Влияние профессиональной деятельности на личность

  • автор:

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2013.6.5

Овсяникова Елена Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и социальной психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета, e-mail: ovsyannikova@bsu.edu.ru.

Савельева Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса Белгородского государственного национального исследовательского университета, e-mail: I_Saveljeva@bsu.edu.ru.

Долженко Наталья Игоревна, к.ю.н., доцент, доцент кафедры судебной экспертизы и криминалистики Белгородского государственного национального исследовательского университета, e-mail: dolzhenko@bsu.edu.ru.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы состояния психологической

культуры представителей профессий типа «человек-человек» и профилактики профессиональной деформации представителей юридических профессий посредством гармонизации или оптимизации состояния их психологической культуры. Ключевые слова: развитие личности, культура, психологическая культура, профессиональная культура, деформация, профессиональная деформация, профессиональная деструкция, профессиональная деградация.

Современный этап развития общества характеризуется тем, что взрослый человек значительную часть своей жизни посвящает профессиональной деятельности. Принцип единства сознания, деятельности и личности подтверждает тот факт, что с одной стороны, профессиональная деятельность способствует формированию профессионально важных качеств личности, а с другой стороны она несет в себе большой потенциал личностных нарушений.

Любая профессиональная деятельность в системе «человек-человек» оказывает существенное влияние на формирование личности профессионала. Условия деятельности создают специфический внутренний мир личности, систему отношений, особенности реагирования на те, или иные события, манеру держаться, одеваться и т.д.

Специфика некоторых видов деятельности, в частности, правоохранительной, педагогической, психологической, медицинской и др., заключается в том, что реализация профессиональных задач нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, сопряжена с повышенной ответственностью профессионалов за принятые решения, необходимостью общаться с различными людьми, воздействием психических и физических перегрузок, требует решительных действий, способности идти на риск и т.д. Эти особенности деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики индивидов, могут приводить к развитию профессиональной деформации личности. В наиболее общем виде следствием развития данного феномена могут быть такие поведенческие проявления, которые влекут за собой нежелательные оценки окружающих и не совпадают с профессиональной этикой. Таким образом, явления деформации потенциально заложены в любую профессиональную деятельность1.

В настоящее время существует несколько точек зрения на эту проблему. Все они сводятся к тому, что профессиональная деформация развивается в результате особенностей профессиональной деятельности и индивидуальных характеристик личности.

Одновременно с термином «профессиональная деформация» во многих работах отечественных психологов используются (примерно в одном и том же значении) такие термины, как «профессиональная деструкция» и «профессиональная деградация» (А.К. Маркова, С.А. Дружилов, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, А.Ф. Шикун и др.). Однако, этимологически термины «деградация» и «деструкция» в меньшей мере отражают суть происходящих изменений в структуре деятельности, и имеют однозначно отрицательную смысловую окраску2, а потому лишь широта определения «профессиональной деформации» предполагает распространение его на все стороны физической и психической организации человека, изменяющиеся под вилянием профессии, а само воздействие носит ярко выраженный отрицательный характер3.

Интересно отметить, что в зарубежной психологии не встречается

2 Ноженкина О.С. Роль рефлексии в преодолении профессиональной деформации личности педагога. — Смоленск, 2012. — С.54.

Овсянникова Е.А., Савельева И.В., Долженко Н.И. Психологическая культура личности как фактор предупреждения профессиональной деформации

термин «психологическая деформация». Термин «burnout», введенный американским психиатром Х.Дж. Фреденбергером в 1974 г. определял состояние психического истощения с ощущением собственной бесполезности у человека1.

В отечественной литературе встречается близкое понятие «астения переутомления». Предполагается, что развитию переутомления и астении предшествует более или менее длительный период волевого умственного напряжения, работы в условиях утомления2.

Исходя из этого, профессиональную деформацию можно рассматривать как отрицательное влияние профессии на психологические и физиологические характеристики человека, затрудняющие его поведение в повседневной, «непрофессиональной сфере»3.

Определенное значение в развитии профессиональной деформации играют личностные предпосылки, способствующие развитию данного явления, но сложившиеся еще до начала профессиональной деятельности.

Данное положение было положено в основу исследования, проводимого с представителями профессий типа «человек-человек», имеющих различный стаж работы. Все изученные нами специалисты были разделены на три группы: со стажем работы до 5 лет, имеющие стаж работы от 5,5 до 10 лет и сотрудники, стаж работы которых составляет свыше 10 лет.

Проведенное нами исследование показало, что предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора профессии, а пусковым механизмом деформации становятся ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от представления, сформировавшегося у выпускника профессионального учебного заведения. Поэтому в зависимости от стажа работа происходит трансформация мотивов от желания приносить пользу людям до возможности реализовать способности к руководящей работе.

Причины деформации, по мнению исследователей этой проблемы, лежат, в том числе, в несформированности общей и профессиональной культуры, а в качестве личностных переменных феномена профессиональной дезадаптации называются: уровеньобразования, уровень и характертрудовой мотивации, ценностные ориентации и установки, особенности реакции на стресс, характерологические свойства, уровень эмпатических способностей, стиль взаимоотношений в коллективе, уровень развития интеллекта, свойства нервной системы, уровень развития способностей и др.4 Таким

2 Большакова Т.В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников: автореф. дис… канд.психол. наук: 19.00.03.

— Ярославль, 2004.

3 Ноженкина О.С. Там же. — С.61.

4 Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2004.

образом, характер и динамика деформации зависит от индивидуальных особенностей человека1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из включенности перечисленных личностных характеристик индивида в компоненты его психологической культуры, мы можем сделать вывод, что одной из причин профессиональной деформации является несформированность психологической культуры специалиста.

Рассматриваемая как способ гармонизации внутреннего мира личности, системообразующим конструктом которого является «Я», и гармонизации внутреннего мира («Я») с миром внешним, психологическая культура представляет собой, с одной стороны, способ построения образа «Я» как субъекта профессиональной деятельности, с другой является способом установления гармоничных отношений с другими людьми при сохранении собственной индивидуальности.

Применительно к профессиональной деятельности это означает не только знание профессионально важных качеств, но и принятие себя в профессии, отождествление себя со своей профессиональной деятельностью, позитивная ориентация на межличностное общение, творчество, конструктивное ведение дел и т.д.

Как отмечает О.В. Пузикова, при рассмотрении содержания психологической культуры встает проблема выраженности психокультурных устремлений. Высокая степень развития тех или иных качеств не всегда может трактоваться как положительные тенденции. Так, по ее мнению, слишком высокий уровень развития рефлексии может привести к тому, что человек будет отслеживать каждый свой шаг и лишится спонтанности в поведении, излишняя саморегуляция может обернуться самокопанием и низкой самооценкой. Речь идет об оптимальном балансе составляющих психологической культуры2. Перечисленные качества становятся факторами, препятствующими гармоничному развитию личности, и могут приводить к личностным и профессиональным деформациям.

Профессиональная деформация первоначально начинает проявляться в самой личности, затем через поведение отражается на профессиональной деятельности и ближайшем окружении.

Анализ состояния психологической культуры сотрудников правоохранительных органов позволяет говорить о наличии признаков профессиональной деформации во всех трех изучаемых группах. Наиболее подвержены профдеформации сотрудники, имеющие стаж работы свыше 10 лет. Однако первые проявления профессиональных деформаций отмечаются уже через 5 лет работы в правоохранительных органах. Причем более подвержены деформация мужчины. У женщин первые признаки

1 Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности // Журнал прикладной психологии. — 2004.

— №2. — С.57.

Овсянникова Е.А., Савельева И.В., Долженко Н.И. Психологическая культура личности как фактор предупреждения профессиональной деформации

профдеформации отмечаются по достижении 8-летнего стажа работы.

К ним относятся: обвинительный уклон, отсутствие желания и неосознание значимости культурно, приемлемо для других людей, выражать «отрицательные» стремления и эмоции (например, агрессию и т.п.).

Кроме того, мы выявили, что сотрудникам практически не свойственны стремления «гибко управлять своим настроением, желаниями и действиями», «поддерживать хорошее состояние, развитие душевных и физических сил». Особенно ярко это проявляется в категории опрошенных, имеющих стаж работы свыше 10 лет

Установка на самоконтроль, самодисциплину более выражена у сотрудников со стажем работы от 5,5 до 10 лет независимо от уровня психологической культуры. Это подтверждается сравнением балльных показателей по суждениям: «регулярно заниматься самовоспитанием», «быстро реагировать на свое плохое состояние и находить способы его улучшения» и «самостоятельно преодолевать вредные привычки и развивать положительные».

Примерно такая же ситуация обнаруживается и при анализе показателей стремления «быстро реагировать на свое плохое состояние и находить способы его улучшения». При этом следует отметить, что показатель по данному стремлению напрямую зависит от стажа работы и пола сотрудников. Больше склонны к изменению своего эмоционального состояния женщины, стаж работы которых не превышает 8 лет.

Вместе с тем, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, коммуникативная компетентность, уравновешенность, низкий уровень агрессивности и конфликтности и т.д., по мнению большинства ученых, — это качества, которые являются одновременно и показателями профессиональной пригодности к юридической деятельности и могут привести к появлению признаков профессиональных деформаций.

При профилактике профессиональной деформации задача должна состоять не в том, чтобы «лечить» профессиональную деформацию, а в том, чтобы не создавать основ для развития психических состояний, способствующих развитию профдеформации, чтобы научить сотрудников переносить значительные нагрузки без разбалансировки психики и разрушения организма.

Для эффективного осуществления профессиональных задач необходимым условием является приведение психологической культуры в такое состоянии, объективируемое в моделях деятельности и поведения, при котором гармонично функционирующие компоненты обеспечивают успешность профессиональной деятельности, — в оптимальное состояние.

Развитие психологической культуры, достижение ее определенного состояния предполагает наличие специальных условий. Опыт практической работы по подготовке специалистов и проведенные авторами исследования показывают, что психологическими условиями, способствующими успешному развитию психологической культуры будущего профессионала, являются:

развитая потребность в личностной самоактуализации, способность к постижению эмоционального состояния другого человека; направленность на самореализацию в профессии, эмоциональная рефлексивность другого как объекта профессиональной деятельности.

Таким образом, необходимым элементом качества подготовки к профессиональной деятельности является разработка и реализация программ формирования психологической культуры, основанных на учете обозначенных психологических условий.

В связи с вышеизложенным, оценка, прогнозирование и развитие психологической культуры как фактора предупреждения профессиональной деформации относятся к числу приоритетных задач профотбора, профессионально-психологической подготовки и психологического обеспечения деятельности представителей профессий типа «человек-человек».

Библиографический список

1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2004.

4. Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности // Журнал прикладной психологии. — 2004. — №2.

5. Ноженкина О.С. Роль рефлексии в преодолении профессиональной деформации личности педагога. — Смоленск, 2012.

7. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органа внутренних дел: методическое пособие / под общ.ред. В.М. Бурыкина. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. 4. ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА Профессия психолога — консультанта или психотерапевта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Какая другая профессия позволяет так глубоко и близко познать столько разных людей? Нередко она доставляет чувство удовлетворенности собой, особенно когда тебя ценят клиенты, когда ты уверен, что смог помочь. Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант. A. Storr (1980) выделяет несколько важных аспектов этой «платы»; — угроза утратить идентичность и «раствориться» в клиентах; — отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья); — угроза психических нарушений из — за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией (С Jung называет это «подсознательной инфекцией»).

Консультанты нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов весьма относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Консультанты не имеют возможности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени — о достижениях. Зачастую консультант преувеличивает личностные нарушения клиента, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь через «темные очки». Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью консультанта. Во — первых, требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими «психотерапевтическими» впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем занимается консультант. Такова общая проблема семей, члены которых из профессиональных соображений должны думать, что и как говорить близким о своей работе. Во — вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей.

И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия консультанта. Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха Представителям этих профессий грозит опасность «синдрома сгорания» (Paine, 1981; Maslach, 1982; Corey, 1986). «Синдром сгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из — за продолжительной эмоциональной нагрузки Синдром, по описанию Согеу (1986) и Naisberg — Fennig с соавт. (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще Суще ствует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому (Edelwick, Brodsky, 1980). Каковы наиболее часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»? Не претендуя на полное перечисление, назовем лишь некоторые, важнейшие из них — монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным, — вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; — строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения; — работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы, — напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм, — нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации, — работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования; — неразрешенные личностные конфликты консультанта. Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление «синдрома сгорания», является принятие личной ответственности за свою работу Если консультант из — за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами «мне не везет, потому что клиенты противятся консультированию и не хотят ничего изменять в жизни», «во всем виновата организация труда, а все это от меня не зависит»; «у меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них» и т. п. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий Существует также немало конкретных способов преградить путь»синдрому сгорания» — культивирование других интересов, не связанных с консультированием, Szasz (1965) указывает, что у специалиста, принимающего ежедневно по восемь — десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне Наилучшее ре шение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей, — внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций; — поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации; — удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс, — стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности, — способность к самооценке без упования только на уважение окружающих, — открытость новому опыту, — умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни, — обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам); — чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую — то пользу; — участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; — периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно; — участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой, — хобби, доставляющее удовольствие Итак, чтобы избежать «синдрома сгорания», консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще — живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом.

Р. Кочунас. Основы психологического консультирования. М., 1999.

Вы наверняка слышали, что на генетическом уровне мы наследуем от своих родителей особенности нервной системы, которая, в свою очередь, определяет наш темперамент.

Внешняя среда, к которой адаптируется наш организм, способствует появлению процессов возбуждения и торможения в нашей нервной системе, что приводит к определенным психическим и физиологическим состояниям, которые сказываются на общем состоянии здоровья организма.

А теперь давайте подробнее рассмотрим:

  • как среда, где мы находимся, влияет на наши внутренние состояния;
  • как наша деятельность влияет на наши состояния.

И затем проследим взаимосвязи между особенностями работы нервной системы и нашей профессиональной деятельностью. После чего сделаем выводы о том, там ли мы работаем и тем ли мы занимаемся с точки зрения поддержания здоровья в своем организме.

Краткий курс о важном (среда и психические состояния, среда и физиологические состояния).

За приспособление к новым условиям жизни отвечает механизм адаптации. Адаптация происходит на уровне психики и физиологии.

На уровне физиологии за адаптацию отвечают системы органов: иммунная система, эндокринная система, нервная система. Эти системы взаимосвязаны и влияют друг на друга. Сбой в одной из систем приводит к сбоям в других системах.

Взаимодействуя с внешней средой, наш организм обменивается с ней химическими веществами, энергией, информацией (реагирование на раздражитель; восприятие и обработка информации; изменения внутри и снаружи для поддержания необходимых балансов, обеспечивающих выживание или поддержание жизни).

Все изменения в среде тут же вынуждают наш организм адаптироваться к новым условиям (изменения температуры и влажности, появление угроз или других организмов рядом).

За адаптацию по большей части отвечает наша вегетативная нервная система (далее ВНС), и нам не нужно думать о том, как и что изменить в организме, чтобы он продолжал жить (химические реакции, обмен гормонов, частота сердечных сокращений, интенсивность дыхания и т. п.). Фактически, когда вы сознательно что-то меняете в своем поведении, выполняя свои профессиональные обязанности (куда-то едете, что-то делаете), то вы заставляете свою ВНС выполнять дополнительную работу по поддержанию функционального состояния вашего тела.

В ВНС имеется симпатическая нервная система и парасимпатическая нервная система. Первая отвечает, проще говоря, за ускорение/возбуждение. Вторая – за подавление активности и расслабление.

Активность одной нервной системы (из указанных выше) приводит к снижению активности другой системы.

Сознательное выполнение какой-то деятельности (связанной с двигательной активностью) добавляет возбуждение в ЦНС и усиливает работу Симпатической нервной системы. А это изменяет ваши психические процессы (ускоряя/замедляя мышление и работу с информацией, улучшая или ухудшая работу воображения и т. д.).

Любые изменения во внешней среде также усиливают или замедляют одну из систем (Симпатическую или Парасимпатическую). Другими словами, изменения в окружении меняют физиологические процессы (за счет адаптации организма к новым условиям) и формируют новые психические состояния, которые могут быть полезными или вредными для вашего здоровья.

Сильный стресс не проходит без следа для здоровья (это может проявляться со временем, например, в виде «постстрессового синдрома»).

Среда влияет на наши состояния и наше здоровье. Изменяя сознательно условия среды, Вы можете поддерживать свое здоровье или вредить ему

Теперь коснемся более подробно взаимосвязи деятельности и состояний.

Как уже говорилось выше, осознанные изменения в поведении влияют на взаимосвязи организма со средой, что сказывается на изменениях внутренних балансов в системах органов и в целом на физиологических состояниях всего тела. Изменения в физиологических процессах влекут за собой изменения в психических процессах, которые могут вредить нормальному функционированию организма (нарушения здоровья).

Иначе говоря, в то время, как вы, к примеру, проводите презентацию для клиента, в вашем организме происходит много изменений и на уровне физиологии (в результате воздействия стресс-факторов). Для поддержания вашего поведения и адаптации к среде, в которой вы оказались, организму приходится потрудиться. Проделанная работа может в итоге привести организм (а более конкретно, например, психику) к нефункциональному состоянию (к некомфортным и болезненным ощущениям).

Сильный стресс в виде раздражителей/воздействий из среды вынуждает организм работать в другом режиме. Если потенциал организма недостаточен (не хватает энергии, определенных химических веществ), то это может вызывать определенные отклонения от нормы (нарушения здоровья).

Изменения в деятельности усиливают или ослабляют взаимодействие организма со средой, что в итоге меняет внутренние состояния. Эти состояния могут вредить здоровью.

А теперь настало время упомянуть об особенностях нервной системы и профессиональной деятельности.

Психологические характеристики темперамента – особенности протекания психических процессов и поведения, которые порождаются сочетанием свойств нервной системы:

  • Активность. Насколько человек в состоянии сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте (насколько быстро работают соответствующие психические процессы, производя периодические или циклические операции). Разные люди (за единицу времени) успевают сделать разную по объему работу.
  • Продуктивность. Высокая, если человеку без признаков усталости удается больше сделать (увидеть, услышать, запомнить, представить, решить). Т. е. выполнить большой объем работ. Способность достаточно длительное время поддерживать высокий темп работы.
  • Возбудимость, тормозимость и переключаемость. Быстрота возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, переход от одного практического действия к другому. Одни люди быстро переключаются с одной темы размышления на другую, другие медленнее.

Эти характеристики определяют тип темперамента, который со временем приобретает черты динамических особенностей, наблюдаемых в поведении человека и принимаемых часто за его темперамент. Однако они являются лишь его некой модификацией, и в научных кругах это называется индивидуальный стиль деятельности.

Т. е. у взрослого человека могут наблюдаться два вида «темперамента»: основной (с детства) и приобретаемый (искусственно созданный путем адаптации поведения к среде).

В идеале (для максимально эффективной профессиональной деятельности) «индивидуальный стиль деятельности» должен совпадать с темпераментом, но это редкость. Чаще всего человеку приходится приспосабливаться со своим темпераментом к требованиям профессиональной деятельности и среды. Поэтому несовпадение стиля деятельности и природного темперамента – это типичная ситуация.

Расхождение между «природным» темпераментом и «приобретенным» (индивидуальным стилем деятельности) неблагоприятно сказывается на самочувствии (здоровье) и на успешном выполнении деятельности (результатах труда).

Когда индивидуальный стиль деятельности совпадает с темпераментом, то наступают следующие позитивные последствия:

  • При выполнении соответствующей деятельности человек чувствует себя комфортно, переживая положительные эмоции и получая удовольствие от того, что выполняет деятельность в определенном темпе с заданной скоростью и избранной активностью.
  • В ходе своей деятельности он допускает сравнительно мало ошибок и в состоянии работать с высоким качеством.
  • Человек может работать долго без признаков усталости или утомления.

В случае значительного расхождения между природным темпераментом (далее ПТ) и индивидуальным стилем деятельности (далее ИСД) могут наблюдаться отрицательные последствия:

  • Человек испытывает ощущение дискомфорта при выполнении деятельности в заданном темпе или с заданной скоростью.
  • Он допускает немалое количество ошибок и не в состоянии их полностью контролировать.
  • Он быстро устает и утомляется (когда темп работы и общения протекают в не свойственном для него ритме).

Благоприятные сочетания темперамента и индивидуального стиля деятельности для выполнения профессиональных обязательств:

  • Холерик (ПТ) и Сангвиник (ИСД).
  • Сангвиник (ПТ) и Холерик (ИСД).
  • Флегматик (ПТ) и Меланхолик (ИСД).
  • Меланхолик (ПТ) и Флегматик (ИСД).

Неблагоприятные сочетания:

  • Флегматик (ПТ) и Сангвиник (ИСД)
  • Меланхолик (ПТ) и Холерик (ИСД)

Резюме.

Темперамент влияет на качество деятельности. Профессиональная деятельность может не подходить под тип темперамента (человеку приходится вырабатывать индивидуальный стиль деятельности с учетом требований профессии и среды).

Темперамент связан с психическими свойствами и влияет на формирование черт характера личности. Несовпадение особенностей темперамента и созданного индивидуального стиля поведения приводит к заболеваниям организма и расстройствам личности.

Выводы:

  1. Наш темперамент и индивидуальный стиль деятельности или мешают, или помогают нам в работе (профессии).
  2. Деятельность влияет на психические состояния, которые могут расшатывать нервную систему, а это, в свою очередь, может мешать поддерживать нормальное функциональное состояние организма (здоровья).
  3. Так как внешняя среда (место) может усиливать или сглаживать эффект «влияния профессиональной деятельности на нервную систему», то, следовательно, можно сделать заключение, что среда может помогать поддерживать здоровье или вредить ему.

Если вы, читая эту статью, поняли, что причиной физических недомоганий может является ваша профессиональная деятельность, то имеет смысл задуматься о ее смене. Либо, как вариант с «меньшими жертвами», стоит рассмотреть возможность смены внешней среды, где протекает ваша деятельность, т. е. сменить место работы.

Помните – незнание мешает нам быть здоровыми, успешными и счастливыми. А знания позволяют избегать проблем и помогают обретать искомое.

Вы теперь знаете, как взаимосвязаны ваша деятельность, внешняя среда и особенности вашей нервной системы. Примите для себя нужное решение!

Некоторые подсказки:

  • Сознание, Личность, Деятельность взаимосвязаны! Влияя на одно, меняем другое.
  • Смена Деятельности ведет к изменениям Сознания и Личности.
  • Образ Личности формируется постепенно через практику (в результате Деятельности).

Если в приоритетах материальные потребности, то смена места работы или деятельности может улучшить комфортное и безопасное существование. Но необходимо учитывать еще и то, как смена деятельности повлияет на ваши социальные и духовные потребности (они могут стать более актуальными, или смена деятельности не позволит их удовлетворять). А также то, как смена деятельности отразится на вашей нравственности (что для вас ДОБРО, а что ЗЛО). Смена деятельности или места работы может затронуть нравственную сторону вашей жизни (платят много, но делать приходится то, на что ваша совесть закрыть глаза не может).

В агрессивной среде человеку с высокой нравственностью делать нечего. Это постоянные внутренние конфликты: чтобы ВЫЖИВАТЬ, приходится делать то, что противоречит внутренним убеждениям и ценностям. Перед тем, как сменить деятельность или место работы, нужно все учесть, чтобы избежать в будущем внутренних конфликтов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *