Ведение государственного кадастра отходов

  • автор:

1 августа 2014 г., как и ожидалось, вступили в силу Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности» (далее — Постановление № 712) и Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее — Приказ № 792).

Напомним, что с 1 августа 2014 г. перестало действовать Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», а также вступили в силу новые Правила проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I–IV классов опасности , утвержденные Постановлением № 712.

Кроме того, Приказом Ростехнадзора от 27.03.2014 № 125 в целях приведения нормативных правовых актов Ростехнадзора в соответствие с законодательством Российской Федерации с 1 августа 2014 г. признается утратившим силу Приказ Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов».

Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 утвержден новый федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО-2014).

В Приказе Росприроднадзора от 01.08.2014 № 479 (далее — Приказ № 479) приведен перечень объектов размещения отходов, включенный в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО).

Таким образом, было устранено несоответствие введенной в начале 2009 г. Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» терминологии при заполнении формы паспорта на отходы (словосочетание «опасные отходы» было заменено на «отходы I–IV класса опасности»), а Росприроднадзор на своем официальном сайте объявил о том, что государственная функция по ведению государственного кадастра отходов теперь будет осуществляться данной Федеральной службой в полном объеме.

«НЕУДОБСТВА» ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

Несмотря на то что государственным органам и собственникам отходов был дан год на подготовку к грядущим изменениям, безболезненно адаптироваться к новому законодательству не получится ни у тех, ни у других.

Во-первых, всех волнует вопрос: что делать с ранее выданными документами в области обращения с отходами, которые теперь не соответствуют действующему законодательству? Для ответа на этот вопрос Минприроды России и Росприроднадзор опубликовали ряд разъясняющих писем, согласно которым ранее выданные документы продолжат свое действие в течение указанного в них срока и в переоформлении не нуждаются. Кроме того, руководство и ответственные исполнители Отдела надзора и регулирования в области обращения с отходами Центрального аппарата Росприроднадзора охотно дают разъяснения по телефону в отношении всех вновь принятых документов. Из этих консультаций также следует, что ранее выданные паспорта, лицензии, документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) переоформлять не требуется.

Однако, как известно, письма не являются нормативными актами. Как показывает практика, изначально выбранная позиция государственных органов впоследствии может существенно измениться. Поэтому большинство законопослушных природопользователей в настоящий момент стремятся как можно более оперативно направить в Росприроднадзор вновь оформленные паспорта отходов.

В августе Росприроднадзор направил в свои территориальные органы поручение на период отсутствия нормативного правового акта, регулирующего порядок организации работ по отнесению отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности для окружающей среды, передавать все поступившие материалы обоснования класса опасности отходов (независимо от того, зарегистрирован отход в ФККО или нет) на проверку в ФБУ «ФЦАО».

Во-вторых, многих природопользователей в настоящее время интересует вопрос: как быть с ранее направленными в Росприроднадзор документами, по которым до 1 августа 2014 г. не было принято решение о согласовании? Особенно этот вопрос волнует тех, кто направил или подготовил к отправке в Росприроднадзор проекты НООЛР в больших количествах (например, проекты НООЛР для многочисленных филиалов одной организации). Со слов тех же сотрудников Росприроднадзора, опасаться нечего: все представленные на согласование до 1 августа 2014 г. документы будут рассмотрены в полном объеме, а ответственный исполнитель территориального органа Росприроднадзора самостоятельно «конвертирует» отходы в выдаваемом заявителю документе об утверждении НООЛР. Таким образом, проекты НООЛР, попавшие к исполнителю Росприроднадзора, владеющему позицией центрального аппарата данной Федеральной службы, будут содержать старые наименования, коды и классы опасности отходов, а выданные документы об утверждении НООЛР — новые сведения. Одновременно с этим ожидается, что некоторые заявители получат уведомление о необходимости переоформления представленных на согласование документов или отказы по формальным признакам.

Здесь следует отметить, что идентификация отходов с использованием опубликованного Росприроднадзором конвертера в связи с внесенными изменениями — задача не из простых. Основные вопросы скорее всего вызовут следующие моменты:

  • в ФККО-2014 отсутствует отход «Мусор от бытовых помещений организаций несортированный крупногабаритный»;
  • «Резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства», имевшие ранее код 5750010113005, в ФККО-2014 разделены на 2 группы, включающие по 2 наименования отхода каждая;
  • все отходы масел, за исключением трансмиссионных (коды по отмененному ФККО: 5410020102033; 5410020202033; 5410020302033; 5410020402033; 5410020502033), теперь разделены на 2 отхода — минеральные и синтетические.

Также ФККО-2014 существенно расширен в сравнении с ранее действующим каталогом и в настоящее время содержит порядка 800 отходов.

В-третьих, для большинства заявителей абсолютной неожиданностью стал перечень объектов размещения отходов, включенных в ГРОРО, утвержденный Приказом № 479. На сегодняшний день в ГРОРО не внесено большинство объектов, на которых ранее допускалось размещать отходы и с которыми у многих собственников отходов имеются действующие договоры.

Например, в перечень внесенных в ГРОРО объектов размещения отходов Московской области в настоящий момент внесено всего четыре (!) полигона (см. таблицу).

Перечень объектов размещения отходов Московской области, внесенных в ГРОРО

№ п/п

№ объекта

Наименование объекта размещения отходов

Ближайший населенный пункт

Наименование эксплуатирующей организации

1

50-00001-З-00479-010814

Полигон ТБО «Озеры»

г. Озеры

ООО «Экотех», Московская область, г. Озеры, ул. Коллективная, д. 1Ж

2

50-00002-З-00479-010814

Полигон ТБО «Тимохово»

д. Тимохово

ОАО «Полигон Тимохово», 142400, Московская область, г. Ногинск, ул. 3-го Интернационала, дом 92

3

50-00003-З-00479-010814

Полигон ТБО «Каргашино»

д. Каргашино

МУП «Полигон», 141004, Московская область, г. Мытищи, ул. Силикатная, д. 16, В

4

50-00004-З-00479-010814

Полигон ТБО «Малая Дубна»

д. Малая Дубна

МУП города Орехово-Зуево «Орехово-Зуевское городское предприятие коммунального хозяйства и благоустройства», Московская область, г. Орехово-Зуево, Малодубненское ш., д. 4

Пунктом 19 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом № 792, установлен 10-дневный срок рассмотрения территориальными органами Росприроднадзора поступивших от заявителей материалов. Согласно п. 20 данного Порядка Росприроднадзор обязан в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора, рассмотреть указанную информацию, присвоить номер объекту размещения отходов в ГРОРО, принять правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц. Срок подготовки представления информации в центральный аппарат Росприроднадзора территориальным органом не установлен. В связи с этим остается открытым вопрос: сколько же фактически понадобится времени для регистрации новых объектов в ГРОРО?

КСТАТИ Полигон «Каргашино» в Мытищинском районе ранее планировалось закрыть в связи с исчерпанием проектной емкости (информация о выдаче положительного заключения государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации на реконструкцию рассматриваемого полигона в реестрах, опубликованных на официальных сайтах Департамента Росприроднадзора по ЦФО по адресу http://rpncfo.ru/expert/eko.html и центрального аппарата Росприроднадзора по адресу http://rpn.gov.ru/node/2042 отсутствует).

В-четвертых, изменение наименований отходов, как известно, не относится к числу оснований для переоформления лицензии. В связи с этим непонятно, как следует поступить организациям, осуществляющим деятельность по размещению и обезвреживанию отходов, которым были выданы бессрочные лицензии: получать новую или пользоваться имеющейся и ежегодно объяснять своим заказчикам, какие именно отходы имеются в виду под перечисленными в их лицензиях отходами.

В-пятых, остается открытым следующий вопрос: какие наименования отходов — новые или старые — указывать в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду?

СПРАВКА Более подробно с использованными в тексте данной статьи документами можно ознакомиться на сайте центрального аппарата Росприроднадзора по адресу http://rpn.gov.ru/node/9664.

В данной статье перечислена лишь часть вопросов, которые могут возникнуть или уже возникли у природопользователей в связи со вступлением в силу новых документов в области обращения с отходами. Надеемся, что с течением времени большая часть рассмотренных вопросов будет решена. Но, к сожалению, существует вероятность того, что новый порядок ведения государственного кадастра отходов не облегчит работу природопользователей, а будет вызывать все новые и новые вопросы.

Письмо от 08.08.2014 № ВК-03-04-36/12086 за подписью В.В. Кириллова.

Подведомственное Росприроднадзору Федеральное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия», в которое, согласно утратившему силу Приказу Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570, территориальными органами Росприроднадзора ранее направлялись на проверку материалы по паспортизации отходов, не зарегистрированных в ФККО.

До настоящего времени не принят соответствующий административный регламент, в котором были бы четко прописаны основания для отказа в выдаче документов об утверждении НООЛР. Проект Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение был размещен 25.06.2012 по адресу http://rpn.gov.ru/node/6436 и по состоянию на 22.08.2014 не был утвержден.

То же касается и представления расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду с использованием «Модуля природопользователя» (прим. редакции).

Земля постепенно становится похожей на кучу мусора. А ведь для XX века проблема утилизации отходов еще не была глобальной. Но уже сейчас она достигла такого апогея, что для ее предотвращения требуются совместные усилия международных организаций, государственных органов, а также разумные действия простых обывателей.

Что такое кадастр отходов


Для того, чтобы наиболее эффективно выполнять задачи по сохранению природной среды, органы государственной власти РФ контролируют использование организациями и предприятиями природных ресурсов. Одной из форм контроля является создание реестров.
Большое внимание уделяется отходам производства – они могут являться источником загрязнения природных ресурсов, негативно отражаясь на здоровье человека.
Информация о них заносится в кадастр отходов. Он представляет собой систематический каталог, содержащий информацию обо всех видах бытового и промышленного мусора, периодически пополняясь новыми данными.

Виды кадастров

На государственном уровне охрана природопользования, в том числе ведение кадастровой политики, осуществляется Правительством РФ. На местах его распоряжения исполняют региональные Министерства природопользования – на них возлагаются функции контроля над достоверностью предоставляемых сведений.
Различают три вида кадастров:

  • Государственный;
  • региональный;
  • сводный.

Государственный кадастр

Он содержит следующие информационные разделы:

  • Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) – подробная информация о всех типах отходов.
  • Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) – это список всех известных объектов для захоронения мусора.
  • Систематизированная информация о технологиях переработки всех видов мусора в стране.

Разработка кадастра отходов относится к деятельности Министерства природных ресурсов. В обязанности ведомства в сфере контроля над природопользованием входит сбор, обработка и выдача надзорным органам статистической информации об отходах.

Региональный кадастр

Российская Федерация имеет слишком большую территорию. Государственного кадастра будет недостаточно для решения вопросов на местах, особенно учитывая специфичность каждого из регионов. Для этих целей создаются региональные кадастры, в которые вносятся следующие данные:

  • реестр всех хранилищ и полигонов для утилизации мусора в регионе;
  • полный перечень встречающихся в данном регионе отходов;
  • список специализированных организаций, занимающихся перевозкой и переработкой мусора;
  • информация о технологиях переработки или ликвидации различных типов отходов.

На его основе осуществляется надзор за деятельностью промышленных предприятий и коммунальных хозяйств, происходит планирование профилактических мероприятий в сфере рационального пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды.

Сводный кадастр

Сводный кадастр содержит текущую информацию о деятельности промышленных предприятий и частных предпринимателей-природопользователей. Они подают сведения в форме отчетов в региональные надзорные органы. Сводный кадастр включает информацию обо всех видах мусора, за исключением биологического, радиоактивного и медицинского.

Для чего нужна разработка кадастра отходов

Основная цель документа – не допускать неправомерной утилизации мусора, который впоследствии может привести к экологической катастрофе. Для утилизации отходов разработана технология, не позволяющая им в течение длительного времени проникнуть в недра, загрязнить почву, водоемы, лесные массивы.

Проанализировав данные кадастра, надзорные органы могут прийти к выводу о том, что какой-либо полигон или хранилище переполнено. Ими выносится постановление о временном прекращении деятельности полигона, направлении туда комиссии. Её предстоит вынести решение о закрытии свалки или о привлечении дополнительного финансирования с целью увеличения её вместительности. В случае закрытия старого полигона необходимо определить место для введения в эксплуатацию нового.

Создание кадастра позволяет отслеживать статистику воспроизводства и утилизации различных видов отходов. На основании этих данных уместно провести анализ ситуации, определить перечень необходимых природоохранных мероприятий.

Согласно данным кадастра можно оценить эффективность всех этапов утилизации и вторичной переработки мусора, а также определить следующие шаги по их усовершенствованию.

Ведение кадастра отходов.

Кто ведет кадастр отходов и сдает отчеты

Формированием всероссийского кадастра отходов занимаются федеральные органы власти. Для всеобъемлющего контроля над деятельностью предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, каждому из них присваивается личный регистрационный номер.

По мере развития информационных технологий для удобства природопользователей разрабатываются специальные электронные программы, а также пошаговые инструкции по ведению отчетности.

Формы отчетов разрабатываются региональными отделениями Министерства экологии и природопользования. Предоставление отчетов является обязанностью для предприятий, организаций, а также индивидуальных предпринимателей, деятельность которых предполагает появление промышленного или бытового мусора.

Данные, которые должны быть внесены в документ

Как правило, структура отчета следующая:

  • данные о фактическом объеме транспортировки мусора;
  • документация, отражающая допустимые нормы производства и хранения отходов;
  • данные о производственных технологиях;
  • документ, подтверждающий сведения об отсутствии изменений в процессе и объеме производства;
  • сопроводительное письмо, содержащее перечень всех документов в отчете.

Каждый документ обязательно заверяется печатью организации. После рассмотрения и одобрения отчетности выдаётся талон регистрации отходов природопользователя – обязательный документ для организации, чья деятельность связана с образованием отходов.

Всю интересующую подотчетных лиц информацию – о формах, сроках и возможности подачи отчета – можно получить в территориальных отделениях Министерства экологии и природопользования.

Сроки и порядок сдачи кадастровых отчетов

Организации, обязанные сдавать отчетность, предоставляют заполненную форму в ближайший орган Росприроднадзора. В случае наличия обособленных филиалов отчетность ведётся по ним отдельно.

Компании, приостановившие свою деятельность, предоставляют отчетность на общих основаниях с указанием времени, с которого они не работают.

В случае реорганизации юридического лица его правопреемник представляет отчет не только о своей деятельности, но также включает в него информацию о своем предшественнике.

Организации, объявившие о своем банкротстве, не освобождаются от представления отчетности.

Сведения о своей деятельности обязаны предоставлять филиалы и представительства иностранных компаний, действующих на территории Российской Федерации

Срок сдачи отчётов определяется законодательство РФ. Форму 2-ТП (отходы) Росстат требует сдать до 1 февраля года, следующего за отчетным.

Также предприятия, деятельность которых связана с производством отходов, обязаны представлять технический отчет о неизменности технологий производства. Для продолжения деятельности предприятия необходима отметка Росприроднадзора, имеющая установленный образец.

Отчет МСП об образовании отходов от субъектов мелкого и среднего предпринимательства. Предоставляется в отдел Министерства природных ресурсов по региону либо департамент Росприроднадзора при федеральном уровне контроля. Срок сдачи отчета истекает 15 января года, следующего за отчетным.

Расчет платы за негативное воздействие на экологию проводится за год и за каждый квартал. Расчет суммы платежей подается в Службу по надзору за природопользованием не позднее 20 числа того месяца, следующего за отчетным периодом.

Чтобы не запутаться, предлагаем распечатать небольшую памятку в виде таблицы:

Срок сдачи Тип отчёта
15 января Отчет МСП (об отходах)
1 февраля 2-ТП (отходы)
1 февраля 2-ТП (рекультивация)
10 марта Декларация о плате за НВОС
1 апреля Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ
1 апреля Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров
1 апреля Отчет об объектах (мощностях) основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов от использования
15 апреля Расчет суммы экологического сбора

Штрафные санкции за не предоставление сведений

В случае несвоевременного предоставления обязательных отчётов, предприятия и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности. Так, отсутствие формы 2-ТП может повлечь наложение штрафа в размере 5 тыс. рублей, а в случае просрочки экологического платежа предприятию придётся выложить до 100 тыс. рублей.

Также предприятия обязаны представлять технический отчет о неизменности технологий производства. Если же этого документа нет, надзорные органы вправе остановить его работу на срок до 3 месяцев либо применить штрафные санкции до 250 тыс. рублей.

01 августа 2014 г. вступают в силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» и приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».
В связи с многочисленными обращениями юридических лиц заместителем Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Ринатом Гизатулиным направлены разъяснения от 17 марта 2014 г. и от 30 июля 2014 г. в Росприроднадзор с просьбой довести их до территориальных органов Росприроднадзора для руководства в работе по вопросу действия разрешительных документов в области обращения с отходами с 01 августа 2014 г.
С письмами можно ознакомиться здесь
Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов, который согласно нормам Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Государственный кадастр отходов ведет Росприроднадзор в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июря 2004 г. № 400), а также согласно нормам Порядка ведения государственного кадастра отходов (утвержден приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792).
С 01 августа 2014 г. утрачивает силу федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 (в редакции приказа МПР России от 30.07.2003 № 663) (ФККО 2003).
Взамен Росприроднадзором утвержден новый федеральный классификационный каталог отходов (ФККО 2014), сформированный согласно требованиям Порядок ведения государственного кадастра отходов (приказ Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792).
С ФККО 2014 можно ознакомиться здесь.
ФККО 2014 сохранил преемственность с данными ФККО 2003 в отношении установленных ранее классов опасности отходов, и таким образом выданные и утвержденные Росприроднадзором и его территориальными органами (ранее — Ростехнадзором и его территориальными органами) разрешительные документы в области обращения с отходами (то есть нормативы образования отходов и лимитов на их размещения; лицензии на лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами), а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности не требуют переоформления до истечения указанного в них срока действия, за исключением двух случаев:

  • при наступлении установленного законодательством Российской Федерации случая необходимости переоформления разрешительной документации;
  • при выявлении несоответствий в установленном классе опасности конкретного вида отхода, указанного в разрешительных документах природопользователя, в том числе в подготовленных им материалах отнесения, с классом опасности этого вида отхода, установленного федеральным классификационным каталогом отходов.

Для удобства использования и руководства в своей деятельности хозяйствующим субъектам разработан переходный конвертор из ФККО 2003 в ФККО 2014.
.
Также Росприроднадзором утвержден государственный реестр объектов размещения отходов.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 ноября 2011 г.
Регистрационный N 22313
В целях реализации пункта 6 статьи 12 и пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2001, N 1, ст. 21; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 30, ст. 3618, N 45, ст. 5142; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 30, ст. 4590) и в соответствии с пунктом 5.2.31 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251, 4268; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 36, ст. 5149), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок ведения государственного кадастра отходов.
2. Признать утратившими силу:
Приказ МПР России от 2 декабря 2002 г. N 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», зарегистрированный в Минюсте России 9 января 2003 г., регистрационный N 4107 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, N 4);
Приказ МПР России от 30 июля 2003 г. N 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», зарегистрированный в Минюсте России 14 августа 2003 г., регистрационный N 4981 («Российская газета», 2003, N 166).
3. Настоящий Приказ вступает в силу со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4476).
Врио Министра
Н. Попов
Прим. ред.: приказ опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 50, 12.12.2011.

Порядок ведения государственного кадастра отходов

I. Общие положения
1. Порядок ведения государственного кадастра отходов (далее — Порядок) устанавливает процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
2. Государственный кадастр отходов (далее — ГКО) включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе.
3. ГКО предназначен для информационного обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе хозяйственной и иной деятельности которых осуществляется обращение с отходами, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов.
4. Действие настоящего Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений.
5. Информация, содержащаяся в ГКО, относится к государственным информационным ресурсам и носит открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
II. Федеральный классификационный каталог отходов
6. Федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО) включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.
7. Для классификации отходов в ФККО используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы.
8. ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих:
происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа),
химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа),
агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция).
В блоки включаются типы отходов, обобщенные по классификационному признаку происхождения: отходы органические природного происхождения (животного и растительного); отходы минерального происхождения; отходы химического происхождения; отходы коммунальные.
Классификация отходов по типам, подтипам, группам, подгруппам и позициям отражает развернутое описание происхождения и состава отходов, а также их агрегатное состояние и физическую форму.
9. Конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности — в кодифицированной форме по 11-значной системе.
Вид отходов отображается в федеральном классификационном каталоге отходов следующим образом:


Код вида отходов имеет 11-значную структуру:


Кодирование классификационных признаков вида отходов в ФККО осуществляется следующим образом:
X блок,
XX тип,
XXX подтип,
XXX XXX группа,
XXX XXX XX подгруппа,
XXX XXX XX XX позиция.
Для кодирования блоков, типов и подтипов, соответственно, используются цифры с 1 до 9; групп — с 1 по 999; подгрупп — с 1 по 99.
Девятый и десятый знаки 11-значного кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы вида отходов: 00 — данные не установлены; 01 — твердый; 02 — жидкий; 03 — пастообразный; 04 — шлам; 05 — гель, коллоид; 06 — эмульсия; 07 — суспензия; 08 — сыпучий; 09 — гранулят; 10 — порошкообразный; 11 — пылеобразный; 12 — волокно; 13 — готовое изделие, потерявшее потребительские свойства; 99 — иное.
Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 — для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 — I-й класс опасности; 2 — II-й класс опасности; 3 — III-й класс опасности; 4 — IV-й класс опасности; 5 — V-й класс опасности1.
10. ФККО формируется и ведется на основе информации о классификационных признаках (происхождение, состав, агрегатное и физическое состояние) и классах опасности конкретных видов отходов, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее — территориальные органы Росприроднадзора) при подтверждении в установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности.
11. Территориальные органы Росприроднадзора обобщают и систематизируют сведения о видах отходов и их классификационных признаках, содержащиеся в информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, подготавливают и представляют в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор) предложения по включению видов отходов в ФККО.
12. Росприроднадзор обобщает и систематизирует информацию, полученную из территориальных органов Росприроднадзора, формирует сводный перечень видов отходов, подлежащих включению в ФККО.
13. Виды отходов включаются в ФККО решением Росприроднадзора.
14. Внесение изменений и дополнений в перечень видов отходов, включенных в ФККО, осуществляется в соответствии с пунктами 10 — 13 настоящего Порядка.
15. Росприроднадзор и его территориальные органы обеспечивают хранение информации о видах отходов, включенных в ФККО, размещение на своих официальных сайтах в сети «Интернет» сведений о видах отходов, включенных в ФККО: наименование, 11-значный код вида отхода, принадлежность к блоку, типу, подтипу, группе, подгруппе, позиции.
III. Государственный реестр объектов размещения отходов
16. Государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
17. Не подлежат включению в ГРОРО:
объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;
специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
скотомогильники.
18. ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июня 2010 г., регистрационный N 17520).
19. Территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО:
1) наименование объекта размещения отходов;
2) назначение объекта размещения отходов («хранение отходов» либо «захоронение отходов») с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО;
3) местонахождение объекта размещения отходов — код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта;
4) сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов («имеется» либо «отсутствует») на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
5) предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
6) сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов, включая:
наименование, место нахождения юридического лица,
фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.
20. Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора:
рассматривает указанную информацию,
присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО,
принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц.
21. Номер объекта размещения отходов в ГРОРО состоит из пяти групп знаков, разделенных дефисом2:

, где
АА — код субъекта Российской Федерации, предназначенный для машинной обработки, согласно таблице 2 приложения к Правилам инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июня 2010 г., регистрационный N 17520);
БББББ — порядковый номер объекта размещения отходов на территории субъекта Российской Федерации;
В — назначение объекта размещения отходов: хранение отходов — «X» или захоронение отходов — «3»;
ГГГГГ — регистрационный номер правового акта Росприроднадзора о включении объекта размещения отходов в ГРОР02);
ДДДДДД — число, месяц, год3 принятия правового акта Росприроднадзора о включении объекта размещения отходов в ГРОРО.
22. Внесение изменений и дополнений в ГРОРО осуществляется в соответствии с пунктами 19 — 21 настоящего Порядка.
Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО производится правовыми актами Росприроднадзора. Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО осуществляется в случае:
получения Росприроднадзором в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов;
вступления в законную силу в установленном порядке Постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о предоставлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими объекты размещения отходов, недостоверной информации об объекте размещения отходов, на основании которой данный объект был включен в ГРОРО.
23. Сборы за включение объектов размещения отходов в ГРОРО не взимаются.
24. Росприроднадзор и его территориальные органы обеспечивают хранение информации об объектах размещения отходов, размещение на своих официальных сайтах в сети «Интернет» сведений об объектах размещения отходов, включенных в ГРОРО, и ежемесячное обновление указанной информации.
IV. Банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов
25. Банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (далее — Банк данных) содержит детальные сведения о видах отходов, включенных в ФККО, и их характеристиках, а также сведения о технологиях, применяемых для использования и обезвреживания отходов.
26. Банк данных ведется:
территориальными органами Росприроднадзора — в части сбора и представления в Росприроднадзор информации об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов;
Росприроднадзором — в части обобщения и систематизации информации об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов, заполнения соответствующих разделов Банка данных и опубликования их в установленном порядке.
27. Банк данных в части данных об отходах формируется и ведется на основе информации о конкретных видах отходов, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, в территориальные органы Росприроднадзора при подтверждении в установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности.
28. Банк данных в части данных о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов формируется на основе информации, добровольно предоставляемой собственниками и (или) разработчиками таких технологий, а также получаемой при проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на соответствующие новые технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.
Формирование банка данных о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов осуществляется Росприроднадзором на основании информации, поступившей в уведомительном порядке в Росприроднадзор и (или) его территориальные органы от собственников и (или) разработчиков технологий использования и обезвреживания отходов различных видов, посредством почтовых отправлений, по электронной почте или заполнения информационных бланков, размещенных на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет».
29. Банк данных включает следующие сведения:
1) в части данных об отходах: наименование и код вида отходов по ФККО4;
наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции;
химический и (или) компонентный состав отхода в процентах; агрегатное состояние и физическая форма вида отходов5;

класс опасности вида отходов;
состав6 и происхождение7 исходного минерального сырья, при переработке (использовании) которого образовался вид отходов8;
другие сведения о виде отходов;
2) в части данных о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов:
наименование технологии; назначение технологии9;
краткая характеристика технологического процесса использования или обезвреживания отходов;
потребляемые ресурсы и отходы10;
наименование и код по ФККО используемых (обезвреживаемых) отходов;
наименование и код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) получаемой вторичной продукции (энергии), иное11;
производительность при получении вторичной продукции (энергии)12;
масса (объем), наименование и код по ФККО вторичных отходов, образующихся за год;
адрес, телефон, факс, Интернет-сайт разработчика (собственника) технологии;
адрес, телефон, факс, Интернет-сайт юридического лица (индивидуального предпринимателя), применяющего технологию; применение технологии13;
основной вывод заключения государственной экологической экспертизы на технологию, его дата и номер, наименование органа, выдавшего заключение14.
30. Банк данных размещается на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет» для свободного и бесплатного доступа.

2Если количество цифр в группе номера меньше пяти, перед крайней левой цифрой указываются нули.
3Для указания года используются две последние цифры года.
4Последовательность представления видов отходов в банке данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов соответствует структуре ФККО.
5Твердый, жидкий, пастообразный, шлам, гель, эмульсия, суспензия, сыпучий, гранулят, порошкообразный, пылеобразный, волокно, готовое изделие, потерявшее свои потребительские свойства, иное.
6Примерный химический состав основных горных пород, представленных в минеральном сырье.
7Указывается географическое место залегания (геологическая провинция) горных пород, представленных в минеральном сырье.
8Заполняется для видов отходов, образованных в результате переработки (использования) минерального сырья.
9Использование и (или) обезвреживание отходов.
10Электроэнергия, кВт/ч; водопотребление, м3/с; использование (обезвреживание) отходов, тонн (м3) в год.
11В случае отсутствия кода по ОКПД.
12Количество в год с указанием единицы измерения.
13Промышленное, опытно-промышленное, опытное, иное.
14В случае проведения государственной экологической экспертизы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *