Все отрасли хозяйства

  • автор:

Сарсенгали АБДЫМАНАПОВ, ректор Казахского университета экономики, финансов и международной торговли, д. п. н., профессор, академик МАН ВШ

Вопросы совершенствования системы образования на современном этапе – важнейшее направление, на котором сосредоточены значительные усилия государственных структур и общества. Ведь мир в своем развитии подошел к очередному рубежу, в котором образование и образовательный капитал играют главенствующую роль в системе производства материальных благ.

Базовый императив производственной системы постиндустриального общества основан на концепции выпуска продукта с высокой добавочной стоимостью, обеспечивающей совершенно новый уровень производства и потребления материальных благ. Достижение данных параметров на современном уровне функционирования производственных сил возможно лишь при высокой технологичности процессов, через ускоренное внедрение прогрессивных научных разработок и обучения специалистов.

Оформившаяся парадигма производственных отношений конца XX века усилила роль образования в системе производства материальных благ. Общемировые тенденции в XXI веке лишь ускорили развитие образования. Образовавшаяся реальная кооперация производства и системы образования вызвала необратимые трансформационные процессы в самой образовательной сфере, превратив ее в полноценную отрасль производства.

Фактическое отображение данного процесса получило свое начало еще в Советском Союзе. В общесоюзном классификаторе (ОКОНХ 1976 г.) «Отрасли народного хозяйства», отрасль «народное образование» выделялась как самостоятельная среди 24-х отраслей народного хозяйства, что доказывает приоритетность влияния образования на экономические результаты развития .

С момента обретения независимости Республикой Казахстан модернизация и совершенствование отечественной сис темы образования были приоритетным направлением деятельности руководства страны во главе с Президентом Н. А. Назарбаевым .

В своем Послании от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» Президент Н. А. Назарбаев особо подчеркивает важную роль системы образования в новых условиях: «Нужно ускорить создание собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов. Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний» . В условиях нового технологического уклада 4.0. на систему образования ложится нагрузка по подготовке выпускников, обученных информационным технологиям, работе с искусственным интеллектом и «большими данными», которые могут обеспечить переход наших предприятий к модернизации и цифровизации.

Несмотря на заметные результаты в данном направлении предстоит еще значительный объем работы по достижению запланированных параметров функционирования системы и качества образовательных услуг.

Оценивая опыт образовательных реформ ближайших соседей, можно отметить, что данные процессы в Российской Федерации получили свое законодательное и институциональное закрепление. В 1992 году в российское законодательство об образовании был впервые введен термин «экономика образования», что в свою очередь нашло отражение в ОК 004-93 «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг», как «деятельность в области образования». На современном этапе образование, согласно классификатору, относится к 16-ти комплексной отрасли (другие отрасли промышленности) .

Образование из фактора, обеспечивающего условия воспроизводства экономики, сегодня представляет собой одну из его отраслей. В соответствии с классическим определением, отрасль экономики есть совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или специфическую продукцию по однотипным технологиям. . При этом образование классифицируется как социально-культурная отрасль или сфера услуг .

На сегодняшний день в развитии отечественной системы образования, как отрасли экономики, произошли значительные изменения в русле общемировых тенденций отраслевой трансформации образовательной сферы. Наибольшее воплощение они получили в системе высшей школы, где происходит завершающий этап подготовки специалиста. Из процессов трансформации образования в отрасль экономики можно отметить:

– концентрацию научной и исследовательской деятельности в учебных заведениях, как основного фактора самостоятельного производства знания и технологий их трансляции;

– создание необходимых условий и обеспечение соответствующих производственных мощностей по производству высокотехнологичной продукции;

– организация рынка образовательных услуг и конкуренции учебных заведений;

– формирование нового продукта деятельности системы образования – современного знания.

Система современных знаний стала общим отображением трансформационных процессов в образовательной сфере, где основополагающим выступает нацеленность на опережающее развитие общего и профессионального образования личности по отношению к уровню развития производства, его техники и технологии, а также научно-технического прогресса.

Данные процессы определили кардинальные изменения функциональной трансформации системы образования от транслятора знаний к их непосредственному производству. Поэтому сформированы совершенно новые условия функционирования высших учебных заведений. В современных условиях, когда на деятельность вуза воздействует не только привычный комплекс факторов, но и отраслевые требования экономики, необходим учет экономико-отраслевых принципов и законов. При этом основным параметром данной отрасли становится качество образования.

Под качеством образования понимается строго объективно оцененный потенциал системы образования, отражающий степень соответствия достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям , интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить .

Существующее определение «качество образования» имеет ряд несовершенств, среди которых можно выделить: саму сложность и широту определения и интерпретации, отсутствие реально измеряемых параметров, отсутствие в базе реальной финансовой ликвидности столь важной в системе отраслевого функционирования.

О значимости качества образования и факторах, его определяющих, отмечено также в Послании Президента от 31 января 2017 года: «Наряду с этим будет уделено особое внимание качеству системы высшего образования. Следует усилить контроль и требования в отношении кадрового состава высших учебных заведений, уровня их материально-технического обеспечения и образовательных программ» . Глава государства обращает внимание на необходимость усиления качественного состава преподавателей, на улучшение образовательных программ и материального обеспечения вуза. Важность указанных факторов в деятельности высшей школы безусловна.

Новейшим структурным элементом в соответствии с новыми факторами обеспечения качества образования становится экономическая эффективность знания. Экономическая эффективность знания – это оценочная категория, выражаемая через финансовые количественные показатели от трансляции знаний в производство. В современных условиях под экономической эффективностью знаний понимается относительная величина, демонстрирующая экономический эффект от производства и применения современных знаний. Она отслеживается в двух основных диапазонах. Во-первых, в рамках функционирования учебного заведения. Во-вторых, в рамках получения и применения знаний, полученных обучающимся. Таким образом, определяется второй компонент, учет которого позволит поднять на новый уровень проводимую модернизацию отечественной системы образования.

Структурно формируется система отраслевого функционирования учебных заведений в рамках достижения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями производства. Трансформация учебного заведения в предприятие по производству главного отраслевого продукта – знания, формирует необходимость рассмотрения его деятельности, через призму производственной эффективности, основывающуюся на таких критериях, как: рентабельность производства знаний, инвестиционная привлекательность знаний; доля прироста продукции за счет интенсификации производства: темп роста производительности труда; срок окупаемости капитальных вложений в сфере профессионального высшего образования.

Использование классических параметров деятельности учебных заведений, сформированных еще в XIX веке (Гумбольдтская система), не позволяло вузу активно действовать как непосредственному участнику рынка образовательных услуг и производителя современных знания. Западная система высшего образования уже давно переориентировалась на новые параметры и заняла ведущие позиции в данном направлении.

Базовым в системе эффективности функционирования предприятия является рентабельность производства. Для вуза, как активного участника производственного процесса материальных благ в целом и знания в частности, рентабельность имеет также приоритетное значение с двух основных точек зрения формирования благоприятного имиджа предприятия и его продукции.

Во-первых, рентабельность расширяет возможности предприятия, усиливает его материально-техническую базу, кадровую политику и перспективные разработки. Во-вторых, с точки зрения экономико-психологического фактора рентабельность предприятия является для потенциальных приобретателей продукции (знания и других образовательных услуг) лучшим рекламным показателем, неслучайно многие производители и корпорации финансовую отчетность публикуют для открытого доступа.

В современных условиях работы казахстанских учебных заведений достижение данного параметра во многом затруднено, и как следствие происходит пробуксовка предпринимаемых преобразований. Для достижения рентабельности существует множество факторов, базовыми из которых представляются следующие.

Во-первых, все образовательные заведения являются некоммерческими организациями, что в свою очередь накладывает определенные ограничения их экономической и финансовой деятельности.

Во-вторых, существующая система ценообразования на образовательные услуги не соответствует реализуемым задачам как на сегодняшний день, так и на ближайшую перспективу.

Низкий экономический доход образовательной деятельности демонстрирует реальное отсутствие каких-либо внутренних резервов у учебных заведений. Учебные заведения не могут обеспечить существенную оплату труда преподавателей и сотрудников, что приводит к оттоку специалистов в те отрасли, где оплата труда в значительной степени выше. Вузы во многом лишены реальных возможностей серьезного капиталовложения в производство современного знания. Это существенно замедлило работы по разработке технологий и подходов к трансляции знаний. Основная масса работ в данном направлении носит фрагментарный характер, при котором отдельные успехи не приносят необходимого эффекта, так как нивелируются общим отсутствием продвижений по остальным направлениям. В пересчете на долларовый эквивалент оплаты обучения бакалавра в Казахстане соответствует сумме менее одной тысячи долларов.

Решение данной проблемы простым поднятием стоимости оплаты невозможно. При невысокой платежеспособности населения страны это вызовет отток студентов и финансовых ресурсов за ее пределы, что частично мы уже наблюдаем в отношении вузов Китая, России и других стран. В данном направлении необходима существенная реформа с участием государства и вузов, как непосредственных производителей знания и участников рынка труда.

Отсутствие приемлемой рентабельности приводит к невозможности осуществления системной инвестиционной политики со стороны учебных заведений. У рынка и бизнеса существуют свои законы, которые базируются на принципах получения экономического эффекта. Инвестирование – это всегда риски, и стороны должны нести эти риски равномерно. С точки зрения предпринимателей и производственных организаций, главный параметр рискоустойчивости – это рентабельность первоначального производственного цикла, как основного фактора наличия необходимого количества средств и ресурсов на нивелирование возможных издержек в ходе реализации проектов или получения инвестиционной прибыли. Если данную ситуацию рассмотреть детально, то можно понять пассивность казахстанского бизнеса в вопросах сотрудничества и инвестирования в систему образования.

Президент Н. Назарбаев в Послании «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» поставил задачу: «Вузам необходимо активно реализовывать совместные проекты с ведущими зарубежными университетами и исследовательскими центрами, крупными предприятиями и ТНК. Софинансирование со стороны частного сектора должно стать обязательным требованием для всех прикладных научно-исследовательских разработок… К сфере образования пора относиться как к отдельной отрасли экономики со своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом» .

Под сотрудничеством имеется в виду целевая подготовка специалистов и научно-исследовательская деятельность в области создания новых технологий производства и продукции. Оба направления долгосрочны и капиталозатратны, а значит, подвержены воздействию различного рода рисков. А полное отсутствие инвестиционной отдачи, как известно, не отвечает законам бизнеса. К тому же необходимо учитывать, что потенциальными инвесторами в соответствии с реальным состоянием национальной экономики будут не крупные корпорации и холдинги, а государственные структуры, предприятия и бизнес-структуры средних возможностей.

На сегодня крупным холдингам и корпорациям нет необходимости инвестирования в отечественную систему образования, так как ситуация на рынке труда такова, что они могут на конкурсной основе отбирать кадры. А недостающих специалистов с теми или иными компетенциями они имеют возможности привлекать из-за рубежа.

Научно-исследовательская деятельность отечественных вузов также мало интересует их по причины слабого кадрового и лабораторно-технического обеспечения последних, не способных сегодня производить прорывные разработки. Поэтому крупный бизнес предпочтение отдает зарубежным разработкам.

В зарубежной практике первоначальным инвестором научно-технологических разработок всегда выступает учебное заведение, которое потом получает заказ на дальнейшие исследования, на доводку проекта.

Интенсификация производства так же является важным элементом экономической эффективности функционирования учебного заведения в современных условиях. Она достигается по двум основным направлениям. Во-первых, интенсификация выпуска квалифицированных специалистов. Данный показатель имеет свои количественные ограничения, связанные с потребностями рынка труда, а фактор перепроизводства может иметь негативные имиджевые последствия на следующем производственном цикле. Основной точкой приложения максимального усилия учебного заведения должна стать интенсификация производства новых знаний. «При этом следует развивать вузовскую науку с приоритетом на исследования в металлургии, нефтегазохимии, АПК, био- и ITтехнологиях», – говорится в Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева от 10 января 2018 года .

Достижение данной цели потребует системного подхода и концентрации всего потенциала учебного заведения.

Во-первых, необходимо четкое определение ниши на рынке образовательных услуг.

Во-вторых, формировать достаточный финансовый объем как из внутренних, так и внешних источников.

В-третьих, системная организация исследовательской деятельности через создание специализированных интеллектуальных команд.

Не менее важной проблемой для современного вуза становится производительность труда профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета. Для повышения этого показателя разработано и существует достаточное количество различных механизмов, но их эффективность оставляет желать лучшего. К сожалению, материальное стимулирование роста производительности труда связано с проблемой ограниченности финансовых средств учебного заведения. Оптимизация рабочей нагрузки преподавателей в сторону снижения аудиторных занятий вызывает расширение штатного расписания, что в свою очередь снижает экономическую эффективность деятельности вуза. Более доступным на сегодняшний день остается материально-технологическое наполнения производства и увеличение за счет этого темпов роста производительности труда.

Согласно принципам производственного функционирования предприятия, формируется такой важный параметр образовательной деятельности, как срок окупаемости капитальных вложений. С учетом специфики подготовки квалифицированного специалиста производственный цикл растягивается на четырехлетний период, в котором и происходит системное инвестирование как в процесс передачи знания, так и в систему его обновления и производства нового. При этом необходимо понимать, что окупаемость в такой специфической сфере деятельности происходит в координатах трех перспектив: ближнесрочной, среднесрочной и долгосрочной, что требует от учебного заведения значительных по объему оборотных средств.

Таким образом, экономическая эффективность знания имеет важное значение как основной компонент формирования необходимых условий для обеспечения качества образования в соответствии с требованиями индустриализации в условиях нового технологического уклада 4.0. Функционирование высшего учебного заведения в рамках усиливающихся тенденций отраслевой трансформации образовательной сферы заставляет по новому рассмотреть основные параметры деятельности вуза на рынке образовательных услуг и требует ускорения модернизации менеджмента организации образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

Общественное производство неоднородно, поэтому включает несколько отраслей, количество и структура которых постоянно меняется (в связи с появлением производств новых типов и т.д. по другим причинам).

Отрасль материального производства – это группа предприятий, имеющих общий характер производимой продукции и производственного процесса.

Т.е. отдельные отрасли сферы материального производства объединяют предприятия и организации по признаку однородности выполняемых ними функций или однородности изготавливаемой продукции.

Согласно действующей классификации Минстата Украины сфера материального производства включает такие отрасли:

  1. Промышленность;
  2. Строительство;
  3. Сельское хозяйство;
  4. Водное хозяйство в части производственной деятельности;
  5. Лесное хозяйство;
  6. Геология и разведка недр в части глубинного разведывательного бурения на нефть и природный газ;
  7. Грузовой транспорт;
  8. Связь в части обслуживания предприятий производственной сферы;
  9. Торговля и общественное питание;
  10. Материально-техническое обеспечение;
  11. Заготовка;
  12. Другие виды деятельности сферы материального производства.

Поскольку процесс производства включает все стадии воспроизводства до момента потребления продукции, то не только первые шесть отраслей, в которых производятся и создаются материальные блага (промышленность, строительство, сельское, водное, лесное хозяйства, геология и разведка недр), относятся к производственной сфере. Но и отрасли, которые обеспечивают доведение продукта до потребителя (грузовой транспорт, торговля, материально-техническое обеспечение и заготовка), а также те, которые обеспечивают связь между отраслями, также относятся к производственной сфере. Тем самым эти отрасли, которые обеспечивают хранение, транспортировку, упаковку и т.п. в соответствующей мере увеличивают стоимость продукции, созданной в промышленности и сельском хозяйстве.

Рассмотрим подробнее каждую из отраслей материального производства.

Перечисленные крупные отрасли сферы материального производства в свою очередь подразделяются на ряд отраслей и видов производств.

Промышленность – ведущая и крупнейшая отрасль народного хозяйства. Промышленность охватывает добычу и заготовку материальных благ, имеющихся в природе, и дальнейшую обработку материальных благ, как добытых самой промышленностью, так и произведенных в сельском хозяйстве.

Т.о. промышленность объединяет две подотрасли:

  • добывающую;
  • перерабатывающую.

Первая занята добычей продуктов природы, которые не могут быть изготовлены человеком. Т.е. характерным признаком добывающей промышленности является то, что ее предмет труда уже существует в природе (это и добыча ПИ – угольная, нефтедобывающая, рудодобывающая и т.п. отрасли, и охота, и рыболовство, и заготовка древесины и т.п.), в то время как в обрабатывающей промышленности предмет труда является продуктом предшествующего труда. Ко второй принадлежат предприятия, которые перерабатывают промышленное и сельскохозяйственное сырье в новый продукт, а также по ремонту изделий промышленности.

Промышленность включает сотни тысяч крупных и мелких предприятий. Промышленные предприятия и производственные объединения классифицируются по видам производств и отраслям.

Отрасль промышленности – это совокупность промышленных предприятий и производственных объединений, однородных, прежде всего, по назначению вырабатываемой ими продукции.

Т.о., основным признаком классификации по отраслям является однородность предприятий и объединений по вырабатываемой ими продукции. В некоторых случаях при проведении классификации применяются также признаки однородности перерабатываемого сырья (например, предприятия, перерабатывающие хлопок, в совокупности представляют собой хлопчатобумажную промышленность) и однородности технологического процесса (например, предприятия химической промышленности).

В современной классификации отраслей промышленности выделяют группы отраслей (укрупненных отраслей):

  • Энергетика;
  • Топливная промышленность;
  • Черная металлургия;
  • Цветная металлургия;
  • Химическая и нефтехимическая промышленность;
  • Машиностроение и металлообработка;
  • Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
  • Промышленность строительных материалов;
  • Стекольная и фарфорофаянсовая промышленность;
  • Легкая промышленность;
  • Пищевая промышленность;
  • Микробиологическая промышленность;
  • Комбикормовая промышленность;
  • Медицинская промышленность;
  • Полиграфическая промышленность;
  • Прочие отрасли промышленности.

Внутри этих групп отраслей выделяют отдельные отрасли промышленности. Например, в топливной промышленности выделяются угольная, нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, газовая, торфяная и другие отрасли; в пищевой – рыбная, мясная, сахарная, хлебопекарная и другие отрасли.

Классификация отраслей промышленности необходима для изучения соотношений и связей отраслей внутри промышленности и с другими отраслями народного хозяйства; для систематического наблюдения за состоянием и развитием тех отраслей промышленности, которые обеспечивают технический прогресс и экономический рост национальной экономики.

Сельское хозяйство – это особая отрасль материального производства характеризуется, прежде всего, тем, что в нем процесс производства совпадает с естественным, природным производством, вследствие чего продукты его в натуральной форме снова становятся элементом производства (например, зерно является в виде семян элементом дальнейшего производства (воспроизводства) зерна).

В соответствии с этим к сельскому хозяйству относятся: воспроизводство растительных продуктов; разведение и выращивание скота, птицы, рыбы, пчел и т.д.; производство сырых продуктов животноводства, не связанных с убоем скота и птицы (молоко, яйца, шерсть, мед). Что же касается производства продукции, связанной с убоем скота и птицы (мясо, кожа) и переработкой сельскохозяйственных продуктов (помол муки, производство сметаны, творога, масла и т.д.), то эти виды производственной деятельности относятся не к сельскому хозяйству, а к промышленности. Объясняется это тем, что во всех этих случаях процесс производства уже не совпадает с естественным воспроизводством и продукт в своей натуральной форме уже не может быть элементом собственного воспроизводства.

Сельское хозяйство состоит из двух групп отраслей:

  • растениеводство;
  • животноводство.

Растениеводство и животноводство в свою очередь состоят из ряда отраслей. Так, растениеводство включает разведение зерновых и технических культур, разведение бахчевых и овощных культур, клубнеплодов, плодово-ягодных насаждений и т.д. В животноводство входит разведение разных видов скота (свиноводство, коневодство и т.д.), птицы, пчел и т.д.

Соотношение отдельных отраслей сельского хозяйства показывает, какой характер носит сельскохозяйственное производство, его специализацию (в том или ином регионе, хозяйстве).

Строительство – особенностью отрасли является то, что в промышленности на предприятия привозят сырье, а увозят готовую продукцию, а в строительстве непосредственно само предприятие доставляет его на место строительства.

Строительство – отрасль материального производства, которая производит основные фонды. В процессе строительства создание основных фондов осуществляется на месте их будущего функционирования; этим строительство отличается от машиностроения, хотя по своей организации технике и экономике современное строительство носит промышленный характер.

К строительству относятся:

  • Строительство зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения;
  • Монтаж оборудования;
  • Выполняемые в процессе производства основных фондов проектные, проектно-изыскательские, буровые и т.п. работы, связанные со строительством определенных объектов;
  • Капитальный ремонт зданий и сооружений, т.е. частичное возобновление основных фондов, созданных строительством, в их натуральной форме.

В соответствии с теми отраслями хозяйства, в которых производится строительство, оно подразделяется на:

  • промышленное строительство;
  • транспортное;
  • сельскохозяйственное;
  • жилищное и т.д.

В свою очередь промышленное строительство подразделяется на:

  • строительство предприятий тяжелой промышленности;
  • строительство предприятий легкой, пищевой промышленности и т.д.

Транспортное строительство подразделяется на:

  • железнодорожное;
  • автодорожное и т.д.

Лесное хозяйство – охватывает разведение лесов и поддержание их в пригодном для эксплуатации состоянии.

Лесное, как и сельское, хозяйство способствует процессу создания в натуральной форме, выполняя работы по закладке, выращиванию и уходу за лесонасаждениями (в отличие от лесозаготовительной промышленности, задачей которой является рациональное использование всего, что было выращено в лесном хозяйстве). Наряду с признаками, присущими всем отраслям сельского хозяйства, лесное хозяйство обладает специфическим признаком – большим периодом производства (до десятков лет), включающим лишь относительно незначительный рабочий период.

В водном хозяйстве к сфере материального производства относят работу полносистемных водопроводов, а также организаций по эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем.

Геология и разведка недр как отрасль народного хозяйства в части глубинного разведывательного бурения на нефть и природный газ принадлежит к сфере материального производства только в том случае, если они выполнены за счет капитальных вложений.

МТС, торговля, общественное питание и заготовка – отрасли, которые выполняют одну функцию, – доведение продукции от производства до потребителя, но в отношении разных видов материальных благ – средств производства, предметов потребления и сельскохозяйственного сырья.

Материально техническое снабжение и сбыт осуществляют распределение и реализацию средств производства, а также организацию снабжения ими различных отраслей народного хозяйства. В процессе МТС и сбыта кроме распределительных и торговых функций осуществляются также функции хранения средств производства, их упаковки и т.п. Труд в области МТС и сбыта, завершая процесс производства средств производства, участвует в создании общественного продукта и в меру своих функций увеличивает стоимость продукции.

Торговля – отрасль народного хозяйства, осуществляющая продажу предметов потребления, доводящая товарную продукцию до населения.

Общественное питание – отрасль материального производства, на предприятиях которой осуществляется переработка промышленных и сельскохозяйственных продуктов в готовую пищу или полуфабрикаты (что сближает общественное питание с обрабатывающей промышленностью), розничная реализация этой продукции (что сближает ее с торговлей) и обслуживание процесса потребления выработанной ими продукции.

Заготовительные организации, осуществляя закупки сельскохозяйственных продуктов (как одну из форм товарооборота в стране), хранение и сортировку их, выполняют ряд функций по завершению производства сельскохозяйственных продуктов. Тем самым в процессе заготовок, как и в торговле, стоимость выработанной продукции возрастает, и в меру осуществления производственных функций заготовки относятся к сфере материального производства.

Т.о., материально-техническое снабжение и сбыт, торговля и заготовки характеризуются тем, что в них наряду с производственными функциями осуществляются и непроизводственные. Отнесение этих отраслей к материальному производству в связи с преобладанием в них производственных функций не означает признания производственными всех функций этих отраслей.

Грузовой транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перевозку продукции, созданной в других отраслях производственной сферы. Перевозимый продукт для грузового транспорта является предметом труда.

К транспортной промышленности относится только транспорт общего пользования, т.е. самостоятельные транспортные предприятия, производящие работы на сторону. Перемещение материалов, полуфабрикатов, деталей и т.п. в пределах одного и того же предприятия, осуществляемое при помощи «внутризаводского транспорта», относится не к транспортной промышленности, а к тем отраслям производства, в пределах которых функционирует этот транспорт.

Грузовой транспорт не создает новых товаров, но, завершая процесс производства, участвует в создании стоимости перевозимых товаров.

Пассажирский транспорт не является отраслью материального производства, так как при перевозке пассажиров не создаются новые материальные блага и не завершается производство уже выработанных материальных благ. Поэтому пассажирский транспорт относится к непроизводственной сфере народного хозяйства.

  • Грузовой транспорт включает следующие отрасли:
  • Железнодорожный транспорт;
  • Морской транспорт;
  • Речной транспорт;
  • Воздушный транспорт;
  • Автомобильный транспорт;
  • Трубопроводный транспорт (передача нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам).

К грузовому транспорту наряду с перевозками грузов принадлежит путевое хозяйство, которое занято ремонтом и поддержанием в надлежащем состоянии путей общего использования (шоссейных, ж/д. и т.д.).

Связь – это отрасль народного хозяйства, осуществляющая передачу сообщений. К сфере материального производства относится только связь в части обслуживания производства. В сфере материального производства организациями связи осуществляется выполнение двух функций -непосредственно передача сообщений и сдача в аренду способов связи.

Отраслями связи являются:

  • Почтовая связь;
  • Телеграфная связь;
  • Телефонная связь;
  • Радиосвязь.

Связь в части обслуживания населения относится в основном к непроизводственной сфере народного хозяйства. Но доставка газет и журналов на дом является транспортировкой продукции полиграфической промышленности и поэтому по общему правилу относится к сфере материального производства.

Другие виды деятельности сферы материального производства – пункты приема металлолома и вторсырья, деятельность редакций и издательств, киностудий, студий звукозаписи и радиовещания, организации по сбору диких растений, домашняя переработка сырья в подсобных хозяйствах населения и некоторые другие виды деятельности.

Экономическое и финансовое образование обеспечивает человеку хорошие перспективы карьерного роста

Какое направление обучения выбрать? В какой сфере экономики работать? Что происходит сегодня в сфере экономики и финансов? Насколько перспективно работать в финансовом секторе? Какие компетенции нужно развивать будущим специалистам по финансам?
Что такое финансовый сектор?
Финансовый сектор — это область экономики, которая отвечает за управление капиталом. В движении финансов задействованы все отрасли экономики, экономическое состояние предприятий каждой отрасли говорит об эффективности ее работы и полезности отрасли для государства.
В финансовом секторе работает примерно 2% трудоспособного населения. Сектор включает в себя деятельность банков, центрального банка, небанковских финансовых организаций, страховых компаний, фондовых бирж, финансовых инвестиционных институтов, пенсионных фондов и т.д. Основная деятельность предприятий сектора — перераспределение свободных финансов (полученных от физических и юридических лиц) в кредиты для других физических и юридических лиц с целью получения дохода. Наличие развитой банковской сети в стране дает возможность каждому человеку получить кредит на открытие и развитие своего бизнеса. Возможность получить займ на развитие необходима малому бизнесу для старта, крупным предприятиям для текущей деятельности и открытия новых направлений. И даже государству – на реализацию инфраструктурных проектов или в случае финансовых трудностей. Распределением финансов и организацией денежных отношений занимается финансовая система.

Что входит: банковское дело, бухгалтерский учет, финансовая аналитика, кредитование, страхование, аудит
Примеры профессий: банкир, аналитик, инвестор, риск-менеджер, андеррайтер, финансовый консультант, аудитор, бухгалтер, валютный кассир, банковский служащий, кредитный эксперт, налоговый инспектор, инспектор таможни, налоговый консультант, казначей, менеджер лизинговых проектов, финансовый контролер, специалист по бюджетированию

Российская экономика претерпела перестройку в начале 90-х гг. Она отличается молодостью, нестабильностью, зависимостью от цен на сырьевые продукты на мировом рынке. Каждый экономический кризис отражается на российских финансовых институтах, поэтому сфера экономики и финансов подвержена постоянным скачкам и изменениям. Специалистам, работающим в этой отрасли, приходится постоянно держать руку на пульсе, контролировать риски и принимать быстрые взвешенные решения.
Сфера экономики и финансов, несмотря на ее рискованность и напряженность, привлекательна как направление профессиональной деятельности: ее отличает высокий уровень зарплат (4-е место среди отраслей по данным Росстата за 2017 г.), интеллектуальный труд и офисная работа (в отличие, например, от добычи и переработки полезных ископаемых). Экономическое и финансовое образование обеспечивает человеку хорошие перспективы карьерного роста не только в финансовом секторе, но и в других отраслях, а также помогают при развитии собственного бизнеса.
Будущее финансового сектора
Облик финансового сектора, как и всех других отраслей, изменяется под воздействием автоматизации и достижений IT-сферы: для удобства пользователей и оптимизации банковских расходов банки внедряют мобильные технологии и онлайн-сервисы. В России уже существуют банки, у которых нет офисов обслуживания, — все операции проводятся онлайн. Виртуализация денежных отношений приводит к тому, что банковский персонал, который общается с клиентами, становится не нужен: количество операторов, кассиров, консультантов сокращается, зато растет необходимость в специалистах по информационной безопасности и специалистах по технической поддержке.
Благодаря внедрению технологии blockchain — способа проверки платежа с помощью цепочки удаленных компьютеров – существование банка как института ставится под сомнение. Человек сможет переводить любые суммы денег в любую страну без участия банка, без обмена валюты и за считанные секунды (сейчас для валютных переводов требуется несколько дней). А краудфандинг (сбор денег на проекты) станет быстрее и проще, чем кредитование в банке: деньги для стартапа можно будет занять не у одного банка, а у всего мирового сообщества — по принципу «с миру по нитке».

Профессии будущего:

    ✔ Оценщик интеллектуальной собственности (консультирует по вопросам ценности бизнес-идей, изобретений, новых технологий)
    ✔ Менеджер краудфандинговых платформ (консультирует авторов бизнес-идей для получения краудфандингового финансирования)
    ✔ Разработчик персональных пенсионных планов (помогает эффективно использовать пенсионные финансы в течение всей жизни)

Как развиваться в сфере экономики и финансов
Люди, выбирающие профессии в этой сфере, успешны в управлении финансами. Они обладают необходимой финансовой грамотностью, разбираются в банковских продуктах, умеют планировать бюджет, чтобы постепенно повышать собственный доход. Работа в финансовом секторе позволяет не только достичь финансового благополучия и построить карьеру, но и приносить значимую пользу людям. Именно специалисты финансового сектора создают такие финансовые инструменты (кредиты, вклады, ипотека, страхование, акции), которые дают каждому жителю страны возможности для финансового роста и улучшения качества жизни.
Если среди школьных предметов вам интересны математика, экономика и обществознание, и вы обыгрываете всех в «Монополию», то, вероятно, стоит попробовать себя в профессиях финансово-экономического профиля.
Что поможет уже сейчас развиваться в этом направлении:

    ✔ Лучший способ стать финансистом – научиться планировать собственные доходы и расходы. Если вам дают карманные деньги, попробуйте записывать траты и ставить себе амбициозные финансовые цели, то есть, копить на что-то дорогостоящее.
    ✔ Работа и собственное дело. Ни для кого не секрет, что сейчас уже 12-летние подростки могут открыть свой стартап и зарабатывать миллионы. Если гениальной идеи для бизнеса вы еще не нашли, то, в любом случае, можно попробовать поработать летом. Об идеях для легального летнего заработка читайте наши статьи: здесь и здесь.
    ✔ Играйте в стратегические игры (настольные или компьютерные): различные аналоги «Монополии», моделирующие денежные отношения собственников, и игры, заставляющие вас генерировать идеи в условиях ограниченности ресурсов.
    ✔ Читайте научно-популярные книги (например, Ниал Фергюсон «Восхождение денег») и подписывайтесь на интересные интернет-ресурсы об экономике и финансах (например, ILoveEconomics.ru).
    ✔ Посещайте профильные кружки и курсы при университетах: «Школа молодого экономиста-международника», «Школа молодого предпринимателя», «Экономико-математическая школа» (при МГУ им. М.В. Ломоносова), «Школа экономики» (НИУ ВШЭ).
    ✔ Участвуйте в профильных олимпиадах: «Московская олимпиада школьников по экономике» (Минобрнауки), «Юный экономист» (НИУ ВШЭ), олимпиада «Ломоносов» по экономике (МГУ им. М.В. Ломоносова).
    ✔ Чтобы попробовать различные профессии финансово-экономического профиля, приезжайте в наш профориентационный лагерь «Профессионалы будущего» на BizСмену.

Если вы хотите узнать, насколько вам подходят профессии в сфере экономики и финансов, пройдите наш бесплатный тест Финансово-экономический профиль. Он поможет вам оценить свои возможности в профессиях финансового сектора.
Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *