Уроки риторики

  • автор:

Зачем нужна риторика?

Имеете вы дело с одним человеком или с тысячей, способность связно и доступно излагать свои мысли– важнейшее умение, которое может развить каждый.

Именно поэтому первые риторические навыки у людей появились еще в каменном веке. В то время, когда возникла потребность передать сообщение. Например, о пожаре.

Прошло очень много лет. Но и сегодня речь и публичные выступления используются для мотивации, убеждения и влияния.

Чтобы добиться от жизни того, что вам нужно, вы просто обязаны научиться правильно подавать себя и свои идеи.

Какие навыки входят в этот сложный, но безумно интересный предмет – риторику?

  1. Красивый голос и четкая дикция. Сложно понять, о чем человек говорит, если вместо приятных уху звуков из рта оратора «вываливается» что-то неразборчивое. Если же говорящий еще и «тишит», то о каком доверии к такому человеку может идти речь.
  2. Невербальное общение и контакт с аудиторией. Порой парочка жестов-паразитов (чесание носа, поглаживание одежды или аксессуаров, оттопыривающийся палец на руке и пр.) могут испортить все впечатление о вас. Оратор с головы до пят должен излучать силу и уверенность.
  3. Аргументация. Ну куда же нам деться без искусства правильно аргументировать свою позицию. Каждый оратор должен уметь составлять аргументы, располагать их в нужном порядке и подкреплять выгодными для него примерами, цитатами, историями и прочими полезными штуками.
  4. Культура речи. Нужно оратору уметь формулировать четкие и понятные предложения? А расставлять в словах родного языка правильные ударения (чтобы не испортить о себе все впечатление одним неправильно произнесенным словом)? Есть ли необходимость в большом словарном запасе? Да! Да! Да!
  5. Структура речи. У успешной и запоминающейся речи всегда есть структура.
  6. Манипуляции и умение отвечать на «каверзные» вопросы. Часто случается следующее: оратор произносит блистательную и убедительную речь; все счастливы и кажется, что победа уже в руках; но тут кто-то из слушателей задает не очень приятный вопрос или язвительно комментирует позицию оратора… Если оратор не умеет распознавать манипуляции, противостоять им, правильно отвечать на вопросы с подтекстом и манипулировать в ответ, то его ждет провал.

Кем бы вы ни были: менеджером, учителем, предпринимателем или общественным деятелем, эти навыки помогут вам вдохновлять аудиторию и превращать ее в своего преданного последователя.

Риторика, как учебный предмет в школе

Общеизвестно, что уже в Древней Греции, наряду с чтением, письмом и физическими упражнениями, обучали риторике. Риторика (от греческого «ритор» — оратор) – одна из самых древних наук на земле. Она возникла как наука об искусной, красной речи. В первом основополагающем учебнике по риторике, который принадлежит М.В.Ломоносову, говорится, что «риторика есть наука говорить и писать красно». Возрождение ее началось в середине 20 века, и во многих школах преподается как отдельный предмет. Школьный курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают коммуникативные умения. Дети учатся анализировать и оценивать общение, на уроках формируются умения говорить, слушать и слышать, писать и читать, т.е. умения общаться.

Уроки риторики надо начинать с 1 класса, т.к. дети в таком возрасте легко впитывают образцы речи, эмоциональны, любят играть. Но для того, чтобы ребята легко раскрывались эмоционально, в классе надо создавать доброжелательную обстановку. Нужно замечать каждую удачу ученика, каждый его шаг вперед (в результате работы Ваня стал говорить громче, Игорь и Дима провели доброжелательный диалог, Катя четко проработала скороговорку).

Очень важно, чтобы ни один ученик не просидел молча весь урок, и подытоживая результаты работы класса отметить речевую активность детей (В результате работы Олега мы сегодня слышали 5 раз, Ксюшу – 6 раз, причем ее фрагмент диалога был более занимательным).

Каждый урок в 1 и 3 классах начинаем с речевой гимнастики:

1. Учимся правильно дышать, т.к. от речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи.

Первые упражнения связаны с формированием правильной осанки:

а) правильное положение тела, стоя, сидя;
б) упражнения «Дровосек» (имитация рубки дров), «Освобождение от усталости» (тело расслабить и покачаться как на пружине).

Далее переходим на дыхательную гимнастику:

1. Прочитать на одном дыхании:

Хомка, хомка, хомячок, Подметает хомка хатку
Полосатенький бочок, И выходит на зарядку.
Хомка раненько встает Хомка хочет сильным стать
Щечки моет, шейку трет. (Вдох – и на выдохе «Раз, два, три, четыре, пять!» — выдохнуть весь воздух)

2. Представьте, что вам необходимо:

задуть свечи,
сдуть с рукава пушинку,
раздуть огонь в потухающей печи,
подуть на горячее молоко, сдувая пенку.

Далее переходим на чистоговорки, скороговорки, упражнения на выразительность, где дети должны мимикой и жестами «создать образ» персонажа, от лица которого ведется монолог.

Игра «Лесное радио».

Дети делятся на группы. Даются карточки:

  • Медведь – «Не шуми зимой в лесу. Не тревожь мой сон».
  • Лиса – «Не ругайте меня, если я украду курочку».
  • Заяц – «Прошу оказать помощь, а именно: морковкой, капустой».
  • Лось – «Принеси охапку сена, я буду очень рад».

Ребята должны, подражая лесным жителям, передать текст объявления.

Большая работа проводится на развитие внимания.

3. «Слушали и услышали»

Цель — быть внимательными и неравнодушными слушателями, что очень важно развивать с детьми начальной школы.

1. На примере Осеевой «Хорошее»

(«Захотел ли Юра услышать свою сестренку, помочь Трезорке?». Приходилось ли вам быть внимательными по отношению к другим?)

2. Разыгрывание ситуации:

«Ты вернулась из школы, мама попросила тебя вынести мусор. Что и как ты ответишь?»

На уроках даю ребенку возможность не бояться спрашивать, если не понятно значение слова:

Есть слово «проволочка»
И «проволочка» есть.
А что такое «атлас»
Его приносят в класс?
Я прочитала «атлас»,
Но есть ведь и «атлас». – Что же означают эти слова?

В предлагаемую программу по риторике входят два больших блока: общение и речевые жанры. Фрагмент урока I блока «Слушаю целый день», проводится в виде викторины (2 команды):

1. Кто больше назовет пословиц и поговорок о слушании. (Например: «Меньше говори, больше слушай», «Я ему про Фому, а он мне — про Ерему»)

2. Где ошибка, назови. Будь внимателен.

«Январским ясным утром
В начале сентября
Взашла луна, а звезды
Упали на поля»

3. Изобрази без слов (изобразить внимательного и невнимательного человека).

4. Задай вопрос! (Сформулировать правильно вопрос на непонятные слова) по сказке Ершова «Конек – Горбунок»

«Так неделей через пять
Спальник1 начал примечать,
Что Иван коней не холит2
И не чистит и не школит3…»

1- придворный член в допетровской России;

2- ухаживать, держать в чистоте, тепле, лелеять;

3- держать под присмотром, в строгости.

В конце урока при подведении итогов ни один ребенок не обходится без внимания. Даже если ученик только начал говорить. (Дать положительную оценку, подбодрить)

На уроках первого блока у учащихся формируются важнейшие умения: разные формы приветствия в зависимости ситуации (учитель, ученик, друг); что смех и смешит и огорчает; громкость речи, в зависимости от высказывания; правила речевого общения во время телефонного разговора; жесты и мимика при общении – главное говорить так, чтобы не обидеть собеседника ни словом ни жестом.

II Блок «Речевые жанры» дает представление о тексте:

1. Составление рассказа по представлениям.

Д.Родари «Почему говорят, что подкова приносит счастье? (Восстановить последовательность предложений в тексте, чтобы получился понятный рассказ)

2. Закончи рассказ.

«Жила – была курица, и было у нее трое цыплят. Цыплята были непослушные, и курице тяжело было за ними приглядывать. Вот однажды повела мама – курица своих деток на прогулку…»

3. Собери пословицы.

У семи нянек апрель с травой.
Здоровое дерево мало леса – береги
Много леса – не губи, дятел не долбит.
Март с водой, дитя без глаза.

4. Определи смысл пословиц.

Растение – земли украшение. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет. Сентябрь холоден да сыт.

5. Придумай ответ.

Что думает мышка, когда спрячется в норку? О чем мечтает лягушка, лежа на камушке?

6. Нарисуй по рассказу.

Зачитывается любой отрывок из рассказа, сказки, стихотворения. Дети должны нарисовать картинку по заданному сюжету.

В ходе обучения знакомимся с запретами (мягкими и строгими), где учащиеся учатся анализировать запреты, объясняя их необходимость, т.к. запреты помогают соблюдать правила поведения. Составляют свои запреты. В итоге учащиеся приходят к выводу, что выражение запреты в мягкой, более деликатной форме помогает установить более благоприятный, теплый психологический климат в коллективе, семье. Например: «Пожалуйста, не сорите», «Просим соблюдать тишину», «Спасибо за то, что вы не дразните животных».

Далее идет знакомство со знаками – цель дать детям элементарные понятия о системе знаков, которые окружают человека (ребятам предлагается оформить расписание уроков через определенные знаки ).

Мы живем в такое время, когда средства массовой коммуникации играют в нашей жизни большую роль. Поэтому провожу знакомство с газетой, с ее жанрами (статья, зарисовка, фельетон, портрет, рассказ, заметка, хроника). В процессе беседы ученики анализируют хронику и заметку, чем они отличаются. Например: хроника. Что это такое? (маленькое короткое сообщение)

«С 4 по 8 марта в Нижнеудинске будет проходить выставка художника Ускова.»

Тут же дети сами находят недочеты и исправляют их.

«18 декабря в школе № 9 проводится открытый урок. На уроке присутствовали учителя других школ»

Провожу работу над сочинениями.

  • Рассуждения: игра «объяснялки»

Нужно знать правила дорожного движения, потому что нельзя перебивать говорящего человека: ведь …

Золотая рыбка в сказке Пушкина не выполнила желание старушки…

  • Сочинение описание (описывают любое дерево)

Что дает риторика? Дети на уроках чувствуют себя раскованней, не боятся отвечать, речь становиться ярче, образней, повышается активность. Постоянно звучит вопрос: «Почему? Докажу». Учащиеся получают риторические знания о том, как стать хорошим собеседником, как успешно выступить с сообщением на уроке, на школьном празднике перед большой аудиторией, как одержать победу в словесном споре. В повседневной жизни, на учебных занятиях или праздничных встречах с особым интересом слушают того, кто говорит чисто и правильно, легко находит нужное слово для защиты или убеждения, прекрасно рассказывает. Центральное место в этом предмете занимают коммуникатовно – речевые задачи, которые формируют у учеников умение анализировать, оценивать общение (в том числе и свое собственное), и главное – умение общаться, умение успешно пользоваться даром слова.

Литература:

  1. Детская риторика в рассказах и рисунках – Т.А. Ладыженская. 1 – 4 класс
  2. «Уроки риторики» Развитие речи – Л.Г. Антонова
  3. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках – Т.А. Ладыженская
  4. Карточки «Путешествие в Изумрудный город с приключениями и открытиями или «Учимся понимать текст» — Г.Г. Граник, О.В. Соболева.

Ораторское искусство для начинающих: упражнения и правила


Впечатление, которое человек производит на окружающих, уже в первые минуты знакомства может полностью изменить его будущее. Карьера, финансовое положение, отношения с друзьями и личная жизнь зависят от способности чётко и внятно излагать свои мысли, умения слышать и слушать, убеждать и договариваться.

Риторика и ораторское искусство

Ораторское искусство – это не просто способность много и красиво говорить. Хороший оратор должен владеть основами психологии и актёрского мастерства, философии и аналитики. Основная его цель – не просто донести до собеседника определённую информацию, но и вызвать интерес у аудитории, побудить слушателей к совершению тех или иных действий.

10 основных правил риторики

В риторике выделяют 10 составляющих, которые влияют на качество речи и лежат в основе ораторского мастерства.

Объективность

Не следует преподносить собственные убеждения, как непреложную истину. Речь выступающего должна быть непредвзятой, а информация правдивой;

Лаконичность

Длинный, содержащий много второстепенной информации монолог, вызывает раздражение и негативную реакцию окружающих. Текст выступления должен быть достаточно кратким и лаконичным, при этом оставаясь содержательным и информативным;

Ясность

Ясность – это способность объяснять сложные вещи простыми словами, преподносить информацию в понятной для собеседника форме;

Образность

Использование в качестве примеров реальных жизненных ситуаций, сравнения и сопоставления, вызывает у слушателя ассоциации с привычными, хорошо знакомыми вещами. Возникающие при этом чувства и эмоции упрощают восприятие информации и делают речь более запоминающейся;

Целесообразность

Основная мысль сказанного должна легко улавливаться и быстро запоминаться;

Напряжение

Собеседника нужно увлечь, заинтересовать, и, сохраняя интригу и повышая градус напряжения, постепенно подводить его к кульминации повествования;

Неожиданность

Нестандартный подход и свежий взгляд на ситуацию повышают интерес аудитории к оратору и его выступлению;

Насыщенность

Не следует нагружать слушателя обилием сложных для восприятия терминов и формулировок, их необходимо чередовать с простой и доступной для понимания информацией;

Комический эффект

Юмор сглаживает острые углы, вызывает расположение аудитории, а выступления, разбавленные удачной шуткой или уместной остротой, лучше запоминаются;

Стиль

Не стоит произносить пафосных и возвышенных речей, но в то же время, сказанное не должно казаться пошлым или вульгарным. Выбор стиля повествования зависит от его содержания и целевой аудитории, на которую рассчитано выступление.

Упражнения


Ораторское мастерство помогает не просто контролировать ситуацию, но и управлять ею. От коммуникативных навыков оратора и правильно выстроенного диалога со слушателями зависит положительный исход любого дела.

Красноречие – способность не врождённая, а приобретённая. Этот навык необходимо развивать и тренировать. Научиться свободно выражать свои мысли при помощи слов, говорить легко и непринуждённо, вызывать интерес и доверие у аудитории, можно, выполняя достаточно простые, но эффективные упражнения.

8 упражнений для тренировки речи

Громкое чтение

Для того, чтобы развить силу и гибкость голоса, необходимо ежедневно читать вслух любой текст. При этом нужно менять тональность каждого предложения, переходя от громкого произношения к тихому и наоборот. Можно в подобной технике произносить протяжные гласные, при этом голос должен звучать ниже, чем обычно;

Пересказ прочитанного

Научиться формулировать мысли можно, регулярно пересказывая прочитанные тексты своими словами. При этом особое внимание необходимо уделять деталям, стараться запомнить и воспроизвести как можно больше информации;

Поиск ключевых слов

Поиск ключевых слов – помогает развить речевое мышление. Нужно определить, какие фразы и предложения являются ключевыми в тексте и постараться подобрать для них новые формулировки. При этом смысл и информативность слов должны сохраняться. Ещё один вариант упражнения предлагает, прочитав лишь первую часть предложения, завершить его своими словами;

Перефразирование

Это упражнение учит выделять основную мысль в тексте. Прочитав небольшую статью или сообщение, нужно передать содержащуюся в них информацию своими словами, при этом уменьшив размер текста до одного предложения;

Простота речи

Чтобы исключить частое использование одних и тех же слов (слова «паразиты»), пересказываемый текст записывают на диктофон. Обнаружив при прослушивании предложения, содержащие такие слова, их необходимо проговорить несколько раз, но уже в правильной форме;

Скороговорки

С помощью скороговорок можно научиться говорить быстрее, сохраняя при этом отчётливое произношение;

Чтение по складам

Чтение по складам применяется для выработки свободного, отчётливого произношения. Необходимо медленно, по складам читать любой текст, обращая внимание на правильность и чёткость произносимых звуков. Это упражнение позволяет избавиться и еще от одного распространённого недостатка – торопливого произношения, при котором отдельные звуки или окончания слов теряются (проглатываются), а речь получается скомканной и невнятной;

Чтение стихов

При чтении рифмованных произведений легче запоминается правильная постановка ударения в словах.

Упражнения следует выполнять как можно чаще, но при этом важно делать перерыв и отдыхать, почувствовав утомление. Кроме того, ясность речи и чёткость произношения зависят от правильного дыхания, выработать которое можно при помощи дыхательной гимнастики.

Страх публичных выступлений


Тревога и неуверенность в себе мешают оратору ясно выражать свои мысли. Он часто сбивается, его речь становится путанной и зрителю приходится напрягаться, чтобы уловить суть сказанного. Волнение и страх перед аудиторией, могут привести к провалу любое выступление. Как не бояться публичных выступлений?

Первый шаг к решению проблемы – анализ и определение тех факторов, из-за которых человек испытывает дискомфортное состояние перед выходом на сцену и боится публики. Чаще всего причины подобной реакции носят психологический характер. Бесконтрольный страх и волнение могут возникать из-за:

  1. детских воспоминаний (неудачное выступление в раннем возрасте);
  2. строгого воспитания (запреты и ограничения со стороны родителей, уверенность в том, что не следует привлекать внимание других людей);
  3. комплексов (недовольство собой, ожидание смеха от аудитории);
  4. болезненное самолюбие (боязнь критики, желание быть совершенным во всём).

Боязнь публичных выступлений — явление очень распространённое, знакомое практически всем, кому приходилось работать с большой аудиторией. Небольшое волнение делает речь более эмоциональной и интересной, но очень важно следить за тем, чтобы оно не переросло в панику.

Как не волноваться перед публичным выступлением

Известно множество методик, позволяющих справиться с эмоциями и преодолеть страх сцены. Физические упражнения и занятия спортом перед выступлением помогают расслабиться и снимают нервное напряжение. Чашка теплого молока или травяного отвара с мёдом успокаивает и делает голос мягче и звонче.

5 способов побороть волнение

Существуют способы, помогающие успокоиться перед выходом на сцену:

  • Аутотренинг – нужно убедить себя в отсутствии страха, поверить в себя, понять, что ошибки могут быть у всех. Лучше всего совмещать аутотренинг с визуализацией выступления, представляя свой успех и положительную реакцию аудитории.
  • Хорошие воспоминания – отвлечься от волнений можно воскресив в памяти свои прошлые успехи и победы, вспомнив наиболее яркие моменты своей жизни.
  • Медитация – полное расслабление, глубокие вдохи и выдохи помогают успокоиться и избавиться от нервозности.
  • Отдых – накануне выступления нужно выспаться и хорошо отдохнуть. Это позволяет привести мысли в порядок, быть более собранным и спокойным.
  • Подготовка – уверенность в своих знаниях помогает легче относиться к происходящему. У человека, хорошо разбирающегося в теме доклада, намного больше шансов вызвать интерес у аудитории.

Свой страх нужно осознать и принять. Любой человек имеет право на волнение и часто, само понимание этого факта помогает оратору взять себя в руки и успокоиться.

Как не бояться выступлений перед публикой

Неуверенность в себе, волнение и страх могут вернуться, как только оратор выйдет на сцену. Избавиться от паники и установить контакт с аудиторией можно с помощью обыкновенной улыбки. Это позволяет снять напряжение и расположить к себе слушателей.

Иногда уместно открыто признаться публике в своём волнении. Это лишний раз подчеркнёт серьёзное отношение оратора к предстоящему выступлению, слушатели будут более снисходительны к возможным ошибкам и промахам выступающего.

Если в зале присутствуют друзья или родственники оратора, нужно установить с ними зрительный контакт. Поддержка близких людей позволяет почувствовать себя уверенней и справиться с эмоциями.

В ситуации, когда оратор не знает ответа на заданный вопрос, можно воспользоваться «методом бумеранга», суть которого – переадресация вопроса аудитории или сидящим в зале коллегам. Это позволит вовлечь слушателей в обсуждение и достойно выйти из затруднительного положения.

Ораторское искусство – это инструмент, позволяющий добиться успеха в карьере и личной жизни. При помощи слова можно влиять на чувства и эмоции, менять мировоззрение и взгляды собеседника. Часто умение убеждать других, помогает человеку стать более открытым и поверить в себя.


Еще несколько мыслей об этом самоучителе по ораторскому искусству.

  • Читать это не обязательно – нажимайте на следующую страницу.

Есть тезис, с которым я полностью согласен:

Успешный человек – это оратор.

  • Потому что речь – это важный инструмент СОВРЕМЕННОГО УСПЕШНОГО человека.
  • Каждый из вас, уверен, приобретает мобильный телефон с максимальным количеством полезных функций: чтобы он мог не только звонить, но и фотографировать, снимать видео. Так? И это уже не кажется излишеством.
  • Так и любой работодатель хочет нанимать сотрудников с максимальным количеством полезных функций. Умение выступать, делать презентации, доклады – полезная функция работника, согласны?

Легко ли обучиться ораторскому искусству?

На мои курсы Ораторского Искусства записываются разные люди. И уверенные в себе люди и неуверенные. Но спустя время – это уже хорошие ораторы.

Причем стопроцентно.

Поэтому я знаю, что научиться ораторскому искусству легко. Любому человеку с любыми данными.

Не верьте тем людям, которые Вам скажут, что обучиться риторике сложно.

  • Это так же сложно и одновременно легко, как научиться ездить на велосипеде, плавать или готовить на кухне.
  • Долго верил своим друзьям, что научиться играть на гитаре удается лишь избранным. До 18 лет верил. А потом купил гитару и уже через месяц играл вполне сносно. Еще через пол года был одним из лучших (пусть не самым), в своем общежитии.

А еще я слышал, что оратору нужны какие-то врожденные данные и способности. Например, харизма или уверенность в себе…

Да, не помешают.

Это все хорошо. Но ко мне чаще всего приходят люди без этих качеств. Но… они делают уроки, выполняют упражнения (самостоятельно или с тренером) … И получают отличные результаты в ораторском искусстве.

Приобретая попутно и харизму и уверенность…

Нужны данные. Но другие. Хотя бы легкое чувство самолюбия и слегка самодисциплины.

А еще полезно вспомнить, что лень – это не самое главное в жизни.

Можно ли обучиться ораторскому искусству по самоучителю?

В знаменитой пословице говорится, что “осла можно подвести к воде, но ни один шайтан не заставит его напиться”.

Кто бы нас ни учил, как бы ни учил, а учимся мы сами. И от того, насколько необходимы нам знания, настолько и учимся.

В любом обучении есть два основных элемента: теория и практика

Без теории обучаться можно, но сложно. Теория помогает быстрее овладеть знаниями, и осмысленнее овладеть практикой.

Без практики (без уроков и упражнений) обучаться еще сложнее. Знания без практики – просто слухи, которые постепенно забываются. Попеременно получая знания и закрепляя их на практике, мы учимся любым навыкам.

Позже, когда навык усваивается, мы не вспоминаем знания, и не контролируем свои действия – мы просто делаем.

Ораторское искусство не простой навык.

Овладение риторикой требует практических упражнений, связанных с выступлениями перед другими людьми.

  • Можно выполнять упражнения самому, перед зеркалом.
  • Можно – упражнения перед видеокамерой.

Но в этом случае полезно периодически самостоятельно находить практику выступлений: на работе, на собраниях, на вечеринках.

Один из способов организовать практику – самому собрать группу друзей. Возможно, им будет тоже интересно овладеть ораторским искусством совершенно бесплатно.

Так часто и происходит. Опрашиваются друзья или коллеги, которые хотят обучиться урокам ораторского мастерства бесплатно. Желающие обучиться риторике всегда находятся. А после первой встречи слухи о полезном досуге приводят и малознакомых людей. И все уроки и упражнения из этой книги можно делать вместе.

Можно обучаться вдвоем с другом.

Делать практические упражнения вдвоем.
И, попеременно, быть требовательным учителем и талантливым учеником.

Очень приветствуется собирать семейные вечера, и выполнять упражнения в кругу семьи.

Это интересный и полезный семейный досуг. Вы увидите, что эти уроки по ораторскому искусству понравятся всем членам вашей семьи.

Но если Вы, все же, будете риторикой заниматься самостоятельно – это тоже хорошо. Ведь многие практические упражнения можно делать самостоятельно.

Итак, с чего нужно начать?

1. Теория.

Не обязательно прочитать всю теорию риторики. Достаточно будет прочитать эти две-три следующие главы. Там достаточно теории для выступлений начального уровня.

2. Практика.

Урок №1.

Начнем с простого упражнения. Прочитайте любую из этих притч:

  • Притчи

Станьте перед зеркалом и расскажите своими словами любую из них.

Если перед зеркалом уже получается хорошо – включите видеокамеру.

Веб-камеру, например, или видеокамеру на смартфоне.

Когда и это получится хорошо – расскажите эту притчу кому-нибудь из друзей.

В следующий раз то же самое можно проделать с любой историей (новостью) из Интернета.

Вот пример.

  • Самая обычная история рассказанная самым обычным человеком:

Думаю, полезно один раз обучиться ораторскому искусству, чтобы потом пользоваться всю жизнь.

Впрочем, предисловие затянулось – пора переходить к следующим главам.

Педагогический проект. Тема: «Развитие у детей культуры речевого общения через элементы риторики»

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Приобский»

Педагогический проект.

«Развитие у детей культуры речевого общения

через элементы риторики»

Вдовина Ольга Александровна

педагог дополнительного образования

Бийск

Педагогический проект

«Развитие у детей культуры речевого общения

через элементы риторики»

1. Введение

Автор проекта: педагог дополнительного образования Вдовина Ольга

Александровна

Участники проекта: обучающиеся школы раннего развития «Витаминка»

МОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский» г. Бийск

Возраст участников проекта: 5-6 лет

Реализуется в течение учебного года.

Объект проектирования: педагогическая ситуация.

Идея проекта: Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обусловливает актуальность данной темы.

Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребностей в пользовании языком. Дети комфортно должны чувствовать себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы легко вступать в диалог,

с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, быть внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками, владеть невербальными средствами общения, — одним словом, быть добрыми, умными, интеллигентными, коммуникабельными людьми.

Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно развиваться при использовании в развитие речи элементов риторики.

По результатам тестирования было обнаружено, что дети не способны самостоятельно изложить свои мысли, составить пересказ, употреблять в речи сложные предложения, передавать характерные черты героев сказок. У детей не развит речевой этикет (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, разговор по телефону и др.). Дошкольники не владеют невербальными средствами общения (мимика, жесты, телодвижения), средствами выразительности устной речи (интонация, темп, скорость речи, громкость звучания, тембр и т.д.).

Чтобы решить эту проблему, я разработала проект «Развитие у детей культуры речевого общения через элементы риторики».

Проект реализуется в рамках школы раннего развития «Витаминка» на занятиях по развитию речи.

Для развития культуры речевого общения использую игры и игровые упражнения с элементами риторики, я стараюсь научить детей говорить чисто, правильно, интонационно выразительно, пользоваться «языком внешнего вида»: мимикой, жестами, пантомимикой.

При использовании составленных игр и игровых упражнений, включая элементы риторики, на занятиях по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста будут сформированы следующие коммуникативно-речевые умения:

  • оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно – так говорить нельзя; так верно выражена мысль – так не верно выражена мысль; так хорошо звучит речь – так плохо звучит речь и т.п.);

  • ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;

  • владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко – тихо, быстро – медленно, с какой интонацией и т.п.;

  • внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего;

  • соотносить вербальное и невербальное средство общения;

  • пересказывать литературные произведения;

  • составлять описательные и повествовательные рассказы;

  • передавать характерные черты героев сказок.

Цель проекта: Создание условий для развития культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством элементов риторики.

Задачи:

  • Изучить речевые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста;

  • Составить подборку вариантов речевой разминки (артикуляционные упражнения, дыхательные, фонетические, дикционные упражнения, направленные на развитие и обогащение культуры речевого общения);

  • Использовать разработанный материал на занятиях развития речи и риторики с детьми старшего дошкольного возраста в условиях школы раннего развития.

Ожидаемые результаты:

  • проговаривать слова четко, внятно и с интонацией;

  • пользоваться голосом различной громкости;

  • «рисовать» руками, жестами свои рассказы и стихи;

  • владеть собой , своим настроением;

  • речь станет более чистой (без мусорных слов – ээээээ, ммммм, а вот и

т.д.)

  • выразительно читать стихи, пересказывать и составлять свои истории;

  • поддерживать разговор, активно развивать его, быть в центре диалога;

  • быть уверенным в общении (применять навыки объяснения и

убеждении)

2. Теоретическая (реферативная) часть

Дошкольный курс риторики призван как можно раньше знакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.

Чем раньше дети начнут знакомиться с вопросами речевого поведения, тем эффективнее будут результаты последующего обучения.

Предлагаемый курс является первой попыткой организовать работу по обучению детей 5—6 лет общению. Хотя в учреждении уделяется немало внимания развитию речи, однако специально разработанной системы по обучению общению нет.

На занятиях по риторике у большинства детей проявляется высокая познавательная активность и интерес к изучению новой науки. Анализ результатов входной и итоговой диагностики “Развитие способностей эффективного общения” свидетельствует о росте коммуникативных способностей, умению детей принимать конкретные решения в зависимости от определенной речевой ситуации.

Необходимо заметить, что на занятиях мы лишь определяем, обозначаем проблемы общения, стремимся зафиксировать в памяти дошкольников правила общения. Процесс формирования коммуникативно-речевых умений длительный, он не может ограничиваться только занятиями.

(Продолжение в приложении №1)

3.Проектная часть

Работа над проектом проводилась в четыре этапа.

На первом этапе (сентябрь – октябрь) проводилось тестирование группы детей с целью выявления их уровня развития связной речи.

Изучалась и анализировалась литература. Были изучены произведения и статьи педагогов: педагогов-новаторов и педагогов-классиков.

На втором этапе (ноябрь – декабрь) разрабатывалась система внедрения элементов риторики.

Третий этап работы над проектом проходил с января по апрель. В этот период были созданы условия для внедрения разработанной системы в процесс обучения дошкольников развитию связной речи.

Четвёртый этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования элементов риторики в развитии связной речи у детей дошкольного возраста. Диагностика, анализ полученных результатов.

В сентябре 2010 года в группе школы раннего развития «Витаминка» было проведено тестирование детей с целью выявления их уровня развития связной речи. В нём участвовали дети 5 — 6 лет в количестве 14 человек.

Для того чтобы повысить у детей уровень развития речи я составила и систематизировала ряд игр и игровых упражнений на развитие культуры речевого общения с элементами риторики.

Игры подобраны в соответствии с возрастом детей, с особенностями их психического развития.

  • Игры на развитие артикуляционного аппарата, упражнения для развития речевого дыхания

  • Пальчиковые игры

  • Речевая гимнастика

Игры на развитие артикуляционного аппарата, упражнения для развития речевого дыхания

Цель: способствовать формированию ритмического рисунка в серии слогов для правильного восприятия интонационной выразительности, создающей предпосылки для постановки логического ударения, правильного членения фразы; создать условия для формирования интонационной выразительности, развития силы и высоты голоса (в звуковых и слоговых упражнениях), способствовать умению управлять речевым аппаратом.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

Для развития артикуляционного аппарата на занятиях необходимо использовать:

— гимнастику для развития речевого аппарата;

— артикуляционные упражнения;

— дыхательные упражнения.

Гимнастику для развития речевого аппарата целесообразно проводить в начале занятия. А артикуляционные игры и упражнения можно включать как игровой момент на отработку нескольких звуков. На одном занятии можно предложить для выполнения не более трёх-четырёх упражнений, упражнений нового типа может быть не более двух. К выполнению новых упражнений можно переходить только после того, как усвоены предыдущие упражнения.

Пальчиковые игры

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, стимулировать развитие речи, творческих способностей, фантазии.

Пальчиковые игры – весёлое, увлекательное и полезное занятие. Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческих способностей, фантазии. Простые движения помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивать и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалочки, песенки.

В мае 2011года была проведена диагностика (см. приложение) по предмету развитие речи, целью которой было выявить успешность развития культуры речевого общения при использовании элементов риторики.

Для диагностики используется комплекс методик, состоящий из различных заданий. Например, некоторые из них:

  • задания, направленные на увеличение словарного запаса.

-расскажи всё, что ты знаешь об этих предметах;

— закончи предложения;

— скажи то же самое другими словами и т.д.

  • задания, направленные на развитие грамматического строя речи.

— скажи правильно;

-обратись вежливо;

— закончи предложение и т.д.

  • задания, направленные на умение составлять описательные рассказы по картинке.

-расскажи о каждом из животных;

— составь рассказ по предложенной картинке, перечисли качества и действия,

употребляя в связном высказывании точные и образные слова.

  • задания, направленные на умение пересказывать литературное произведение.

-пересказать сказку, интонацией передавая характерные черты героев

(волк – злой, козлята – испуганные) и т.д.

Критерии выполнения заданий:

Все результаты диагностирования детей заносятся в итоговую таблицу, по которой виден рост развития речи у детей.

В результате использования игр и игровых упражнений с использованием элементов риторики, включённых в занятия по развитию речи, были зафиксированы изменения в развитии речи и речевого общения: в группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями.

Высокий уровень – ребёнок выполняет задания самостоятельно.

Средний уровень – ребёнок выполняет задания с помощью взрослого.

Низкий уровень – ребёнок не справляется с заданием после помощи взрослого.

Развитие речи у детей 5 –летнего возраста

начальная

промежуточная

итоговая

Кол – во детей

Высокий

0%

21%

30%

Средний

50%

50%

53%

Низкий

50%

29%

17%

Развитие речи у детей 6 –летнего возраста

начальная

промежуточная

итоговая

Кол – во детей

Высокий

30%

35%

57%

Средний

55 %

55%

43%

Низкий

15%

10%

0%

4. Заключение

Педагогический проект «Развитие у детей культуры речевого общения через элементы риторики» реализован полностью. Разработана система игр и игровых развивающих упражнений, которые внедрены в процесс обучения на занятиях развития речи у детей дошкольного возраста. На основании анализа итоговой диагностики можно сделать вывод о том, что при использовании разработанной системы игр и игровых упражнений дети смогли освоить основы риторики. Дошкольники владеют элементарными речевыми навыками; научились высказывать свои мысли на доступные для них темы; у детей сформированы элементарные навыки речевой культуры, умение слушать и правильно понимать речь окружающих.

Занятия проводятся еженедельно в течение 25-30 минут. В группе — не более 12 человек. Чтобы легко было общаться, стулья следует ставить полукругом в просторной комнате.

Преподаватель — собеседник детей, который помогает им раскрепоститься; делится своими мыслями, знаниями; советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной речевой ситуации; радуется успехам вместе с детьми, огорчается, если что-то пока не получается

Обязательный элемент занятий — дыхательная гимнастика, артикуляционная и речевая разминки, которые подготавливают речевой аппарат к говорению.

На занятиях используются различные наглядные средства: раздаточный изобразительный материал, звуковые пособия (грампластинки, магнитофонные записи), сигнальные карточки.

Кроме того, может быть использована любая кукла (лучше предназначенная для кукольного театра, так как она может двигаться), которая стимулирует детей к активному, заинтересованному включению в речевую ситуацию.

Каждое занятие предполагает разыгрывание ситуаций общения.

(Подробнее об этом см.: Ладыженская Т.А.)

Необходимо заметить, что на занятиях мы лишь определяем, обозначаем проблемы общения, стремимся зафиксировать в памяти дошкольников правила общения. Процесс формирования коммуникативно-речевых умений длительный, он не может ограничиваться только занятиями. Учить общению, обращать внимание на правила коммуникации, на речевое оформление высказывания необходимо и вне занятия. При этом следует не забывать, что речевое поведение взрослого является для ребёнка образцом.

5. Литература

1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», Москва,

«Просвещение» 1985г.

2. Большева Т.В. «Учимся по сказке», С – Петербург, «Детство – Пресс»

2011г.

3. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. – Екатеринбург, Изд-во «Литур», 2002г.

4. Бочкарева О.И. «Развитие речи. Занимательные материалы», Волгоград, «Корифей» 2008г.

5. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Изд-во «Академия развития», 2005г.

6. Герасимова А. «Популярная логопедия», Москва, «Айрис — Пресс» 2007г

7. Джелелей О. Помогай-ка. Книга для взрослых и детей. – М., 1994г

8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: «Академия развития», 1996г.

9. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М., Изд – во «Мозаика – синтез», 2006г.

11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *