Устойчивое развитие компании

  • автор:

Стратегия устойчивого развития — преимущество ответственных компаний, осознающих свое влияние на окружающую среду и местное население, учитывающих требования и потребности общества, а также предоставляющих открытую информацию о своей деятельности. Как разработать и внедрить стратегию УР? Посмотрим, что скажут лидеры российского рынка.

Стратегия устойчивого развития – это некий механизм, запускающий необратимый процесс положительной трансформации компании. Внедрение такой стратегии в подход организации или компании требует:

— четкого представления об устойчивом развитии – компания должна установить долгосрочные цели в контексте экологических, социальных и экономических тенденций;

— плана действия – стратегия реализации должна содержать конкретные действия и программы по достижению этих целей на практике;

-коммуникации и отчетности – ясные, содержательные, и последовательные сообщения, которые будут демонстрировать внутренним и внешним стейкхолдерам прозрачность действий компании.

Почему акцент делается именно на стратегии?

Правильно разработанная стратегия устойчивого развития, помимо очевидного блага для общества и экологии, поможет компаниям привлечь инвесторов и клиентов, а также получить финансовую поддержку финансовых учреждений.

Несмотря на достаточно высокий уровень осознания важности устойчивого развития, многие компании порой ставят под сомнение важность экологических и социальных факторов, аргументировано доказывая значимость лишь экономических показателей. Основной вопрос в этой дискуссии занимает способность устойчивых компаний доказать, что внедрение политики устойчивого развития может быть важным «рычагом» достижения высоких рыночных результатов.

Многие компании уже разработали программы по охране окружающей среды и устойчивого развития, работающие параллельно с основной бизнес-стратегией. Но в конечном итоге, такие обособленные программы не оказывают существенного влияния на политику в реальных действиях компании и на принятые ею решения.

Для построения эффективной стратегии устойчивого развития, лидеры рынка, практикующие ответственные подходы к ведению деятельности, предлагают следующие базовые рекомендации:

Шаг 1: Определите существенные вопросы, представляющие либо стратегические угрозы, или новые возможности для компании.

Шаг 2: Определите амбиции и цели компании: где вы видите свою компанию на шкале зрелости корпоративного управления?

Шаг 3: Задайте правильный тон: потребители обычно скептически относятся к компаниям, которые только заявляют о своих намерениях в области устойчивого развития. Все публичные заявления компании должны сопровождаться реальными фактами и цифрами.

Шаг 4: Определите, какие процессы происходят в рамках стратегии вашей компании:

— что работает?

— что не работает?

— почему и как это исправить?

Шаг 5: Определите ключевых внешних и внутренних стейкхолдеров, проведите с ними диалог для выделения существенных вопросов.

Шаг 6: Разработайте и реализуйте эффективные программы по управлению выявленными существенными вопросами. Инвестиции в устойчивое развитие имеют ряд финансовых преимуществ, к тому же, они очень эффективны для управления рисками.

Инвестор, при выборе объектов инвестирования, будь-то зеленые облигации, или акции или другие ценные бумаги, четко понимают преимущества инвестиций в устойчивое развитие, которые отражаются в:

— Прямом воздействии на эффективность капиталовложений — повышение эффективности и сокращение издержек в некоторых областях.

— Воздействие на фондовый рынок – эффективное управление рисками создает благоприятные условия для стабильности и роста курса акций.

— Воздействие на оценку акционерной стоимости – анализ управлений рисками, проводимый менеджментом по запросу инвесторами, повышает ценность компании в глазах стейкхолдеров.

— Нематериальная ценность — представляет значительную долю общей стоимости компании. Нематериальная ценность относится к «мягким» вопросам, не отображающихся в классическом отчете компании, в отличие от корп.управления, интеллектуального капитала, человеческих ресурсов, организации рабочего места и культуры. Устойчивое развитие играет важную роль в нематериальных ценностях, в частности репутации, стоимости бренда, доверия и отношения со стейкхолдерами.

Как внедрить стратегию КСО: мнения профессионалов

Каким образом Ваша компания узнала о корпоративной социальной ответственности?

Ирина Антюшина, управляющий по программам устойчивого развития, благотворительности и фондов Unilever: «В Unilever понятию «корпоративная социальная ответственность» мы предпочитаем термин «устойчивое развитие» — стратегия, которая лежит в основе наших бизнес-операций. C момента зарождения она была в ДНК Unilever, а в 2010 году, когда Пол Полман представил миру План устойчивого развития и повышения качества жизни, раскрылась в полной мере. То, что сегодня является частью нашей стратегии и определяет цели наших сотрудников до конца года – снижение воздействия на окружающую среду, улучшение санитарно-гигиенических условий, создание возможностей для женщин и другие направления Плана – начали осуществлять основатели Unilever в XIX веке. Еще в 1884 году один из основателей нашей компании Вильям Хескетт Левер начал производить кусковое мыло Sunlight — новый и недорогой продукт, который позволил малообеспеченным жителям Англии той эпохи получить доступ к санитарно-гигиеническим услугам.

В 2010 году, после прихода в компанию Пола Полмана, Unilever принял глобальную стратегию по достижению устойчивого будущего и роста своего бизнеса. В рамках Плана мы обозначили три цели к достижению: помочь более чем 1 миллиарду человек предпринять действия по улучшению их здоровья и самочувствия; вдвое снизить воздействие наших продуктов на окружающую среду; закупать 100% сельскохозяйственного сырья у компаний, сертифицированных по Кодексу ответственного поставщика Unilever.

В основе этих трех общих целей лежит около 50 конкретных задач, обозначенных четкими временными рамками и помогающих оценивать наши результаты по ряду социальных, экономических и экологических критериев на протяжении всего жизненного цикла нашей продукции – от производства и закупки сырья до утилизации наших продуктов потребителями после использования».

Ирина Семенова, вице-президент по маркетингу MAYKOR: «Понятие корпоративной социальной ответственности существует уже более полувека, и в России это уже не новация. MAYKOR – молодая компания, ее становление и активное развитие пришлось на время, когда о социальной ответственности бизнеса говорили и продолжают говорить много и в основном по делу, как на российском, так и на международном уровне. Поэтому концепция КСО была заложена еще на этапе планирования бизнес-стратегии компании».

Почему Вы решили сделать КСО частью бизнес-стратегии Вашей компании?

Ирина Антюшина: «План устойчивого развития и повышения качества жизни – это основа устойчивого роста нашего бизнеса во всем мире. Как бизнес, который удовлетворяет повседневные запросы 2 миллиардов потребителей, мы не можем рассчитывать на то, что будем процветать в мире, в котором существует столько нерешенных проблем, где не хватает запасов воды и продовольствия, где до сих пор (во многих странах мира) отсутствует доступ к элементарным санитарно-гигиеническим условиям, и где изо дня в день мы наблюдаем всё более разрушительные последствия изменения климата.

К тому же, устойчивое развитие действительно является «топливом» для роста наших брендов и позволяет им постоянно расти. За последние четыре года 11 из наших ведущих брендов активировали свою социально-значимую миссию и начали предлагать продукты, отвечающие концепции устойчивого развития и достойного качества жизни для всех. По результатам исследования наших бизнес-аналитиков в 2014 году почти половину всего нашего роста в прошлом году обеспечили бренды, которые мы причисляем к так называемым «брендам устойчивого развития» (в России эта цифра пока на уровне примерно 35 процентов); бренды устойчивого развития в прошлом году росли темпами, вдвое превышающими темпы всего остального бизнеса; уровень прибыльности брендов устойчивого развития выше на 2 процентных пункта (по валовой прибыли), чем у стандартных продуктов. Возможно, это несущественная разница в прибыли, но, по крайней мере, это опровергает мнение критиков, утверждающих, что устойчивое развитие для компании – исключительно расходы.

Сегодня потребители все больше и больше начинают интересоваться продукцией компаний, которые строят свой бизнес, задумываясь об окружающей среде и благополучии общества. Согласно исследованию Synovate Comcon (2014), 72% российских потребителей перед покупкой продукции обращают внимание на то, откуда поступает сырье и насколько экологично производство того или иного бренда. Чтобы обеспечить долговременный эффект стратегии, мы стремимся объединить доход с миссией, экономические показатели с помощью обществу. Мы не видим противоречия между устойчивым развитием и прибыльным ростом: эти понятия взаимно дополняют друг друга».

Ирина Семенова: «В индустрии аутсорсинга корпоративная социальная ответственность – это не просто глобальный диалог, это основа развития. Согласно исследованию Международной ассоциации профессионалов аутсорсинга IAOP, более 40% компаний при выборе поставщиков услуг аутсорсинга обращают внимание на их политику в области КСО. Причина в том, что аутсорсинг – это не разовые услуги, а долгосрочное сотрудничество, и устойчивое развитие поставщика услуг – это гарант его надежности. Кроме того, приверженность практике КСО определяет сама специфика нашей деятельности. Аутсорсинг – это сфера, где главный ресурс – это люди, сотрудники компании. И мы готовы инвестировать в их профессиональное развитие, в формирование благоприятных социальных условий для них. От того, насколько успешно мы справляемся с этой задачей, зависит успешность бизнеса компании.

Другой важной предпосылкой разработки КСО-стратегии MAYKOR стал федеральный масштаб нашей компании, охватывающей все регионы нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Наши филиалы расположены от Калининграда до Владивостока, в каждом регионе, в соответствии с территориальным делением страны, включая весь Северный Кавказ, который традиционно считается достаточно замкнутым и сложным регионом для работы из центра. В принципах нашей корпоративной культуры мы считали важным зафиксировать выполнение при работе в нашей компании всех конституционных прав, отсутствие любых форм дискриминации. В нашей компании созданы равные и достойные условия труда как для женщин, так и для мужчин, представителей всех этнических и религиозных групп, любых политических взглядов. Компания выполняет роль социально-экономического гаранта для своих сотрудников, защищая в соответствии с трудовым кодексом РФ их права на оплачиваемый отпуск, материнство, образование, медицинскую помощь, охрану здоровья и труда, этичное отношение и другие не менее важные права и свободы человека. В общем и целом мы стремимся повысить качество жизни нашего персонала, населения региона и общества.

Мы выстраивали и продолжаем совершенствовать наше корпоративное управление таким образом, чтобы реализовать и контролировать выполнение нашей КСО-стратегии. Управляющая компания MAYKOR отвечает за стратегическое управление, контроль операционной деятельности, а также за координацию и оценку деятельности подразделений. Для эффективного управления в масштабе всей страны филиальная сеть MAYKOR
распределена по макрорегионам. Директора макрорегионов отвечают за контроль и исполнение работ на местах, бюджетирование и ресурсное планирование. В рамках их федерального округа им подчиняются директора филиалов, которые, в свою очередь, и руководят конечными исполнителями наших обязательств по контрактам – штатными сервисными инженерами. В такой большой распределенной структуре, как наша, эффективное выполнение принципов КСО достигается двусторонним обменом информации «сверху вниз» и «снизу вверх». Руководители «наверху» объясняют смысл действующих нормативных документов и регламентов в области КСО, контролируют их выполнение, а исполнители «внизу» помогают «приземлить» зафиксированные правила и усилить их проникновение на местах. В зависимости от уровня иерархии и должностных обязанностей, сотрудники нашей организации взаимодействуею с внешней средой: клиентами, партнерами, государственными органами власти, представителями общественных организаций, средствами массовой информации, привнося социальную ответственность в эти взаимоотношения. Также в MAYKOR работает департамент ОТ, ПБ и ОС, отдел по развитию персонала, имеются должности менеджера по экологическим и социальным рискам, менеджера по социальным проектам и др., целевым образом отвечающие за выполнение тех или иных аспектов КСО».

Пресс-служба АФК «Система»: «Бизнес социально ответственной компании, следующей нормам делового поведения и соотносящей свои цели с потребностями заинтересованных сторон, безусловно, более устойчив к возможным рискам и кризисным явлениям, однако нужно понимать, что КСО – это долгосрочные инвестиции в репутацию, которая не всегда поддается материальной оценке. Для публичной компании не менее важно ее восприятие акционерами, инвесторами, аналитиками, которые все больше внимания уделяют не только финансовым результатам деятельности, но и нефинансовой отчетности компании. В мире уже сложился сектор ответственного инвестирования, существуют биржевые индексы и независимые рейтинги, учитывающие ESG-факторы (environmental, social, corporate governance) при оценке компаний. И здесь, особенно если говорить о международных рынках капитала, конкурентное преимущество получает тот, кто последовательно управляет своим социальным, экологическим воздействием, совершенствует корпоративное управление, регулярно и прозрачно отчитывается о результатах.

АФК «Система» нацелена на последовательное внедрение общих принципов устойчивого развития в портфельных активах, укрепление синергии и интеграции дочерних компаний в сфере КСО через участие в общекорпоративных социальных программах и совместных проектах для повышения эффективности социальных инвестиций Группы.

Общий подход АФК «Система» к корпоративной социальной ответственности базируется на принципах синергии и создания общих ценностей (Shared Value) – включении максимального числа дочерних компаний в проекты, которые одновременно направлены на решение важных социальных задач и способствуют развитию бизнеса. В числе самых ярких примеров можно выделить запущенные несколько лет назад МТС проекты «Телком Идея» по поиску и поддержке инновационных стартапов и «Сети все возрасты покорны» (повышение интернет-грамотности старшего поколения)».

Кто занимался разработкой стратегии?

Ирина Антюшина: «В разработке стратегии устойчивого развития принимали участие все функции компании, ведь перед каждой из них, в рамках Плана устойчивого развития и повышения качества жизни, стоят определенные задачи, которые необходимо выполнить. За нашей стратегией стоят четкие сроки и ключевые показатели эффективности, которые были выбраны с учетом не только наших возможностей, но и, что еще важнее, с учетом потребностей общества. К примеру, 17 фундаментальных целей устойчивого развития, которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года, во многом пересекаются с направлениями деятельности нашего Плана. При этом мы концентрируемся на тех сферах, где у нас есть возможность оказать наибольшее влияние: например, снизить воздействие на окружающую среду (Цель#13), обеспечить достойные рабочие места (Цель#8), предоставить больше возможностей для женщин (Цель#5) и многое другое.

Важный элемент в стратегии устойчивого развития – это возможность отследить результаты по каждому направлению. Именно анализ наших достижений за каждый прошедший год позволяет нам правильно расставлять приоритеты на следующий. Результаты мы оцениваем не только внутри компании, но и с помощью внешних консалтинговых организаций. PricewaterhouseCoopers LLP (PwC), будучи экспертом по планированию и разработке системы отчетности, проводит для Unilever независимую оценку готовности и эффективности систем и процессов в области устойчивого развития.

Кстати, в этом году Unilever стал первой компанией, которая применила на практике «Руководство ООН для компаний по отчетности в области прав человека» (UN Guiding Principles Reporting Framework). Этот документ помогает эффективно проанализировать прогресс осуществления ключевых принципов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека. Независимый анализ помог нам определить ключевые направления нашей деятельности на будущее — соблюдение прав человека основными поставщиками Unilever, улучшение условий работы для трудящихся-мигрантов и долгосрочное сотрудничество с другими организациями с целью достижения системных изменений».

Ирина Семенова: «Мы разрабатывали стратегию собственными силами, в той или иной мере в этом были задействованы все наши подразделения, включая управляющую компанию, 83 филиала во всех регионах России и наши дочерние общества. Общее число сотрудников компании – свыше 5000, и во всех, даже удаленных, уголках России важно было учесть нашу ответственность перед ними в полной мере, и при этом соблюсти интересы бизнеса.

В разработке стратегии мы также опирались на мировой опыт профессионалов аутсорсинга, в частности, на рекомендации и подходы IAOP (Международной ассоциации профессионалов аутсорсинга), членами которой мы являемся. Основные вопросы в области КСО, на которых IAOP заостряет внимание, – это вовлеченность в развитие сообщества, соблюдение прав человека, прозрачное и справедливое ведение бизнеса, влияние на окружающую среду, удовлетворенность клиентов и позитивное взаимодействие с ними, управление организацией в соответствии с принципами КСО.

Именно эти принципы и подходы, а также рекомендации ISO 26000, были заложены в основу КСО-стратегии компании MAYKOR».

Каким был первый этап внедрения стратегии? С чего начали?

Ирина Антюшина: «Устойчивое развитие в настоящее время является основой нашей бизнес-стратегии. Мы установили четкие и понятные цели и сроки достижения результатов. Начиная с 2010 года наши бренд-команды и функциональные команды оценивают свою деятельность по специальной ведомости. Эта ведомость ежеквартально передается в глобальную штаб-квартиру Unilever в Лондоне.

Мы напрямую связали нашу систему премирования сотрудников с прогрессом компании в области устойчивого развития. Вознаграждение все большего числа сотрудников, включая Главное должностное лицо, зависит от реализации ряда целей по устойчивому развитию.

Мы также внедрили принципы устойчивого развития в процесс разработки инноваций и сформировали набор инструментов для оценки воздействия на окружающую среду наших новых продуктов. Кроме того, мы начали проводить информационные кампании, призванные как вовлекать наших сотрудников в реализацию целей по устойчивому развитию, так и продвигать повестку устойчивого развития среди представителей внешней аудитории».

Ирина Семенова: «Цель инициатив компании в области КСО – улучшение качества жизни профессионально активного населения в сфере деятельности компании, а также популяризация социально-ответственного бизнеса в стране.

Мы учитывали КСО в самом начале планирования бизнеса MAYKOR. Одной из ключевых ценностей MAYKOR как для компании, полностью ориентированной на оказание услуг, является человеческий потенциал. В связи с этим, ведущим направлением благотворительных и социальных программ является развитие и поддержание основы нашего бизнеса – персонала.

Кодекс корпоративной этики был одним из первых внутренних документов компании. Целостное оформление стратегия получила только в прошлом году. Мы проанализировали все КСО-инициативы, сформировали ключевые приоритеты и структурировали их по программам: «Профессия ИНЖЕНЕР», «Корпоративное волонтерство», «Здоровая спина», «Благотворительность вместо сувениров», «Честный бизнес». За реализацию каждой программы отвечает группа подразделений. Общая координация КСО-политики лежит на отделе корпоративных коммуникаций. Цели, задачи и тактика реализации программ КСО закреплены в Социальной и экологической политике компании. Раздел экологии в Политике появился в этом году: мы внедрили обязательную оценку экологических и социальных рисков аутсорсинговых проектов. Это подкрепляется обязательным обучением и сертификацией штатных сервисных инженеров компании по каждому виду работ с помощью собственного Центра компетенций с привлечением вендоров, а также получением лицензий на опасные работы, например, от МЧС России на предмет работы со средствами пожаротушения. Таким образом, мы реализовали концепцию 3P в полном объеме – profit, people, planet. По итогам 2013 и 2014 года MAYKOR выпустила социальные отчеты, и мы планируем дальше усиливать результаты нашей КСО-деятельности».

Как КСО отразилась на результатах компании?

Ирина Антюшина: «К настоящему моменту факты свидетельствуют о том, что стратегия устойчивого развития отражается на результатах нашей деятельности позитивно. В качестве примера приведу нашу программу “Шакти”, направленную на расширение возможностей для женщин в Индии. Привлекая женщин из малообеспеченных селений к дистрибуции нашей продукции, мы не только открыли для себя новый рынок сбыта, но и дали 45,000 женщинам-предпринимателям возможность заработать и повысить свой социальный статус.

Тесно сотрудничая с экспертами в области упаковки Mucell и Alpla, мы первыми разработали технологию, позволяющую вводить воздух во время выдувания пластиковых бутылок, который формирует пузырьки в стенках упаковки. Это снижает количество используемого пластика на 15% и, в то же время, обеспечивает полную функциональность упаковки для потребителя. Бутылки остаются пригодными к стопроцентной переработке. Эта совершенно новая технология применяется в производстве бутылок для наших гелей для душа Dove. Полное внедрение технологии для всех наших брендов позволит, по нашим оценкам, снизить количество необходимого для упаковки пластика на 27 000 тонн. В будущем это может позволить сократить издержки в размере до 50 миллионов евро. Отмечу, что мы раскрыли доступ к этой технологии для всех, чтобы все производители могли нашей инновацией пользоваться».

Ирина Семенова: «Если говорить о бизнес-профитах, то, во-первых, мы повысили общий уровень удовлетворенности клиентов до показателя 4,8. Это высокая оценка, на которую повлияли, в том числе, и программы «Профессия ИНЖЕНЕР» и «Честный бизнес». В рамках первой программы мы ведем подготовку высококвалифицированных кадров для компании, в рамках второй – внедряем новые технологии, позволяющие клиентам всегда быть в курсе проводимых компанией работ и этапах реализации проектов, а нам – быстро реагировать на инциденты и претензии со стороны заказчиков.

Во-вторых, наша политика в области КСО положительно повлияла на инвестиционную привлекательность бизнеса. MAYKOR стала первой компанией на рынке ИТ-услуг в России, которая привлекла инвестиции консорциума фондов во главе с РФПИ.

И в-третьих, что на наш взгляд самое важное, КСО-инициативы MAYKOR способствуют формированию положительного восприятия компании как профессиональным сообществом и сотрудниками, так и обществом в целом. А без этого вышеперечисленные достижения были бы невозможны».

Пресс-служба АФК «Система»: «Краткосрочный социальный эффект не всегда возможно и корректно измерять, когда КСО-проекты ориентированы на инвестиции в будущее – развитие интеллектуального потенциала молодежи, инновации и развитие целых отраслей. Но мы уже видим отдачу. Благодаря проектам «Лифт в будущее» и «Телеком Идея» корпорация привлекает в свою орбиту лучшие молодые кадры и перспективные идеи для бизнеса. Ощутимый экономический эффект дает и Волонтерский центр. Всего за 2014 год волонтеры из 14 дочерних компаний АФК «Система» оказали помощь и выполнили работ почти на 8 млн. руб. в денежном эквиваленте для более 4 тыс. благополучателей: детских домов и интернатов, медицинских и образовательных учреждений, ветеранских организаций. Общее количество вовлеченных в добровольческую деятельность сотрудников корпорации за год выросло почти в 2,5 раза с 3,3 до 8 тыс. человек. При этом условная экономия по вовлечению сотрудников-волонтеров составила порядка 750 млн. из расчета, что в бизнес-структурах, по статистике, затраты на вовлечение одного сотрудника в год доходят до 10 тыс. долларов».

Развитие рассматривается как процесс целесообразных непрерывных необратимых изменений по переходу системы в более совершенное состояние; устойчивость — как характеристика и состояния, и процесса развития системы.

Закономерности развития экономических систем
Теоретические аспекты устойчивости экономических систем

Закономерности развития экономических систем
Особенности проявления сущностных характеристик развития и устойчивости по отношению к экономическим систем во многом определены их основными свойствами. Развитие экономической системы может быть рассмотрено нами как процесс необратимых направленных закономерных изменений состава или структуры экономической системы во времени, который характеризуется ее переходом в качественно новое, более совершенное состояние. Анализ научной литературы позволил охарактеризовать изменения экономической системы в процессе ее развития (см. табл. 1.2).

Примечание: здесь и далее по тексту приведена нумерация источников, таблиц, рисунков в соответствии с электронным текстом «Управление устойчивым экономическим развитием предприятий промышленности», фрагмент которого представлен на данной странице. Купите указанный текст (формат pdf объем 415 стр.) прямо сейчас за 450 руб. Для этого напишите по адресу или перейдите по следующей ссылке и узнайте, как купить электронные тексты на данном сайте.

Таблица 1.2 — Характеристика изменений в процессе развития экономических систем

Признак классификации Изменения в процессеразвития экономических систем Прочие изменения экономических систем
Видизменений Характеристика Видизменений Характеристика
По объекту изменений Изменение состава или структуры системы Возникновение, трансформация или исчезновение элементов и/ или связей системы Частичные изменения Изменения в отдельных элементах или связях системы
По степени обратимости изменений Необратимые изменения Изменения единовременные, разовые, приводящие к …….. (продолжение следует) Обратимые изменения Обратимость изменений характеризует процессы функционирования …………. (продолжение следует)..
По направленности изменений ……………….. ………………….. ………………….. …………………..
По закономерности изменений ……………… ………………….. ………………….. …………………..

Примечание: полностью заполненная таблица приведена в п.1.1 работы «Управление устойчивым экономическим развитием предприятий промышленности»

Важной характеристикой развития экономических систем является направленность происходящих изменений. Представляется обоснованным подход к рассмотрению развития как прогрессивного изменения системы от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному . Происходящие в системе изменения в направлении регресса, противоположном прогрессу, характеризуют деградацию системы.

Изменения системы в процессе развития носят закономерный характер, соответствуя закономерностям развития систем – прежде всего закономерности историчности, основанной на использовании концепции жизненного цикла, и закономерности самоорганизации, связанной с энтропийно-негентропийными тенденциями .

Особенности изменений в процессах функционирования и развития экономических систем представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3 — Особенности изменений в процессах функционирования и развития экономических систем

Параметры изменений в экономической системе Характеристика изменений в процессе
функционирования развития
Процесс переработки (преобразования) экономической системой природных ресурсов в продукты производства, удовлетворяющие общественные потребности в материальных благах (товарах и услугах) Изменения процессов в системе во времени, выраженные в количественных, качественных и структурных преобразованиях от низшего (простого) к высшему (сложному)
Функционирование в стационарном режиме отражает ………………. (продолжение следует) Развитие определяет …………….
Результат изменений ………………… ……………………………….

Примечание: полностью заполненная таблица приведена в п.1.1 работы «Управление устойчивым экономическим развитием предприятий промышленности»

Однако основополагающим атрибутом развития экономических систем является необратимый характер изменений их состава или структуры. С этих позиций являются антонимами «развитие» и «функционирование» – процесс циклического воспроизведения постоянной системы функций системы, характеризующийся обратимыми изменениями в отдельных элементах или связях системы.

В целях настоящего исследования представляет особый научный интерес выделение стационарного режима функционирования экономических систем как такого режима, характеристики которого остаются неизменными во времени . С этих позиций стационарный режим функционирования экономической системы представляет собой циклическое повторение одной и той же последовательности ее состояний.

Таким образом, идентификация процессов развития, выявление необратимого, закономерного и прогрессивного характера изменений в процессе развития экономической системы, осуществляется в динамике ее функционирования. В момент перехода экономической системы в качественно новое состояние в процессе ее развития система на некоторое время переходит из стационарного режима функционирования в нестационарный режим для его последующей стабилизации на новом, более совершенном уровне.

Следует подчеркнуть, что «развитие» – «функционирование», «развитие» – «деградация» представляют собой две пары понятий, которые находятся в отношении противоположности, но не противоречия. В чередовании и сочетании противоположностей заключается единство, отражающее целостность системы.

Теоретические аспекты устойчивости экономических систем
Анализ научной литературы позволил выделить два основных подхода к характеристике устойчивости экономических систем – с точки зрения неизменности их состояния и с позиции способности систем сохранять определенное состояние несмотря на воздействия (см. табл. 1.4).

Таблица 1.4 — Характеристика устойчивости экономической системы

Наименования понятий Характеристика понятий с позиции
способности объекта сохранять состояние несмотря на воздействия неизменности состояния объекта
Устойчивый Способный сохранять данное состояние , несмотря на действие различных сил Не поддающийся, не подверженный колебаниям и изменениям ; постоянный
Устойчивость как свойство по значению прилагательного «устойчивый» Способность сохранять данное состояние, несмотря на действие различных сил Постоянство, неизменность
Устойчивость экономической системы Способность возвращаться в состояние экономического равновесия после того, как ……….. (продолжение следует) Прочность и надежность элементов системы……….
Способность выполнить работу против действия внешних сил по сохранению……….. Динамическое постоянство ………

Примечание: полностью заполненная таблица приведена в п.1.1 работы «Управление устойчивым экономическим развитием предприятий промышленности»

Более обоснованным представляется использование по отношению к экономическим системам определения устойчивости динамических систем как способности к поддержанию не столько равновесия, сколько гомеостаза (устойчивого состояния равновесия открытой системы в ее взаимодействии со средой) или стационарного режима функционирования (циклического повторения одной и той же последовательности состояний системы) несмотря на воздействующие на систему возмущения .

Подход к определению устойчивости экономических систем с позиции неизменности ее состояния встречается в научной литературе значительно реже. С точки зрения данного подхода представляет особый научный интерес мнение В.В. Качала относительно применения категории устойчивости для описания постоянства какой-либо черты поведения системы, понимаемого в весьма широком смысле . С этих позиций, по нашему мнению, устойчивость как экономическая категория может отражать наиболее общие свойства и связи не только состояния экономической системы – устойчивость системы, но также процесса последовательной смены состояний системы – устойчивость процесса развития системы как постоянство данного процесса, постоянство изменений системы в направлении совершенствования.

При изучении количественных аспектов управления устойчивостью экономической системы фундаментальным является исследование понятия устойчивости как особой экономической величины, которая представляет собой объективно существующее и меняющееся во времени и в пространстве количественно измеримое свойство процессов и состояний системы ; конкретизированное выражение количества, абстрагирующее в виде числа соответствующие характеристики свойств процессов и явлений .

Устойчивое экономическое развитие

Теория устойчивого развития

На сегодняшний день традиционная модель развития экономики развитых государств во многих аспектах исчерпала себя, и она не может служить образцом для других стран. Данное положение подчеркивается в докладах ООН, на международных конференциях и т.д. Отмечается, что западная модель экономического развития больше не подходит ни для одной страны и единственной возможностью решения существующих глобальных проблем является устойчивое развитие. Построенная модель развития и особенности производства и потребления не устойчивы для богатых, а бедными не могут быть повторены. Об этом свидетельствует то, что потребление ресурсов природы и загрязнение окружающей среды на душу населения в развитых государствах превосходит такой же показатель в развивающихся в 20-30 раз. Если бы все страны достигли уровня развития и потребления ведущих мировых держав, то потребовалось бы использовать намного больше природных ресурсов, а объемы загрязнения возросли бы в десятки раз, однако это невозможно из-за ограниченности природных ресурсов и естественных ограничений.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определений устойчивого развития существует достаточно много. Наиболее распространено следующее:

Определение 1

Устойчивое развитие представляет собой развитие, удовлетворяющее текущие потребности, но не подрывающее способности будущих поколений к удовлетворению своих собственных потребностей.

Оно состоит из двух понятий:

  • Понятия потребностей, необходимых для жизни беднейшего слоя населения;
  • Понятия ограничений, которые обусловлены состоянием технологий и общественной организацией.

Другими определениями устойчивого развития являются:

  • Развитие, не предусматривающее дополнительных затрат для следующих поколений;
  • Развитие, минимизирующее отрицательные экстерналии;
  • Развитие, обеспечивающее постоянное простое и расширенное воспроизводство потенциала на перспективу.
  • Таким образом, задачи социального и экономического развития определяются при учете его устойчивости, соответствия экологическим положениям во всех странах.

Замечание 1

В современных условиях теория устойчивого развития является самой изучаемой, быстро развивающейся и наиболее популярной новейшей теорией.

Показатели устойчивого развития

Появление концепции устойчивого развития произошло в 1970-х годах, когда произошел переход к социально-экономическому развитию с экологической направленностью тогда возникло множество международных организаций, цель деятельности которых состояла в изучении проблем загрязнения окружающей среды: Римский клуб, Всесоюзный институт системных исследований, Международная федерация институтов перспективных исследований и т.д.

В рамках понятия устойчивого развития не подразумевается прекращение экономического роста, а ограничивается использование природных ресурсов. Однако, при растущей конкуренции и повышении рентабельности производства и прибыли, это является достаточно сложным. В результате формирования устойчивой экономики, основанной на применении информационных технологий и интеллектуальной собственности, производственная сфера «дематериализовалась». В настоящее время количество финансовых сделок существенно превышает объемы торговли материальными товарами и природными ресурсами в 7 раз.

Замечание 2

Главный стимул новой экономики – это дефицитность материальных ресурсов и достаточность ресурсов информации и знаний.

Показатели устойчивого развития подразделяются на:

  1. Экономические: темп роста продукции, производство товаров на душу населения, степень самообеспеченности товарами, показатель инновационной активности, показатели финансового состояния компании;
  2. Социальные: отношение величины оплаты труда в сельскохозяйственной сфере и экономической, соотношение зарплаты и потребительских цен, текучесть кадров;
  3. Экологические: земли, имеющие высокую техногенную нагрузку, подверженные эрозии, заболоченные, кислые и закустаренные земли, а также необрабатываемые.

Многие международные организации, входящие в состав ООН, включили в свою деятельность экологическую составляющую, которая ориентирована на переход к устойчивому экономическому развитию. Большинство экспертов считают, что устойчивое развитие – это процесс управления совокупностью активов, направленных на сохранение и расширение возможностей человека. Активами является не только капитал физический, но и природных и человеческий. Для устойчивого развития должен наблюдаться рост данных капиталов или же они не должны уменьшаться.

Важнейшие индикаторы устойчивого развития

При реализации концепции устойчивого экономического развития необходимо установить его индикаторы. В данном направлении работают многие международные и научные организации. Предложенные индикаторы должны объединять три аспекта: социальный, экономический и экологический.

При разработке устойчивого развития подрывается основа традиционной экономики, т.е. ее неограниченный рост.

В современной науке все большее внимание уделяется природному фактору, т.е. природа – это основа жизнедеятельности человека. При ее истощении и деградации появятся серьезные угрозы существованию человека. Именно поэтому современная экономика имеет экологическую направленность, появился дополнительный фактор производства – социальный капитал.

Можно выделить важнейшие принципы устойчивого территориального развития:

  • В городах сооружаются строения не выше 5 этажей, создается инфраструктура;
  • Производится достоверный расчет мест парковки;
  • Большое внимание уделяется благоустройству территорий и т.д.;
  • В инженерных проектах учитывается возможность применения местных энергетических источников;
  • Ведется разработка системы сортировки отходов, максимально используется вторичное сырье и т.д.

Для обеспечения устойчивого экономического развития применяются и другие факторы, определенные властью на местах.

Под концепцией понимают определенные рамки восприятия и осмысления с выделением ракурса рассмотрения какого-либо предмета, явления или процесса, объединенные единой идеей познания.

Развитие — это переход от одного состояния в другое, более совершенное, в результате изменений, имеющих субъективный характер, происходящих в природе и обществе.

Управление процессом развития приводит к разнонаправленным результатам, которые определяются как прогресс либо как регресс.

В результате развития концепции прогресса как результата преобразований в ней были выделены такие основные характеристики:

— необратимость времени, которое течет линейно и обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего;

— направленность движения, в котором ни одна стадия не повторяется, а каждая последующая ступень находится ближе к предполагаемому конечному состоянию, чем предыдущая;

— кумулятивность развития, которое протекает либо революционно, либо эволюционно;

— дифференциация фаз процесса развития;

— неуклонное совершенствование развивающегося объекта: каждая последующая ступень лучше предыдущей.

Выражением прогресса традиционно считались такие процессы, как индустриализация, урбанизация, модернизация и мера человеческой свободы. Обратной стороной всего этого является ухудшение экологии, перенаселенность, перепроизводство, рост напряженности между развитыми и развивающимися странами. Экономический рост привел к истощению многих видов природных ресурсов и поставил человечество перед необходимостью регулирования развития. И поэтому одной из главных задач управления процессом развития является пересмотр оснований прогресса и поиск его оптимального критерия.

В современной теории и практике выделены следующие концепции развития (табл. 5.1).

Таблица 5.1 Концепции развития

Рассмотренные различные аспекты проблемы развития дают основание утверждать, что развитие — это особый тип изменений, благодаря которым мы получили тот мир, в котором живем. Но сам процесс развития становится все более сложным и комплексным, поэтому, управляя им, необходимо обеспечить его устойчивость и исключить непредсказуемость и случайность последствий для организаций.

Концепция устойчивого развития начинает оказывать влияние на выработку стратегических задач организаций, а в корпоративном управлении играет ведущую роль при формировании инвестиционных проектов.

Новая стратегия развития цивилизации уже определила позицию мирового сообщества: объединить усилия во имя выживания человечества и непрерывного развития и сохранения биосферы. Россия, подписавшая документы Конференции ООН по устойчивому развитию, взяла на себя серьезные обязательства по реализации программы всемирного сотрудничества, принятой на основе консенсуса.

Устойчивое развитие — это такие преобразования, которые удовлетворяют потребности настоящего времени, но не ставят под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды и при котором появляется реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Формулирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, экологическую безопасность и социальную справедливость при общем снижении давления на биосферу. Организация хозяйственной деятельности, не разрушающей биосферу, а ее сохраняющей, т. е. экологодопустимой, не выходящей за пределы несущей емкости экосистем, — одно из центральных направлений становления будущего устойчивого общества.

Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической — это три тесно взаимосвязанные, взаимозависимые и взаимоподчиненные области единого целого. При таком подходе организация рассматривается как социо-эколого-экономическая система. Экономические цели (прибыль, доход) при таком подходе становятся вторичными по отношению к цели сохранения целостности среды обитания.

Итак, переход к концепции устойчивого развития потребует от менеджмента организации осознания расширения границ объекта управления, осмысления высших целей развития и формирования новых экологических и социальных нормативов.

Внешняя среда организации изменяется стремительно и непредсказуемо. Стремительность изменений среды связана с особенностями развития информационного общества и циклом удвоения знаний каждые пять-семь лет. Непредсказуемость изменений происходящих во внешней среде связана с факторами, которые не может контролировать организация, например действия конкурентов.

Характеризуя темпы изменений внешней среды, с которыми сталкивается практически каждая организация, можно выделить следующие основные направления:

— стремительность изменения знаний. Компьютер теряет 1% своей стоимости в неделю, а человек не только осваивает, но и создает это море знаний;

— высокие темпы обновления продукции. В США каждый год появляются до 50 000 новых наименований товаров и услуг, тогда как в 1970 г. этот показатель составлял 10 000;

— сменился решающий фактор бизнеса. Одно время им была земля, затем капитал. Сегодня решающим фактором стал человек и его знания;

— размывание границ между отраслями и сегментами;

— глобальная конкуренция. ТНК конкурируют за долю рынка почти в каждой стране;

— большая взаимосвязь участников. Новый характер производства диктует новую структуру отношений с конкурентами, поставщиками, органами власти, консультантами, рекламными агентствами, крупнейшими потребителями. Все чаще возникают структуры, объединяющие предприятия и компании различных отраслей.

Устойчивость развития организации как системы связана с природой самой системы, а не с тем, как внешние источники движущих сил заставляют изменяться ее параметры функционирования. Движущие силы отрасли — это факторы, которые обуславливают изменения основных показателей развития отраслей и определяют характер конкуренции действующих в ней организаций. Очевидно, что невозможно описать внешнюю среду, не учитывая источников движущих сил.

Источниками движущих сил являются:

1) долгосрочные тенденции экономического роста отрасли:

— определяют соотношения спроса и предложения;

— влияют на проникновение на рынок или уход с него организаций;

— определяют объемы и структуру инвестиций в отрасль;

2) изменение в составе потребителей и способах использования товаров за счет:

— демографических процессов — увеличение или снижение числа потребителей;

— социально-экономических процессов — появление нового класса или социального слоя потребителей;

— изменений условий продажи и обслуживания — продажа в кредит, гарантийное обслуживание;

— новой системы дистрибьюции — продажа по почте, «магазин на диване» и т. д.;

3) новые продукты в отрасли создают возможность:

— расширения ассортимента дифференцированных товаров, улучшения потребительских характеристик, дизайна и т. д.;

— увеличения числа клиентов организации, выпускающих новые товары, за счет клиентов фирм, приверженных к продуктам старого образца;

4) обновление технологии — изменение обстановки в отрасли за счет:

— производства новых или улучшенных товаров;

— снижения издержек и улучшения условий труда;

— снижения объема капитальных вложений, повышения уровня рентабельности, улучшения условий для вертикальной интеграции и т. д.;

5) ноу-хау первоначально создает крупные преимущества организациям, ими владеющими, но по мере распространения новых методов эти преимущества теряются, вместе с тем отрасль в целом получает возможности выйти на новый уровень;

6) изменения в системе маркетинга отрасли происходят за счет изменения интереса потребителей к товару организации;

7) вхождение в отрасль или выход из него крупных фирм резко меняют ситуацию в отрасли, отражаются на ее потенциале, характере конкуренции и т. д.;

8) выход организаций на внешний рынок и глобализация отрасли как результата международного разделения труда дает новые возможности развития отрасли;

9) развитие тенденции экономии на масштабах ведет к снижению затрат и росту производительности труда. Здесь достаточно заметно меняются позиции организаций и обостряется конкурентная борьба;

10) массовое изменение потребительских предпочтений меняет ситуацию в отрасли;

11) изменения в законодательстве и в политике правительства могут вызвать серьезные перемены в отрасли:

— антиалкогольная кампания;

— изменения пошлин;

— акцизных платежей и т. д.

Организация не может «отключить» источники преобразования внешней среды, поэтому для сохранения жизнеспособности ей необходимо развиваться с учетом изменений во внешней среде за счет тех переменных, на которые она может влиять. Такими переменными являются факторы устойчивого развития. Именно они определяют, будет ли система устойчивой.

Факторы устойчивого развития — это управляемые силы, которые оказывают воздействие на устойчивость организации во внешней среде в период ее изменений. Устойчивость развития в непредсказуемой и стремительно меняющейся внешней среде, как правило, оценивают как успех компании. Поэтому часто в литературе факторы устойчивого развития называют ключевыми факторами успеха (КФУ).

Типы факторов устойчивого развития:

1) КФУ, зависящие от технологии:

— качество проводимых научных исследований (особенно важно в фармацевтике, медицине, космической индустрии и других высокотехнологичных отраслях);

— возможность инноваций в производственном процессе;

— возможность разработки новых товаров;

2) степень овладения существующими технологиями;

3) КФУ, относящиеся к производству:

— низкая себестоимость продукции (достижение экономии на масштабах производства);

— качество продукции (снижение количества дефектов, уменьшение потребности в ремонте);

— высокая степень использования производственных мощностей (важно в капиталоемких отраслях);

— выгодное местонахождение предприятия, приводящее к экономии на затратах по транспортировке;

— доступ к квалифицированной рабочей силе;

— высокая производительность труда (важно для трудоемких отраслей);

— возможность изготовления большого количества моделей продукции разных размеров;

— возможность выполнения заказов потребителей;

4) КФУ, относящиеся к реализации продукции:

— широкая сеть оптовых дистрибьюторов/дилеров;

— широкий доступ/присутствие в точках розничной торговли;

— наличие точек розничной торговли, принадлежащих компании;

— низкие расходы по реализации;

— скорая доставка;

5) КФУ, относящиеся к маркетингу:

— высокая квалификация сотрудников отдела реализации;

— доступная для клиентов система технической помощи при покупке и использовании продукции;

— аккуратное исполнение заказов покупателей (небольшое количество ошибок и возвратов);

— разнообразие моделей/видов продукции;

— искусство продаж;

— привлекательный дизайн/упаковка;

— гарантии для покупателей (важны при заказах по почте, реализации новых продуктов);

6) КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам:

— особый талант (очень важен при оказании профессиональных услуг);

— ноу-хау в области контроля за качеством;

— компетентность в области дизайна (особенно важна в текстильной промышленности);

— степень овладения (знание) определенной технологией;

— способность (умение) создавать эффективную рекламу;

— способность быстро переводить новые товары из стадии разработки в промышленное производство;

7) КФУ, связанные с организационными возможностями:

— уровень информационных систем (особенно важен при осуществлении авиаперевозок, аренде автомашин, в индустрии кредитных карт, гостиничном деле и т. д.);

— способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию (хорошо отлаженный процесс принятия решений, требуется немного времени для вывода новых товаров на рынок);

— больший опыт и ноу-хау в области менеджмента;

8) прочие КФУ:

— благоприятный имидж/репутация фирмы у покупателей;

— общие низкие затраты (не только производственные);

— выгодное расположение (особенно важно для розничной торговли);

— приятные в общении, доброжелательные служащие;

— доступ на финансовые рынки (особенно важен для молодых фирм, работающих в рискованных или капиталоемких отраслях);

— наличие патентов.

В процессе анализа и выявления самых значимых факторов устойчивого развития необходимо помнить, что организация обладает ограниченными ресурсами и поэтому она не может оказать влияние на все факторы поэтому, как правило, выбираются четыре-пять самых актуальных для текущей ситуации. Так, например, для пищевой промышленности обычно выделяют следующие КФУ: имидж организации, качество продукции, простота технологии, эффект масштаба, сбытовая сеть.

Интеграция принципа КСО в стратегию развития бизнеса становится характерной чертой современных организаций. Организации, обладая основными финансовыми материальными и человеческими ресурсами, оказывают значимое влияние на решение социальных проблем общества и развитие территории, на которой они находятся. Благодаря пониманию организациями такой своей роли в обществе и появилась КСО.

Выделяют две основные составляющие концепции КСО, оказывающие влияние на устойчивость развития:

1) сокращение рисков, связанных с ведением бизнеса. Идентификация этих пробелов — первый шаг на пути к внедрению КСО.

Некоторые сравнивают его со страховой политикой, которая защищает компанию от неожиданностей и проблем в дальнейшем. В настоящий момент время и ресурсы, затрачиваемые на изменения в ключевых бизнес-процессах, обходятся в целое состояние. Таким образом, одна из дополнительных функций КСО заключается в раннем оповещении о проблемах, которые могут появиться и застать компанию врасплох;

2) превращение проблем, существующих в общественной жизни и окружающей среде, в возможности для бизнеса. Так, например, в попытке снизить количество вредных воздействий на окружающую среду заводы часто переносят за границы города, тем самым создают дополнительные рабочие места и изменяют напряженность транспортных потоков.

В документах Европейской комиссии дано следующее определение: «Корпоративная социальная ответственность по своей сути является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды». Таким образом, КСО непосредственно связана с концепцией устойчивого развития организации.

КСО как политика и концепция стратегического развития компаний распространяется на взаимосвязанные направления: укрепление имиджа и деловой репутации; корпоративное развитие; развитие персонала; взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем и др.

В сентябре 1999 г. для усиления идей по устойчивому развитию и всемерному внедрению КСО по инициативе бизнес-сообщества был введен мировой фондовый индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию (Dow Jones Sustainability Index — DJSI). Этот индекс рассчитывается с учетом большого количества показателей путем заполнения компаниями специальных ежегодных вопросников. Затем эти данные проверяются специально уполномоченным аудитором.

Рассчитанные и проверенные таким образом показатели группируются по трем направлениям:

1) экономика компании,

2) экологичность,

3) социальная деятельность.

Около 60% показателей одинаковы для всех компаний, независимо от их отраслевой принадлежности, а 40% различаются по секторам. Далее, после расчетов по специальной «взвешенной шкале» по этим показателям, определяются места компаний, концернов, финансовых институтов и корпораций в мировом табеле о рангах по устойчивому развитию с разбивкой по секторам.

Широкая популярность и практическая востребованность в деловой среде Европы и мира индексов Доу-Джонса по устойчивому развитию привели к созданию аналогичных региональных индексов для Северной Америки и США — DJSI North America и DJSI United States.

Популярный в промышленных и финансовых кругах индекс активно используется для выпуска на его основе различных производных финансовых инструментов. За последние 15 лет КСО как система управления устойчивым развитием в постоянном диалоге с обществом в экономически развитых странах Северной Америки и Европейского Союза стала ключевой идеологией бизнеса, основой социального партнерства с властями всех уровней и гражданским обществом.

Международный опыт однозначно показывает, что работа и отчетность по КСО и устойчивому развитию дает компаниям эффективный результат:

— в форме роста капитализации;

— развития прозрачности компании для общественности;

— повышения инвестиционной привлекательности;

— социального вклада в устойчивое национальное развитие.

Деятельность по обеспечению устойчивого развития организации в рамках корпоративной социальной ответственности является работой, требующей от компаний существенной концептуально-стратегической и организационной перестройки, а также вложений в первую очередь в специалистов в этих областях, разработку корпоративных планов устойчивого развития.

Концепция устойчивого развития из чисто теоретической разработки превратилась в основополагающие правила международного сотрудничества в 1992 г. На конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро были сформулированы 27 принципов устойчивого развития. Принципы устойчивого развития — это основные исходные положения концепции устойчивого развития.

Международные принципы устойчивого развития:

1. Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

2. В соответствии с Уставом ООН и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

3. Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.

4. Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

5. Все государства и все народы сотрудничают в решении важнейшей задачи искоренения бедности в целях уменьшения разрывов в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира.

6. Особому положению и потребностям развивающихся стран, впервую очередь наименее развитых и экологически наиболее уязвимых, придается особое значение. Международные действия в области окружающей среды и развития должны быть также направлены на удовлетворение интересов и потребностей всех стран.

7. Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли. Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды государства несут общую, но различную ответственность. Развитые страны признают ответственность, которую они несут в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учетом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей среды, технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают.

8. В целях достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.

9. Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития благодаря углублению научного понимания путем обмена научно-техническими знаниями и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и новаторские технологии.

10. Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективная возможность использовать судебные и административные процедуры, включая возмещение и средства судебной защиты.

11. Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические стандарты, цели регламентации и приоритеты должны отражать экологические условия и условия развития, в которых они применяются. Стандарты, применяемые одними странами, могут быть неуместными и сопряженными с необоснованными экономическими и социальными издержками в других странах.

12. Для более эффективного решения проблем ухудшения состояния окружающей среды государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая привела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или неоправданной нации или скрытого ограничения международной торговли. Следует избегать односторонних действий по решению экологических задач за пределами юрисдикции импортирующей страны. Меры в области охраны окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических проблем, должны, насколько это возможно, основываться на международном консенсусе.

13. Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба. Государства оперативным и более решительным образом сотрудничают также в целях дальнейшей разработки международного права, касающегося ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции.

14. Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживать или предотвращать перенос и перевод в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для здоровья человека.

15. В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.

16. Национальные власти должны стремиться содействовать интернализации экологических издержек и использованию экономических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен покрывать издержки, связанные с загрязнением, учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование.

17. Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности, которые могут оказать значительное негативное влияние на окружающую среду и которые подлежат утверждению решением компетентного национального органа.

18. Государства немедленно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах. Международное сообщество делает все возможное для оказания помощи пострадавшим от этого государствам.

19. Государства направляют государствам, которые могут оказаться затронутыми, предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о деятельности, которая может иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли.

20. Женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании окружающей среды и развитии. Поэтому их всестороннее участие необходимо для достижения устойчивого развития.

21. Следует мобилизовать творческие силы, идеалы и мужество молодежи мира в целях формирования глобального партнерства, с тем чтобы достичь устойчивого развития и обеспечить лучшее будущее для всех.

22. Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития.

23. Окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены.

24. Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития, поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать, при необходимости, в деле его дальнейшего развития.

25. Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.

26. Государства разрешают все свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом ООН.

27. Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства в выполнении принципов, воплощенных в настоящей Декларации, и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.

Эти принципы достаточно полно описывают человеческое развитие в рамках концепции устойчивого развития, учитывая экологические, экономические, социальные и политические составляющие, их необходимо учитывать при разработке принципов устойчивого развития организации.

Очевидно, что однозначного набора принципов устойчивого развития при реализации КСО сегодня день нет и, скорее всего, не будет и в дальнейшем. Дело в том, что когда речь заходит о КСО, сразу возникает вопрос, о каком предприятии идет речь. В связи с этим мы сталкиваемся с большим количеством принципов, которые, безусловно, соответствуют идее концепции устойчивого развития организации, однако, учитывая широту трактовки понятия КСО, они не являются универсальными для всех организаций.

Среди них наиболее часто встречаются следующие:

— принцип справедливости. Каждый сотрудник имеет равные права на использование принятых свобод в компании и право на вознаграждение, соответствующее затраченному труду, здоровую и плодотворную жизнь в экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде, при этом нынешние поколения не должны жить взаймы у будущих;

— принцип сохранения природной среды. Любая деятельность человека должна осуществляться с максимально возможным вниманием и бережным отношением к окружающей среде, где необходимо принимать во внимание общечеловеческую значимость уникального объекта природы;

— принцип преемственности и сохранения наследия. Необходимо осознавать, что деловое культурное наследие становится таковым только в случае обращения к нему последующих поколений;

— принцип системности мышления. Устойчивое развитие возможно только в том случае, когда социальная, экономическая и экологическая задачи и проблемы решаются в комплексе, с пониманием сложности взаимодействия трех составляющих. Необходимо обеспечивать разумное и благоприятное взаимодействие между организацией и природой;

— принцип «думать глобально — действовать локально». Любое локальное воздействие на природу в конечном итоге оказывает влияние на глобальную систему, поэтому при деятельности организации необходимо думать о планете в целом;

— принцип партнерства. Следует понимать, что всеобщий выигрыш возможен только при условии компромиссного и грамотного сотрудничества всех партнеров организации;

— принцип рациональности и превентивности. Рациональное и скрупулезное планирование всех процессов организации необходимо для осуществления баланса между сохранением природы и развитием организации и жизни человека. При этом важно предпринимать превентивные меры и предотвращать ухудшение состояния окружающей среды еще на этапе планирования.

Основные принципы устойчивого развития

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

123456789

Модуль 1. Международное сотрудничество в области техногенной безопасности

Тема. 1.Концепция устойчивого развития, «зеленой экономики»

Концепция устойчивого развития.

В конце 1960-х — 1970-х годов в дополнение к развитию экономики выдвигается задача гармонизации экономического и социального развития. Начинает уделяться внимание установлению социального равенства, повышению уровня жизни, подъему отстающих регионов. В 1970-х годах в обществе, научных и правительственных кругах усиливается обеспокоенность истощением природных ресурсов и ухудшением состояния окружающей среды. Основным приоритетом на этом этапе, продолжавшемся до начала 1990-х годов, становится охрана природы. В ряде стран создаются национальные агентства (министерства) по охране окружающей среды, активизируется движение «Зеленых» (движение, возникшее в начале 70-х годов в Западной Европе и выступающее против загрязнения окружающей среды, вредных последствий развития атомной энергетики, за сокращение военных бюджетов, децентрализацию и демократизацию общественной жизни; в Германии «Зеленые» в 1980 оформились в политическую партию, а с 1984 существует Европейская партия «Зеленых», объединяющая группы из многих стран Европы). Однако экологические, экономические и социальные проблемы решаются изолированно друг от друга — человеческая жизнедеятельность и ее последствия четко разграничиваются в рамках государств, отраслей (энергетика, сельское хозяйство, торговля), сфер деятельности (охрана природы, экономика, сфера социальных отношений). Деятельность по охране окружающей среды противопоставляется социально-экономическому развитию, в рассмотрении проблемы человек отделяется от природы. Образно выражаясь, общество указывает на некоторые предметы, которые считает «природой» (например, участок леса или водоем), а потом осуществляет какие-то мероприятия по «охране» выбранного участка. Часто полностью игнорируется тот факт, что деятельность людей вокруг «охраняемой природы» оказывает гораздо большее воздействие на среду, чем «природоохранная» политика. Таким образом, негативные проявления проблемы на время сокращаются, но проблема остается, так как для ее решения необходимы экономические и социальные изменения, которые повышали бы благополучие людей, сокращая в то же время необходимость в защите окружающей среды.

Заявление о невозможности раздельного решения экологических, экономических и социальных проблем впервые прозвучало на первой Конференции Организации объединенных наций (ООН) по окружающей среде и развитию в Стокгольме, 1972 год. На конференции был сделан вывод о необходимости разработки долгосрочной стратегии развития, учитывающей взаимосвязь и взаимообусловленность современных проблем.

Для разработки стратегии развития в 1983 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР). В процессе ее работы был предложен термин «устойчивое развитие» (sustainable development), и разработаны основные положения концепции устойчивого развития, впервые опубликованные в докладе Генеральной Ассамблее ООН «Наше общее будущее» в 1987 году.

Согласно определению МКОСР, устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, не ставя под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Концепция устойчивого развития предполагает ответы на следующие вопросы:

· Как жить, чтобы сохранить и улучшить этот мир?

· Как обеспечить равновесие между желаниями и потребностями человека и возможностями биосферы?

· Как разрешить противоречия между природой и обществом, экологией и экономикой, развитыми и развивающимися странами, богатством и бедностью, настоящим и будущими поколениями?

В концепции устойчивого развития выделяется главное противоречие современного развития — несоответствие между растущими потребностями человечества и возможностями окружающей среды.

Ключевой вопрос, который она ставит — как жить, чтобы сохранить условия для развития настоящих и будущих поколений?

Намеченная цель — повышение качества жизни каждого с сохранением возможностей для жизни будущих поколений.

Основные принципы устойчивого развития

Концепция устойчивого развития предлагает четыре основных принципа, на основе которых необходимо строить политику устойчивого развития. Это:

· принцип справедливости;

· принцип сохранения природной среды;

· принцип целостности мышления;

· принцип «думать глобально — действовать локально».

Принцип справедливости — важнейший принцип устойчивого развития. Он ориентирует на обеспечение высокого качества жизни для всех людей на планете, включая будущие поколения.

Сегодня многие не имеют возможности в достаточной мере удовлетворять свои жизненные потребности в пище, одежде, крове, работе. Это касается в первую очередь жителей развивающихся стран (стран Юга). В то же время часть населения развитых стран (стран Севера) живет «не по средствам». Экономический разрыв между странами Севера и Юга отрицательно сказывается на экологической ситуации в мире, делает развитие неустойчивым. Принцип справедливости означает, что богатства (блага), возможности и ответственности должны быть распределены справедливо между странами и между людьми внутри каждой страны.

Принцип справедливости распространяется и на будущие поколения. Мы не можем жить взаймы у будущих поколений, исчерпывая ресурсы и ухудшая качество окружающей среды. Наш моральный долг — сохранить достаточно условий и ресурсов, чтобы будущие поколения имели возможность удовлетворять собственные потребности.

Принцип сохранения природной среды предполагает такую организацию процессов жизнедеятельности, чтобы они не приводили к необратимым изменениям в биосфере, не нарушали ее возможности к самовосстановлению. Достижение этого возможно при:

· уменьшении антропогенного воздействия на природу (антропогенные воздействия — это различные формы влияния деятельности человека на природу. Антропогенные воздействия охватывают отдельные компоненты природы и природные комплексы. Количественной и качественной характеристикой антропогенных воздействий является антропогенная нагрузка. Антропогенные воздействия могут носить как позитивный, так и негативный характер; последнее вызывает необходимость в применении специальных природоохранных мер);

· целенаправленной работе по поддержанию устойчивости биосферы;

· стремлении к гармоничному сбалансированному развитию всех трех аспектов окружающей среды — экологического, экономического и социального.

Принцип целостности мышления заостряет внимание на том, что решение глобальных проблем современности, устойчивое повышение качества жизни настоящих и будущих поколений возможно лишь при понимании сложности строения социо-эколого-экономической системы, взаимосвязанности ее элементов. Другими словами, в соответствии с этим принципом, устойчивым будет только такое развитие общества, при котором социальные, экологические и экономические проблемы будут решаться в комплексе.

«Думать глобально — действовать локально». Устойчивое развитие мирового сообщества складывается из результатов усилий, предпринятых людьми на местах (в каждом доме, дворе, селе, городе, стране). В условиях мира как целостной системы любое локальное воздействие приведет к изменениям в глобальном масштабе. Производя какие-либо преобразования у себя дома важно прогнозировать глобальные последствия действий, отдавать себе отчет в том, чему способствует ваша работа — повышению или снижению устойчивости местных и глобальной социо-эколого-экономических систем.

Принцип «думать глобально — действовать локально» можно рассмотреть и во временном измерении. Тогда он будет звучать так: «думать о будущем — действовать сейчас». Это означает, что при решении сиюминутных, насущных проблем необходимо помнить о долгосрочной перспективе и действовать в соответствии с ней, анализировать прошлый опыт, чтобы иметь целостное представление о причинах проблемы и ее возможных решениях.

Международное признание концепция устойчивого развития получила на второй конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая состоялась в Рио-де-Жанейро в 1992 году. На конференции в числе прочих участников работали 114 глав государств и дипломаты из 178 стран (в том числе из России).

Для перехода к реальным действиям по реализации устойчивого развития главами государств и правительств был подписан и принят к исполнению документ «Повестка 21». Число 21 — порядковый номер документа в системе регистрации ООН — стало основанием для метафорического названия «Повестка дня на 21 век».

Повестка 21 — глобальный план действий по повышению качества жизни ныне живущих поколений с сохранением возможностей для будущих поколений удовлетворять свои потребности (другими словами — план устойчивого развития мирового сообщества).

В Повестке 21 сформулированы основные задачи перехода мирового сообщества к устойчивом развитию и предложены механизмы их реализации. В масштабе планеты главные направления деятельности, предусмотренные Повесткой 21, следующие:

1. Социальные и экономические аспекты:

· международное сотрудничество;

· борьба с нищетой;

· охрана и укрепление здоровья людей;

· стабилизация численности планеты;

· учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия управленческих решений;

· создание экологического законодательства;

· внедрение эффективных экономических рычагов управления;

· учет интересов женщин, детей и молодежи;

· укрепление роли коренных народов, неправительственных (общественных) организаций, деловых кругов, промышленности и науки.

2. Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития:

· защита атмосферы;

· рациональное использование земельных ресурсов;

· устойчивое ведение сельского хозяйства;

· борьба с обезлесением, опустыниванием и засухой;

· сохранение биологического разнообразия;

· экологическая безопасность в использовании токсических веществ и биотехнологии;

· экологически безопасное удаление отходов, очистка сточных вод.

Таким образом, Повестка 21 предусматривает:

· целостный подход к решению проблем развития с учетом экологических, экономических и социальных аспектов;

· участие различных слоев и групп населения (общественности) в процессе принятия решений и реализации планов;

· повышение качества жизни людей (а не рост количественных показателей) с максимально возможным сохранением условий и ресурсов окружающей среды;

· расширение временного и пространственного масштаба развития.

«Зеленая» экономика как явление современного этапа развития общества

Общепринятого определения «зеленой» экономики не существует.

В настоящее время общество по-разному понимает суть выражения «зеленая» экономика. Одни считают, что это новые отрасли экономики, которые улучшат природу страны. Другие понимают это выражение как новые технологии, своего рода экосистемы, которые призваны помогать и приносить пользу природе. Третьи считают, что это переход на новый этап развития, целью которого является создание экологически чистых продуктов.

Эксперты Организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) предлагают наиболее широкое понимание этого понятия, рассматривая «зеленую» экономику как хозяйственную деятельность, «которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и обеднение природы».

«Зеленую» экономику можно рассматривать как средство для достижения гибкой и эластичной экономики, которая позволяет улучшить качество жизни населения. «Зеленая» экономика может также рассматриваться как средство, позволяющее связывать экономические, экологические и социальные аспекты устойчивого развития.

Концепция «зеленой» экономики, сформировавшаяся в последние два десятилетия, призвана обеспечивать более гармоничное согласование между этими аспектами, которое было бы приемлемо для всех групп стран – развитых, развивающихся и государств с переходной экономикой.

Официальные документы разных государств содержат различные акценты: у развитых стран на первом месте – конкуренция, рабочие места, у развивающихся – устойчивое развитие, решение проблем бедности, вопросы справедливости и участия граждан, у группы БРИКС – эффективность использования ресурсов. Но показательно, что собственно экологические проблемы, прежде всего экологические лимиты развития, не фигурируют в определениях «зеленой» экономики ни в одном из указанных документов. Это доказывает, что главное в «зеленой» экономике – сама экономика и социально-экономическая сфера.

Концепция «зеленой» экономики включает в себя идеи многих других направлений в экономической науке и философии. Сторонники данной концепции считают, что преобладающая сейчас экономическая система несовершенна. Хотя она дала результаты в повышении жизненного уровня людей в целом, и особенно ее отдельных групп, негативные последствия функционирования этой системы значительны: во-первых, экологические проблемы (изменение климата, опустынивание, утрата биоразнообразия), во-вторых, истощение природного капитала, в-третьих, широкомасштабная бедность, в-четвертых, нехватка пресной воды, продовольствия, энергии и в-пятых, неравенство людей и стран. Все это создает угрозу для нынешнего и будущего поколений. Нынешнюю модель экономики принято называть «коричневой».

Сегодня монетарная политика и государственное регулирование не способны создать разумную экономическую систему. Вряд ли можно представить себе более неэффективный, иррациональный и расточительный способ организации любого сектора экономики, чем то, что мы имеем в настоящее время. «Зеленая» экономика предполагает устойчивое развитие экологичного сельского хозяйства, «зеленого» промышленного производства, альтернативной энергетики и т. д. Это является диаметрально противоположным нынешней модели экономического развития, которая по своей сути расточительна.

Как таковая «зеленая» экономика предполагает изменения не только в окружающей среде, но и во внутреннем мировосприятии человека и развитии демократии. Именно поэтому в концепции «зеленой» экономики экологические и социальные изменения находятся очень тесно друг к другу.

В данной концепции развития не отдается какого-либо отдельного приоритета общественному либо частному сектору экономики. Утверждается, что оба сектора должны быть преобразованы так, чтобы рынки ориентировались на социальные и экологические ценности, а государство должно тесно сотрудничать с общественными организациями в целях инновационного преобразования.

По оценкам экспертов, в краткосрочной перспективе «зеленая» экономика способна обеспечить рост ВВП, увеличение доходов на душу населения и занятости в таких же или даже более высоких темпах, чем традиционная «коричневая» экономика. В средне- и долгосрочной перспективе «зеленая» экономика обгонит «коричневую» и к тому же даст намного больше преимуществ с точки зрения охраны окружающей среды и уменьшения социального неравенства.

За последние 25 лет значения мирового ВВП выросли в четыре раза, что привело к повышению уровня жизни огромного количества людей. Но, не смотря на это, качество более 50 % основных экосистемных услуг и товаров ухудшилось. Это можно объяснить тем, что в последнюю четверть века экономический рост достигался только с помощью расходования природных ресурсов. Человечество позволяло деградировать и исчезать многим экосистемам, из-за того, что запасы не успевали восстанавливаться.

Для перехода к «зеленой» экономике необходимо к 2015 г. инвестировать всего лишь 2 % мирового ВВП в десять ключевых секторов. Эти средства вполне можно привлечь при условии реализации продуманной государственной политики и использования инновационных механизмов финансирования. Дополнительные ресурсы могут быть получены за счет прекращения субсидирования в энергетике, водном хозяйстве, рыболовстве и сельском хозяйстве.

Различные факторы, такие как новые и экологически чистые технологии, рациональное и экономичное использование ресурсов позволит государствам, которые пошли по пути «зеленого» инвестирования сохранить свой ВВП на более высоком уровне, в отличие от стран, не изменивших свой обычный сценарий развития.

В 2008 году ЮНЕП выступила с Зеленой экономической инициативой, которую сегодня поддерживают более 20 стран по всему миру, демонстрируя свое движение в сторону зеленой экономики.

К странам, которые поддержали предложения по развитию концепции «зеленой» экономики относятся Коста-Рика, Китай, Бразилия, Ботсвана, ЕС, Эфиопия, Гана, Япония, Кения, Индонезия, Таиланд, Нигерия, Непал, Филиппины, Южная Африка, Россия и США. Страны, выступившие против данной концепции – это Венесуэла и Боливия. А для таких стран, как Гондурас, Карибский регион и Латинская Америка «зеленая» экономика вообще не была упомянута в программе развития.

Пока масштабы «зеленого» сектора мировой экономики сравнительно невелики, поэтому в специальной литературе наряду с понятием «зеленая» экономика нередко используется термин «зеленые ростки» (green shoots) экономики. Действительно, стоимость производимой продукции и услуг в этом секторе в 2010 г. оценивалась в 2 трлн. долл., или 2,7 % мирового ВВП, прибыль – в 530 млрд. долл., занятость – в пределах 10 млн. человек. Но вклад «зеленого» сектора в развитие хозяйственного комплекса отдельных государств, которые концентрируют основную часть мощностей и инвестиций в этой сфере, заметно выше:

Прогнозируемые годовые темпы роста ВВП до 2050 г.

• в США «зеленая» экономика дает продукции и услуг более чем на 600 млрд. долл. (4,2 % ВВП), занятость в ней оценивается в 3 млн. человек;

• в Японии – соответственно 3,4 % ВВП и примерно 1,5 млн. человек;

• в странах ЕС в целом – 2,5 % совокупного ВВП и свыше 3,4 млн. человек.

Однако в отдельных странах показатели выше: в Германии – порядка 4,8 % плюс мировое лидерство по экспорту экологически чистых товаров и услуг (в частности, более 12 % мировой торговли оборудованием по сохранению климата); в Великобритании, являющейся мировым лидером по доле «зеленого» сектора в ВВП, – в 2009 г. 240 млрд долл. (или 8,8 % ВВП), доля в экспорте составляла 5 %, в общей занятости – 3 % .

«Озеленение» экономики – путь к искоренению бедности. Между искоренением бедности и рациональным управлением природными ресурсами и экосистемами существует прямая взаимосвязь, поскольку бедные слои населения напрямую выигрывают от увеличения природного капитала. Эффективное управление этими системами имеет особое значение для стран с низкими доходами, где экосистемные товары и услуги – важный источник средств существования бедных сельских общин и их страховка на случай стихийных бедствий и экономических потрясений.

При полном переходе к «зеленой» экономике создастся огромное количество рабочих мест, это позволит компенсировать сокращение занятости в «коричневой» экономике. Это относится к таким секторам экономики, как жилищно-коммунальное и сельское хозяйство, лесная промышленность, энергетика и транспорт. Но не смотря на это, в отраслях, где сильно истощен природный капитал, например, в рыбном хозяйстве, произойдет временное снижение занятости и доходов, что потребует осуществления программ переквалификации рабочей силы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *