Виды юридических услуг

  • автор:

Обучение на юридическом факультете любого ВУЗа открывает большие возможности студентам. В будущем, при наличии некоторого желания, дипломированные юристы могут работать в сфере юриспруденции по множеству разнотипных специальностей. Как правило, студентам юридических факультетов рекомендуют определиться с будущей профессией уже на 2-ом или 3-ем курсах. Подобная мера довольно-таки важна, так как позволит будущему юристу профильно обучаться по конкретной специальности и даже стажироваться по ней в соответствующих учреждениях.

Выбор будущей профессии юристом крайне ответственен, поэтому к нему следует подойти грамотно и обдуманно. В сегодняшнем материале рассмотрим наиболее востребованные специальности в юриспруденции РФ и особенности работы по каждой из таковых. Возможно, кому-то данная информация окажет существенную помощь в становлении юристом и позволит оценить перспективность того или иного направления.

О юридическом образовании в РФ

Средний срок получения юридического образования — от 5 до 7 лет (за исключением профессий, требующих опыта для получения лицензии) Юриспруденция – система знаний и методов их практического применения относительно правовой стороны жизни людей, представляет собой один из важнейших аспектов в существовании современных государств. Право в жизни цивилизованного человека является чем-то неотъемлемым, поэтому связанные с его трактовкой профессии востребованы как никогда. Учитывая подобное положение дел, многие люди стремятся обучиться «юридическому ремеслу» и трудиться именно в этом направлении.

Работать в сфере юриспруденции могут только специально обученные лица. Дипломированных специалистов в России готовят более 1 000 ВУЗов, каждый из которых ежегодно выпускает сотни новоиспеченных юристов.

Юридическое образование – именно тот пропуск, который позволяет лицам трудиться по соответствующим профессиям. При его отсутствии официальная помощь гражданам по юридическим вопросам невозможна, поэтому прохождение профильного обучения потенциальным юристам не избежать.

Сегодня получить диплом юридического специалиста может абсолютно любой человек. Для этого достаточно:

  1. Сдать ЕГЭ и подобрать ВУЗ, соответствующий полученным баллам.
  2. Пройти конкурс, если он проводится (как правило, на 1 место приходится от 6 до 8 человек).
  3. Определиться с направлением деятельности в сфере и, соответственно, учиться.

В среднем, обучение юристов проходит в течение 4-7 лет. Многое зависит от характера будущей профессии, ее сложности и наличия у лица ранее оконченных заведений с юридическим уклоном (например, профильных колледжей). После получения диплома юрист может начать реализовывать себя в профессиональном плане сразу же. Исключением являются некоторые юридические профессии, которые требуют опыта работы в данной сфере. Например, получить лицензию нотариуса удастся лишь тем юристам, которые отработали не менее 5 лет по общему юридическому профилю.

Список самых востребованных профессий и их описание

Самые востребованные юридические профессии — адвокат, юристконсульт и нотариус. Понятие «юрист» является предельно обобщенным, поэтому человека с юридическим образованием нельзя одновременно причислять и к адвокатам, и к следователям, и к нотариусам, и к другим специальностям из сферы юриспруденции. Так как правовая сторона жизни любого государства поистине многогранна, знать все ее аспекты просто нереально. Любой юрист должен иметь конкретный профиль работы, постоянно изучать его и трудиться именно в выбранном направлении.

Юридических профессий в России довольно-таки много. Все они по-своему специфичны, но непременно связаны с трудом в правовой сфере жизни государства. Среди наиболее востребованных, популярных и солидных специальностей юриста выделим:

  • Адвокатов, обладающих правом оказания квалифицированных юридических услуг гражданам относительно правовой стороны их жизни. В РФ адвокатами признаются все специалисты, которые могут на законных основаниях быть профессиональными советниками по юридическим вопросам для других лиц. Как правило, представители адвокатской сферы специализируются на защите интересов и прав граждан, юрлиц в судах.
  • Юридических консультантов (юрисконсультов), деятельность котороых основана на консалтинге людей по интересующим их вопросам. Работают данные специалисты при соответствующих организациях и могут помогать самым разным категориям лиц (от сотрудников самого учреждения до обычных граждан).
  • Нотариусов, работающих в сфере нотариата. Пожалуй, детально пояснять сущность данной профессии не нужно. Все знают о необходимости той или иной заверки документов или процедур, что без участия нотариуса на официальном уровне просто невозможно.
  • Прокуроров, являющихся главными законными представителями обвинения в России. Именно они работают в судебных и им подобных инстанциях от обвинительной стороны. Естественно, реализация такой деятельности требует феноменальной подкованности в юридическом деле.
  • Следователей, уполномоченных в ведении расследований по уголовным и им подобным делам. В отличие от прокуроров, следователи не являются стороной обвинения. Эти специалисты лишь оперируют фактами и ведут работу по нахождению истины в конкретно взятой ситуации.
  • Судей, которые являются главными представителями правосудия в РФ. Именно они наделены всеми конституционными полномочиями для свершения такового. Только судьи вправе выносить официальный вердикт по правовым вопросам, рассматриваемым в рамках судопроизводства.

Остальные юридические профессии также очень важны, но по сравнению с отмеченными выше не являются столь существенными. Их перечень рассмотрим в ознакомительном порядке далее. Сейчас же отметим, что описанные специальности – тот базис, на который следует обращать внимание всем потенциальным юристам. Из каждой рассмотренной профессии всегда вытекают несколько других, смежных, что очень удобно для профессиональной юридической деятельности при постижении основ конкретного направления.

Другие специальности

Старайтесь не ошибиться в выборе направления, чтобы потом не приходилось переучиваться заново. Как было отмечено ранее, перечень юридических профессий широк и многогранен. И пунктами выше он не заканчивается. К числу юридических профессий также относятся:

  • Налоговый юрист, специализирующимся на работе с налоговым правом. В последние годы данная профессия более востребована, так как постоянное усложнение налогового законодательства в РФ нередко застает врасплох юридически неподкованных граждан. Последние, естественно, обращаются за помощью к юристам соответствующей специализации.
  • Судебный пристав, реализующим волю своей федеральной службы. Востребованность данной профессии не высока, однако найти свободное местечко все же можно и долгие годы трудиться на благо ФССП.
  • Эксперт-криминалист, работающим под чутким руководством или совместно со следователем.
  • Патентовед, позволяющим создателям чего-либо закрепить на «детище» права в законодательно установленном порядке и без ошибок.
  • Юристом по регистрации организаций, помогающим предприятиям начинать свою официальную деятельность.
  • Помощник юриста в любой сфере права, который просто необходим при ведении специалистом большого числа дел.

Отметим, что представленный выше перечень далеко неокончательный. В юридической сфере существует огромное число специальностей, поэтому к выбору конкретного направления деятельности важно подойти крайне ответственно. К сожалению, допущенные ошибки в этом плане практически не исправить.

После обучения придется либо работать по выбранной профессии, либо мучительно, с большими временными потерями переучиваться. Многие согласятся с тем, что допускать подобное крайне нерационально и намного удобней сразу выбрать перспективную специальность.

Нюансы всех юридических профессий: перспективы работы, оплата и другое

Основное различие между юридическими профессиями заключается в том, относительно какой сферы права реализуется труд юриста. Естественно, работа в конкретных правовых средах требует большего количества знаний, усилий и опыта, что поощряется более солидным окладом. Диаметрально противоположно обстоят дела с юристами из других сфер права.

Верно определить наиболее предпочтительное направление деятельности любому юристу желательно еще на этапе обучения, так как именно от этого зависит итоговый успех труда в юриспруденции. Не забывайте, что помимо сильных человеческих качеств работа юристом требует большого багажа знаний и опыта.

Пожалуй, на этом наиболее важные положения по теме сегодняшней статьи подошли к концу. Как видите, перечень юридических специальностей в РФ поистине широк. Надеемся, представленный материал помог разобраться с ним каждому читателю нашего ресурса и дал общее понятие о каждой имеющейся профессии.

Источник: Юрист Помог

Повседневная деятельность предприятий сопряжена с выполнением определенных обязанностей и соблюдением требований, устанавливаемых и регулируемых законодательством. Практически каждая хозяйственная операция предприятия требует правильного составления и оформления правовых документов. А в условиях жесткой конкуренции ведения бизнеса некогда отвлекаться на изучение законодательной документации и неэффективные попытки самостоятельно разобраться в правовой особенностях хозяйственной деятельности. Поэтому для защиты интересов и прав юридических лиц очень сложно обойтись без квалифицированной юридической помощи, в частности, без юридических консультаций.

Способы получения юридических консультаций для предприятий

В зависимости от специфики и масштаба деятельности, разным предприятиям нужны различные по характеру и источнику юридические консультации.

Так, основные стратегии юридической защиты предприятий и способы получения юридических консультаций условно можно разделить на 4 вида:

  1. Крупные предприятия создают в структуре своего штата целые юридические отделы, которые не просто предоставляют юридические консультации, но и осуществляют полное юридическое сопровождение хозяйственной деятельности.
  2. Предприятия из сферы среднего и малого бизнеса часто ограничиваются наличием 1-3 штатных юристов, что обуславливается преимущественной однотипностью и стандартностью юридических функций, в т.ч. юридических консультаций.
  3. С целью финансовой экономии (в основном за счет экономии на содержании штатных юристов) некоторые предприятия прибегают к помощи только специалистов юридической фирмы, которые предоставляют юридические консультации и прочие юридические услуги на основе договора абонентского юридического обслуживания. Фактически у предприятия существует юрист, который специализируется на всех отраслях права, доступен в любое время, и которому нужно платить только ежемесячную зарплату без каких-либо других дополнительных расходов и затрат (например, для организации рабочего места, на уплату больничных, отпускных, налогов).
  4. Для некоторых предприятий целесообразно содержать штатного юриста, который призван выполнять типовые функции, и лишь при необходимости решить сложную нестандартную ситуацию прибегать к разовым юридическим консультациям со стороны. Но такой вариант актуален при крайне низкой вероятности возникновения таких ситуаций.

Какие юридические консультации могут потребоваться предприятиям?

Поскольку потребность в юридических консультациях напрямую зависит от динамики и характера функционирования предприятий, направления правовой помощи многочисленны. Это могут быть юридические консультации по административным, налоговым, земельным, гражданским, международным, транспортным, хозяйственным, трудовым, уголовным, процессуальным вопросам.

Стандартные варианты консультирования включают:

  • консультации юриста по применению действующего законодательства;
  • юридические консультации по разработке и оформлению внутренней и внешней документации предприятий;
  • юридическую помощь в оценке подписываемых документов;
  • консультации юриста по вопросу законности действий предприятий и их контрагентов, в т.ч. действий государственных органов;
  • юридические консультации по решению споров в судебном порядке;
  • юридическую помощь в регистрации, реорганизации, ликвидации предприятий.

В зависимости от характера предоставления, юридические консультации для предприятий могут проводиться в устной или письменной форме. При решении сложного вопроса предпочтение следует отдать письменному консультированию, которое позволяет прибегнуть к повторному рассмотрению вопроса консультации в любой момент.

Наша юридическая фирма рекомендует руководителям предприятий ответственно отнестись к вопросу правовой защиты и выбрать наиболее подходящий для себя вариант консультирования.

Юристы фирмы «Правовой стандарт» в Туле готовы предоставить грамотные юридические консультации по любым вопросам как отдельно, так и в рамках комплексных юридических услуг для предприятий.

Помните, своевременная качественная юридическая консультация – залог успешной деятельности предприятий!

P.S.: Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени

Юридические услуги можно охарактеризовать как вид услуг правового характера, разновидность возмездных (платных) услуг, оказываемых физическому или юридическому лицу (компании, организации и т.п.) специалистами (адвокатами, юристами).

Юридические услуги оказываются в различных областях права: в гражданском (семейное, наследственное и т.п.), арбитражном, уголовном и административном.

Юриспруденция постоянно развивается, ежемесячно принимаются огромное количество нормативно-правовых актов и поправок к ним. Их знание и умение применять на практике доступно лишь специалистам.

Лица, оказывающие юридические услуги

По действующему законодательству – представление интересов клиента может осуществлять любое уполномоченное на то доверенностью лицо, за исключением отдельных отраслей права (КАС РФ, УПК РФ). Поэтому для оказания квалифицированной юридической помощи необходимо проверить является ли такое лицо хотя бы юристом.

В общем смысле слова, юридические услуги оказывает юрист. Юрист – физическое лицо, получившее среднее или высшее профессиональное образование в сфере юридических наук или правоведения.

Основная цель его деятельности — защита прав и законных интересов гражданина или организации (клиента, доверителя).

Большая часть времени юриста затрачивается на поиск и анализ юридически значимой информации для дачи правового заключения или составления необходимых юридических документов по конкретным вопросам. Значительное время при оказании юридических услуг затрачивается на представительские функции, в том числе в судебных заседаниях.

По нашему мнению, высшая стадия развития профессионального юриста – достижение должности (звания), на которую предъявляются повышенные законодателем требования, обязателен опыт работы по юридической специальности, а также обязательны экзамены для проверки его компетенции как юриста. К такому кругу лиц можно отнести немногих: судьи, адвокаты, нотариусы.

Различие между юристом и адвокатом

Как указано выше, юристу достаточно окончить учебное заведение по юридической специальности и фактически он готов оказывать юридические услуги.

Адвокат – юрист, который закончил высшее учебное заведение, проработавший более 2 лет по юридической специальности и успешно сдал квалификационный экзамен. К слову, такой экзамен принимают не только самые опытные адвокаты, но и представители государственных, законодательных органов, а также судебной системы.

Нередки случаи, когда юридические компании заключают договора на оказании услуг с адвокатами, которые зачастую выступают советниками их руководителей по проблемным ситуациям. Это также свидетельствует о том, что адвокаты более подготовленные юристы.

Отличительной особенностью юриста от адвоката составляет степень защиты информации клиента (доверителя). Все сведения сообщенные адвокату и полученные им документы, являются адвокатской тайной, которая не может быть разглашена без согласия доверителя.

Допрос адвоката по обстоятельствам оказания юридических услуг доверителю запрещен (п. 2 ч. 3 ст. 56 УПК РФ).

Различия в полномочиях между юристом и адвокатом

Существенные различия между адвокатом и юристом имеются в их полномочиях.

Юристы и адвокаты оказывают юридические услуги в пределах, предусмотренных процессуальными полномочиями в отдельных отраслях права.

Как правило, в судебных процессах (гражданских, арбитражных, административных) юристы выступают по доверенности от клиента, который может предусмотреть ограничение процессуальных прав (например, без права подписи всех или определенных документов).

Кроме общих процессуальных прав, в статье 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» предусмотрен ряд дополнительных прав для адвоката в целях оказания им юридических услуг.

Среди них выделим два наиболее существенных права адвоката, которые относятся к сбору доказательств:

  • собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций. При этом, указанные органы и организации обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии;
  • опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь.

Данные права существенны, поскольку решение по любому делу (гражданское, уголовное и т.п.) выносится на основании собранных доказательств.

Законодателем предусмотрена возможность заявить ходатайство об истребовании доказательств, но такие просьбы удовлетворяются редко.

Отдельные отрасли права в различных случаях предусматривают оказание услуг только адвокатами: представитель должника перед кредитором (ч. 4 ст. 8 ФЗ № 230-ФЗ), оказание услуг по уголовным делам (ст. 45, 49 УПК РФ).

Юридические услуги и их виды

Виды юридических услуг, которые оказывают юристы (адвокаты), разнообразны. Они различаются по отраслям права, по способу и субъекту их оказания, по другим параметрам.

Но для представления объединим виды оказываемых юридических услуг в три большие группы:

  • консультации и составление справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
  • составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  • представление интересов доверителя (клиента) в различных отраслях права: в гражданском и административном судопроизводстве; в уголовном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях; в налоговых правоотношениях; в судах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.

Консультация юриста (адвоката) как вид юридической услуги

Как правило, первое общение юриста (адвоката) с потенциальным клиентом начинается с консультации.

Устную юридическую консультацию можно представить, как беседу юриста или адвоката, в ходе которой клиент описывает возникшую проблему, а юрист или адвокат разъясняет клиенту все возможные правовые варианты решения его проблемы и помогает клиенту выбрать наиболее оптимальный из них.

Если клиент хочет получить развернутые ответы на интересующие его конкретные вопросы с подборкой и анализом документов, то это занимает гораздо большее времени и как правило оформляется в виде письменной консультации.

Важный момент оказания юридической услуги — своевременность получения юридической консультации, что позволит избежать неблагоприятных последствий и возможно дальнейших денежных затрат в связи с последующим оказанием юридических услуг.

Составление документов правового характера как вид юридической услуги

Как правило, следующим этапом после консультации является оказание юридической услуги в виде составления документов.

Составление юридических документов – вид юридической услуги, представляющий собой сложный и трудоемкий процесс их написания, требующий наличия профессионального образования, знания специфики работы в разных отраслях права, а также аналитических и иных способностей.

Существует много видов юридической документации, самые распространенные из них: заявление, в том числе и исковое, ходатайство, жалоба, претензия.

Грамотно написать документы без юридического образования невозможно.

Как показывает практика, лицо, которое хочет максимально сэкономить денежные средства, сначала сам старается написать правовой документ, однако, когда это не получается, потратив неделю-две на «изучение юриспруденции» обращается за юридической услугой.

Кроме этого, в случае правильного описания ситуации в документе и при наличие законного основания на выигрыш дела, но при неправильном составлении правового документа, неправильном определении компетентного органа для его рассмотрения и других ошибок, могут повлечь отказ в их удовлетворении, принятии, перенаправлении документа и другие негативные последствия.

Представление интересов доверителя (клиента) в различных отраслях права как вид юридической услуги

Представление интересов клиента – вид юридической услуги, который осуществляется юристом (адвокатом), выступая от имени и в защиту прав и законных интересов доверителя (клиента), перед государственными и иными органами, а также в суде.

Представление интересов — эта посредническая функция между клиентом и организацией (судом).

В случае единоличного участия в предусмотренных законом мероприятиях и процессах могут быть нарушены права разными лицами и разными способами. С целью недопущения этого, а также своевременности принятия мер реагирования, необходим представитель.

Кроме этого, представитель экономит время, особенно в гражданском и арбитражном судопроизводстве путем единоличного присутствия в процессе.

Встречи с другой стороной конфликта могут проходить в крайне агрессивных и нервных условиях, представитель «сглаживает» конфликтную ситуацию, при необходимости общение происходит только через представителя.

Сделаем вывод для чего нужны юридические услуги

За юридическими услугами обращаются тогда, когда возникла определенная ситуация (проблема), которую необходимо разрешить в рамках действующего законодательства с помощью юриста или адвоката (про различия между ними написано выше).

Юридическая услуга необходима для экономии времени, денежных средств, и конечно же получения значительно большего шанса на положительный результат при разрешении возникшей ситуации.

Экономия времени клиенту ярко выражается в составлении документов правового характера, а также при осуществлении представительских функций. Например, в суде, с учетом загруженности судебной системы, поведения другой стороны и т.п., юристу (адвокату) можно потратить целый день, в том числе и безрезультатно.

Юридическая услуга – платная услуга, однако, как не парадоксально, при её оказании могут быть сэкономлены значительные денежные средства.

Например, при взыскании суммы понесенного ущерба, имеется возможность взыскать дополнительные денежные средства в виде неустойки, штрафа.

В заключении предлагаем прочитать про конкретные ситуации, по которым могут быть оказаны юридические услуги, представлены в рубрике «

Создадим очередной реестр. Кому это нужно?

Попытки государства снять или видоизменить созданные им же препоны для нормального осуществления хозяйственной деятельности не всегда оказываются удачными. Думается, что к числу таких недостаточно выверенных шагов на этом пути можно отнести и проект Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по защите законных интересов участников гражданских правоотношений» (далее – Проект Указа), подготовка которого не предусмотрена Мероприятиями по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 28.02.2011 № 251/6.

Основные положения Проекта Указа сводятся к следующему.

«Ударим» Реестром по недобросовестным предпринимателям и тем, кто имеет с ними дело

В преамбуле Проекта Указа сформулирована столь актуальная сегодня цель создания благоприятных условий развития предпринимательской среды, обеспечения прав и законных интересов участников гражданских правоотношений. В качестве средства достижения этой цели разработчики Проекта Указа предлагают учредить Государственный реестр коммерческих организаций и ИП, осуществление сделок с которыми влечет повышенный предпринимательский риск (далее – Реестр).

Проектом указа предусмотрено, что созданием и ведением Реестра будет ведать МНС. Сведения для ведения Реестра будут предоставлять налоговые органы, органы КГК, Минфина, правоохранительные органы, суды и регистрирующие органы в порядке, который определит Правительство. Как видим, перечень информирующих органов достаточно обширен.

Правда, термин «правоохранительные органы», сплошь и рядом употребляемый в нормативных актах, до сих пор не определен в отечественном законодательстве. Как он не определен и в Проекте Указа. И этот вопрос не такой уж пустяшный, как может показаться на первый взгляд.

В частности, в различных актах законодательства прокуратура либо относится к числу правоохранительных органов, либо исключается из их числа. Не ясно, можно ли отнести к числу правоохранительных органов, например, Оперативно-аналитический центр и Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира, действующие при Президенте Республики Беларусь. В итоге, решение этого вопроса отдается на усмотрение МНС. Коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, обжалующие правомерность использования МНС сведений от какого-либо органа и включения их в Реестр, не могут рассчитывать на то, что их мнение относительно того, что он не принадлежит к числу правоохранительных, будет услышано, поскольку перечень правоохранительных органов отсутствует, равно как отсутствуют установленные в законодательстве четкие критерии отнесения государственных органов к числу правоохранительных.

Предполагается, что сведения, содержащиеся в Реестре, будут открытыми, общедоступными и размещаться на официальном сайте МНС в глобальной компьютерной сети Интернет. И предназначены эти сведения в первую очередь, как следует из содержания Проекта Указа, для иных субъектов хозяйствования, чтобы обезопасить их от совершения с коммерческими организациями и ИП, включенными в Реестр, сделок, влекущих повышенный предпринимательский риск.

С другой стороны, сведения из Реестра предполагается использовать также против субъектов хозяйствования, которые будут вступать в сделки с «постояльцами» Реестра. Как только будет совершена хотя бы одна сделка с коммерческой организацией или ИП, включенными в Реестр, контрагенту такой сделки автоматически присваивается высокая группа риска в целях назначения плановой проверки контролирующими (надзорными) органами. По сути, такая норма Проекта Указа ориентирована на ограничение деятельности тех субъектов хозяйствования, которые включены в Реестр. Кому же захочется иметь с ними дело, если последствием совершения сделки будет плановая проверка, которую можно ожидать как минимум один раз в течение календарного года (см. пункт 7 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ от 16.10.2009 № 510).

Наличие рассматриваемой нормы Проекта Указа сделает сверхпосещаемым официальный сайт МНС. Прежде чем заключить сделку стороны должны будут заглянуть в Реестр. Одни для того, чтобы избавить себя от возможности оказаться в высокой группе риска в целях назначения плановой проверки контролирующими (надзорными) органами, другие для того, чтобы задуматься над вопросом о том, чтобы ликвидироваться, раз государство выставило тебе «черную метку», включив в Реестр.

По порядку номеров рассчитайся

Согласно Проекту Указа Реестр будет состоять из коммерческих организаций и ИП, осуществление сделок с которыми влечет повышенный предпринимательский риск (далее, если иное не оговорено, – организации). Перечень этих организаций будет формироваться из четырех категорий субъектов хозяйствования.

На первом месте в этом Перечне расположились организации, осуществляющие деятельность без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно.

О деятельности без специального разрешения (лицензии) может быть известно из материалов проверок, дел об административных правонарушениях или уголовных дел. Такие организации в силу пунктов 3 и 4 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение от 16.01.2009), могут быть ликвидированы по решению хозяйственного суда по иску органов КГК, прокуратуры, внутренних дел, КГБ, МНС, регистрирующих органов и иных уполномоченных органов в пределах своей компетенции.

При проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности таких организаций в соответствии с пунктами 5 и 73 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510, может приниматься решение о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, операций по счетам, наложение ареста на имущество проверяемого субъекта, принятии иных эффективных мер по пресечению и недопущению в дальнейшем такой деятельности.

Полномочия по приостановлению безлицензионной деятельности организаций (приостановление операций по счетам в банке и др.) предоставлены государственным органам и другими законодательными актами (см., например, статьи 49, 53, 81 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Иными словами, в законодательных актах применительно к безлицензионной деятельности организаций ставится задача пресечения и недопущения впредь такой деятельности, а также предусматривается применение к ним указанных радикальных мер вплоть до их ликвидации.

В этой связи возникает вопрос о необходимости включения таких организаций в Реестр, вопрос о том, кому нужна информация о таких организациях в Реестре, если в отношении них государством уже приняты меры, лишающие их возможности временно (при приостановлении деятельности, операций по счетам и пр.) или навсегда (при их ликвидации) вступать в хозяйственные связи с другими субъектами.

Вторая категория организаций, сделки с которыми влекут повышенный предпринимательский риск, – организации, осуществляющие деятельность, которая является незаконной и (или) запрещается.

Некорректность такого признака («незаконная и (или) запрещенная» деятельность) очевидна. Часть 1 статьи 13 Конституции предусматривает запрет на осуществление хозяйственной и иной деятельности только в случае, если такой запрет установлен законом. Часть 2 статьи 12.7 КоАП связывает этот запрет с законодательными актами, т.е. не только с законами, но и с декретами, указами Президента. Авторы проекта Указа пошли еще дальше. Они вообще не оговаривают, каким нормативным правовым актом будет установлен такой запрет.

Имеются ли такие законодательные акты, в которых бы та или иная деятельность признавалась незаконной и (или) запрещенной? Да, хотя их и немного. Например, в пункте 25 Положения от 16.01.2009 № 1, предусмотрено, что «Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается».

Каковы последствия осуществления такой деятельности? Она признается административным правонарушением, влекущим административную ответственность по части 2 статьи 12.7 КоАП (штраф на индивидуального предпринимателя в размере от 20 до 200 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, а на юридическое лицо – до 500 БВ с конфискацией такого дохода). Но в КоАП не предусмотрена административная ответственность в виде ликвидации юридического лица или ИП. Хотя в ряде случаев и предусмотрен порядок признания их государственной регистрации недействительной вне рамок административного процесса по делу об административном правонарушении (см., например, упоминавшийся выше пункт 25 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования).

Думается, что такое разделение процедур противодействия незаконной и (или) запрещенной деятельности едва ли продуктивно. Включение же указанной категории организаций в Реестр фактически узаконивает существование таких организаций, идет вразрез с приведенной нормой КоАП. Проект Указа говорит: такие организации государство регистрирует в специальном Реестре, легализует их вместо того, чтобы ликвидировать их.

Третья категория организаций, подлежащих включению в Реестр, – организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в течение 12 месяцев подряд с момента государственной регистрации с представлением в установленном законодательством порядке отчетности, данные которой свидетельствуют об отсутствии такой деятельности либо являются недостоверными.

Выявление такой отчетности является основанием для проведения проверки и приостановления деятельности организации. Следовательно, в этом случае с ними даже при большом желании невозможно совершить сделку (счета заблокированы, применены иные меры, описанные выше). Лишь после завершения проверки, отмены запрета на осуществление деятельности может «заработать» такая мера как включение указанной организации в Реестр.

Четвертая категория претендентов на включение в Реестр – организации, не осуществляющие деятельность в течение 12 месяцев подряд, не принявшие в установленном законодательством порядке решение о ликвидации (прекращении деятельности) и не направившие налоговому органу сообщения о причинах неосуществления деятельности.

В отношении указанных организаций предусмотрены процедуры ликвидации по решению регистрирующего органа, а для организаций с иностранными инвестициями — по решению хозяйственного суда (см. подпункт 3.3 пункта 3 Положения от 16.01.2009 № 1). До ликвидации их в установленном порядке такая мера как включение в Реестр формально возможна. Но нужна ли она, если делами такой организации будет управлять ликвидационная комиссия (ликвидатор), если согласно пункту 1 статьи 59 ГК осуществление операций по счетам юридического лица, совершение им сделок, не связанных с ликвидацией, не допускаются.

Последняя, пятая категория организаций, согласно Проекту Указа подлежащих включению в Реестр, – организации, учредители (участники), руководители или иные должностные лица которых привлечены к уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, лжепредпринимательство, легализацию (отмывание) материальных ценностей, приобретенных преступным путем, уклонение от уплаты сумм налогов, сборов таможенных платежей.

По включению данной категории организаций в Реестр имеется существенное противопоказание, обусловленное использованием в Проекте Указа некорректного словосочетания, характеризующего учредителей (участников), руководителей или иных должностных лиц таких организаций: «привлечены к уголовной ответственности». Это словосочетание не определено в Проекте указа, не определено в законодательстве и по-разному толкуется в литературе. На практике это приведет к тому, что кто-то будет связывать привлечение к уголовной ответственности с возбуждением уголовного дела, кто-то с привлечением в качестве обвиняемого, кто-то с постановлением обвинительного приговора, кто-то с вступлением этого приговора в законную силу. Использование данного словосочетания не позволяет однозначно ответить на вопрос, признавать ли лицо привлеченным к уголовной ответственности, если судимость, например, за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов, погашена или снята в установленном порядке.

Разработчикам Проекта Указа следует напомнить положения Конституции и уголовного закона, согласно которым:

1) «Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда» (см. статью 26 Конституции) и

2) «погашение или снятие судимости аннулирует правовые последствия уголовной ответственности» (см. статью 99 УК).

Именно эти положения должны найти отражение при характеристике лиц, причастных к деятельности организации, относящейся к пятой категории.

Если вас включили в Реестр…

Проект Указа предоставляет право организациям, сведения о которых внесены в Реестр, обратиться в налоговые органы с ходатайством об исключении сведений о них из Реестра, предоставив вместе с ходатайством документы об устранении нарушений законодательства, либо подать заявление на проведение проверки. По такому обращению налоговые органы организуют проверку представленных с ходатайством документов об устранении нарушений законодательства, в том числе путем их направления органам, представившим послужившую основанием для включения в Реестр информацию, либо на основании поданного заявления проводят проверку коммерческой организации или индивидуального предпринимателя.

К сожалению, в Проекте Указа отсутствует правило о том, что подача ходатайства или заявления должны влечь автоматическое приостановление решения о включении субъекта хозяйствования в Реестр, что было бы справедливым.

Предусматривается, что по результатам указанных проверок подготавливается заключение, которое не позднее следующего рабочего дня за днем его составления направляется в МНС. Однако почему-то не оговорено, в течение какого срока должны быть завершены проверки.

Устанавливается, что МНС по результатам проверок и (или) на основании полученного заключения не позднее следующего рабочего дня за днем окончания этих проверок и (или) получения названного заключения принимает решение об исключении сведений об организации из Реестра либо принимает мотивированное решение об отказе в исключении таких сведений из Реестра.

Очевидно, что такое решение внутренне противоречиво. Согласно подпунктам 2.6 и 2.7 пункта 2 Проекта Указа проверка проводится обязательно и заканчивается составлением заключения, между тем как в подпункте 2.8 пункта 2 этого документа предусматривается право МНС принимать решение по ходатайству (заявлению) и «по результатам проверки», без заключения.

Увы, Проект указа не предусматривает право на обжалование в хозяйственном суде решения о включении в Реестр. Такое право предоставлено каждому, включая и субъектов хозяйствования, частью 1 статьи 60 Конституции Республики Беларусь («Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки»).

Субъект хозяйствования должен иметь право выбора: обратиться в МНС с ходатайством или заявлением либо обжаловать в суде решение о включении в Реестр. Обращение с ходатайством или с заявлением в МНС не должно лишать хозяйствующего субъекта права на обращение с жалобой в суд. Также как и подача ходатайства или заявления жалоба в суд, полагаю, должны влечь приостановление решения о включении в Реестр.

Общий недостаток Проекта Указа состоит в том, что в нем игнорируется пакетный принцип законодательства. Нормы этого документа требуют соответствующих корректировок положений Указа от 16.10.2009 № 510, Декрета от 16.01.2009 № 1 и их следовало произвести в данном Проекте Указа, а не оставлять на потом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *