Водный кодекс 2006

  • автор:

3 июня 2006 г. N 73-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
12 апреля 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
26 мая 2006 года

Статья 1

Ввести в действие Водный кодекс Российской Федерации с 1 января 2007 года.

Статья 2

Водный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Статья 3

Со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерации признать утратившими силу:

1) Водный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4471);

2) статью 12 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700);

3) статью 59 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607);

4) пункт 12 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25);

5) статью 6 Федерального закона от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 19, ст. 1752);

6) статью 9 и абзац восьмой подпункта «б» пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 10).

Статья 4

Со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерации законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения, признаются не действующими на территории Российской Федерации.

Статья 5

1. Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров за исключением случая, установленного частью 5 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 514-ФЗ)

2. Водопользователи, указанные в части 1 настоящей статьи, в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации вправе заключить договоры водопользования или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. При этом условия и сроки использования водных объектов могут быть изменены только по инициативе водопользователей. Договоры водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование заключаются или принимаются в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

3. Действие решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо по истечении срока действия лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, либо в случае прекращения права пользования водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 10 Водного кодекса Российской Федерации.

4. Водопользователи, указанные в части 1 настоящей статьи и надлежащим образом выполнявшие условия лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров, имеют преимущественное перед другими лицами право на получение водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование или на заключение договоров водопользования в соответствии со статьей 15 Водного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, если заключение договоров водопользования должно осуществляться по результатам аукциона. (в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

5. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге действие лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, прекращается с 1 января 2015 года. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 514-ФЗ)

Статья 6

Предоставление водных объектов в пользование, в отношении которых ко дню введения в действие Водного кодекса Российской Федерации не были приняты решения Правительства Российской Федерации или решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не были выданы лицензии на водопользование и не были заключены договоры пользования водными объектами, осуществляется в порядке, предусмотренном Водным кодексом Российской Федерации.

Статья 6.1

До утверждения в соответствии со статьей 33 Водного кодекса Российской Федерации схем комплексного использования и охраны водных объектов, но не позднее чем до 1 января 2015 года лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, а также квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод для каждого субъекта Российской Федерации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

Статья 6.2

До утверждения в соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до 1 января 2015 года нормирование содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. (в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

Статья 6.3

До утверждения в соответствии со статьей 45 Водного кодекса Российской Федерации правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, допускается применять разработанные и утвержденные до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации правила эксплуатации водохранилищ. (в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 22.12.2014 N 445-ФЗ)

Статья 6.4

Сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». (в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

Статья 6.5

(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

1. Допускается эксплуатация в границах водоохранных зон автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов и используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств станций технического обслуживания, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу пункта 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.

1.1. Допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация в границах водоохранных зон автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов, предназначенных для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше. (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 294-ФЗ)

2. Разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых в границах водоохранных зон допускаются на основании лицензии на пользование недрами, выданной до дня вступления в силу пункта 8 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, на срок действия такой лицензии.

Статья 7

1. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

2. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации.

3. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.

4. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.

5. Для целей настоящей статьи под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.

Статья 8

Информация о предоставлении водных объектов в пользование размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение шести месяцев со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Статья 9

Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2005, N 1, ст. 39) следующие изменения:

1) в пункте 1 статьи 130 слова «, обособленные водные объекты» исключить;

2) в статье 221 слово «водоемах» заменить словами «водных объектах»;

3) в пункте 2 статьи 226 слово «водоем» заменить словами «водный объект»;

4) в пункте 2 статьи 261 слова «замкнутые водоемы» заменить словами «водные объекты».

Статья 10 — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

Внести в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 26.3 дополнить подпунктом 59 следующего содержания:

«59) осуществления государственного регионального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, мониторинга водных объектов, резервирования источников питьевого водоснабжения, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в сфере водных отношений, полномочий собственника водных объектов в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации.»;

2) подпункт «ч» пункта 2 статьи 26.11 признать утратившим силу.

Статья 12

1) в таблице пункта 4 статьи 333.3 строку

«Внутренние водные объекты (реки, водохранилища, озера)»

заменить строкой следующего содержания:

«Реки, озера, водохранилища»;

2) в статье 333.8:

слово «Налогоплательщиками» заменить словами «1. Налогоплательщиками»;

дополнить пунктом 2 следующего содержания:

«2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.».

Статья 13

Внести в Федеральный закон от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 30, ст. 3060) следующие изменения:

1) в абзаце втором статьи 3 слова «земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности,» исключить;

2) в абзаце втором пункта 1 статьи 4 слова «, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации» исключить;

3) в абзаце втором пункта 1 статьи 5 слова «, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности» исключить.

Статья 14

1) в абзаце четвертом пункта 2 статьи 18 слова «землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации,» исключить;

2) в подпункте 8 пункта 3 статьи 23 слова «замкнутом водоеме» заменить словами «водном объекте»;

3) в статье 27:

подпункт 3 пункта 5 изложить в следующей редакции:

«3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;»;

дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.»;

4) в пункте 1 статьи 40:

в подпункте 1 слова «закрытые водоемы» заменить словами «пруды, обводненные карьеры»;

в подпункте 3 слова «закрытые водоемы» заменить словами «водные объекты»;

5) в пункте 2 статьи 77 слова «замкнутыми водоемами» заменить словами «водными объектами»;

6) в пункте 12 статьи 85 слова «закрытыми водоемами» заменить словами «водными объектами»;

7) подпункт 1 пункта 1 статьи 97 признать утратившим силу;

8) статью 102 изложить в следующей редакции:

«Статья 102. Земли водного фонда

1. К землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

2. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.

3. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.

4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.».

Статья 15

Внести в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4552) следующие изменения:

1) в части второй статьи 1181 слова «замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения» заменить словами «водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом»;

2) в пункте 2 статьи 1213 слова «, обособленных водных объектов» исключить.

Статья 16

1) в статье 7.6:

в наименовании слова «без разрешения (лицензии)» заменить словами «с нарушением установленных условий»;

абзац первый изложить в следующей редакции:

«Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий -«;

2) в статье 23.23:

в наименовании слово «контроль» заменить словами «контроль и надзор»;

в части 1 слово «контроль» заменить словами «контроль и надзор»;

в пунктах 1 — 5 и 7 — 9 части 2 слово «контролю» заменить словами «контролю и надзору»;

3) в пункте 31 части 2 статьи 28.3 слово «контроль» заменить словами «контроль и надзор».

Статья 17

Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 14 дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.»;

2) часть 1 статьи 15 дополнить пунктом 28 следующего содержания:

«28) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.»;

3) часть 1 статьи 16 дополнить пунктом 36 следующего содержания:

«36) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов.»;

4) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

Статья 18

Внести в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5270) следующие изменения:

1) в части 2 статьи 10 слова «обособленных водных объектах» заменить словами «прудах, обводненных карьерах»;

2) в части 3 статьи 24 слова «обособленных водных объектах» заменить словами «прудах, обводненных карьерах».

Статья 19

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5276; 2005, N 30, ст. 3122) следующие изменения:

1) в статье 12:

наименование дополнить словами «, а также особенности перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда»;

слово «Перевод» заменить словами «1. Перевод»;

дополнить частью 2 следующего содержания:

«2. Перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда допускается в случае:

1) если земли заняты водными объектами;

2) строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;

3) изменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.»;

2) в пункте 3 части 1 статьи 15 слова «, которые заняты водными объектами, находящимися в федеральной собственности» исключить.

Статья 20

1) пункт 5 части 1 статьи 10 признать утратившим силу;

2) в части 6 статьи 36 слова «земель водного фонда, занятых водными объектами» заменить словами «земель водного фонда, покрытых поверхностными водами».

Статья 21

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 12 и 19 настоящего Федерального закона.

2. Статья 19 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

3. Статья 12 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

Приказ Ростехнадзора от 18.05.2017 N 167 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции гидротехнических сооружений объектов электроэнергетики»

1. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ.

2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

3. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».

<Письмо> ФАС России от 11.04.2017 N АД/24002/17 «О направлении разъяснений о предоставлении государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»

Кроме того, Закон о защите конкуренции содержит ряд исключений, касающихся предмета преференции. Например, указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров путем предоставления преференций в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Приказ Ростехнадзора от 22.12.2016 N 551 Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты для водопользователей

«Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год»

Таким образом, в случае если пруд расположен на водотоке (ручье, реке, канале) и включает в себя в качестве составной части водоток и покрытые им земли, такой водный объект в силу положений Водного кодекса Российской Федерации может находиться только в федеральной собственности.

Приказ Росводресурсов от 28.12.2016 N 290 Об утверждении Временных правил использования водных ресурсов Нижне-Бурейского водохранилища на р. Бурее

1.1. Временные правила использования водных ресурсов Нижне-Бурейского водохранилища на р. Бурее (далее — Временные правила) разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 03 июня 2006 г. N 74-ФЗ <1>, Положением о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 349 <2>, Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282 <3>, Методическими указаниями по разработке правил использования водохранилищ, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 января 2011 г. N 17 <4>.

Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1496 «О внесении изменений в Правила организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком»

а) подпункт «а» после слов «города федерального значения Севастополя»,» дополнить словами «и рыбоводного участка, в границах которого осуществлялись разведение и (или) содержание, выращивание объектов аквакультуры до вступления в силу Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на основании лицензии на водопользование, выданной для целей сельского хозяйства и (или) рыбного хозяйства до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, и заключенного в соответствии с ней договора пользования водными объектами, действующего на день вступления в силу Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,»;

Приказ Росводресурсов от 31.10.2016 N 216 Об утверждении Правил использования водных ресурсов Верхневолжского водохранилища на р. Волге

1. Правила использования водных ресурсов Верхневолжского водохранилища на р. Волге (далее — Правила) разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ <1>, Положением о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 349 <2>, Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282 <3>, Методическими указаниями по разработке правил использования водохранилищ, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 января 2011 г. N 17 <4>.

Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2016 N 2481-р <О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2607-р>

Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» установлены специальные экологические требования к градостроительной деятельности.

«Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)

В период проведения обобщения с 1 апреля 2015 г. вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и ряд других федеральных законов, внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 499-ФЗ).

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18.06.2015 N АПЛ15-218

Водным кодексом Российской Федерации установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным кодексом. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (части 1, 4 статьи 6).

Водное законодательство России — относительно «юное» направление в сфере законодательства, существующее менее века, в сравнении, например, с земельным законодательством.

В ряде зарубежных европейских стран (Великобритания, Испания, Германия, Франция) водное законодательство возникло в середине XIX века и достигло весьма высокого совершенства.

В этих странах налажены гибкие и эффективные, а главное,- результативные методы управления водным хозяйством, охраны водных объектов и природных водных ресурсов.

В частности, в разработке требований по охране береговых зон при застройке и ином их хозяйственном использовании.

Отличительной особенностью европейского водного законодательства и водного законодательства Северной Америки от российского заключается в том, что помимо общих законов в области водных отношений, принимались и специальные законы.

В США, например, названия федеральных «водных» законов звучат как-то по-человечески ))) — например, так:

В настоящий период времени Водные Кодексы среди ведущих государств мира действуют только в Российской Федерации и в Китайской Народной Республике.

А в регионах России Водный Кодекс принят только в Республике Башкортостан.

Новый Водный кодекс РФ (№74-ФЗ) отражает значимость водных объектов для жизни и деятельности граждан России, значимость самих водных объектов как среды обитания биологических и растительных ресурсов.

Сам по себе Водный кодекс не может никаким образом влиять на изменение (улучшение или ухудшение) обстановки.

Всё сводится к формированию способа защиты и возможности использования водного объекта, к тому, как исполняются и какие механизмы задействованы для исполнения того или иного закона.

Старый вариант Водного кодекса был принят еще в октябре 1995г., то есть практически почти за 10 лет до принятия нового.

В свое время он был достаточно прогрессивным. И все же за десятилетие его действия произошли очень серьезные нарушения, связанные с водными объектами.

За эти годы застроились водоохранные зоны вокруг водных объектов, продолжалось использование и загрязнение водных ресурсов, водопользование не стало адекватным тому, что планировалось , хотя закон в 1995г. был принят не плохой.

И с этих позиций можно говорить о том, что новый Водный кодекс не является революционным.

Вообще говоря, в использовании водных ресурсов революция недопустима. Это историческая традиция по использованию воды. В стране у нас много рек, озёр, и, само по себе, введение Водного кодекса не изменит ситуацию по резкому изменению в отношении их использования и защиты. Очередной Водный Кодекс может быть лишь предпосылкой к тому, чтобы ситуацию улучшить.

Серьёзной проблемой, с которой приходится сталкиваться многим собственникам земельных участков, где есть те или иные водные объекты или участков, находящихся вблизи каких-либо водоёмов, остаётся сложная возможность использования своих участков с ручьями, небольшими речками, прудами, озёрами или воспользоваться близостью этих замечательных творений природы.

В большинстве случаев они «натыкаются» на запрет органов властей — отделов по архитектуре администраций, «Роспотребнадзора», экологических органов и ряда других при попытке решить вопрос застройки своих земельных владений.

Примером может послужить ситуация, представленная .

Связано это, в частности, с таким «родным и обычным» российским явлением, как «забывчивость» государственных органов о своевременном и должном информировании каждого собственника или пользователя земельного участка, например, об установлении водоохраной зоны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» (№ 17 от 10 января 2009 года с изменениями на 29 апреля 2016 года), об изменениях границ водоохранных зон и границ прибрежно-защитных полос, о введении в связи с этим особых условий пользования такими земельными участками.

В тех регионах, где раньше проводилась работа по выделению водоохранных зон, новые собственники земель, как правило, уведомлялись о наличии таких зон и необходимости соблюдения в них водоохранного режима.

Зачастую, работа по выделению этих зон на местности порой не выполнялась. Границы фермерских владений и иных земельных участков не всегда отбивались в натуре, не всегда они отмечались и на земельных планах.

В результате, немало земельных объектов «неожиданно» для их собственников оказались в водоохранных зонах, хотя пользование ими велось, как говорится, испокон веков.

Итогом такого «стечения обстоятельств» для собственников и пользователей земельных участков стали сложности развития своих земельных территорий в плане застройки.

А «искусственная древность» документации на земельные объекты создала проблемы по сделкам с ними.

Государство, не обеспечившее в своё время предоставление каждому собственнику, арендатору квалифицированной документации на земельный объект, сегодня поставило каждого собственника или арендатора земельного участка перед «очередной необходимостью «уточнения местоположений участков» отбивки на местности их границ … со всеми вытекающими финансовыми поборами.

Вот почему, получив из ЕГРН Выписку из кадастрового плана земельного участка, собственники вынуждены оправиться на поиски геодезической землеустроительной организации для «поправки строки в кадастровом плане»: местоположение участка не определено, необходимо уточнение площади по результатам межевания».

Тем более, что государству требуются ещё и уточнения площадей участков в связи с изменяющимися требованиями по охране водных объектов.

Нормы водного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и иного федерального законодательства, всё-таки, должны быть нацелены на то, чтобы свести указанные промахи к минимуму.

Нужно отметить, что новый Водный Кодекс РФ в какой-то мере отличается большей мягкостью в сравнении с предыдущим: ширина водоохранных зон уменьшена, равно как и ширина прибрежно-защитных полос, но с дополнительными ограничениями хозяйственной и иной деятельности.

Связано это как с реальной ситуацией сокращения рекреационных возможностей населения, так и с начавшейся приватизацией земель, расположенных вдоль водоемов.

Тем не менее, не обошлось и в этом вопросе без массовых нарушений земельного, водного, земельного иного законодательства.

В частности, только в Московской области прокуратурой предъявлены в суды десятки исков о незаконном использовании земель вокруг водоемов и нарушении режимов водоохранных зон и защитных прибрежных полос. Иски удовлетворены, и исполнением судебных решений занимается Служба судебных приставов.

Новым водным законодательством введён порядок, по которому выделение земель в водоохранных зонах поставлено под контроль государственных органов.

Это касается не только сельскохозяйственных земель и земель, передаваемых в частную собственность, но и любых отводов земель, если в их составе есть водоохранные зоны.

Сделано это с целью предотвращения загрязнения водных объектов, а также с задачей сохранения среды обитания водных биологических ресурсов, то есть животных и растений.

В частности, передача земли в частную собственность или иную форму владения не лишает государства права устанавливать ограничения в ее использовании в интересах охраны природы, памятников культуры, в целях соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, а также в экстремальных ситуациях (см. статьи 13, 22, 41 и др. Водного Кодекса, статья 1 Гражданского кодекса РФ).

Собственникам и пользователям земельных участков, на территории которых или вблизи которых есть водные объекты нужно знать, что для уточнения размеров водоохранных зон и прибрежно-защитных полос «своих» водных объектов, возможности их использования, скажем, в плане застройки, нужно обратиться к землеустроителю поселения, в районный (городской) отдел по архитектуре.

Именно здесь они могут получить необходимую информацию для правильного планирования своих задач.

<p>Утратил силу — Федеральный закон от 03.06.2006 г. N 73-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Водный кодекс Российской Федерации Принят Государственной Думой 18 октября 1995 года (В редакции федеральных законов от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ; от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ; от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ; от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ) Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Отношения по поводу вод регулируются настоящим Кодексом путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов. ОБЩАЯ ЧАСТЬ РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. Основные положения С т а т ь я 1. Основные понятия В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия: вода — химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях; воды — вся вода, находящаяся в водных объектах; поверхностные воды — воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных водных объектах; подземные воды — воды, в том числе минеральные, находящиеся в подземных водных объектах; водные ресурсы — запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы; водный объект — сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима; водный режим — изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах; водный фонд — совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр; поверхностный водоток — поверхностный водный объект с непрерывным движением вод; поверхностный водоем — поверхностный водный объект, представляющий собой сосредоточение вод с замедленным водообменом в естественных или искусственных впадинах; обособленный водный объект (замкнутый водоем) — небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами; водосборная площадь — территория, сток с которой формирует водный объект; бассейн поверхностного водного объекта (далее — бассейн водного объекта) — территория, включающая водосборные площади гидравлически связанных водоемов и водотоков, главный из которых впадает в море или озеро; акватория — водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами; дренажные воды — вода, собираемая дренажными сооружениями и сбрасываемая в водные объекты; сточные воды — вода, сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты после ее использования или поступившая с загрязненной территории; использование водных объектов — получение различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц; пользование водными объектами (водопользование) — юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов; охрана водных объектов — деятельность, направленная на сохранение и восстановление водных объектов; загрязнение водных объектов — сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов; засорение водных объектов — сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов; истощение вод — устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод; вредное воздействие вод — затопление, подтопление и другое вредное влияние поверхностных и подземных вод на определенные территории и объекты; водопользователь — гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами; водопотребитель — гражданин или юридическое лицо, получающие в установленном порядке от водопользователя воду для обеспечения своих нужд; водохозяйственный объект — сооружение, связанное с использованием, восстановлением и охраной водных объектов и их водных ресурсов; водозабор — комплекс сооружений и устройств для забора воды из водных объектов; водохозяйственная деятельность — деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием, восстановлением и охраной водных объектов; лицензия на водопользование — специальное разрешение на пользование водными объектами или их частями на определенных условиях; распорядительная лицензия — специальное разрешение на распоряжение в установленном порядке правами пользования водными объектами. С т а т ь я 2. Водное законодательство Российской Федерации В соответствии с Конституцией Российской Федерации водное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Водное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие водные отношения, не могут противоречить настоящему Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим водные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует федеральный закон. Нормы водного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать водному законодательству Российской Федерации. С т а т ь я 3. Цели водного законодательства Российской Федерации Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем. Цели водного законодательства Российской Федерации реализуются на основе принципа устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды). С т а т ь я 4. Водное законодательство Российской Федерации и нормы международного права Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации применяются к водным отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется принятие внутригосударственного акта. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора. С т а т ь я 5. Отношения, регулируемые водным законодательством Российской Федерации Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения). Отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не относятся к предмету регулирования водного законодательства Российской Федерации. Отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются гражданским законодательством, санитарным и иным законодательством Российской Федерации. Отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов. Отношения, возникающие в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод, регулируются законодательством Российской Федерации о недрах и водным законодательством Российской Федерации. Отношения по поводу обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) регулируются водным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой данные отношения не урегулированы гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации. Имущественные отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Финансовые отношения, включая налоговые, а также иные административные отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством Российской Федерации в соответствии с общими положениями финансового и административного законодательства Российской Федерации. С т а т ь я 6. Действие водного законодательства Российской Федерации во времени Акты водного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие актов водного законодательства Российской Федерации распространяется на отношения, возникшие до введения их в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие актов водного законодательства Российской Федерации, они применяются к правам и обязанностям, возникшим после введения их в действие. Глава 2. Объекты водных отношений С т а т ь я 7. Водный объект Объектом водных отношений является водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект. С т а т ь я 8. Виды водных объектов В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на: поверхностные водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море Российской Федерации; подземные водные объекты. С т а т ь я 9. Поверхностные водные объекты Поверхностные водные объекты — постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов. Поверхностные водные объекты имеют многофункциональное значение и могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно. Поверхностные водные объекты подразделяются на: поверхностные водотоки и водохранилища на них; поверхностные водоемы; ледники и снежники. С т а т ь я 10. Поверхностные водотоки Поверхностные водотоки — поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения. К поверхностным водотокам относятся реки и водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов. С т а т ь я 11. Поверхностные водоемы Поверхностные водоемы — поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена. К поверхностным водоемам относятся озера, водохранилища, болота и пруды. Обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. Положения водного законодательства Российской Федерации применяются к обособленным водным объектам в той мере, в какой это не противоречит гражданскому законодательству. С т а т ь я 12. Особенности прав собственников, владельцев и пользователей земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. С т а т ь я 13. Ледники и снежники Ледники — движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности. Снежники — неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части. Порядок использования и охраны ледников и снежников определяется водным законодательством Российской Федерации. С т а т ь я 14. Внутренние морские воды К внутренним морским водам относятся морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации. Порядок использования и охраны внутренних морских вод устанавливается настоящим Кодексом и иными федеральными законами. С т а т ь я 15. Территориальное море Российской Федерации К территориальному морю Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательством Российской Федерации. Порядок использования и охраны территориального моря Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом и иными федеральными законами. С т а т ь я 16. Береговая линия и прибрежная полоса внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации Береговая линия внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации определяется по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива. Прибрежная полоса — территория, прилегающая к внутренним морским водам и территориальному морю Российской Федерации. Порядок установления границ прибрежной полосы и режим ее использования определяются Правительством Российской Федерации. С т а т ь я 17. Подземные водные объекты Подземные водные объекты — сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима. К подземным водным объектам относятся: водоносный горизонт — воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи; бассейн подземных вод — совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах; месторождение подземных вод — часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод; естественный выход подземных вод — выход подземных вод на суше или под водой. С т а т ь я 18. Внутренние воды Все водные объекты на территории Российской Федерации, за исключением территориального моря Российской Федерации, являются внутренними водами. С т а т ь я 19. Трансграничные (пограничные) водные объекты Поверхностные и подземные водные объекты, которые обозначают, пересекают границу между двумя или более иностранными государствами или по которым пролегает Государственная граница Российской Федерации, являются трансграничными (пограничными) водными объектами. Порядок использования и охраны трансграничных (пограничных) водных объектов устанавливается настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. С т а т ь я 20. Водные объекты общего пользования Водные объекты общего пользования — водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. На водных объектах общего пользования осуществляется общее водопользование в порядке, установленном настоящим Кодексом. Ограничения использования водных объектов общего пользования допускаются, если это прямо предусмотрено законодательством Российской Федерации. Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, а также обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических или иных интересах законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Обособленные водные объекты, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, в установленном порядке могут использоваться как водные объекты общего пользования только при условиях регистрации данного ограничения права собственности на обособленные водные объекты в едином государственном реестре и выплаты вознаграждения собственнику. Водные объекты, которыми в соответствии с настоящим Кодексом может пользоваться ограниченный круг лиц, признаются водными объектами, не состоящими в общем пользовании. Полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 метров. С т а т ь я 21. Водные объекты особого пользования Водными объектами особого пользования являются водные объекты, которыми пользуется ограниченный круг лиц. Предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом. Предоставление водных объектов в особое пользование исключает их из числа водных объектов общего пользования. Бечевник и общее водопользование могут устанавливаться на водных объектах особого пользования на условиях, предусмотренных соответственно статьями 20 и 88 настоящего Кодекса. С т а т ь я 22. Оборотоспособность водных объектов Оборот водных объектов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или</p>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *