Вертикальное соглашение

  • автор:

Антиконкурентные действия органов власти и

местного самоуправления

Развитие рыночных отношений в российской экономики во многом зависит от уменьшения прямого вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов.

Статья 8 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Данная норма Конституции Российской Федерации нашла свое практическое воплощение в антимонопольном законодательстве.

Именно антимонопольное законодательство в настоящее время содержит конкретные механизмы по ограничению рыночной власти как хозяйствующих субъектов, так и злоупотребляющих своим положением органов власти всех уровней и их должностных лиц.

Полномочия антимонопольного органа:

рассматривает заявления;

возбуждает и рассматривает дела;

принимает решения;

выдает предписания;

принимает решения о наложении штрафов;

контролирует исполнение решений;

отстаивает решения в судах.

Нормы по предупреждению и пресечению антиконкурентных актов и действий органов власти, установленные ФЗ «О защите конкуренции»:

— запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти (статья 15);

— запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия между органами власти или между органами власти и хозяйствующими субъектами (статья 16);

— антимонопольные требования к торгам(статья 17);

— запрет на бесконкурсную передачу прав на государственное или муниципальное имущество (статья 17.1);

— правила отбора органами власти финансовых организаций (статья 18);

— порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (статья 18.1)

— правила предоставления государственных или муниципальных преференций (статьи 19-21).

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность должностных лиц:

Статья 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 14.91 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, обжалование которых предусмотрено антимонопольным законодательством Российской Федерации и которые выражены в нарушении установленных сроков осуществления процедур либо в предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.63 настоящего Кодекса, —

влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет.

Статья 14.32 КоАП РФ заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Статья 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, или выданного при осуществлении контроля за использованием государственной или муниципальной преференции законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восемнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статья 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Также следует отметить, что 05 октября 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» («четвертый антимонопольный пакет»).

Закон вступил в силу в январе 2016 г. и содержит такую новеллу как:

•предупреждение для должностных лиц органов власти при выявлении нарушений ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции»;

•предостережение для должностных лиц органов власти, если их действия могут привести к нарушению Закона «О защите конкуренции»;

•безальтернативное наказание в виде дисквалификации при повторном нарушении должностными лицами органов власти положений антимонопольного законодательства.

Примеры антиконкурентных актов и действий органов местного самоуправления из практики Калмыцкого УФАС России:

Статье 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении: государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Калмыцким УФАС России было рассмотрено дело о нарушении Федеральным государственным бюджетным учреждением науки «Калмыцкий научный центр Российской академии наук» п.3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Учреждение 01.08.2016 г. заключило договор аренды нежилого помещения площадью 88,5 кв. м., закрепленного на праве оперативного управления, сроком на 11 месяцев до 01.07.2017г. без проведения конкурса или аукциона с индивидуальным предпринимателем.

Учреждение было признано нарушавшим п.3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

  • Статья 15 ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

В соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее — предупреждение).

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Калмыцким УФАС России в соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» было выдано предупреждение Администрации г. Элисты в связи с наличием в действиях признаков нарушения ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Постановлением Администрации г. Элисты Республики Калмыкия от 23 июня 2015 г. N 3156 был утвержден порядок предоставления субсидий на финансирование части затрат юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с деятельностью по перевозке пассажиров по автобусным внутримуниципальным маршрутам города Элисты. В результате установления условия «Наличие вместимости пассажиров в транспортном средстве более 35 мест» порядка предоставления субсидий денежные средства бюджета представлены актом муниципального органа одну лицу — Казенному предприятию Республики Калмыкия «Информационно-правовое агентство», чем созданы преимущественные условия для КП РК «Информационно-правовое агентство» на рынке перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории города Элисты.

Предупреждение было исполнено.

В заключении необходимо отметить, что результаты работы антимонопольных органов свидетельствуют о том, что проявления нарушений со стороны органов местного самоуправления не сокращаются и представляют угрозу для конкуренции и развития предпринимательства как и монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов. Одним из важнейших компонентов обеспечения социально-экономической стабильности и стратегии развития любого муниципального образования является активная деятельность субъектов малого предпринимательства и недискриминационная политика со стороны органов местного самоуправления в отношении доступа предприятий на рынок и обеспечение со стороны органов власти равных условий их функционирования.

Понятие согласованных действий хозяйствующих субъектов

Ст. 8 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает, что согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

    1. результат действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
    2. действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
    3. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке (такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год).

Совершение лицами действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением.

Отличительным признаком согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, является их оправданность лишь в качестве модели группового поведения, когда достижение цели отдельным участником согласованных действий возможно лишь в результате сложного ролевого поведения всего коллектива действующих согласованно хозяйствующих субъектов. Обычно это повторяющиеся (аналогичные) действия нескольких хозяйствующих субъектов, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, что отличает согласованные действия от параллельного поведения, т.е. одинаковой рациональной реакции хозяйствующих субъектов на общие и не зависящие от их действий изменения условий деятельности на товарном рынке.

Наиболее распространенными примерами согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, является спонтанное повышение цен несколькими хозяйствующими субъектами на товарном рынке, навязывание контрагенту (покупателю) невыгодных для него условий договора, раздел рынка по территориальному принципу (по объему продаж, покупок или ассортименту реализуемых товаров).

Виды согласованных действий:
    • горизонтальные;
    • вертикальные;
    • конгломератные;
    • смешанные.

Таким образом, согласованные действия представляют собой принятие объединениями решений в любой форме, а также любое иное согласованное конкурентное поведение (деятельность, бездействие) субъектов хозяйствования, в т.ч. создание субъекта хозяйствования, целью или последствием создания которого является координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, создавшими указанный субъект хозяйствования, или между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования.

Горизонтальные согласованные действия — когда субъекты хозяйствования, в состав которых входят участники согласованных действий, конкурируют или могут конкурировать между собой на одном рынке товара.

Примером горизонтальных согласованных действий являются любые согасованные действия между молокозаводами или хлебозаводами, работающими в территориальных границах области.

Вертикальные согласованные действия — когда субъекты хозяйствования, в состав которых входят участники согласованных действий, не конкурируют и в существующих условиях не могут конкурировать между собой на одном рынке товаров и при этом находятся или могут находиться в отношениях купли-продажи на соответствующих товарных рынках (продавец — покупатель, поставщик — потребитель).

Конгломератные согласованные действия — когда субъекты хозяйствования, в состав которых входят участники согласованных действий, не конкурируют и в существующих условиях не могут конкурировать между собой на одном рынке товаров и при этом не находятся и не могут находиться в отношениях купли-продажи на соответствующих товарных рынках (продавец — покупатель, поставщик — потребитель).

Примером конгломератных согласованных действий может служить создание предприятия ООО «Городское строительство» различными субъектами хозяйствования.

Смешанные согласованные действия — когда часть субъектов хозяйствования, в состав которых входят участники согласованных действий, конкурируют или могут конкурировать между собой на одном рынке товаров и при этом находятся или могут находиться в отношениях купли-продажи на соответствующих товарных рынках (продавец — покупатель, поставщик — потребитель), а другая часть не конкурируют и в существующих условиях не могут конкурировать между собою на одном рынке товаров и при этом не находятся и не могут находиться в отношениях купли-продажи на соответствующих товарных рынках (продавец — покупатель, поставщик — потребитель).

Понятие соглашений хозяйствующих субъектов

Ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает, что соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Виды соглашений:

1) в зависимости от отраслевой принадлежности:

    • гражданско-правовые (все соглашения между структурными единицами товарного рынка; непосредственно связанные и непосредственно не связанные с передачей продукта деятельности);
    • административные (совершаются между хозяйствующими субъектами и органами государственной власти, местного самоуправления, реализующими административно-властные полномочия).

2) в зависимости от возможности конкуренции между хозяйствующими субъектами:

    • горизонтальные;
    • вертикальные.

Горизонтальные соглашения — когда субъекты хозяйствования, в состав которых входят участники соглашения, конкурируют или могут конкурировать между собой на одном рынке товара.

«Вертикальное» соглашение — соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар. Не является «вертикальным» соглашением агентский договор (ст. 4 ФЗ).

При этом участники соглашения не конкурируют и в существующих условиях не могут конкурировать между собой на одном рынке товаров и при этом находятся или могут находиться в отношениях купли-продажи на соответствующих товарных рынках (продавец — покупатель, поставщик — потребитель).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *