Внешние заимствования

  • автор:

29.3. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ И КРЕДИТОВАНИЕ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ

Международный рынок ссудных капиталов осуществляет международный оборот ссудного капитала и способствует непрерывности кругооборота инвестиций различных государств. С функциональной точки зрения международный рынок ссудных капиталов представляет собой систему рыночных отношений, обеспечивающих аккумуляцию и перераспределение ссудного капитала между территориями.

Институциональный подход к определению сущности данной категории позволяет представить его как совокупность кредитно-финансовых учреждений, через которые и осуществляется движение ссудного капитала.

В экономической литературе существует определение рынка ссудного капитала в узком и широком смысле. В узком смысле под ним подразумевается евровалютный рынок, что обусловливает необходимость рассмотрения последнего; в широком, кроме того, учитываются международные секторы национальных рынков.

Рынок евровалют возник в конце 50-х гг. в Западной Европе как рынок евродолларов. Это произошло по следующим причинам. Во-первых, на международном рынке ссудных капиталов сформировался спрос на денежные средства; во-вторых, к этому времени уже существовали банковские институты, готовые выполнить роль посредников. В-третьих, необходимо помнить, что основная причина формирования рынка ссудного капитала вызвана потребностью в обслуживании внешней торговли при наличии избытка или недостатка капитала в различных государствах. Дело в том, что поставки товаров и платежи не совпадают во времени, что вызывает потребность в кредитных средствах. Причем их не всегда можно мобилизовать на внутреннем рынке. Отсюда и возникает потребность в международном рынке ссудного капитала. Анализируя причины возникновения и развития рынка евродолларов, необходимо уделить внимание двум следующим вопросам: почему ссудный рынок принял форму рынка евродолларов и возник именно в Западной Европе. Дело заключается в том, что послевоенная экономическая экспансия и постоянный дефицит платежного баланса США привели к огромному предложению долларов в сфере межстранового обращения. По мере же восстановления экономики в государствах Западной Европы происходило расширение спроса на американскую валюту. Это обусловливалось расширением мировых экономических связей и международного разделения труда, растущими темпами внешней торговли, интернационализацией производ- ства и т.п. Поскольку США выступали главным партнером, а доллар представлял собой наиболее распространенное резервное и платежное средство, то именно эта валюта в наибольшей степени подходила на роль международного платежного средства.

Рассмотрение механизма функционирования любого рынка включает необходимость анализа его институциональных участников. По длительности осуществления операций их можно разделить на постоянные и временные. Например, на национальном рынке ссудных капиталов постоянными участниками являются кредитные учреждения и фондовая биржа, на международном — евробанки и фондовые биржи, размещающие еврооблигации. К временным необходимо отнести, с одной стороны, кредиторов, которые формируют источники ссудного капитала за счет временно высвобождающихся средств, а с другой — конечных заемщиков, использующих их по мере необходимости.

По характеру деятельности в структуре рынка можно выделить три основных участника: официальные институты, частные кредитно-финансовые учреждения, фирмы и частные лица. Названные участники могут выступать как в качестве кредиторов, так и заемщиков.

Официальные институты могут быть кредиторами прямо и косвенно. Национальные банки или другие государственные учреждения могут сами разместить часть имеющихся у них валютных резервов в одном из европейских банков или в международной организации. Это прямое кредитование. Косвенно же его можно осуществить путем установления выгодных коммерческим банкам условий операций своп или размещения в них депозитов. Соглашение своп предусматривает продажу центральными банками коммерческим иностранной валюты за местную с обязательством выкупить эту сумму через установленный промежуток времени по определенной форвардной ставке. Предложение евровалют со стороны центральных банков в значительной мере зависит от разновидности операций своп — на основе межгосударственных соглашений. Национальные банки разных государств могут предоставлять друг другу в форме беспроцентных кредитов эквивалентные суммы с условием обратного обмена через установленный срок. Эти операции нередко используются для покрытия дефицита платежного баланса.

19 Зак. 1635

Среди частных кредитно-финансовых учреждений главную роль играют коммерческие банки. Они осуществляют перевод национальных валют или валют третьих стран в евровалюты. Помимо посредников они могут выступать и в качестве самостоятельных кредиторов. Частные кредитно-финансовые учреждения могут выступать и заемщиками. При потребности в ликвидных средствах они наряду или вместо учета ценных бумаг в центральном банке и их продажи на рынке ссудных капиталов своей страны получают ссуды в евровалютах и переводят последние в национальные денежные единицы. Кроме того, некоторые коммерческие банки используют евровалютный рынок в конкуренции за клиентуру внутри государства. Например, американские банки при помощи евродолларов расширяют объем предоставляемых кредитов.

Фирмы и частные лица выступают важными поставщиками средств на международный рынок ссудных капиталов. Основным побудительным мотивом на этом рынке является возможность получения более высокой процентной ставки по своим вкладам, чем на национальном рынке. Немаловажное значение может иметь и меньшая гласность, чем в рамках национального рынка. Среди фирм и частных лиц основными заемщиками выступают международные монополии, среди которых главную роль играют ТНК. Результатом этого может стать использование кредитов не на внешнеторговые, а на инвестиционные цели. Это обусловило рост размеров кредитов, удлинение сроков их предоставления, расширение комплекса услуг при их выдаче, развитие новых форм банковских институтов и видов международного кредитования. Если раньше вывоз капитала имел ярко выраженный односторонний характер, то теперь для него свойственно встречное движение.

Р и с. 29.1. Механизм функционирования международного рынка ссудного капитала

Временно свободные средства на национальных рынках ссудных капиталов нередко попадают на международный рынок ссудных капиталов и возвращаются в виде займов для инвестиций. В пределах национального рынка недостаток средств одних предприятий покрывался за счет их избытка у других в пределах одного государства, теперь же этот процесс вышел за границы. Движение капитала приводит к его аккумуляции на международном уровне, тогда как раньше он перераспределялся между национальными рынками. Нередко капитал вывозится из стран, в которых внутренние потребности в нем не удовлетворяются. Важную роль в этом процессе играют международные промышленные монополии и обслуживающие их коммерческие банки, прежде всего ТНК и ТНБ.

Рассмотрение международного рынка ссудного капитала было бы неполным без определения его места в мировом хозяйстве. Для этого воспользуемся схемой кругооборота доходов и продуктов в рыночной экономике и модифицируем ее. Как известно, можно выделить четыре сектора: домашние хозяйства, фирмы, государство и иностранный сектор. Средства, поступившие в распоряжение государства и частных предпринимателей, могут быть вложены в процесс производства или размещены на национальном и международном рынках ссудных капиталов. Кроме того, государственные средства могут перемещаться из страны в страну на межправительственном уровне, а крупные фирмы для перевода денежных средств могут использовать сеть межфирменных каналов 1. Личный сектор, как правило, размещает свои доходы и сбережения на национальных рынках ссудных капиталов 2. С национальных рынков ссудных капиталов средства могут быть направлены в промышленное производство или на рынок евровалют 3. Завершающим потоком этого постоянно повторяющегося цикла является прилив капиталов в национальную экономику с международного рынка ссудного капитала или заимствование на нем средств государственными органами 4.

В структуре международного рынка ссудного капитала выделяют два элемента: международный денежный рынок и международный рынок капиталов. Ссудные операции принято подразделять либо по их организации и документам, в которых они осуществляются, с выделением рынка ценных бумаг (капиталов) и денежного рынка, либо по срочности — рынок долго- и среднесрочных ссуд (рынок капиталов) и рынок краткосрочных кредитов (денежный рынок). Недостаток первого деления в том, что к денежному рынку относятся все банковские кредиты, несмотря на то, что часть из них выступает в виде ссуды капитала, ачасть — в виде ссуды денег. Второй тип деления отражает тот факт, что на рынке капиталов операции носят средне- и долгосрочный характер, а на денежном — краткосрочный. В свою очередь рынок капиталов делится на кредитный рынок и рынок акций. Первый подразделяется на рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов. Рынок краткосрочных кредитов представлен межбанковским рынком и рынком сертификатов на депозиты. Рынок долгосрочных кредитов представлен преимущественно в форме облигационного рынка. Что касается второй составляющей рынка капиталов — рынка акций, то в нем свободно обращаются ценные бумаги ТНК. В последнее время намечается тенденция к интеграции двух компонентов рынка капиталов. Наиболее отчетливо это проявляется при секьюритизации, где любой ссуде придаются формы ликвидного и свободно обращающегося актива, т.е. черты ценных бумаг.

Литература

Бусыгин Л.В. Предпринимательство. Основной курс. Мм 1994. Ч. 2.

Гечикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. М., 1990.

Дегтярева О.И. Организация и техника внешнеторговых операций. М„ 1992.

Кочетов Э.Г. Ориентиры внешнеторговой деятельности. М., 1992.

Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М., 1992.

Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М., 1990.

Портер М. Международная конкуренция. М., 1993.

Терехов А.Б. Свобода торговли, анализ опыта зарубежных стран. М., 1991.

Экономическая теория: Учебник/Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн., 1997.

Экономическая теория: Практикум /Под ред. Н.И.Базылева, Л.В.Воробьевой. Мн., 1997.

Рынок государственных заимствований

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ «государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией».

Основные формы долговых обязательств РФ следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий РФ, договора поручителей РФ; переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ; соглашения и договора РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств. Во временном разрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (свыше 1 года до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет до 30 лет) обязательства.

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные социальные отличия. Внешний долг ассоциируется (и практически означает) с долгом человека, задолжавшего другим людям (долг страны перед другими странами). Внутренний долг — это «долг самим себе» (заимствования государства у субъектов рынка и физических лиц). И тот и другой виды долгов — объективная реальность общественных отношений.

В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов госуправления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга.

Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг — это состояние (запас), а не движение (поток), так как он оценивается на определенную дату, а его изменение в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус погашение).

Величина государственного долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины государственного долга.

Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг складывается из двух частей: основной долг и непогашенный долг, включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что государственный долг — это не только объем заимствований госорганов, но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного управления.

Необходимо также учитывать и федерально-региональную структуру государственного долга. На практике различают государственный долг, образовавшийся в результате бюджетной задолженности федерального правительства. Собственно этот долг и фигурирует во всех оценках ситуации с госзаимствованиями. Но более правильно было бы говорить о консолидированном государственном долге, включая задолженность региональных и муниципальных органов власти.

Наибольшие проблемы связаны со структурой государственного внутреннего долга. Так, укрупненная разбивка внутреннего долга имеет следующий вид:

  • а) рыночные долговые обязательства в виде ценных эмиссионных бумаг;
  • б) нерыночные обязательства, связанные с исполнением федерального бюджета и выпущенные для финансирования образовавшихся задолженностей.

К основным различиям этих групп обязательств относится то, что первые из них, во-первых, имеют определенную программную форму, закладываются в бюджетные проектировки на ряд лет, а во-вторых, связаны с необходимостью решения текущих оперативных бюджетных проблем.

Число видов (форм, статей) государственного долга не является стабильным и имеет тенденцию к увеличению (прежде всего за счет нерыночных инструментов).

В последние годы делаются позитивные попытки регулирования государственных заимствований. Особенно важным является установление предельных объемов государственного долга России и предельных объемов государственных заимствований России. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом установлено, объем государственных годовых внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Необходима достоверная оценка объема государственного внешнего долга, связанная с полной инвентаризацией внешних заимствований и выданных по ним гарантий и поручительств правительства РФ.

Рынок ценных государственных бумаг является неотъемлемой частью финансовой системы любой экономически развитой страны. Мировая практика последних лет показывает, что ценные государственные бумаги выступают в качестве основного инструмента внутренних государственных заимствований, позволяя привлекать значительные денежные средства на приемлемых условиях. В то же время рынок ценных государственных бумаг активно используется центральными банками при проведении денежно-кредитной политики, в том числе при регулировании денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы и уровня процентных ставок.

Необходимым условием эффективного функционирования рынка ценных государственных бумаг является его высокая ликвидность, которая снижает риски инвесторов по управлению собственными портфелями государственных облигаций, а также их издержки по заключению сделок. При этом ликвидный вторичный рынок способен значительно сократить затраты государства при первичном размещении облигаций, а также предоставить центральным банкам широкий набор инструментов для проведения эффективной денежно-кредитной политики. Таким образом, проблемы совершенствования рынка ценных государственных бумаг в целях повышения его ликвидности актуальны для государственных органов большинства стран.

Особая актуальность исследования ликвидности российского рынка ценных государственных бумаг диктуется тем, что ее повышение позволит российским государственным органам:

  • — использовать данный рынок в качестве стабильного и низко затратного источника покрытия возможного дефицита государственного бюджета;
  • — произвести постепенную переориентацию с внешних на более выгодные внутренние государственные заимствования, к максимальному использованию которых стремятся в большинстве развитых стран;
  • — привлечь достаточно инвестиций для реализации государственных целевых программ по модернизации российской промышленности, поскольку по оценкам экспертов может начаться массовый выход из строя основных фондов целого ряда предприятий;
  • — осуществлять эффективное экономическое регулирование финансовой системы;
  • — отвлечь часть денежных средств с валютного рынка, снизив тем самым давление на национальную валюту;
  • — предоставить институциональным инвесторам долгосрочные высоконадежные активы (в особенности пенсионным фондам, что вызвано реформированием системы пенсионного обеспечения).

Однако в настоящее время ликвидность российского рынка ценных государственных бумаг достаточно низка, что не позволяет реализовать его потенциал.

Проблема государственного долга относится к числу тех ключевых проблем, которыми активно занимаются органы государственного регулирования любой рыночной экономики и от эффективности, решения которых не в последнюю очередь зависит экономический рост страны. Управление государственным долгом является важнейшим направлением бюджетной политики государства.

Процессы формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают существенное воздействие на развитие системы государственных финансов, объем инвестиций и сбережений, денежную массу, процентные ставки и многие другие макроэкономические параметры. В современных условиях важным фактором, оказывающим воздействие на состояние рынка государственных долговых обязательств, являются доверие кредиторов к проводимой в стране экономической политике.

Вместе с тем такое понимание государственного долга приемлемо далеко не во всех случаях. В условиях недостаточно устойчивой экономики и слабом вторичном рынке государственных обязательств накопление значительной массы государственного долга, и особенно внешнего, может привести к серьезным последствиям. Практика показывает, что политика значительного наращивания государственных заимствований является достаточно спорной и применима только к странам с развитой рыночной экономикой, в которых обеспечиваются стабильно высокие темпы экономического роста и сложился развитый финансовый рынок.

Долгосрочный опережающий рост долга по отношению к ВВП в условиях неустойчивого экономического развития может стать причиной глубокого экономического кризиса. Увеличение государственного долга часто является вынужденной мерой, вызванной кризисным состоянием бюджетной сферы. При этом значительная масса накопленных долговых обязательств еще больше осложняет ситуацию.

Наличие небольшого бюджетного дефицита и умеренных объемов накопленного государственного долга не приводит к трудностям по его финансированию. Кризисные явления возникают в случае, если в течение продолжительного времени темпы роста государственного долга значительно опережают темпы роста государственных доходов, прежде всего налоговых поступлений.

Увеличение государственного долга имеет как краткосрочные, так и долгосрочные последствия. В краткосрочной перспективе бюджетная политика, предусматривающая увеличение расходов (снижение налогов) и покрытие образовавшегося таким образом бюджетного дефицита за счет государственных заимствований, способствует увеличению эффективного спроса. Увеличение эффективного спроса, в свою очередь, способствует росту ВВП. Данная зависимость, по мнению Кейнса, обосновывает необходимость снижения налогов и увеличения государственных расходов в период рецессии. В долгосрочной перспективе необходимость обслуживания государственного долга приводит к тому, что правительство вынуждено увеличивать налоги и сокращать расходы. В современных условиях возможности государства по рефинансированию своих долгов ограничены. Увеличение государственного внешнего долга в долгосрочной перспективе приводит к сокращению запаса капитала в стране и увеличению налоговой нагрузки на экономику. Сокращение капитала снижает инвестиционную активность и объемы производства.

Таким образом, долговая схема покрытия бюджетного дефицита может способствовать еще большему падению производства, обострению бюджетного кризиса и увеличению государственного долга в долгосрочной перспективе. Избыточные государственные заимствования приводят к возникновению эффекта вытеснения. Эффект вытеснения заключается в том, что финансируемые за счет облигаций приросты государственных расходов сокращают расходы частного сектора, который вытесняется государством с финансового рынка. Государство, как заемщик, выступает в качестве конкурента частного сектора на финансовом рынке. Чрезмерное увеличение рынка государственных обязательств может негативно отразиться на возможностях привлечения инвестиций частными предприятиями, и, следовательно, на будущем экономическом развитии.

Государственный кредит: экономическая сущность, формы, классификация государственных займов

Государство, как субъект экономических отношений, для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, полученный путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур.

Из истории известно, что правительство России еще в начале 18 века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы, хотя существенными и относительно регулярным источником поступлений в казну начали выступать лишь с середины 18 века.

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при котором государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Объемы операций в качестве кредитора значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполненных других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, до гарант не несет каких-либо дополнительных затрат.

Государственный кредит отличается от других видов кредита, тем, что в отличии от банковского кредита, предоставляющий конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, государственный кредит использует все имущество, находящееся в его собственности. Также источником погашения государственного кредита выступают средства бюджета, тогда как банковский кредит используют для производительности капитала, служащий для погашения и выплаты процента. Государственный кредит берут на срок от одного года до тридцати лет, а при банковском возврат ссуды строго регламентирован и нарушение влечет санкции, повышение процентов.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использования на принципах срочности, платности и возвратности. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Это объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений. Положительное воздействие распределительной функции государственной кредита заключатся в том, что с ее помощью налоговое время более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Непроизводительное использование государственных займов, например, для погашения задолженности военных и социальных расходов, источником которых являются налоги, называют рефинансирование государственного долга.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов.

Положительное на производство и занятость государства оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве гаранта и кредитора. Это выражается в поддержке малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банком.

Контрольная функция государственного кредита органически связана с контрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этой категории.

Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Внутренний государственный кредит заимствуют у резидентов, а внешний – у нерезидентов.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на федеральные, региональные и муниципальные, то есть занимают органы власти всех уровней, но основная часть займов осуществляется федеральным правительством.

В зависимости от инвесторов займы подразделяют на реализуемые: только среди населения, только среди юридических лиц, универсальные – среди физических и юридических лиц и специальные, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах.

По характеру обращение займы бывают рыночные – свободно продающиеся и покупающиеся, и нерыночные – без возможности менять владельца и не подлежащие обращению на рынке ценных бумаг.

В зависимости от сроков привлечения средств государственные займы могут быть краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет).

По методам размещения – добровольные и принудительные.

В зависимости от характера выплачиваемого дохода долговые государственные обязательства делят:

  1. Процентные;
  2. Выигрышные;
  3. С нулевым купоном.

Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно. Выплаты доходов по выигрышным облигациям осуществляются на основе тиражей выигрышей в момент погашения облигаций. Краткосрочные и некоторые долгосрочные займы не имеют купонов и продаются по номиналу со скидкой, а выкупаются по номиналу. Их называют облигации с нулевым купоном.

По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым и плавающим доходом.

По обеспеченности долговых обязательств государственные ценные бумаги могут быть закладные и беззакладные. Первые обеспечиваются конкретным залогом и выпускаются местными органами власти, а беззакладные ничем не обеспечиваются. В качестве их обеспечения служит все имущество государства.

В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займов, установленные при его выпуске, они бывают с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

По технологии эмиссии государственные займы могут быть облигационными (документарная форма) и безоблигационными (бездокументарная форма).

Таким образом, государственный кредит является средством взятым в долг государством дополнительных финансовых ресурсов. Этими средствами являются взятые вперед налоги.

Необходимость погашения государственного долга требует дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.

Рост государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена.

Главной задачей системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

Государственные внешние заимствования РФ

Смотреть что такое «Государственные внешние заимствования РФ» в других словарях:

  • Государственные заимствования субъектов РФ — 6. Под государственными заимствованиями субъектов Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с… … Официальная терминология

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации и субъектов РФ как заемщика денежных средств или гаранта … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • БЮДЖЕТНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ — денежные средства, поступающие на кредитной основе в распоряжение Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований для финансирования дефицита соответствующего бюджета и погашения долговых обязательств. Поступление заемных… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • Государственный кредит — (Government credit) Совокупность экономических отношений Система кредитных отношений между государством и субъектами хозяйства Содержание Содержание 1. История государственного в 2. Сущность и функции государственного ссуды 3. и государственный… … Энциклопедия инвестора

  • Долг — (Debt) Долг денежная сумма или материальные ценности, взятые взаймы на определенных условиях Понятие долг, внутренний и внешний долг государства и другие виды долгов, государственный долг США и России, долговые инструменты и погашение долгов… … Энциклопедия инвестора

  • Дефицит бюджета — (Deficit budget) Понятие бюджетного дефицита, виды дефицита бюджета Понятие бюджетного дефицита, виды дефицита бюджета, государственные заимствования Содержание Содержание Источники финансирования дефицита бюджета Внутренние источники Внешние… … Энциклопедия инвестора

  • Международная финансовая помощь — (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… … Энциклопедия инвестора

  • Национальный банк Казахстана — (National Bank of Kazakhstan) Сведения о национальном банке республики Казахстан, функции и задачи Национальноо банка Сведения о национальном банке республики Казахстан, функции и задачи Национальноо банка, история создания банка Содержание… … Энциклопедия инвестора

  • Эмиссия — (Emission) Эмиссия это выпуск в обращение денег и ценных бумаг Общее понятие эмиссии, денежная эмиссия, эмиссия ценных бумаг, связь эмиссии и инфляции Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

  • КИТАЙ — (中国 (Чжунго), China) Общие сведения Официальное название Китайская Народная Республика, КНР (китайск. 中华人民共和国 (Чжунхуа жэньминь гунхэго), англ. People s Republic of China). Расположен в восточной части евразийского материка на западном побережье… … Энциклопедия стран мира

51. Внешние и внутренние заимствования

Государственные внешние заимствования РФ

используются для покрытия дефицита федерального бюджета и для погашения государственных долговых обязательств РФ.

Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов принадлежит РФ. От имени РФ осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный Правительством РФ ответственный федеральный орган исполнительной власти.

Государственные и муниципальные внутренние заимствованияиспользуются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств. От имени РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному Правительством РФ ответственному федеральному органу исполнительной власти. От имени субъекта РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит единственному уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ.

От имени муниципального образования право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Реструктуризация долга– это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований РФ на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.

Министерство финансов РФ ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ.

Программа государственных внешних заимствований РФ – это перечень внешних заимствований РФ на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *