Вопросы для свидетеля

  • автор:

1. В связи с какими обстоятельствами свидетель оказался на месте происшествия и что он там делал?
2. Где, когда и что произошло на месте происшествия?
3. Что предшествовало противоправному деянию?
4. Кто, где конкретно находился в это время на месте происшествия?

5. Кто, какие действия и против кого совершал на месте преступления?

6. Как преступники оказались на месте происшествия и как удалились с него?
7. Сколько преступников, потерпевших находилось на месте происшествия, как они выглядели (признаки внешности)?
8. Как общались между собой преступники до совершения преступления, в момент противоправного деяния и после него?
9. Общались ли преступники с потерпевшим? Если общались, то какой характер носило это общение?
10. Знаком ли свидетель с потерпевшими, подозреваемыми и в каких отношениях с ними находится?
11. Было ли у преступников оружие, кем и когда оно применялось, при каких обстоятельствах, его индивидуальные признаки?

12. Располагали ли преступники транспортными средствами (если располагали, то какимиконкретно, их марка, государственный номер,
индивидуальные признаки, где они находились)?
13. Какие защитные действия совершали потерпевшие и находящиеся с ними лица во время и после совершения преступления?
14. Какие следы, орудия совершения преступления могли остаться на месте происшествия?
15. Какие телесные повреждения (следы-наслоения) могли остаться на потерпевших, преступниках? Какие повреждения могли остаться
на одежде потерпевших, преступников?
16. Предпринимал ли кто-либо действия, направленные на пресечение преступления? Каков характер этих действий и их последствия?
17. Что сделал сам свидетель для пресечения преступления, преследовал ли преступника?
18. Какие погодные условия (освещенность, слышимость) были в момент преступления?
19. На каком расстоянии воспринималось преступное событие?
20. Нет ли у свидетеля дефектов зрения, слуха?
21. Сможет ли он опознать преступников, оружие, предметы преступного посягательства и по каким приметам?

2.3. Примерный перечень вопросов для допроса потерпевшего.

1. Где, когда и при каких обстоятельствах совершено преступление?

2. Какие телесные повреждения (их характер, локализация и т.п.) получил потерпевший?
З. Когда и в какое медицинское учреждение обращался за помощью?

4. Кто конкретно оказывал медицинскую помощь (характер этой помощи)?
5. Когда и в связи с чем оказался потерпевший на месте происшествия?

6. Какие обстоятельства (виктимное поведение и т.п.) предшествовали совершению противоправного деяния?
7. Как преступники прибыли на место происшествия, каким путем удалились с него?
8. Кто еще мог наблюдать за событиями (с какого расстояния), происходящими на месте происшествия?
9. Сколько нападавших находилось на месте происшествия, каковы их приметы?

10. Какие конкретно действия (угрозы) и в какой последовательности были совершены каждым из преступников?
11. Какое оружие (предметы нападения) находилось у преступников, его внешний вид и приметы? Кто и при каких обстоятельствах применял оружие?
12. Располагали ли преступники транспортными средствами (если располагали, то какими именно: марка, государственный номер, индивидуальные признаки, место парковки и т.п.)?
13. Каков характер защитных действий потерпевшего и лиц из его окружения?
14. Какие следы, орудия совершения преступления могли остаться на месте происшествия?
15. Какие следы на теле преступников, их одежде могут свидетельствовать о совершении противоправного деяния и пребывании на месте происшествия?
16. Какова стоимость, наименование, индивидуальные признаки похищенных ценностей, поврежденных предметов и вещей?
17. Кто мог знать о наличии у потерпевшего тех или иных ценностей, украшений и т.п.?
18. Кому первому он сообщил о случившемся и какие действия предпринял для преследования преступников?
19. Кого (и в связи с какими обстоятельствами) подозревает в совершении преступления?
20. Какие погодные условия (освещенность, слышимость) были в момент совершения преступлений?
21. Может ли опознать преступников, похищенное имущество, автомобильный транспорт и по каким признакам?
22. Каково его физическоё и психическое состояние? Не употреблял ли накануне спиртные напитки (какие, сколько) или наркотические средства?
23. В чем причины несвоевременного обращения в органы внутренних дел?

2.4. Примерный перечень вопросов для допроса подозреваемого.

1. Когда, с кем, в связи с какими обстоятельствами он оказался на месте происшествия?
2. Когда, где, по чьей инициативе и при каких обстоятельствах были совершены преступные действия по конкретному эпизоду?
3. Кто может подтвердить его показания по поводу изложенных обстоятельств?

4. Сколько лиц находилось на месте происшествия (их установочные данные, сведения о внешних признаках, приметы одежды, обуви), какие действия они совершали?
5 . Какова последовательность и каков характер насильственных действий и угроз со стороны подозреваемых в отношении каждого из потерпевших?
6. Каким путем прибыли на место. происшествия и удалились с него?
7. Какое оружие и какие предметы применялись при совершении преступления, обстоятельства его применения, индивидуальные признаки, места приобретения, изготовления, хранения до совершения преступления и последующего сокрытия?
8. Каким образом общались между собой допрашиваемые до совершения, при совершении преступных действий и после них?
9. Какие транспортные средства использовались до и после совершения преступления (марка, государственный номер, индивидуальные признаки, места парковки и
10. Как потерпевший вел себя до и в момент совершения преступления, какие действия совершали лица, находившиеся с ним?
11. Какие повреждения и при каких обстоятельствах причинен подозреваемому и потерпевшему в момент совершения преступления
12. Что и в каких количествах было похищено, признаки и приметы похищенного?
13. Где подозреваемый спрятал или через кого, на каких условиях реализовал похищенное имущество? .
14. Знал ли подозреваемый потерпевшего ранее, имел ли сведения о наличии имущества у него?
15. Кто и почему был инициатором совершения преступленвя?
16. Какие подготовительные действия осуществлялись для совершения преступления?
17. Не совершал ли он ранее каких-либо противоправных действий, если совершал, то какие именно, где, когда, с кем и в отношении кого?
18. Привлекался ли ранее к уголовной ответственности, если привлекался, то когда, где и за что; вид наказания, где и как долго его отбывал9 . . .
19. Какие погодные условия (освещенность, слышимость) были в момент совершения преступления? . .
20. Каково его физическое и психическое состояние? Не употреблял ли накануне (перед совершением преступления) спиртные напитки (какие, сколько) или наркотические средства?
21. Кому принадлежат предметы ценности, вещи, обнаруженные при обыске?

2.5. Краткие рекомендации по привлечению в качестве обвиняемого
и первому допросу обвиняемого

1. В ситуациях, когда к уголовной ответственности привлекается несколько лиц, возникает необходимость правильно решить вопрос, в какой последовательности предъявлять обвинение, так как успех первого допроса во многом предопределяет результативность последующих. Скорее всего можно рассчитывать на получение правдивых показаний от того лица, в отношении которого собрано наибольшее количество изобличающих доказательств, а также от совершившего преступление впервые, под влиянием других лиц и дававшего более правдивые показания, нежели его соучастники. Вместе с этим при решении данного вопроса необходимо учитывать;
а) находятся ли привлекаемые лица под стражей (задержаны или им избрана такая мера пресечения до предъявления обвинения) или на свободе. Обвинение в первую очередь следует предъявлять лицам, лишенным свободы, поскольку их права ущемлены наиболее существенно, а срок на предъявление обвинения ограничен законом;
б) значимость выясняемых у каждого из лиц, подлежащих допросу, обстоятельств и возможность их использования в допросах других обвиняемых;
в) индивидуальные особенности каждого из допрашиваемых;
г) степень участия каждого из них в совершении преступления;
д)взаимоотношения между участниками преступления.
2. На первом допросе лица в качестве обвиняемого следователь должен -убедиться, понятно ли ему постановление о привлечении в качестве обвиняемого, а также выяснить, признает ли он себя виновным, желает ли дать показания по существу предъявленного обвинения и на- каком языке (ч. 2 ст. 173 УПК). Если обвиняемый не признает вину, то выясняет почему. В тех ситуациях, когда вина признается частично в максимальной конкретизации выясняет, что признается обвиняемым. Такой подход следователя дает возможность уже в ходе первого допроса и в последующем проверить достоверность показаний, подтвердить или опровергнуть их доказательствами.
Право обвиняемого давать показания, дополненное обязанностью следователя выявлять и исследовать обстоятельства, оправдывающие обвиняемого или смягчающие его вину, способствует достижению объективности, полноты, всесторонности расследования.

ТАКТИКА ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ

§ 1. Теоретические основы

1.1. Понятие, цель, сущность и виды предъявлениядля опознания

Предъявление для опознания — это самостоятельное следственное действие, в ходе которого опознающий сравнивает предъявленный объект с мысленным образом ранее воспринятого и на этой основе делает вывод о его тождестве или различии.
Являясь самостоятельным следственным действием, предъявление для опознания служит эффективным способом как проверки собранных доказательств, так и сбора новых доказательств, ранее не фигурировавших в материалах уголовного дела.
Предъявление для опознания является одним из видов идентификации — по мысленному образу, сохранившемуся в памяти. Рассматриваемое следственное действие имеет цель: отождествление объекта (человека, предмета), ранее виденного, с тем, который в данный момент предъявляется опознающему. Этому предшествует установление групповой принадлежности, которое можно рассматривать как этап идентификации. Как правило, принимая решение о предъявлении для опознания, следователь решил вопрос о групповой принадлежности объекта опознания: он уже предъявляет искомый объект в группе однородных. Это правило вытекает из уголовно-процессуального законодательства (ч. 4, 5, 6 ст. 193 УИК).
Лицо, выступающее в качестве опознающего, может выразить свое суждение об однородности предъявленного объекта, т.е. определить объект как такой же, но такое суждение не является целью предъявления для опознания. Подтверждение групповой принадлежности предъявленного объекта с ранее воспринятьтм имеет значение для расследования преступления, однако оно менее эффективно, чем установление тождества.
Сущность предъявления для опознания состоит в психологическом механизме мысленного сопоставления (сличения) образа ранее воспринятого объекта с образом (индивидуализирующими признаками) представляемого.
В основе психологической деятельности опознающего лежат четыре последовательно сменяющие друг друга стадии: 1) восприятие объекта; 2) запоминание и сохранение в памяти образа воспринятого объекта; З) вспоминание и передача индивидуализирующих сведений об объекте на допросе; 4) вспоминание и мысленное сопоставление образа ранее воспринятого объекта с образом представленного в целях решения вопроса о его тождестве или различии .
1. Ученые считают, что восприятие всегда тесно связано с прошлым опытом человека вообще и опытом восприятий в частности. Исходя из этого, восприятие носит осмысленный характер. Человек не только выделяет группу ощущений и объединяет их в целостный образ, но и осмысливает этот образ, относит его к определенной группе объектов. Доказано, что окружающие нас предметы и явления органами чувств человека отражаются адекватно, т.е. тождественно.
Восприятие всякий раз предполагает узнавание. Без последнего не может быть и восприятия. Это связано с тем, что человек как бы накладывает образ того, что он видит в настоящий момент, на образы предыдущих восприятий, сохранившихся в памяти. При совпадении образов человек и узнает объект.
Следует иметь в виду, что на деятельность органов чувств существенно влияет прошлый опыт восприятий человека, его склонности, интересы, профессия и т.п. Применительно к навыкам, умениям в конкретной области знаний каждый специалист воспринимает в предметах то, что его интересует, что он изучает, что знает.
При восприятии человека обращается внимание на анатомические, функциональные, сопутствующие и социальные признаки внешнего облика. Каждая совокупность признаков несет свою нагрузку и по-разному сохраняется в памяти. На формирование мысленного образа воспринимаемого объекта, его сохранность в памяти опознающего существенное влияние оказывают пол, профессия, время наблюдения и время, прошедшее с момента события.
2. Следующая стадия формирования психологической деятельности опознающего — запоминание и сохранение в памяти образа воспринятого объекта. Устойчивость запоминания зависит от равновидн9стей самого восприятия. В зависимости от целенаправленного характера деятельности личности восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).
В преднамеренном восприятии человек ставит цель деятельности,
прилагал определенные волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объекты восприятия.

В преднамеренном восприятии человек ставит цель деятельности, прилагая определенные волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объекты восприятия.
Непреднамеренное (непроизвольное) восприятие вызывается как особенностями предметов окружения (Их яркостью, рядоположностью, необычностью), так и соответствием их интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели деятельности. Отсутствует в нем и волевая активность.
События, факты, объекты пассивного взаимодействия и те, которые хотя и часто повторяются, но имеют второстепенное значение для субъекта восприятия, недолга сохраняются в памяти. На длительность сохранения в памяти существенно влияют эмоции и чувства, переживаемые опознающим в момент восприятия. Однако следует иметь в виду, что эмоции и чувства отрицательно сказываются на запоминании, если они были вызваны посторонними причинами (обстоятельствами, не связанными с содержанием воспринимаемого события), и наоборот, если эти психические состояния были непосредственно связаны (или вызваны) с самим воспринимаемым событием
З. Вспоминание и передача индивидуализирующих сведений об объекте на допросе следующая стадия психологической деятельности опознающего. Воспроизведение информации рассматривается психологами как один из процессов памяти, протекающий в форме вспоминания или узнавания.
Вспоминание — это локализованное во времени и пространстве воспроизведение образов прошлого, отнесение их к определенному времени, месту, установление связи с определенными событиями. В своих показаниях во время допроса опознающий воспроизводит образ воспринятого объекта (события, обстоятельства, при которых происходило восприятие, его приметы и особенности) в пределах того, что сохранилось в памяти. Описание объекта мобилизует скрытые возможности памяти, систематизирует запомненное, делает его более четким. При этом надо иметь в виду, что страх, напряжение, утомление затрудняют вспоминание, и поэтому важное значение приобретает создание обстановки, способствующей мыслительной деятельности опознающего. Принимая решение о проведении допроса, необходимо знать о том, что опознающему сложнее передать вербальную информацию, Чем решить мыслительный процесс узнавания при непосредственном восприятии объекта во время его предъявления.
В целях наибольшего получения информации от опознающего следует соблюдать требование уголовно-процессуального законодательства о свободном рассказе , показе, избегая при этом психического давления и элементов внушения, ведущих к искажению информации о ранее воспринятом объекте.
4. Вспоминание и мысленное сопоставление образа ранее воспринятого объекта с образом представленного в целях решения вопроса о его тождестве или различии.
При повторном восприятии опоэнающий оживляет сохранившийся в памяти образ объекта, сопоставляет его с образом предъявленного и делает вывод о их тождестве или различии.
В психологии различают два вида узнавания: симультанное и сукцессивное. Симультанное (синтетическое) узнавание— это одномоментное воспроизведение увиденного объекта, узнавание с первого взгляда, в результате мгновенного совпадения образа воспринимаемого объекта с мысленной моделью этого объекта, сохранившейся в памяти опознающего. Сукцессивное (аналитическое) узнавание происходит дифференцированно, путем последовательной проверки, выявления и сличения признаков предъявляемого объекта с чертами мысленного образа.

Ч95 226-Ч5-Ч6 консультации: стройка, земля, суд.

Допросы свидетеля и отвод вопросов.

Тактика и практика допроса свидетеля в судебном заседании. Когда кто-то силится что-то вспомнить, а ты хочешь этому помешать, начни… подсказывать. Неверные, но близкие к истине подсказки будут мешать припоминанию.

Как провести допрос свидетеля?

Требуй от свидетеля свободную форму рассказа об известных ему обстоятельствах. Сторона пригласившая свидетеля задает ему вопросы первой. После рассказа задаются только уточняющие вопросы. Не допустимы вопросы требующие оценочных суждений, предположений или мнений либо наводящие вопросы.

Допрос может быть нескольких видов: — повторным, т.е. сочетаться с опознанием различных предметов; — множественным, т.е. включать элементы очной ставки (практикуется при даче ложных, противоречивых показаний свидетелями либо иными участниками спора).

Важнейшими факторами, определяющими достоверность свидетельских показаний, являются:

а) длительность сохранения воспринятого в памяти; б) способность правильно воспроизводить то, что он запомнил; в) способность свидетеля правильно и точно воспринимать наблюдаемые им явления.

Также очень важный фактор, который тебе придется учитывать при допросе «своего» свидетеля, психологическое воздействие «зала». Присутствующие в зале могут вводить допрашиваемого в чувства личного переживания. Рекомендую продумывать краткие и ясные вопросы, чтобы их не могли «вывернуть» в комично-издевочную форму. Допрашиваемый в любом случае будет всегда думать о реакции зала.

Основные задачи тактики допроса свидетелей:

— во-первых, разоблачение ложных показаний; — во-вторых, получение точной и четкой информации об известных им фактах (способствуют уточняющие вопросы, с требованием детализации).

Допрос свидетеля суде проходит в течение 5-7 минут, т.к. он вызывается для подтверждения какого либо факта. Естественно оппонент захочет «подготовить» свидетеля. Как вывести «на чистую воду подготовленного клиента»? Всегда задавай ему вопросы о деталях обстоятельства. Уточняй особенности предмета спора. Заяви судье о неконкретности, расплывчатости и противоречивости показаний свидетеля.

Отвод вопросам, задаваемым стороной свидетелю.

Такое действие (отвод вопросам) поддерживается и закреплено принципами состязательности сторон в статье 12 ГПК РФ.
Случаи из практики показывают , что свидетель может быть «подготовлен» к процессу. Порядок и последовательность допроса процессуально регламентируется статьей 177 ГПК РФ.

Судебным процессом руководит председательствующий, который устраняет все не относящееся к обстоятельствам дела и предмету доказывания. Связь фактов и сведений о них обозначается понятием «относимость доказательств». Показания свидетелей могут и не иметь сведений необходимых для доказывания, либо свидетель может сообщить о существовании спорного факта.

Часто встречаются случаи, когда сторона вызывая свидетеля не указывает, какие обстоятельства известны свидетелю. Суд оставляя без внимания такое ходатайство лица, допускает хаос в доказательствах. А другая сторона, пользуется такой возможностью затягивает судебный процесс и уводит его от предмета и оснований спора.

Заявить отвод вопросу необходимо в одном из трех случаев, если задан наводящий вопрос, вопрос, не относящийся к рассматриваемому делу, либо вопрос, носящий оскорбительный, порочащий характер.

Восемь техник работы с возражениями.

Основное правило работы с возражениями — это серьезное отношение к любой реплике, невзирая на его формулировку или содержание. Получив возражение, возьмите паузу (5-7 секунд, иначе судья закипит). Продумайте возможные варианты и начинайте постепенно излагать свою точку зрения.

1. Техника переформулирования

Используйте элементы выражений и вопросов собеседника. В результате истец и ответчик начинают говорить на одном языке, об одних и тех же вещах. Часто при использовании простых слов во время разговора собеседники вкладывают в свои слова различное значение. Именно поэтому людям часто трудно договориться. Для преодоления различных неясностей и двусмысленности, используется эта техника «переформулирования». Также эта техника прекрасно работает при переформулировании вопросов с другой, также эффективной техникой, техникой «встречных вопросов».

2. Техника «что-нибудь еще?»

Эта техника еще более проста и безопасна, чем предыдущая, и помогает выяснить истинную причину отказа от мирового соглашения. Она предполагает умение вытаскивать возражения оппонента, даже не рассматривая их, одно за другим. Это позволит в дальнейшем, определив самое важное возражение, начать с него. Такой подход дает тебе свободу маневра: он уже может выбирать, с какого из возражений начинать удобнее. После того как большая часть возражений выведена на поверхность, инициатива в твоих руках.

3. Техника предположения

Делаете гипотетическое предположение о проблеме, мешающая договору. «Готов ли оппонент тогда сотрудничать? Если нет, почему?» И так с каждым высказанным возражением эта техника позволяет не бороться с ложными возражениями, а, игнорируя их, переходить к возражениям следующего уровня.

4. Техника наивности

Техника предполагает рассматривать каждое возражение как искреннее. Применяется она следующим образом: сделав вид, что вы верите возражению оппонента, вы начинаете решать эту проблему с энтузиазмом, предлагая клиенту пути к ее преодолению. В ответ он высказывает тебе новое, и так до настоящего возражения. Техника очень трудоемкая и опасная с точки зрения репутации: если каждое возражение принимать как искреннее, можно показаться непрофессионалом. Но время, затрачиваемое клиентом на ответы, можно использовать для дальнейшего убеждения.

5. Техника фиксации на позитивных моментах «сотрудничества».

Если с оппонентом уже какое-то время сотрудничали в процессе, то необходимо найти моменты, которые его удовлетворили. Например, уступки, предложения, подтверждения и т. п. И в случае отказа вы стараетесь переместить его эмоциональное сознание на приятное воспоминание из прошлого. Обратное использование — это перемещение эмоционального состояния собеседника в зону отрицательных эмоций, когда он работал с вашим конкурентом и имел неприятности.

6. Техника искренности

«Раскрываясь» перед оппонентом и показывая «все» свои козыри и все предстоящие трудности, провоцируем его на взаимность, стараясь получить истинное возражение, чтобы начать с ним работу. Это техника основана на доверии, демонстрации искренности и заботы об интересах и нуждах судебного процесса.

7. Техника встречных вопросов и фиксации

На все вопросы клиента отвечаете вопросами, при этом все вопросы и ответы, имеющие хоть какую-то значимость, сразу фиксируете в слух и переспрашиваете. В итоге у вас получится беседа с ясными возражениями и ответами на них. И вам останется только подвести итог. Цель техники — не отвечая на вопрос, задавать встречный. Это позволяет выявить причины, иска или возражения и подключить клиента для работы с его же возражениями. Встречный вопрос может полностью нивелировать вопрос вашего противника и, более того, спровоцировать его на выдачу вам дополнительной информации.Используя эту технику встречных вопросов, соедините её с первой техникой. И не увлекайтесь, можете вызвать раздражение судьи и испортить отношения.

Методы допроса судебного эксперта с пристрастием:

— «Вы даже не понимаете, куда вляпались»!

Это первое предупреждение, которое должны услышать допрашиваемые свидетели. Они еще не представляют, что их ждет впереди: десять минут позора, трясущиеся руки, надтреснутый голос, бывает и истерика, вызванная понятиями «допрос» и «издевательство». Выдержать это месиво и структурировать в голове происходящее — навык, который вряд ли можно приобрести без практики.

Статья 187. Место и время допроса

СТ 187 УПК РФ

1. Допрос проводится по месту производства предварительного следствия. Следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого.

2. Допрос не может длиться непрерывно более 4 часов.

3. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи, причем общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов.

4. При наличии медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача.

Комментарий к Статье 187 Уголовно-процессуального кодекса

1. Допрос — самое распространенное следственное действие при расследовании преступлений. Он заключается в получении от лица (свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, эксперта, специалиста) и фиксации в установленной процессуальной форме показаний о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для установления истины по уголовному делу.

2. Допрос производится, как правило, по месту производства предварительного расследования. Однако, исходя из сложившихся обстоятельств или из тактических соображений, следователь вправе провести допрос в месте нахождения допрашиваемого: по месту жительства, работы, учебы, военной службы, в следственном изоляторе, лечебном учреждении, на месте события преступления и т.п.).

3. Допрос может быть произведен по месту нахождения допрашиваемого в случаях, не терпящих отлагательства; при необходимости допроса нескольких свидетелей, работающих или проходящих службу в одном месте; невозможности явки на допрос по болезни и по иным причинам; нежелательности преждевременной огласки факта вызова на допрос; допросе детей.

4. Малолетних свидетелей рекомендуется допрашивать в привычной для них обстановке: по месту жительства, в детском саду и т.п. Руководители учреждений, из этических соображений, допрашиваются в качестве свидетелей, потерпевших в своих служебных кабинетах; в качестве подозреваемых, обвиняемых — в соответствующей официальной обстановке (в служебном помещении следственного подразделения Следственного комитета РФ либо в помещении других правоохранительных органов).

5. При определении места допроса учитываются некоторые особенности национальных и местных обычаев, традиций. Так, целесообразно проводить допрос свидетелей, потерпевших, исповедующих исламскую религию, по месту жительства, так как мусульманам непозволительно посещать «казенный дом» в течение определенного срока после смерти родственника. Правильно выбранное место допроса является необходимым условием формирования и сохранения благоприятной психологической обстановки проведения данного следственного действия.

6. Допрос проводится, как правило, в дневное время, т.е. с 6 до 22 часов, однако в случаях, не терпящих отлагательства, — и в ночное время (ч. 3 ст. 164 УПК РФ). Время допроса определяется с учетом процессуального положения допрашиваемого, значимости сведений, которыми он располагает, последовательности проведения допросов по данному делу. Рекомендуется в первую очередь допрашивать тех лиц, которые, по мнению следователя, могут дать правдивые показания. Раньше других допрашиваются лица, находящиеся в служебной или иной зависимости от подозреваемых, обвиняемых, что позволяет собрать необходимые доказательства, которые можно использовать при допросе последних в целях преодоления лжи.

Место допроса

Главная » Юристу » Место допроса

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором


Вернуться назад на Допрос
В соответствии со ст. 187 УПК допрос проводится по месту производства предварительного следствия. Следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого (в следственном изоляторе, где находится под стражей подозреваемый, обвиняемый; в лечебном учреждении, где находится на излечении потерпевший, и т.п.).
Допрос не может длиться непрерывно более четырех часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и приема пищи, причем общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восемь часов. При наличии медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача. Допрос лица, находящегося на излечении в медицинском учреждении, может быть осуществлен только с разрешения лечащего врача.
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности более четырех часов в день (ч. 1 ст. 425 УПК).
Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, должно быть допрошено не позднее 24 часов с момента его фактического задержания (ч. 2 ст. 46 УПК). Обвиняемого допрашивает следователь немедленно после предъявления ему обвинения.
Свидетель, потерпевший вызываются на допрос повесткой, в которой указывается, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин.
Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передается по телефону, телеграфу. В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос.

Свидетель или потерпевший, вызываемый на допрос, обязан явиться в назначенное время либо заранее уведомить следователя о причинах неявки.
В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто приводу органом дознания по поручению следователя либо к нему могут быть применены иные меры процессуального принуждения, предусмотренные ст. 111 УПК (обязательство о явке, денежное взыскание). Подозреваемый или обвиняемый в этом случае может быть подвергнут, кроме того, временному отстранению от должности или на его имущество может быть наложен арест.
Свидетель или потерпевший, не достигший возраста 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова на допрос допускается лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела.
Военнослужащий вызывается на допрос через командование воинской части.
Лицо, находящееся под стражей, вызывается на допрос через администрацию места содержания его под стражей. Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не содержащегося под стражей, производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних — через администрацию этого учреждения (ст. 424 УПК).
Лица, вызванные по одному и тому же делу, допрашиваются порознь и в отсутствие друг друга. При этом следователь принимает меры к тому, чтобы эти лица не могли общаться между собой.

Судебная экспертиза
Судебная экспертиза и опретивно-розыскная деятельность
Судебная власть
Судебная защита прав граждан в области экологии
Судебная защита прав и свобод
Судебная система


| | Вверх

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *