Влияние соц роли на развитие личности

  • автор:

В продолжение одной из наших статей на тему социальных ролей, в которой мы рассматривали основные их виды и характеристики, сегодня мы хотим более предметно поговорить о том, какое влияние на личность человека оказывают социальные роли. Учитывая то, что материал по этой теме достаточно велик, без лишних вступлений, приступим сразу к делу.

Вместо введения

Для начала, скажем о том, что любую социальную роль следует понимать, как социальную функцию, стереотип, представление, поведение или вид деятельности. Такое количество представлений о социальных ролях является показателем того, что само это понятие можно с успехом применять с целью описания поведения человека, выполняющего различные социальные функции.

Многие специалисты склоняются к тому, что в социальных ролях заключена функция закрепления наиболее оптимальных способов поведения человека в конкретных обстоятельствах, которые выработаны человечеством на протяжении столетий.

Системность каждодневной жизни человека обусловлена тем, что он последовательно выполняет какие-либо социальные роли, связанные с его обязанностями и правами. Обязанностью же является необходимость для человека выполнять что-либо, исходя из социальной роли, независимо от того, как он к этому относится. В процессе выполнения своих обязанностей, обусловленных социальной ролью, у любого человека есть право предъявлять к окружающим и свои собственные требования.

Важно заметить, что обязанности абсолютно всегда будут сопровождаться правами. А баланс обязанностей и прав всегда будет предполагать оптимальное следование социальной роли в поведении. Если же имеет место дисбаланс, это свидетельствует о том, что социальная роль не усвоена должным образом.

Влияние социальных ролей на развитие личности

Социальная роль оказывает на личность человека огромнейшее влияние. То, как развивается личность, зависит от её взаимодействия с людьми, которые тоже играют определённые социальные роли, а также от того, какое участие она принимает во всём ролевом репертуаре вообще. Если человек способен воспроизводить большое количество социальных ролей, значит, он очень хорошо приспособлен к жизни.

Процесс личностного развития довольно часто выступает в качестве динамики освоения социальных ролей. И освоение какой-либо одной новой роли может повлиять на индивида кардинальным образом. Например, в психотерапевтической науке есть особый метод коррекции поведения, который называется имиджетерапией. В процессе такой терапии человеку предлагается войти в необычный для себя образ, таким образом начав играть новую роль. В результате человек, подвергшийся имиджетерапии, может стать совершенно иным, чем был прежде.

Освоение человеком какой-либо роли представляет собой процесс противоречивый и сложный. Так, выдающимся российским психологом Дмитрием Алексеевичем Леонтьевым были выделены два аспекта освоения человеком социальной роли:

  • Технический аспект – связан с восприятием сути роли человеком и освоением содержательной части этой роли
  • Смысловой аспект – связан с отношением человека к конкретной социальной роли

В первую очередь, человеку необходимо освоить роль на техническом уровне, т.е. научиться исполнять её. В большинстве случаев, это освоение осуществляется посредством подражания. Множество социальных ролей можно усвоить довольно легко, но есть такие, которые требуют от человека специфических способностей и усилий. Смысловая же часть социальной роли сводится к тому, что человек должен принять для себя эту роль.

В некоторых случаях бывает так, что человек усваивает социальную роль вполне приемлемо, но для полного её принятия у него есть какие-то препятствия. Например, он может стараться доказать и окружающим и себе самому, что он представляет собой нечто большее, нежели его роль. Но с другой стороны социальная роль может так увлечь человека, что он становится её рабом.

При восприятии роли человек может столкнуться с тремя основными проблемами:

  • Трудность усвоения социальной роли
  • Неприятие социальной роли
  • Нарушения меры в усвоении социальной роли

На протяжении всей своей жизни человек постоянно осваивает новые социальные роли, т.к. он становится старше, изменяется его положение в семье и на работе, происходят перемены в межличностных отношениях и т.п.

Осваиваться социальная роль может как легко и просто, так и проблематично, сопровождаясь всевозможными осложнениями. Точно так же и степень принятия человеком роли может быть разной.

Использоваться социальная роль может с целью достижения какой-либо цели, а может и сама приобрести статус цели или конечного результата, к которому стремится человек на протяжении продолжительного периода времени. В этой ситуации роль может затмить личность человека, и его индивидуальность будет потеряна. А самым оптимальным для человека является овладение как можно большим количеством социальных ролей, т.к. это ведёт к развитию его личности.

Бывает также и так, что человек встречается с ролевым конфликтом, во время которого личность, обладающая определённым статусом, сталкивается с несовместимыми с этим статусом ожиданиями. Вызвана такая ситуация может быть тем, что человек просто-напросто оказывается неспособным выполнять требования, которые предъявляет ему социальная роль.

Так в ролевых теориях выделяются, как правило, два типа конфликтов: межролевые и внутриролевые.

Межролевые конфликты вызываются тем, что человек в одно и то же время должен исполнять большое количество ролей, вследствие чего оказывается неспособным соответствовать всем их требованиям. Также они могут стать следствием того, что у человека либо не хватает временных или физических ресурсов, либо социальные роли предъявляют взаимоисключающие требования.

Для преодоления межролевого конфликта психологи рекомендуют освобождаться от нескольких ролей, а время и силы, рассчитанные на выполнение оставшихся, разделять, в зависимости от того, насколько роли являются значимыми для человека. Также следует учитывать положительные и отрицательные санкции, которые могут стать следствием невыполнения конкретных ролей, и реакции других людей на тот факт, что человек отказался от какой-либо роли.

Если же говорить о внутриролевом конфликте, тот здесь имеют место противоречивые требования, которые предъявляются разными социальными группами к одной и той же роли. Данная разновидность ролевых конфликтов является частным явлением, что объясняется особенностями социальных отношений, разделением общественного труда и рядом других параметров.

Согласно мнению исследователей, ролевые конфликты оказывают отрицательное воздействие на реализацию межличностного взаимодействия, по причине чего многие психологи предпринимают попытки найти какие-либо общие концепции, которые позволят эти конфликты устранить.

Но если отстраниться от темы ролевых конфликтов, то можно сказать, что успешность жизни человека вообще зависит от того, какое количество социальных ролей ему удалось усвоить. Чем больше ролей в его ролевом репертуаре и чем лучше ему удаётся соответствовать этим ролям, тем эффективнее он будет функционировать в любой отдельно взятой ситуации, и тем более гармоничным и благоприятным для окружающих и для него самого будет его взаимодействие с другими людьми.

Вместо заключения

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что тема влияния социальных ролей на развитие личности и её становление, по сути, неисчерпаема, по причине чего сегодня можно найти огромное количество научной и научно-популярной литературы на эту тему. Однако сделать вывод всё-таки можно: социальные роли позволяют людям адаптироваться к жизни, а потому каждый человек должен не просто овладевать всё новыми социальными ролями, но и подходить к этому вопросу с умом, ведь только осознанный выбор социальной роли может сделать его жизни счастливее, а его самого сильнее как личность.

ВАША СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ: Те социальные роли, которыми владеет человек, тесно взаимосвязаны с такими особенностями его личности, как характер, темперамент, ценности, жизненные приоритеты и т.д. Но человек также должен понимать, что прийти к осознанному освоению той или иной социальной роли, можно только в том случае, если он достаточно хорошо знает себя. А уже это можно сделать двумя способами: либо собирая материал на тему самопознания по крупицам, изучая всевозможные источники, либо используя уже готовую систему. И мы хотим сказать вам о том, что такой системой сегодня можете воспользоваться и вы – это наш курс по самопознанию, в котором собрана, пожалуй, вся необходимая информация, чтобы узнать о себе достаточно не только для, так сказать, общего развития, но и для работы над собой, включая и определение, и выбор своих собственных социальных ролей. Так что если вы относите себя к тем людям, которые хотят достичь в жизни как можно большего, то добро пожаловать сюда.

Нам же остаётся лишь пожелать вам успехов в самопознании и освоении социальных ролей!

Ключевые слова:1Самопознание

Влияние социальной роли на развитие личности

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения — имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.


3. Институциализация и ее социальная роль.

Развитие человеческого общества не может происходить хаотически. С этой точки зрения история есть процесс упорядочения, закрепления общественно значимых типов социальных отношений.

Процесс выделения и закрепления определенных общественных отношений, социальных норм, правил, статусов и ролей, приведения их в систему, ориентированную на удовлетворение существенных для общества (на данном историческом этапе развития) общественных потребностей определяется в социологии как»институциализация». Ее результатом является формирование социальных институтов.

Социальными институтами называются социальные отношения, превратившиеся в упорядоченную систему социальных связей, норм и ролей, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В отличие от социальных отношений, институты не зависят от личных качеств участников взаимодействия. В рамках социальных институтов появляется дополнительный элемент – статусы и роли: субъекты взаимодействуют не как конкретные личности – Мария Иванова и Сидор Петров, а как «учитель» и «ученик», «начальник» и «подчиненный», «жена» и «муж», «истец» и «ответчик», «обвиняемый» и «потерпевший» и т.д. Безличный характер взаимодействия на уровне социальных институтов делает его еще более устойчивым и обеспечивает передачу устоявшихся общественных отношений из поколения в поколение.

Не все социальные отношения в своем развитии превращаются в институты. Общественная практика отбирает и закрепляет лишь те отношения между индивидами, социальными группами, которые становятся жизненно важными для функционирования общества как сложной социальной системы. Кроме того, процесс институционализации обусловлен исторически: в различные периоды истории на первый план могут выходить различные общественные потребности, что непосредственно отражается на содержательной части социальных институтов. Например, содержательная сторона института права в эпоху Древнего Рима существенно отличалась от содержательной стороны институтов правосудия Нового времени, хотя внешняя сторона (совокупность учреждений, лиц, материальных средств) существенно не менялась. Поэтому, сравнивая возникающие в процессе институционализации социальные институты различных исторических эпох, важно обращать особое внимание на временной фактор.

Необходимо особо отметить, что процесс институциализации есть процесс возникновения нового, которое всегда оценивается с позиций исторически сложившихся потребностей общества, то есть с позиций «развитого старого». Естественно, что развитое «старое» (например, феодальные институты XVIII в.) лучше выполняет социальные функции: феодал заботится обо всех детях своих крестьян, сколько бы их ни было. С точки зрения «старого» возникшее «новое» — буржуазные институты, выглядит как нечто дикое, грубое, хамское: буржуа уже не будет заботиться о детях рабочих. Но новые социальные институты сменяют старые не потому, что так хочется отдельно взятым индивидам, а потому, что развитие истории переходит из одного качественного состояния в другое.

Это новое качественное состояние требует качественно новых социальных институтов. «Грубость, дикость и хамство» новых социальных институтов определяются неразвитостью складывающихся новых общественных отношений. Как бы прекрасны ни были развитые феодальные отношения, как бы ни заботились феодалы о крестьянах, но наступила новая эпоха в развитии общества — эпоха машинного производства, требующая уничтожения социальных институтов личной зависимости (сословное право) и замены их социальными институтами, гарантирующими формальную свободу граждан перед законом (буржуазное право). Именно поэтому при анализе становления исторически определенных социальных институтов необходимо учитывать их конкретно-историческую сущность.

Формализуя процесс институционализации, можно выделить несколько этапов, необходимо присущих становлению социальных институтов:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

2. Формирование общих целей.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Институционализация норм и правил, процедур, т.е. признание их общественной значимости.

6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях, создание механизма социального контроля.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Итогом процесса институциализации (а процесс этот может занимать не одно десятилетие) принято считать установление четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной (пусть даже в силу тех или иных социальных иллюзий) большинством участников этого социального процесса. Процесс институциализации –это процесс поиска компромиссов и достижения согласия между различными социальными группами.

Виды социальных институтов выделяют в соответствии с основными сферами или структурными составляющими общественной жизни (экономика, политика, право, культура, религия, семья и т.д.). Социологи различают экономические институты, (например институт частной собственности, финансовая система), политические (государство, партии), институты права, религии, культуры и т.п. Успешная деятельность социальных институтов во многом зависит от реализации определенной совокупности условий:

1. Наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института.

2. Интеграция его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой – позволяет осуществить социальный контроль над институциализированными типами деятельности;.

3. Наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение институтами нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

Первое условие подчеркивает необходимость соответствия социального статуса работников как персонифицированных элементов определенных социальных отношений (экономических, политических, религиозных и т.п.) нормам, правилам и образцам поведения определенного социального института. Данное условие связывает процесс институциализации с жесткими требованиями исторического процесса разделения труда, являющегося основой упорядочения разносторонних потребностей и интересов различных социальных групп в развитии общества. Без четкого разделения труда, специализации и набора соответствующих ролевых предписаний, которые подкрепляются ожиданиями со стороны окружающих людей, ни одна социальная система не сможет нормально функционировать.

Второе условие во многом носит идеологический характер. Чтобы стать официальным (признанным, оформленным), социальный институт должен подчинить свою деятельность интересам развития общества в целом. Если общество (в лице его формальных политических институтов) не признает функции и интересы данного социального института соответствующими интересам общества в целом, то такой социальный институт попадает в разряд неформальных. В рамках приводимого выше примера можно указать на то, что буржуазные институты (политические, экономические и т.д.) не были приняты представителями феодальных институтов. Эти две группы социальных институтов существовали в рамках различных социальных систем, поэтому буржуазные институты смогли оформиться лишь в результате смены социальной системы, хотя и в рамках господствующей социальной системы возможен переход неформальных институтов в состав формальных. Например, в нашей стране в результате политического забегания вперед был отменен социальный институт частного права, который долгое время существовал нелегально. Результатом такой политики стало развитие так называемой «теневой экономики», которую государство не смогло удержать под контролем, и вынуждено было легализовать. Но сделало оно это тем же самым методом – подорвав основу существования социальных институтов, определяющих воспроизводство государственной и общественной собственности. Следствием стало разрушение всех основных институтов. Вывод можно найти в третьем условии. Без соответственной политической поддержки государствообразующих институтов, их сбалансированности, соответствия современному уровню развития производства невозможно проведение социальных реформ.

Для того чтобы хорошо функционировала система в целом, политические институты должны создавать условия, основным из которых являются производство и воспроизводство средств производства и средств потребления. Лишь при выполнении этой задачи возможно успешное производство и воспроизводство самого человека – важнейшего элемента любой социальной системы. Отдельный человек включается в деятельность социальных институтов через освоение присущих им социальных статусов и ролей, поэтому он также ощущает на себе влияние процесса институционализации. Какое бы социальное положение ни занимал индивид в общественной иерархии, – будь это просто ребенок или президент страны – он обязан подчиняться нормативным требованиям, предписываемым его статусу. Например, ребенок может вести себя как угодно дома, но «на людях» он должен не выходить за рамки приличий. То же касается любого члена общества вплоть до президента. Если заданные в процессе институциализации рамки нарушены , следует наказание (форма наказания зависит от степени нарушения).

Социальные институты являются необходимыми предпосылками социальной стабильности и устойчивости общественного развития. Их можно рассматривать с двух сторон: с внешней (формальной) и внутренней (содержательной). С формальной стороны большинство социальных институтов представляют собой совокупность организаций, учреждений, зданий, помещений, различного рода приспособлений (аппаратура, столы, средства связи и т.п.), а также людей, ориентированных на выполнение определенных социальных функций и задач.

Содержательную сторону составляет комплекс норм, целесообразно ориентированных стандартов поведения людей, призванных выполнять социальные функции данного института. Содержательная часть – определенное поведение людей в конкретной ситуации – должна соответствовать формальной. Образно говоря, пироги должны печь пекари, сапоги – тачать сапожники, а не наоборот. Так, если юстиция (как социальный институт) внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих правосудие, то с содержательной стороны – это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (судья, прокурор, адвокат и т.д.).

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие с другими институтами признаки. Во-первых, это установки и образцы поведения. Во-вторых – культурные символы. Культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ. Для государства это флаг или герб; для церкви – распятие, полумесяц или буддийская ступа, для жениха и невесты – обручальные кольца и т.д. Музыка может тоже стать символикой. Национальные мелодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебные марши используются в целях формирования образа социального института. Символами институтов могут быть также здания, например, кафедральный собор или королевский дворец.

В-третьих, социальные институты обладают утилитарными культурными чертами: в семье есть очаг, русская печь, электроплита; у государства есть административные здания министерств и ведомств, фирменные бланки; институт образования немыслим без аудиторий и библиотек.

Четвертым признаком институтов являются устные или письменные кодексы поведения. Люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, клятва Гиппократа у врачей. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля. Формальный кодекс – лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль. Существуют и нормы поведения в отдельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деятеля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли. Во всех институтах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

Наконец, пятым признаком социальных институтов является наличие идеологии. Идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения их в повседневной жизни.

Социальные институты, независимо от того, какие социальные отношения они отражают (экономика, политика, культура, религия, право, семья), выполняют общие институциональные функции. В социологии принято выделять явные (исторически признанные, четко выделяемые и легко распознаваемые функции) и латентные (скрытые, официально не признанные) функции.

В самом общем виде любой социальный институт нацелен на удовлетворение социальных потребностей индивидов. Способы и пути достижения этой цели и составляют явные функции социальных институтов:

1. Выделение, закрепление и воспроизводство общественных отношений

Общество как социальная система через социальные институты устанавливает нормы и правила поведения индивидов, закрепляемые соответственными регламентирующими документами. Следование данным правилам обеспечивает в обществе стабильность и возможность развития индивида как личности. Институты права через систему правовых норм ограничивают возможность девиантного (отклоняющегося) поведения индивидов. Разрушение институтов права, как правило, приводит к хаосу и неопределенности, подрыву деятельности других социальных институтов и падению нравов. Следствием данного социального явления может быть или восстановление старых правовых норм и ценностей, или возникновение, закрепление и воспроизводство новых.

2. Коммуникативная функция

Данная функция необходима для поддержания деятельности социального института на должном уровне и осуществления внутренней взаимосвязи всех его частей. Кроме того, всякий социальный институт заинтересован в получении внешней информации о деятельности других социальных институтов.

Различают активные и пассивные отношения коммуникации. К активным передатчикам информации обычно относят средства массовой информации (СМИ). Основная масса социальных институтов в силу определенных специализаций относится к пассивным участникам коммуникационных связей. ХХ век характеризуется информационным бумом, поэтому коммуникационная функция социальных институтов играет немаловажную роль в осуществлении их непосредственных задач.

3. Интегративная функция (функция сохранения целостности социального института)

Данная функция направлена на обеспечение в ходе институциализации сплочения, укрепления внутренних и внешних связей между членами коллектива. Интеграция людей в социальном институте сопровождается упорядочиванием системы взаимодействий, что в свою очередь ведет к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры. Функция интеграции состоит из трех основных элементов:

1. Консолидация, или совмещение, усилий.

2. Мобилизация частных ресурсов членов группы для достижения общих целей.

3. Совместимость личных целей индивидов с целями других или группы в целом.

4. Регулятивная функция

Данная функция обеспечивает выработку общих социально значимых образцов поведения. Основным институтом, призванным воспроизводить общие образцы поведения (общественный идеал), является институт культуры. От того, какой идеал культивируется данным институтом (через систему образования и воспитания, театры, кино, книги, СМИ), во многом зависит нравственное здоровье общества. Пропаганда современными институтами культуры сцен насилия, ужасов и откровенного секса ведет к разрушению еще не твердых моральных принципов подрастающего поколения.

Наряду с явными, устоявшимися, легко вычленяемыми функциями социологи выделяют также латентные функции. В основном это функции, проявляющиеся в процессе институциализации, но не ставшие основополагающими для данного процесса. Например, в процессе становления института буржуазного права оно использовало и некоторые элементы права сословного и даже рабовладельческого (особенно в США). Но чем более институциализировались буржуазные отношения, тем меньше возникала необходимость в иных формах права. В воспитании ребенка родители используют элементы различных систем воспитания, но, в конечном счете, ребенок усваивает систему воспитания общества, в котором он вырос, и куда бы он ни приехал, воспринятая им система ценностей будет выделять его среди сверстников других стран. Так, вы никогда не перепутаете ребенка, выросшего в Англии, с американским молодым ковбоем. Важность выявления и изучения латентных функций различных социальных институтов заключается в том, чтобы вовремя поддержать их, если они помогают развитию социальной системы, или взять под контроль в случае негативных последствий их деятельности для существования системы в целом.

Для человека характерно как минимум два типа рассогласований: мыслей, слов и действий (по принципу: думаю одно, говорю другое, а делаю третье), и потребностей, ценностей и мотивов. Оба относятся к нашему внутреннему миру.

Однако существуют и другие виды рассогласований. Одно из них описывает внешнее положение индивида в обществе или группе. Оно называетсянесовпадением (или расхождением) статусов.

Индивид обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к основной нации не одно и то же, что принадлежать к национальному меньшинству, и т. д.

В общественном мнении со временем вырабатывается, изустно передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом. Говорят овысоком, среднем илинизком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (и тогда она называетсямежгрупповой) и между индивидами в рамках одной группы(внутригрупповая). И здесь место человека выражают тем же термином «ранг».

Несовпадение статусов описываетпротиворечие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях. Оно возникает при двух обстоятельствах:

· когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй низкий;

· когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый банкир (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга — как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев или любителей воскресного бега.

Другой пример: сравнительно низкий производственный ранг женщины скорее всего вызовет сомнение у подчиненных в ее высоких профессиональных качествах руководителя отдела. Принято считать, что женщины — плохие руководители.

Еще одна ситуация: официально запрещается совмещать функции народного депутата и министра, а неофициально, т. е. опять же в общественном мнении, не одобряется совмещение статусов милиционера и члена преступной банды.

Итак, сделаемвывод: некоторые статусы человека находятся в гармонии, а другие — в противоречии. Его называют несовпадением статусов: высокий ранг в одной социальной группе и низкий — в другой.

Несовпадение статусов

Вселенная статусов

Перечисленными совокупность существующих в человеческом обществе статусов не исчерпывается. Приписываемый, достигаемый, смешанный, социальный, личный статусы, а также профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные относятся к разновидностиосновных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических,неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя, стоящего в очереди на получение жилья, обедающего в столовой и т. д.

Как правило, этовременные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же, нет.

Итак,обобщим: у человека существуют основные (они определяют главное в жизни) и неосновные (они влияют на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или статусов. Если он покидает одну ячейку, то обязательно оказывается в другой. Вовсе не обязательно, что в данный момент времени у одного человека только один статус. Как раз наоборот, их очень много, и гораздо больше, чем мы подозреваем.

За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит большая социальная группа либо социальная категория. Православная, консерваторы, инженеры, мужчины (основные статусы) образуют реальные группы. Все квартиросъемщики, пациенты, пешеходы, стоящие в очереди на получение жилья (неосновные статусы) образуют номинальные группы, или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют. Они — типичный объект статистики.

Для человека характерно как минимум два типа рассогласований: мыслей, слов и действий (по принципу: думаю одно, говорю другое, а делаю третье), и потребностей, ценностей и мотивов. Оба относятся к нашему внутреннему миру.

Однако существуют и другие виды рассогласований. Одно из них описывает внешнее положение индивида в обществе или группе. Оно называетсянесовпадением (или расхождением) статусов.

Индивид обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к основной нации не одно и то же, что принадлежать к национальному меньшинству, и т. д.

В общественном мнении со временем вырабатывается, изустно передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом. Говорят овысоком, среднем илинизком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (и тогда она называетсямежгрупповой) и между индивидами в рамках одной группы(внутригрупповая). И здесь место человека выражают тем же термином «ранг».

Несовпадение статусов описываетпротиворечие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях. Оно возникает при двух обстоятельствах:

· когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй низкий;

· когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый банкир (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга — как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев или любителей воскресного бега.

Другой пример: сравнительно низкий производственный ранг женщины скорее всего вызовет сомнение у подчиненных в ее высоких профессиональных качествах руководителя отдела. Принято считать, что женщины — плохие руководители.

Еще одна ситуация: официально запрещается совмещать функции народного депутата и министра, а неофициально, т. е. опять же в общественном мнении, не одобряется совмещение статусов милиционера и члена преступной банды.

Итак, сделаемвывод: некоторые статусы человека находятся в гармонии, а другие — в противоречии. Его называют несовпадением статусов: высокий ранг в одной социальной группе и низкий — в другой.

Социально-статусная функция

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА!!!

12

Репродуктивная функция семьи

Эта функция выполняет две задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе — удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением “воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий”.

В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах газет, журналов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным? Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Более половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей.

Социально-биологическая функция семьи

В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери — все это формируется в социально-биологическую функцию семьи.

Функция социализации личности

Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.

Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям.

Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

Экзистенциальная функция

Это функция социальной и эмоциональной защиты своих членов. Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями.

В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог кому-то, что его любят, и что за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и уверенность.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция

Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержание несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

Социально-статусная функция

Эта функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

Рекреативная функция

Она направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов.

Следует привести некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

Досуговая функция

Она осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Социологи установили тесную связь между семейным благополучием и проведением досуга. Всегда проводит досуг вместе только одна из пяти несчастливых супружеских пар, среди счастливых эта цифра в 2-5 раз выше. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил.

В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

Воспитательная функция

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно большое значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

Первый аспект — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

Третий аспект — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Коммуникативная функция

Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал.

Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи, по сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки.

Сексуальная функция

Она осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *