Уведомление о контролируемых сделках

  • автор:

Содержание

О понятии «группа однородных сделок» в целях налогообложения и представления уведомлений о контролируемых сделка

Вопрос: Об использовании понятия «группа однородных сделок» при применении методов ценообразования для целей налогообложения и представления информации по таким сделкам в рамках уведомлений о контролируемых сделках.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 августа 2013 г. N 03-01-18/33520

В связи с поступающими обращениями налогоплательщиков по вопросам применения понятия «группа однородных сделок» при применении методов ценообразования для целей налогообложения и представления информации в рамках уведомлений о контролируемых сделках Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сообщает следующее.

Пунктом 4 ст. 105.16 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики при подготовке уведомлений о контролируемых сделках вправе представлять соответствующие сведения по группе однородных сделок.

Кроме того, методы, указанные в пп. 2 — 5 п. 1 ст. 105.7 Кодекса, могут использоваться также при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) по группе однородных сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица (п. 5 указанной статьи).

В соответствии с п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Кодексом не установлено содержание термина «группа однородных сделок».

При этом определение однородных сделок содержится в п. 5 ст. 105.7 Кодекса. Это сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях. Понятие идентичных товаров (работ, услуг) приведено в п. 6 ст. 38 Кодекса, однородных товаров — в п. 7 той же статьи. Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок осуществляется с учетом положений ст. 105.5 Кодекса.

Также необходимо отметить, что при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, на основании методов, ориентированных на группу однородных сделок, используются показатели рентабельности, перечисленные в п. 1 ст. 105.8 Кодекса. Указанные показатели определяются на основании данных бухгалтерской (налоговой) отчетности сопоставимых организаций, выбор которых осуществляется с учетом отраслевой специфики, соответствующих видов деятельности, осуществляемых функций.

Исходя из совокупности норм Кодекса, а также экономического содержания метода цены последующей реализации, затратного метода, метода сопоставимой рентабельности и метода распределения прибыли с учетом общепринятых в международной практике подходов к их применению, содержащихся в Руководстве Организации экономического сотрудничества и развития по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций от 27.06.1995 (в ред. от 22.07.2010), предмет сделки имеет второстепенное значение. Основными факторами, влияющими на ценообразование, являются вид осуществляемой лицом деятельности и связанные с ним функции.

С учетом изложенного, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, группой однородных сделок признается совокупность сделок, по которым совпадают:

  • выполняемые стороной анализируемой сделки функции;
  • метод, используемый при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица;
  • выбранный показатель рентабельности по деятельности, осуществляемой лицом в анализируемой сделке;
  • фактические показатели рентабельности сопоставимых организаций, определенные на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с п. 1 ст. 105.8 Кодекса (с учетом видов экономической деятельности, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, или международным, или иным классификатором), или сделок, совершенных налогоплательщиком с независимыми лицами.

В случае объединения сделок в группы по вышеуказанным параметрам налогоплательщик вправе самостоятельно определить перечень сделок, входящих в такую группу, руководствуясь при этом принципом полноты и достоверности сопоставимых параметров.

При представлении соответствующих сведений по группе однородных сделок при подготовке уведомления не требуется отражение информации, характеризующей конкретные предметы сделки (цена за единицу предмета сделки, количество, место совершения сделки, место отправки товара и иные аналогичные показатели, связанные с конкретным предметом сделки).

В свою очередь, налогоплательщиком, использующим такую группировку, должны раскрываться наименование группы однородных сделок, сумма полученных доходов (произведенных расходов) и применяемый метод ценообразования.

Обращаем внимание, что отражение в уведомлении информации в вышеизложенном порядке является правом, а не обязанностью налогоплательщика и осуществляется по его выбору.

В приложении приведены примеры использования группировки сделок.

На основании изложенного Министерство финансов Российской Федерации сообщает о необходимости уточнения порядка заполнения формы уведомления.

Приложение

Примеры использования группировки сделок

Пример 1.

Организация осуществляет реализацию продуктов питания широкого ассортимента, алкогольной продукции, бытовой химии, посуды. Товары приобретаются у взаимозависимых лиц, каждое из которых занимается поставкой отдельных видов товаров.

Организация принимает решение о применении метода сопоставимой рентабельности при определении расходов для целей налогообложения с показателем операционной рентабельности «рентабельность продаж».

При этом при выборе показателей рентабельности сопоставимых организаций ориентир делается на общедоступные источники информации и заявленный иными организациями код вида экономической деятельности.

Учитывая, что организация может получить более детальную информацию о рентабельности организаций, реализующих продукты питания (по видам: фрукты и овощи, мясо и мясопродукты, алкогольные напитки, кондитерские изделия), а также реализующих изделия из керамики и стекла, чистящие средства, она может сгруппировать сделки следующим образом. Применить единый показатель рентабельности и отразить в качестве предмета сделки обобщенный вид реализуемой продукции (в частности, фрукты и овощи), не указывая отдельные наименования фруктов и овощей (например, яблоки, груши, виноград, помидоры, огурцы, картофель) как обособленные предметы сделок.

Следовательно, всю совокупность осуществляемых сделок организация может разделить на несколько групп однородных сделок (в зависимости от предмета сделки):

  • реализация фруктов и овощей;
  • реализация мяса и мясопродуктов;
  • реализация кондитерских изделий;
  • реализация бытовой химии и т.д.

Пример 2.

Организация осуществляет реализацию взаимозависимым лицам строительных материалов (доски, линолеум, обои, клей, гвозди, плинтус и т.д.), закупку горюче-смазочных материалов (бензин разных марок, дизельное топливо), приобретает запчасти к автомобильной технике разных модификаций, сдает в аренду помещение.

Организация принимает решение о применении метода сопоставимой рентабельности при определении доходов для целей налогообложения с показателем операционной рентабельности «рентабельность продаж».

Организации доступна более детальная информация о рентабельности организаций, осуществляющих:

  • торговлю лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием;
  • торговлю топливом;
  • торговлю автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;
  • сдачу внаем собственного недвижимого имущества.

Следовательно, организация может объединить сделки в однородные группы, применив единый показатель рентабельности и отразив в качестве предмета сделки:

  • строительные материалы;
  • топливо;
  • запасные части;
  • услуги по аренде.

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

С.Д.ШАТАЛОВ

Группа однородных сделок между взаимозависимыми лицами

Пунктом 5 ст. 105.7 НК РФ установлено, что определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) по группе однородных сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица, могут применяться методы определения рыночной цены, указанные в подпунктах 2 – 5 п. 1 этой статьи, а именно: метод цены последующей реализации; затратный метод; метод сопоставимой рентабельности. При этом Налоговый кодекс не раскрывает понятие «группа однородных сделок». Разъяснения о содержании данного понятия даны в письме Минфина РФ от 22.03.2013 № 03-01-18/9012.

Согласно абз.2 п. 5 ст. 105.7 НК РФ однородными признаются сделки:

— предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги);

— (и) которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях.

Понятие идентичных товаров (работ, услуг) приведено в п. 6 ст. 38 НК РФ, однородных товаров — в п. 7 ст. 38 НК РФ. Определение сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок производится с учетом положений ст. 105.5 НК РФ.

Идентичными товарами (работами, услугами) признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

При определении идентичности товаров:

— незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться;

— учитываются их физические характеристики, качество, функциональное назначение, страна происхождения и производитель, его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

При определении идентичности работ (услуг) учитываются:

— характеристики подрядчика (исполнителя);

— его деловая репутация на рынке;

— используемый товарный знак.

Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак, страна происхождения.

Однородными работами (услугами) признаются работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ (услуг) учитываются их качество, товарный знак, репутация на рынке, а также вид работ (услуг), их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

Для определения сопоставимости коммерческих и финансовых условий сделок проводится анализ следующих характеристик сделок:

— характеристик товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки;

— характеристик функций, выполняемых сторонами сделки в соответствии с обычаями делового оборота;

— условий договоров (контрактов), заключенных между сторонами сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг);

— характеристик экономических условий деятельности сторон сделки, включая характеристики соответствующих рынков товаров (работ, услуг);

— характеристик рыночных (коммерческих) стратегий сторон сделки.

По мнению Минфина РФ, при включении сделок в «группу однородных сделок» необходимо, чтобы по анализируемым сделкам совпадали:

— осуществляемые налогоплательщиком функции;

— используемый метод ценообразования;

— выбранный показатель рентабельности для анализируемой деятельности, осуществляемой налогоплательщиком;

— фактические показатели рентабельности сопоставимых лиц (организаций), определенные на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности (с учетом видов экономической деятельности, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также международными и иными классификаторами), или сделок, совершенных налогоплательщиком с независимыми лицами.

При этом при объединении сделок в группы по вышеуказанным параметрам налогоплательщик вправе самостоятельно определить перечень сделок, входящих в такую группу, руководствуясь при этом принципом полноты и достоверности сопоставимых параметров.

Глоссарий

Анализируемые сделки – сделки, сторонами которых являются взаимозависимые лица (п. 1 ст. 105.5 НК РФ).

Функции сторон сделки – функции, выполняемые сторонами сделки в соответствии с обычаями делового оборота, включая характеристики активов, используемых сторонами сделки, принимаемых ими рисков, а также распределение ответственности между сторонами сделки и прочие условия сделки (пп. 3 п. 4 ст. 105.5 НК РФ). Перечень основных функций сторон сделки приведен в п. 6 ст. 105.5 НК РФ.

Контролируемые сделки

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним.

По таким сделкам налоговые органы вправе проверить соответствие цен рыночным, а также полноту исчисления и уплаты ряда налогов.

Критерии контролируемых сделок

НК РФ установлены, в частности, следующие критерии контролируемости сделок:

  1. по сделкам между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства:

  • сумма доходов (сумма цен сделок) за год превышает 1 млрд. руб.;

  • одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН, при этом сумма сделок за календарный год превышает 100 млн. руб.;

  • хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по прибыли налоговую ставку 0%, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

  • хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

  • одна из сторон сделки является организацией, владеющей лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья, или оператором нового морского месторождения углеводородного сырья, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн руб.;

  • хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку 0% по налогу на прибыль в федеральный бюджет или пониженную ставку по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ, и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн. руб.;

  • по внешнеторговым сделкам с резидентом оффшорной зоны более 60 млн. руб.;

  • по внешнеторговым сделкам между взаимозависимыми лицами независимо от суммы.

  • При этом в НК РФ указаны сделки, которые не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли они вышеприведенным условиям.

    К таким сделкам, в частности, относятся сделки между организациями, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

    • организации зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за границей;

    • организации не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

    • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль.

    Какие налоги попадают под контроль налоговых органов

    На основании НК РФ при проверке контролируемых сделок налоговые органы анализируют полноту исчисления и уплаты следующих налогов:

    • НДФЛ;

    • НДПИ (если одна из сторон сделки является его плательщиком и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

    • НДС (если одной из сторон сделки является организация (ИП), не являющаяся плательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей плательщика НДС);

    • налога на прибыль организаций.

    Если будет выявлено занижение сумм указанных налогов, налоговые органы произведут корректировки соответствующих налоговых баз.

    Методы определения доходов

    В соответствии с Налоговым кодексом РФ, при проведении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, налоговые органы используют следующие методы:

    • метод сопоставимых рыночных цен;

    • метод цены последующей реализации;

    • затратный метод;

    • метод сопоставимой рентабельности;

    • метод распределения прибыли.

    Допускается использование комбинации двух и более методов.

    При этом, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным в большинстве случаев определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам.

    Штрафные санкции

    Согласно НК РФ неуплата (неполная уплата) налогоплательщиком сумм налога в результате применения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа:

    • в размере 20% неуплаченной суммы налога (за налоговые периоды 2014 — 2016 гг.);

    • в размере 40% неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (за налоговые периоды начиная с 2017 г.).

    Самостоятельная корректировка налоговых обязательств при осуществлении контролируемых сделок

    Налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства в связи с применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами, не соответствующих рыночному уровню, с целью избежать привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

    Корректировку налоговой базы и сумм налогов необходимо произвести по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке:

    • для физических лиц — одновременно с представлением декларации по НДФЛ (не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом);

    • для организаций — одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).

    Налоговый период по НДС — квартал, а по НДПИ — месяц.

    Корректировки по этим налогам отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, а представляются данные декларации одновременно с декларацией по налогу на прибыль организаций (декларацией по НДФЛ).

    Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком по результатам произведенной самостоятельной корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (НДФЛ — для физлиц) за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 28 марта (15 июля) года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

    Обязанность, срок и адрес уведомления о контролируемых сделках

    Сведения в отношении совершенных налогоплательщиками в календарном году контролируемых сделок указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

    Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют указанные уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

    Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

    По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде.

    Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России.

    Форма уведомления должна быть утверждена ФНС России.

    В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

    Что указывается в уведомлении

    Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:

    1. Календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках.

    2. Предметы сделок.

    3. Сведения об участниках сделок:

    • полное наименование организации, ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);

    • фамилия, имя, отчество ИП и его ИНН;

    • фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося ИП.

    4. Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

    Уведомление о контролируемых сделках — образец заполнения

    Структура данных в уведомлении о контролируемых сделках в форме ФНС и в «1С»

    Указываем сведения о контролируемых сделках в разделах 1А и 2Б: нюансы

    Заполняем разделы 2 и 3: на что обратить внимание

    Однотипные сделки: каковы их критерии

    Итоги

    Структура данных в уведомлении о контролируемых сделках в форме ФНС и в «1С»

    В соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ субъекты контролируемых сделок (или приравненных к таковым) должны направлять в ФНС уведомление, отражающее информацию по данным сделкам, до 20 мая года, следующего за отчетным.

    В 2020 году 20 мая выпадает на рабочую среду, а значит переносов не будет и отчитаться нужно точно в срок.

    Какие сделки признаются контролируемыми, узнайте из публикации.

    ВНИМАНИЕ! В 2020 году за 2019-й уведомление подается на новом бланке, в редакции приказа ФНС России от 26.07.2019 №ММВ-7-13/380@. Изменения в новой форме технические. Они учитывают прошлогодние поправки о контролируемых сделках (были скорректированы признаки, по которым сделки относят к контролируемым, также под контроль цен стало подпадать меньше сделок).

    Скачать бланк уведомления можно по ссылке ниже.

    Утвержденное ФНС уведомление о контролируемых сделках состоит из следующих основных элементов:

    • 2 листов, в которых отражаются сведения о налогоплательщике;
    • разделов 1А и 1Б, отражающих сведения о контролируемых сделках налогоплательщика;
    • разделов 2 и 3, отражающих сведения о контрагентах, с которыми налогоплательщик вступал в правоотношения.

    Современные бухгалтерские программы, такие как 1С, позволяют заполнить форму уведомления о контролируемых сделках посредством ввода указанных выше типов данных в специальные формы программного интерфейса. После внесения пользователем всех данных ПО автоматически переносит их в поля, соответствующие разделам 1А, 1Б, 2 и 3 и формирует документ, идентичный разработанной ФНС форме. Его можно распечатать, подписать и отправить в налоговую.

    Рассматриваемое уведомление можно представить в ФНС и в электронном виде, но для этого у плательщика должна иметься квалифицированная электронная подпись (или КЭП) а также соответствующее ПО для отправки файла с КЭП через интернет.

    Вне зависимости от способа формирования уведомления о контролируемых сделках (прямой ввод данных в форму или через 1С), сложности у налогоплательщиков вызывает заполнение разделов 1А, 1Б, 2 и 3 соответствующего документа. Сложности связаны прежде всего с определением конкретного перечня фактов, отражаемых в уведомлении.

    Рассмотрим, какие именно сведения должны указываться в документе.

    Указываем сведения о контролируемых сделках в разделах 1А и 2Б: нюансы

    В разделе 1А указываются сведения по каждой заключенной налогоплательщиком контролируемой сделке в отчетный период (или же совокупности однотипных сделок), а также информация о финансовых условиях соответствующих сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупностей однотипных правоотношений).

    Для большей части информации применяются элементы кодирования. Коды для заполнения разделов уведомления следует искать в приложении №1 к порядку заполнения уведомления, утв. приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@.

    В разделе 1Б фиксируются сведения о предмете каждой из контролируемых сделок, отраженных в разделе 1А. То есть — информация о тех товарах, услугах или работах, которые были поставлены или получены налогоплательщиком. Здесь указываются, в частности:

    • наименования товаров, работ и сервисов;
    • даты и номера контрактов на их поставку;
    • места подписания договоров (отправки товара);
    • количество поставленных товаров, работ и сервисов и их контрактная цена без НДС и иных начислений;
    • общая сумма контракта;
    • дата исполнения обязательств по сделке (определяемая исходя из принятого в бухучете фирмы механизма признания доходов).

    Общее количество заполненных листов раздела 1Б должно быть равным количеству сделок, отраженных в разделе 1А (или групп однотипных сделок).

    Когда беспроцентный заем считается контролируемой сделкой, узнайте из статьи.

    Заполняем разделы 2 и 3: на что обратить внимание

    Если налогоплательщик заключил сделку с контрагентом в статусе юрлица, то для этой сделки он должен заполнить раздел 2 уведомления. Если контракт подписан с контрагентом в статусе физлица, заполняться должен раздел 3 уведомления. Структура разделов 2 и 3 практически идентична.

    В графе 015 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована та же цифра, что указана в графе 050 раздела 1Б. Это порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.

    Аналогично в графе 010 раздела 2 или 3 фиксируется та же цифра, которая указана в графе 010 раздела 1А. Она соответствует порядковому номеру сделки и также определяется налогоплательщиком самостоятельно.

    В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. На практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.

    Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это существенное подспорье для них с точки зрения экономии времени. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.

    Изучим основные критерии отнесения сделок, фиксируемых в уведомлении, к однотипным.

    Однотипные сделки: каковы их критерии?

    В идеале в ФНС требуется предоставлять уведомления о контролируемых сделках, отражающие все хозяйственные операции максимально подробно (письмо ФНС РФ от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433). Но на практике данное пожелание налоговиков, очевидно, труднореализуемо: количество уникальных хозяйственных операций, приходящихся на одно юрлицо, особенно если это крупный бизнес, может исчисляться десятками тысяч.

    Поэтому фирмам имеет смысл пользоваться возможностью объединять однотипные сделки в группы, исходя из их схожести по типу товаров, а также сопоставимости по финансовым условиям (п. 5 ст. 105.7 НК РФ). Но критерии отнесения сделок к однотипным, приведенные в НК РФ, довольно поверхностны, и их интерпретация в версии налогоплательщика может не совпасть с подходом ФНС (формирующимся на уровне служебных инструкций и понимания сущности сделок конкретным инспектором).

    Какие же критерии следует рассматривать как объективные?

    Минфин РФ в письме от 16.08.2013 № 03-01-18/33520 рекомендует объединять сделки, если они схожи по показателям рентабельности, определяемым в соответствии с нормами ст. 105.8 НК РФ. К примеру, продажа овощей и фруктов имеет примерно одинаковую рентабельность вне зависимости от конкретной разновидности реализуемой продукции.

    Ведомство разрешает не указывать в уведомлении о группе сделок:

    • цены за единицу товара или услуги,
    • количество поставленных товаров и услуг,
    • место заключения сделки или отправки товара.

    Но в форме, как отмечает Минфин, должны фиксироваться наименования групп однотипных сделок, величина полученного за счет них дохода, а также метод ценообразования.

    Отметим, что структура формы уведомления не позволяет группировать сделки по поставкам однотипных или вовсе одинаковых товаров, закрепленные разными договорами с одним и тем же поставщиком. Дело в том, что в графах 060 и 065 раздела 1Б в любом случае указывается дата и номер конкретного договора.

    Таким образом, с учетом позиции Минфина однотипные сделки можно группировать, если они:

    • отражают поставки товаров с одинаковой рентабельностью;
    • поставлены по одному договору.

    Где можно скачать образец уведомления о контролируемых сделках

    Скачать образец формы уведомления о контролируемых сделках вы можете на нашем портале. В нем отражена специфика отражения данных о субъектах соответствующих правоотношений в статусе юридических лиц. Образец доступен по ссылке ниже.

    Скачать образец уведомления о контролируемых сделках

    Итоги

    Все фирмы, являющиеся субъектами контролируемых сделок, до 20 мая года, следующего за отчетным, должны направлять в ФНС уведомления о контролируемых сделках. В данном источнике отражаются данные о соответствующих сделках, а также информация о контрагентах участвовавшей в них фирмы.

    Что случилось?

    Федеральная налоговая служба России выпустила Приказ от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@ «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@». Зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2019.

    В чём суть изменений?

    Поправками обновлена форма уведомления о контролируемых сделках, его формат, правила заполнения и порядок представления.

    Зачем поменяли форму уведомления?

    Корректировки связаны с внесением в НК РФ поправок, уточняющих виды контролируемых сделок. Были изменены некоторые признаки, по которым сделки относят к контролируемым. В результате под контроль цен теперь попадает меньше сделок.

    Что поменяли в форме?

    Изменяются штрих-коды в приложении № 1 «Уведомления о контролируемых сделках», а также в новой редакции излагаются: 📌 Реклама Отключить

    • раздел 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)» (исключены поля 139 и 140 для отражения кода основания отнесения сделки к контролируемой в связи с новой редакцией таких кодов);
    • таблица «Код основания отнесения сделки к контролируемой» приложение № 1 (некоторые коды перераспределены и обозначают не те признаки, что в действующем бланке);
    • приложение 2 «Формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме».

    К примеру, код 131 нужно будет отметить, если сделка является контролируемой из-за того, что контрагенты применяют разные ставки по налогу на прибыль к прибыли от деятельности в рамках такой сделки (это не касается ряда ставок, например, для дивидендов). По действующему порядку заполнения данным кодом обозначают случай, когда сумма доходов по сделкам превысила суммовой порог для признания сделки контролируемой. 📌 Реклама Отключить

    Кто представляет уведомление о контролируемых сделках?

    Уведомление обязаны представить налогоплательщики (юридические и физлица), которые совершили в календарном году контролируемые сделки.

    По одной и той же сделке уведомление подает каждая её сторона. Исключение составляет комиссионер (агент), совершивший сделку от своего имени, но по поручению и за счёт комитента (принципала). Обязанность отчитаться по такой сделке возникает у комитента (принципала) и лица, с которым заключил договор посредник.

    Какие сделки являются контролируемыми?

    Перечень таких сделок указан в ст. 105.14 Налогового кодекса. В частности, к таким сделкам относятся:

    • сделки с взаимозависимой российской организацией из п. 2 ст. 105.14 НК РФ при годовом доходе больше 1 млрд рублей. Например, сделки с организациями, применяющими нулевую ставку налога на прибыль, или плательщиками ЕСХН.
    • сделки с взаимозависимым нерезидентом при годовом доходе более 60 млн рублей.
    • сделки с офшорной компанией при годовом доходе более 60 млн рублей.

    В какой форме представляется уведомление о контролируемых сделках?

    Уведомление представляется по выбору налогоплательщика на бумаге или в электронной форме. При использовании электронной формы нужно руководствоваться обновлённым форматом и порядком представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме. 📌 Реклама Отключить

    В какой срок представляется уведомление?

    Уведомление о контролируемых сделках за 2019 год надо подать в ИФНС не позднее 20 мая 2020 года.

    Предусмотрена ли ответственность за несвоевременную подачу уведомления или недостоверные сведения в нём?

    Да, за непредставление уведомления в установленный срок или недостоверное заполнение отдельных реквизитов уведомления предусмотрен штраф в размере 5 тыс. рублей.

    Когда Приказ вступает в силу?

    Документ вступает в силу 26 ноября 2019 года и за 2019 год о контролируемых сделках нужно будет отчитаться уже по новой форме.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *