Ведущие тактики поведения во взаимодействии

  • автор:

Ведущие тактики поведения во взаимодействии

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при правительстве Российской Федерации» Курский филиал

Кафедра Философии, истории и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культура речи и деловое общение»

Вариант №13

Выполнила:

Меньшова Валерия

факультет: финансово-кредитный

специальность-бакалавр

группа-3

курс-1

№100.15/120059

Проверил:

Канд. фил. наук

старший преподаватель

Бойко В.Н.

Курск 2013

Оглавление

  1. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..3
  1. Ведущие тактики поведения во взаимодействии …………………4
  1. Сущность интерактивной стороны общения ……………………..9
  1. Скрытые трансакции как наиболее сложные для понимания…….15
  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….17
  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………….18

ВВЕДЕНИЕ

Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающий достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию поставленной цели.

Одной из сторон делового общения является интерактивная сторона. Термин «интеракция» происходит от английского «interact», что значит «взаимодействовать». Интеракция (взаимодействие) – процесс взаимного воздействия партнеров по общению друг на друга, в ходе которого осуществляется непосредственная организация их совместной деятельности.

Во взаимодействии огромное значение имеет тактика поведения, хотя она и не является абсолютной гарантией успеха. Тактика – это вариант поведения в конкретной ситуации, включающий умения оперативно пользоваться механизмами психологического взаимодействия. Тактика поведения определяет имидж делового человека, позволяя ему во взаимодействии с партнером быть маневренным, использовать заранее просчитанные и отработанные варианты для достижения желаемого результата.

Объектом исследования в работе является общение как взаимодействие, а предметом – ведущие тактики поведения во взаимодействии.

Целью работы является изучение общения как взаимодействия. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

проанализировать ведущие тактики поведения во взаимодействии;

охарактеризовать сущность интерактивной стороны общения, рассмотрев теорию трансакционного анализа Э. Берна;

охарактеризовать скрытые трансакции как наиболее сложные для понимания.

3

2.Ведущие тактики поведения во взаимодействии

Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общения, сопровождающаяся заданием позиций каждого. Вступая в трансакции с окружающими по разным поводам, человек выбирает, как правило, тактики поведения, соответствующие ситуации. Чаще всего встречаются следующие тактики поведения по отношению к партнерам по взаимодействию:

1) Сотрудничество – тактика взаимодействия, при котором оба партнера по общению содействуют друг другу в достижении индивидуальных и общих целей совместной деятельности.

Сотрудничество предполагает максимальное достижение участниками взаимодействия своих целей. Партнеры открыто демонстрируют с помощью вербальных и невербальных сигналов свою готовность к совместным действиям (принятие положительного языка позы и жестов, использование эффективных приемов слушания).

Тактике сотрудничества соответствуют такие типы психологического воздействия, как:

а)Формирование благосклонности – привлечение к себе непроизвольного внимания объекта воздействия путем проявления инициатором воздействия собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об объекте воздействия, подражания ему или оказания ему услуги.

б) Убеждение – интеллектуальное психологическое воздействие, основанное на передаче логически выстроенной информации и ставящее целью добровольное ее принятие в качестве побудительного мотива деятельности. При убеждении достигается не просто принятие информации, а внутреннее согласие с ней, причем окончательный вывод должен быть сделать принимающим информацию самостоятельно.

4

в) Прошение – обращение к объекту воздействия с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

Также тактика сотрудничества зачастую основывается на поощрении партнеров.

Данные типы психологического воздействия позволяют деловым партнерам развивать положительное отношение друг к другу и оценивать друг друга по достоинству через самопрезентацию — различные тактики и стратегии, используемые человеком, чтобы произвести определенное впечатление, комплименты и позитивные суждения.

Таким образом, к примеру, сотрудничество команды спортсменов, стремящихся к достижению совместной победы.

2) Противоборство (соперничество, противодействие) — тактика взаимодействия, при которой партнеры противодействуют друг другу в достижении индивидуальных целей, ориентируясь только на свои цели без учета целей партнера.

Деловые партнеры могут нарушать интимную психологическую зону друг друга, демонстрировать угрозы посредством вербальных и невербальных сигналов, вовлекать одного из партнеров в такие действия, которые усиливают его зависимость от другого или создают иллюзию его зависимости.

Тактика противоборства соотносится с такими типами психологического влияния, как:

Манипулирование – скрытое побуждение личности объекта воздействия к переживанию определенных состояний, принятию решений и (или) выполнению действий, необходимых для достижения инициатором

воздействия своих собственных целей.

Внушение – сознательное неаргументированное воздействие на

человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния,

5

отношения к чему-либо и создания предрасположенности к определенным

действиям.

Принуждение – приневоливание человека к выполнению определенных действий.

Помимо перечисленного при использовании тактики противоборства применяются запугивание, запутывание, обесценивание.

Они используются деловыми партнерами в целях принижения значимости личности и суждений друг друга, создания неадекватной самооценки друг у друга и побуждения друг друга к таким действиям, которые бы способствовали реализации их собственных интересов.

Примеров этому достаточно в мире спорта. Например, шахматисты прилагают максимум усилий, помешать выиграть сопернику.

3) Уступчивость (приспособление) – тактика взаимодействия, которая предполагает принесение в жертву собственных потребностей для достижения целей партнера.

Деловые партнеры ориентированы на максимально комфортные модели поведения, связанные со значительными уступками в ущерб собственным интересам.

Для тактики уступчивости характерен такой тип психологического влияния, как заражение.

Заражение – передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим) объяснения перенимают это состояние или отношение.

Кроме заражения, в тактике уступчивости активно используются привлечение, уподобление, увещевание.

Он стимулируют сенсорные системы деловых партнеров и формируют у них соглашательский, комфортный тип поведения в ущерб собственной самостоятельной позиции.

6

4) Уклонение (избегание) – тактика взаимодействия, при которой партнеры стараются избегать активного взаимодействия, уходят от контактов, идут на потерю собственных целей, для того чтобы исключить выигрыш другого.

Тактике уклонения в наибольшей мере соответствует игнорирование. Игнорирование – умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям действиям.

Реже используются такие тактики взаимодействия, как:

5) Компромисс – тактика взаимодействия, при которой оба партнера по общению в чем-то содействуют, в чем-то противодействуют друг другу.

Компромисс предполагает частное, промежуточное (зачастую временное) достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и сохранения отношений).

Контрастное взаимодействие – тактика взаимодействия, при которой один из партнеров старается содействовать другому, а тот активно противодействует ему.

Однонаправленное содействие – тактика взаимодействия, при которой один из партнеров приносит в жертву собственные цели и способствует достижению целей другого, который уклоняется от сотрудничества.

Кооперация – тактика взаимодействия, предусматривающая совместное достижение целей, при этом партнеры могут не испытывать положительных эмоций друг к другу, как в сотрудничестве. Их содействие основано только на взаимной выгоде.

Конкуренция – тактика взаимодействия, характеризующаяся противостоянием, созданием затруднений и препятствий в достижении целей. Здесь активность партнеров направлена на ослабление, вытеснение или истребление друг друга с целью борьбы за положение в социуме, за симпатии третьей стороны, за объекты, ограниченные ресурсы.

7

Важно осознавать, что среди изложенных тактик нет плохих или хороших. Все зависит от конкретной ситуации общения, от целей, которые ставят перед собой партнеры, способов воздействий, актуальных психологических состояний общающихся.

8

3. Сущность интерактивной стороны общения

Интерактивная сторона общения – взаимодействие партнеров, при этом главным содержанием общения является действие.

Что позволяет нам понять смысл действий партнера?

Один из возможных способов понимания общения, который дает возможность увидеть смысл и содержание слов, своих действий и действий партнера, восприятие — восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации ведущий и кто – ведомый.

Подход к анализу ситуации общения от позиций, занимаемых партнерами, развивается в теории трансакционного анализа Э. Берна.

Трансакционный анализ содержит четыре вида анализа:

1.анализ структурный – теория состояний Я;

2.собственно анализ трансакционный деятельности и общения, основанный на понятии трансакция;

3.анализ «психологических» игр;

4.скриптоанализ – анализ жизненного сценария – скрипта.

Под состоянием Я Э. Берн понимает относительно независимые и обособленные во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок и схем поведения. Таких обособленных комплексов и способов поведения Э. Берн выделяет три: Я Родитель, или Родитель, Я Взрослый, или Взрослый, и Я Ребенок, или Ребенок.

  1. Родитель – такое состояние Я, чувства, установки и привычное поведение которого относятся к роли родителя.

Человек хранит в своем сознании набор воспринятых им состояний Я его родителей, активизируемых в некоторых обстоятельствах. На основе идентификации человек сначала перенимает у родителей или у других, значимых для него людей, систему ценностей, состоящую из этических

9

категорий, которые становятся основой совести. Кроме этической системы ценностей в состоянии Родитель (формируемом также благодаря школе, средствам массовой информации) сохраняются другие ценности: мировоззренческие, политические. Помимо этого перенимаются также и предрассудки. В родительском Я заложены и социальные нормы, которые указывают, как нужно и как не нужно себя вести.

Сильные стороны позиции Родителя – уверенность в правоте моральных требований, способность к авторитетному тону, покровительству и защите слабого.

Менее привлекательные черты – безапелляционность, догматизм, сознание превосходства и права «карать».

С позиции Родителя «играются» роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящих «зайдите завтра».

Состояние Родителя бывает двух разновидностей:

— «карающий Родитель»: указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;

— «опекающий Родитель»: советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

2) Состояние Взрослого направлено на объективную оценку реальности, все нормальные люди способны на объективную переработку информации при активизации данного состояния их Я (Эго). Для этого состояния характерны расчет действий, контроль за ними, трезвость в оценках, понимание относительности догм, кроме того, такие негативные стороны личности, как излишний скептицизм, недостаток спонтанности или бедность фантазии, недооценка эмоциональной стороны жизни.

Тест Томаса — типы поведения в конфликте

Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации (точнее, в конфликте интересов) является опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) «Определение способов регулирования конфликтов». К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann) предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой — поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе — поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов.

Данная методика теста адаптирована Гришиной.

Приводится по: «И.Г. Малкина-Пых. ПСИХОСОМАТИКА. СПРАВОЧНИК ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА»

​​​​​​​Для описания типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.

Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):

  1. Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
  2. Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  3. Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
  4. Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
  5. Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Ответы на вопросы заносятся в бланк.

Текст опросника

Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.

Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

В. Я стараюсь добиться своего.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.

В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

В. Я отстаиваю свои желания.

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.

Бланк вопросника

Ключ к опроснику

1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.

2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.

3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.

4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.

5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.

Обработка результатов

В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Для обработки результатов удобно использовать маску.

Если хотите пройти тест вживую, можете сделать это по .

Стратегии взаимодействия в общении

Стратегия взаимодействия в общении

Определение 1

Стратегия взаимодействия в общении – это способ действия субъекта по достижению своей цели в процессе общения, подразумевающий обмен действиями, поведенческими реакциями и психическим состоянием, осуществляемый партнерами по общению.

Во взаимодействии, исходя из целей, выделяются тактики поведения:

  • тактика сотрудничества, при которой оба партнера оказывают помощь друг другу в достижении не только индивидуальных, но и общих целей;
  • тактика противоборства ориентируется только на свои цели, партнеры по общению не учитывают цели друг друга;
  • тактика компромиссного взаимодействия возникает, когда партнеры в чем-то оказывают противодействие друг другу, а в чем-то друг другу содействуют;
  • тактика уклонения от взаимодействия используется, когда партнеры избегают активного взаимодействия, уходят от контактов и, чтобы исключить выигрыш партнера, идут на риск в достижении своих собственных целей;
  • тактика контрастного взаимодействия, при котором один из партнеров оказывает другому свое содействие, а тот противодействует этому;
  • тактика однонаправленного содействия при которой в жертву приносятся цели одного из партнеров для достижения целей другого, который при этом, уклоняется от сотрудничества.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Взаимодействие было проанализировано американскими психологами Л. Стейнбергом и Дж. Миллером с позиций ориентации на контроль и понимание. При ориентации на контроль возникает стремление управлять ситуацией и поведением других людей, а ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Человек, занимающий в общении верхнюю позицию, в большей степени будет «контролером», он и будет регулировать взаимодействие.

Поведение участников в процессе взаимодействия может меняться. Это зависит от того, какие подходы будут выработаны к решению для достижения нужного результата. Одни люди в общении ведут себя спокойно и индифферентно воспринимают различные ситуации, сохраняя при этом уравновешенность для принятия оптимальных решений. Есть и такие, что склонны к конфликтному поведению в процессе общения.

Общение осуществляется по поводу чего-то, какого-то конкретного предмета, поэтому и характер взаимодействия между людьми может характеризоваться открытостью или закрытостью предметной позиции.

Открытость предметной позиции заключается в способности выразить свою точку зрения по поводу того или иного предмета, готовность учесть другие позиции, в то время, как закрытость общения говорит о неспособности и нежелании раскрывать свои позиции.

Существуют ещё смешанные типы общения, когда одна сторона, не раскрывая свою позицию, выясняет позицию другой стороны или ещё, когда один из собеседников, рассчитывая на помощь, раскрывает свои обстоятельства, не интересуясь его намерениями. Данные виды взаимодействия ассиметричны, потому что позиции партнеров далеко не равноправны.

Замечание 1

Выбирая позицию для общения важно учесть все обстоятельства – возможные последствия, степень доверия к партнеру. Максимальная эффективность общения достигается при открытом его характере.

Стратегии взаимодействия в конфликте

Участники общения могут быть конфликтными людьми, а конфликт необходимо разрешить или удалить.

Практика показывает, что в изучение этой проблемы были внесены новые нюансы — усилия, направленные на полную ликвидацию конфликтов оказались напрасными, но конфликтные ситуации могут быть конструктивными.

Подход к изучению конфликтов предложил К. Томас, сделавший акцент на управление конфликтами. С этой целью он обращает внимание на проблемы изучения конфликтов:

  • какое поведение характерно для человека в конфликтной ситуации,
  • какое поведение более продуктивно,
  • как можно управлять фазами конфликта,
  • как стимулировать конструктивное поведение.

К. Томас выделяет пять способов регулирования деструктивного взаимодействия:

  1. стратегия соперничества или конкуренции, цель которой заключается в открытой борьбе за свои интересы в ущерб другой стороне, повлиять на других, провести свою линию, потому что цель оправдывает средства;
  2. стратегия сотрудничества или кооперации, предполагающая удовлетворение обеих сторон. Данная стратегия требует больших затрат времени, необходимого для изучения внутренних позиций участников конфликта;
  3. стратегия избегания заключается в желании выйти из сложившейся ситуации, при этом, не настаивая на своей позиции и не удовлетворяя интересы другой стороны;
  4. стратегия компромисса предполагает взаимную уступку как нейтральный вариант, т.е. частичное удовлетворение каких-то одних интересов за счет отказа других. Стратегия ориентируется не только на конечный результат, но и на сохранение взаимоотношений со всеми участниками общения;
  5. стратегия приспособления является противоположностью стратегии соперничества и означает отказ от своих интересов, которые приносятся в жертву другого человека. Целью этой стратегии является желание сохранить мир, спокойствие и стабильность.

При избегании конфликта, считает К. Томас, обе стороны не достигнут успеха. Если избирается стратегия конкуренции, приспособления, компромисса, то в выигрыше будет один из участников или оба проиграют.

Все участники будут в выигрыше только при выборе стратегии сотрудничества. Участникам совместной деятельности, безусловно, важно владеть стратегиями, чтобы лучше понимать, в каких ситуациях какая стратегия наиболее целесообразна.

Однако может быть и такое, что грамотное использование стратегий взаимодействия не приведет к успеху. Это может произойти в случае демонстрации собеседником отрицательных черт характера, низкого уровня эмоциональной культуры, т.е. прямой провокации деструктивного общения.

Конфликт выражается в противоборстве между индивидами, общностями, социальными группами, государствами, цивилизациями, где преследуются те или иные цели, и идет борьба за утверждение своих интересов.

Рисунок 1. Причины конфликта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

Таким образом, конфликт – это есть качество взаимодействия между людьми.

Выделяются четыре основные группы причин конфликта – объективные причины, организационно-управленческие, социально-психологические, личностные причины.

ТЕСТ

Ф. И. О. оцениваемого ________________________________________
Возраст (полных лет)
Должность
Подразделение
Дата заполнения

Инструкция

Внимательно прочитайте утверждения и в рамках пятибалльной шкалы определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта.

Где:

5 – весьма типично;

4 – часто типично;

3 – иногда;

2 – редко;

1 – совсем нетипично.

Оценки внесите в сводную таблицу.

Тестовое задание

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если вы не можете заставить другого думать, как вы хотите, заставьте его делать так, как думаете.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет (почеши мне спину, и я тебе почешу).

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двух спорщиков лучше тот, кто первый замолчит.

7. Кто сильнее, тот и правее.

8. Не подмажешь – не поедешь.

9. С паршивой овцы – хоть шерсти клок.

10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своих добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

17. Сражения выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

19. Ты мне – я тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истины, которой обладают другие.

21. Кто спорит – ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает – тот обращается в бегство.

23. Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый – ни одной.

24. Кто дарит – друзей наживает.

25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ разрешать конфликты – избегать их.

27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над гневом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

30. Чистосердечие, честность, доверие сдвигают горы.

31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

32. В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.

33. Если в тебя швырнули камень, брось в того кусок ваты.

34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.

35. Копай и копай без устали, и докопаешься до истины.

Сводная таблица

№ вопроса Ответ, балл № вопроса Ответ, балл № вопроса Ответ, балл № вопроса Ответ, балл № вопроса Ответ, балл
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35

Спасибо!

Ключ к тесту «Как вы действуете в условиях конфликта?»

Описание

Тест «Как вы действуете в условиях конфликта?» позволяет определить стратегию поведения человека в конфликтных ситуациях. Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов.

Выписав ответы на утверждения, взгляните на получившиеся результаты. Каждая из колонок таблицы обозначает вид стратегии. Их различают пять:

«ЧЕРЕПАХА», «АКУЛА», «МЕДВЕЖОНОК», «ЛИСА», «СОВА».

Наибольшее число баллов (т. е. ответов на утверждения, проставленных в колонке) указывает на приверженность к той или иной стратегии, описанной выше.

В случае одинакового числа баллов в разных колонках – это является свидетельством использования разных стратегий.

Ключ к тесту

Стратегия поведения
«ЧЕРЕПАХА» «АКУЛА» «МЕДВЕЖОНОК» «ЛИСА» «СОВА»
№ вопроса Ответ, балл № вопроса Ответ, балл № вопроса Ответ, балл № вопроса Ответ, балл № вопроса Ответ, балл
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35
ИТОГО

Интерпретация

У каждого человека есть две жизненные заботы:

1) достижение личных целей (которые субъективно переживаются либо как очень важные, либо как маловажные);

2) сохранение хороших взаимоотношений с другими людьми (что также может субъективно переживаться либо как важное, либо как маловажное условие).

Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий.

«ЧЕРЕПАХА» – стратегия ухода под панцирь, то есть отказ как от достижения личных целей, так и от участия во взаимоотношениях с окружающими.

«АКУЛА» – силовая стратегия. Для ее приверженцев главное – цели, а взаимоотношения во внимание не принимаются. Им неважно, любят их или нет. Они считают, что конфликты разрешаются лишь выигрышем одной или проигрышем второй стороны.

«МЕДВЕЖОНОК» – стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения – очень важны, а цели – не очень. Чтобы их понимали и любили, они способны пожертвовать целями.

«ЛИСА» – стратегия компромисса. Умеренно важны и цели, и взаимоотношения. Они готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить добрые взаимоотношения.

«СОВА» – стратегия открытой и честной конфронтации. Ценит и цели, и взаимоотношения. Открыто определяет позиции и ищет выход в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников.

Тактики поведения и типы взаимодействия

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4

Общение как взаимодействие характеризует непосредственную организацию совместной деятельности людей и отражает их потребности. Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе норм, т.е. принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей и образующих специфическую систему.

Ведущие тактики поведения во взаимодействии

1. Сотрудничество – направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей.

2. Противодействие (подавление) – предполагает ориентацию свои цели без учета целей партнеров по общению.

3. Компромисс – реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

4. Уступчивость – предполагает принесение в жертву собственных целей для достижения целей партнера.

5. Избегание – представляет уход от контакта, потерю собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш другого.

Можно выделить несколько типов взаимодействия:

· кооперация и конкуренция;

· согласие и конфликт;

· приспособление и оппозиция.

Теории межличностного взаимодействия

Существует несколько теорий, объясняющих межличностное взаимодействие. К ним относятся: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями и психоаналитическая теория.

Теория обмена (Джордж Хоманс) Люди взаимодействуют друг с другом на основе взвешивания возможных вознаграждений и затрат.

Символический интеракционизм (Джордж Мид, Герберт Блумер) Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают.

Управление впечатлениями (Эрвин Гофман) Ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать приятное впечатление.

Психоаналитическая теория (Зигмунд Фрейд) На межличностное взаимодействие оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве и конфликты, пережитые в этот период.


Согласно теории обмена, каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным; поведение человека в настоящий момент определяется тем, вознаграждались ли его поступки в прошлом и как именно. Эта теория опирается на четыре принципа:

1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

2) если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать их.

3) Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;

4) Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Согласно Хомансу, могут быть описаны разные сложные виды взаимодействий: отношения с властью, переговорный процесс, лидерство.-

Символический интеракционизм. Американский социолог Дж.Г. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди, реагируют не только на поступки других людей, но и на предшествующие им намерения, и выделял два типа действий:

1) незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания);

2) значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека).

Во втором случае человеку необходимо поставить себя на место другого. Сущность в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.

Управление впечатлениями. По мнению Гофмана, социальные ситуации следует рассматривать как драматические спектакли в миниатюре: люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя «декорации» и «окружающую обстановку» для создания определенного впечатления о себе и других. Человек заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию.

Согласно психоаналитической теории, процесс взаимодействия людей воспроизводит их детский опыт. 3. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них главным образом потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам. Это объясняется, по мнению Фрейда, не столько качествами лидеров, сколько тем, что мы отождествляем их с могущественны­ми личностями, которых в детстве олицетворяли наши родители.

Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.

ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ

(ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ)

Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. И в том и в другом случае большое значение имеет то, как воспринимается партнер по общению, или пе цептивная сторона общения.

Термин «социальная перцепция» был введен американским психологом Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы.

Именно в этом значении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.

Взаимодействие невозможно без взаимопонимания. При этом важно, как воспринимается партнер по общению. Здесь речь идет об особенностях межличностной перцепции, т.е. о восприятии человека человеком. На основе внешней стороны поведения мы как бы читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. В ходе познания одновременно осуществляются и эмоциональная оценка, и попытка понять поступки собеседника, и основанные на этом стратегии изменения его поведения, и построение своего собственного. В этот процесс включены как минимум два человека, и каждый сопоставляет себя с другим.

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, поскольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во- первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой – чем более полно раскрьгвается другой человек (в большем количестве и более глубоких xaрактеристик), тем более полным становится и представление о самом себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *