Возмещение расходов за регистрацию залога движимого имущества

  • автор:

Содержание

Ответ ЦБ РФ на письмо АРБ «О взимании платы при направлении  уведомлений о залоге движимого  имущества»

История переписки

от 31.12.2014 № 31-2-6/7638

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Банк России)
Юридический департамент

Уважаемый Гарегин Ашотович!

Юридический департамент Банка России совместно с Департаментом банковского регулирования Банка России рассмотрел запрос Ассоциации российских банков от 29.08.2014 № А-02/5-527, касающийся взимания банками платы при направлении нотариусам уведомлений о залоге движимого имущества, и сообщает следующее.

Частью 11 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» (далее — Закон о потребкредите) предусмотрено, что индивидуальные и общие условия договора потребительского кредита (займа) должны соответствовать информации, предоставленной кредитором заемщику в соответствии с частью 4 данной статьи. В местах оказания услуг (местах приема заявлений о предоставлении потребительского кредита (займа), в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») должна размещаться информация об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа), в том числе, информация об иных договорах, которые заемщик обязан заключить, и (или) иных услугах, которые он обязан получить в связи с договором потребительского кредита (займа), а также информация о возможности заемщика согласиться с заключением таких договоров и (или) оказанием таких услуг либо отказаться от них, а также информация о видах и суммах иных платежей заемщика по договору потребительского кредита (займа) (подпункты 9 и 16 части 4 статьи 5 Закона о потребкредите).

В соответствии со статьей 103.3 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества могут осуществлять залогодатель, залогодержатель или их представители.

Часть 19 статьи 5 Закона о потребкредите не допускает взимание кредитором вознаграждения за услуги, оказывая которые кредитор действует исключительно в собственных интересах и в результате предоставления которых не создается отдельное имущественное благо для заемщика. В связи с этим полагаем, что основания для возмещения заемщиком расходов кредитора по оплате нотариального тарифа и оплате действий по направлению нотариусу уведомления о залоге отсутствуют.

Договорные условия о регистрации заемщиком уведомлений о залоге и оплате нотариального тарифа могут быть включены в «иные договоры», которые заемщик обязан заключать в связи с договором потребительского кредита (займа), или в иные условия договора потребительского кредита (займа) только с письменного согласия заемщика (часть 18 статьи 6 Закона о потребкредите). При этом, необходимость заключения заемщиком «иного договора» или оплаты заемщиком услуги нотариуса по регистрации уведомления о залоге должны быть отражены в индивидуальных условиях договора потребительского кредита (займа) (п. 9, 15), а данные расходы заемщика в соответствии со статьей 6 Закона о потребкредите должны быть учтены при расчете полной стоимости кредита (займа).

Директор
Юридического департамента

А.Г. Гузнов

История переписки

  • 08.09.2014 Письмо АРБ Директору Юридического департамента ЦБ РФ Гузнову А. Г. «О включении в кредитные договоры условий об оплате услуг нотариусов и об установлении тарифов за совершение банками действий по направлению уведомлений о включении сведений о залоге»
  • 12.01.2015 Ответ ЦБ РФ на письмо АРБ «О взимании платы при направлении уведомлений о залоге движимого имущества»

Прикрепленные документы

О регистрации залогов движимого имущества

20 декабря 2016

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Нужна ли регистрация залога движимого имущества? Как и зачем это делать? Каковы последствия такой регистрации? Разъясняет Александр Латыев.

До 1 июля 2014 года правил о регистрации залога движимого имущества не существовало: такой залог возникал без какой бы то ни было регистрации. При этом общим положением залогового права всегда считалось сохранение залога при смене собственника заложенного имущества (ст.353 ГК РФ).

Вследствие этого нередкими были ситуации, когда заложенное имущество приобреталось лицами, не имевшими ни малейшего представления о том, что оно заложено, – добросовестными приобретателями. Однако залог сохранялся, и залогодержатели нередко обращали взыскание на заложенное имущество, добросовестные приобретатели не могли защититься: имущество у них изымалось, а взыскание причиненных убытков с продавца имущества, который скрыл информацию о его обременении залогом, могло оказаться невозможным ввиду отсутствия у него каких бы то ни было средств.

В результате добросовестный приобретатель заложенного имущества оказывался защищенным даже меньше, чем добросовестный приобретатель имущества, проданного несобственником.

В целях устранения таких противоречий и защиты добросовестных приобретателей заложенного имущества в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. №10 «О некоторых вопросах применения законодательства о залоге» был включен п.25, согласно которому «не может быть обращено взыскание на заложенное движимое имущество, возмездно приобретенное у залогодателя лицом, которое не знало и не должно было знать о том, что приобретаемое им имущество является предметом залога».

Однако теперь уже залогодержатели оказались недостаточно защищенными, поскольку им необходимо было доказывать недобросовестность приобретателя, а сделать это чрезвычайно сложно. При этом никаких действенных способов обеспечить донесение информации о залоге до неопределенного круга лиц законодательство не предусматривало; изъятие документов на предмет залога (например, ПТС) особых результатов не приносило, поскольку залогодатель-собственник всегда мог получить дубликат документа, а предусмотренные кодексом знаки на самом заложенном имуществе могли быть удалены залогодателем – да и не на всякой вещи их можно оставить.

В целях примирения интересов залогодержателей и приобретателей заложенного имущества необходимо было создать систему, при которой приобретатель всегда бы знал о том, что приобретает обремененное залогом имущество. (Собственно, для этого, например, и действует система регистрации прав на недвижимость.)

Такая система была введена в ходе реформы залогового законодательства с 1 июля 2014 года, и заключается она в добровольной регистрации залогов в отношении имущества, залог которого не подлежит обязательной регистрации.

Добровольная регистрация предусмотрена пунктом 4 ст.339.1 ГК РФ.

Порядок регистрации залога движимого имущества

Добровольная регистрация залога согласно п.4 ст.339.1 ГК РФ производится в нотариальном порядке.

Реестр уведомлений о залоге движимого имущества ведется любым нотариусом. Уведомление может быть подано нотариусу как залогодателем, так и залогодержателем; составляется этот документ по форме, утвержденной Министерством Юстиции РФ (приказ Минюста РФ от 17 июня 2014 г. №131 «Об утверждении форм уведомлений о залоге движимого имущества»).

Уведомление должно содержать следующие сведения:

1) о залогодателе, залогодержателе – физическом лице:

  • фамилия, имя или (если имеются) фамилии, имена и (если имеется) отчество. В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства эти сведения должны быть продублированы буквами латинского алфавита (за исключением случаев, если в документах, удостоверяющих его личность, не используются буквы латинского алфавита в написании сведений об имени);
  • дата рождения;
  • серия и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность;
  • место жительства согласно документам о регистрации по месту жительства в Российской Федерации. При отсутствии у лица регистрации по месту жительства в Российской Федерации указывается фактическое место жительства такого лица;
  • адрес электронной почты (при наличии);

2) о залогодателе, залогодержателе – российском юридическом лице:

  • полное наименование;
  • основной государственный регистрационный номер юридического лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • место нахождения согласно сведениям единого государственного реестра юридических лиц;
  • адрес электронной почты (при наличии);

3) о залогодателе, залогодержателе – иностранном юридическом лице или международной организации, имеющей права юридического лица:

  • полное наименование буквами русского алфавита, а также полное наименование буквами латинского алфавита (при наличии таких сведений в учредительных документах и регистрационных документах юридического лица);
  • наименование реестра для регистрации юридических лиц, в котором зарегистрировано лицо, а при отсутствии такого реестра наименование организации, осуществившей регистрацию (при наличии);
  • регистрационный номер юридического лица в стране его регистрации (при наличии);
  • идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
  • адрес для направления корреспонденции буквами русского алфавита, а также буквами латинского алфавита, если в стране по указанному адресу русский язык не имеет статуса государственного языка;
  • адрес электронной почты (при наличии);

4) о заложенном имуществе путем его описания. Идентификационный номер транспортного средства (VIN) (при его наличии) указывается в отдельном поле уведомления. При наличии иного цифрового или буквенного обозначения либо комбинации таких обозначений, которые идентифицируют заложенное имущество, такие обозначения могут быть указаны в отдельном поле уведомления;

5) о наименовании, дате заключения и номере договора о залоге, иной сделки, на основании которой возникает залог в силу закона (при наличии таких сведений на момент направления уведомления).

В 2015 году были внесены изменения в положения Основ законодательства РФ о нотариате, предусматривающие соответствующие правила, однако эти поправки касались только лишь вопросов направления нотариусом уведомлений о залоге движимого имущества в электронной форме.

Пунктом 12.1 ч.1 ст.22.1 Основ законодательства о нотариате предусмотрено взимание нотариального тарифа в размере 600 руб. за регистрацию уведомления о залоге движимого имущества. Дополнительно нотариусы могут потребовать оплаты технических услуг.

При регистрации уведомления о залоге нотариус выдает соответствующее свидетельство.

Уведомление о залоге можно зарегистрировать только в отношении залогов, возникших после 01.07.2014 (см. вопрос №4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ №1 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.03.2015).

Последствия регистрации залога и ее отсутствия

Согласно абз.3 п.4 ст.339.1 ГК РФ:

  • в отношениях между первоначальным залогодателем и залогодержателем регистрация уведомления о залоге значения не имеет,
  • в отношении третьих лиц (например, приобретателей имущества) залогодержатель может ссылаться на свое залоговое право только после того, как было зарегистрировано уведомление о залоге,
  • если залогодатель докажет, что приобретатель к моменту приобретения знал или должен был знать о залоге, то залоговое право может быть реализовано и в отсутствие регистрации уведомления о залоге,
  • если уведомление о залоге было зарегистрировано, то приобретатель считается уведомленным о залоге, вне зависимости от того, изучил он реестр залогов или нет – в этом случае залоговое право сохраняется при смене собственника.

Реестр залогов является открытым и доступен в сети интернет по адресу: https://www.reestr-zalogov.ru/. Поиск в реестре может осуществляться как по залогодателю, так и по описанию предмета залога и по номеру записи.

Кроме того, потенциальный приобретатель имущества может обратиться к нотариусу за получением официальной выписки из этого реестра (фактически, это выгрузка с сайта, только удостоверенная нотариально), чтобы, например, подтвердить, что приобретаемого имущества нет в реестре. Такую же выписку может получить и залогодержатель, чтобы убедиться, что внесенная им ранее запись все еще находится в реестре.

Тариф на получение выписки из реестра – 40 рублей за каждую страницу выписки в пределах первой-десятой страниц включительно, 20 рублей за каждую страницу выписки начиная с одиннадцатой страницы (п.12.2 ч.1 ст.22.1 Основ законодательства о нотариате).

Поскольку регистрация уведомления о залоге является добровольной, залогодержатель вправе не регистрировать залог, однако при этом он рискует тем, что в случае приобретения имущества лицом, которое не знало и не должно было знать о наличии залога, залог прекратится (пп.2 п.1 ст.352; п.1 ст.353 ГК РФ).

Если приобретатель не обратился к реестру, чтобы убедиться, что приобретаемое им имущество не заложено, он утрачивает возможность ссылаться на свою добросовестность и, соответственно, рассчитывать на прекращение залога по правилам пп.2 п.1 ст.352 ГК РФ.

В то же время следует отметить, что полностью полагаться на отсутствие информации о залоге в реестре можно лишь тогда, когда приобретаемое имущество имеет однозначный идентификатор – такой, как, например, VIN у автомобилей. Если же приобретается иное имущество, не имеющее таких однозначных идентификаторов, и продает его к тому же не первоначальный залогодатель, то вполне возможна ситуация, при которой зарегистрированное в реестре уведомление о залоге не будет обнаружено даже при самом тщательном изучении реестра.

По материалам судебной практики нам не удалось пока найти подобных прецедентов (споры, в основном, идут относительно автомобилей), в связи с чем довольно затруднительно ответить, в чью пользу будет разрешена коллизия в описанном случае – в пользу залогодержателя, предпринявшего меры по внесению своего залога в реестр, или же в пользу добросовестного приобретателя, предпринявшего меры по изучению реестра, но при всей своей добросовестности не обнаружившего там данные об этом залоге.

Альтернативный учет залогов

Кроме того, в соответствии с пп.(н1) п.7 ст.7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», также действующим с 1 июля 2014 года, юрлицо-залогодатель обязано вносить в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ) сведения об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества.

Этот реестр ведется Акционерным обществом «Интерфакс». Внесение сведений в него является платным и стоит на сегодняшний день 850 руб. за одно сообщение. Информация о сообщениях общедоступна и может быть найдена на сайте https://www.fedresurs.ru/.

В то же время эта информация не имеет значения для определения добросовестности приобретателя заложенного имущества, она необязательна для изучения, однако может быть использована как дополнительное средство проверки контрагента.

Следует отметить, что поиск в ЕФРСФДЮЛ осуществляется по субъектам (т.е. по залогодателям), а не по объектам. Таким образом, если заложенное имущество продается не первоначальным залогодателем, то приобретатель не увидит сведений об этом имуществе в ЕФРСФДЮЛ, даже если первоначальный залогодатель их туда внес.

Статья написана специально для сайта Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С

Другие статьи экспертов ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

коллекторские услуги, коммерческие споры, коммерческое право

Как узнать, кто вступил в наследство?

Получить наследство могут не только родственники, но и друзья, коллеги или даже целые компании. Если наследник не был вовремя извещен, он рискует потерять имущество. Как узнать, кто вступил в наследство и есть ли оно?

Как узнать, есть ли наследство

В обязанности нотариуса или родственников не входит извещение наследников об имуществе. В таком случае узнать об этом можно лишь случайно. Самый легкий способ – спросить родственника при жизни. Те, кто присутствовали при составлении документа, не вправе разглашать его содержание или даже факт существования. Это может сделать только наследодатель.

Организация имеет право разместить данные о смерти в своей информационной базе или на других ресурсах. Некоторые материалы находятся в закрытом доступе. Нотариус занимается публикацией и извещением по собственной инициативе. Распространенные проблемы при передаче собственности:

  • не знать о существовании завещания;
  • не получить информацию о смерти;
  • не знать о своей доле.

За неосведомленность отвечает только сам наследник. Родственники или нотариус не несут административной ответственности за поиск законного обладателя имущества. Существует несколько способов узнать о завещании.

По фамилии

Как узнать есть ли наследство онлайн по фамилии? Кроме бумажного варианта документа, данные о всех наследниках содержаться в ЕИСН. Если человека упомянули в завещании, нотариус должен откликнутся на запрос и предоставить информацию. Для поиска завещания по ФИО наследника нужно обратиться на сайт ФНП или в нотариальную контору, где ранее был зарегистрирован человек по месту жительства. Для поиска наследственного документа через сайт нужно:

  • Перейти по ссылке https://notariat.ru/ru-ru/help/probate-cases/.
  • Ввести ФИО, дату рождения и смерти.
  • Начать поиск.

Если наследник уверен в смерти человека, но не может найти завещание онлайн, нужно обратиться в нотариус по месту жительства наследодателя. Чтобы получить информацию от сотрудников, необходимо предоставить:

  • паспорт;
  • свидетельство о смерти человека;
  • документы о степени родства.

Последний пункт не обязателен, но он значительно ускорит процесс, так как очередь на наследство часто формируется по степени родства. В местном отделении нотариуса может не оказаться завещания, тогда необходимо направить запрос в региональную инстанцию, где рассматриваются все подобные документы. Если и там его не оказалось, велика вероятность, что умерший не составлял документ.

За границей

Как узнать, какое наследство осталось после смерти родственника за границей? Для получения информации о завещании, необходимо учесть иностранное законодательство. Передача собственности пройдет быстрее, если родственники в другой стране будут способствовать этому. В противном случае наследнику рекомендуется воспользоваться услугами юридической фирмы. Распространенной практикой является наследование недвижимости умершего человека сразу несколькими лицами, проживающими в других странах. Нотариус рассматривает каждый такой случай индивидуально, так как сроки подачи заявления о принятии наследства разные с двух и более сторон.

Обратиться напрямую к инстанциям по месту прописки умершего не получится, поэтому необходимо воспользоваться платными сервисами поиска каждой страны.

Как узнать, кто вступил в наследство

Как узнать о наследстве, если нет завещания? Чтобы понять, вступил ли человек в наследство, нужно проверить очереди на законное наследование. Существует пять основных очередей:

Проживание с наследодателем нужно подтвердить документом о регистрации по адресу. Если его нет, получить подтверждение можно через суд. Такой документ будет учтен при распределении состояния. Если умерший не позаботился о завещании, родственники должны связаться с нотариусом самостоятельно.

Как найти наследников умершего человека

Нотариус выложит объявление о поиске наследников в СМИ и на своем сайте. Если существует сторона, которая заинтересована в передаче собственности родственникам, необходимо:

  1. Использовать социальные сети для поиска.
  2. Проверить электронный реестр граждан страны.
  3. Наладить связь через дальних родственников.
  4. Собрать информацию в местах, где они жили.
  5. Подать в розыск.
  6. Обратиться в специальную организацию для поиска людей.

Если приемник объявился слишком поздно, то родственники могут заключить соглашение и передать ему часть наследства по собственному желанию.

Сроки принятия наследства

Подать заявление о принятии наследства можно в течение 6 месяцев. Потенциальному наследнику стоит учитывать, что:

  • отчет начинается на следующий день после смерти наследодателя;
  • в срок включены все выходные;
  • если последний день срока выпадает на праздник, то он продлевается до следующего рабочего дня.

По прошествии шести месяцев, родственник не сможет подать заявление. Это расценивается нотариусом как нежелание принять собственность. Но существует процедура восстановления срока.

Восстановление срока принятия наследства

Вернуть себе право принять наследство можно только через суд. Потенциальный наследник готовит исковое заявление, где указывает одну из причин:

  • не знал о своем имуществе;
  • командировка;
  • заболевание;
  • не был проинформирован о смерти родственника;
  • не знал о его существовании.

Суд может восстановить срок недееспособного или несовершеннолетнего наследника.

Проблемы при получении наследства

После получения имущества наследник может столкнуться с рядом проблем. Перед написанием заявления на принятие нужно учесть:

  • Вместе с собственностью переходят и долги. Банк может уведомить нового владельца вовремя или только после истечения срока давности. Сумма долга не должна превышать стоимость полученного имущества, но наследник уплачивает госпошлины и другие расходы.
  • Проблемы с розыском имущества. Это может быть недвижимость в других странах или городах. Все расходы по ее поиску ложатся на наследника. Если завещание отсутствует, то найти недвижимость может быть затруднительно.
  • Вклады в банках умершего. Наследник должен подать запросы в банки о поиске счетов умершего до истечения срока подачи заявления о принятии имущества. Осуществить это трудно, когда наследником выступает дальний родственник, который не осведомлен о всех финансовых операциях умершего.

О всех подводных камнях наследства нужно поинтересоваться заранее у близких умершего или юриста.

Поиск завещания, составленного при чрезвычайных обстоятельствах

Как узнать о наследстве или завещании, составленном при чрезвычайных обстоятельствах? Форма таких документов упрощена. Наследственное дело составлено в условиях опасности для жизни владельца собственности и отсутствия возможности правильного оформления в нотариусе. Завещание теряет юридическую силу, если через месяц после его написания участники не обратились в нотариус. Подписание документа, в таких условиях, могут заверить неуполномоченные лица (два и более).

Суд учитывает завещание, составленное при чрезвычайных обстоятельствах, как полноценный документ о передаче имущества. Процедура поиска полностью зависит от наследника. Восстановить срок подачи заявления гораздо легче при таких обстоятельствах.

ГЛАВА 10 ЗАЛОГ ИМУЩЕСТВА В МЕХАНИЗМЕ КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

На этой странице:

10.1. Сущность и назначение залога имущества

Для финансового обеспечения различных процессов хозяйственной деятельности — закупок материалов и комплектующих изделий, модернизации производства, реконструкции и технического перевооружения, капитального строительства и др., предприятия вынуждены обращаться за кредитом к банкам и другим финансово-кредитным организациям. Так как в деятельности предприятий могут возникать сбои, то за каждым кредитом стоит определенный риск для кредитора, выражающийся в невозврате полностью или частично кредитной суммы и (или) в невыплате процентов по кредиту. Этот риск вынуждает банк- кредитор требовать от предприятия-заемщика того или иного обеспечения кредита.

Наиболее эффективной и распространенной формой обеспечения возвратности коммерческого или инвестиционного банковского кредита является залог имущества.

В настоящее время залог регулируется несколькими законодательными актами, среди них: Гражданский кодекс РФ, часть 1, ст. 334—358; Закон РФ «О залоге» от 29.05.92 № 2872-1, Федеральные законы: «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.98 № 102-ФЗ, «О банках и банковской деятельности» от 03.02.96 № 17-ФЗ и «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.98 № 6-ФЗ.

Залог в широком смысле представляет собой один из способов обеспечения исполнения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель «имеет право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя)» (ст. 334 ГК РФ).

Залоговые отношения связаны прежде всего с договором займа, но сфера применения залога этим нс исчерпывается, залог встречается в договорах купли-продажи, имущественного найма, перевозки грузов и в других хозяйственных операциях. Далее речь идет только о залоге имущества предприятия под банковский кредит.

Залоговая операция, включающая процессы подготовки, заключения и исполнения договора о залоге, не имеет самостоятельного значения. Она производна от кредитной сделки и гарантирует своевременное и полное погашение кредита.

Прежде чем заключить кредитный договор с залоговым обеспечением, банк организует залоговую экспертизу. Цель залоговой экспертизы — установить приемлемость предлагаемого имущества для залога и оценить залоговую стоимость под испрашиваемый кредит.

Залоговая экспертиза включает следующие работы:

  • 1) установление возможности рассмотрения предлагаемого имущества в качестве предмета залога;
  • 2) оценку залоговой стоимости предлагаемого имущества по состоянию на последний срок погашения кредита и выплаты процентов;
  • 3) определение состава и количества имущества как предмета залога под согласованный между кредитором и заемщиком размер кредита.

В начале залоговой экспертизы проверяется возможность оформления залога на предлагаемое имущество с юридических позиций. Предприятие (заемщик, залогодатель) может предоставить банку-кредитору в залог движимое и недвижимое имущество, которое принадлежит предприятию на праве собственности и на которое нет установленных законом запретов или ограничений в отношении залога.

Если предприятие владеет недвижимым имуществом на праве хозяйственного ведения, то оно может передать это имущество в залог только с письменного согласия собственника (соответствующего уполномоченного министерства, ведомства или муниципального образования). Движимым имуществом такое предприятие распоряжается самостоятельно.

В соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть предметом залога:

  • • предметы, изъятые из оборота в соответствии с гражданским законодательством (оружие, радиоактивные, взрывчатые вещества и т.п.);
  • • эмиссионные ценные бумаги, которые не прошли государственную регистрацию, были не оплачены их владельцем полностью и отчет об итогах выпуска которых нс был зарегистрирован.

Не могут являться предметом залога следующие объекты недвижимости:

  • • строения неопределенного назначения;
  • • строения, признанные в установленном порядке непригодными для пользования (аварийные, поврежденные и т.п.);
  • • самовольно возведенные и бесхозные объекты;
  • • строения, расположенные на земельных участках, право пользования или собственности которых не подтверждено соответствующими документами;
  • • строения, не прошедшие государственную регистрацию.

В ходе залоговой экспертизы проверяется также отсутствие каких-либо ограничений на распоряжение предприятием-зало- годателем имуществом, находящимся в его собственности. Ограничения могут выражаться в аресте имущества, в наличии обременения, например, залогом другим банком, в наличии прав третьих лиц (арендаторов, сервитутов и т.д.).

Общее представление о составе имущества, которое может стать предметом залога, дает анализ активов предприятия, приведенных в левой части его баланса. В качестве примера приведен состав имущества машиностроительного предприятия, которое может быть передано в залог (табл. 10.1).

Для банка — потенциального залогодержателя разные активы обладают разной залоговой привлекательностью. Последняя зависит не только от ценности или стоимости актива, но и в значительной мерс — от его ликвидности, а также от возможности установления контроля банка за его сохранностью и правовой принадлежностью.

В действующей форме баланса предприятия наиболее ликвидные активы расположены внизу, а наименее ликвидные — вверху левой стороны баланса. Наиболее ликвидные активы показаны в разделе II «Оборотные активы». Они по степени ликвидности подразделяются на: абсолютно ликвидные (денежные средства); быстро ликвидные (краткосрочные финансовые вложения; ликвидные (краткосрочная, до 12 мсс., дебиторская задолженность) и средне ликвидные (материальные запасы).

Таблица 10.1

Состав имущества, которое может быть передано в залог

Вид актива

Счета

учета

Состав имущества

Нематериальные

активы

04, 05

Объекты промышленной собственности (технологические разработки, ноу-хау и т.п.), товарные знаки

Основные средства:

01, 02, 03

здания и сооружения

Административ1 ю-бытовые, производственные корпуса, ремонтные базы, гаражи, склады, мастерские, электрические и трансформаторные подстанции, строительно-монтажные шющадки с подкрановыми путями, железнодорожные тупики, тешювые сети, водопроводы, сооружения инженерно-коммуникационной инфраструктуры, насосные и кислородные станции, здания столовых, котельные, автостоянки и т.д.

оборудование

Оборудование рабочее (технологическое), подъемно-транспортное, вспомогательное, силовое, контрольно-измерительное, лабораторное, испытательное и т.д.

транспортные

средства

Автомобили легковые и грузовые, специальные, автобусы, тягачи, тракторы, автокраны и т.д.

капитальные

вложения

Объекты недвижимости высокой степени готовности, не принятые в эксплуатацию

финансовые

вложения

Акции, паи и др.

Запасы:

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

10, 16

Сортовой прокат черных и цветных металлов, заготовки, пластмассы, химические реактивы и т.д.

готовая продукция и товары для перепродажи

41, 43

Готовые изделия на складе готовой продукции

дебиторская

задолженность

62, 76

Задолженность покупателей по поставленной им продукции предприятия и оказанным услугам. Задолженность поставщиков оплаченных предприятием материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов и др.

денежные средства

Денежные средства па депозитах

Для потенциального кредитора и залогодержателя важно знать, какую долю составляют ликвидные активы в общей сумме активов по балансу. Эта доля во многом зависит от отраслевой принадлежности предприятия и его финансового состояния.

При оформлении залога определенное значение имеет такое свойство имущества, как значимость для бизнеса предприятия- залогодателя. С точки зрения банков залоговое обеспечение считается тем надежнее, чем более значимо имущество в производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Банки охотнее принимают в залог основное, используемое в производстве имущество, чем имущество второстепенное и тем более незагруженное.

Внеоборотные активы (раздел I баланса) считаются мало ликвидными активами, но они обладают высокой стоимостью по сравнению с оборотными активами. Остановимся на степени залоговой привлекательности основных внеоборотных активов.

Нематериальные активы в настоящее время редко принимаются банками в залог. Причина этого кроется в отсутствии рынка этих активов в нашей стране и соответственно большой неопределенности оценки их рыночной стоимости. Не исключено, что в перспективе по мерс развития рыночной среды и повышения спроса на эти активы они станут предметами залога.

Залог недвижимого имущества (ипотека) признан наиболее надежным обеспечением кредитных сделок. Это объясняется высокой стоимостью этих активов, наличием спроса на недвижимость, а также правовым обеспечением сделок с недвижимостью, включая государственную регистрацию прав. Залог зданий и сооружений предполагает одновременно и залог либо земельного участка, на котором эти здания и сооружения находятся, если участок принадлежит залогодателю, либо права долгосрочной аренды земельного участка, если участок арендуется залогодателем.

Движимое имущество (машины, оборудование, транспортные средства) активно принимаются банками в залог, особенно те объекты имущества, которые имеют высокую стоимость и хорошую ликвидность.

Ценные бумаги, особенно те, которые обращаются на биржевом фондовом рынке, являются удобным предметом для залога. Интерес к ценным бумагам вызван такими их свойствами, как возможность отслеживать их котировки на рынке ценных бумаг, отсутствие издержек при хранении, четкий правовой статус бумаг благодаря государственной регистрации эмиссий, надежная правовая зашита владельцев бумаг благодаря отлаженной системе регистрации сделок с ценными бумагами и ведению реестров владельцев именных ценных бумаг. В настоящее время отечественные банки принимают в залог государственные ценные бумаги, акции и облигации наиболее надежных предприятий — «голубых фишек», в некоторых случаях векселя внебиржевого оборота, особенно переводные векселя авторитетных банков. Однако возможность «увода» активов, наложения ареста, возможные махинации с реестром акционеров сдерживают использование ценных бумаг в качестве предмета залога.

При залоговой экспертизе рассматривается также вопрос об обеспечении сохранности передаваемого в залог имущества.

В большинстве случаев заложенное имущество остается у предприятия-залогодателя, если иное нс предусмотрено договором о залоге. Во всех случаях недвижимое имущество, на которое устанавливается ипотека, а также заложенные товары в обороте остаются у залогодателя.

Если заложенное имущество, например оборудование, не имеет индивидуальных признаков и содержится на предприя- тии-залогодателе в одних помещениях с незаложенным имуществом (что часто диктуется требованиями организации производственного процесса), то данное имущество помечается специальными знаками, свидетельствующими о залоге (твердый залог).

Если заложенное имущество остается у залогодателя, то между сторонами устанавливаются и согласуются:

  • • правовые основания, на которых производится хранение и (или) эксплуатация заложенного имущества;
  • • требования к условиям хранения и (или) эксплуатации заложенного имущества;
  • • возможность контроля со стороны банка-залогодержателя за состоянием заложенного имущества;
  • • ограничение на внесение изменений в состав и структуру заложенного имущества.

Некоторые материальные ценности (товары в обороте, драгоценные металлы и др.) и ценные бумаги могут храниться непосредственно у залогодержателя (заклад).

Об утверждении структуры реестрового номера федерального имущества и правил формирования реестрового номера федерального имущества и порядкового номера карты соответственно объекта учета и лица, обладающего правом на федеральное имущество и сведениями о нем (с изменениями на 10 декабря 2018 года)

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

ПРИКАЗ

от 18 ноября 2015 года N 457

Об утверждении структуры реестрового номера федерального имущества и правил формирования реестрового номера федерального имущества и порядкового номера карты соответственно объекта учета и лица, обладающего правом на федеральное имущество и сведениями о нем

(с изменениями на 10 декабря 2018 года)

1. Утвердить Структуру реестрового номера федерального имущества (далее — Структура) и Правила формирования реестрового номера федерального имущества и порядкового номера карты соответственно объекта учета и лица, обладающего правом на федеральное имущество и сведениями о нем (далее — Правила) согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему приказу.

2. Управлению реестра федерального имущества (Азанова Ж.Г.) и территориальным органам Федерального агентства по управлению государственным имуществом руководствоваться Структурой и Правилами при присвоении реестровых номеров федерального имущества объектам учета реестра федерального имущества.

3. Признать утратившим силу приказ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 28 августа 2007 года N 159 «Об утверждении структуры реестрового номера федерального имущества и правил формирования реестрового номера федерального имущества и порядкового номера карты соответственно объекта учета и лица, обладающего правом на федеральное имущество и сведениями о нем».

4. Настоящий приказ вступает в силу с 18 декабря 2015 года.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом Чубаря А.В.

Заместитель Министра
экономического развития
Российской Федерации —
руководитель Федерального
агентства по управлению
государственным имуществом
О.К.Дергунова

Приложение N 1. Структура реестрового номера федерального имущества

Приложение N 1
к приказу
Федерального агентства
по управлению государственным
имуществом
от 18 ноября 2015 года N 457

Реестровый номер федерального имущества, присваиваемый объекту учета реестра федерального имущества, состоит из 12 разрядов:

в которых указываются:
признак, определяющий реестровый номер федерального имущества как временный или постоянный (разряд 1);
_______________
В соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2015 года N 590), объекту учета может быть присвоен временный или постоянный реестровый номер федерального имущества.
номер карты объекта учета в разделе 1 или 2 реестра федерального имущества (разряды 2-12).
_______________
Формы карт объектов учета приведены в приложении N 1 к данному Положению.

Приложение N 2. Правила формирования реестрового номера федерального имущества и порядкового номера карты соответственно объекта учета и лица, обладающего правом на федеральное имущество и сведениями о нем

Приложение N 2
к приказу
Федерального агентства
по управлению государственным
имуществом
от 18 ноября 2015 года N 457

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают единый порядок формирования реестрового номера федерального имущества (далее — РНФИ) и порядкового номера карты соответственно объекта учета (далее — порядковый номер карты объекта учета) и лица, обладающего правом на федеральное имущество и сведениями о нем, (далее — порядковый номер карты лица) в реестре федерального имущества (далее — реестр).

2. РНФИ, а также порядковый номер карты объекта учета и порядковый номер карты лица формируются автоматически в информационной подсистеме «Автоматизированная система учета федерального имущества» (далее — система учета) на основе утвержденной структуры РНФИ, за исключением признака, определяющего РНФИ как временный или постоянный (разряд 1).

3. РНФИ является уникальным номером и повторно не используется при присвоении РНФИ иным объектам учета, в том числе в случае прекращения права собственности Российской Федерации на объект учета. Соответственно, объекту учета РНФИ присваивается только один раз.

II. Формирование порядкового номера карты объекта учета и порядкового номера карты лица

4. Порядковый номер карты объекта учета составляет 9-значное число, определяемое как сумма 9-значного числа, указанного в Приложении N 1 к настоящим Правилам, и порядкового номера объекта учета в подразделе 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 или 2.5 реестра.
Порядковый номер карты лица составляет 9-значное число, определяемое как сумма 9-значного числа, указанного в Приложении N 1 к настоящим Правилам, и порядкового номера лица в подразделе 3.1, 3.2, 3.3 или 3.4 реестра.
Пример. Если 3 объекта учета должны быть учтены в подразделе реестра -территориальным органом в городе Москве под порядковыми номерами 150, 151 и 152, то порядковые номера карт объектов учета в этом подразделе составят 9-значные числа: 770000150, 770000151 и 770000152 соответственно.

III. Формирование 1 разряда РНФИ

5. В случае присвоения объекту учета временного РНФИ должностное лицо вносит в разряд 1 РНФИ букву «В».

6. В случае присвоения объекту учета постоянного РНФИ должностное лицо вносит в разряд 1 РНФИ букву «П».
В случае присвоения объекту учета постоянного РНФИ, которому ранее был присвоен временный РНФИ, должностное лицо заменяет в 1 разряде РНФИ букву «В» на букву «П».

IV. Формирование 2-12 разрядов РНФИ

а) 2 и 3 РНФИ система учета автоматически вносит номер подраздела (без разделительных точек);

б) 4-12 РНФИ система учета автоматически вносит порядковый номер карты объекта учета.
Пример. Если 3 объекта учета, указанные в пункте 4 настоящих Правил, должны быть учтены в подразделе 1.2 реестра, то карты этих объектов учета будут иметь номера: 1.2.770000150, 1.2.770000151 и 1.2.770000152. Соответственно, в разряды 2-12 РНФИ объектов учета системой учета будут внесены 11-значные числа: 12770000150, 12770000151 и 12770000152.

V. Заключительные положения

8. Девятизначные числа, используемые ранее территориальными органами Федерального агентства по управлению федеральным имуществом для формирования порядковых номеров карт соответственно объектов учета и лиц, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем, в подразделах реестра федерального имущества и являющиеся действующими до момента исключения соответственно объектов учета и лиц, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем, из реестра федерального имущества, указаны в Приложении N 2 к настоящим Правилам.

Приложение N 1
к Правилам формирования
реестрового номера федерального
имущества и порядкового номера
карты соответственно объекта учета
и лица, обладающего правом
на федеральное имущество
и сведениями о нем, утвержденным
приказом Росимущества
от 18 ноября 2015 года N 457
(В редакции, введенной в действие
с 1 января 2019 года
приказом Росимущества
от 10 декабря 2018 года N 463. —
См. предыдущую редакцию)

Девятизначные числа, установленные Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и его территориальным органам для формирования порядковых номеров карт соответственно объектов учета и лиц, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем, в подразделах реестра федерального имущества

9-значное число

Наименование органа

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Ингушетия

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия)

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия — Алания

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чеченской Республике

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Ямало-Ненецком автономном округе

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе

Приложение N 2
к Правилам формирования
реестрового номера федерального
имущества и порядкового номера
карты соответственно объекта учета
и лица, обладающего правом
на федеральное имущество
и сведениями о нем, утвержденным
приказом Росимущества
от 18 ноября 2015 года N 457
(В редакции, введенной в действие
с 1 января 2019 года
приказом Росимущества
от 10 декабря 2018 года N 463. —
См. предыдущую редакцию)

Девятизначные числа, используемые ранее территориальными органами Федерального агентства по управлению федеральным имуществом для формирования порядковых номеров карт соответственно объектов учета и лиц, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем, в подразделах реестра федерального имущества, и являющиеся действующими до момента исключения соответственно объектов учета и лиц, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем, из реестра федерального имущества

9-значное число

Наименование органа

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кировской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Агинскому Бурятскому автономному округу

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ненецком автономном округе

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу

Дополнительное 9-значное число, установленное Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области, к компетенции которого относится осуществление учета федерального имущества по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Эвенкийскому автономному округу

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской академии наук

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым

Полномочия по учету федерального имущества по городу Севастополю переданы Федеральным агентством по управлению государственным имуществом Правительству Севастополя в соответствии с Соглашением, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2014 N 1356-р.

Полномочия по учету федерального имущества в Республике Крым переданы Федеральным агентством по управлению государственным имуществом Совету Министров Республики Крым в соответствии с Соглашением, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2014 N 1688-р.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *