Условия труда осужденных к лишению свободы

  • автор:

Осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, как и другие граждане Российской Федерации, имеют право на труд, нормальные условия труда, гарантированный минимальный размер оплаты труда, на соблюдение правил охраны труда, техники безопасности.

Наряду с правом на труд в исправительных учреждениях, статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закреплена, и обязанность каждого осужденного к лишению свободы трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.

В свою очередь администрация обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Следует отметить, что к особенностям в сфере привлечения осужденных к труду помимо обязанности трудиться на местах определяемых администрацией исправительного учреждения также относится запрет на отказ от работы или прекращение работы, более того это расценивается как злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, что влечет применение мер взысканий и материальную ответственность.

Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, предусмотрены работы и должности, на которых запрещено использовать труд осужденных, а именно: по обслуживанию и ремонту технических средств охраны и надзора, а также размещенных в запретной зоне инженерных сооружений, конструкций и коммуникаций; с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой; работой связанной с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ; с подчинением им представителей администрации ИУ и ряд других.

Условия труда осужденных в исправительных учреждениях регламентируются Уголовно-исполнительным законодательством.

Так, с учетом характера работ, выполняемых осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, допускается суммированный учет рабочего времени, при этом время привлечения к труду засчитывается в общий трудовой стаж. При этом в случае систематического уклонения осужденного от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации из его общего трудового стажа. Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо работающим по своему желанию мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным — до 24 рабочих дней.

Вместе с тем, несмотря на специальные условия труда осужденных, в соответствии со статьями 104, 105 УИК РФ, правоотношения в сфере труда связанные с продолжительностью рабочего времени, оплаты труда, правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Так, например, в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ, работодатель (в данном случае администрация исправительного учреждения) обязана обеспечить привлеченных к оплачиваемому труду осужденных (работников), соответствующими требованиям охраны труда условиям труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение специальной оценки условий труда; санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Шлыков, Владимир Викторович, 2007 год

1. Нормативные акты и официальные документы

2. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.

3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1 ФЗ // СЗРФ. 1997. №2. Ст. 198.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197 ФЗ // Рос. газ. 2001. 31 декабря.

5. Федеральный закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Принят 21 июля 1993 г. № 5473 1 //ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. №33. Ст. 1316.

6. Федеральный закон РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Принят 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.

7. О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 1100 // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4683.

8. О федеральной целевой программе «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы»: Постановление правительства Российской Федерации от 19 августа 2001 г. № 636 // СЗ РФ. 2001. № 38. Ст. 3743.

9. О проведении смотра-конкурса на лучшую организацию работы по освоению новых конкурентоспособных видов продукции в УИС Минюста России: Приказ Минюста России от 27 октября 1999 г. № 308.

10. Об утверждении типовых структур и штатов подразделений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ ГУИН Минюста России от 30 марта 2000 г. № 41.

11. Об утверждении перечня профессий для профессиональной подготовки в профтехучилищах осужденных, отбывающих наказания в исправительных учреждениях: Совместный приказ Минюста России и Минобразования России от 6 декабря 2000 г. № 3526 / 377.

12. О мерах по улучшению предпринимательской деятельности бюджетных организаций УИС Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ ГУИН Минюста России от 14 августа 2000 г. № 147.

13. О проведении смотра-конкурса на лучшую организацию экспортной деятельности подразделений УИС: Приказ Минюста России от 11 декабря 2001 г. № 330.

14. Об утверждении Положения о проведении конкурса на лучшее предприятие учреждения УИС Минюста России по качеству выпускаемой продукции и оказанию услуг: Приказ Минюста России от 23 марта 2004 г. №64.

15. Об изменении итогов рейтинговой оценки промышленного комплекса уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ ГУИН Минюста России от 9 октября 2003 г. № 234.

16. О сокращении дебиторской задолженности подразделений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ ГУИН Минюста России от 5 июня 2003 г. № 194.

17. Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 30. 12. 2005 г. № 262.

18. Об итогах деятельности УИС в 2003 г. и задачах на 2004 г.: Приказ ГУИН Минюста РФ от 23 января 2004 г. № 25.

19. Об организационно-штатных вопросах по территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ ФСИН от 20 июля 2005 г. № 656.1.. Монографии, учебники, учебные пособия

20. Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984.

21. Аванесов Г.А. Теория и методология криминологического прогнозирования. М.: Юридическая литература, 1972.

22. Аксенов А.А. Управление в уголовно-исполнительной системе. Введение: Учеб. пособие. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.

23. Артемьев Н.С. Организация борьбы с рецидивной преступностью: Учебное пособие. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997.

24. Артемьев Н.С. Профилактика рецидивной преступности. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 1998.

25. Бернер А.Ф. Учебник уголовного права: Часть общая и особенная. СПб., 1865.

26. Большакова А.Н. Социальная психология для менеджеров. Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.

27. Верещагин В.А. Методы оценки использования труда осужденных М.: ВНИИ МВД СССР, 1979.

28. Верещагин В.А. Формирование трудовой и социальной активности осужденных: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД СССР, 1984.

29. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972.

30. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М.: Изд-во НОРМА, 2001.

31. Гернет М. Н. История царской тюрьмы. В 5 т. М., 1960. Т. 1; 1961.-Т. 2.

32. Горожанин A.B., Артемьев Н.С., Некрасов А.П. Роль исправительных учреждений в борьбе с рецидивной преступностью: Монография. Самара: Изд-во Самарского юридического института ФСИН, 2005.

33. Громов М., Шлыков В. Особенности организации трудовой деятельности осужденных в исправительных учреждениях Рязань: АПУ Минюста России, 2004.

35. Детков М. Г. Исполнение наказания в дореволюционной России: организационно-правовые аспекты становления и развития системы исполнения наказания в виде лишения свободы: Монография. М.: ВНИИ МВД СССР, 1990.

36. Детков М.Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. М.: Интерправо, 1994.

37. Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения наказания в виде лишения свободы в период 1917-1930 гг. М., 1992.

39. Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. М.: Издательство НОРМА, 2002.

41. Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. М., 1990.

42. Кузнецов М.И., Казанцев В.Н. Социальная работа в исправительных учреждениях Швейцарии: Лекция. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.

44. Кунц Г., С. О’Доннел Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2 тт. М.: Прогресс, 1981.

45. Латкин В.Н. Учебник истории русского права: Периода империи (XVIII и XIX ст.). СПб., 1899.

46. Леленталь С., Вежбицкий П. Исполнение наказания в виде лишения свободы в европейских государствах М., 1979.

47. Лузгин С.А. Центры психолого-педагогической и социальной работы с осужденными как отечественная модель организации их исправления и ресоциализации в исправительных колониях: Учеб. пособие. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004.

48. Мандрица В.М., Касьянов В.В. Правовые основы управления: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

49. Масионис Дж. Социология 9-е изд. СПб.: Питер, 2004.

50. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Политика современной России в сфере борьбы с преступностью: состояние, проблемы, пути совершенствования» Псковского юридического института Минюста России, 25-26 июня 2002.

52. Методические рекомендации по предупреждению банкротства государственных унитарных предприятий УИС Минюста России. М., 2002.

53. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2000.

54. Новые формы хозяйствования и трудового использования осужденных в условиях рыночной экономики: Сборник статей / Под общ. ред. И.И. Кургачева. Домодедово: РИПК МВД России, 1996.

55. Общая теория управления: Курс лекций. М., 1994.

56. Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М.: ИНФРА-М, 2001.

58. Перегудов А.Г. Управление процессом воспитания осужденных в исправительно-трудовых колониях. Учебное пособие. Уфа: УВШ МВД СССР, 1990.

59. Позднышев C.B. Очерки тюрьмоведения. М., 1915.

60. Правовые и организационные основы функционирования органов, исполняющих наказания: труды академии управления МВД России. М.: Академия МВД РФ, 1995.

61. Преступность и правонарушения (1998-2002). Статистический сборник 2003. М.: ГИЦ МВД России, 2004.

62. Преступность и правопорядок в России. Статистический аспект. 2003. М.: Госкомстат России, 2003.

63. Проблемы реформирования производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы и пути их решения:

64. Материалы Всероссийского научно-практического семинара (19-20 января 1999 г.). Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1999.

65. Проблемы труда осужденных в условиях становления рыночной экономики. Домодедово: РИПК МВД России, 1996.

66. Прысь Е.В. Правоохранительные органы. Теоретические основы курса. Обща часть: учеб. пособие. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006.

67. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебн. пособие. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997.

68. Пути совершенствования организации и повышения эффективности производства в ИТУ. Сб. научных трудов. Рязань, 1997.

70. Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. Изд. 2-е, испр. и доп. Саратов, 2004.

71. Симонян Р.Х. Управление производственным коллективом цеха. М.: Экономика, 1978.

72. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

73. Смирнов A.A. О психологической подготовке к труду. Избранные психологические труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1987.

74. Стручков H.A. Курс исправительно-трудового права: Проблемы Общей части. М.: 1984.

75. Суровцев В.А. Опыт работы УИН Минюста по Орловской области по вопросам ресоциализации и совершенствования воспитательного процесса с осужденными. Орел, 1999.

76. Суровцев В.А. Организация деятельности центров психолого-педагогической и социальной работы с осужденными в исправительных колониях: Монография, Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.

77. Сухарева Э.О. Рынок труда и занятости в системе социальных отношений. М., 1999.

78. Тихомиров Ю.В. Теория управления: Учебный курс. М.: Вестник, 1997.

79. Толочек В.А. Современная психология труда. СПб.: Питер, 2005.

80. Томина Н., Упоров И. Роль экономического фактора в формировании пенитенциарной политики Российского государства. Рязань, Учебный отдел, ОНиРИО, 1996.

81. Туган-Барановский М.И. Избранное. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в XIX веке. М.: Наука, 1997.

82. Уголовное наказание: правовая идеология, законотворчество и пенитенциарная практика: Материалы международной научно-практической конференции 14-15 октября 2003 г. Вологда: Вологодский институт права и экономики Минюста России, 2004.

83. Уголовно-исполнительная система в правоохранительном пространстве Российской Федерации: актуальные вопросы, инновационные процессы, подготовка кадров: Материалы Всерос. науч.-практической конференции 1-2 февраля 2006 г. Самара: СЮИ ФСИН, 2006.

84. Уголовно-исполнительная система России 1993 2003. Стат. сб. М., 2003.

86. Управление это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.: Республика, 1992.

87. Уткин В.А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Особенная часть. Томск: 1995.

88. Федотов В.Н. Управление в первичных звеньях промышленности. М.: Экономика, 1983.

89. Фойницкий И.Я. Русская карательная система. СПб., 1874.

90. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб., 1889.

91. Характеристика осужденных к лишению свободы по материалам специальной переписи 1999 года / под ред. A.C. Михлина. М., 2000.

92. Хомлюк В.И. Особенности воспитательной работы с осужденными, характеризующиеся различной степенью восприятия исправительного воздействия. Учебное пособие (Под общей редакцией Ю.И. Калинина). М.: Минюст России, 2000.

93. Шамсунов С. X. Труд и социализация личности осужденных к лишению свободы в России: Моногр. Самара: Самарский научный центр РАН, 2005.

94. Шамсунов С.Х. Труд осужденных к лишению свободы в России (организационно-правовые проблемы): Моногр. Рязань, 2003.

95. Швыдкий В.Г. Совершенствование уголовного кодекса важная основа разработки уголовно-исполнительного законодательства // Проблемы труда осужденных в условиях становления рыночной экономики. Домодедово: РИПК МВД России, 1996.

96. Экономическая безопасность учреждений уголовно-исполнительной системы в современных условиях: Материалы Всерос. науч.-практической конференции. Рязань: Академия ФСИН, 2006.1541.I. Статьи

97. Александров Ю. День во французской тюрьме // Преступление и наказание. 2005. № 1.

99. Анопко В. Совершенствование уголовного законодательства и влияние этого процесса на изменение состава и количества осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2006. № 1.

100. Антонян Е.А. Привлечение осужденных к труду в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран // Человек: преступление и наказание. 2004. №3.

101. Болтков С. Социальной реабилитации отбывших наказание новый импульс // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. № 3.

102. Букин В А. Промышленный комплекс УИС в новых экономических условиях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2002. № 2.

103. Букин В,А. Обеспечить адаптацию промышленного потенциала уголовно-исполнительной системы к рынку // Преступление и наказание. 1995. №6.

104. Гуров А. Условия диктует рынок // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. № 5.

105. Гуцал Н.И, От ГУПов к центрам трудовой реабилитации // Преступление и наказание. 2004. № 4.

106. Гуцал H.K Проблемы промышленного комплекса Уголовно-исполнительной системы Минюста России в условиях ее реформирования // Человек: преступление и наказание. 2004. № 4.

107. Детков М. Отряд осужденных как основное организационное звено в структуре исправительного учреждения // Преступление и наказание. 2003. №11.

108. Дубровицкий Л.П. Организация трудовой занятости осужденных как фактор стабильности функционирования ИТУ // Правовые и организационные основы функционирования органов, исполняющих наказания: Труды академии. М.: Академия МВД РФ, 1995.

109. Жирное В. Профессиональное образование осужденных в местах лишения свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. №8.

110. Злодеев В. Реализация проектов приносит результаты // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. № 2.

111. Летунов В.Н. Реформирование организации трудовой реабилитации осужденных к лишению свободы // Человек: преступление и наказание. 2003. № 4.

112. Маланкин А. В тюрьмах ее величества // Преступление и наказание. 2001. № 10.

113. Матвеев А. Начальное профессиональное образование осужденных: проблемы и перспективы развития. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2007. № 2.

114. Михлин A.C., Яковлева JJ.B. О некоторых итогах специальной переписи осужденных 1999 г. // Государство и право. 2002. № 3.

115. Моисеев И., Зюзько А. Адаптационный отряд // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. № 3.

116. Обзор выступлений на Всероссийском совещании руководителей территориальных органов уголовно-исполнительной системы и образовательных учреждений ФСИН России //. Ведомости УИС. 2006. № 4.

117. Погудин O.A. О реформировании предприятий уголовно-исполнительной системы и изменении организационно-правовых форм их деятельности // Человек: преступление и наказание. 2003. № 4.

118. Погудин O.A. Правовой статус предприятий УИС. Каким ему быть? // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. № 2.

119. Приходъко В.В. Единство экономических и правовых норм укрепления дисциплины как фактор повышения эффективности производства в ИТУ // Сб. научных трудов «Пути совершенствования организации и повышения эффективности в ИТУ». Рязань, 1997.

120. Ременсон A.JI. Всемерное развитие трудовой и общественной занятости осужденных ключевая задача сотрудников ИТУ и спецкомендатур // Проблемы теории и практики повышения трудовой и общественной активности осужденных. Томск, 1987.

121. Рыбак М.С. Уголовно-правовые, пенитенциарные принципы: проблемы реализации //Уголовное право. 2005. № 4.

122. Селиверстов В. Реформа УИС и задачи Минюста // Преступление и наказание. 1998. № 6.

123. Сизов И. Используя внутренние резервы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. № 2.

124. Спицын В. Наказание и его использование в местах лишения свободы Японии // Преступление и наказание. 2004. № 12.

125. Стручков Н.А., Пирожков В.Ф. Социальная адаптация осужденных // К новой жизни. 1970. № 3.

126. Тепляшин П. Воттон тюрьма для насильников // Преступление и наказание. 2004. № 1.

127. Уткин В.А. Рыночные отношения и организационные формы привлечения осужденных к труду // Проблемы труда осужденных в условиях становления рыночной экономики. Домодедово: РИПК МВД России, 1996.

128. Федичев В. Главное организовать производство // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. № 2.

129. Федичев В. Обеспечение трудовой занятости спецконтингента за счет создания дополнительных рабочих мест // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2002. № 6.

130. Фленов В. Во взаимодействии с администрацией области // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. № 2.

131. Царьков О. Промышленный комплекс УИС и пути его реформирования // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2002. № 1.

132. Шамсунов С.Х. Приоритетные задачи реформирования производственного сектора УИС России // Российский следователь. 2005. № 2.

133. Шамсунов С.Х. Приоритетные задачи реформирования производственного сектора УИС России // Закон и право. 2005. № 1.

134. Шамсунов СХ, Приоритетные задачи реформирования производственного сектора УИС России // Закон и право. 2005. № 2.

135. Шамсунов С.Х. Современные проблемы организации труда и социальной реабилитации осужденных с учетом требований международных стандартов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 5.

136. Шлыков В. Понятийно-категориальный аппарат процесса трудовой адаптации и социализации осужденных к лишению свободы // Закон и право. 2005. № 10.

137. Шлыков В.В. Становление и развитие производства пенитенциарных учреждений // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 5.

138. Шлыков В.В. Производственная деятельность как основа трудовой адаптации осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 4. 0,5 п. л.

139. Шумакова Ю. Исполнение уголовных наказаний в Республике Куба // Преступление и наказание. 2005. № 4.1.. Диссертационные исследования

142. Дерюга H.H. Организационно-правовые проблемы занятости осужденных, содержащихся в местах лишения свободы. Автореф. на соиск.доктора юрид. наук. Владивосток, 2003.

143. Дибиров М.Т. Проблемы социальной адаптации лиц, освобождаемых из исправительных учреждений (по материалам Республики Дагестан). Автореф. диссер. на соиск.канд. юрид. наук. Рязань, 2006.

144. Дубровицкий Л.П. Социально-правовые и организационные вопросы труда осужденных к лишению свободы в условиях рыночных отношений. Автореф. диссер. на соиск.канд. юрид. наук. М., 1999.

148. Петренко Н.И. Становление и развитие управления уголовноисполнительной системы России. Диссер. на соиск.доктора юрид. наук.1. Рязань, 2002.

149. Рыбак М.С. Правовые вопросы политико-воспитательной работы с лицами, отбывающими наказания в исправительно-трудовых учреждениях. Автореф. диссер. на соиск.канд. юрид. наук. Саратов, 1972.

150. Суровцев В.А. Организация управления исправительным процессом в центре психолого-педагогической деятельности и социальной работы с осужденными. Автореф. диссер. на соиск.канд. юрид. наук. Рязань, 2002.

151. Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации. Автореф. диссер. на соиск.доктора юрид. наук. М., 2004.

152. Шамсунов С.Х. Организация и правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы в целях их социальной реабилитации. Диссер. на соиск.доктора юрид. наук. Рязань, 2005.

153. Щедрин Ю.В. Организационно-правовые основы управленческой деятельности начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы. Автореф. диссер. на соиск.канд. юрид. наук. Рязань, 2004.1. V. Иностранная литература

Раздел 6. Пенитенциарная система

коРЯкИН ел., кандидат экономических наук, e.a.koryakin@yandex.ru кафедра инженерно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, 610035, г. киров, ул. ленина, 179 в

KoRYAKIN E.A.,

candidate of Economic Sciences,

chair of engineering and technical support

of the penal system activities;

Kirov Advanced Training Institute

of the Federal Penitentiary Service

of the Russian Federation,

Len^ St. 179 v, Kirov, 610035,

Russian Federation

АЛГОРИТМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ОПЛАЧИВАЕМОМУ ТРУДУ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ФСИН РОССИИ

Аннотация. Законодатель рассматривает труд как одно из основных средств исправления осужденных, содействия достижению целей наказания. Во исполнение требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. однако для полноценной реализации этой обязанности необходимо восполнить недостаточность ведомственного нормативного регулирования последовательности действий сотрудников и работников уголовно-исполнительной системы по трудоустройству осужденных на оплачиваемые работы в центрах трудовой адаптации исправительных учреждений. Автором сформулирован и предложен для обсуждения алгоритм привлечения осужденных к оплачиваемому труду в исправительных учреждениях, который представлен последовательностью этапов и включает конкретные действия администрации данных учреждений.

Ключевые слова: труд осужденных; привлечение осужденных к труду; реализация прав и обязанностей осужденных на труд.

OF RUSSIA

Во исполнение требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации администрация исправительного учреждения обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Исправительные учреждения участвуют в организации трудовой занятости

осужденных, создании условий для моральной и материальной заинтересованности в результатах труда; восстановлении и закреплении профессиональных и трудовых навыков осужденных, необходимых им для последующей скорейшей адаптации в обществе.

Правовому регулированию труда заключенных в советских исправительно-трудовых учреждениях посвящено исследо-

вание А.И. Зубкова . Организация труда осужденных в исправительно-трудовых учреждениях рассматривалась коллективом авторов под руководством А.Л. Ременсона . Возникающие организационно-правовые проблемы труда осужденных к лишению свободы в России затрагиваются в монографическом исследовании С.Х. Шам-сунова . В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы теоретические, организационные и правовые основы труда осужденных изложены в диссертационном исследовании Е.В. Емельяновой . Методологические и организационно-правовые основы труда лиц, осужденных к лишению свободы, изучались Н.С. Матвеевой . Проанализировано отношение осужденного к общественно полезному труду в качестве критерия оценки исправления .

В период с 2012 по 2014 годы в Кировском институте повышения квалификации работников ФСИН России автором данной статьи проводилось анкетирование слушателей групп повышения квалификации производственно-технических служб исправительных учреждений ФСИН России. На основе полученных эмпирических данных сделан вывод о том, что в настоящее время механизм трудоустройства и юридически правильного оформления осужденных на оплачиваемую работу в центрах трудовой адаптации исправительных учреждений не закреплен в ведомственных нормативных документах.

Недостаточное нормативное регулирование способствует нарушению прав, свобод и законных интересов граждан России, порождает обращения в надзорные и исполнительные органы Российской Федерации, правозащитные общественные организации. Боязнь допустить ошибки и понести наказание порой порождает халатное отношение к исполнению должностными лицами своих обязанностей.

Актуальность и необходимость четкой последовательности действий сотрудников заинтересованных служб и подразделений исправительного учреждения по трудоустройству осужденных на должности вспомогательных рабочих производственных объектов и обслуживающего персонала хозяйственных объектов жилой зоны исправительного учреждения с практической точки зрения не вызывает сомнений.

На основе обобщения материала по правовым, организационным и иным проблемам, возникающим в сфере привлечения осужденных к оплачиваемому труду в исправительных учреждениях ФСИН России, читателям в сжатом и систематизированном виде предлагается алгоритм привлечения осужденных к лишению свободы к оплачиваемому труду.

Привлечение осужденных к труду является комплексной задачей всех служб исправительного учреждения (производственной, воспитательной, оперативной, режимной, психологической, медицинской), при этом можно выделить общий для исправительных учреждений алгоритм привлечения осужденных к оплачиваемому труду. Его можно представить в виде последовательности выполнения этапов.

1. Подготовительный этап включает: организацию работы в карантинном отделении; работу комиссии по распределению этапа по отрядам; принятие решения по обучению в общеобразовательной школе, а при отсутствии специальности — в образовательном учреждении начального профессионального образования ФСИН России.

Осужденных к лишению свободы, прибывших в исправительное учреждение, после обыска и санитарной обработки переводят в карантинное отделение на срок до 15 суток. Во время нахождения в карантинном отделении осужденные знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, со своими правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации, проходят вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, предупреждаются об ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В исправительном учреждении, согласно утвержденному начальником колонии графику, разрабатывается очередность посещения карантинного отделения всеми заинтересованными службами. Руководителями служб и подразделений с вновь прибывшими осужденными проводятся и фиксируются в журнале мероприятия разъяснительного и воспитательного характера. Начальник Центра трудовой адаптации осужденных (далее — ЦТАО), производственно-технические работники проводят беседы о вакантных рабочих ме-

стах в ЦТАО либо мастерской для трудоустройства осужденного.

Сотрудники подразделения, осуществляющего специальный учет, совместно с сотрудниками воспитательного отдела изучают личное дело осужденного: наличие у осужденного паспорта гражданина Российской Федерации; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС); гражданской специальности и трудовых навыков по ней; непогашенных исполнительных листов. Они выясняют, проходил ли ранее осужденный обучение в профессиональном училище ФСИН России, имеет ли желание трудиться, получить дополнительную специальность в профессиональном училище при учреждении или обучиться имеющимся специальностям непосредственно в ЦТАО учреждения.

Полученные данные сверяются и корректируются в программно-техническом комплексе автоматизированного картотечного учета спецконтингента (ПТК АКУС).

С осужденными, желающими трудиться, инженер по охране труда и технике безопасности проводит вводный инструктаж с регистрацией в журнале.

На заседании комиссии по распределению этапа по отрядам, в соответствии с утвержденными штатными расписаниями, рассматриваются кандидаты из числа осужденных на должности вспомогательных рабочих производственных объектов и обслуживающего персонала хозяйственных объектов жилой зоны исправительного учреждения.

При трудоустройстве осужденных принимаются во внимание их трудоспособность по состоянию здоровья, наличие материальных исков, наличие специальности и опыта работы по ней, а также трудовые навыки. Первоочередному трудоустройству на производстве подлежат осужденные без медицинских противопоказаний и имеющие судебные иски по возмещению материального ущерба.

Кроме того, к заседанию комиссии сотрудники отдела безопасности и оперативного отдела готовят данные о не-обходи мости постановки осужденных на профилактический учет и рекомендации сотрудникам производственной службы по вопросу вывода осужденных в первую или вторую смены, а сотрудники медицинской части представляют данные о трудо-

способности или имеющихся ограничениях по состоянию здоровья.

При отказе осужденного от труда выясняются его мотивы. Отказ осужденного от труда расценивается как отказ от работы, что, согласно части 1 статьи 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ), влечет за собой соответствующие правовые последствия.

При отсутствии среднего общего образования по решению комиссии осужденный в обязательном порядке направляется на обучение в общеобразовательную школу, а при отсутствии специальности — в профессиональное образовательное учреждение.

В помещении отрядов, на плацу и перед входом в столовую имеются стенды с наглядной агитацией — информацией о производстве и имеющихся вакантных местах.

2. Этап оформления включает согласование с заинтересованными службами заявления осужденного на трудоустройство; подготовку приказа по учреждению о трудоустройстве осужденных; подготовку единой разнарядки на вывод осужденных на работу на производственно-хозяйственные объекты производственной и жилой зоны исправительного учреждения.

После распределения и перевода осужденных из карантина в отряды заявление осужденного на трудоустройство согласовывается с заинтересованными службами и передается для подготовки приказа по учреждению о трудоустройстве осужденных.

На основании протокола заседания комиссии, в соответствии с положениями, закрепленными в статьях 103-105 УИК РФ, готовится приказ по учреждению о трудоустройстве осужденных. В нем указывается место работы, должность, на которую принимается либо переводится осужденный, другие существенные условия (система оплаты труда, размер должностного оклада, номер бригады).

На основании приказов о назначении осужденных на должности в ЦТАО (мастерскую) ежедневно готовится единая разнарядка на вывод осужденных для работы на производственно-хозяйственных объектах производственной и жилой зон исправительного учреждения.

3. Этап организации обучения осужденных на производстве осуществляется в учебных мастерских и производственных цехах.

В соответствии с приказом Минюста России от 7 мая 2013 г. N 67 «Об утверждении Порядка осуществления начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы»* индивидуальное обучение учеников организуется непосредственно в цехах либо учебно-производственных участках.

4. Этап обеспечения производства включает вывод осужденных на работу; первичный инструктаж по охране труда с назначением стажировки по охране труда; ознакомление с должностными обязанностями по специальности; организацию производственного процесса; доведение плана-задания на месяц; выдачу рабочего инструмента.

5. Производственный этап заключается в оформлении сменного задания; выполнении осужденными производственных заданий; учете выполненного объема работ; переводе осужденного на другое место работы; завершении рабочей смены осужденным.

6. Этап нормирования и оплаты труда включает разработку технологической последовательности выполнения операций; нормирование труда; оплату труда спецконтингента, работающего на производственных объектах.

7. Этап стимулирования и мотивации осужденных включает подведение итогов работы бригады, стимулирование осужденных.

8. Этап осуществления контроля включает контроль за поведением осужденных в производственном процессе на производственных объектах, а также организацию работы в исправительном учреждении по применению к осужденным мер поощрений и взысканий за отношение к трудовым обязанностям.

В процессе трудовой деятельности осужденный может быть переведен на другое место работы или уволен (снят с должности).

Поскольку труд как средство исправления (статья 9 УИк РФ) и обязанность (статьи 11 и 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) осужденных является одной из составляющих

* Рос. газ. 2013. 31 мая.

процесса отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, постольку их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.

В отличие от регулируемых Трудовым кодексом Российской Федерации правоотношений работника и работодателя возникновение трудовых отношений осужденных к лишению свободы определено не заключением трудового договора, основанного на свободном волеизъявлении сторон, а обязанностью трудиться в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда. Нормы трудового законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок перевода на другую работу, увольнения с работы, на осужденных к лишению свободы не распространяются.

В необходимых случаях администрацией исправительного учреждения оформляются приказы о перемещении осужденных на другое место работы или о снятии с должностей вспомогательных рабочих производственных объектов и обслуживающего персонала хозяйственных объектов жилой зоны исправительного учреждения.

Поведение осужденных на производственных объектах регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации; Трудовым кодексом Российской Федерации; правилами внутреннего распорядка; установленным распорядком дня исправительного учреждения; распорядком работы конкретного производственно-хозяйственного объекта; производственными инструкциями обслуживающего персонала и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

контроль за организацией производственного процесса осуществляется производственно-техническим персоналом исправительных учреждений.

В соответствии с пунктом 14 приказа Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 г. N 205 «Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений»** осужденные обязаны добросовестно относиться к труду и учебе. Сотрудники выявляют недобросовестно относящихся к работе осужденных (не выполняющих норму выработки), проводят с ними беседы и при необходимости составляют акты нарушений правил внутреннего распорядка.

** Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2005. N 12.

Проведенный в Кировском институте повышения квалификации работников ФСИН России анализ информации, полученной в результате анкетирования слушателей групп повышения квалификации производственно-технических служб федеральных казенных исправительных учреждений из разных территориальных органов ФСИН России, показал, что акты нарушений правил внутреннего распорядка исправительного учреждения проще составить по линии отдела безопасности (за нарушение формы одежды, невыполнение законного требования работника колонии, нецензурную брань, хранение продуктов питания в неустановленных местах, недовольство режимом содержания и др.).

Имеются и положительные примеры. Например, в Управлении ФСИН России по Чувашской Республике — Чувашии наработан положительный опыт по принятию к осужденным мер дисциплинарного характера за отношение к трудовым обязанностям. Работники (рабочие группы) исправительного учреждения выявляют недобросовестно относящихся к работе осужденных, проводят с ними беседы, собирают подтверждающие документы. Если осужденные, не выполняющие норму выработки, не воспринимают беседы, то они вызываются на комиссию (приказ начальника учреждения «Об утверждении комиссии по работе с рабочими — сдельщиками, не выполняющими норму выработки и установленные задания»). Заседания комиссии в составе сотрудников производственной службы воспитательного отдела, отдела безопасности и оперативного отдела проходят еженедельно. На заседании с осужденными проводят беседы о необходимости выполнения нормы

выработки, выясняются причины низких показателей, даются соответствующие рекомендации. Таких осужденных комиссия ставит на учет и ведет за ними строгий контроль. Лицам, вызванным на комиссию впервые, дается контрольный срок для исправления ситуации. Затем по результатам работы осужденному дается повторно контрольный срок. При неудовлетворительных показателях в работе комиссия ходатайствует о рассмотрении осужденного на дисциплинарной комиссии либо о наложении дисциплинарного взыскания (правами начальника отряда или начальника учреждения). Документами, характеризующими недобросовестное отношение к труду и учебе, являются рапорты, акты, приказы, постановления, распоряжения и др. При повышении производственных показателей работник снимается с учета данной комиссии.

9. Завершающий этап включает снятие осужденных с работы; снятие с должности (увольнение) осужденных.

Предложенный нами алгоритм привлечения осужденных к оплачиваемым работам в исправительных учреждениях может послужить основой для дальнейшего исследования и совершенствования правового регулирования механизма привлечения осужденных к оплачиваемым работам в исправительных учреждениях ФСИН России.

Правильно организованная трудовая адаптация и социальная реабилитация осужденных способствуют достижению поставленных перед уголовно-исполнительной системой Российской Федерации задач и повышению эффективности работы учреждений, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными.

Список литературы

1. Зубков А.И. Трудовое перевоспитание заключенных в советских исправительно-трудовых учреждениях и его правовое регулирование. Томск: Томский гос. ун-т им. В.В. Куйбышева, 1970. 186 с.

3. Шамсунов С.Х. Труд осужденных к лишению свободы в России (организационно-правовые проблемы): монография. Рязань: Акад. права и управления Минюста России, 2003. 303 с.

5. Матвеева Н.С. Методологические и организационно-правовые основы организации труда лиц, осужденных к лишению свободы: монография. Киров: Кировский филиал Акад. ФСИН России, 2012. 190 с.

В соответствии со ст. 17 Закона N 5473-1 <1> учреждения, исполняющие наказания (далее — учреждения), с учетом трудоспособности и по возможности специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду. Привлечение осужденных к труду на объектах организаций любых организационно-правовых форм (далее — организации), не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, осуществляется на основании договоров (контрактов). Какие условия нужно предусматривать в таких договорах?

<1> Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Общие положения

Распоряжением ФСИН России от 31.10.2009 N 313-р утверждены Методические рекомендации по подготовке договоров об оказании услуг по предоставлению рабочей силы из числа осужденных при организации взаимодействия со сторонними партнерами (далее — Методические рекомендации).

В данном документе указано, что договоры заключаются между руководством учреждений и организациями, в них обязательно предусматривается следующее:

  • количество осужденных, выводимых на эти объекты. Следует обратить внимание, что в договоре не ставится точное количество осужденных, предоставляемых учреждением обществу, а до определенного значения, например: до 15 человек. Указание этого значения в точном количестве может вызвать затруднения в исполнении договора в связи с небольшими сроками отбывания наказания лиц, содержащихся в колониях-поселениях;
  • заработная плата, а также средства для выплаты осужденным необходимых пособий;
  • специальная изоляция рабочих мест, на которых будут работать осужденные, от остальных объектов организации;
  • имущественные отношения между учреждениями, исполняющими наказания, и организациями;
  • обеспечение безопасных условий труда работающим осужденным, соблюдение правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством РФ о труде.

Приложением 1 к Методическим рекомендациям утверждена форма договора о подборе и предоставлении рабочей силы из числа осужденных, который заключается при трудоустройстве не занятых на собственном производстве учреждения осужденных в колониях-поселениях.

В рамках заключаемого договора на оказание услуг исполнитель-учреждение обязуется совершать определенные действия или деятельность, не оставляющую материального результата, то есть оказать услуги по подбору и предоставлению стороннему партнеру рабочих мест из числа осужденных для привлечения их к оплачиваемому труду на территории стороннего партера. При оказании таких услуг «продается» не сам результат, а действия, к нему приводящие.

Следует обратить внимание, что договорные отношения в данной сфере имеют ряд особенностей. Прежде всего это заключается в том, что уголовно-исполнительное законодательство неизменно оказывает влияние на свободу договора и ограничивает возможности сторон в выборе вариантов поведения. Среди таких ограничений можно назвать следующие:

  • перевод осужденного в другое исправительное учреждение или следственный изолятор;
  • досрочное освобождение осужденного, что не позволяет включить его в число лиц, выводимых на работу;
  • водворение осужденного в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру, дисциплинарный или штрафной изолятор без права на участие в труде.

Все это может оказать неблагоприятное воздействие на договор о предоставлении рабочей силы из числа осужденных. Кроме того, при выполнении работ согласно договору необходима специальная изоляция рабочих мест и предоставление специальных мест для охраны.

Указанные особенности должны быть учтены при заключении договора.

Разделы договора и порядок их заполнения

В преамбуле договора о подборе и предоставлении рабочей силы из числа осужденных указываются наименование сторон, фамилия, имя и отчество руководителей учреждения и общества, основания их действий. Договор состоит из шести разделов, рассмотрим, какие условия должны быть учтены при оформлении каждого из них, основываясь на Методических рекомендациях.

Раздел 1 «Предмет договора». В этом разделе следует указать, что одна сторона (исполнитель-учреждение) обязуется по заданию другой стороны (заказчика — стороннего партнера) подобрать и предоставить рабочих из числа осужденных для привлечения их к оплачиваемому труду на территории заказчика. В свою очередь, заказчик обязуется обеспечить трудовую занятость осужденных и выплатить им заработную плату в соответствии с протоколом согласования оплаты их труда и начислениями на оплату страховых взносов во внебюджетные фонды. Протокол согласования оплаты труда осужденных оформляется в виде приложения к договору.

Обратите внимание! Заработная плата в месяц устанавливается в соответствии с тарифными ставками или должностными окладами и должна быть не ниже уровня, установленного ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». С 1 июня 2011 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет 4611 руб.

Кроме того, в договоре надо указать, что общество выплачивает учреждению сумму вознаграждения за подбор рабочей силы в определенном размере, который может быть фиксированным для всех обществ или определяться на основании достигнутых договоренностей, то есть индивидуально для каждого конкретного общества. При этом он не может быть ниже себестоимости, определяемой на основе калькуляции. Расчет вознаграждения следует производить пропорционально количеству дней в месяце, отработанных одним осужденным, на основании данных табеля и нарядов выполненных работ осужденными, представляемых обществом не позднее 3-го числа месяца, следующего за отчетным.

На сумму, начисленную обществу за подбор и предоставление рабочей силы из числа осужденных, учреждению нужно начислить НДС в размере 18%.

При этом следует учитывать, что, если учреждение получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика согласно ст. 145 НК РФ, имеет смысл разделить данный договор на два разных договора:

  • договор возмездного оказания услуг по подбору рабочей силы из числа осужденных (Приложение 2 к Методическим рекомендациям);
  • договор о предоставлении рабочей силы из числа осужденных (Приложение 3 к Методическим рекомендациям).

Раздел 2 «Обязательства сторон». В договорах устанавливаются обязательства как учреждений, так и обществ, то есть они состоят из двух частей. Причем в зависимости от предмета заключаемого договора обязанности сторон различаются. Например, по договору о предоставлении рабочей силы из числа осужденных существуют одни обязанности, а для договора возмездного оказания услуг по подбору рабочей силы из числа осужденных — другие.

В договоре о подборе и предоставлении рабочей силы из числа осужденных отражаются обязательства учреждения по подбору и предоставлению рабочей силы на основании заявки общества, контролю за соблюдением режима осужденными, содействию обществу в выполнении норм выработки и увеличении производительности труда, участию в расследовании причин несчастных случаев. Исходя из этого договоры обязательства общества сводятся к:

  • предоставлению учреждению информации о требованиях к осужденным;
  • эффективному использованию осужденных, недопущению необоснованных простоев;
  • предоставлению осужденным необходимых средств труда;
  • предоставлению автотранспорта для перевозки осужденных к месту работы и обратно;
  • необходимости получения письменного разрешения руководства учреждения при перемещении осужденных на участки, отличные от указанных в договоре;
  • обеспечению осужденных питанием. Условия организации питанием осужденных оговариваются дополнительным соглашением сторон;
  • обеспечению безопасных условий труда и уровня производственной санитарии согласно требованиям разд. 10 ТК РФ;
  • организации труда осужденного с учетом его специальности и квалификации. Проведению инструктажей по технике безопасности и охране труда;
  • осуществлению стажировки осужденного и его обучению безопасным приемам труда;
  • расследованию несчастных случаев на производстве, ведению их учета и отправке учреждению актов по форме Н-1 (в соответствии со ст. 229 ТК РФ, Постановлением Правительства РФ от 31.08.2002 N 653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и особенностях расследования несчастных случаев на производстве», Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»);
  • обеспечению осужденных специальной одеждой и обувью, а также средствами индивидуальной защиты.

В свою очередь, обязательства учреждения сводятся к:

  • своевременному подбору и предоставлению рабочих из числа осужденных обществу, ознакомлению общества с профессиональными и биографическими сведениями об осужденных, повторному подбору в случаях, определенных в договоре;
  • контролю за соблюдением осужденными режимных требований и выполнением норм выработки;
  • участию совместно с обществом в расследовании несчастных случаев, произошедших с осужденными на территории общества;
  • необходимости уведомления общества о невозможности выполнения услуг в семидневный срок;
  • соблюдению конфиденциальности в отношении сведений об осужденных и обществе.

Раздел 3 «Оплата труда и материальное стимулирование». В разделе следует оговорить порядок определения размера и источники выплат зарплаты и материального поощрения осужденным, порядок и сроки перечисления денежных средств. Уточняются сроки представления таких документов, как акты выполненных работ, счета-фактуры, табеля и наряды выполненных осужденными работ.

Например, акты выполненных работ и счета-фактуры представляются обществу до 5-го числа текущего месяца. Общество, в свою очередь, обязано представить учреждению табеля и наряды выполненных работ осужденными не позднее 3-го числа месяца, следующего за отчетным.

Определяется порядок внесения предварительной оплаты. Так, общество обязано до 5-го числа текущего месяца вносить предоплату в размере 100% сложившейся суммы фонда заработной платы осужденных с начислениями страховых взносов во внебюджетные фонды за текущий месяц.

В договоре предусматриваются условия о порядке производства удержаний. Так, все удержания с сумм заработной платы, включая налоги, производятся учреждением самостоятельно.

Не позднее трех дней с момента увольнения осужденного учреждение представляет расчет денежной компенсации за неиспользованный отпуск, сумма которой выплачивается обществом вместе с заработной платой.

Оплата осуществляется перечислением денежных средств на лицевой счет учреждения или путем внесения наличных денежных средств в кассу учреждения.

Раздел 4 «Имущественная ответственность сторон». В этом разделе договора описываются различные события, при наступлении которых возникает имущественная ответственность одной стороны перед другой.

Учреждение несет ответственность перед обществом в случаях:

  • невыполнения или ненадлежащего выполнения договора в соответствии с законодательством;
  • умышленной порчи, поломки механизмов, станков, оборудования, порчи и утраты инструмента, приборов, материалов, полуфабрикатов осужденными, при условии доказательства их вины в установленном законом порядке. Размер ущерба определяется по их балансовой стоимости с учетом амортизации.

Общество несет ответственность перед учреждением в случаях:

  • невыполнения или ненадлежащего выполнения договора в соответствии с законодательством;
  • причинения увечья осужденному в результате несоблюдения техники безопасности и охраны труда. Размер определяется законодательством по аналогии с рабочими и служащими. Перечисленные денежные средства пострадавшему осужденному расходуются аналогично заработной плате. Однако после освобождения пострадавший имеет право на возмещение ущерба в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • неуплаты платежей в оговоренный срок. Размер составляет 0,5% суммы очередного платежа за каждый день просрочки;
  • непредоставления работ (в том числе неполный рабочий день). Оплата за простой должна быть не ниже 2/3 ставки разряда (оклада) в соответствии со ст. 157 ТК РФ. При возможности простоя общество должно уведомить об этом учреждение за семь дней.

Каждая из сторон договора должна исполнять свои обязанности максимально эффективно, принимать меры для предотвращения или уменьшения размера причиненного ущерба.

Раздел 5 «Особые условия». В этом разделе договора нужно установить рабочее время, выходные дни осужденных, порядок и размер оплаты сверхурочных работ, работ в ночное время, пособия по временной нетрудоспособности со ссылкой на соответствующие разделы и статьи ТК РФ.

В нем в обязательном порядке должно быть отражено, что в соответствии с Приложением 9 к Приказу Минюста России от 03.11.2005 N 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» осужденных запрещается привлекать:

  • к работе с множительной, радиотелеграфной, телефонной, телефаксной техникой;
  • к работе, связанной с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ;
  • в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием.

Кроме того, следует указать основания непредоставления осужденных в случаях:

  • получения соответствующих указаний от вышестоящей организации (например, УФСИН по Московской области);
  • освобождения осужденного в связи с отбытием срока наказания и по другим причинам, предусмотренным законодательством РФ;
  • невыполнения обществом условий договора.

В договоре также должны содержаться условия об уведомлении сторон в случае отказа общества от использования рабочей силы из числа осужденных или уведомлении учреждением при невозможности их предоставления обществу. Например, в случае отказа общества от использования рабочей силы из числа осужденных оно должно уведомить об этом учреждение не позднее чем за семь дней в письменном виде, а учреждение при невозможности предоставления осужденных уведомляет об этом общество не менее чем за семь дней в любой удобной форме.

В целях стимулирования общества к должному контролю за осужденными и недопущению их побега в договоре важно указать на ответственность общества при совершении осужденным побега с территории общества или их перемещении на объекты, не оговоренные в договоре, без письменного разрешения учреждения. Несмотря на это, обязанности по охране и надзору за осужденными, а также пресечение побега возложены на учреждение в соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством.

В договор также надо включить следующие условия:

  • во всех случаях, не предусмотренных в договоре, стороны руководствуются действующим законодательством;
  • все споры и разногласия решаются мирным путем, в случаях недостижения компромисса спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде соответствующего субъекта РФ с обязательным претензионным порядком урегулирования споров;
  • договор может быть расторгнут по соглашению сторон либо по решению суда;
  • любые изменения и дополнения в договор вносятся в письменной форме и подписываются уполномоченными представителями сторон.

Договор составляется в двух экземплярах (по одному для каждой из сторон). Начало действия договора — день подписания, окончание действия — дата, указанная в договоре.

Раздел 6 «Юридические адреса и банковские реквизиты сторон». Этот раздел представлен двумя частями. В каждой из них указываются юридические адреса и банковские реквизиты учреждения и аналогичные данные общества.

В разделе «Учреждение» указываются следующие сведения:

  • наименование учреждения;
  • юридический адрес с почтовым индексом;
  • ИНН, КПП;
  • контактная информация (телефон и факс);
  • ИНН и наименование получателя денежных средств (территориального органа Федерального казначейства) с указанием лицевого и расчетного счета;
  • БИК и наименование банка;
  • дополнительная информация (например, в назначение платежа включить: 32030201010010000130/320/п. 11 — оплата от привлеч. осужд. к труду ОФК 6828);
  • наименование должности руководителя учреждения, его фамилия и инициалы, роспись, печать учреждения;
  • дата подписания договора.

В разделе «Общество» указываются следующие реквизиты:

  • наименование общества с указанием организационно-правовой формы;
  • юридический и фактический (при необходимости) адреса с почтовыми индексами;
  • ИНН, КПП;
  • номер расчетного и корреспондентского счета;
  • БИК и наименование банка;
  • место работы осужденных;
  • наименование должности руководителя общества, его фамилия и инициалы, роспись, печать общества;
  • дата подписания договора.

И.Зернова

Эксперт журнала

«Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *