигурам интеллектуалов итальянского Ренессанса, в которых, естественно, возрождались античные традиции. Уже шла речь о том, что при создании Врат ада и Мыслителя Роден вдохновлялся итальянскими впечатлениями поездки 1876 года.

В ватиканской фреске Рафаэля Санти «Афинская школа» 1508—1511 гг. дважды использована интересующая нас композиционная формула задумчивого человека, подпирающего голову рукой, как стоящего, так и сидящего, для образов философов Эсхина, беседующего с Сократом, и Гераклита Эфесского . Примечательно, что в образе Гераклита Рафаэль использовал портретные черты Микеланджело.

И, наконец, обращаясь к произведениям самого Микеланджело, неизбежно и необходимо упомянуть статую Лоренцо II Медичи из капеллы Медичи 1526—1534 гг. во Флоренции . Эта фигура получила в Италии прозвище «II pensieгoso», «созерцательный», то есть некое подобие мыслителя. Скульптура не является буквальным портретом Лоренцо Медичи, а неким идеализированным изображением .

Здесь, как и в случае с произведениями из собраний Рима и Лувра, мы можем вновь говорить о том, что итальянские создания мастеров Возрождения — это то, что Роден видел своими глазами.

Древняя поза задумчивого человека проникла и в искусство северного Возрождения. Мы обнаруживаем ее, в частности, в гравюре А. Дюрера «Меланхолия» 1514 г. (ГЭ, СПб.), на которой сидит, подперев левой рукой голову, погруженная в глубокую задумчивость крылатая женщина — персонификация Меланхолии .

И дальше в искусстве нового времени композиционная формула, воплощенная впоследствии Роденом, не была редкостью как в живописи, так и в скульптуре. В частности, она использована в портрете Френсиса Бэкона в его надгробии скульптора У. Райта 1626 г. в церкви Сент Майкл в Сент-Олбанс в Великобритании . Здесь он представлен сидящим, слегка откинувшись на спинку кресла, и склонившим голову на левую руку, подобно древним философам.

Распространенным сюжетом европейской живописи периода Ренессанса и барокко стало изображение греческих философов Гераклита и Демокрита, часто как пары Плачущего Гераклита и смеющегося Демокрита. Согласно традиции еще античной философии, один оплакивал людей, второй смеялся над их глупостями . Приведем лишь несколько примеров, в которых художники XVII -XVIII вв. использовали для образа Гераклита Эфесского древнюю формулу. В картине мастерской Рубенса «Плачущий Гераклит» 1603 г. (музей Прадо, Мадрид) герой художника подпирает голову правой рукой . Аналогична поза Гераклита на картине Хендрика Янса Тербрюггена 1628 г. (Рейксмузеум, Амстердам) .

И, наконец, Джузеппе Мария Креспи на картине 1730 г. изображает сидящего Гераклита, положившего голову на тыльную сторону руки, в положении, очень близком к позе роденовского Мыслителя (Музей августинцев, Тулуза) . Вновь нельзя исключить, что Роден знал эту картину. Во всех трех живописных произведениях философ опирается на правую руку.

В искусстве XIX-XX вв. различные варианты задумчивой позы также не были забыты. Среди химер и горгулий собора Парижской Богоматери 1841—1864 гг. Э. Виолле ле Дюк воплотил химеру Стрикс, которая получила прозвище Le penseur . Она, как первобытная фигурка из Констанцы, опустила голову сразу на обе руки. Очевидно, что Роден не мог не видеть этой знаменитой парижской скульптуры.

К такой «задумчивой» позе обращались другие творцы XIX в., а также и современники Родена. Предполагается, что поза роденовского Мыслителя отчасти навеяна скульптурой Жана-Батиста Карпо «Уголино и сыновья» 1862 г. (Музей Орсэ, Париж) . Вероятно, некая преемственность действительно имела место, поскольку сам Роден включил образ Уголино (1882 г.) в программу Врат ада . Шарль Жан Мари Дежорж создал скульптуру «Детство Аристотеля» в 1875 г. (Музей Орсэ, Париж) за несколько лет до Мыслителя Родена . Мальчик Аристотель сидит со свитком на коленях, опираясь на спинку кресла и положив голову на левую руку. Роден, несомненно, знал эту статую. А Людвиг Зайтц сразу после Родена в 1883— 1887 гг. изобразил сидящего взрослого Аристотеля в аналогичной позе на ватиканской фреске в Галерее канделябров музея Пио Клементино .

Рис. 8. (Илл. 8)

Антуан Бурдель. Большая Пенелопа. Бронза. Высота 240 см. 1912 г. Монтобан. Источник:

http://p3. storage. canalblog. com/31/52/ 536936/91104816_o.jpg

Завершить этот краткий обзор образов «мыслителей» от первобытной древности до современников Родена будет уместно скульптурой его ученика Эмиля Антуана Бурделя «Пенелопа» (рис. 8), созданной в 1912 г., ровно через тридцать лет после Мыслителя (г. Монтобан) .

Античный персонаж и античная поза, в соответствии с которой изображалась героиня Гомера еще в классической Греции, послужили основой статуи французского скульптора, для которого обращение к античности было органично и естественно. Но несомненно также, что он мог использовать и опыт своего учителя: примечательно, что его стоящая Пенелопа положила голову на тыльную сторону правой руки, как и Мыслитель у Родена.

Подытоживая, можно заключить, что древняя композиционная формула задумчивого интеллектуала была хорошо известна современникам Родена и использовалась в разных образах и у скульпторов, и у живописцев. Роден, несомненно, изучал ее различные воплощения как в античной пластике, в скульптуре итальянского Ренессанса, так и в творениях современников, и обращался к ним при создании своей статуи. Многие из них он мог видеть в собраниях Франции и Италии. Определить, какие именно из них могли оказаться прототипами или импульсами для его Мыслителя, кроме статуй Лоренцо II Медичи Микеланджело и «Уголино и сыновья» Жана-Батиста Карпо, — задача для исследователей творчества великого французского скульптора.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986. — Т. 2. — 946 с. — 597 илл.

5. Либман М. Я. Микеланджело Буонарроти. — М.: Советский художник, 1964. — 200 с.

6. Милюгина Е.Г. Галерея канделябров в Ватикане. Галерея канделябров и Зал колесницы. — М., Белый город, 2016. — 102 с.

10. Саркофаг муз . URL: http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=5273 (Дата обращения 07.08.2018).

13. Хаманджия . URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хаманджия (Дата обращения 07.08.2018).

16. Antoine Bourdelle . URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Antoine_Bourdelle (Дата обращения 07.08.2018).

19. Champigneulle B. Rodin. — London: Thames and Hudson, 1999. — 285 p.

25. Galavaris G. P. Holy Monastery of Iveron: the illuminated Manuscripts. — Mount Athos: The Monastery, 2002. — 130 p.: col. ill.

27. Hibbard H. Michelangelo. 2nd ed. — Cambridge: Harper and Row. A Pelican book, 1985. — 348 p.

29. Magdeburger Dom . URL: https://de.wikipedia.org/wiki/Magdeburger_Dom (Дата обращения 07.08.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Sughrat . URL: https://c0mm0ns.wikimedia.0rg/wiki/File:Sughrat.jpg (Дата обращения 07.08.2018).

Статья поступила в редакцию 20.08.2018 г.

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.03.017

ANCIENT SOURCES OF THE IMAGE OF THE THINKER

Olga Evgenievna Etinhof

Doctor of Arts, Chief Scientific Officer,

The Research Institute of Theory and History

of Fine Arts of the Russian Academy of Arts;

Russian State University for the Humanities.

Russia, Moscow.

Keywords: Thinker, sculpture, statue, antiquity, Renaissance, philosopher, intellectual.

Bibliographic description for citation:

5. Libman M. Ya. Mikeland%helo Buonarroti . Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1964, 200 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Plachushchii Geraklit i smeyushchiisya Demokrit . Available at:

10. Sarkofag mu^ . Available at: http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=5273 (accessed 07.08.2018).

13. Khamandzhiya . Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/XaMaHA®nfl (accessed 07.08.2018).

15. Anaximander. Available at:

https://ipfs.io/ipfs/QmXoypizjW3WknFiJnKLwHCnL72vedxjQkDDP1mXWo6uco/wiki/A naximander.html (accessed 07.08.2018).

16. Antoine Bourdelle. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Antoine_Bourdelle (accessed 07.08.2018).

17. Aristotelesarp. Available at:

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Ludwig_Seitz_(painter)#/media/File:Aristot elesarp.jpg (accessed 07.08.2018).

19. Champigneulle B. Rodin. London, Thames and Hudson, 1999, 285 p.

23. Francis Bacon memorial, St Albans. Available at:

25. Galavaris G. P. Holy Monastery of Iveron: the illuminated Manuscripts. Mount Athos, The Monastery, 2002, 130 p.: col. ill.

27. Hibbard H. Michelangelo. 2nd ed. Cambridge, Harper and Row, A Pelican book, 1985, 348 p.

29. Magdeburger Dom. Available at: https://de.wikipedia.org/wiki/Magdeburger_Dom (accessed 07.08.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. El Pensador (Cultura Nok). Available at:

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:El_Pensador_(Cultura_Nok).jpg (accessed 07.08.2018).

37. Sughrat. Available at: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sughrat.jpg (accessed 07.08.2018).

38. Thetis Massimo. Available at: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Thetis_Massimo.jpg (accessed 07.08.2018).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *