Увеличение акциза на бензин 2019

  • автор:

В поисках баланса между социально приемлемой розничной стоимостью литра топлива и экономически обоснованной ценой производителя власти не один год ведут «мучительные эксперименты» по корректировке налогообложения и таможенно-тарифного регулирования в нефтяной отрасли, отмечает профессор Леонид Григорьев из АЦ.

В наступившем году это вылилось в очередное повышение ставок акцизов на топливо пятого класса (в полтора раза) и в демпфирующий (или сглаживающий) механизм, который позволит нефтекомпаниям, модернизирующим свои нефтеперерабатывающие мощности и обеспечивающим внутренний рынок хорошим топливом, получить вычет с акциза на нефтяное сырье, отправленное на завод для переработки. Это должно сдержать рост розничных цен и одновременно повысить рентабельность заводов на фоне постепенного (в течение шести лет) снижения таможенных пошлин и роста внутренних налогов на добычу.

Власти корректируют механизм взимания акцизов из-за их постоянного роста (акцизы формируют региональные дорожные фонды, поэтому не повышать их не получается). Увеличивается и доля акциза в конечной цене на моторное топливо. Так, в прошлом году доля акциза в розничной цене бензина Аи-92 в среднем составила 17,6 процента, а в отдельные месяцы достигала 21,9 процента, подсчитали в АЦ. Общая доля налогов (акциз плюс НДС) в конечной цене литра Аи-92 составила в среднем 30,5 процента. Доля акциза в конечной цене дизеля занимает меньшую долю — в среднем 12,5 процента, а общая доля налогов — 26 процентов.

Вклад акциза в прирост розничных цен на бензин Аи-92 в 2018 году был отрицательным — минус 1,43 рубля на литр, что уменьшило потенциальный итоговый прирост розничной цены примерно на треть, говорится в бюллетене АЦ. Это произошло за счет снижения ставок акциза в прошлом июне и пропуска очередного этапа их повышения в июле. По данным Росстата, в 2018 году цена литра Аи-92 выросла на 9,4 процента, или примерно на 3,5 рубля. Если бы ставки акцизов повысились в том году по плану, то итоговый рост составил бы больше 4,5 рубля на литр.

Снижение ставок акцизов на бензин в прошлом году позволило уменьшить потенциальный прирост цен на АЗС примерно на треть

«В 2019 году вклад акциза в прирост розничных цен на бензин Аи-92 будет положительным и составит 3,06 рубля на литр, а вместе с повышенным НДС — 3,59 рубля, — подсчитали эксперты АЦ. — По дизельному топливу вклад акциза в прирост розничных цен окажется чуть меньше — 2,4 рубля на литр, а вместе с НДС — 3,07 рубля».

Президент России Владимир Путин подписал закон, который предполагает сохранение акцизов на авиакеросин в 2020-2022 годах на уровне текущего года, а также рост в 2020 году акциза на бензин пятого класса на 3,6% и акциза на дизтопливо на 3,4%. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Акциз на авиакеросин в ближайшие два года, как и планировалось раньше, останется на текущем уровне в 2 800 рублей. В 2022 году ставка акциза также не изменится. Акциз на дизельное топливо в 2020 году повысится на 3,4% до 8 835 рублей, в 2021 году дойдет до 9 188 рублей, а в 2022 году — до 9 556 рублей.

Акциз на бензин пятого класса в 2020 году вырастет на 3,6% в сравнении с 2019 годом — до 12 752 рублей за тонну. В 2021 году он составит 13 262 рубля, в 2022 году — 13 793 рубля. Акциз на бензин более низкого класса в 2020 году останется на уровне в 13 100 рублей, в 2021 году увеличится до 13 624 рублей, в 2022 году — до 14 169 рублей.

В 2018 году повышение акцизов назвали одной из причин резкого роста цен на бензин и дизтопливо, поэтому их внепланово снижали в середине года. В январе 2019 года акцизы вернулись на прежний уровень, а цены на топливо стали сдерживать за счет других инструментов.

Минфин готов предоставить бизнесу компенсации – отрицательные акцизы на нефть, а также понизить акцизы на нефтепродукты. А для НПЗ, которые завершили строительство комплексов установок глубокой переработки нефти, ввести повышающие коэффициенты к базовой ставке отрицательного акциза, рассказывал директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

Такой акциз может быть использован и для компенсации нефтяникам роста акцизов на бензин и дизельное топливо, следует из протокола. В этом году они будут снижены на 3700 и 2700 руб./т соответственно, но такое снижение будет действовать только до конца 2018 г.

Идея в том, чтобы добавить в механизм отрицательного акциза на нефть составляющую, которая будет увеличиваться при росте экспортных цен на нефтепродукты, объясняет главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов, она будет выплачиваться только на поставки автобензина и дизельного топлива на внутренний рынок, чтобы ограничить рост цен для потребителей без убытков для компаний, сгладить волатильность мировых цен и обменного курса рубля. Бюджету такая поддержка может стоить до 300 млрд руб. в год, оценивает он. Рассматриваются разные варианты, но важно понимать, что население не должно оплачивать завершение маневра ростом цен на бензин, предупреждает федеральный чиновник.

Столкнувшись с сильным ростом цен на бензин в апреле-мае этого года чиновникам пришлось снизить акцизы и убедить нефтяные компании не повышать розничные цены. С 28 мая по 1 июня в среднем розничные цены выросли на 93–94 коп. – до 41,7 и 44,53 руб. за литр Аи-92 и Аи-95 соответственно, а за весь май бензин подорожал на 11,8%. «Роснефть» предупреждала, что снижение акцизов не решит проблему. А отмена экспортных пошлин к 2024 г. приведет к росту цен на топливо в 1,5 раза. Компания предлагает ввести временные, например трехмесячные, квоты на экспорт топлива, сообщил «Ведомостям» представитель компании Михаил Леонтьев, а также поддерживает идею временно и резко ограничить экспорт тех видов топлива, которые в дефиците на внутреннем рынке. Для системной же нормализации ситуации необходимо нормализовать налогообложение отрасли, подчеркнул он.

В правительстве одобрена инициатива поправок в Налоговый кодекс о повышении акцизов на бензин и дизель, передают информационные агентства со ссылкой на главу Минфина Антона Силуанова. Акциз может быть увеличен на 50 коп. за литр в январе и еще на 50 коп. за литр в июле следующего года. Дополнительные доходы бюджета составят 80 млрд руб., уточнил министр.

Инициатива повысить акцизы якобы исходила от Минтранса, сообщают «Ведомости». Ведомству необходимо больше средств на финансирование строительства автотрасс «Приморское кольцо» в Калининградской области и «Таврида» в Крыму. Официальных комментариев на этот счет изданию получить не удалось. В конце 2018-го средняя цена топлива в России может превысить психологически важную отметку в 40 руб., сообщает издание.

Также стало известно, что могут быть увеличены обязательные сборы с мобильных операторов в так называемый «Резерв универсального обслуживания». Хотя «рамочно» сборы носят целевой характер, фактически полученные таким образом деньги перечисляются в бюджет, сообщили источники РБК. Сейчас ставка составляет 1,2% от выручки, она может быть изменена с 2018 года. Собранные с операторов дополнительные средства также направят на инфраструктурные проекты в Калининградской области и в Крыму.

Увеличение акцизов на топливо не замедлит сказаться на строительном рынке. Рост цен на бензин повлечет за собой удорожание стройматериалов и первичного жилья. Стоимость недвижимости может подскочить на 10%, считают эксперты, в комментариях порталу «Ради Дома PRO».

Так, директор по логистике СБЕ «Минеральная изоляция» компании «Технониколь» Татьяна Бертова отмечает, что топливо является основной статьей расходов в структуре затрат грузоперевозчиков, которая может занимать порядка 30%. Естественно, рост стоимости топлива так или иначе ведет к росту тарифов. Она признает, что перевозчики далеко не всегда повышают тарифы при увеличении цен на топливо, чтобы выиграть в конкурентной борьбе за клиентов. Нередко они стараются сдерживать повышение тарифов как можно дольше, жертвуя частью своей прибыли. Однако рано или поздно тарифы придется увеличивать. Помимо повышения цен на топливо, этому способствует рост стоимости ремонта и обслуживания техники, а также действие системы «Платон» и ряд других факторов.

«В целом акцизы на топливо — это еще одна капля в чаше затрат перевозчиков, которая, переполнившись, может запустить очередной виток роста тарифов выше инфляционных ожиданий, а значит увеличить себестоимость перевозки строительных материалов, что так или иначе скажется и на их цене», — считает Бертова.

Повышение акцизов на топливо может привести к подорожанию не только стройматериалов, но и в целом повысить стоимость строительства, говорит директор по развитию ГК «Гранель» Андрей Цвет. «Цена бензина — это одна из значимых статей расходов при строительстве. При подорожании бензина на 30%, стоимость жилья может повыситься на 7-10%», — прогнозирует он. При этом для покупателей элитной недвижимости это не сыграет решающего значения, а вот для желающих приобрести жилье эконом-класса сумма может оказаться существенной.

Темы: дорожное строительство, налоги, цены на жилье

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *