Виды финансовых правонарушений

  • автор:

Финансовое правонарушение — общественно вредное, противоправное, виновное деяние, в форме действия или бездействия, дееспособного субъекта финансового права, влекущее ответственность, установленную финансовым законодательством.

Выделяют четыре вида правонарушений в финансовой деятельности бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные.

Бюджетное правонарушение — это общественно опасное противоправно совершенное деяние, запрещенное бюджетным законодательством РФ под угрозой применения к правонарушителю мер принуждения.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое законодательством установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Точного определения валютного правонарушения нет, но проанализировав определения других правонарушений в различных отраслях права можно определить, что валютное правонарушение – это противоправное, общественно опасное, виновное действие (бездействие), совершенное резидентом либо нерезидентом, за которое валютным законодательством РФ предусмотрена уголовная или административная ответственность под угрозой наказания.

Ответственность за совершение финансовых правонарушений (конспект таблица Финансовые правонарушения)

Все общественные отношения в сфере страхования можно разделить на две группы, различающиеся как по составу участников, так и по виду возникающих между ними отношений, а также по способам их правового регулирования:

1) общественные отношения, возникающие между страховщиками и страхователями (выгодоприобретателями), в том числе с использованием страховых посредников, по поводу создания и использования страховых фондов, регулируемых методом равенства участников;

2) общественные отношения по поводу надлежащего функционирования страхового фонда и обеспечения его целевого назначения между органом государственного страхового надзора, а также иными государственными органами и страховщиками в ходе государственного контроля за страховой деятельностью, регулируемые путем властных предписаний государственных органов*1.

Соответственно такому разграничению общественных отношений в области страхования формируется и законодательство в этой сфере, а именно:

а) государственное регулирование страховой деятельности (требования к субъектам, положения о лицензировании, формировании страховых резервов, надзор) — сформулировано в Федеральном законе «О страховании» от 27.11.92 г. N 4015-1 (с последующими изменениями и дополнениями) и в ряде других источников права в области государственного регулирования страховой деятельности;

б) частно-правовое регулирование (регулирование договора страхования, отношений между страховщиком и страхователем (выгодоприобретателем) и т.п. — сформулировано в Гражданском кодексе РФ, а также в некоторых иных источниках гражданского права (например, Кодекс торгового мореплавания).

В целом комплекс различных нормативно-правовых актов, регулирующих страховую деятельность, включает в себя следующие составляющие:

— законы;

— указы Президента РФ;

— постановления Правительства РФ;

— подзаконные акты и ведомственные нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, в том числе указания и рекомендации Федерального органа регулирования и надзора за страховой деятельностью;

— локальные акты (внутрифирменные приказы, распоряжения и т.п.), действующие в пределах деятельности конкретного страховщика.

Основополагающим нормативно-правовым актом в системе государственного регулирования страховой деятельности в Российской Федерации является Закон РФ «О страховании», который с 01.01.98 г. действует с внесенными в него изменениями и дополнениями в новой редакции «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31.12.97 г. N 157-ФЗ (далее — Закон о страховании).

Настоящий Закон является базовым по отношению к другим законам в области страхования, а также к законам, регулирующим иные отношения, но содержащие страховые нормы. Он регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности (ст. 1 Закона).

Закон о страховании содержит основные понятия, связанные со страховой деятельностью, в том числе понятие «страхование». В законе определены также субъекты страховых отношений, т.е. кто может быть признан страховщиком и в какой организационно-правовой форме может осуществляться страховая деятельность (ст. 6).

Так, согласно п. 1 ст. 6 Закона о страховании «страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации».

Из этого определения следует:

1) страховщик — это юридическое лицо. Юридическое лицо в соответствии со ст. 48 ГК РФ — это «организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде»;

2) целью деятельности юридического лица должна быть страховая деятельность. Учитывая условие о том, что «предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность» (п. 1. ст. 6 Закона), можно сделать вывод, что для страховщиков установлена специальная, ограниченная правоспособность (в отличие от большинства других юридических лиц, количество видов деятельности которых не ограничено).

Однако Законом установлены и некоторые изъятия из специальной правоспособности страховщиков. Так, страховая организация имеет право:

— выступать гарантом в банковской гарантии (ст. 368 ГК РФ);

— выдавать ссуды страхователям по долгосрочным договорам страхования жизни (п. 3 ст. 26 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);

— осуществлять посредническую деятельность, связанную с заключением на территории Российской Федерации от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации (абзац 2 п. 4 ст. 8 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);

3) организационно-правовая форма страховщика как юридического лица в соответствии с Законом о страховании может быть любой.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ создание коммерческих страховых организаций (речь идет о предпринимательских организациях — профессиональных страховщиках) возможно в следующих формах:

— хозяйственные товарищества и общества;

— производственные кооперативы;

— государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Полякова С.А. ©

Преподаватель, кафедра гражданско-правовых дисциплин, Дальневосточный юридический институт МВД России

О КЛАССИФИКАЦИИ ФИНАНСОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация

В статье предпринята попытка сформулировать определение классификации финансовых правонарушений, систематизировать их и дополнить основания их деления на виды.

Ключевые слова: классификация, финансовое правонарушение, налоговое правонарушение, ответственность, кодекс, статья.

Keywords: classification, financial offense, tax offense, responsibility, code, section.

Финансовые правонарушения являются разновидностью правонарушений в области финансов, поэтому факторы, определяющие специфику всех правонарушений в рассматриваемой сфере и динамику развития теоретических положений различных отраслей права и законодательства должны исследоваться в целом. Важную роль для уяснения природы финансовых правонарушений и их сущности играет вопрос систематизации и классификации правонарушений в области финансов в целом, а, значит, и финансовых правонарушений.

Анализ научной и учебной литературы по вопросам классификации правонарушений в области финансов и ответственности за их совершение показывает, что данной проблеме, как, впрочем, и проблеме изучения правонарушений в области финансов в целом в отечественной и зарубежной науке финансового, налогового, административного права не уделялось должного внимания. На сегодняшний день нет комплексных разработок, посвященных классификации правонарушений в области финансов, не установлены все существующие основания их деления на виды. Вместе с тем, некоторые разработки все-таки имеются, в большей мере это касается ответственности. Напомним, что за совершение правонарушений в области финансов, по мнению многих исследователей, наступает юридическая ответственность трех видов: уголовная; административная; финансово-правовая.

В основу такого деления, по справедливому мнению С.Н. Макаровой положен «предметный» критерий, который, зависит от тех правовых отношений, на правовую охрану которых направлены нормы данного правового института.

Однако существует и другая точка зрения, согласно которой за совершение правонарушений в области финансов может наступать юридическая ответственность только двух видов: административная и уголовная.

Для уяснения вопроса о классификации финансовых правонарушений, необходимо сказать несколько слов о классификации правоотношений в целом. Ведь, совершая правонарушения, лицо, безусловно, вступает в те или иные правоотношения, которые классифицируются по различным основаниям.

Для нас представляет научный интерес деление правовых отношений в зависимости от функций права на регулятивные и охранительные.

Основой указанных функций права выступают соответствующие юридические нормы, действие которых образует регулятивные и охранительные отношения. При этом регулятивные правоотношения возникают в сфере позитивного поведения, т. е. такого, которое не противоречит нормам права, а охранительные — в сфере нарушения норм права, т.к. они связаны с противоправным поведением и с неправомерными действиями и предусматривают юридическую ответственность, а также меры защиты субъективных прав.

©Полякова С А., 2014 г.

Позитивным для Российского общества современного периода является то, что законодатель делает акцент на охранительных юридических нормах. Отсюда справедливо утверждение Н.А. Власенко о том, что «функция охранительных правоотношений сводится к вытеснению из жизни социально-вредных действий, антиправового поведения» .

Выделим важное, на наш взгляд, основание, и, учитывая специфику, сначала попытаемся сформулировать определение классификации финансовых правонарушений, которое можно представить следующим образом.

Классификация финансовых правонарушений представляет собой систематическое деление правонарушений по определенному основанию (ряду оснований), согласно которому каждый их вид занимает в ней строго определенное место.

Исходя из уже частично представленных классификаций и анализа действующего законодательства, попробуем систематизировать их и дополнить иными основаниями деления.

Однако для представления более полной картины о финансовых правонарушениях, понимания их сути, определения места среди других правонарушений в рассматриваемой сфере в области, связанной с финансами, необходимо систематизировать и классифицировать последние.

Используем постулаты общей теории права .

Самым распространенным критерием деления является общественная опасность. Применительно к правонарушениям в области финансов по этому основанию их можно подразделить на: 1) преступления в области финансов (например, ст. 176 «Незаконное получение кредита» УК РФ); 2) проступки в области финансов (административные правонарушения, финансовые правонарушения).

В зависимости от отраслевой принадлежности правонарушения в области финансов, на наш взгляд, можно подразделить на:

1) финансовые правонарушения. К ним можно отнести:

— бюджетные правонарушения, т.е. виновно совершенные противоправные (в нарушение бюджетного законодательства) деяния (действия или бездействия) участников бюджетного процесса, за которые Бюджетным кодексом РФ установлены бюджетные меры принуждения;

— налоговые правонарушения. Согласно ст. 106 Налогового кодекса РФ — это виновно совершенные противоправные (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которые НК РФ установлена ответственность. К ним можно отнести правонарушения, предусмотренные ст. 116 «Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе», ст. 118 «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке», ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и др.;

— банковские правонарушения, которые представляют собой виновно совершенные противоправные, общественно вредные действия (или бездействия) участника банковского правоотношения, за совершение которых банковским законодательством установлены специфические меры воздействия (ст. 74 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»;

2) административные правонарушения в сфере финансов, т. е. такие деяния (действия и бездействия), которые причиняют вред отношениям, складывающимся в процессе государственного управления финансами, ответственность за которые предусмотрена гл. 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (например, ст. 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов», ст. 15.10 «Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда», ст. 15.26 «Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности» и др.);

3) финансовые преступления — это виновные, общественно опасные деяния, совершенные в финансовой сфере и запрещенные Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (например, ст. 172 «Незаконная банковская деятельность», ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем», ст. 176 «Незаконное получение кредита»).

Кроме того, некоторые из перечисленных видов правонарушений в области финансов, можно более детализировать, выделив при этом подгруппы (подвиды). Так, можно предложить деление административных правонарушений по виду предусмотренной санкции. Исходя из этого, можно выделить:

1) правонарушения с относительно определенной санкцией, то есть с санкцией, в которой определяются рамки неблагоприятных последствий для правонарушителя от минимальных до максимальных (например, предусмотренные КоАП РФ ст. 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов», 15.6 «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», 15.8 «Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)», 15.11 «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности», 15.15 «Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита», 15.15.1 «Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом», 15.26 «Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности» КоАП РФ и др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) правонарушения с альтернативной санкцией, то есть с санкцией, в которой предусмотрена возможность назначения одного (на выбор) из нескольких видов административного наказания, указанных в соответствующей статье (например, предусмотренных ст. 15.4 «Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации», ст. 15.5 «Нарушение сроков представления налоговой декларации», 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств», 15.15.3 «Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов» КоАП РФ и др.).

В зависимости от конструкции объективной стороны административные правонарушения в области финансов можно подразделить на:

1) административные правонарушения в области финансов с материальным составом, то есть с таким составом, в котором в качестве обязательного признака объективной стороны административного правонарушения, помимо деяния, законодателем включены последствия и, соответственно, причинная связь. В качестве такого состава можно привести ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ. Так, к административной ответственности виновное лицо можно привлечь только если «неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекло установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма»;

2) административные правонарушения в области финансов с формальным составом, то есть такие, которые не предусматривают в результате совершения административного правонарушения наступление какого-либо общественно опасного материального вредного последствия в качестве обязательного признака объективной стороны. Административная ответственность в этих случаях наступает лишь за совершение противоправного деяния. Такие составы закреплены, например: ст. ст. 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов», 15.3 «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе», 15.4 «Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации», 15.5 «Нарушение сроков представления налоговой декларации», 15.15.1 «Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом» КоАП РФ и др.

Радует тот факт, что в юридической литературе наиболее полно представлена классификация налоговых правонарушений.

Так, И.А. Цинделиани классифицирует налоговые правонарушения по объекту налогового правонарушения. По этому основанию он выделяет: 1) налоговые

правонарушения, направленные против системы отношений по взиманию налогов, которые наносят непосредственный имущественный вред по формированию бюджета; 2) налоговые

правонарушения, направленные против системы отношений налогового контроля. К сожалению, представленная классификация является не подробной. В связи с чем, можно поддержать С. Г. Пепеляева, который по данному основанию называет большее количество видов:

1) правонарушения против системы налогов;

2) правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;

3) правонарушения против доходной части бюджетов;

4) правонарушения против гарантий выполнения обязанностей налогоплательщиков;

5) правонарушения против контрольных функций налоговых органов;

6) правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности;

7) правонарушения против порядка исполнения обязанностей по уплате налогов .

В дополнение к рассмотренным классификациям обратим внимание на то, что в учебной

литературе распространено деление налоговых правонарушений по субъекту, виды которых можно представить следующим образом:

1) налоговые правонарушения, совершаемые только физическими лицами (к ним можно отнести правонарушение, например, предусмотренное ст. 128 «Ответственность свидетеля» НК РФ);

2) налоговые правонарушения, совершаемые только организациями (к налоговым правонарушениям данного вида можно отнести правонарушение, предусмотренное ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» НК РФ);

3) налоговые правонарушения, совершаемые как физическими лицами, так и организациями. Такие составы закреплены, например, ст. 119 «Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)», 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)», 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога», 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» НК РФ.

Проводя аналогию с положениями науки уголовного права, можно предложить разделить налоговые правонарушения по конструкции объективной стороны налогового правонарушения, т.е. по необходимости учитывать негативные последствия совершенного противоправного деяния. В этом случае они могут быть:

1) налоговыми правонарушениями с материальным составом. Так, например, конструктивным признаком объективной стороны деяния, предусмотренного в п. 3 ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» НК РФ, является то, что грубое нарушение правил учета повлекло за собой занижение дохода, т.е. для привлечения лица к ответственности по п. 3 ст. 120 необходимо не только совершение данного противоправного деяния, но и наступление последствия — занижение налоговой базы);

2) налоговые правонарушения с формальным составом (например, ст. 118 «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке», 119 «Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)», 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» НК РФ и др.).

В зависимости от того, в какой форме в конструкции налогового правонарушения представлена объективная сторона деяния, можно выделить:

1) налоговые правонарушения, совершаемые в результате действия (ст.119.2 «Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения» НК РФ);

2) налоговые правонарушения, совершаемые в результате бездействия (непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 119 НК РФ).

Практика показывает, что двумя видами налоговых правонарушений ограничиться нельзя, поэтому можно поддержать тех ученых , которые по данному основанию выделяют еще один вид — налоговые правонарушения, совершенные в результате совокупности действий и бездействия, т.е. налоговые правонарушения с так называемой смешанной объективной стороной (например, ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе).

В юридической литературе встречаются и другие основания классификации налоговых правонарушений. Так, Ю.А. Крохина справедливо выделяет такое основание как степень общественной опасности. По названному критерию составы налоговых правонарушений подразделяются на три вида: основной (простой), квалифицированный и привилегированный .

Основным (простым) является состав налогового правонарушения, содержащий минимально необходимую совокупность объективных и субъективных признаков, всегда имеющих место при совершении какого-либо конкретного вида налогового правонарушения. Он не предполагает и не требует дополнительных признаков, повышающих или понижающих уровень общественной опасности противоправного деяния (например, ст. 116 «Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе», 118 «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке» НК РФ).

Квалифицированным является состав налогового правонарушения, требующий для своего определения дополнительные признаки противоправного деяния, повышающие уровень общественной опасности содеянного для нормального функционирования налогового законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Привилегированным является состав налогового правонарушения, требующий для своего определения дополнительные признаки противоправного деяния, понижающие уровень общественной опасности содеянного в сфере нормального функционирования налогового законодательства.

Рассматриваемые точки зрения наводят на мысль, что, во-первых, в классификации налоговых правонарушений нет единого подхода к основаниям их деления на виды. Во-вторых, учитывая, что общественные отношения в сфере налогообложения очень динамичны, ее необходимо дополнить. Так, можно предложить деление налоговых правонарушений по субъекту. По этому основанию налоговые правонарушения можно рассматривать как:

1) налоговые правонарушения, совершаемые только налогоплательщиками (например, ст. 116 «Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе», 118 «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке» НК РФ);

2) налоговые правонарушения, совершаемые только налоговыми агентами (ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» НК РФ);

В зависимости от формы вины налоговые правонарушения можно подразделить на:

1) налоговые правонарушения, совершаемые умышлено (ст. 128 «Ответственность свидетеля» НК РФ);

2) налоговые правонарушения, совершаемые по неосторожности (например, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) (п. 1 ст. 122 НК РФ);

3) налоговые правонарушения, совершаемые как в форме умысла, так и по неосторожности (ст. 116 «Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе», ст. 118 «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке», ст. 119 «Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)» НК РФ).

Отметим, что «Форма вины» может быть положена в основу деления не только налоговых правонарушений, но и финансовых правонарушений в целом.

Исследуя бюджетные правонарушения, можно поддержать Ю.А. Крохину, которая считает, что классификация бюджетных правонарушений осуществляется по нескольким основаниям. Так, автор предлагает использовать в качестве оснований классификации бюджетных правонарушений такие критерии, как зависимость от стадии бюджетного процесса, на которой совершаются противоправные деяния и зависимость от объекта посягательств.

Предложенную автором классификацию можно дополнить, например таким основанием деления, как сфера совершения.

По сфере совершения бюджетные правонарушения, на наш взгляд, можно подразделить на: 1) бюджетные правонарушения, совершаемые в сфере использованию бюджетных средств (ст. 306.4 БК РФ); 2) бюджетные правонарушения, совершаемые в сфере бюджетного кредитования (ст. 306.5-306.7 БК РФ); 3) бюджетные правонарушения, совершаемые в сфере предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 306.8 БК РФ).

Возвращаясь к правонарушениям в области финансов и учитывая то, что связанные с ними отношения регулируются нормами различных отраслей права можно их подразделить на виды в зависимости от принадлежности юридических норм к тому или иному нормативному правовому акту, которым установлены меры государственного принуждения за их совершение. Поэтому они могут быть:

1) правонарушениями, установленными нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях (гл. 15);

2) правонарушениями, установленными нормами Бюджетного кодекса РФ (гл. 30);

3) правонарушениями, установленными нормами Налогового кодекса РФ (гл. 16);

4) правонарушениями, установленными нормами банковского законодательства РФ (ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»);

5) правонарушениями, установленными нормами Уголовного кодекса РФ и др.

Для финансовых правонарушений классификация по этому основанию будет выглядеть

так:

— правонарушения, за которые ответственность установлена нормами Бюджетного кодекса РФ;

— правонарушения, за которые ответственность установлена нормами Налогового кодекса

РФ;

— правонарушения, за которые ответственность установлена нормами банковского законодательства РФ.

Можно предложить и другие основания деления. Например, по сфере совершения. Они могут быть:

— правонарушениями в сфере налогов;

— правонарушениями в бюджетной сфере;

— правонарушениями в банковской сфере.

В зависимости от органа, осуществляющего юрисдикцию, финансовые правонарушения могут быть классифицированы на:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) правонарушения, рассматриваемые судьями (ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)», ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» Налогового кодекса РФ и др.);

2) правонарушения, рассматриваемые Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее территориальными подразделениями (ст. 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств» Бюджетного кодекса РФ и др.);

3) правонарушения, рассматриваемые Федеральной налоговой службой и ее территориальными подразделениями (ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)», ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» Налогового кодекса РФ и др.).

По субъекту, совершившему правонарушение, финансовые правонарушения подразделяются на:

1) правонарушения, субъектами-нарушителями которых являются физические лица (российские граждане, апатриды, бипатриды, иностранные граждане) (например, п. 1 ст. 116 «Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе» НК РФ);

2) правонарушения, субъектами-нарушителями которых являются юридические лица (ст. 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств», ст. 306.8 «Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов» БК РФ, ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» НК РФ и др.).

Принимая во внимание изложенное, в зависимости от того, какой формой в объективной стороне представлено деяние, финансовые правонарушения можно подразделить на:

1) правонарушения, совершаемые в результате действия (ст. 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств» БК РФ и др.);

2) правонарушения, совершаемые в результате бездействия (например, неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ это лицо должно сообщить налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ) и др.).

По конструкции объективной стороны финансовые правонарушения можно подразделить

на:

1) правонарушения с формальным составом (например, ст. 118 «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке», 119 «Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)», 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» НК РФ и др.);

2) правонарушения с материальным составом (например, грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы (п. 3 ст. 120 Налогового кодекса РФ).

Дополнить классификацию финансовых правонарушений можно видами, в основу деления которых положена конструкция правовой нормы. Исходя из конструкции правовой нормы, они могут быть:

1) простые — правонарушения, конструкция правовой нормы которых содержит только одну часть и не содержит никаких квалифицирующих признаков (например, ст. 306.7 «Нарушение условий предоставления бюджетного кредита» БК РФ, ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» НК РФ);

2) сложные — правонарушения, конструкция правовой нормы которых содержит две и более части, в том числе и квалифицирующие признаки (например, ст. 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств» БК РФ, ст. 118 «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке», ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» НК РФ).

Таким образом, дополненная классификация финансовых правонарушений, на наш взгляд, позволит сформировать более полное представление о многообразии их видов, понять сущность исследуемых правонарушений, эффективнее применять на практике действующее законодательство, отграничивать нормы финансового, бюджетного, налогового, банковского права от других отраслей права.

Литература

1. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие. — М.: Проспект. 2011. — 416 с.

2. Крохина Ю.А. Налоговое право России: учеб. для вузов. М.: НОРМА. 2007. — 720 с.

3. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учеб. для вузов / Ю.А. Крохина. — М.: НОРМА. 2007. -720 с.

5. Налоговое право: учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. — М.: Юристъ. 2003. — 591 с.

6. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ. 2003. — 592 с.

7. Финансовое право: учебник / отв. ред. С.В. Запольский. — М.: Юрид. фирма «Контракт»: Волтерс Клувер, 2011. — 792 с.

Ю.А. КРОХИНА
Крохина Ю.А., доктор юридических наук, зав. кафедрой административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции РФ.
Самостоятельным основанием применения мер государственного принуждения за нарушения финансового законодательства является финансовое правонарушение. Финансовое законодательство не содержит единого комплексного понятия финансового правонарушения, но закрепляет определения его разновидностей — налогового правонарушения и нарушения бюджетного законодательства.
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность. Статья 281 БК РФ относит к нарушениям бюджетного законодательства неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.
На основании ст. 71 Конституции РФ, относящей финансовое регулирование к ведению Российской Федерации, установление признаков и составов финансовых правонарушений относится к исключительной компетенции федерального центра. Применительно к различным направлениям финансовой деятельности это полномочие развивается внутриотраслевым законодательством. Статья 7 БК РФ закрепляет, что в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относится установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Пункт 2 ст. 1 НК РФ включает вопросы установления ответственности за совершение налоговых правонарушений исключительно в сферу регулирования Налогового кодекса. Указания на элементы финансовых правонарушений также содержатся в законодательных актах федерального уровня, регулирующих валютные, страховые, кредитные, расчетные, публичные банковские отношения и т.д.
Определение финансового правонарушения является, таким образом, обобщающей (собирательной) категорией, отражающей совокупность юридических признаков внутриотраслевых правонарушений.
Финансовое правонарушение — совершенное противоправное (в нарушение финансового законодательства) деяние (действие или бездействие) субъекта финансового права, за которое финансовым законодательством установлена ответственность.
Данное определение содержит следующую совокупность наиболее важных юридических признаков финансового правонарушения:
1) противоправность деяния — финансовое правонарушение представляет собой деяние, нарушающее нормы финансового законодательства. Противоправность является юридической формой (выражением) материальной характеристики общественного свойства финансового правонарушения. Правонарушением, содержащим признаки финансового, считается только деяние, предусмотренное финансовым законодательством. Противоправное деяние в финансовой сфере может совершаться в форме действия (например, отказ от обязательной продажи части валютной выручки; воспрепятствование проведению финансового контроля; отказ предоставить Счетной палате необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, неперечисление из-за границы валютной выручки; несообщение банком в налоговые органы о крупных финансовых операциях своих клиентов; непредставление в налоговые органы отчетности; неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога; неперечисление банком в бюджет соответствующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов; неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы физических лиц и т.д.);
2) виновность — финансовое правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Виновность означает предусмотренное финансовым законодательством психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому деянию и его последствиям.
Прямое указание на виновность в качестве обязательного признака финансового (налогового) правонарушения содержит НК РФ. Тот или иной вид формы вины зафиксирован в нормах НК РФ, определяющих составы правонарушений. Большинство составов налоговых правонарушений, установленных Налоговым кодексом РФ, предполагают наличие неосторожной формы вины. БК РФ при характеристике бюджетного правонарушения не называет виновность, однако наличие и необходимость для финансово-контрольных органов ее установления прослеживаются в составах конкретных бюджетных правонарушений. Многие финансовые правонарушения совершаются в форме прямого умысла, однако латентный (скрытый) характер финансовых правонарушений, а также несовершенство законодательного оформления процессуальной формы привлечения к финансовой ответственности не позволяют правоохранительным органам доказать умысел и правильно квалифицировать действия правонарушителя;
3) наказуемость деяния — совершение финансового правонарушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде финансовых санкций. Наказуемость является формальным признаком финансового правонарушения, поскольку финансовым правонарушением признается совершенное противоправное деяние субъектов финансового права, ответственность за которое предусмотрена финансовым законодательством. Сущность наказуемости как формального признака финансового правонарушения заключается в угрозе применения наказания к виновным лицам при нарушении ими запрета совершать какие-либо деяния либо не совершать действия, юридические признаки которых закреплены охранительными нормами финансового законодательства (гл. 16 и 18 НК РФ, гл. 28 БК РФ и др.). Установление ответственности за финансовые правонарушения только финансовым законодательством федерального уровня является императивной нормой, и, таким образом, никакие иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, относящихся к финансовой ответственности.
Определение уполномоченными органами в поведении лица, привлекаемого к финансовой ответственности, всех юридических признаков противоправного деяния дает основания для квалификации совершенного им действия или бездействия в качестве финансового правонарушения и применения соответствующих мер воздействия.
Финансовое правонарушение является фактическим правовым основанием юридической ответственности и в силу этого характеризуется совокупностью объективных и субъективных признаков, образующих его состав.
Состав финансового правонарушения — это установленные нормами финансового права признаки (элементы), совокупность которых позволяет считать противоправное деяние финансовым правонарушением.
Состав финансового правонарушения образуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Объект финансового правонарушения составляют охраняемые законодательством общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Объектом правонарушения является то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой-либо вред. Финансовые правонарушения характеризуются общностью объекта посягательств — это финансовая компетенция государства и его законные интересы в имущественных (финансовых) отношениях, охраняемые финансовым законодательством. Общим объектом финансовых правонарушений могут быть как материальные, так и процессуальные права государства: нарушения бюджетного законодательства препятствуют нормальному функционированию бюджетной системы, не позволяют последовательно осуществлять бюджетный процесс, расходовать государственные денежные средства по целевому назначению; нарушения налогового законодательства препятствуют полноценному формированию доходных частей бюджетов и внебюджетных фондов, не позволяют осуществлять налоговый контроль, нарушают права законопослушных налогоплательщиков; несоблюдение валютного законодательства нарушает порядок осуществления операций с валютой и валютными ценностями, препятствует образованию золотовалютного запаса государства и т.д.
Помимо общего объекта финансовые правонарушения имеют видовой объект, обусловленный сферой охраняемых финансовым законодательством общественных отношений. Специфика в объекте посягательств свойственна всем видам финансовых правонарушений — налоговым, бюджетным, валютным, банковским, страховым, расчетным и т.д.
Каждое финансовое правонарушение имеет непосредственный объект. Например, непосредственными объектами конкретного налогового правонарушения могут являться императивно установленные отношения по взиманию налогов и сборов, отношения по осуществлению налогового контроля, а также в случаях, прямо предусмотренных НК РФ, — отношения в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей.
Объективная сторона финансовых правонарушений представляет совокупность признаков противоправных деяний, предусмотренных финансово-правовыми нормами и характеризующих внешнее отражение (проявление) финансовых правонарушений в реальной действительности. Применительно к каждому виду финансовых правонарушений основания привлечения к ответственности за их совершение установлены внутриотраслевыми нормативными правовыми актами — НК РФ, БК РФ, Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.
Признаки противоправности деяний подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательными признаками объективной стороны финансовых правонарушений следует считать: само противоправное деяние и его результат, наличие причинной связи между деянием и результатом (последствиями). Нарушитель финансового законодательства подлежит ответственности только в том случае, если наступившие общественно опасные последствия находятся в прямой причинной связи с совершенным им противоправным деянием. Относительно финансовых правонарушений с материальным составом следует учитывать, что отсутствие причинной связи является основанием для освобождения лица от финансово-правовой ответственности.
Факультативными признаками объективной стороны финансовых правонарушений являются место, способ, обстановка, время, систематичность и повторность совершения правонарушения.
Деяния, составляющие объективную сторону финансовых правонарушений, могут выражаться как в действиях, так и в бездействии.
Субъектом финансового правонарушения является лицо (физическое или юридическое), совершившее нарушение финансового законодательства и которое в соответствии с действующим законодательством может быть привлечено к ответственности.
Физические лица могут быть привлечены к ответственности за нарушения финансового законодательства с 16-летнего возраста. Кроме возраста, на возможность отнесения физического лица к субъектам финансовой ответственности влияют еще два обстоятельства. Во-первых, привлекаемое лицо должно быть вменяемым, т.е. понимать значение своих действий и руководить ими. Во-вторых, на момент совершения финансового правонарушения физическое лицо должно обладать гражданской дееспособностью, необходимой для исполнения денежных обязательств. Последнее обстоятельство имеет важное значение при привлечении к налоговой ответственности, поскольку виновное лицо должно иметь реальную возможность уплачивать за счет собственных денежных средств.
Недееспособность влечет отсутствие вины в действиях правонарушителя и, следовательно, отсутствие субъективной стороны финансового правонарушения. В таком случае привлечь физическое лицо к ответственности за нарушения финансового законодательства невозможно.
Субъективная сторона финансового правонарушения представляет совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характеризующих внутренние психические процессы, происходящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его последствий.
Принцип привлечения к юридической ответственности только за совершение виновного деяния является исходным началом всех публичных отраслей права, в том числе и финансового. Например, согласно п. 1 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение может быть совершенно умышлено или по неосторожности.
При совершении финансового правонарушения организацией также возможно определение вины в ее действиях (бездействии). Необходимость установления вины организации и учета ее формы прямо устанавливается финансовым законодательством. В частности, ч. 4 ст. 110 НК РФ определяет, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, деяния (действия или бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Таким образом, состав финансового правонарушения представляет собой законодательно построенную юридическую модель типичных признаков виновного противоправного деяния, нарушающего финансовые нормативно-правовые акты и за которое финансовым законодательством федерального уровня установлены меры ответственности.
Состав финансового правонарушения является критерием достоверной квалификации совершенного деяния и, следовательно, обоснованного применения финансово-правовой санкции. Наличие в противоправном деянии совокупности объективных и субъективных признаков является единственным юридическим основанием для привлечения субъекта финансового права к финансовой ответственности, поэтому при отсутствии хотя бы одного признака конкретного состава финансового правонарушения квалификация содеянного в качестве противоправного и наказуемого явления исключается.
Соблюдение финансово-правовых норм обеспечивается возможностью государства применять меры принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных финансовым законодательством. Ответственность за финансовые правонарушения находит свое выражение в соответствующей части нормы права, называемой санкцией. Анализ действующих финансовых нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод, что ретроспективная финансовая ответственность невозможна без взыскания с виновного лица финансовой санкции, так как финансовое законодательство не содержит института полного освобождения от ответственности по основаниям малозначительности содеянного, деятельного раскаяния либо снижения размера штрафа в зависимости от количества обстоятельств, смягчающих вину.
Финансово-правовые санкции включены в общеправовую систему мер государственного принуждения, поэтому им свойственны все признаки

ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ РФ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ — ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА «

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *