Внутренний аудит и внутренний контроль

  • автор:

Цели финансового аудита

Понятие финансового аудита и его элементы

Определение 1

Аудит — это процедура проведения независимой оценки деятельности предприятия, процесса, системы, продукта или проекта.

Определение 2

Финансовый аудит представляет собой проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия, организации, компании.

Финансовый аудит может быть внутренним (проводится по инициативе владельца бизнеса) или внешним (проверяется сторонними лицами).

Аудит финансовой отчетности предприятия заключается в полной проверке всей документации, которая связанна с финансами предприятия. Проводится проверка соответствия данных финансовой отчетности общепринятым законодательно правилам бухгалтерского учета. Данный вид аудита может проводиться как за все время существования предприятия, так и за какой-то определенный период.

Финансовый аудит предприятия включает следующие элементы:

  • экспертизу формирования уставного капитала и его изменения;
  • анализ и выявление несоответствий в бухгалтерском учете резервов;
  • проверку балансовых счетов и их остатков;
  • проведение расчета финансовых показателей;
  • выявление ошибок при заполнении финансовой отчетности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Цели финансового аудита 450 руб.
  • Реферат Цели финансового аудита 230 руб.
  • Контрольная работа Цели финансового аудита 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основные стратегические цели финансового аудита

Глобальная цель проведения аудита финансов компании — определение правильности отражения хозяйственных операции и их результатов в регистрах бухгалтерского учета и проверка достоверности отчетности.

Детализировать указанную цель можно следующим образом. Цели аудита финансов:

  • выявление тенденций в динамике показателей финансового состояния;
  • выявление и измерение факторов, оказывающих влияние на состояние финансовой сферы предприятия;
  • определение и анализ количественных и качественных изменений;
  • определение основных тенденций финансового состояния предприятия.

Финансовый аудит помогает получить полную информацию о доходности деятельности предприятия, выявить наиболее интересные инвестиционные направления, дать оценку реальной эффективности каждого отдельного направления. Финансовый аудит является инструментом для выявления и устранения негативного влияния ошибок и нарушений, помогает определить неблагоприятные тенденции. Кроме всего вышесказанного финансовый аудит является прекрасным средством управления и контроля, которое позволяет его пользователям принимать грамотные управленческие решения.

Финансовый аудит просто необходим, если собственник бизнеса ставит перед собой следующие цели:

  • добиться полной реализации возможного потенциала предприятия;
  • обеспечить высокий уровень экономической безопасности предприятия;
  • обнаружить на ранних стадиях нарушения в бухгалтерском и налоговом учете;
  • выявить вероятные риски убытков и оттоки финансовых активов с целью их минимизации

Задачи, которые решает финансовый аудит

Проведение на предприятии финансового аудита позволяет решить следующие задачи:

  • убедиться в достоверности отчетности предприятия;
  • проверить соответствие хозяйственно-финансовых операций законодательству;
  • является базой для разработки рекомендаций по оптимизации налоговой нагрузки предприятия;
  • дает возможность совершенствовать и систематизировать бухгалтерский учет;
  • обнаруживает как слабые, так и сильные стороны организационной деятельности фирмы;
  • проверяет уровень компетентности штатных бухгалтеров.

Необходимость проведения аудита финансов

Финансовый аудит предприятия просто необходим в следующих случаях:

  • получение лицензии;
  • выпуск акций предприятия;
  • смена руководителя или главного бухгалтера;
  • проверка уровня компетентности бухгалтеров;
  • проверка финансовой отчетности перед отправкой в управление статистики;
  • ликвидация предприятия.

Внутренний аудит

Юлия Хачатурян, генеральный директор компании Nika, risk plan

Вы узнаете:

Что такое внутренний аудит и чем он отличается от внешнего?
Какие требования законодательства существуют относительно внутреннего аудита.
Чем может помочь внутренний аудитор в работе предприятия.

До недавнего времени внутренний аудит был обязателен лишь для некоторых категорий организаций (банков, страховых организаций и пр.) Их деятельность по внутреннему аудиту регламентируетcя большим количеством специальных нормативных актов (касающихся непосредственно их отрасли), которые требуют отдельного рассмотрения. И мы не будем уделять им внимание в данной статье.

Для иных организаций внутренний аудит (контроль) стал обязательным после вступления в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ. В частности, в данном законе в ст. 19 данного закона сказано следующее: «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).»

Чуть позже мы проанализируем это требование законодательства. Сейчас же мы обратим внимание на несколько существенных моментах:

  • Условно внутренний аудит (контроль) можно разделить на общий внутренний контроль (который, согласно Федеральному закону № 402-ФЗ должен проводиться во всех организациях и специальный, нормативные требования по которому существуют достаточно давно (касающийся банков, страховых организаций и пр.))
  • Нормативно-правовая база, касающаяся общего внутреннего аудита (контроля) достаточно лаконичная. Мы проанализируем ее чуть позже.
  • Четкой юридической ответственности за нарушение законодательства об осуществлении общего внутреннего контроля нет. С достаточно большой натяжкой в данном случае можно применить статью КоАП, устанавливающую санкции за нарушение правил ведения бухгалтерского учета. Поэтому многие организации требования ст. 19 Федерального закона №402-ФЗ считают декларативными.
  • Несмотря на то, что четкая ответственность за нарушение требования Федерального закона «О бухгалтерском учете» не установлена, осуществление внутреннего аудита (контроля) может быть более чем полезно для самой организации и ее учредителей.

Общий внутренний контроль

К сожалению, до сих пор значительное количество людей считает, что внутренний контроль (аудит) аналогичен внешнему. То есть внутренний аудитор осуществляет проверку правовой, кадровой и бухгалтерской документации, так же как и внешний. Разница состоит лишь в том, что внутренний аудитор является сотрудником аудируемой организации, а внешний – нет. Однако, это абсолютно не так. И если мы внимательно изучим Информацию Минфина N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности», то увидим, что эта точка зрения не верна.

Во-первых, внутренний аудит может осуществляться внешними специалистами. В п.18.2. Информации Минфина сказано: «Организация и оценка внутреннего контроля может осуществляться экономическим субъектом самостоятельно или (и) внешним консультантом (в том числе аудиторской организацией).»

Кроме того, содержание внутреннего аудита более чем значительно отличается от внешнего.

Родоначальником общего внутреннего аудита считается Международный институт внутренних аудиторов США, созданный в 1941 году. Согласно американской концепции, задача внутреннего аудитора – просчитать те риски, которые может ожидать предприятие (они могут быть связаны как с внутренними, так и с внешними причинами); оценить вероятность их возникновения; вычленить те из них, к которым бизнес не толерантен и разработать меры по их минимизации.

Пример 1.

Задачей внутреннего аудитора является анализ изменений в результате политических событий внешнеэкономической ситуации; прогнозирование убытков от потери одних экономических партнеров и необходимости поиска предприятием иных поставщиков и покупателей.

При этом сфера деятельности внутреннего аудитора не ограничивается только бухгалтерскими вопросами, вопросами правильного ведения кадровой и юридической документации, он касается всех сфер деятельности предприятия, например, сферы HR.

Пример 2.

В одной производственной компании рабочим были установлены мизерные зарплаты. В результате это привело к текучке кадров; большим затратам на перманентный поиск персонала, воровству рабочими продукции с предприятия. Кроме того, чтобы мотивировать людей остаться и выплачивать им большую зарплату, начальники некоторых цехов (погрузочно-разгрузочного, логистики) писали, что их подчиненные-сдельщики выполнили больше работ, чем они на самом деле сделали. В результате подобная экономия на зарплате привела к большим потерям финансов компании.

Если бы у фирмы был внутренний аудитор – он должен был бы просчитать негативные последствия такой экономии.

Таким образом, работа внутреннего аудитора касается всех сфер деятельности предприятия: это и проверка эффективности правил построения бюджета; контроллинг; оценка инвестиционных проектов; разработка стратегии по защите активов; контроль за созданием системы мер по минимизации злоупотреблений внутри организации; расследование мошенничества внутри организации; контроль за учетом затрат; анализ контроля качества выпускаемой продукции; оценка контроля качества обслуживания клиентов и многое другое. приоритетными направлениями внутреннего аудита являются: способствование получение прибыли компанией и сохранность активов.
В целом эта концепция нашла отражение в Информации Минфина N ПЗ-11/2013.

Требования российского законодательства к внутреннему контролю (аудиту)

Рассмотрим теперь нормы российского законодательства, касающиеся внутреннего аудита. Во-первых, обратим внимание на то, что в ст. 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все же есть небольшое противоречие.

Согласно ей, все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль. Априори предполагается, что этот внутренний контроль необходимо осуществлять во всех сферах деятельности организации. Но в части 2 той же статьи уточняется, что экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). Возникает логическая загадка, а что в остальных сферах (помимо бухгалтерского учета и отчетности), экономический субъект осуществлять внутренний аудит в отличие от остальных организаций не обязан? По идее, требования к внутреннему контролю таких организаций, наоборот, должны быть более строгими, чем по отношению к тем фирмам, которые не подлежат обязательному внешнему аудиту. Или законодатель подразумевает, что внутренний аудит для всех организаций обязателен (в том числе в сфере контроля за ведением бухгалтерской документации); а для фирм, подлежащих внутреннему аудиту он строго обязателен? В общем, статья оставляет обширное поле деятельности для ее толкования.
Следующий нормативный акт, в котором мы можем найти требования к внутреннему аудиту – это Постановление правительства РФ от 23 .09.2002 № 696 «Об утверждении федераль

ных правил (стандартов) аудиторской деятельности»). Обратим внимание сразу же на то, что в данный документ не внесено свежих изменений и дополнений после вступления в силу закона о бухучете. Поэтому отдельные его нормы не совсем соответствуют точке зрения Минфина, высказанной в информации. Например, согласно данному документу, внутренний аудит — контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением — службой внутреннего аудита (как мы видим, данная норма идет в разрез с информацией Минфина, ведь согласно ей внутренний аудит может осуществлять и сторонняя организация). Безусловно, объясняя это противоречие, можно сослаться на то, что в информации Минфина говорится о внутреннем контроле, в то время как в постановлении Правительства РФ речь идет о внутреннем аудите. Но по сути, эти два понятия являются идентичными.
По мнению авторов данного постановления, функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля. Объем и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства. Обычно функции службы внутреннего аудита включают один или несколько следующих элементов:

  • мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля;
  • исследование финансовой и управленческой информации;
  • контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

Проанализируем более детально некоторые пункты Информации Минфина N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
По мнению Минфина, эффективность внутреннего контроля может быть ограничена:

  • изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта;
  • превышением должностных полномочий руководством или иным персоналом экономического субъекта, включая сговор персонала;
  • возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Фактически в данном случае говорится о том, что создать систему контроля, которая ни при каких обстоятельствах не даст сбоя, невозможно. Приведем два конкретных примера, соответствующих первому и второму пункту.

Пример 3.

Как известно, ситуация на Украине повлекла введение санкций. С партнерами из одних стран российские бизнесмены прекратили работать, вместо них появились другие поставщики и покупатели. Наверняка есть предприятия, которые в момент перестройки своего бизнеса (поиска новых партнерах в странах, которые не ввели санкции) понесли некоторые убытки. Можно ли было предугадать такую экономическую ситуацию в будущем (когда санкции еще не были введены) – вопрос достаточно сложный. Возможно, на некоторых предприятиях есть гениальные специалисты, которые смогли просчитать вероятность таких событий и их руководство заблаговременно начало искать новые каналы сбыта-поставок. Однако, большинство служб внутреннего контроля скорее всего не смогло этого сделать.

Пример 4.

Даже в негосударственной организации есть место коррупционным схемам: начальник отдела закупок закупает товары у тех поставщиков, которые дают ему самый большой откат; финансовый директор разрабатывает бюджет по отделам в пользу большего финансирования (обучения сотрудников, выплаты заработных плат и т.д.), чей начальник выплачивает ему в благодарность неформальное вознаграждение; на многих производствах осуществляется кража продукции; завышается количество часов, которые якобы отработали работники и которые должны быть оплачены и т.д. Как правило, эффективная система внутреннего контроля предполагает такое разделение обязанностей, которое может исключить возможность мошеннических действий со стороны работников. Однако, есть незыблемое правило, любую систему, разработанную в противодействие коррупционным и мошенническим схемам можно обойти путем сговора трех сотрудников, между которыми соответствующие обязанности в целях минимизации злоупотреблений и были разделены.

Минфин называет следующие элементы внутреннего контроля:

  • контрольная среда;
  • оценка рисков;
  • процедуры внутреннего контроля;
  • информация и коммуникация;
  • оценка внутреннего контроля.

1. Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом.

2. Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков. Под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности.

Минфин обращает внимание на то, что одним из важных направлений оценки рисков является оценка риска возникновения злоупотреблений (возможные варианты злоупотреблений внутри организации названы в Примере 4). В Информации сказано, что злоупотребления могут быть связаны с приобретением и использованием активов, ведением бухгалтерского учета, в том числе составлением бухгалтерской отчетности, совершением действий, являющихся коррупциогенными (включая коммерческий подкуп). Оценка данного риска предполагает выявление участков (областей, процессов), на которых могут возникать злоупотребления, а также возможностей для их совершения, в том числе связанных с недостатками контрольной среды и процедур внутреннего контроля экономического субъекта.

3. Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта.

Обратимся к примеру 2, чтобы проиллюстрировать, что имеется в виду.

Продолжение примера 2.

Злоупотребление в данном случае выражалось в завышении часов работы сотрудников предприятии (фактически нормы времени). Задачей внутреннего аудитора соответственно является выявление данного риска и его минимизации. В данном случае, на наш взгляд, мог быть предложен комплекс мер: разумное повышение заработных плат; проставление отработанных часов начальником цеха и подтверждение этих часов иным, независимым сотрудником (например, из отдела ОТиЗ).

Минфин указывает, что экономический субъект может применять следующие процедуры внутреннего контроля:

  • а) документальное оформление (например, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов);
  • б) подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям (например, проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету). К данным процедурам внутреннего контроля относятся также процедуры контроля взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни (например, соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей);
  • в) санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их;
  • г) сверка данных (например, сверка расчетов экономического субъекта с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности);
  • д) разграничение полномочий и ротация обязанностей;
  • е) процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;
  • ж) надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей и т.д.

Для целей противодействия злоупотреблениям наиболее эффективными процедурами внутреннего контроля являются санкционирование (авторизация) сделок и операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, контроль фактического наличия и состояния объектов.

Приведем конкретный пример, иллюстрирующий меру по предотвращению рисков в виде ротации.

Пример 5.

В отделе по закупкам есть несколько менеджеров (каждый из которых занимается закупкой в своей сфере). Один из них выбирает поставщиков за откаты. В случае ротации менеджера по закупкам, который занимается неблаговидной деятельностью с добросовестным работником – коррупционная схема будет сломана. Для того, чтобы на новом участке договориться об откатах и пр. у менеджера по закупкам – мошенника уйдет много времени и сил.

4. Коммуникация представляет собой распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Например, персонал экономического субъекта должен быть осведомлен о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведенной ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства.

5. Оценка внутреннего контроля осуществляется не реже одного раза в год. Объем оценки внутреннего контроля определяется руководителем или внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) экономического субъекта. Одним из ее видов является непрерывный мониторинг внутреннего контроля. Он может осуществляться руководством экономического субъекта в форме регулярного анализа результатов деятельности экономического субъекта, проверки результатов выполнения отдельных хозяйственных операций, регулярной оценки и уточнения внутренней организационно-распорядительной документации и других формах.

Отдельная глава информации Минфина посвящена документированию внутреннего контроля. Из нее можно сделать вывод, что в организации должны быть следующие документы:

  • матрица рисков (включает количественное и качественное описание риска)
  • документ, в котором описываются в текстовой или графической форме бизнес-процессы и процедуры работы организации;
  • документы, в которых бы были отражен порядок организации и осуществления внутреннего контроля (это может быть отдельный документ, а могут быть нормы, прописанные в различных документах компании (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета экономического субъекта). Для удобства автор данной статьи советовал бы фирме разработать отдельное положение, посвященное внутреннему контролю. Не исключено использование в таком документе ссылочной техники (когда по тому или иному вопросу Положение будет отсылать пользователя к иным локальным актам организации).
  • Документы, устанавливающие правила коммуникации;

Ими могут являться: положение об информационной политике (в области внешних и внутренних коммуникаций), графики предоставления данных и составления отчетности, должностные инструкции.

  • Документы, регламентирующие оценку дизайна внутреннего контроля.

Документация, оформляющая организацию внутреннего контроля, должна регулярно обновляться (не реже одного раза в год).

Руководствуясь данной информацией Минфина, вы можете оценить, насколько ваше предприятие подвержено рискам, дать им количественную и качественную оценку, определить, к каким рискам ваше предприятие будет толерантно, а к каким – нет, разработать меры по минимизации рисков (в информации, как мы продемонстрировали выше, перечислены меры противодействия рискам). Таким образом, следуя этим рекомендациям при желании вы можете создать действенную систему контроля в организации.

Аналитические процедуры и их значение в аудите

О. Ю. Попель

Попель Ольга Юрьевна,
ассистент аудитора
ЗАО «МКД», г. Санкт-Петербург

Важнейшими целями аудита являются: 1) установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам; 2) оценка системы внутрифирменного контроля предприятия, причем эта оценка имеет огромное значение для самой аудиторской организации при проведении аудиторской проверки на всех ее этапах, и 3) своевременное выявление потенциального банкротства, то есть определение жизнеспособности предприятия, что важно для проверяемого субъекта, его контрагентов и общества в целом.

Основная цель аудита также дополняется обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

Таким образом, в общем, цель аудита можно сформулировать как решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

Конкуренция на рынке аудиторских услуг увеличивается с каждым днем, поэтому руководители аудиторских фирм должны постоянно следить за стоимостью этих услуг, чтобы не потерять имеющийся круг клиентов и иметь возможность приобретать новых. Для этого необходимо контролировать затраты на проведение аудиторских проверок и постоянно стремиться оптимизировать их, максимально снижая неоправданные расходы. В этой связи ключевую роль играет уровень затрат труда на проведение проверки.

Оптимизация трудоемкости проведения аудиторской проверки очень важна, в этой связи большую роль играют аналитические процедуры, являющиеся одним из способов получения аудиторских доказательств. Проведение аналитических процедур дает аудитору значительный объем необходимой ему информации и при этом требует намного меньше затрат, нежели проведение детального тестирования.

Кроме того, как было изложено выше, одной из основных целей аудита является определение жизнеспособности, выявление резервов лучшего использования финансовых ресурсов, разработка мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, исходя из этого возникает необходимость аудита с глубоким комплексным анализом финансового состояния хозяйствующего субъекта.

Помимо этого, являясь одной из важнейших заключительных аналитических процедур, анализ финансового состояния проверяемого предприятия имеет огромное значение для аудитора, поскольку позволяет на его основе делать важные выводы для целей аудиторской проверки.

Аналитические процедуры являются одним из способов получения аудиторских доказательств. Это один из самых сложных инструментов, используемых аудитором.

Аналитические процедуры представляют собой один из видов аудиторских процедур и состоят в выявлении, анализе и оценке соотношений между финансово — экономическими показателями деятельности проверяемого экономического субъекта. Их применение основано на существовании явной причинно-следственной связи между анализируемыми показателями.

Рассмотрим аналитические процедуры как часть аудиторских процедур. Согласно Перечню терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, аудиторские процедуры есть определенный порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита. (Строго говоря, добавление “для получения, необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита” излишне. При дефиниции объектов следует делать акцент на их сути и абстрагироваться по возможности от их назначения. Кроме того, некоторые аудиторские процедуры, в частности аналитические, нужны не только для получения необходимых аудиторских доказательств, но и для планирования аудита и т. д.).

Среди аудиторских процедур выделяются аудиторские процедуры по существу (другие названия: независимые аудиторские процедуры, самостоятельные аудиторские процедуры). Они относятся непосредственно к проверке ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности в отличие, например, от контрольных аудиторских процедур, заключающихся в проверке работоспособности и надежности конкретных средств внутреннего контроля аудируемого экономического субъекта.

В свою очередь, аудиторские процедуры по существу подразделяются на две разновидности. Процедуры первого вида связаны с детальной проверкой верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам, а процедуры второго вида— это аналитические процедуры. Они включают анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и других показателей (особенно их необычных отклонений от ожидаемых значений) проверяемого экономического субъекта, а также выяснение причин их искажений.

В рамках Российского правила (стандарта) аудиторской деятельности «Аналитические процедуры» в качестве аналитических процедур рассматриваются конкретные процедуры. Однако следует иметь в виду, что существует и расширенное толкование этого понятия, когда к аналитическим процедурам относятся также беглый просмотр бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта, дискуссии с его персоналом и т.п.

Существует нешироко распространенное среди аудиторов и пользователей аудита заблуждение, что термин “аналитические процедуры” обозначает якобы анализ финансово-хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта. Аналитические процедуры используются при оценке достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, а анализ его финансово-хозяйственной деятельности начинается уже после того, как достоверность установлена, поскольку анализировать финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта при недостоверности его бухгалтерской отчетности бессмысленно.

Иными словами, анализ финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта начинается там, где кончается его аудит (a значит, и аналитические процедуры). Вместе с тем и аналитические процедуры аудита, и финансовый анализ хозяйственной деятельности базируются на методах экономического анализа, поэтому содержат много общих приемов, поэтому финансовый анализ (анализ финансового состояния) можно условно отнести к заключительным аналитическим процедурам.

Аудиторы используют методы экономического анализа и в других случаях. Например, при проведении аудита необходимо оценивать справедливость допущения непрерывности деятельности проверяемого экономического субъекта (сможет ли он продолжать свою деятельность и исполнять свои обязательства в течение, как минимум,12 месяцев, следующих за отчетным периодом), что является типично аналитической задачей и по формулировке, и по методам её решения. Кроме того, Банк России требует от банковских аудиторов в процессе аудиторских проверок кредитных учреждений, оценивать выполнение ими экономических нормативов, качество управления кредитной организацией, ее кредитную политику, обоснованность пролонгации ссуд, адекватность структуры управления видам и объемам выполняемых кредитной организацией операций —это также аналитические; задачи.

Таким образом, аудиторы в значительной мере подготовлены к проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов (к тому же они хорошо знакомы с информационной базой такого анализа) и могут осуществлять его не только в рамках аудиторской проверки но и, например, в качестве сопутствующих аудиту услуг. Это следует иметь в виду как руководству аудиторских организаций и экономических субъектов, так и органам государственного и общественного регулирования аудита.

Сложность аналитических процедур окупается их эффективностью. В книге Дж. Робертсона “Аудит” приводится ссылка на результаты исследования существенных искажений бухгалтерской отчетности, обнаруженных в ходе большого количества аудиторских проверок. Согласно этим результатам аналитические процедуры помогли выявить 27,1% всех искажений (если использовать расширенное толкование термина “аналитические процедуры”, эта цифра возрастет до 45,6%).

Аналитические процедуры проводятся аудитором на протяжении всего процесса аудита, что позволяет повысить его качество и сократить трудозатраты. В период исследований они могут выполняться в сочетании с другими аудиторскими процедурами. Выполнение аналитических процедур состоит из: определения цели процедуры, выбора метода процедуры, непосредственно проведения процедуры и анализа результатов.

На стадии планирования аудита аналитические процедуры позволяют аудитору определить особенности деятельности организации, выявить необычные или неверно отраженные в отчетности факты, определить области повышенного риска, требующие дополнительного внимания.

Выбор метода зависит от цели их проведения и определяется аудитором.

К основным методам аналитических процедур можно отнести:

  • Числовые и процентные сравнения;
  • Коэффициентный анализ;
  • Анализ, основанный на статистических методах;
  • Корреляционный анализ;
  • Другие.

Применяя данные методы, аудитор проводит:

  • Сравнение фактических показателей с плановыми (сметными). Исследование наиболее важных сфер (в которых есть резкие отклонения фактических показателей от плановых) может выявить свидетельства потенциальных ошибок (их отсутствие может говорить о том, что ошибки маловероятны). Аналитические процедуры этого типа широко практикуются, например, при аудите государственных предприятий. Здесь необходимо учитывать два момента: насколько можно доверять прогнозам клиента (для этого аудитор беседует о процедурах составления прогнозов с персоналом клиента) и какова вероятность того, что текущая финансовая информация была изменена персоналом клиента в соответствии с прогнозными расчетами (для сведения этой вероятности к минимуму аудитор оценивает риск контроля и проводит детальноетестирование фактических данных).
  • Сравнение показателей отчетного периода с показателями предыдущих периодов (резкие колебания должны привлечь внимание аудитора, они могут быть связаны с изменением экономических условий или с погрешностями финансовой отчетности).
  • Сравнение фактических финансовых показателей с определенными аудитором прогнозными показателями (аудитор строит предполагаемый баланс для сопоставления его с фактическим; суть этой процедуры состоит в том, что аудитор сравнивает сальдо счета с другими остатками или счетом прибылей и убытков либо строит свои предположения на основе сложившихся тенденций).
  • Вычисление коэффициентов финансового состояния организации и анализ их динамики (на основе анализа аудитор делает важные выводы о жизнеспособности клиента);
  • Сравнение показателей проверяемого экономического субъекта со среднеотраслевыми данными (значительные отклонения должны быть изучены аудитором, однако необходимо учитывать различия в учетной политике предприятий, экономических условиях и возможной специфичности продукции, выпускаемой отдельными предприятиями); в некоторых случаях целесообразно произвести сравнение с показателями предприятия-аналога;
  • Сравнение данных о клиенте с ожидаемыми результатами при помощи нефинансовых данных (количество реализованной продукции, отработанные часы и т.д.). Здесь важна уверенность в точности этих нефинансовых данных.

Соотношения, используемые в аналитической процедуре, должны быть правдоподобны и предсказуемы. Правдоподобность предполагает существование явной причинно-следственной связи.

Использование аналитических процедур в процессе аудита позволяет аудитору произвести оценку финансовых показателей путем изучения вероятных зависимостей между ними. Это в свою очередь дает возможность оценить эффективность методов планирования, используемых организацией, выявить сложившиеся тенденции, области потенциального риска, вероятность банкротства и т.д.

Правильно организованный предварительный аналитический обзор может позволить аудиторам достаточно подробно ознакомиться с бизнесом клиента. Многие аудиторы начинают этот обзор с изучения сопоставимых финансовых отчетов и подсчета долевых соотношений и изменений по счетам баланса и отчета о доходах.

Цель применения аналитических процедур при общей проверке финансовых отчетов состоит в оказании помощи аудитору в формировании его обоснованного компетентного мнения.

Таким образом, основной целью является предварительное диагностирование искажений бухгалтерской отчетности; для его эффективности такое диагностирование— как и в других областях человеческой деятельности —должно быть более простым и дешевым, чем точные и надежные методы, ориентированные на работу с бухгалтерской документацией.

Основной целью применения аналитических процедур является выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатов хозяйственной деятельности, определяющих области потенциального риска и требующих особого внимания аудитора.

Целями аналитических процедур также являются:

а) изучение деятельности экономического субъекта (аналитические процедуры – один из распространенных способов приобретения таких знаний);

б) оценка финансового положения экономического субъекта и перспектив непрерывности его деятельности (все сомнения относительно способности предприятия оставаться действующим должны быть включены в аудиторское заключение в качестве объяснительного абзаца);

в) выявление фактов искажения бухгалтерской отчетности; выявление вероятности ошибок в финансовой отчетности.

Неожиданные значительные расхождения между не подвергшимися аудиту финансовыми данными за текущий год и другими данными, с которыми они сравниваются, известны под названием “необычные колебания”. Необычные колебания – это те случаи, когда значительные расхождения данных не ожидаются, но имеют место, и когда значительные расхождения ожидаются, но не имеют места. В любом случае одна из вероятных причин необычных колебаний – это ошибка или неточность в учете. Таким образом, если необычное колебание велико, то аудитор должен установить его причину и удостовериться, что это обоснованное экономическое событие, а не ошибка или неправильность в отчетности. Этот аспект аналитических процедур часто называют направлением внимания, поскольку они направляют исследователя на осуществление более детальных процедур в тех специфических сферах аудита, где могут быть найдены ошибки или неточности.

г) сокращение числа детальных аудиторских процедур (когда аналитическая процедура не выявляет необычных колебаний, можно заключить, что вероятность существенной ошибки или неточности минимальна. Тогда результатом данной аналитической процедуры следует считать веское свидетельство в пользу правильности проведения остатков по соответствующим счетам. Из этого вытекает, что при анализе рассматриваемых счетов можно ограничиться меньшим количеством детальных тестов. В качестве примера можно привести анализ соотношения между объемом реализации и размером дебиторской задолженности вместо встречной проверки счетов дебиторов. Перечислим показатели, между которыми существует достаточно тесная взаимосвязь: реализация— себестоимость реализованной продукции; реализация — дебиторская задолженность; основные средства — амортизация; финансовые вложения (долгосрочные и краткосрочные) — доходы от них; покупки — кредиторская задолженность; объем выполняемых работ — зарплата персонала; объем продаж —комиссионное вознаграждение и т.д.

д) обеспечение тестирования в целях получения ответов на возникшие вопросы.

Аналитические процедуры могут выполняться на протяжении всего процесса аудита: планирование, непосредственное проведение аудиторской проверки, завершение аудита.

Для проведения аналитических процедур выбирается один из трех периодов аудита. Некоторые аналитические процедуры следует выполнить на стадии планирования, чтобы помочь аудитору в определении характера, масштабов и сроков предстоящей работы. Проведение аналитических процедур при планировании помогает аудитору идентифицировать важные моменты, которые позднее, при аудите, потребуют особого внимания.

На этапе планирования аудита выполнение аналитических процедур способствует пониманию деятельности проверяемого экономического субъекта, выявлению областей потенциальных рисков и более точному определению степени аудиторского риска. Выявление областей потенциальных рисков позволяет увеличить при планировании выделяемые на них ресурсы за счет некоторого уменьшения аудиторских ресурсов для областей с низкой долей риска. Их применение позволяет повысить качество аудита и сократить затраты времени на его проведение. При формировании общего плана и программы аудита применение аналитических процедур способствует сокращению количества и объема других аудиторских процедур.

При непосредственном проведении аудита предметам обычного применения аналитических процедур являются, например, некоторые мелкие затраты с низкой вероятностью искажений— на канцелярское оборудование, телефонные разговоры и т.д. Их естественно сравнивать с одноименными затратами прежних лет, особенно в тех случаях, когда прежние аудиторские проверки проводились теми же аудиторами. На завершающем этапе аудита сравнению с данными предыдущих периодов нередко подвергаются обобщающие показатели бухгалтерской отчетности проверяемого экономического объекта —прибыль, объем реализации, фонд заработной платы и т.д.

Общая схема проведения аналитических процедур на всех этапах аудиторской проверки

Соблюдение принципа непрерывности деятельности

При ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности бухгалтера исходят из того, что предприятие не собирается ликвидироваться, не собирается существенно сокращать свою деятельность, будет продолжать выполнять свои обязательства. В этом проявляется принцип непрерывности деятельности предприятия.

Во время проведения аудиторской проверки аудитор может засомневаться в том, что предприятие способно продолжать свою деятельность. Поводом для такого сомнения могут стать различные основания (Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Применимость допущения непрерывности деятельности», одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 15 июля 1998 года, протокол № 4). Среди таких оснований есть те, которые могут быть подкреплены определенными расчетами, в том числе с применением аналитических методов, а именно:

  1. Отрицательная величина чистых активов или невыполнение установленных законодательством требований в отношении чистых активов (статья 35 Федерального закона “Об акционерных обществах” от 26.12.1995 № 208-ФЗ в редакции от 24.05.1999 и Приказ Минфина РФ № 71, ФКЦБ № 149 от 05.08.96 “О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ”);
  2. Существенные отклонения значений основных коэффициентов, характеризующих финансовое положение экономического субъекта, от нормальных значений;
  3. Значительные убытки от основной деятельности;
  4. Неспособность погашать кредиторскую задолженность в положенные сроки.

Могут быть и другие основания, по которым возникает сомнение в применимости принципа непрерывности деятельности предприятия.

Организация внутреннего контроля в организации

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы организации и осуществления внутреннего контроля. Так, в ст. 19 «Внутренний контроль» Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» указано что:

  1. Экономический субъект обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

  2. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя) .

Также отметим перечень случаев обязательного аудита, так как Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» подчеркивает, что именно эти организации обязаны осуществлять контроль ведения учета и составления отчетности. Случаи обязательного аудита отмечены, прежде всего, в ст. 5 307-ФЗ, согласно которой обязательный аудит проводится в следующих случаях:

  • если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  • если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;
  • если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает четыреста миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает шестьдесят миллионов рублей;
  • если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • в иных случаях, установленных федеральными законами .

Следовательно, данные организации обязаны осуществлять внутренний контроль ведения учета и составления отчетности.

Кроме того, на сайте Министерства финансов РФ ежегодно публикуется информация с перечнем случаев обязательного аудита, в которой содержится указание на нормативно-правовой акт, согласно которому необходимо проводить обязательный аудит, вид отчетности, подлежащий аудиту и субъектов проверки. Информацию о случаях обязательного аудита также можно почерпнуть в Письмах ФНС .

Необходимость проведения и организации внутреннего контроля по «особым» правилам отмечает Федеральный закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», ст. 7 которого отмечает, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях .

Конкретные действия по организации и проведению внутреннего контроля отражены в Информации Минфина России №ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» .

Так, в данной Информации отмечено, что внутренний контроль – это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

  • эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
  • соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

В рекомендациях Минфина также сформированы основные элементы внутреннего контроля, к которым относятся:

  • контрольная среда;
  • оценка рисков;
  • процедуры внутреннего контроля;
  • информация и коммуникация;
  • оценка внутреннего контроля.

Исходя из изученного материала по внутреннему контролю, становится очевидным, что рекомендации Минфина России построены на основе системы COSO. Данная система была разработана Комиссией Тредуэя (спонсорским комитетом Тредуэя), образованной несколькими организациями: Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров (America№Institute of Certified Public Accountants), Американской ассоциацией бухгалтеров (America№Accounting Association), Институтом внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors), Международной ассоциацией финансовых руководителей (Financial Executives International), Институтом бухгалтеров по управленческому учету (Institute of Management Accountants).

Согласно системе COSO внутренний контроль – это процесс, осуществляемый высшим органом организации, определяющим его политику, его управленческим персоналом высшего уровня и всеми другими сотрудниками, в достаточной и оправданной мере обеспечивающий достижение предприятием следующих целей: целесообразности и финансовой эффективности деятельности; достоверности финансовой отчетности; соблюдения применимого законодательства и требований регулирующих органов.

Элементы внутреннего контроля согласно системе COSO включают в себя:

  • контрольную среду;
  • оценку риска;
  • мероприятия контроля;
  • сбор и анализ информации, а также передачу ее по назначению;
  • мониторинг и исправление ошибок.

Если обратиться к федеральным стандартам аудиторской деятельности, то можно констатировать, что косвенное руководство по организации внутреннего контроля над экономическим субъектом содержится во ФПСАД №8. Указанный Стандарт предназначен в качестве руководства внешнему аудитору для понимания деятельности экономического субъекта, в том числе системы его внутреннего контроля .

В одном из приложений к данному Стандарту приведена характеристика следующих элементов системы внутреннего контроля, которые должен оценить внешний аудитор в ходе проверки, а именно:

  • контрольной среды;
  • процесса оценки рисков аудируемым лицом;
  • информационной системы, связанной с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • контрольных действий;
  • мониторинга средств контроля.

Организация внутреннего контроля

Ключевыми моментами в определении внутреннего контроля являются контроль эффективности, достижения запланированных операционных и финансовых показателей, ведения учета и составления отчетности, а также соблюдения законодательства экономическим субъектом. Представим организационно-методические особенности данных этапов и направлений контроля.

В общем виде организацию внутреннего контроля исходя из его определения можно представить следующим образом (рис. 1).

Рисунок 1. Внутренний контроль эффективности деятельности, достижения операционных и финансовых показателей

В первую очередь при проведении внутреннего контроля необходимо определить его объекты – показатели эффекта (результата) и эффективности (результативности).

Эффект – это результат деятельности экономического субъекта, формирующийся в абсолютном выражении (выручка, прибыль, маржинальный доход и т.д.), эффективность – относительный показатель деятельности (рентабельность, фондоотдача, оборачиваемость, производительность труда и т.д.). Кроме выбора самих показателей внутреннего контроля, необходимо определиться с методикой их расчета.

Так, при расчете показателей эффективности использования тех или иных ресурсов должны использоваться различные виды продукции:

  • при расчете фондоотдачи, фондоемкости – товарная продукция;
  • при расчете количества оборотов оборотных средств – реализуемая продукция;
  • при расчете выработки – валовая продукция.

Ввиду этих особенностей рассчитанные на основе выручки от реализации показатели эффективности использования основных, оборотных фондов и трудовых ресурсов являются не совсем корректными и далекими от реальной оценки.

Внутренний контроль эффективности и результативности деятельности

Внутренний контроль эффективности и результативности деятельности, в том числе достижения финансовых и операционных показателей, представляется возможным организовать при помощи методов экономического анализа, виды которого представлены на следующем рисунке.

Рисунок 2. Классификация видов экономического анализа

Управленческий анализ позволит осуществить в рамках внутреннего контроля оценку эффективности использования ресурсного потенциала экономического субъекта (по основным фондам: фондоотдачи, фондоемкости, фондорентабельности; по оборотным фондам – оборачиваемости, в оборотах и днях; по трудовым ресурсам – производительности труда, трудоемкости продукции, работ, услуг) и достигнутого эффекта от осуществления деятельности (прибыль, выручку, маржинальный доход, экономию себестоимости). Финансовый анализ позволит дать оценку финансового состояния экономического субъекта.

Используемый в аудиторской деятельности ФПСАД №20 также построен на применении экономического анализа для выполнения контрольных процедур. Так, ФПСАД №20 отмечает, что при применении аналитических процедур аудитор осуществляет анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях о деятельности аудируемого лица, а также изучает связь этих соотношений и закономерностей с другой имеющейся в распоряжении аудитора информацией или причины возможных отклонений от нее.

На основании изложенного, применение аналитических процедур при осуществлении внутреннего контроля может быть обозначено следующей последовательностью.

Рисунок 3. Возможное применение аналитических процедур в рамках организации внутреннего контроля

Аналитические процедуры в рамках внутреннего контроля могут быть осуществлены разными способами (простым сравнением, комплексным анализом с применением сложных статистических методов и др.). Выбор аудитором процедур, способов и уровня их применения является предметом профессионального суждения.

Методом горизонтального анализа можно осуществить рассмотрение финансовой и другой информации о рассматриваемой организации в сравнении:

  • с сопоставимой информацией за предыдущие периоды;
  • с ожидаемыми результатами деятельности аудируемого лица, например сметами или прогнозами, а также предположениями аудитора;
  • с информацией об организациях, ведущих аналогичную деятельность (например, сравнение отношения выручки от продаж аудируемого лица к сумме дебиторской задолженности со средними отраслевыми показателями или с показателями других организаций сопоставимого размера в той же отрасли экономики).

Методами факторного анализа проводится оценка влияния факторов на выявленное отклонение, в результате чего осуществляются поиск путей эффективного использования ресурсов организации, а также рассмотрение взаимосвязей:

  • между элементами информации, которые предположительно должны соответствовать прогнозируемому образцу, исходя из опыта экономического субъекта;
  • между финансовой информацией и другой информацией (например, между расходами на оплату труда и численностью работников).

При помощи методов сравнения выявляется общая тенденция изменения показателей, анализ углубляется применением методов факторного анализа (они рассматриваются в курсе экономического анализа). Основными методами факторного анализа являются способы абсолютных и относительных разниц, метод цепных подстановок, метод логарифмирования, пропорционального деления, интегральный метод и т.д.

Кроме того, внутренний контроль эффективности деятельности можно проводить с учетом оценки допущения непрерывности деятельности экономического субъекта (ФПСАД №11) , одной из действенных методик оценки которого, по мнению автора является применение CVP-анализа .

Также на экономическом субъекте необходимо осуществлять внутренний контроль эффективности долгосрочных решений, основой которого являются расчет и оценка статических и динамических показателей. При этом наиболее актуальными являются методы, учитывающие временную ценность денег – динамические (дисконтированные) методы (табл. 1).

Таблица 1. Статические и динамические методы оценки инвестиционных проектов

Критерии оценки инвестиционных проектов Основанные на учетных оценках («статистические», традиционные методы): PP, ARR
Основанные на дисконтированных оценках («динамические» методы): PV, NPV, PI, IRR, DPP

Внутренний контроль достижения операционных и финансовых показателей

Для организации внутреннего контроля достижения операционных и финансовых показателей необходимо проводить сравнение с запланированными показателями бюджета организации в разрезе операционного и финансового бюджетов (рис. 4).

Рисунок 4. Система бюджетов для внутреннего контроля достижения показателей

Анализ необходимо проводить методами сравнения, перечисленными выше, а также методами факторного анализа путем поиска причин выявленных отклонений от запланированных показателей.

Внутренний контроль ведения учета и составления отчетности

Общая последовательность внутреннего контроля ведения учета, составления отчетности, по мнению автора, «технически» и методически не отличается от принципов осуществления внешнего контроля и может быть представлена последовательностью, приведенной на рисунке 5.

Рисунок 5. Внутренний контроль ведения учета, составления отчетности

Как и при проведении внешней проверки, при осуществлении внутреннего контроля проверку необходимо тщательно спланировать, сформировать массив информации, подлежащий проверке (осуществлять проверку сплошным порядком экономически нецелесообразно). Для разных целей необходимо сформировать предельно допустимую величину ошибки для разных групп пользователей в виде существенности.

При осуществлении проверки необходимо провести тестирование средств внутреннего контроля и процедуры проверки по существу в отношении каждой предпосылки составления финансовой отчетности.

Формирование отчетов (состав, структура, периодичность представления) должно регламентироваться внутренними документами экономического субъекта. Более подробно на формировании процедур контроля мы остановимся при описании элементов системы внутреннего контроля.

Внутренний контроль соблюдения законодательства

Внутренний контроль соблюдения законодательства, заключающийся в контроле соблюдения нормативно-правовых актов, нельзя рассматривать отдельно от контроля ведения бухгалтерского учета экономического субъекта, так как практически все хозяйственные операции находят в нем свое отражение.

Поэтому при осуществлении данного направления контроля необходимо проверить, соблюдается ли в организации четырехуровневая система ведения учета и составления отчетности экономического субъекта, законы, кодексы, ПБУ, план счетов, методические рекомендации, разъяснения, локальные нормативно-правовые акты.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
  3. Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
  4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
  5. Информация Минфина России №ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  6. Информация Минфина России №ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».
  7. Письмо ФНС России от 16.07.2013 №АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок».
  8. ФПСАД №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности».
  9. ФПСАД №11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица».
  10. ФПСАД №20 «Аналитические процедуры».
  11. ФСАД 5/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита».
  12. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 8-е изд., испр. М.: Омега-Л, 2010.
  13. Егорова И.С. Особенности формирования профессионального языка в аудиторской деятельности / И. Егорова // Аудиторские ведомости. 2014. №4.
  14. Егорова И.С. Применение CVP-анализа для оценки непрерывности деятельности аудируемого лица // Международный бухгалтерский учет. 2014. №12.
  15. «КонсультантПлюс».

Егорова И.С., К. э. н., доцент кафедры «Аудит и контроль» ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *